Источник

А.П. Яковлева. «Теперь такое благоприятное время для доброделания и выявления себя христианином, какое редко бывает». Миряне – помощники ссыльного и заключенного духовенства

В заглавие статьи вынесены слова из письма епископа Ефрема (Ефремова) из зырянской ссылки архангелогородкам Ольге и Екатерине Поваровым.

Мать и дочь Поваровы помогали владыке Ефрему и десяткам ссыльных и заключенных священнослужителей выстоять в годы жестоких гонений, не жалея своих сил, а иногда и жизни.

Верующие проявили удивительное бесстрашие и стойкость в служении Церкви. В 1920–1930-е гг., когда опасным было просто держать дома иконы или перекреститься у всех на виду, они не боялись помогать «врагам народа» – духовенству, осужденному за «контрреволюционную деятельность»: собирали деньги, отправляли посылки, тайно вывозили из лагерей письма, информировали заключенных о церковной жизни на воле. Сами жившие в скудости, они делились последним с теми, кому было еще хуже, – предоставляли кров ссыльным, устраивали у себя в домах тайные церкви, многие женщины сопровождали своих пастырей в ссылках. Не считаясь со смертельной опасностью, они повсеместно оказывали сопротивление закрытию храмов и изъятию ценностей.

Без преувеличения можно сказать, что это было настоящим подвигом. Все эти люди понимали, что рано или поздно будут разоблачены, арестованы, пройдут через унижения и допросы и, скорее всего, закончат свою жизнь в тюрьме, лагере или ссылке. Но они не могли поступить иначе, потому что во главу угла жизни поставили Евангельские заповеди. Они возлюбили Бога всеми сердцем и душой, а ближнего своего не только как самих себя, но несравненно больше. Жестокое время испытаний проверило эту любовь и вывело ее на самую вершину заповеданного, когда «нет больше той любви, аще кто душу свою положит за други свои» (Ин.15, 13).

В статье показаны судьбы нескольких северян, помогавших заключенным и ссыльным священникам.

Александр Александрович Левичев

Александр Александрович родился 22 марта 1886 г. в Вологодской губернии в семье, где было восемь детей. Его женой стала полная тезка Александра Александровна, урожденная Шанаева. Супруги Левичевы обосновались в Архангельске, где у них родилось девять детей: старший – в 1915 г., младший – в 1933-м. Глава семьи служил фармацевтом в городской аптеке №1, перед самой Великой Отечественной войной был назначен начальником аптеки при Первой городской больнице, что на улице Суворова. Александр был прихожанином подворья Соловецкого монастыря до самого прекращения в нем богослужений в 1922 г.

На квартире Левичевых после отбытия заключения в Холмогорском концлагере в 1922 г. в течение четырех лет находили приют бывший настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Вениамин (Кононов) и его помощник иеромонах Никифор (Кучин)37. В то время семья Левичевых, в которой уже было четверо детей, проживала в частном доме в районе улицы Поморская и Обводного канала. К 1930 г. Левичевы перешли жить на квартиру в доме № 142 на проспекте П. Виноградова (ныне Троицкий проспект).

Об Александре Левичеве рассказала автору статьи его дочь Римма Александровна Туфанова, проживающая в городе Архангельске38.

Семья жила весьма скромно, даже белый хлеб в семье ели не часто. Римма Александровна вспоминала, что в подарок на один из дней ее рождения отец принес буханку белого хлеба, которую получил за то, что сложил печку в больнице. Для девочки этот подарок был большой радостью. Несмотря на стесненность и самую настоящую бедность, Левичевы всегда помогали нуждающимся. У них находили приют многие больные, убогие, но в основном ссыльные, которыми полон был Архангельск в 1920–1930-е гг. Один раз глава семьи привел в дом очень больного человека, который даже говорить уже не мог. Жена резонно сказала ему: «Нет больше у нас места, и поселить нам нового жильца некуда», на что Александр Александрович ответил: «Да прямо у печки на полу будет спать». Ссыльный прожил у Левичевых три месяца, через некоторое время пришел в себя, начал разговаривать, вспомнил свой адрес. Левичевы написали его родственникам в Полтаву, и к окончанию срока ссылки за мужчиной приехала жена и увезла его на родину. Без Александра Александровича этот человек наверняка бы погиб.

В странноприимной семье жили, по воспоминаниям Риммы Александровны, также священники и монахини, скорее всего тоже ссыльные. У нее в памяти сохранились имена лишь двух монахинь – Филицаты и Лавры. На квартире у Левичевых совершались и тайные богослужения, на которые собирались по 10 человек и более – полная комната. В семье, как могли в то безбожное жестокое время, хранили веру, дети и взрослые всегда молились. Никто из соседей не донес на Левичевых, Господь сохранил эту семью от разоблачения, видя евангельское милосердие родителей и ради многочисленных их чад.

Александр Александрович, будучи фармацевтом, готовил лекарства и бесплатно раздавал их ссыльным. Римма Александровна рассказала, что часто во время прогулок они заходили в дома, где отец передавал лекарства больным. Левичев помогал ссыльным устраиваться на работу в городскую больницу, где сам тогда трудился. Ксения, дочь протоиерея Николая Пискановского, благодаря ему работала там табельщицей39.

В 1941 г. Александра Александровича мобилизовали в армию. Службу в звании старшего лейтенанта он проходил в аптеке архангельского госпиталя № 2524, который находился на Ленинградском проспекте. В конце войны Левичева демобилизовали, но он остался работать в том же госпитале – уже вольнонаемным. В июне 1944 г. госпиталь перевели в Лодейное Поле под Ленинград, в декабре того же года – в Вологду, а в апреле 1945-го – на Дальний Восток. Вместе с отцом по стране путешествовала вся семья. Вскоре пришло известие о том, что на фронте пропал без вести сын Левичевых Марк. Александр Александрович после этого известия сильно заболел. Врачи диагностировали у него рак желудка. Левичева лечили в больнице Спасска, затем направили в Москву, но и там уже помочь не могли, болезнь была запущена. В ноябре 1945 г. он вернулся в Архангельск, куда к тому времени с другого конца страны перебрались его жена и дети. После двух операций в архангельской областной больнице Александр Александрович прожил недолго и скончался 15 марта 1946 г. Зная о скорой своей кончине, он попросил, чтобы его обязательно похоронили рядом с отцом Николаем Пискановским, у могилы которого тяжелобольной Александр Левичев долго молился, вернувшись из Москвы. Своим детям он неустанно повторял: «Святой человек здесь похоронен».

Протоиерей Николай Пискановский – один из лидеров иосифлянского движения в Воронежской области. Там он был и арестован в мае 1928 г., осужден и приговорен к заключению в Соловецких лагерях, где отбывал срок наказания с 1928 по 1931 г. В лагере отец Николай был общим духовником для всего епископата и белого духовенства иосифлян. Епископ Максим (Жижиленко) с уважением называл его «адамантом Православия». С благодарностью вспоминал Николая Пискановского Дмитрий Сергеевич Лихачев40. Во многом благодаря этому священнику Лихачев был переведен с тяжелых общих работ на гораздо более легкий труд в Криминологический кабинет.

После Соловков отца Николая сослали в Архангельск, где за организацию тайных богослужений его вновь арестовали в сентябре 1934 г. Во время следствия священник умер в тюремной больнице от воспаления легких. Случилось это 10 апреля 1935 г. Александр Александрович вместе с семьей Пискановских хлопотал о выдаче тела умершего для захоронения, иначе бы его погребли в общей могиле. Поскольку Николай Пискановский еще не был осужден по приговору суда и считался подследственным, просьбу о выдаче тела удовлетворили. Похоронили священника на Вологодском (Кузнечевском) кладбище Архангельска. Супруги Левичевы, их дочь Римма Александровна Туфанова и внучка Елена Борисовна Москаленко долгие годы ухаживали за его могилой41.

Исполняя волю Александра Александровича Левичева, его похоронили рядом с отцом Николаем Пискановским. К настоящему времени рядом со скромной могилой священника сформировался семейный некрополь Левичевых. Рядом с главой семьи упокоились его супруга, дети и члены семей детей.

Степан Маркеловнч Антонов

Левичевы были дружны с семьей Антоновых. Обе семьи жили на соседних архангельских улицах, друзьями были их дети. Главы семей некоторое время вместе работали в Первой городской больнице. Семьи были связаны с Соловецким монастырем, обе помогали последнему настоятелю этой обители, Левичевы и Антоновы вместе ухаживали за могилой протоиерея Николая Пискановского. 5 сентября 1944 г. сын священника Коля Пискановский писал из Архангельска сестре Ксении: «Могилка папы находится в хорошем состоянии. Они (Антоновы. – А.Я.) каждое воскресение ходят туда и присматривают за нею»42.

Глава семьи Антоновых Степан Маркелович родился 17 декабря 1890 г. в деревне Коровкинская Архангельского уезда, что недалеко от Архангельска43. До 24-летнего возраста он жил в родной деревне, а в 1914 г. ушел в Соловецкий монастырь, где был поначалу рыбаком, а с 1915 г. – матросом на судах «Святой Николай» и «Михаил Архангел». После национализации монастырского флота и передачи судов государству Степан продолжил работать на «Михаиле Архангеле» буфетчиком и матросом. С организацией Соловецких лагерей он стал постоянно проживать в Архангельске, вскоре женился. У них с женой Матреной Мефодьевной родилось двое детей: сын Николай и дочь Тамара. Работал Антонов сначала извозчиком на своей лошади, плотником в нескольких организациях, затем – бригадиром по распиловке дров Первой Архангельской горбольницы44.

Степан Маркелович принимал самое активное участие в судьбе последнего соловецкого настоятеля Вениамина (Кононова) и его помощника иеромонаха Никифора (Кучина). По его совету монахи в 1926 г. переехали из Архангельска, где они жили в семье Левичевых, в село Часовенское к сестре Степана Анне. Вскоре с помощью Антонова они соорудили себе избушку в глухом лесу на Волкозере, в сорока верстах от ближайшего населенного пункта – деревни Коровкинской, родины Степана Антонова, и перешли жить туда. Дважды в год Степан навещал отшельников, привозя все необходимое. 17 апреля 1928 г. монахи были заживо сожжены в своей избушке. Антонов первым обнаружил их останки, приехав 9 июня навестить своих подопечных. Он же и похоронил монахов неподалеку от места их гибели45.

Семья Антоновых жила в не сохранившемся до нашего времени частном доме по адресу: ул. Пермская, д. 14 (ныне улица Суворова)46. Дом был одноэтажный рубленый, с пристроенным флигелем, с основательным хозяйством. Во дворе находились скотный двор с коровой, дровяник, огород, цветники и много разных сельскохозяйственных приспособлений47.

В доме Антоновых, как и у Левичевых, находили приют бывшие насельники Соловецкого монастыря, покинувшие острова после упразднения обители. Среди них иеромонах Тихон (Оревков), который проживал у Антоновых в 1925–1939 гг. Жили в семье и монахини из закрывшихся монастырей (по именам известны Анна и Парасковья Плаксины)48. В этом доме останавливались приезжавшие по делам в Архангельск из Суры насельницы упраздненного Иоанно-Богословского монастыря.

С 1932 и до конца 1941 г. в доме Степана Антонова действовала тайная церковь, куда на богослужения собирались проживавшие в Архангельске последователи иосифлянского движения. Ее прихожане организовали нелегальную кассу взаимопомощи и оказывали материальную помощь ссыльным49. Кроме того, они духовно окормляли и материально поддерживали общину в Суре, где проживали после закрытия Иоанно-Богословского монастыря его бывшие монахини и послушницы.

Богослужения в тайной церкви в доме Антонова возглавляли бывшие иеромонахи Соловецкого монастыря, сначала – Елисей (Дзюбик), затем – Тихон (Оревков). Службы в числе прочих верующих посещали супруга отца Николая Пискановского Клавдия Петровна и его дочь Ксения, после того как Пискановский в 1934 г. был арестован50. До этого богослужения для группы иосифлян, близких к о. Николаю, проходили у него на квартире. После кончины иеромонаха Тихона в 1939 г. члены общины продолжали собираться в доме Антоновых, сам Степан Антонович читал молитвы, возможно, и часы. Совершались ли кем-либо из священников богослужения, неизвестно.

Иеромонах Тихон (Оревков) прожил в доме Антоновых 14 лет. Он был одним из организаторов иосифлянских общин в Архангельске. Сначала, как сообщают материалы следственного дела, вместе с «адмссыльными епископами Дамаскиным (Цедриком) и Парфением (Брянских) он создал в Архангельске ряд антисоветских церковно-монархических групп» (общин. – А.Я.). Священнослужитель и руководил одной из таких «групп», собиравшейся для богослужений в доме Антонова. Под его руководством создавалась и затем действовала община в селе Суре.

После ареста в 1936 г. епископа Дамаскина (Цедрика), а затем и владыки Парфения (Брянских), по версии следствия, руководителем ИПЦ в Архангельске стали иеромонах Тихон и Александра Мартьянова (монахиня Аполлинария). На квартире у Мартьяновой также была тайная церковь51. Как сообщает следственное дело, «Тихоном и Мартьяновой были установлены организационные связи с «ИПЦ» в Вологде, а также в г. Мичуринске»52. Связаны они были и с иосифлянами в Кировской области.

Организатором сурской общины стала монахиня Ангелина (в миру Анна Константиновна Трухина). В 1935 г., возвращаясь из ссылки в Суру через Архангельск, она встретилась на квартире Степана Антонова с иеромонахом Тихоном, от которого приняла наставления о создании тайной церкви в Суре. Последняя церковь там была закрыта около 1931 г., после чего монахини и послушницы монастыря собирались на молитву на квартирах жителей деревни. Весной 1941 г. им удалось купить домик, где вместе стали жить семеро монахинь. По воскресеньям и по праздникам на богослужения туда собиралось до 17 проживающих в Суре и неподалеку насельниц упраздненной обители53.

От иеромонаха Тихона в Суру в июне 1938 г. для совершения богослужений приезжал игумен Антоний (Пупов). Он беседовал с монахинями, призывая их «вести борьбу с безбожием, не отступать от веры, не поддаваться искушениям антихристовой власти»54. Кто-либо из сурских монахинь время от времени выезжал в Архангельск, где архангелогородцы-иосифляне тайно собирали деньги и передавали их проживавшей в Архангельске бывшей игуменье Сурского Иоанно-Богословского монастыря Серафиме (Ефимовой), а та затем – своим бывшим насельницам55.

Разгром тайной церкви в доме Антоновых и связанных с ней архангельской и сурской общин произошел в ноябре 1941 – январе 1942 г. Тогда, как сообщают материалы следственного дела, были арестованы 18 человек «монашествующего элемента бывших Соловецкого и Сурского монастырей и тем самым вскрыт и ликвидирован в Архангельске и Карпогорском районе филиал контрреволюционной церковной организации «Истинно-православная церковь»56.

При обыске у Антонова 8 января 1942 г. изъяли 31 «церковную» книгу57. В одной из комнат в доме Антонова жили монахини Анна и Прасковья Плаксины, в ней и размещалась тайная церковь. Здесь при обыске были обнаружены деревянный аналой, кадильница с углями, несколько крестов большого размера, 31 икона, 12 картин с изображением святых, Евангелие, монашеские облачения, портреты иеромонаха Тихона и Иоанна Кронштадтского, многие богослужебные предметы.

Степан Антонов был арестован 30 января 1942 года58. По окончании следствия ему было предъявлено обвинение в том, что «являясь активным участником антисоветской монархической организации, он возглавлял контрреволюционную группу, входившую в состав Архангельского филиала организации «ИПЦ», а также в том, что «на его квартире была создана нелегальная «катакомбная» церковь, являющаяся местом контрреволюционных сборищ и местом сборищ и явок руководителей антисоветских групп»59.

27 мая того же года по постановлению Особого Совещания НКВД СССР Антонов был заключен в ИТЛ на 10 лет60. Наказание он отбывал в Карлаге (г. Караганда, Казахстан). 27 сентября 1942 г. Степан Маркелович Антонов умер в местах лишения свободы.

К сожалению, неизвестна судьба детей Степана Антонова. Римма Александровна Туфанова, дружившая в детстве с его дочерью Тамарой, сообщила, что та вышла замуж за военного моряка и уехала из Архангельска. Покинул родной город и ее брат Николай.

Екатерина Ивановна и Ольга Павловна Поваровы

Мать и дочь Поваровы обе родились в Архангельске и там же проживали до ареста в 1926 г. Обе были учительницами. В 1920-х гг., при правящем тогда архиерее Антонии (Быстрове), они вели дела канцелярии Архангельской и Холмогорской епархии61.

По существовавшему в то время порядку, высланные в Архангельскую губернию и в Автономную область Коми (Зырян) прибывали сначала в Архангельск, а потом им определялся район, деревня, поселок, где они непосредственно должны были отбывать наказание. Квартира Поваровых была тем местом, где прибывшие в ссылку представители духовенства могли получить продукты питания, одежду, остановиться на первое время. На их адрес писали родственники ссыльных, а затем письма пересылались в места заключения и ссылок. Поваровы всегда встречали, принимали и провожали возвращавшихся из ссылки лиц, а также административно высланных в эти места, так как, по словам Екатерины Поваровой, «люди они все нездешние, и им нужно же было иметь приют»62.

От Поваровых в лагеря регулярно отправлялись посылки, письма, денежные переводы. Они организовали сбор денег и вещей среди прихожан архангельских церквей. Направлялась помощь в основном в Соловецкие лагеря и на Ижму – священнику Иоанну Серебренникову, от него она пересылалась другим ссыльным, в том числе митрополиту Кириллу (Смирнову), епископу Ефрему (Ефремову), священникам Колчину, Михайлову, Видякину. Посылали самое простое, но такое необходимое на суровом Севере: обувь, одежду, продукты. Епископ Софроний (Старков) в своем письме из Соловецкого лагеря от 16 февраля 1926 г. писал Поваровым: «Вашу теплую рубашку и чулки теперь ношу с благодарной памятью о любвеобильных благодетелях»63.

Иногда Екатерина и Ольга были единственной нитью, связывавшей узников лагерей и ссыльных с близкими им людьми. Екатерина Ивановна по благословению владыки ездила по лагерям и тюрьмам, а затем от них – к родственникам заключенных, передавая весточки64.

Мать и дочь арестовали 19 августа 1926 г. При обыске у них обнаружили около ста пятидесяти писем. Среди них немало посланий от известного московского миссионера С. В. Касаткина, который сообщал о том, что происходило в церковной жизни. Среди прочих письма о похоронах Святейшего Патриарха Тихона, о подготовке обновленческого собора, о ситуации с обновленцами в столице и в провинции, об аресте митрополита Петра (Крутицкого), о возникновении григорианского раскола, о том, где какие владыки и священники находились в то время в ссылке, и многое другое. Поваровы переписывали эти письма в нужном количестве экземпляров и рассылали ссыльному духовенству в самые отдаленные уголки страны, в том числе и на Соловки. Переписывались и рассылались также присланные из Москвы послания патриарха Тихона, после его смерти – митрополита Петра, затем – митрополита Сергия (Страгородского).

Немало писем женщины получали от ссыльных и заключенных. Среди изъятых при обыске письма Поваровым архиепископа Илариона (Троицкого) и епископа Софрония (Старкова) из Соловецкого лагеря, епископа Антония (Быстрова) из Нарымского края, епископа Ефрема (Ефремова) из Зырянского края, оттуда же, из села Ижма, – от епископов Василия (Богдашевского) и Димитрия (Вербицкого), протоиереев Иоанна Серебренникова и Александра Ростовцева, протоиерея Федора Яворского из Киева и других65.

Среди изъятого находился и уникальный документ – первый из обнаруженных такого рода списков заключенного на Соловках духовенства. В нем поименно, с указанием сана и места последнего служения, перечислено духовенство, которое находилось в Соловецких лагерях особого назначения летом 1926 г.

Без сомнения, список начал составляться со времени прибытия в лагерь первых священнослужителей. Он постоянно корректировался: сюда вписывались все прибывавшие в концлагерь священники и вычеркивались выбывшие из него. Согласно документу, через Соловецкие лагеря до середины 1926 г. прошел 121 представитель духовенства из 37 епархий: пять архиепископов, двадцать епископов, пять архимандритов, два игумена, тридцать шесть протоиереев, сорок два иерея, восемь иеромонахов, три протодиакона, также в списке два иподиакона и три чтеца66.

70-летняя мать и 45-летняя дочь, как участницы «контрреволюционной организации духовенства епископа Антония Быстрова», выполнявшие поручения «контрреволюционного характера» епископа, были осуждены к ссылке на три года за пределы Архангельской губернии. Отбывали наказание они в селе Усть-Цильма Зырянского края. К 1931 г. мать умерла, дочь бедствовала67, дальнейшая судьба Екатерины Поваровой неизвестна.

Градислава Никаноровна Канорская

Градислава Канорская жила в Кеми на бывшем Поповом острове, где во времена Соловецких лагерей особого назначения находился Кемский пересыльный пункт. Она была вдовой священника Николая Канорского и сестрой священномученика епископа Архангельского и Холмогорского Аполлоса (Ржаницына).

Градислава Никаноровна возглавляла общину верующих на Поповом острове. После смерти мужа она одна воспитывала трех дочерей, младшей из которых в 1929 г. исполнилось 15 лет. На квартире у Канорской останавливалось освободившееся из Соловецкого лагеря духовенство, проходили совещания священников, отбывавших срок наказания в Кеми, некоторые из них столовались у Канорской. Живительно, но в 1929 г. на Поповом острове еще была открыта церковь, и там служили многие освободившиеся и следующие в ссылку епископы и священники, вынужденные останавливаться в Кеми.

Кроме этого, Градислава Никаноровна развозила по стране письма священников из лагеря. Она стала связующим звеном между иосифлянским духовенством, заключенным на Соловках, и их единомышленниками на воле. Освободившиеся с Соловков заключенные тайно вывозили из лагеря письма. По пути домой или в дальнейшую ссылку они не могли миновать Попова острова, где передавали письма Канорской, а та потом доставляла их по нужным адресатам. Ей передавали свои письма архиепископы Прокопий (Титов) и Евгений (Зернов), епископы Гавриил (Абалымов), Григорий (Козырев) и епископ Афанасий (Сахаров) и многие священники68.

По материалам следственного дела тайная передача писем началась с 1923 г., т.е. со времени открытия Соловецких лагерей. В 1927 г. Градислава Канорская отвезла пакет от заключенного духовенства в Москву и вручила его лично помощнику Патриаршего местоблюстителя архиепископу Серафиму (Самойловичу)69. В следующем году вместе с дочерями она посетила несколько городов. Сначала Канорские отправились в Костромскую губернию к настоятелю Железноборовского монастыря, бывшему узнику Соловецких лагерей, иеромонаху Иоасафу (Сазанову) с информацией о жизни духовенства в лагерях. Затем Канорская поехала в Кинешму, где остановилась у бывшей настоятельницы СвятоТроицкого монастыря игумении Михаилы (Меркуловой), которая организовала ее встречу с епископом Севастианом (Вести). Ему она также рассказала о положении заключенного на Соловках духовенства. Во время беседы владыка поведал ей о церковной жизни в стране и особенно подробно – о линии, принятой митрополитом Сергием (Страгородским). Из Кинешмы Канорская поехала в Кострому, а оттуда – в Вологду и затем возвратилась в Кемь. Все сведения, полученные во время поездки, она записывала и по возвращении передала в лагерь.

В 1929 г. с письмами с Соловков она посетила архиепископа Димитрия (Любимова) в Ленинграде и передала ему письма от священников Поликарпа Золотых и Александра Кремышенского, в которых они уведомляли архиепископа о своем отходе от митрополита Сергия и просили владьжу принять их в число его сторонников. У архиепископа Димитрия она взяла пакет на имя Золотых, затем поехала в Москву и в расположенный неподалеку Серпухов, где посетила епископа Максима (Жижиленко). Возвращаясь в Кемь, она вновь заехала в Ленинград, где забрала письмо митрополита Кирилла (Смирнова)70.

Из следующих поездок она привезла и передала на Соловки еще одно, переданное из ссылки, письмо митрополита Кирилла (Смирнова), воззвание архиепископа Серафима (Самойловича), другие документы.

Канорская неоднократно доставляла и личные письма заключенного на Соловках духовенства их близким, ездила она также к освободившимся с Соловков священникам с письмами из лагеря от бывших соузников. Конечно, далеко не все письма из-за их большого количества и дальности расстояний она могла передать лично адресатам. Многие по дороге, подальше от Кеми, женщина просто опускала в почтовые ящики.

Она также переправляла для духовенства на Соловки посылки и деньги, которые на ее имя в Кемь посылали их родственники.

Канорская была арестована в начале июня 1929 г., накануне своей очередной поездки. Градислава Никаноровна намеревалась посетить Тотьму в Вологодской губернии, где в то время проживал ее брат – епископ Аполлос (Ржаницын).

Туда она везла две рукописные тетради архиепископа Прокопия (Титова), чтобы познакомить с ними епископа Аполлоса, затем отвезти их обратно и по требованию владыки Прокопия выслать тетради ему71.

Она должна была, кроме того, посетить Москву и Ленинград, а также привезти оттуда последние церковные документы, остальной маршрут ее поездки неизвестен.

При обыске 7 июня у нее в квартире в тайнике обнаружили 13 писем с адресами, 12 квитанций на посылки и переводы, 10 записок с адресами, документ «Ответ верующему», разную переписку на 23 листах и вместе с ними текст декларации митрополита Сергия (Страгородского), копию заявления заключенного священника Иоанна Шастова от имени всего заключенного духовенства в Соллагерях, обращение митрополита-экзарха Украины Михаила (Ермакова), другие документы72.

По окончании следствия Канорская была осуждена по статье 58 п. И к трем годам заключения в концлагерь. Наказание отбывала в Соловецком лагере73. Дальнейшая судьба Градиславы Никаноровны Канорской неизвестна.

* * *

37

Соловецкие новомучепики / [сост. иг. Дамаскии (Орловский)]. Соловецкий монастырь, 2009. С. 130.

38

Беседа состоялась в мае 2013 г.

39

«От священства я не отрекусь...». Священномученик Николай, протоиерей: лагерные письма православной семьи Пискановских / [сост. В. О. Волков]. М., 2013. С. 80.

40

Лихачев Д.С. Раздумья: работы разных лет. СПб., 2006. Т.1. С. 206–210.

41

«От священства я не отрекусь...» С. 78–79.

42

Там же. С. 161.

43

За веру Христову. Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные н Северном крае (1918–1951): биогр. справ. / [сост. С. В. Суворова]. Архангельск, 2006. С. 24.

44

Архив УФСБ по Архангельской области. Следственное дело П-8069. Л. 62.

45

Соловецкие новомученики. С. 130–131.

46

ДелоП-8069. Л. 25 Об.

47

Там же. Л. 59.

48

Там же. Л. 55, 64.

49

ДелоП-8069. Л. 75.

50

Там же. Л. 15.

51

На квартире Мартьяновой Александры Евграфовны (монахини Аполлинарии) по адресу ул. Терехина д. 55, кв. 2, также действовала тайная иосифлянская церковь. (Там же. Л. 25). До ареста о. Николая Пискановского в сентябре 1934 г. тайная катакомбная церковь находилась и у него на квартире по адресу ул. Зырянская, 8 // Там же. Л. 202.

52

Там же. Л. 250.

53

Там же. Л. 44–45.

54

Там же. Л. 128.

55

Там же. Л. 128, 134.

56

Там же. Л. 260.

57

Там же. Л. 45.

58

Там же. Л. 41.

59

Там же. Л. 281.

60

Дело П-8069. Л. 510.

61

Суворова С. В. Помощницы заключенного духовенства Ольга и Екатерина Поваровы // Соловецкий сборник. Архангельск, 2014. Вып. 10. С. 158.

62

Дело П-8069. Л. 80.

63

Архив УФСБ по Архангельской области. Приложение к следственному делу П-3021. Л. 496.

64

Суворова С. В. Указ.соч. С. 158.

65

Архив УФСБ по Архангельской области. Приложение к следственному делу П-3021. Л. 260–535.

66

Яковлева А.П. Список духовенства, заключенного на Соловках. 1921(?)–1926 гг. // Соловецкий сборник. Архангельск. 2014. Вып. 10. С. 150–151.

67

ГАРФ. Ф. 8409. Oп. 1. Д. 631. Л. 68. 1931 г. (Сведения предоставлены А. А. Сошиной).

68

Архив УФСБ по Архангельской области. Следственное дело П. 15401. Л. 42.

69

Там же.

70

Там же. Л. 42–43.

71

Архив УФСБ по Архангельской области. Следственное дело П. 15401. Л. 12 об.

72

Там же. Л. 43.

73

Там же. Л. 44.


Источник: Воспоминания соловецких узников / [отв. ред. иерей Вячеслав Умнягин]. - Соловки : Изд. Соловецкого монастыря, 2013-. (Книжная серия "Воспоминания соловецких узников 1923-1939 гг."). / Т. 4: 1925-1931 : [16+]. - 2016. - 559 с. ISBN 978-5-91942-038-5

Комментарии для сайта Cackle