Русские келлии Иверского монастыря
Русская обитель преподобных Онуфрия Египетского и Петра Афонского
Между Иверским и Филофеевским монастырем; на северо-восточной стороне Святой Горы; в местности; называемой Магула; была расположена древняя русская обитель преподобных Онуфрия Египетскаго и Петра Афонскаго. Местность Магула принадлежит Иверскому монастырю, а прежде принадлежала монастырю св. Филофея.
Обитель была основана в XIV в. Саввой Халдом (названным так по Халдейской области в Грузии). Тогда она обладала правами скита, который первоначально сильно разросся. В скиту подвизались преподобный Григорий Синаит, св. Григорий, архиепископ Фессалоникийский, св. Каллист – первый Вселенский патриарх, преподобные Марк, Герасим, Иосиф, Николай, слепец Аарон и многие другие, так что обитель была замечательна своими подвижниками. Вследствие ряда политических переворотов на Востоке скит потерял свои права и обратился в простую келлию, которая за скудностью средств пришла к началу XIX столетия в совершенную ветхость.
В 1840-х гг. эту обитель получил от Иверского монастыря иеромонах Савва, у которого она была позднее приобретена старцем схимонахом Николаем, русским по происхождению. При помощи своих учеников о. Николай привел келлию в надлежащий вид, восстановил старый храм и отремонтировал жилые помещения. После смерти о. Саввы и о. Николая настоятелем стали один за другим иеромонахи Дионисий и Феофан, тоже русские. Последний умер в 1900 г. После него настоятелем обители стал старец иеромонах Макарий.
Келлия была расположена в чрезвычайно красивой местности, на холме, и с нее открывался вид на обе стороны горы и на море. В храме, посвященном преподобным Онуфрию Египетскому и Петру Афонскому, хранилось много частиц святых мощей и часть Древа Животворящего Креста Господня. В нижней церкви находились четыре старинные иконы, сохранившиеся в ней со времени основания обители.
Келлия имела вид маленького монастыря с внутренним двором, с трех сторон окруженным постройками, а с четвертой – стеной. Недалеко от нее были расположены две принадлежащие обители каливы и по берегу крутого оврага две пещеры, в которых спасались подвижники, приходившие туда на зиму. В одной из них еще в X в. спасался преподобный Гавриил Иверский, принявший чудотворную икону Иверской Божией Матери, когда она приплыла морем к монастырю.
Жизнь в этой келлии была строго общежительной, так что никто из братии своего имущества не имел, а получал его от обители, и все свято подчинялись старцу-настоятелю.
Келлия имела несколько десятин земли, но, к сожалению, не имела воды, нужной для поливки садов и огородов. Проведение воды в обитель от монастырского источника зависело от Иверского монастыря, что было главной проблемой келлии.
В 1905 г. братство обители вместе со священнослужителями доходило до 26 человек.
Лит.: Павловский А. А. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 135–138; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. Ч. II. С. 81–82; Николаев М. И. Русская общежительная обитель (келлия) преподобных Онуфрия Египетского и Петра Афонского на Св. Горе Афонской. Афон, 1912.
6102. Иеромонах Дионисий
Мирское имя не известно. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря, был старцем келлии.
Писал письмо игумену Макарию в 1888 году (АРПМА. Док. № 3981. Кон. № 42).
6103. Иеромонах Макарий
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря. В 1900 году стал настоятелем келлии. В 1919 году был еще жив.
6104. Иеромонах Афанасий
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря. В 1919 году был наместником настоятеля келлии.
6105. Схимонах Лазарь
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Новиков. Уроженец Воронежской губернии, Коротоякского уезда, Тресоруковской волости, села Ермолинского. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря. Пострижен в рясофор с именем Аввакум, в мантию с именем Лазарь, в схиму. Преставился в больнице Андреевского скита 13 ноября 1903 года в возрасте 42 лет и был погребен на скитском кладбище.
6106. Схимонах Варлаам
Мирское имя – Василий Ходыкин, отчество не известно. Уроженец Ставропольской губернии. Прибыл на Афон в 1869 году. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря.
6107. Монах Моисей
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря, был старцем келлии.
В 1885–1888 годах подписал письма благотворителям (АРПМА. Док. № 1281).
6108. Монах Нифонт
Мирское имя – Никита Карамальчук, отчество не известно. Уроженец Подольской губернии, Ольгопольского уезда, Чеботаревской волости, села Голубовское. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря. Преставился в больнице Руссика 9 апреля 1904 года.
6109. Монах Геронтий
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Сизяков. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Сначала жил на Капсале, на келлии св. Андрея Первозванного Ставроникитского монастыря, у старца Михаила (Шульгина), затем на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря, у старца Макария.
6110. Монах Иасон
Мирское имя не известно, отчество – Семенович, фамилия – Соколовский. Уроженец Подольской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря.
6111. Монах Феодор
Мирское имя – Феодот Иванович Шаповалов. Крестьянин из Приморской области, города Николаевск, села Григорьевское. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря, был пострижен в рясофор с именем Феодосий, в мантию. Преставился в больнице Андреевского скита 13 марта 1919 года в возрасте 70 лет и был погребен на скитском кладбище.
6112. Монах Петр
Мирское имя – Петр Георгиевич Малышевский. Крестьянин из Черниговской губернии, Новозыбковского уезда. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Сначала жил на келлии Успения Божьей Матери на Капсале, а затем на келлии прпп. Петра и Онуфрия Ставроникитского монастыря Преставился в больнице Руссика 8 октября 1918 года.
6113. Монах Митрофан
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Мокшин. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря.
6114. Монах Кир
Мирское имя – Кирилл Никитич Пазюк. Уроженец России. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря. Преставился в больнице Руссика 21 октября 1905 года.
6115. Монах Симеон
Мирское имя – Стефан Панарин, отчество не известно. Уроженец России. Прибыл на Афон в 1883 году. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря. Уехал в Россию 24 апреля 1893 года.
6116. Монах Василий
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Пискунов. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря.
6117. Монах Андроник
Мирское имя – Антоний Иларионович Рогов. Уроженец Тамбовской губернии, Козловского уезда, Богоявленской волости, деревни Топиловка. Прибыл на Афон в 1892 году. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря. Уехал в Россию 22 сентября 1895 года, в 1896 году вернулся на Афон и жил на каливе старца Михаила.
6118. Послушник Алексий
Мирское имя – Алексей Пономарев, отчество не известно. Крестьянин из России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Иверского монастыря.
Русская обитель святителя Иоанна Златоуста
Пустынная общежительная келлия св. Иоанна Златоуста была расположена на северо-восточной стороне Афонской горы, в 15 минутах ходьбы от монашеского городка Карея, в урочище Ага. Обитель располагалась в уединенном углу, на покате подгорья, так что ее почти не было видно с дороги, на которую выходили большие ворота, стоящие справа от Карейского пути, с иконой св. Иоанна Златоуста на них и надписью: «Русская общежительная обитель (келлия) св. Иоанна Златоуста». Ввиду положения обители у центральной дороги Святой Горы, ведущей во все уголки Афона, в ней наблюдался почти постоянный наплыв посетителей – богомольцев, иноков из разных монастырей, пустынников и бездомных отшельников, называемых сиромахами. Поскольку на Афоне нет ровных поверхностей, то и в этой обители земля искусственно выравнивалась и укреплялась террасами и оградами. Устройство этих укреплений требовало огромных трудов и денежных расходов, но без них нельзя было обойтись, ибо во время сильных дождей почву стремительным потоком уносило в море.
Названная обитель на своих землях имела виноградники и фруктовые деревья. А вокруг нее находился девственный лес. От келлии открывался очень красивый вид, мало чем уступающий более возвышенным пунктам Афонского полуострова – представала во всем своем царственном величии самая гора Афон с поднебесным верхом.
Келлия считается одной из древних. Год основания ее в точности не известей, но по сохранившимся данным она существовала более семисот лет. В старые годы принадлежала грекам; в начале XIX в. перешла в русские руки. Первым русским старцем ее был иеромонах Арсений Афонский. В жизнеописании этого великого подвижника говорится: «И оставили скит и келью, и взяли келью уединенную, от скита один час ходьбы и от Иверского монастыря один час, на холме, в самой непроходимой пустыне, во имя Святого Иоанна Златоуста. Прежде это была великая келья, но во время смущения до основания почти разорена. Они ее устроили только в малом виде, и церковь освятили, и две кельи приделали». И в другом месте: «Но русские братия, жившие близ Кареи и на Капсале, весьма скорбели, что удалился от них отец их». Речь и идет о том времени, когда старец перешел в скит Лак по смерти своего ученика – о. Николая. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в этой келлии совершал свои подвиги великий русский старец, тогда духовник всех русских монахов. Он передал настоятельство своему ученику, карульскому схимонаху Иосифу, а тот последний – схимонаху Михаилу. В 1887 г., по смерти схимонаха Михаила, Собор старцев, правивший Иверским монастырем, вручил настоятельство над обителью старцу схимонаху о. Константину (Семерникову).
О. Константин был родом из донских казаков. Родился он в 1842 г. и заслуживает внимания своей славной боевой жизнью. За 20 лет военной службы, с 1861 по 1881 г., он участвовал в усмирении Польского восстания и в Русско-турецкой войне; был в числе храбрецов, переплывших на лошадях 14-верстный разлив Дуная и занявших турецкий берег. После взятия Плевны о. Константин участвовал в конвоировании знаменитого своей военной доблестью Осман-пашу. За храбрость был награжден несколькими отличиями и свидетельством, дававшим ему особые льготы в случае поступления на службу по военному или гражданскому ведомству. Но, оставив военную службу, в 1881 г. о. Константин прибыл на Афон, где принял постриг в обители прпп. Петра и Онуфрия (также Иверского монастыря). В 1887 г. он сделался настоятелем обители Иоанна Златоуста.
Свой капитал, привезенный на Афон, он всецело употребил на устройство обители, приобретенной им вместе с землей в наследственную собственность, Ежегодная подать, уплачиваемая монастырю, составляла 3 лиры за трех человек. В 1888 г. о. Константин перестроил братский корпус с примыкающими к нему постройками. Затем были устроены приемные для богомольцев и пустынников. Выстроены трапезная, кухня, прачечная и еще два дома для монашествующей братии, достигшей к 1913 г. 78 человек, в числе которых были 7 иеромонахов и 3 иеродиакона.
Помимо переустройства обители и корпусов, о. Константин очистил и обновил храм во имя Иоанна Златоуста. Вместо старого одностройного (по-гречески) престола, был устроен новый четырехсторонний и сам храм расширен. Освящение нового храма и корпусов было произведено в день перенесения мощей св. Иоанна Златоуста, 27 января 1900 г., митрополитом Нилом.
При обители были устроены две цистерны для сбора дождевой воды, потому что запаса зимней дождевой воды было недостаточно для полива посадки в жаркие дни июля, августа, сентября. В эти палящие месяцы, когда зной выжигает до корня растительность, огороды зачастую гибнут без остатка. Внутри келлии также имелся источник, дававший вкусную и полезную воду, которая одинаково была пригодна для питья и для приготовления пищи. Как говорит местное предание, ключ открылся около пятисот лет тому назад, в день храмового праздника св. Иоанна Златоуста. Обитель была густо заросшей фруктовыми и другими деревьями, что осложняло фотографические съемки. Из деревьев обращало на себя внимание одно, толщиной в 7 аршин, очень старое, из корней которого сочилась вода.
В числе святынь келлии находились часть Древа Креста Господня, 9 частиц святых мощей и несколько древних икон Спасителя, Богоматери, Иоанна Златоуста и других.
Жизнь в келлии была строго общежительной.
Во время Русско-японской войны о. Константин, движимый патриотизмом, с соизволения Красного Креста, с небольшим отрядом из 53 человек, набранных им из афонских послушников, отправился на Дальний Восток санитаром. Не имея уже возможности, по своему монашескому положению, воевать, он решил быть полезным хотя бы своим умирающим собратьям. Об этом много писали в русских газетах. За такой подвиг братолюбия о. Константин был награжден медалями на Георгиевской ленте, от Святейшего Синода благословенной грамотой и из Кабинета Его Императорского Величества золотым наперсным Крестом на Георгиевской ленте. Вот что писала газета «Русское Государство» в № 84 от 22 апреля 1906 г.: «Их Величествам Государю Императору и Государыне Императрице Александре Феодоровне в Царском Селе, в Александровском дворце, имел счастие представляться настоятель обители св. Иоанна Златоуста на Св. Горе Афоне, действительный пожизненный член российского общества Красного Креста, схимонах Константин Семерников, организатор афонской монашеской охотничей санитарной дружины.
Схимонах Константин действовал со своим отрядом иноков при отряде Имени Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны Георгиевской общины сестер милосердия. При приеме Государь Император изволил благодарить в лице схимонаха Константина и всех остальных монахов обители, отправившихся в минувшую войну на театр военных действий в качестве санитаров. Схимонах Константин удостоился счастия лицезреть Августейших Детей Их Императорских Величеств: Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича и Великих Княжен Ольгу Николаевну, Татьяну Николаевну, Марию Николаевну и Анастасию Николаевну.
28 Сентября 1911 г. в обитель Всемилостивейше Государем Императором от имени Своего Августейшего Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича пожалован в 25 пудов церковный колокол; который будет на веки памятен для обители и всех русских насельников Святыя Горы – благоволение Высочайших Особ Царствующего Дома».
Обстановка в келлии более соответствовала идеалу монашеской жизни; чем во многих других прославленных обителях. Вот слова паломника; посетившего обитель в 1909 г. и напечатавшего свои впечатления в журнале «Монастырь» под псевдонимом «Россиянин»: «Жизнь в афонских обителях неизмеримо лучше; чем в Российских монастырях. Лучше не материальным состоянием или роскошью; но сплоченнее; братски душевней, без обид, без подозрений, а именно, как живут люди, одушевленные одной и той же идеей, не стараясь приносить друг другу вред, а наоборот, принося пользу и себе, и друг другу, и всему братству кельи». Эти строки автор написал именно после посещения Златоустовской келлии и беседы с наместником игумена – иеромонахом Симеоном (Дементьевым).
В 1909 г. о. Константин участвовал в первом иноческом съезде в России. Упоминается он в описании этого съезда среди депутатов с правом совещательного голоса, и его можно найти на фотографии участников форума. Схимонах Константин фактически был единственным представителем афонского монашества на этом съезде, если не считать архимандрита Нерона (Носова), настоятеля Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря. Но в дебатах ни на самом съезде, ни вокруг него, в которых часто принимали участие люди, плохо знающие истинную монашескую жизнь, или, по крайней мере, не прошедшие высшую школу афонского монашества, о. Константин не участвовал.
26 августа 1913 г. обитель понесла горькую утрату: доблестнейший настоятель, старец схимонах о. Константин тихо и мирно скончался после тяжелой и продолжительной болезни. Его место занял иеромонах Симеон, бывший до той поры наместником.
Ныне прямо рядом с келлией пролегает автомобильная дорога из Кареи в Иверский монастырь. С нее хорошо видны развалины обновленного в 1900 г. храма, который вместе с одним из корпусов погиб во время пожара, то ли в период Второй мировой войны, то ли позднее – при одном из последних хозяев келлии. Но нынешний хозяин, грек о. Михаил, сохранил оставшиеся от русских монахов книги и иконы, которые украшают иконостас небольшого домового храма, созданного им на втором этаже в сохранившемся корпусе. На стенах келлии можно увидеть портреты русского старца Константина, к которому о. Михаил относится с великим почтением и благоговением. Он сохранил также главу старца – все; что уцелело от костницы.
Лит.: С. В. П. Русская общежительная келлия святого Иоанна Златоустого на Афонской горе (в местности обители Иверской). Одесса, 1904; Павловский А. А. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 130–135; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. Ч. II. С. 78–81; Павловский А. А. Привет со Святой Горы Афонской. В память 300-летия царствования Дома Романовых. Путеводитель по Афону. Афон: Издание Братства русских обителей на Афоне, 1913. С. 120–126; Троицкий П. Описание некоторых русских афонских келий // URL: http://sibiriakov.sobspb.ru/ros_i_afon/russk_afon/16_troizk_opis.nekrus.afon.htm
6119. Архимандрит Иларион
Мирское имя не известно. Уроженец России. Родился в 1870 году. Жил на келлии св. Иоанна Златоуста Иверского монастыря. С 1914 года в России. В 1920 году Святейшим Патриархом Тихоном назначен управителем Московского Сретенского монастыря, а затем духовником на хуторе разогнанного Ивановского женского монастыря. Был репрессирован большевиками. 10 июля 1929 года был взят в Бутырскую тюрьму, где на запрос родственников ответили, что его нет в живых.
6120. Схииеромонах Константин
Мирское имя – Конон Вуколович Семерников. Казак из Донской области. С 1861 по 1881 год проходил военную службу. В 1877–1878 гг. был на войне, переходил через Дунай в Добруджу. После прибыл на Афон сначала жил на келлии прпп. Петра и Онуфрия Хиландарского монастыря, а с 1887 года на келлии св. Иоанна Златоуста Иверского монастыря. Настоятель келлии. Известный маньчжурский труженик, во время Русско-японской войны организовал группу братьев милосердия с Афона из 50 человек. Лично был у царя Николая II. Награжден наперсным Крестом на Георгиевской ленте – единственный пример такого награждения монаха, не имеющего священного сана. Издал книгу с описанием своих деяний. Преставился 26 августа 1913 года.
В 1905–1906 годах писал письма игумену Мисаилу (Сапегину) (АРПМА. Док. № 1326) и схииеромонаху Агафодору (Буданову) (АРПМА. Док. № 1754).
Лит.: Биографический очерк общественной деятельности гражданского долга, патриотических подвигов и трудов за Веру, Царя и Отечество настоятеля Афонской обители святого Иоанна Златоустого, схимонаха Константина (Семерникова) и его последний труд с дружиной, афонскими иноками. Одесса, 1912 (БРПМА. Док. № 17062); Биография настоятеля обители святого Иоанна Златоуста на Святой Горе Афон схимонаха Константина (Семерникова), настоятеля обители Святого Иоанна Златоуста. СПб., 1907 (БРПМА. Док. № 35679); Последние дни земной жизни, кончина и погребение старца схимонаха Константина (Семерникова), настоятеля обители Святого Иоанна Златоуста. Одесса, 1914. (Каталог БРПМА. Док. № 17063).
6121. Схииеромонах Симеон
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Дементьев. Уроженец России. Жил на келлии св. Иоанна Златоуста Иверского монастыря. С 1913 года старец келлии. Преставился 3 января 1937 года.
В 1932 году писал письмо игумену Мисаилу (Сапегину) (АРПМА. Док. № 1470). Сохранились его письма к разным лицам 1900–1905 годов (АРПМА. Док. № 4057).
6122. Иеромонах Алексий
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии св. Иоанна Златоуста Иверского монастыря. В 1919 году был наместником настоятеля келлии.
6123. Иеромонах Константин
Мирское имя не известно. Уроженец России. Родился в 1886 году. Жил на келлии св. Иоанна Златоуста Иверского монастыря. С 1914 года в России. Был репрессирован большевиками. 2 сентября 1921 года в местечке Чаповичи Киевской губернии расстрелян в храме вместе с монахом Ираклием и прочими, на тела положили солому и сожгли вместе с церковью.
6124. Схииеродиакон Игнатий
Мирское имя – Иван Авксентьевич Войницкий. Крестьянин из Бессарабской губернии, Сорокского уезда, Бадичанской волости, села Волошница. Брат схимонаха Самуила. Прибыл на Афон в 1872 году. Жил на Златоустовской келлии Иверского монастыря, затем на Старом Руссике.
Сохранилась запись о его чудесных сновидениях (АРПМА. Док. № 518. С. 261).
6125. Схимонах Фотий
Мирское имя – Федор Зеленов; отчество не известно. Уроженец Тульской губернии и уезда, деревни Некрасово. Жил на келлии св. Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря. Преставился в больнице Андреевского скита 28 ноября 1894 года и был погребен на скитском кладбище.
6126. Схимонах Илия
Мирское имя – Иван Павлович Скакодуб. Крестьянин из Воронежской губернии, Бобровского уезда, Великоархангельской волости, села того же. Жил на келлии Иоанна Златоуста Иверского монастыря. Преставился в больнице Андреевского скита 18 мая 1918 года в возрасте более 80 лет и был погребен на скитском кладбище.
6127. Схимонах Варсонофий
Мирское имя – Варфоломей Трофимович Убогий. Крестьянин из Ставропольской губернии, села Пуща. Прибыл на Афон в 1890 году. Жил на келлии св. Иоанна Златоуста Иверского монастыря, у старца Константина (Семерникова). Преставился в больнице Андреевского скита 22 марта 1913 года в возрасте 96 лет и был погребен на скитском кладбище.
6128. Монах Евфимий
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Волков. Уроженец Волынской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии св. Иоанна Златоуста Иверского монастыря, у старца Константина (Семерникова).
6129. Монах Александр
Мирское имя не известно, отчество – Авксентьевич, фамилия – Еременко. Казак. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии св. Иоанна Златоуста Иверского монастыря.
6130. Монах Иларион
Мирское имя – Фома Егорович Ефименко. Уроженец Самарской губернии. Жил на Златоустовской келлии Иверского монастыря. Преставился в больнице Руссика 31 марта 1902 года.
6131. Монах Ипатий
Мирское имя – Ипполит Семерников, отчество не известно. Уроженец Новочеркасской губернии, станицы Кочетовская. Родился в 1830 году. Жил на келлии св. Иоанна Златоуста Иверского монастыря. Преставился в больнице Андреевского скита 2 марта 1890 года и был погребен на скитском кладбище.
6132. Послушник Димитрий
Мирское имя – Дмитрий Алексеевич Молодцев. Уроженец Пензенской губернии, Керенского уезда, Черкасской волости, села Никольское. Жил на келлии св. Иоанна Златоуста Иверского монастыря. Преставился в больнице Андреевского скита 3 февраля 1909 года в возрасте 61 года и был погребен на скитском кладбище.
6133. Послушник Исидор
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Сторожук. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии св. Иоанна Златоуста Иверского монастыря.
Русская обитель Положения Пояса Богоматери
Русская келлейная обитель Положения Пояса Богоматери, в пределах Иверского монастыря, была расположена на Святой Горе Афон, в местности Maгула, невдалеке от греческого Филофеевского монастыря. От Дафны обитель находилась в 3-х часах пути, а от Кареи – в 2-х. Живописная местность эта, полная тишины и безмолвия, чуждая шума и суеты, изобиловала виноградниками и маслинами. Отсюда, из обители, открывался прекрасный вид на восточную часть горы, на ее пик и на синие морские волны архипелага, омывающие скрываемые туманом острова.
На месте, где была расположена обитель, еще ранее IX в. жили три безмолвника, подвизавшихся в иноческих трудах. Впоследствии на это место пришли три патриарха: Каллист, Григорий Синаит и Григорий Палама, удалившиеся с занимаемых ими патриарших престолов в уединение. Иерархам очень понравилось это место, и они решили устроить здесь монастырь. Сколько существовала новоустроенная обитель – в точности не известно, но во время смут и переворотов на Афоне она была уничтожена.
Со временем обитель возобновили, но уже с правами скита, который в Средние века также был уничтожен, а на его месте остались лишь три келлии с церквами, одна из которых и есть обитель Положения Пояса Богоматери. До начала XIX столетия келлия эта принадлежала грекам, а в начале 1840-х гг. перешла в русские руки и с тех пор бессменно оставалась достоянием русских иноков до нового запустения ее в середине XX в. Владельцами этой келлии были (по преемству) один за другим старцы схимонах Василий и иеросхимонаха Товия, от которого в 1869 г. она перешла к схииеромонаху Иоанникию (Литвиненко).
Старец схииеромонах Иоанникий был уроженцем Херсонской губернии. Приехав на Афон в 1860 г., он поступил первоначально в русский скит пророка Илии, откуда, по благословению начальствующих, перешел на келлию Кавсокаливского скита, где устроил церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Затем он переходил из обители в обитель и устраивал церкви с келлиями: на Керашах – в честь Иоанна Предтечи и во имя Иоанна Богослова, в скиту Василия Великого, возобновив самый скит, – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Каруле – во имя великомученика и Победоносца Георгия и, наконец, в местности Хиландарской – во имя Св. Иоанна Крестителя. Следует отметить, что во всех устроенных келлиях о. Иоанникий оставил своих учеников. Немало физических и нравственных трудов выпало на долю немолодого подвижника при этих многочисленных постройках, но, благодаря сильной энергии духа, а главное, с помощью Божией, на которую он уповал, о. Иоанникий с чистым сердцем перенес все эти трудности. Помогали ему в его непрерывных трудах старцы Пантелеимоновского монастыря – о.о. Макарий (Сушкин) и Иероним (Соломенцов), а также его русские соотечественники, к которым он обращался лично и письменно за помощью, причем в большинстве случаев надежда не посрамляла старца.
Наконец в 1869 г. схииеромонах Иоанникий перешел на Магулу, где по прееемству принял келлию в честь Положения Честнаго Пояса Пресвятыя Богородицы. Вследствие того, что келлия эта приходила в ветхость, он возобновил ее и отстроил. Устроена была обитель в форме четыреугольника (по образцу монастырей), с небольшим внутренним двором. В главном двухэтажном корпусе, наверху, находилась церковь во имя Положения Пояса Богоматери, братские и паломнические помещения, а внизу – братские келлии, кухня и трапеза, в боковых постройках – различным хозяйственным помещения. В нижнем этаже помещалась вторая церковь – во имя св. Александра Невского.
Из святынь, помимо частиц святых мощей, в обители находились две очень древнего письма чудотворные иконы Божией Матери – Иверская и Казанская, по обительским преданиям сохранившиеся со времен скита.
Здесь, в этой пустынной обители, в 1901 году старец отец Иоанникий мирно почил вечным сном на 84-м году своей жизни, из которых 41 год он прожил на Святой Афонской Горе, а 32 – подвизался в обители Положения Пояса Богоматери. Много пришлось старцу на своем долгом веку перенести различного рода скорбей, всевозможных нареканий и испытаний, но все он превозмог с помощью Божией и Пресвятой Богоматери, во славу Которых трудился всю свою жизнь.
С 1905 г. келлия Положения Пояса Богоматери по новому омологию перешла в управление ученика о. Иоанникия – схииеромонаха Петра, происходившего из пермской семьи мастерового обывателя Василия Кашина. О. Петр по окончании образования в Нижнетагильском министерском трехклассном училище, поступал для продолжения учения в реальное училище, но вышел из него, проучившись там только один год. В 1885 г. двадцатилетним юношей будущий схииеромонах приехал на Афон и сразу поселился на келлии Положения Пояса Богоматери. За свою благочестивую жизнь и деятельность он был награжден Иверским монастырем наперсным Крестом, украшенным драгоценными камнями, на золотой цепи.
Предшественники о. Петра не оставили ему никаких средств на содержание келлии, а лишь долги, уплата которых была первой его заботой. Пришлось также предпринять непредвиденные расходы на ремонт церкви и келий, поврежденных бывшим землетрясением 26 октября 1905 г.
При обители имелось немного земли, которую возделывали своими силами. На разбитых огородах и садах были посажены маслины, виноград, смоква и орешник, а также разные овощи и растения: картофель, лук, помидоры, капуста, огурцы, петрушка. Вина собственного производства и для церковных нужд, и для стола было достаточно, но приходилось покупать хлеб (муку), рыбу, чай, сахар и прочие продукты.
Келлия имела свое подворье в Константинополе, называвшееся «Русский странноприимный дом Положения Пояса Богоматери». Оно находилось на одной линии с Андреевским подворьем, невдалеке от пристани и таможни. Подворье представляло собой большой узкий пятиэтажный дом, с церковью во имя Положения Пояса Богоматери наверху. В странноприимном доме, помимо проезжающих паломников, останавливались и духовные лица, прибывавшие по делам своих обителей в Константинополь.
В 1913 г. братии в обители было свыше 20 человек и 5 священнослужителей. К середине XX века келлия опустела и перешла во владение Иверского монастыря. Со временем она полностью разрушилась.
Лит.: Русская пустынная обитель (келлия) Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы на Святой Афонской Горе. Одесса, 1913; Павловский А. А. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 138–142; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. Ч. II. С. 82–84; Павловский А. А. Привет со Святой Горы Афонской. В память 300-летия царствования Дома Романовых. Путеводитель по Афону. Афон: Издание Братства русских обителей на Афоне, 1913. С. 132.
6134. Преподобный Феодосий Кавказский
Мирское имя – Федор Федорович Кашин. Уроженец Пермской губернии. Родился в 1841 году. Жил на келлии Положения Пояса Пресвятой Богородицы Иверского монастыря. С 1901 года старец келлии. После 1905 года приехал в Россию и жил во Второ-Афонском Успенском ските, потом в монастыре в Челябинске, потом в Краснодаре. Репрессирован. В марте 1925 года был ареставан и осужден на 3 года концлагерей в Северном крае. Пробыл в ссылке 6 лет, затем поселился в Минеральных Водах, где принял на себе подвиг юродства. Преставился 8 августа 1948 года. Прославлен как местночтимый преподобный Ставропольской епархии.
Лит.: Троицкий П. В. Русские на Афоне. 19–20 век. М., 2003. С. 285; Россия – Афон: тысячелетие духовного единства. Материалы междунар. научно-богословской конф. 1–4 октября, 2006 г. М.: ПСТГУ, 2008. С. 71.
6135. Схииеромонах Иоанникий
Мирское имя – Иван Литвиненко, отчество не известно. Уроженец Херсонской губернии. Прибыл на Афон в 1869 году. Жил на келлии Положения Пояса Пресвятой Богородицы Иверского монастыря, был старцем келлии. Преставился в 1901 году.
В 1885 году подписал письма благотворителям (АРПМА. Док. № 1283).
6136. Иеромонах Петр
Фамилия – Кашин. Уроженец Нижнетагильского завода, Верхотурского уезда, Пермской губернии. Прибыл на Афон в 1880 году. Пустынник, жил на келлии Положения Пояса Пресвятой Богородицы Иверского монастыря. С 1905 года старец келлии. В 1919 году еще был жив, но находился в России.
6137. Иеромонах Серафим
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии Положения Пояса Пресвятой Богородицы Иверского монастыря. В 1919 году был наместником настоятеля келлии.
6138. Иеромонах Парфений
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии Положения Пояса Пресвятой Богородицы Иверского монастыря. В 1919 году был третьим в омологии.
6139. Схимонах Иоаким
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Литвиненко. Уроженец Херсонской губернии.
Жил на келлии Положения Пояса Пресвятой Богородицы Иверского монастыря. Преставился в октябре 1901 года.
6140. Схимонах Антоний
Мирское имя – Григорий Данилович Михейкин. Мещанин из Санкт-Петербурга. Прибыл на Афон в 1898 году. Жил на келлии Положения Пояса Пресвятой Богородицы Иверского монастыря, где был пострижен в мантию с именем Григорий, в схиму.
6141. Монах Алексий
Мирское имя – Алексей Яковлевич Гончаров. Уроженец Оренбургской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии Положения Пояса Пресвятой Богородицы Иверского монастыря на Могуле.
Русская обитель Святой Троицы
Древняя история этой обители не известна. Скорее всего, она была основана греческими монахами Иверского монастыря. Достоверно, что первым русским насельником и будущим старцем этой обители стал схимонах Нил. После него настоятелем обители стал его ученик схимонах Евстратий (Сухоруков), происходивший из Курской губернии. На Афон он приехал в 70-х гг. XIX в. и жил на Троицкой келлии у старца Нила, который и постриг его в мантию с именем Евгений, а впоследствии в схиму – с именем Евстратий. Именно при нем келлия обустроилась. После смерти о. Евстратия в 1906 г. келлию возглавил его ученик схимонах Мина. О дальнейшей судьбе этой обители сведений нет. В настоящее время там живут греческие монахи.
6142. Схимонах Нил
Мирское имя не известно. Уроженец России. Подвизался на Афоне во второй половине XIX века. Жил на Троицкой келлии Иверского монастыря, был старцем келлии.
6143. Схимонах Мина
Мирское имя не известно. Уроженец России. Подвизался на Афоне в первой половине XX века. Жил на Троицкой келлии Иверского монастыря, был старцем келлии.
6144. Схимонах Евстратий
Мирское имя – Емилиан Николаевич Сухоруков. Уроженец Курской губернии, Новооскольского уезда, села Великомихайловка. Жил на Троицкой келлии Иверского монастыря, где был пострижен в мантию с именем Евгений, в схиму. Старец келлии. Преставился в больнице Андреевского скита 23 сентября 1906 года в возрасте 66 лет и был погребен на скитском кладбище.
6145. Монах Нил
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Горошеков. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Троицкой келлии Иверского монастыря, у старца Нила.
6146. Монах Виталий
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Павлов. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Троицкой келлии Иверского монастыря, у старца Мины.
Русская обитель святителя Николая Чудотворца
Келлия св. Николая Чудотворца Иверского монастыря находилась на Капсале. Когда была основана эта обитель; не известно. Есть сведения лишь о том; что в середине XIX в. ее приобрел русский старец Прокопий. После него старцем келлии стал иеромонах Зосима (Колобов), уроженец Нижегородской губернии. Он жил на Афоне с 1873 г. После его смерти старцем келлии стал схииеромонах Владимир (Володин), который в 1919 г. еще был жив. Дальнейшая судьба старца и его обители не известна.
6147. Схииеромонах Михаил
Мирское имя не известно. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии св. Николая Чудотворца Иверского монастыря, старец келлии.
6148. Схииеромонах Владимир
Мирское имя и отчество не известно, фамилия – Володин. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Капсале, на келлии св. Николая Чудотворца Иверского монастыря, в 1919 году был старцем келлии.
6149. Иеромонах Зосима
Мирское имя и отчество не известно, фамилия – Колобов. Уроженец Нижегородской губернии. На Афоне с 1873 года. Жил на Капсале, на келлии св. Николая Чудотворца Иверского монастыря. Настоятель келлии.
6150. Схимонах Михаил
Мирское имя – Матвей Семенович Колесов. Казак из Донской области, города Урюпинска, станицы Усть-Бузулукская. Жил на келлии св. Николая Чудотворца, у старца Владимира. Преставился в больнице Андреевского скита 24 января 1913 года в возрасте 84 лет и был погребен на скитском кладбище.
6151. Схимонах Пахомий
Мирское имя и отчество не известно, фамилия – Коломейцев. Уроженец России. Пустынник; сначала жил на каливе возле скита «Белозерка»; затем на келлии св. Николая Чудотворца Иверского монастыря, у старца Зосимы (Колобова).
6152. Схимонах Илия
Мирское имя и отчество не известно, фамилия – Мамин. Уроженец Пермской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии св. Николая Чудотворца Иверского монастыря, у старца Владимира (Володина).
6153. Схимонах Нифонт
Мирское имя и отчество не известно, фамилия – Онучин. Уроженец Вологодской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии св. Николая Чудотворца Иверского монастыря, у старца Владимира (Володина).
6154. Схимонах Андрей
Мирское имя – Авдий Антонович Ядров. Уроженец Новгородской губернии, Крестецкого уезда, деревни Сильцовецкая. Жил на келлии св. Николая Чудотворца Иверского монастыря, у старца Зосимы (Колобова). Преставился в больнице Андреевского скита 28 марта 1911 года в возрасте 82 лет и погребен на скитском кладбище.
6155. Монах Алексий
Мирское имя не известно, отчество – Степанович, фамилия – Лысенко. Уроженец Курской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии св. Николая Чудотворца Иверского монастыря, у старца Прокопия.
Грузинская обитель апостола и евангелиста Иоанна Богослова
В 1861 г. в Иверском монастыре скончался старец Венедикт (Киотишвили); и положение грузин в обители круто изменилось к худшему. Греки перестали допускать грузин к богослужению в параклисе Иверской иконы Божией Матери, решили больше не принимать грузин в число братии монастыря и запретить доступ паломникам-грузинам, которые оказались лишенными приюта и содержания.
В такое тяжелое для иноков-грузин время один из мингрельских дворян, Вахтанг (Вахта) Баркалая, отличавшийся храбростью во время Кавказской войны, стоявший в рядах русских войск и получивший за свои подвиги знак отличия Военного ордена, пожелал принять иноческий сан и поселиться на Афоне. Он принял монашество в Грузии с именем Венедикт и, получив полномочие от духовенства и дворянства Грузии, начал производить сбор добровольных пожертвований. Сочувствие грузинского населения к цели, преследовавшейся о. Венедиктом, выразилось в том, что сравнительно за короткое время он успел собрать довольно большую сумму денег на возобновление скита, или киновии св. Иоанна Богослова (упоминаемой еще в сказаниях и летописях 987 г.). Ободренный таким успехом, о. Венедикт отправился на Афон с двенадцатью выбранными им земляками, которые также пожелали принять иноческое звание. На Святую Гору они прибыли в 1869 г.
Греки долго не решались передать ему Богословскую обитель, но наконец, после настоятельных просьб, согласились продать келлию и землю за 3000 рублей. Все здесь было в страшном запустении, приходилось восстанавливать каждый камень и обрабатывать каждую пядь земли. Несмотря на большие препятствия, здания были все-таки возведены и в них переселилась грузинская братия, до тех пор рассеянная по всему полуострову. Работы обошлись более чем в 40000 рублей. Большую часть суммы пожертвовал русский монастырь св. великомученика Пантелеимона.
После о. Венедикта настоятелем келлии был схииеромонах Иона (Хоштария), при котором обитель достигла своего расцвета. К 1905 г. в ней подвизалось до 40 иноков. Отец Иона умер в начале 1919 г., и вместо него настоятелем стал схииеромонах Симон (Багдавадзе) (умер в 1942 г.).
К сожалению, греки все это время сильно препятствовали увеличению братии обители и ее хозяйственной деятельности. Но настоятели келлии твердо решили отстаивать интересы грузин-иноков и потому неоднократно обращались к Российским посланникам в Константинополе и Его Императорским Величествам. Его Величеству Императору Александру III благоугодно было обратить особенное внимание на ходатайство грузинских иноков и повелел уплатить некоторые долги, образовавшиеся при строительстве новой обители; на это было отпущено 15000 рублей из собственных сумм Его Величества. Кроме того, самодержец повелел отпускать ежегодно Иоанно-Богословской обители по 3000 рублей до окончания спора с греками. Но споры все усиливались, и дошло до того, что о. Венедикт был вынужден просить российские власти поставить вопрос относительно удержания или секвестра доходов, получаемых Иверским монастырем от русских имений, принадлежащих монастырю и находящихся в Бессарабии, на Кавказе и в Москве. Это действие окончательно уничтожило даже малую возможность грекам и грузинам договориться по вопросу нормального функционирования Иоанно-Богословской обители. Это в конечном счете привело к тому, что 9 марта 1919 г. восемнадцать грузинских иноков насильно были выселены из Иоанно-Богословской келлии и им навечно было запрещено туда возвращаться. Часть иноков-грузин вернулась на родину, а другая (9 человек с настоятелем о. Симоном), с благословения старцев Свято-Пантелеимонова монастыря, поселилась на Стефановской келлии этого монастыря. В 1932 г. там произошел пожар, во время которого была уничтожена библиотека обители и сгорел весь архив. После этого оставшиеся в живых монахи переселились в Свято-Пантелеимонов монастырь, сама обитель пришла в полный упадок, и в середине 2000-х гг. трактором ее сравняли с землей.
Лит.: Калиновский А. Где правда? История Афонского Иверского монастыря. СПб., 1885;– – – , №29 2005 6) // URL: http://www.orthodoxy.ge/istoria/atonis_qartveli_berebi.htm
6156. Схииеромонах Иона
Мирское имя – Иона Мерабович Хоштария. Уроженец Сенакского уезда Кутаисской губернии. На Афон приехал уже монахом с именем Иоанн. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря. Был старцем келлии. Преставился в 1919 году. После его смерти оставшиеся на Богословской келлии монахи были выгнаны с нее и просили Собор старцев Пантелеймонова монастыря предоставить им для жительства Стефановскую келлию. 6 марта 1919 года Собор старцев удовлетворил их просьбу.
В 1882–1903 годах писал письма игуменам Макарию (Сушкину) и Андрею (Веревкину) (АРПМА. Док. № 1307); в 1905 году – схииеромонаху Агафодору (Буданову) (АРПМА. Док. № 1764). В архиве РПМА хранится его заграничный паспорт, выданный в 1873 году.
Лит.: Денасий (Юшков), схим. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1895. Вып. 12. С. 367.
6157. Схииеромонах Феодосий
Мирское имя – Федор Георгиевич Эристави. Уроженец Кутаисской губернии. Князь. С 1880 года на Афоне. Пострижен в мантию с именем Феодор; а в схиму – с именем Феодосий. Был духовником келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря. Преставился 25 мая 1905 года.
В 1884 и 1887 годах писал письма схииеромонаху Нафанаилу (Кобелеву) (АПМА. Док. № 1359); в 1884–1903 годах – игуменам Макарию (Сушкину) и Андрею (Веревкину) (АРПМА. Док. № 1306); в 1886–1888 годах – схимонаху Матфею (Ольшанскому) (АРПМА. Док. № 1531); в 1903 году – схииеромонаху Агафодору (Буданову) (АРПМА. Док. № 1763).
Из дневника схииеромонаха Владимира (Колесникова): «Усердный труженик... старец-духовник хорошей жизни; многими почитаемый, но очень смиренный и обходительный»29.
Лит.: Троицкий П. В. Афонские ветречи. М., 2002. С. 53; Денасий (Юшков), схим. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1895. Вып. 10. С. 309; М., 1896. Вып. 2. С. 50.
6158. Схииеромонах Георгий
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Гоголашвили. Уроженец Грузии, дворянского происхождения. Приехал на Афон с о. Феодором (Эристави) уже будучи в сане иеромонаха Гаенатского монастыря, носил имя Герасим. В мае 1882 года они прибыли на Афон и вступили в братство Иоанно-Богословский обители Иверского монастыря, где о. Герасим был пострижен в схиму с именем Георгий. Преставился 25 декабря 1899 года.
6159. Схииеромонах Симон
Мирское имя – Савва Абашидзе, отчество не известно. Уроженец Кутаисской губернии и уезда. Прибыл на Афон в 1876 году. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
6160. Схииеромонах Гавриил
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Абашидзе. Уроженец Грузии. Пустынник, сначала жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря, а с 1908 года – на Карее, на келлии св. Георгия Ставроникитского монастыря. В 1919 году еще был жив (в возрасте более 100 лет).
В 1900 году писал письмо из Давидо-Гареджийской пустыни схииеромонаху Агафодору (Буданову) (АРПМА. Док. № 1777).
Из дневника схииеромонаха Владимира (Колесникова): «Замечательна келья св. Георгия тем, что в ней живут два старца-грузина (один – иеромонах Гавриил, второй – схимонах Феодор) совершенными затворниками, всегда запершись, никуда не выходят, и их почти никто не видел. Есть еще квартирант, который доставляет им необходимое»30.
6161. Схииеромонах Симеон
Мирское имя – Симон Иванович Багдавадзе. Уроженец Грузии, бывший насельник Давидо-Гареджийской пустыни. Был наместником настоятеля келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря, а после смерти настоятеля о. Ионы (Хоштария) в 1919 году стал настоятелем. В 1919 году вместе со всеми насельниками келлии был изгнан из нее. Затем жил на Стефановской келлии. Преставился в больнице Руссика 26 ноября 1942 года в возрасте 85 лет.
В архиве РПМА хранится его заграничный паспорт, выданный в 1901 году.
6162. Схииеромонах Афанасий
Мирское имя – Алексей Иосифович Бакрадзе. Уроженец Грузии. Был приходским священником. На Афоне жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря, где был пострижен в схиму. Преставился 25 января 1908 года.
В 1899 году писал письмо игумену Андрею (Веревкину) (АРПМА. Док. № 1308).
Из дневника схииеромонаха Владимира (Колесникова): «Очень благочестивый и кроткий, так что и вся братья о нем сожалеют. Начали над ним елеосвящение, и после первого Евангелия он как бы умер, даже похолодел, однако елеосвящение окончили и стали петь панихиду. Братья скорбели, что не пришлось проститься, но вот часа через три он ожил, беседовал с братьею, простился как следует и скончался. Грузины говорят, что теперь во всей Грузии нет подобного иерея»31.
6163. Схииеромонах Исихий
Мирское имя не известно. Уроженец Грузии, бывший насельник Давидо-Гареджийской пустыни. По всей вероятности, жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
В архиве РПМА хранится его заграничный паспорт, выданный в 1899 году.
6164. Иеродиакон Никифор
Мирское имя не известно. Уроженец Кутаисской губернии, Озургетского уезда. Прибыл на Афон в 1887 году из Шемокмедского монастыря. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
6165. Схимонах Феодор
Мирское имя не известно. Уроженец Грузии. Пустынник, в 1908–1909 годах жил на келлии св. Великомученика Георгия Ставроникитского монастыря. Преставился в июле 1909 года, был убит неизвестно кем после Пасхи, на Фоминой неделе.
Из дневника схииеромонаха Владимира (Колесникова): «Замечательна келья св. Георгия тем, что в ней живут два старца-грузина (один – иеромонах Гавриил, второй – схимонах Феодор) совершенными затворниками, всегда запершись, никуда не выходят, и их почти никто не видел. Есть еще квартирант, который доставляет им необходимое»32.
6166. Схимонах Варфоломей
Мирское имя не известно. Уроженец Грузии. Родился в 1872 году. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря. С 1919 года с 17-ю другими грузинскими монахами поселился на Стефановской келлии Пантелеимонова монастыря. 4 сентября 1932 года сгорел во время пожара, случившегося на келлии.
6167. Схимонах Марк
Мирское имя – Гула Тутуевич Надареишвили. Уроженец Грузии. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
В архиве РПМА хранится его заграничный паспорт, выданный в 1879 году.
6168. Схимонах Афанасий
Мирское имя не известно, отчество – Сисоевич, фамилия – Гвазава. Уроженец Грузии. Брат схимонаха Матфея. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря. С 1919 года с 17-ю другими грузинскими монахами поселился на Стефановской келлии Пантелеимонова монастыря. Преставился в больнице Руссика 28 января 1942 года.
6169. Схимонах Матфей
Мирское имя не известно, отчество – Сисоевич, фамилия – Гвазава. Уроженец Грузии. Брат схимонаха Афанасия. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря. С 1919 года с 17-ю другими грузинскими монахами поселился на Стефановской келлии Пантелеимонова монастыря.
6170. Схимонах Кирилл
Мирское имя – Коча Давидович Чантурия. Уроженец Кутаисской губернии, местечка Сенаки. Прибыл на Афон в 1869 году. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря. Преставился 7 сентября 1900 года.
В архиве хранится РПМА его заграничный паспорт, выданный в 1869 году.
6171. Схимонах Иаков
Мирское имя – Иван Гогиевич Чачуа. Крестьянин из Кутаисской губернии, Сенакского уезда, селения Суджуни. Прибыл на Афон в 1869 году. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря, где был пострижен в мантию с именем Иоаким, в схиму. Уехал в Грузию.
В архиве РИМА хранится его заграничный паспорт, выданный в 1869 году.
6172. Схимонах Панкратий
Мирское имя не известно. Уроженец Грузии. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
Лит.: Денасий (Юшков), схим. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1895. Вып. 2. С. 51.
6173. Схимонах Пахомий
Мирское имя не известно. Уроженец Грузии. На Афоне жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
Лит.: Денасий (Юшков), схим. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1895. Вып. 10. С. 309.
6174. Схимонах Захария
Мирское имя – Зураб Иессеевич Патарая. Уроженец Кутаисской губернии, Сенакского уезда. Прибыл на Афон в 1874 году. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
В архиве РПМА хранится его заграничный паспорт, выданный в 1874 году.
Лит.: Денасий (Юшков), схим. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1895. Вып. 10. С. 317.
6175. Схимонах Андрей
Мирское имя – Алексей Иессеевич Сурмава. Уроженец Кутаисской губернии, Озургетского уезда, селения Чочхити. Прибыл на Афон в 1875 году. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря. Был сладкопевцем.
6176. Схимонах Иоанн
Мирское имя – Исаия Чачава, отчество не известно. Крестьянин из Кутаисской губернии, Сенакского уезда. Жил на Стефановской келлии в Карее. Преставился в больнице Руссика 24 июня 1928 года.
В архиве РПМА хранится его заграничный паспорт, выданный в 1879 году.
6177. Схимонах Пантелеимон
Мирское имя – Петр Макоиевич Коиява. Крестьянин из Кутаисской губернии, Сенакского уезда, села Абаша. По всей вероятности, жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
В архиве РИМА хранится его заграничный паспорт; выданный в 1883 году.
6178. Схимонах Иларион
Мирское имя – Иван Отиевич Надареишвили. Уроженец Кутаисской губернии; Сенакского уезда, селения Онтопо. По всей вероятности, жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря. Преставился в больнице Руссика 27 февраля 1929 года.
В архиве РПМА хранится его заграничный паспорт, выданный в 1885 году.
6179. Схимонах Давид
Мирское имя Давид Иессеевич Чочия. Уроженец селения Сагвазаво Сенакского уезда Кутаисской губернии. На Афоне был пострижен в монахи с именем Дионисий; а потом в схиму. По всей вероятности, жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
В архиве РПМА хранится его заграничный паспорт, выданный в 1869 году.
6180. Схимонах Арсений
Мирское имя – Аврам Пактенашвили, отчество не известно. Уроженец города Тифлиса. По всей вероятности, жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
В архиве РПМА хранится его заграничный паспорт; выданный в 1873 году.
6181. Монах Венедикт
Мирское имя – Вахтанг Баркалая, отчество не известно. Дворянин из Кутаисской губернии, Сенакского уезда. Бывший юнкер русской армии. Монашество принял в Грузии. Прибыл на Афон в 1869 году. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря. Был настоятелем келлии, сам восстановил келлию, часть средств собрал в Грузии, другую получил от Русского Пантелеимонова монастыря.
В 1881–1883 годах писал письма игумену Макарию (ΑΡПΜΑ. Док. № 1449).
6182. Монах Максим
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Кундуков. Уроженец Грузии. Из рода осетинских князей. Родился в 1862 году. На Афоне с 1882 года. Единственный не грек Иверского монастыря. Был экономом Кассандрийского метоха этой обители.
Из дневника схииеромонаха Владимира (Колесникова): «Отец его был генералом турецкой армии; он считает себя грузином и расположен к ним; за что греки не любят его и стараются держать вне обители»33.
6183. Монах Х
Мирское имя – А. В. Датикашвили. Монашеское имя не установлено. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря. В 1919 году вместе с другими грузинскими монахами был выселен с Афона.
В 1962 году писал письмо игумену Илиану (Сорокину) из Тбилиси (АРПМА. Док. № 2819. Кон. № 66).
6184. Монах Х
Мирское имя – Бахва Степанович Дондуа. Уроженец Кутаисской губернии, Сенакского уезда, селения Илори. Прибыл на Афон в 1885 году. Монашеское имя не установлено. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
6185. Монах Х
Мирское имя – Герасим Максимович Надареишвили. Уроженец Кутаисской губернии; Сенакского уезда, селения Онтопо. Прибыл на Афон в 1887 году. Монашеское имя не установлено. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
6186. Монах Х
Мирское имя – Давид Антонович Чиракадзе. Уроженец Кутаисской губернии; селения Гелати. Прибыл на Афон в 1888 году. Монашеское имя не установлено. Жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
6187. Монах Х
Мирское имя – Матфей Читава, отчество не известно. Уроженец Грузии. Монашеское имя не установлено. По всей вероятности, жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
В архиве РПМА хранится его заграничный паспорт; выданный в 1850 году.
6188. Монах Х
Мирское имя – Малахия Котович Баркалая. Крестьянин из селения Бетлеми Сенакского уезда Кутаисской губернии. Монашеское имя не установлено. По всей вероятности, жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
В архиве РПМА хранится его заграничный паспорт, выданный в 1882 году.
6189. Монах Х
Мирское имя – Артемон (Бичико) Гошуа, отчество не известно. Дворянин из села Кирцхи Зугдидского уезда Кутаисской губернии. Родился в 1864 году. Монашеское имя не установлено. По всей вероятности, жил на келлии св. Иоанна Богослова Иверского монастыря.
В архиве РПМА хранится его заграничный паспорт, выданный в 1899 году.
Грузинская обитель святого пророка Илии
6190. Схииеромонах Венедикт
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Киотишвили (по некоторым источникам – Маградзе). Уроженец Кутаисской губернии, Шорапанского уезда. Сын священника. Прибыл на Афон в 1816 году. Жил в Иверском монастыре, с 1834 года – на келлии св. пророка Илии. Преставился в 1861 году.
Лит.: Денасий (Юшков), схим. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1896. Вып. 2. С. 22 (БРПМА. Док № 20362); Антоний, иером. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. Джорданвилл, 1988. (БРПМА. Док№ 32472).
6191. Схииеромонах Христофор
Мирское имя не известно. Уроженец Кутаисской губернии. В начале XX века жил на келлии св. пророка Илии Иверского монастыря, у старца Венедикта (Киотишвили).
Схимонах Денасий (Юшков): «Близ 1860 года прибыл из Грузии бывший милиционером в ту же войну другой грузинец, принятый и постриженный старцем Венедиктом с именем Христофор, ныне почтенный старец-духовник, многоболезненный схииеромонах отец Христофор»34.
6192. Иеромонах Илия
Фамилия – Панцулаия. Уроженец Грузии. В начале XX века жил на келлии св. пророка Илии Иверского монастыря вместе со старцем Макарием. В 1919 году уехал в Грузию.
6193. Схимонах Макарий
Мирское имя не известно. Уроженец Грузии. Жил на Афоне в конце XIX – начале XX века на келлии св. пророка Илии Иверского монастыря.
Из дневника Владимира (Колесникова): «У грузина монаха Макария очень хорошо покушали, он угостил нас отличным белым вином. Очень радушно принял»35.
6194. Схимонах Виссарион
Мирское имя – Василий Максимович Кикодзе. Дворянин из Грузии, Гурийской области. Родился в 1807 году. Сын священника. Имя матери – Анна. Брат Гавриила, епископа Имеретинского. Прибыл на Афон в 1835 году. Жил на келлии св. пророка Илии Иверского монастыря, у старца Венедикта (Киотишвили). Преставился 9 октября 1893 года.
Писал письмо игумену Макарию (Сушкину) в 1888 году (АРПМА. Док. № 3981. Кон. № 13).
Лит.: Денасий (Юшков), схим. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1896. Вып. 2. С. 22 (БРПМА. Док. № 20362); Антоний, иером. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. Джорданвилл, 1988 (БРПМА. Док№ 32472).
6195. Схимонах Григорий
Мирское имя – Георгий Ратиани, отчество не известно. Уроженец Кутаисской губернии. В начале XX века жил на келлии св. пророка Илии Иверского монастыря, у старца Венедикта (Киотишвили).
Лит.: Денасий (Юшков), схим. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1896. Вып. 6. С. 186.
Русские келлиоты из других обителей Иверского монастыря
В разных обителях Иверского монастыря (на келлиях, каливах и др.) жили многочисленные русские подвижники. Мы обладаем информацией лишь о двух из них, подвизавшихся на келлии свв. апостолов Петра и Павла Иверского монастыря, у старца Нифонта Грека. Обитель была населена греческими монахами, но среди них встречались и русские подвижники.
6196. Монах Стефан
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Багров. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии свв. апостолов Петра и Павла Иверского монастыря, у старца Нифонта.
6197. Монах Гавриил
Мирское имя – Феодосий Гриценко, отчество не известно. Уроженец Черниговской губернии. Прибыл на Афон в 1889 году. Жил на келлии свв. апостолов Петра и Павла Иверского монастыря, у старца Нифонта.
* * *
Примечания
АРПМА. Оп. 11. Д. 16. Док. № 309. С. 140.
АРПМА. Оп. 11. Д. 28. Док. № 321. С. 34.
АРПМА. Оп. 11. Д. 26. Док. № 319. С. 215.
АРПМА. Оп. 11. Д. 28. Док. № 321. С. 34.
АРПМА. Оп. 11. Д. 25. Док. 318. С. 248.
Денасий (Юшков), схим. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1896. Вып. 6. С. 186.
АРПМА. Оп.11. Д. 16. Док. 309. С. 136.