Русские келлии Каракальского монастыря
Русская обитель Воздвижения Креста Господня
Вблизи монастыря Каракал находилась знаменитейшая на всем Афоне русская келлия – Крестовоздвиженская, или; по-афонски, Крестовская. Расположена она была на холме между Каракальским монастырем и Артемьевской келлией, по дороге в Лавру св. Афанасия и на пик горы. Своей колокольней и куполом она привлекала взоры путников. Обитель располагалась на прекрасном выровненном холмике, с одной стороны которого находился значительной глубины овраг, идущий от хребта в море, а с другой – тоже овраг, но поменьше, чрез который тропинка вела в Артемьевскую келлию. Позади келлии возвышался огромный холм, покрытый каштановыми рощами, придававшими особенную красоту этой местности. Обитель почти со всех сторон была обсажена кипарисами, издалека привлекавшими взор путешественника; видны были и фруктовые посадки, а также старые маслины вокруг построек. Келлия имела около 4 десятин земли на гористой и неровной местности, все время исподволь разрабатываемой насельниками.
Основана была обитель в X в., сразу после образования Каракальского монастыря. Много веков она была населена греками, пока в начале XIX в. не перешла в русское владение. Первым ее русским старцем был о. Серапион. Согласно монастырским документам обитель при нем была провозглашена скитом, но вследствие вмешательства Протата дело это не осуществилось. Со времени о. Серапиона и до 1894 г. в келлии сменилось 4 настоятеля. Именно в этот период она была в значительной мере отремонтирована и увеличена.
В 1894 г. Крестовозвиженскую обитель возглавил схииеромонах Пантелеимон (в миру Петр Иванович Важенко), уроженец Курской губернии. Он прибыл на Афон в 1878 году и стал учеником знаменитого старца Хаджи-Георгия, известного всему Афону своей строгостью. О. Пантелеимон много времени проводил в Константинополе, создал там в 1900 г. подворье своей келлии. В 1903 г. он приобрел в 8 верстах от Иерусалима Фаранскую обитель преподобного Харитона Исповедника, которую в свое время не удалось приобрести даже самому архимандриту Антонину (Капустину), и населил ее русским братством из 7 человек. Делалось это при участии Российского консульства и с благословения иерусалимского патриарха Дамиана. Приобретение этого участка земли было важным делом для противодействия католикам, активно действовавшим в тот период на Святой Земле. Иеромонах Пантелеимон был действительным членом Императорского Палестинского общества.
Русские афонцы из этой келлии занимались также возрождением монастыря св. Пророка Илии под Бейрутом, близ того места, где вмч. Георгий победил змия. Монастырь в скором времени населился 40 русскими монахами. Планировалось еще более расширить эту обитель. Так русское монашество двигалось на Восток.
Главный корпус обители с церковью в честь Воздвижения Креста Господня имел три этажа. Он был весьма красив снаружи. Церковь, перестроенная русскими монахами, была очень просторной. Помимо этого корпуса, имелось еще несколько меньших, в которых также размещалась братия обители. Были также помещения для гостей и паломников, различные мастерские: слесарная, кузнечная, столярная, сапожные, портняжные, хлебная и просфорная, фотомастерская и переплетная. Находясь в полной зависимости от Каракальского монастыря, обитель так и не получила дозволения иметь собственную арсану (пристань), где бы можно было получать товары, материалы и пищевые продукты, необходимые для обительских нужд и для содержания братии и паломников.
В храме находилось несколько частиц Древа Животворящего Креста Господня, до 30 частиц мощей, большая часть главы вмч. Пантелеимона. Чудотворных икон обитель не имела, но у нее было много икон старинного письма, оставшихся с древних времен. При посещении келлии обращали на себя внимание исполненные с особой художественностью Святой Крест Господень с изображением распятого Христа и Гроб Господень, или Кувуклия, украшенная инкрустацией из различных пород дерева.
По данным 1913 г. в келлии размещалось около 70 монахов и 10 священнослужителей. В послереволюционный период в ней еще долго теплилась жизнь. Но после Второй мировой войны число насельников неуклонно снижалось, и к 1962 году в обители оставались «3 человека: иеромонах Афанасий, который еще служит, и 2 монаха, которым обоим по 80 лет». После смерти последнего русского монаха обитель перешла во владение кириархального монастыря Каракал.
Лит.: Павловский А. А. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 110–115; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. Ч. II. С. 68–70; Павловский А. А. Привет со Святой Горы Афонской. В память 300-летия царствования Дома Романовых. Путеводитель по Афону. Афон: Издание Братства русских обителей на Афоне, 1913. С. 142–146; Троицкий П. Описание некоторых русских афонских келий // URL: http://sibiriakov.sobspb.ru/ ros_i_afon/russk_afon/16_troizk_opis.nekrus.afon.htm
7025. Архимандрит Геннадий
Уроженец России. Жил на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря. Управлял Свято-Ильинским монастырем в Сирии. В 1914 году турками вместе с братией обители был отправлен в Россию. Репрессирован большевиками: в августе 1918 года расстрелян в лесу.
7026. Схииеромонах Пантелеимон
Мирское имя – Петр Иванович Важенко. Уроженец Курской губернии, но в последствии приписан к мещанам города Харькова. Родился 1849 году. Прибыл на Афон в 1878 году, сначала жил у Хаджи-Георгия, затем на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря. Старец келлии. Преставился 8 января 1914 года.
В архиве монастыря хранятся документы его судебного дела (АРПМА. Док. № 4432).
Из дневника схииеромонаха Владимира (Колесникова): «Почти всю свою жизнь вел большую борьбу греками, каракальцами и другими, отстаивая свои права на келью, за что был запрещен в служении патриархом, но не поддавался и впоследствии все-таки разрешен, был очень энергичный. В Палестине и Сирии приобрел места древних монастырей и устраивал здания; тоже с большими препятствиями»71.
7027. Схииеромонах Афанасий
Мирское имя не известно. Уроженец России. Настоятель монастыря Воздвижения Честного Креста Господня. Поступил в Руссик в 1960 году приехал из Англии. В 1971 году был старцем Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря.
В 1970 году писал письмо игумену Илиану (АРПМА. Док. № 3697).
Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин): «Неделю тому назад [в 1965 году. – Сост.], отец Афанасий иеромонах (бывший келлиот) оступился на лестнице Покровского алтаря, упал и поломал серьезно ногу вчера я говорил по телефону с больницей в Солуне, где он лежит, и мне сказали, что положение его очень критическое. Ему тоже 80 лет уже»72.
7028. Схииеромонах Тихон
Мирское имя – Тимофей Павлович Голенков. Уроженец Екатеринославской губернии, Александровского уезда, села Новомихайловка. Совершил паломничество по святым местам Востока. Прибыл на Афон в 1908 году. Жил на келлии св. Николая «Белозерка», потом 15 лет на Каруле и почти 40 лет на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря. Преставился 10 сентября 1968 года.
Сохранился фрагмент письма старца Тихона (АРПМА. Док. № 3700).
7029. Схииеромонах Иаков
Мирское имя – Иоанн Федорович Хмызенко. Уроженец Воронежской губернии. Родился в 1817 году. Прибыл на Афон в 1863 году. Жил на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря. Был старцем келлии. Преставился в 1892 году.
В 1903 году писал письмо игумену Андрею (Веревкину) (АРПМА. Док. № 4061).
7030. Иеромонах Серафим
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря. В 1919 году числился третьим в омологии келлии.
7031. Иеромонах Виссарион
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Носов. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря.
7032. Схимонах Мелитон
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря. Послушание проходил гробовщиком. В 1927 году еще был жив.
Вл. Маевский: «И пока я в раздумье стоял около открытой двери этой маленькой усыпальницы, из нее неожиданно вышло несколько жуткое существо в поношенной ряске с суровым выражением землистого цвета лица, окаймленного жидкой седой бородкой. Это был старец, приставленный к усыпальнице для соблюдения в ней чистоты и порядка и неизменно пребывающий в постоянном соседстве с черепами и костями своих «бывших собратов».
– А вот и о. Мелитон! –сказал мой спутник, добродушно кивнув вышедшему из усыпальницы гробовщику. – Блюдет кости скончавшихся и от зла их охраняет.
Но о. Мелитон даже не улыбнулся в ответ на слова моего добродушного спутника.
Всякое ремесло оставляет свой след, а иногда и всецело переделывает на свой лад человека. Истина эта в особенности давала ярко о себе знать на всем облике о. Мелитона: этот всецело, по-видимому, отдавшийся своему делу старец, как казалось, был весь так и овеян мертвечиной и мраком могилы. С уважением отвесив поклон, я молча покинул его владения»73.
7033. Схимонах Лот
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря, где был пострижен в мантию с именем Лаврентий, в схиму. Старец келлии. В 1927 году еще был жив.
Лит.: Маевский Вл. Афонские рассказы. Париж, 1950. С. 84.
7034. Схимонах Досифей
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря. В 1927 году еще был жив.
Лит.: Маевский Вл. Афонские рассказы. Париж, 1950. С. 131.
7035. Схимонах Исаия
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря, послушание проходил архондаричным. В 1927 году еще был жив.
Лит.: Маевский Вл. Афонские рассказы. Париж, 1950. С. 88.
7036. Схимонах Филарет
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря. Наместник келлии. В 1927 году еще был жив.
Вл. Маевский: «Осторожно постучавшись, вошел в мою келейку наместник о. Филарет – живой, улыбающийся, весь так и сиявший особой нездешней радостью бытия, какую только и можно наблюдать у истинных иноков. А из дальнейших разговоров я убедился еще и в том, что у о. наместника была чуткая душа настоящего поэта; только еще более чистая и возвышенная, благодаря строгой монашеской жизни и полнейшему отделению от мирской суеты.
– Вы уж извините, дорогой гость, но сегодня у нас большие хлопоты и гости. Приходится то и дело отлучаться! – ласково проговорил о. Филарет, с улыбкой смотря на меня чистыми и добрыми глазами. – Ничего нельзя поделать: храмовый праздник... со всех сторон сходятся к нам соседи – келлиоты, сиромахи, странники. Но и вам интересно будет взглянуть на такое собрание... нигде, кроме Афона, не придется вам наблюдать этих во истину Господских людей. А нам нельзя не угостить их, нельзя не приютить на свой праздник во имя Божье!»74
7037. Схимонах Митрофан
Мирское имя – Мартин Данилович Бег. Крестьянин из Волынской губернии, Овручского уезда. Жил на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря. Преставился в больнице Руссика 14 декабря 1918 года.
7038. Схимонах Филарет
Мирское имя – Фома Прокопьевич Чернокрилюк. Мещанин из города Васильков Киевской губернии. Родился в 1783 году. В 1833 году поехал в Иерусалим и жил в Федоровском монастыре. В 1839 году прибыл на Афон и поступил в Ставроникитский монастырь, где в том же году был пострижен в рясофор с именем Фотий. Через 4 года перешел в Каракальский монастырь, где был пострижен в схиму. Потом жил на разных келлиях.
Его приключения записал схииеромонах Пантелеимон (Сапожников) (АРПМА. Док. № 450 и 4060).
7039. Монах Карп
Мирское имя – Карп Тимофеевич Зверковский. Мещанин из Киевской губернии. Жил на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря. Преставился в больнице Руссика 15 сентября 1919 года.
7040. Монах Николай
Мирское имя – Никифор Романович Кошлатый. Крестьянин из Кубанской области. Жил на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря. Преставился в больнице Руссика 24 сентября 1930 года.
7041. Послушник Иоанн
Мирское имя – Иван Михайлович Коростылов. Уроженец Тамбовской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря, у старца Пантелеимона.
7042. Послушник Евфимий
Мирское имя – Евфимий Митрофанович Латюк. Уроженец Киевской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря.
Обитель Введения во храм Пресвятой Богородицы
Около гробницы Андреевского скита находилась обитель Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая принадлежала Каракальскому монастырю. В конце XIX и в начале XX в. там настоятельствовал схииеромонах Акакий, по национальности грек. Братия у него была смешанная – из греков и русских. К середине XX века келлия пришла в полный упадок и впоследствии все строения ее разрушились, кроме маленького храма.
7043. Схииеромонах Иисус
Мирское имя – Иван Андреевич Платонов. Хуполевский мещанин, из Ярославской губернии. Жил на Введенской келлии Каракальского монастыря, у старца Акакия Грека, возле Андреевской гробницы. Преставился в больнице Андреевского скита 19 июля 1923 года в возрасте 66 лет от водянки и был погребен на скитском кладбище.
7044. Схимонах Серафим
Мирское имя не известно, отчество – Алексеевич, фамилия – Бекаев. Уроженец Пензенской губернии, Керенского уезда, Ягонской волости, деревни Козлики. Жил на Введенской келлии Каракальского монастыря, у старца Акакия Грека, возле Андреевской гробницы. Преставился в больнице Руссика 16 июля 1912 года.
7045. Схимонах Иоаким
Мирское имя – Тимофей Осипович Белоногов. Уроженец Пензенской губернии, Чембарского уезда, Маченской волости, села Доншино. Жил на Введенской келлии Каракальского монастыря, у старца Акакия Грека, возле Андреевской гробницы. Преставился в больнице Андреевского скита 3 января 1918 года в возрасте 77 лет и был погребен на скитском кладбище.
7046. Схимонах Александр
Мирское имя – Даниил Фокич Дандин. Крестьянин из Саратовской губернии, Аткарского уезда, Богородской волости, села Березовка. Прибыл на Афон в 1908 году. Жил на Введенской келлии Каракальского монастыря, у старца Акакия Грека, возле Андреевской гробницы. Преставился в больнице Руссика 20 мая 1917 года.
7047. Схимонах Иов
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Бузина. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Введенской келлии Каракальского монастыря, у старца Акакия Грека, возле Андреевской гробницы. Пострижен в мантию с именем Иоанн, в схиму.
7048. Схимонах Михаил
Мирское имя – Николай Константинович Власов. Крестьянин из Курской губернии, Старооскольского уезда, Орловской волости, села того же. Жил на Введенской келлии Каракальского монастыря, у старца Акакия Грека, возле Андреевской гробницы. Преставился в больнице Руссика 23 августа 1916 года.
7049. Монах Митрофан
Мирское имя – Кирилл Власов, отчество не известно. Отставной унтер-офицер из Рязанской губернии. Прибыл на Афон в 1886 году. Жил на Введенской келлии Каракальского монастыря, у старца Акакия Грека, возле Андреевской гробницы.
7050. Монах Стефан
Мирское имя не известно, отчество – Петрович, фамилия – Грымов. Уроженец Саратовской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Введенской келлии Каракальского монастыря, у старца Акакия Грека; возле Андреевской гробницы.
7051. Монах Автоном
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Дудников. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Введенской келлии Каракальского монастыря, у старца Акакия Грека, возле Андреевской гробницы.
7052. Монах Митрофан
Мирское имя – Михаил Борисович Каменев. Крестьянин из Тульской губернии, Ефремовского уезда, Староказачевской волости, села Большая Медовая. Жил на Введенской келлии Каракальского монастыря, у старца Акакия Грека, возле Андреевской гробницы, последние годы жизни провел на Старом Руссике. Преставился в больнице Руссика 20 марта 1921 года.
7053. Монах Гедеон
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Кузиков. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Введенской келлии Каракальского монастыря, у старца Акакия Грека, возле Андреевской гробницы.
7054. Монах Иларион
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Нагорнов. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Введенской келлии Каракальского монастыря, у старца Акакия Грека, возле Андреевской гробницы.
* * *
Примечания
АРПМА. Оп. 11. Д. 34. Док. № 327. С. 88.
Василий (Кривошеин), архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Письма о горнем и дольнем. СПб., 2010. С. 141.
Маевский Вл. Афонские рассказы. Париж, 1950. С. 92.
Там же. С. 86.