№ 98. Сопроводительная записка заведующего IV ЕО МИД СССР А.М. Александрова Ю.В. Садовскому с приложением материалов о положении католической конфессии в Польше436
г. Москва
10 марта 1947 г.
СЕКРЕТНО
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ
РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
тов. САДОВСКОМУ
На ваши №№ 678с от 7 декабря 1946 года
и 137с от 12 февраля 1947 года
При этом напрявляю Вам краткие справки о римско-католическом котеле в Польше и о Польском Национальном католическом костеле. Кроме того, посылаю комплект наиболее популярных католических газет и журналов, выходящих в настоящее время в Польше, и католический календарь на 1947 г., в котором (стр. 113–131) помещены биографии высшего римско-католического духовенства Польши.
ПРИЛОЖЕНИЕ: упомянутое на 26 листах, плюс 7 газет, 2 журнала и 2 календаря на 1947 год.
ЗАВЕДУЮЩИЙ IV ЕВРОПЕЙСКИМ
ОТДЕЛОМ МИД СССР
А. Александров
КРАТКАЯ СПРАВКА О РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОМ КОСТЕЛЕ В ПОЛЬШЕ
Польша в прошлом, а еще в большей степени теперь, является подлинно католической страной.
Если до 1939 года римско-католический костел в Польше (все обряды) охватывал 75,2% населения (остальное население: православные – 11,8%, евангелисты – 2,5%, другие христианские религии – 0,5%, иудейское вероисповедание – 9,8%), то в настоящее время, по данным католической печати (чему можно верить), католики в Польше составляют более чем 95% всего населения, а по данным Министерства администрации, католиков насчитывается 97,7%.
Причины такого роста удельного веса католиков в Польше следующие: воссоединение с СССР западных областей УССР и БССР, где проживало свыше 3-х миллионов православных, уничтожение немцами около 3-х миллионов еврейского населения и выселение немцев (преимущественно протестанты) из Польши.
Иные религиозные группы, существующие сейчас в Польше, почти незаметны и никакой серьезной роли в жизни страны не играют.
В 1939 году в Польше имелось 10 007 католических ксендзов, из них погибло в лагерях и убито немцами 1847 человек, умерло от разных причин за время войны 836.
Таким образом, в настоящее время в Польше, без учета вновь посвященных в ксендзы за время войны, насчитывается около 8000 римско-католических ксендзов.
В число высшего католического духовенства в Польше входят: 2 кардинала, 4 архиепископа, 30 епископов и 5 т. н. апостольских администраторов, действующих во вновь созданных по распоряжению Ватикана в 1945 году децезиях437 на воссоединенных с Польшей территориях (список высшего римско-католического духовенства Польши прилагается).
В административном отношении римско-католической костел в Польше состоит из 25 децезий. Характерно, что в опубликованных в католическом журнале «Глос католицкий» материалах от 3.Х.1946 года об устройстве римско-католического костела Польши наряду с децезиями, находящимися в пределах современной Польши, указываются также следующие децезии: *Виленская и Пинская с резиденцией в г. Белостоке, Львовская с резиденцией в г. Перемышле и Луцкая с резиденцией в г. Кельцы*438.
Католическая церковь в Польше сразу же после освобождения страны от немецкой оккупации начала быстро и энергично восстанавливаться. Уже к концу лета 1945 года был восстановлен польский епископат и все децезии, в том числе и на вновь присоединенных к Польше территориях.
Осенью 1945 года в Польшу прибыл примас католической церкви Польши кардинал Хлонд, а также многие католические ксендзы, находящиеся в эмиграции и в немецких концлагерях.
*В настоящее время все уцелевшие католические костелы в Польше нормально функционируют.
Восстановлены почти все женские и мужские католические ордена, и монастыри*, в том числе хорошо известные своей активной деятельностью ордена иезуитов, францисканов439, кармелитов, паулинов, капуцинов, камедулов440, салезьянов, бернардинов441 и др.
Функционируют Геологические факультеты в Краковском и в Варшавском университетах. Создан новый католический университет в Люблине442, в котором обучается свыше 1000 студентов*. Возобновили свою деятельность 14 духовных семинарий, в которых обучается 326 студентов.
*Помимо этого кадры духовенства римско-католического костела Польши подготавливаются в Риме – в Григорианском институте443, руководимом иезуитами, в США, Канаде и других странах.
Восстановлены издательства католической литературы. Вновь создано 43 печатных католических органа, общий тираж которых достигает до полумиллиона экземпляров* (только 13 наиболее распространенных католических газет имеют тираж 395 тыс.).
Наиболее распространенными и популярными католическими газетами являются «Тыгодник повшехны», издающийся в Кракове, – тираж 30 000 экз., «Тыгодник варшавский» – тираж 18 000 экз., «Недзеля», издающаяся в Ченстохове, – тираж 94 000 экз., «Глос католицкий», издающийся в Познани, – тираж 35 000 экз., журнал «Рыцарь Девственницы», издающийся в Непоколянове, – тираж 30 000 экз.
Помимо наличия большого количества органов периодической печати римско-католический костел Польши создал *свои книгоиздательства*, в которых печатается огромное количество литературы религиозного содержания, в том числе библия, катехизисы, молитвенники, учебники закона Божьего, открытки, иконы и т.п. Во многих городах Польши Существуют специальные книжные магазины и киоски*, в которых продается исключительно католическая печать.
Католическая печать также распространяется всеми костелами, монастырями и агентствами печати.
*Восстановлено изучение религии в начальных школах, созданы дошкольные группы по воспитанию детей монахами и монашками, а также разного рода профессиональные школы при монастырях для детей среднего возраста*.
В Польше существует *значительная сеть дошкольных учреждений, которые, как правило, регулярно посещаются польским католическим духовенством*, где последним проводится соответствующая работа среди детей и обслуживающего персонала. Отдельные дошкольные учреждения целиком руководятся монахами-францисканцами, которые являются организаторами этих дошкольных учреждений и воспитателями находящихся в них детей.
Римско-католический костел через специально выделенных ксендзов принимает очень *активное участие в жизни и деятельности различных молодежных и детских организаций, в том числе многочисленной крестьянской организации ВИЦИ и еще более многочисленной организации бойскаутов и др.*
Многие госпитали и больницы в Польше обслуживаются монашками нескольких католических орденов. Монашки, обслуживающие эти учреждения, работают там в качестве сестер, сиделок, санитарок, а также заняты на других подсобных работах.
В целях религиозной пропаганды среди широких масс населения католическое духовенство *использует также радио, через которое систематически передаются лекции и беседы на религиозные темы, а также богослужения из костелов*.
Выпускаемые в Польше *киножурналы очень часто популяризуют деятельность римско-католического духовенства*, показывая зрителям различные религиозные церемонии, манифестации, молебны и т.п.
* В Польском войске и Военно-морском флоте также имеются ксендзы римско-католического костела*.
Хотя по сравнению с довоенным периодом католического духовенства в Польском войске значительно меньше, тем не менее *по штату положено иметь по одному ксендзу с обслуживающим его персоналом в каждой дивизии*, в каждом военном территориальном округе и во всех крупных гарнизонах.
Во главе всего католического духовенства, находящегося в рядах Польского войска, стоит руководитель так называемого душпасторского отдела444 Генерального штаба – ксендз в чине полковника.
Ксендзы в войске занимаются отправлением религиозных обрядов, участвуют в проведении воспитательной работы и кроме того совместно с командованием частей принимают присягу от всех военнослужащих.
*Восстановлена католическая организация «Каритас», ведущая благотворительную работу среди нуждающегося населения и репатриантов. Активно действует польское отделение интернациональной юношеской католической организации, так называемые ИМКА и ИВКА445.
*При всех костелах созданы и действуют костельные советы и восстанавливаются религиозные католические организации «Живой Ружанец», «Садалиты», «Кулка Ружавцова» и др.*
Римско-католический костел в настоящее время существует, главным образом, на средства, получаемые костелом от сбора среди верующих за совершение различных религиозных обрядов и, кроме того, частично на доходы от земельных угодий и другой собственности, принадлежащей костелу, а также на средства, которые римско-католический костел в Польше получает в виде помощи от других католических костелов – Франции, Америки и др.
*Размер государственных субсидий в настоящее время крайне мал, он составляет всего 6 миллионов злотых в год, в то время как до войны костел от государства получал 20 миллионов в год*.
Помимо 6 миллионов, выданных римско-католическому костелу в этом году в качестве субсидий от Министерства администрации, последний также получает средства от Министерства восстановления на реставрацию и капитальный ремонт разрушенных костелов во время войны с немцами.
Первое время после освобождения Польши от немецкой оккупации руководство римско-католического костела, не будучи уверено в своих силах и не зная, как будет относиться к костелу Временное польское правительство, заняло позицию выжидания и внешне безразлично и пассивно относилось к экономическим и политическим преобразованиям в стране, почти ничем не проявляя себя в политической жизни. После же того как римско-католическое духовенство убедилось в том, что последнему ничего не угрожает, и по мере восстановления и создания новой костельной иерархии, а в частности после того, как в Польшу из-за границы прибыли кардинал Хлонд и другие видные католические деятели и, наконец, после создания соответствующей материальной базы римско-католический костел стал постепенно активизироваться в политической жизни.
Политическая деятельность римско-католического костела в Польше в настоящее время *характеризуется осторожной, но упорной, систематической и повсеместной деятельностью, направленной на сохранение и укрепление своего влияния в стране, а также на замедление проведения социально-экономических реформ и дальнейшего демократического преобразования Польши*.
С этой целью католики широко используют свою многочисленную сеть костелов, монастырей, клубов и печать.
Наиболее характерным в политической деятельности римско-католического костела является его *попытка поддержать партию Миколайчика и помочь ему в его борьбе против польской демократии*446.
Учитывая, что предстоящие выборы в Сейм должны сыграть в Польше огромное значение447, католики уже в 1945 году начали вести активную подготовительную работу к выборам.
Осенью 1946 года конференция польских епископов обратилась с пастырским письмом к верующим по вопросу предстоящих выборов в Сейм, которое было оглашено с костельных амвонов 20 октября с.г.
*В письме, в частности, говорилось о том, что католики должны принимать участие в выборах и голосовать за людей, верных костелу, а не за тех, кто пытается уничтожить костел в Польше, за людей неверующих, призывая таким образом не голосовать за кандидатов партий блока*448.
Помимо такого рода враждебных проявлений по отношению к существующему строю в Польше, известно очень много случаев, когда римско-католическое духовенство принимает активное участие в создании и в руководстве террористических банд и групп*.
Судебные процессы по делам различных террористических групп показали, что в отдельных из них активную и руководящую роль играло католическое духовенство. Были отмечены случаи, когда *ксендзы призывали и давали указание о ликвидации отдельных демократических деятелей*. Подпольные бандитские группы с ведома и согласия духовенства использовали костелы в качестве складов оружия и награбленного имущества.
Нашумевшее судебное дело графа ПОТОЦКОГО Андрея, пытавшегося нелегально вывезти из Польши большое количество различного ценного антикварного художественного имущества, оцененное во много миллионов долларов, выявило, что все эти ценности сохранялись в монастыре, принадлежащем монашескому ордену камедулов под Краковом.
О враждебной деятельности римско-католических костелов, направленной против существующего в Польше строя, можно привести огромное количество фактов.
Одним из наиболее ярких примеров враждебной деятельности католического духовенства также является следующий факт:
В декабре месяце 1946 года в Варшавском военном суде рассматривалось дело 14 участников банды НСЗ449, во главе которой стоял ксендз римско-католического костела СТЕФАНСКИЙ Болеслав.
Судом было установлено, что по указанию СТЕФАНСКОГО участники возглавляемой им банды систематически совершали вооруженные нападения на государственные, кооперативные учреждения, а также убивали демократических деятелей.
Сам СТЕФАНСКИЙ также неоднократно принимал участие в вооруженных нападениях и был связан с другими нелегальными организациями и, в частности, с нелегальной партией «Стронництво народове», а также с так называемой ПАС (подготовка специальной кампании, одна из организаций НСЗ)450, руководителем которой был назначен шефом Варшавского округа этой организации.
За преступную деятельность 4-х участников банды, в том числе и ксендза СТЕФАНСКОГО, суд приговорил к смерти.
Не менее характерным является следующий пример:
В конце ноября с.г.1946 военный суд в г. Быдгоще рассматривал дело по обвинению участников банды так называемой СГБ (Сформоване группе боёве). Эта банда совершала убийства членов ППР. Проходивший по этому делу как активный участник банды СГБ ксендз римско-католического костела ЯРКЕВИЧ Зигмунт был осужден к смерти.
*Римско-католическое духовенство Польши является одним из наиболее реакционных по своим взглядам и практической деятельности, воспитанное в духе непримиримой вражды ко всем проявлениям демократизма и прогресса, а в особенности ко всему тому, что в какой-либо степени связано с Советским Союзом*.
Высшим римско-католическим духовенством Польши даже такие дикие проявления антисемитизма, имевшие место летом 1946 года, как еврейский погром в Кельцах, в результате которого было убито до 50 человек евреев, и еврейские погромы в других городах Польши451, по существу, не были осуждены.
Кардинал Хлонд – примас Польши, в своем вынужденном заявлении по поводу еврейских погромов в Кельцах и в других городах заявил, что имевшие место погромы не являются проявлением расовой ненависти, а что они якобы являются лишь проявлением политической борьбы, так как в правительственных учреждениях современной Польши имеется много евреев, которых поляки не любят.
*Выступая, Хлонд не только не осудил еврейские погромы, но, наоборот, старался оправдать инициаторов и участников этих погромов в глазах многомиллионных масс верующих*.
Да и как можно ожидать осуждения еврейских погромов со стороны такого известного антисемита, каким является кардинал Хлонд452.
Еще в 1936 году Хлонд в своем пасторском писании заявил: *«Евреи борются с римско-католическим костелом, они являются авангардом атеизма, большевизма и революции*. Мораль евреев фатально действует на человечество, евреи занимаются различными темными и грязными делами».
Хорошо известно, какой огромный вред приносит стране террористическая и диверсионная деятельность многочисленных банд, действующих сейчас в Польше.
Несмотря на это, *ни одного слова, осуждающего деятельность банд, руководством римско-католического костела в Польше, сказано не было*.
Не выступая против участия в бандах своих верующих, римско-католический костел тем самым *дает свое молчаливое согласие на продолжение деятельности банд*, так как враждебная бандитская деятельность, направленная против существующего в Польше демократического строя, лежит в интересах римско-католического костела.
Бывший лидер английских лейбористов Гарольд ЛАСКИ после посещения им Польши летом 1946 года в одной из своих статей, напечатанных в еженедельнике «Форвард», давая характеристику внутреннего положения в Польше, заявил: *«В Польше существует оппозиция, возглавляемая кулачеством, нарождающейся буржуазией, а также представителями римско-католического костела с кардиналом Хлондом во главе*. Эта оппозиция, борющаяся за фашистские идеалы НСЗ, поддерживается чрезвычайно реакционным римско-католическим духовенством Польши».
ЛАСКИ также указал, что еврейский погром в Кельцах не был осужден главой римско-католической церкви Польши кардиналом Хлондом.
В настоящее время *в Польше еще почти нет таких учреждений и организаций, играющих значительную роль в жизни страны, где бы не чувствовалось влияние римско-католического костела*.
Большинство видных польских деятелей науки и искусства – академики, профессора, писатели, журналисты, скульпторы, художники и общественные деятели являются верующими и активными сторонниками римско-католического костела.
Значение и влияние римско-католического костела в Польше в настоящее время еще настолько велико и сильно, что Правительство и руководство ППР, ППС и других партий вынуждены во многих случаях проведения каких-либо торжественных митингов, заседаний и демонстраций открывать их молебствиями и богослужениями.
Из этих же соображений очень часто различные демократические партии и организации вынуждены приглашать к себе римско-католическое духовенство для посвящения453 вновь открываемых учреждений, клубов, школ, домов и знамен организаций*.
* Большое количество членов различных демократических партий, в том числе членов ППС и даже ППР, выполняют религиозные обряды, с чем руководство этих партий не только не борется, но даже не считает это чем-либо предосудительным.
Почти, как правило, всех погибших в борьбе с реакцией членов ППР, сотрудников Министерства безопасности, работников милиции и военнослужащих польской армии хоронят с участием римско-католического духовенства. Даже большинство погибших или умерших партийных деятелей, известных как атеисты, хоронят с участием римско-католического духовенства*.
Ярким примером того, как велико влияние римско-католического костела на народные массы Польши, может служить хотя бы ежегодное религиозное празднество, организуемое в честь дня рождения «Девы Марии» 8 сентября, в г. Ченстохове, на так называемой Ясной Гуре, в монастыре монахов-паулинов. В этот день в 1945 г. в Ченстохов со всех концов страны собралось около ста тысяч верующих, а в 1946 году их собралось еще больше. Как правило, большинство из присутствующих на этом празднике прибыли в Ченстохов пешком, пройдя сотни километров с местными ксендзами во главе шествия.
Учитывая огромное влияние римско-католического костела на народные массы, Временное польское *правительство неоднократно пыталось установить нормальные отношения с руководством костела, но все его попытки в достижении этого неизменно кончались неудачей* ввиду враждебной позиции по отношению к демократическому правительству, которую занял римско-католический костел Польши. Также отношение римско-католического костела к правительству в значительной степени ’определяется враждебной политикой, проводимой в этом направлении со стороны Ватикана*.
Фактами, подтверждающими враждебные отношения Ватикана к современной Польше, являются следующие:
*1) В Ватикане до настоящего времени находится в качестве посла Польши сторонник лондонского эмиграционного польского правительства ПАППЕ Казимир.
2) Осенью 1945 года Ватикан без согласия на это со стороны Временного польского правительства (которое необходимо было иметь согласно существовавшему конкордату, заключенному между Ватиканом и Польшей в 1925 году) назначил 5 апостольских администраторов на децезии, созданные на вновь воссоединенных с Польшей территориях)*. (Этот акт был одной из причин, по которой конкордат в сентябре месяце 1945 года с Ватиканом был расторгнут)454.
3) *В настоящее время Временное польское правительство на соответствующих условиях пошло бы на заключение конкордата с Ватиканом, однако руководство римско-католического костела Польши делает все возможное, чтобы этот конкордат заключен не был хотя бы до выборов в Сейм*, так как конкордат налагает в отношении деятельности костела определенные рамки, в чем совершенно не заинтересован Ватикан и вся католическая реакция.
4) Как известно, в Польше сейчас существует пять децезий, которыми управляют так называемые апостольские администраторы, назначенные Ватиканом. Нормально бы было, чтобы этими децезиями руководили, как и всеми остальными, существующими в Польше, епископы, однако ’Ватикан, проводя свою враждебную политику против существующего в Польше строя, не желает назначать на эти децезии епископов, так как эти децезии созданы на вновь воссоединенных в Польше территориях за счет Германии*.
*Не назначая епископов на эти децезии, Ватикан ясно дает понять, что последний не согласился с территориальными изменениями, произошедшими в Польше и, в частности, с ее новой границей на Западе*.
**В среде всего многотысячного состава римско-католического духовенства в Польше имеется крайне незначительное количество преимущественно рядовых ксендзов, пытающихся установить нормальные отношения с органами существующего правительства* *455.
Отдельные из них принадлежат к партиям СЛ, СП456 и принимают активное участие в общественной жизни страны в качестве членов руководящих органов этих партий, членов уездных, воеводских рад народовых, членов КРН457, членов избирательных комиссий и даже членов Общества польско-советской дружбы. Однако *большинство из этих прогрессивных ксендзов кончает, как правило, тем, что, либо им руководство костела запрещает принимать активное участие в общественной работе, и они подчиняются этому, либо налагает на них различного рода взыскания, лишает их приходов или же совсем отрешает от сана*. В конце 1946 года такой случай имел место с ксендзом-журналистом ВЕРИНСКИМ – участником так называемой группы прогрессивных католиков. Эта группа очень слабая, издает свою газету под названием «ДЗИСЬ И ЮТРО». Возглавляется бывшими членами полуфашистских организаций ОПР, Фаланги458 и эндеков.
Многие деятели ППР и ППС, находясь под впечатлением того огромного влияния, которое имеет в Польше римско-католический костел, иногда несознательно оказывают различные услуги этому костелу, которые бы можно было и не совершать.
Так, например, в начале 1946 года в газете «Жице Варшавы» было опубликовано объявление о том, что все граждане, считающие себя атеистами, должны зарегистрироваться в одном из отделов городского магистрата.
Во многих учреждениях в анкетах для чиновников учреждений имеется графа «Ваша религия», в то время, когда при существующем строе без этого вполне можно обойтись, и т.д.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
*Вполне очевидно, что римско-католический костел в Польше оказывает огромное влияние на жизнь и деятельность огромного большинства населения страны. Это влияние вредно отражается на дальнейших демократических преобразованиях и на укреплении уже достигнутых успехов в этом направлении459.
Несомненно, что если бы в Польше такого огромного влияния римско-католического костела на жизнь страны не было, то многое выглядело [бы] совершенно иначе.
С римско-католическим костелом в Польше Необходимо вести систематическую и упорную борьбу, однако эта борьба должна идти не по линии борьбы с религией, а по линии, в первую очередь, борьбы против огромного влияния на католиков Польши со стороны Ватикана*.
Лучшим способом борьбы с Ватиканом в Польше является Использование для этой цели различных некатолических религиозных групп и течений, в том числе и Польский Национальный католический костел*460. Все эти религиозные группы и течения, не ведя борьбы против религии вообще, постоянно ведут борьбу с Ватиканом, что необходимо использовать путем оказания им необходимой материальной помощи и в особенности так называемому Польскому Национальному католическому костелу*.
Печатные органы ППС и ППР печатают от случая к случаю статьи, разоблачающие антинародную сущность и деятельность Ватикана, а также отдельные проявления этой деятельности со стороны духовенства римско-католического костела Польши.
Однако это делается недостаточно, так как такие материалы помещаются в незначительном количество органов печати, преимущественно в газетах «Роботник» и «Глос люду»461.
КРАТКАЯ СПРАВКА О ПОЛЬСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ КАТОЛИЧЕСКОМ КОСТЕЛЕ (ПНКК)
Польский Национальный католический костел (ПНКК) возник в Польше в 1922 г., причем в 1923 г. в Польше имелось только 30 парафий ПНКК, а в 1927 г. этот костел насчитывал около 16 000 верующих.
Немногочисленность верующих, объединяющихся в ПНКК, и такой слабый рост его объясняется враждебной работой римско-католического духовенства, направленной против ПНКК, а также отрицательным отношением к ПНКК со стороны правящих кругов довоенной Польши.
В начале своего существования Польский Национальный католический костел в Польше подчинялся духовным властям ПНКК, существующего в США. То обстоятельство, что ПНКК находился в каноническом подчинении ПНКК в США, происходило оттого, что хотя существование ПНКК в Польше было допущено, однако официально этот костел польским правительством признан не был, а поэтому деятельность его вплоть до войны 1939 года протекала на правах секты, не получавшей никакой помощи от правительства и не являвшейся юридически признанной религиозной организацией.
В 1926 г. в результате раскола большая группа верующих ПНКК во главе с ксендзом ХУЩНЫМ объединилась с незначительным количеством прихожан православной церкви, создав так называемую Национальную польскую православную церковь.
Вскоре после освобождения Польши от немецкой оккупации по инициативе группы клерикалов Польского Национального католического костела, в том числе ксендза Юзефа КВОЛЕКА, ксендза Эдварда НАРБУТ-НАРБУТОВИЧА, а также группы польских прогрессивных деятелей, и, в частности, нынешнего посланника Польши в Норвегии Мечислава РОГАЛЬСКОГО был создан так называемый Совет Польского Национального католического костела в следующем составе:
КВОЛЕК Юзеф – ксендз, председатель Совета;
РОГАЛЬСКИЙ Мечислав (ныне польский посланник в Норвегии, член ЦК Стронництва демократичне) – вице-председатель Совета;
КОЦ Францишек – ксендз, казначей Совета;
НАРБУТ-НАРБУТОВИЧ Эдвард – ксендз, секретарь Совета.
Члены Совета:
Ксендзы ЧЕРВИНСКИЙ Ежи, КЕШКОВСКИЙ Валериан и прихожане этого костела – МОРАВСКАЯ-ШЕЛЕЩИНА Елена и ВИХЕРЬ Станислав.
В создании Совета ПНКК в Польше активно помогал Польский Национальный католический костел в Америке и, в частности, создатель и руководитель этого костела епископ ХОДУР Францишек, епископ ПАЛЕВСКИЙ и епископ ГРАХОВСКИЙ Леон.
Этот Совет является верховной властью ПНКК Польши.
*Первого февраля 1946 года Министерство гражданской администрации издало постановление о признании им Польского Национального католического костела, предоставив последнему право легальной деятельности на территории Польши*.
В 1946 году Польскому Национальному католическому костелу в виде помощи правительством было ассигновано около двух миллионов злотых.
*В настоящее время ПНКК в Польше имеет 68 парафий*.
Точное количество верующих, объединяющихся ПНКК, установить невозможно, т.к. данные, которые неофициально сообщаются руководством ПНКК, сознательно ими преувеличиваются. Причем делается это в целях того, чтобы привлечь к себе большее внимание и поднять свой авторитет.
По одним данным, имеющимся у нас, количество верующих ПНКК достигает 40 000, а по словам членов Совета ПНКК, верующих, объединяемых этим костелом, насчитывается до 120 000–150 000.
ПНКК имеет одну духовную семинарию в г. Кракове, в которой учится несколько десятков студентов.
Всего духовенства ПНКК в Польше имеется около 50 человек, причем большинство из них являются, как правило, бывшими ксендзами римско-католического костела, порвавшими с последним по различным причинам и, в частности, из-за несогласия с Ватиканом.
В последнее время в ПНКК снова обратились с просьбой о принятии их на службу в ПНКК около 20 римско-католических ксендзов.
С декабря месяца 1945 года ПНКК *издает свой печатный двухнедельный орган под названием «Посланництво»*. Тираж около 8000 экземпляров.
В этом печатном органе значительное место уделяется статьям, критикующим политику Ватикана и, в частности, его пронемецкую ориентацию. «Посланництво» также часто помещает статьи, положительно освещающие мероприятия существующего в Польше правительства, в частности, статьи, одобряющие издание правительством нового закона о семье и браке, который, как известно, был весьма враждебно встречен римско-католическим костелом.
Несомненно, что создание и дальнейшее развитие Польского Национального костела в Польше – явление чрезвычайно полезное и может сыграть положительную роль в борьбе против Ватикана и того огромного влияния римско-католического духовенства, которое оно имеет в польских народных массах.
История возникновения Польского Национального католического костела характерна тем, что впервые этот костел был создан не в Польше, а за границей.
В 1897 году в кругах польской эмиграции в США возникло чувство глубокого возмущения политикой, проводимой католическими епископами в Америке, которые, как правило, были не польского происхождения, а либо ирландского, либо немецкого и др.
Политика, проводимая этими епископами, была направлена на полную ассимиляцию польских эмигрантов в Америке и подавление их национального самосознания. Католическое духовенство пыталось заставить поляков-эмигрантов забыть свой родной язык, выступая за полный отказ от преподавания польского языка в начальных приходских школах.
Такой политике воспротивились отдельные польские эмигранты и в том числе римско-католический ксендз Францишек ХОДУР, который обратился с жалобой в Ватикан на действия высшего католического духовенства в Америке.
Однако Ватикан поддержал действия католических епископов, чем вызвал возмущение против себя среди польских эмигрантов и прогрессивных клерикалов, ведущих активную работу среди польской эмиграции и не желающих порывать свои связи с Польшей.
В связи с этим отдельные польские эмигранты в Америке во главе с ксендзом ХОДУРОМ в знак протеста против Ватикана и его политики, проводимой высшим католическим духовенством в Америке в отношении поляков, решили порвать свои отношения с Ватиканом и создать так называемый Польский Национальный католический костел, который еще известен под названием «Ходуровцы».
Основные принципы ПНКК заключаются в следующем:
1) *хозяевами всего костельного имущества являются прихожане*, а духовенство руководит имуществом костелов и школ только по поручению прихожан;
2) за услуги, уделенные духовенством, плата с прихожан взиматься не должна;
3) религия является живой связью между человеком и Богом, а не средством для получения денег и одурачивания масс;
4) все религиозные обряды должны совершаться по воле верующих, а не по принуждению;
5) *все религиозные обряды должны отправляться на польском языке*;
6) все народы являются членами одной великой семьи. Ни один из народов не может эксплуатировать другого и лишать его свободы языка и права на самостоятельное развитие;
7) высшей властью ПНКК является Совет, избираемый из числа духовенства и верующих прихожан этого костела.
В 1935–1936 гг. в США и Канаде насчитывалось 135 парафий ПНКК, объединенных в 4 децезии, руководимые несколькими епископами во главе с епископом ХОДУРОМ.
О епископе ХОДУР Францишке известно, что он является глубоким стариком, уроженцем Западной Украины. Поляк по национальности, бывший римско-католический ксендз, эмигрировавший в конце прошлого столетия из бывшей Австро-Венгрии в США.
ХОДУР является автором брошюры «Рим или Польша», изданной в 1915 г. в Америке.
В этой брошюре ХОДУР разоблачает антинародную политику Ватикана, а также его деятельность, направленную на угнетение народных масс. Кроме того, в этой брошюре он вскрывает и разоблачает моральное разложение и реакционность римско-католического духовенства.
НАРБУТ-НАРБУТОВИЧ Эдвард, 38 лет, уроженец г. Вильно, там же окончил римско-католическую духовную семинарию и был затем ксендзом Польского Национального католического костела. В 1941–1942 гг. из Вильно выехал в Варшаву, затем жил в Люблине. После освобождения Люблина Красной Армией НАРБУТ-НАРБУТОВИЧ приступил к организации и восстановлению ПНКК. После приезда в Варшаву был избран секретарем Совета ПНКК. В августе месяце 1946 года ездил в США, где участвовал в работе Синода ПНКК США. От ПНКК НАР- БУТОВИЧ входит в т.н. *Экуменический совет Польши, объединяющий все христианские вероисповедания*, за исключением римско-католического.
Перечень материалов, использованных для составления справки:
1. Вероисповедания и религиозные союзы в Польше. Автор – Свентковский Генрик.
2. Энциклопедия вероисповеданий. Автор – Пекарский Станислав.
3. Брошюра «Рим или Польша». Автор – Ходур Францишек.
4. Газета «Курьер Подзенны» от 19.II.46 г.
5. Газета «Посланництво» от 16.XII.45 г.462
СПИСОК ВЫСШЕГО РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА В ПОЛЬШЕ (МАТЕРИАЛЫ НАПЕЧАТАНЫ В ГАЗЕТЕ «ГЛОС КАТОЛИЦКИЙ» ОТ 3.Х.1946 ГОДА)
Современное устройство Католического костела в Польше
I. Гнезненский и Варшавский архиепископ: ксендз кардинал Август Хльонд463. Примас Польши.
Епископы – суфраганы464.
в Гнезне: кс. епископ д-р Люциан Бернацкий
в Варшаве: кс. архиепископ Антон Шляговский,
кс. епископ д-р Зигмунт Хороманский,
кс. епископ д-р Вацлав Маевский
1. Епископ Хелмский: кс. епископ д-р Казимер, суфраган Иосиф Ковальский.
2. Епископ Вроцлавский: кс. епископ Кароль Радонский, суфраган: кс. епископ д-р Францишек Кожинский.
3. Епископ Плоцкий: кс. епископ Тадеуш Закшевский,
4. Епископ Сандомирский: кс. епископ Ян Льорек, суфраган: кс. епископ д-р Францишек Йоп.
5. Епископ Любельский: кс. епископ д-р Стефан Вышинский.
6. Епископ Подлясский (рождения в Седлецах).
кс. епископ д-р Игнатий Свирский.
7. Епископ Лодзинский: кс. епископ Владимир Ясинский, суфраган: кс. епископ Казимир Томчак.
II. Архиепископ и Познанский митрополит:
кс. архиепископ митрополит Валентин Дымек.
III. Архиепископ Виленский (резиденция в Белостоке): кс. архиепископ митрополит Ромульд Ялжбиковский.
1. Епископ Ломжинский: кс. епископ Станислав Лукомский.
2. Епископ Пинский: руководство осуществляет викарий; капитулы кс. прелат Генрих Хумницкий: суфраган: кс. епископ Кароль Немира.
IV. Архиепископ Львовский (резиденция в Перемышле): кс. архиепископ – митрополит Евгений Базяк.
1. Епископ Перемышленский: кс. епископ д-р Францишек Барда; суфраган: кс. епископ В. Томака.
2. Епископ Луцкий (резиденция в Кельцах): кс. епископ д-р Адольф Шелонжек.
V. Архиепископ – митрополит Краковский: кс. кардинал Адам Стефан Сапега; суфраган: кс. епископ Станислав Роспонд.
1. Епископ Тарновский: кс. епископ д-р Ян Степа.
2. Епископ Келецкий: кс. епископ д-р Чеслав Качмарек; суфраган: кс. епископ Францишек Соник.
3. Епископ Ченстоховский: кс. епископ д-р Теодор Кубина; суфраган: кс. епископ д-р Станислав Чайка.
4. Епископ Силезский: кс. епископ Станислав Адамски и суфраган: кс. епископ Юлиан Бенек.
Епископы без децезий: кс. епископ д-р Михаил Годлевский, проф. истории костела Ягеллонского университета в Кракове; кс. епископ Чеслав Соколовский, проживающий в г. Ново Място.
АПОСТОЛЬСКИЕ АДМИНИСТРАТОРЫ
1. На Варминскую децезию с резиденцией в Олыптыне: кс. инфулат465 д-р Теодор Бенш.
2. На Данцигскую децезию: кс. инфулат д-р Андрей Вронка.
3. На Западное Поморье и Любусские земли466 с пильской прелатурой в Гожове: кс. инфулат д-р Эдмунд Новицкий.
4. На Нижнюю Силезию с резиденцией во Вроцлаве: кс. инфулат д-р Кароль Милик.
5. Опольская Силезия с резиденцией в Ополье: кс. инфулат д-р Болеслав Коминек467.
ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 50. Л. 15–41. Подлинник.
* * *
На документе имеются резолюции и пометы следующего содержания: «т. Пуго. Прошу переговорить. Ю. Садовский. 12.3.»; «В дело. Копии кратких справок направить для сведения уполномоченным] Совета по Латвийской, Литовской, Белорусской и Украинской ССР. 15/III. Пуго»; «Исполнено № 243с, 244с, 245с, 246с. Алексеев»; «Справка. Запросы № 678 в д. 2с л. 235 – 1946 г.; № 137 в д. 2с л. 39 – 1947 г. М. Алексеев».
Так в тексте, полонизм. Здесь и далее правильно: диоцез. В 1945 г. Ватикан не создавал диоцезы на воссоединенных землях. Решением примаса А. Хлонда в 5 ранее существовавших диоцезов были назначены апостольские администраторы. См. комм. 4 к док. № 64.
Текст, отмеченный *–*, подчеркнут и отчеркнут по левому полю вертикальной линией. На полях имеется также знак «NB». Внимание Ю.В. Садовского, которому скорее всего принадлежат пометы на документе, привлекло несоответствие названий, указанных диоцезов римско-католической церкви Польши их реальным границам: костел сохранил довоенные названия диоцезов, в то время как районы Львова, Пинска, Вильно (Вильнюса) и Луцка были территорией СССР.
Так в тексте. Следует читать: францисканцев.
Так в тексте. Здесь и далее следует читать: камальдулов (или камальдолийцев).
Так в тексте. Правильно: бернардинцев.
Люблинский католический университет был создан в конце 1918 г. В годы гитлеровской оккупации был фактически закрыт и разграблен. Восстановлен 2 августа 1944 г. через несколько дней после освобождения г. Люблина советскими войсками. Действует в настоящее время.
Имеется в виду основанный в 1551 г. в Риме Папский Григорианский университет. С некоторым перерывом (1774–1824) руководился Орденом иезуитов.
Так в тексте, полонизм. Речь идет о специальном отделе Генерального штаба Войска польского, занимавшемся обеспечением религиозных потребностей военнослужащих.
На полях напротив данного абзаца имеется помета: «ІМСА IWCA (молодых людей и молодых женщин)»
См. комм. 5 к док. № 64.
Так в тексте.
Речь идет об избирательном блоке 4 партий (коммунистической – ППР, социалистической – ППС, левой крестьянской – СЛ и демократической – СД).
См. комм. 12 к док. № 64.
Польская аббревиатура указанной в документе организации – PAS (Pogotowie akcji specjalnej) расшифровывается как подготовка специальной операции. PAS – одна из мелких организаций вооруженного польского подполья правонационалистического толка. Действовала в 1945–1946 гг. в Варшавском округе.
О нарастании антисемитских настроений в Польше, еврейских погромах в Кракове и Кельцах, расправах с еврейским населением, грабежах и пр. подробнее см.: Antyzydowskie wydarzenia kieleckie 4 lipca 1946 roku. Dokumenty i materialy. Kielce, 1992; Восточная Европа в документах российских архивов. 1944–1948. Т. I. 1944–1948. М.; Новосибирск, 1997; Советский фактор в Восточной Европе. 1944–1953. Т. I. 1944–1948. М., 1999; Из Варшавы. Москва, товарищу Берия... Документы НКВД СССР о польском подполье. 1944–1945. М.; Новосибирск, 2001.
Поводом для данной оценки явилось интервью А. Хлонда американским журналистам 11 июля 1946 г., в котором примас, осудив события в Кельцах в соответствии с христианской моралью и напомнив о спасении поляками многих евреев в годы гитлеровской оккупации, указал, что в послевоенной Польше ответственность за нарушение отношений между поляками и евреями в большой мере несут те евреи, которые занимают «ведущие позиции» в государственной жизни и стремятся «навязать такие общественные формы, которые огромное большинство народа не хочет» (Zaryn J. Kosciol a wladza w Polsce. 1945–1950. Warszawa, 1997. S. 103). Этот политический намек послужил поводом для обвинений Хлонда в антисемитизме.
Так в тексте. Следует читать: для освящения.
См. комм. 4 к док. № 64.
На полях напротив данного абзаца стоит знак «NB».
СЛ – Стронництво людове – Крестьянская партия; СП – Стронництво працы – Партия труда из числа мелких собственников и интеллигенции.
КРН – Крайова рада народова – Национальный народный совет – орган законодательной власти, созданный в подполье в январе 1944 г. коммунистами и их союзниками по левому флангу движения Сопротивления. Существовал до выборов в Сейм в январе 1947 г.
OHP (Oboz narodowy radykalny) – крайне правая политическая организация, созданная в Варшаве весной 1934 г. сторонниками итальянского фашизма и гитлеризма, отрицавшими принципы парламентской демократии и занимавшими антисемитские позиции. Члены ОНР терроризировали еврейское население. В начале 1935 г. в результате раскола ОНР из него выделилось Национально-радикальное движение или Фаланга, руководимая Б. Пясецким. В 1942 г. Фаланга влилась в Народове силы збройне.
Так в тексте.
Так в тексте. Вероятно, составители справки имели в виду антиватиканские позиции руководства Польского Национального католического костела.
Далее на документе имеется рукописная помета: «Снята копия 4 экз. и направлены с исх. №№ с 243с по 246с. Алексеев».
Далее следует рукописная помета: «Снята копия в 3 экз. и направлены с № 245с, 244с и 243с. М. Алексеев».
Так в тексте. Правильно: Хлонд.
Суфраган – епископ, помощник ординарного епископа – главы диоцеза.
Инфулат – прелат, имеющий право носить митру.
Так в тексте. Правильно: Любушские земли.
Далее следует рукописная помета: «Снята копия в 3 экз. и направлены с исх. №№ 243с–246с. М. Алексеев».