Источник

От редакции

Очередное обращение к воспоминаниям соловецких узников обусловлено непреходящим интересом к осознанию опыта лишения свободы и борьбы за сохранение личности в неблагоприятных, нацеленных на ее подавление условиях.

Подобное внимание закономерно, учитывая то, что места заключения не просто формируют представление о той или иной исторической эпохе. Обращение к данному репрезентативному феномену позволяет взглянуть на проявления человеческой природы в ситуациях, когда в борьбе за выживание люди показывают свое истинное лицо.

Сказанное в полной мере относится к событиям XX в., эпохе тоталитарных форм правления, которые находили свое предельное выражение в тюрьмах и лагерях.

Их изучению, включая историю советского ГУЛАГа, посвящена масса исследований, в которых «теснейшим образом переплелись все существующие жанры научного и художественного творчества»1. Не последнее место в этом всемирном наследии занимают воспоминания соловецких летописцев.

Существует два, внешне взаимоисключающих и не лишенных внутренних противоречий подхода к оценке поведения заключенных, которые являются отголоском более обширной проблемы соотношения светского и религиозного в жизни человека.

Первый подход в отечественной традиции обычно ассоциируется с творчеством атеиста В. Т. Шаламова, который был «убежден, что лагерь – весь – отрицательная школа, даже час провести в нем нельзя – это час растления»2.

Верное отчасти, это утверждение опровергают многочисленные воспоминания жертв политических репрессий, сами по себе являющиеся свидетельствами несломленного человеческого духа.

Другой подход может быть выражен мыслью о том, что в заключении «устоять человеческими силами невозможно, а можно только нечеловеческими, благодатными»3.

Такая точка зрения, предполагающая положительный нравственный опыт в местах лишения свободы, не всегда объясняет поступки далеких от веры людей, которые в самых тяжелых условиях сохраняли верность жизненным принципам.

В действительности указанные антиномии не столько противоречат, сколько дополняют друг друга. Первая напоминает о последствиях политических экспериментов, чреватых подрывом основополагающих принципов общественной жизни, вторая – о том, что духовно ориентированная личность, как минимум, более подготовлена к испытаниям, связанным с разрушением привычного образа жизни и изменением социального статуса, которые не являются смыслом и конечной целью ее существования.

При этом обе точки зрения, косвенно и напрямую, свидетельствуют о высших ценностях, в первую очередь религиозных, которые позволяют людям сохранять внутреннюю целостность и нравственную автономию перед лицом любых потрясений.

Отказ от духовных ориентиров, в свою очередь, ведет к уравниванию ценностей и, как следствие, к дезинтеграции сознания и деятельности человека, о чем свидетельствуют все авторы, чьи произведения представлены в настоящем сборнике.

Второй том «Воспоминаний соловецких узников» продолжает выпуск одноименной книжной серии, первый том которой вышел в свет летом 2013 г. под грифом Издательского отдела Соловецкого монастыря.

О значимости проекта говорят положительные отзывы представителей научного сообщества и общественных организаций, звучавшие во время многочисленных презентаций книги в интеллектуальных центрах Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска и Петрозаводска. На актуальность издания указывает повышенный интерес к нему со стороны читательской аудитории, а также победа в конкурсе Архангельской области «Книга года – 2013» в номинации «Лучшая книга о Русском Севере».

В этот, как и в предыдущий, том серии вошли воспоминания о первых годах существования Соловецкого лагеря.

Центр повествования сосредоточен на событиях 1923–1928 гг., важных как с точки зрения истории СЛОНа, так и формирования всей советской пенитенциарной системы, что подробно рассматривается в статье «Соловецкие лагеря особого назначения в 1925–1928 гг.».

За редким исключением предлагаемые вниманию читателя тексты в нашей стране не публиковались, значительная их часть только вводится в научный оборот.

Открывают книгу очерки Ивана Савина, впервые опубликованные в 1925–1926 гг. в берлинской газете «Руль» и парижском «Возрождении». Статьи стали итогом общения поэта с бежавшими в Финляндию соловчанами Ю.Д. Бессоновым, А. Клингером, C.А. Мальсаговым, воспоминания которых представлены в первом томе настоящей серии.

Далее идут отрывки из публикаций разных лет протопресвитера Михаила Польского: «Соловецкий лагерь» (Сан-Франциско, 1951), «Новые мученики Российские» (Джорданвилль, 1957), «Положение Церкви в Советской России» (Иерусалим, 1931), «О духовном состоянии русского народа под властью безбожников» (Белград, 1938), в которых затрагиваются важные вопросы духовной жизни российского общества.

Следующее произведение – мемуары индуса Саида Курейши «Пять лет в советских тюрьмах», были напечатаны в ноябре-декабре 1927 г. в парижской газете «Последние новости». Помимо прочего они интересны тем, что представляют взгляд на события в России иностранца, чье знакомство со страной происходило в ее тюрьмах и лагерях.

Статья «Пасхальные богослужения в Соловецком лагере» включает в себя несколько малоизвестных свидетельств о праздновании Пасхи, ставшем для многих заключенных самым ярким событием в жизни.

Значительное по объему место в сборнике занимает сравнительно известная, но не публиковавшаяся на родине книга генерала Ивана Матвеевича Зайцева «Соловки: Коммунистическая каторга, или Место пыток и смерти» (Шанхай, 1931), дополненная небольшой главой «Человеческие жертвоприношения Соловков по случаю смерти Дзержинского», которая не вошла в оригинальное издание и была напечатана уже после смерти автора в 1936 г.

Статья «Священномученик Иларион (Троицкий) глазами соузников» приурочена к 85-летию со дня кончины и 15-летию с момента прославления святого и повествует о годах его жизни на Соловках.

Завершают книгу два произведения Бориса Лукьяновича Солоневича: значительный отрывок из документальной повести «Молодежь и ГПУ» (София, 1937) и авантюрный роман «Тайна Соловков» (Брюссель, 1942), который наряду со всеми другими источниками отражает реалии соловецкой каторги середины 1920-х гг.

Более подробно об этих свидетельствах и их авторах можно узнать из вступительных статей современных исследователей, чьи изыскания, по уже сложившейся традиции, предваряют воспоминания соловчан.

За исключением оговоренных случаев тексты воспоминаний аутентичны оригиналам.

Издание снабжено справочным аппаратом и научной библиографией. Книга ориентирована на самый широкий круг читателей, которым не безразличны проблемы отечественной истории и вечные вопросы человеческого духа.

* * *

1

Иванова Г. М. История ГУЛАГа, 1918–1958: социально-экономический и политико-правовой аспекты. М:

Наука, 2006. С. 32.

2

Шаламов В. Т. Что я видел и понял в лагере / / Новая книга: Воспоминания. Записные книжки. Переписка. Следственные дела. M.: Изд-во «Эксмо», 2004. URL: http://www.boc4csile.ru/fulltext/new/boo/lish/aL/mov/37.htm.

3

Дамаскин (Орловский), иг. Православный церковный календарь. M.: Соловецкий монастырь, 2006. С. 279–280.


Источник: Воспоминания соловецких узников : [1923—1939] / отв. ред.: иерей В. Умнягин ; худож.: С. Губин ; дизайн: М. Скрипкин]. — Соловки : Спасо-Преображ. Соловец. ставропиг. муж. монастырь, 2014. — [Т. 2.] : 1925-1928. — 2014. — 640 с.

Комментарии для сайта Cackle