Источник

№ 22. Письмо первого заместителя наркома иностранных дел СССР А.Я. Вышинского Г.Г. Карпову о положении в Сербской православной церкви и желании ее руководства установить контакты с РПЦ

г. Москва

6 января 1945 г.

СЕКРЕТНО

Товарищу КАРПОВУ Г.Г.

Сообщаю некоторые полученные нами данные по Сербской церкви и по Востоку.

1. Глава Сербской церкви патриарх Гаврила87, известный своими антинацистскими взглядами и проанглийскими настроениями, увезен немцами. Возглавляющий в настоящее время Сербскую церковь митрополит Скоплянский на днях через югославских руководителей передал Советской военной миссии письмо88, текст которого прилагается.

Скоплянский проявляет большое желание к установлению связи с Русской церковью и посылке на собор в Москву делегации Сербской церкви89. Югославское руководство весьма положительно относится к этому.

Англичане проявляют живой интерес к Сербской церкви; дело доходит до того, что официальные работники Миссии выясняют возможность для епископа Йоркского обратиться с посланием к Сербской церкви.

2. Русский епископский совет, возглавляемый врагом Советского Союза митр. Анастасием90, бежал вместе с немцами. Во главе русских эмигрантских церковных общин в Югославии состоит протоиерей Иоанн Сокаль.

3. Приглашение патриарху Христофору должны были вручить 5 января. Приняты меры к вручению приглашения Тимофею. Предполагается, что в соответствии со своим рангом Христофор возьмет с собой свиту, большую по количеству, нежели Тимофей и Александр.

(А. Вышинский)

[Приложение]

Святой

Архиерейский Синод

Сербской православной церкви.

2 января 1945 года

№ 3

Уважаемый господин!

Мы прочитали в номере 281 московских «Известий» от 28 октября 1944 года сообщение о созыве архиереев Русской церкви и прочих лиц на общий церковный сбор в Москве на 31 января 1945 года для выбора Всерусского патриарха.

Из этого газетного сообщения видно, что на этот сбор в качестве гостей приглашены: четыре вселенских патриарха (Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский) и грузинский католикос.

Эта весть нам была очень приятна из ряда соображений.

В разговоре с одним русским знакомым91 нам был поставлен вопрос, послала ли бы Сербская церковь своих делегатов на этот сбор. «Почему бы нет, – ответил я, – если бы ее пригласили».

Подобный вопрос, но с другой стороны, был нам поставлен в эти дни92, и мы ответили, что Сербская церковь считала бы за особую честь быть приглашенной на это собрание исторического значения. Она желает близкого контакта с великой Русской церковью не только как со старшей сильной сестрой, но и как близкой себе по исторической судьбе, страданиям и духовной структуре, без сотрудничества с которой невозможно в православии исполнять общие полезные дела апостолата.

В прошлом Сербская церковь внимательно следила за жизнью сестринской Русской православной церкви, и в прошлых выборах русского патриарха Тихона Сербская церковь была представлена своими делегатами в лице епископа, а позднее сербского патриарха Варнавы и архимандрита, позднее епископа Шабацкого Михаила.

За председателя Архиерейского синода член

митрополит Иосиф Скоплянский.

АВП РФ. Ф. 07. Оп. 10. П. 3. Д. 39. Л. 1–2. Заверенная копия.

* * *

Примечания

87

Так в тексте. Следует читать: Гавриил.

88

2 января 1945 г. исполняющий обязанности главы Сербской православной церкви Скоплянский митрополит Иосиф обратился в советскую военную миссию в Югославии. Из Белграда сообщение об этом передал сотрудник миссии генерал-майор А.Ф. Киселев (ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 18. Л. 10).

89

В справке Совета по делам РПЦ от 15 января 1945 г. в связи с этим указывалось, что до обращения с письмом в миссию митрополит Иосиф дважды пытался прозондировать вопрос о возможности поездки в Москву на Поместный собор РПЦ через своего знакомого по Киевской духовной академии благочинного русских православных приходов в Югославии протоиерея И. Сокаля (Там же. Л. 10 об.).

90

Речь идет о главе Русской православной церкви за рубежом с 1938 г. митрополите Анастасии (Грибановском).

91

По всей вероятности, имелся в виду протоиерей Иоанн Сокаль.

92

Судя по тексту письма А.Я. Вышинского Г.Г. Карпову, «другой стороной» были, по всей вероятности, официальные югославские власти.


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации ; Редкол.: Т.В. Волокитина (отв. ред.) [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 1: 1944-1948. - 886, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle