Библиотеке требуются волонтёры
Д.П. Анашкин

Источник

Другие православные юрисдикции

Резолюция Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян

Резолюция по докладу Епископа Шанхайского Иоанна268 «Положение Православной Церкви после войны», а также о взаимоотношениях Русской Зарубежной Церкви с автокефальными Церквами по докладу гр. Граббе269 и резюме доклада К. Н. Николаева270 о положении Православной Церкви после войны.

Постановил и: 1. Православная Церковь со времени падения Русского Царства и систематических насилий большевистской власти, утратила свою вековую опору в лице Русской Поместной Церкви, от чего поколебался церковный порядок и возникли неосновательные притязания Константинопольского Патриарха.

Осуществление притязаний Константинопольского Патриарха повлекло за собой вредное для Православной Церкви вмешательство последнего в жизнь отдельных Поместных Церквей, а равно создание новых автокефальных и автономных Церквей, часто с нарушением канонических правил. Некоторые реформы внутренней жизни Православной Церкви, как, напр., новый стиль, внесли осложнения и разделения в жизнь Православной Церкви.

2. Собор просит Архиерейский Собор выразить благодарность всем автокефальным Церквам, которые в годы тяжких испытаний оказывали моральную поддержку Всероссийской законной церковной власти и помогали Православной Церкви Заграницей осуществлять ее трудную задачу окормления Православных русских людей, проживающих на их территории – Церквам Сербской, Болгарской и Антиохийской.

3. Все Поместные Церкви, находясь в каноническом единении, связаны не только единством догматов, но и канонов, а потому каждая из Поместных Церквей должна сама хранить и охранять везде, где к тому будет случай, канонический порядок и каноны271.

Церковная Жизнь. 1938. № 10. С. 158–159

Резолюция Пастырского совещания духовенства западной части Канадской епархии. Относительно запрещения преподавания Свв. Таинств272

Во исполнение канонических правил Православной Церкви относительно лиц, достойных принимать Свв. Таинства, рекомендуется духовенству строго следить, чтобы таковые не преподавались людям следующих категорий:

А. Принадлежащим к не православным исповеданиям.

Б. Невенчанным законным православным церковным браком.

В. С сомнительным и недостойным моральным поведением.

Г. Принимающим Свв. Таинства в других православных церквах и юрисдикциях, не имеющих молитвенного общения с Русской Православной Зарубежной Церковью273.

Д. Не исполняющих правил обязывающих членов Православной Церкви.

Православный Вестник Нью-Йоркской и Канадской епархии. 1993. № 68–69. С. 1–2

Резолюция Архиерейского Синода. О евхаристическом общении

5/18 апреля 2007г. за № 3

Слушали: Сообщение прот. Александра Лебедева о необходимости составить резолюцию по вопросу о евхаристическом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата.

Постановили: Ввиду принятого Архиерейским Собором решения об утверждении Акта о Каноническом Общении:

1. Признать все прежние акты Русской Православной Церкви Заграницей, препятствующие евхаристическому общению с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, утратившими силу.

2. Вопросы сослужения с клириками других поместных Православных Церквей оставить на усмотрение правящих архиереев Русской Православной Церкви Заграницей.

Архив Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей

I. Белорусская автокефальная церковь

Постановление Архиерейского Синода. О самочинной Белорусской Церкви

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей 27 янв./9 февр. 1950 г. с л у ш а л и: 1) Определение Собора Преосвященных Белорусской Православной Церкви от 14 и 15 декабря 1949 г. по делу о неканонической хиротонии Владимира Томащика274во епископа, совершенной именующими себя епископами Украинской Автокефальной Церкви Платоном, Вячеславом и Сергием275. До того последний совершил над Томащиком видимость пострижения с именем Василия и рукоположил его во иеромонаха, причем совершители этого незаконного деяния основывают его на 89 правиле Карфагенского Собора276. 2) Сообщение в белорусской газете «Бацькоушина» от 1 января 1950 г. о совершении вышеуказанного деяния и об образовании «Белорусской Автокефальной Православной Церкви» и сформировании «Синода» ее из двух лиц: именующего себя епископом Сергия Охотенко и Владимира Томащика, под именем епископа Василия. Этими двумя лицами Сергий Охотенко избран Председателем «Синода» с возведением его в сан «архиепископа», а секретарем – Владимир Томащик.

С п р а в к а 1. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 25 апр./8 мая 1946 г. о признании так называемой Украинской Автокефальной Церкви безблагодатным сообществом.

Справка 2. Определением Архиерейского Синода от 20 декабря/2 января 1944/45 г. по прошению именующего себя епископом Сергия Охотенко о принятии его в общение, – согласно коему он не может быть признан епископом, в виду его незаконного рукоположения.

Постановили: В определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 25 апреля/8 мая 1946 г. подробно выяснены уклонения так называемой Украинской Автокефальной Церкви от основных начал Православного церковного строя и самого догмата о Церкви. Будучи сами безблагодатными, именующие себя епископами члены вышеуказанной организации не могут совершить законного и благодатного рукоположения, потому что никто не может дать другому того, чего лишен сам. Поэтому именующий себя епископом Василием на самом деле является принадлежащим к раскольническому обществу мирянином Владимиром Томащуком.

2. Самое устроение Сергием Охотенко, с помощью других именующих себя епископами украинских деятелей, так называемой Белорусской Автокефальной Церкви в условиях заграничной жизни при наличии лишь небольшой группы желающих сего по политическим причинам деятелей, так называемых «кривичей», – не может получить себе оправдания ни в одном церковном правиле. Как известно, автокефалия увенчивает собою уже развившуюся церковную организацию известной области, при наличии достаточного количества епископов для составления собора, с определенной территорией, при непременном условии согласия Матери-Церкви и всех прочих автокефальных Православных Церквей. Создание автокефальной Церкви даже и полноправным епископом, но принадлежащим к другой области, при отсутствии – у претендующей на автокефалию группы – даже низшего клира и при наличии законного епископата, в данном случае Митрополита Пантелеймона277, действительно возглавлявшего Белорусскую область и пекущегося о вышедшем из нее в изгнание православном народе, является созданием самочинного сборища, которое не имеет ни одного из свойств, присущих Автокефальной Церкви. Если так называемая Украинская Автокефальная Церковь, несмотря на значительно больший размер своей организации, не имеет и не может иметь признания ни одной Православной Поместной Церкви, то тем менее может получить право на такое признание проистекшая из ее недр еще более незаконная и антиканоническая организация, возглавляемая Сергием Охотенко и Владимиром Томащиком. Ссылка совершителей этого незаконного деяния на 89 правило Карфагенского Собора, как якобы их оправдывающее, является лишним доказательством того, что они никак не могут обосновать свой образ действий на св. канонах, ибо вышеуказанное правило не имеет ровно никакого отношения к данному случаю.

Обстоятельство, по которым оно было издано, не имеет ничего общего с положением у православных белорусов за рубежом, ибо они, имея свой епископат, отнюдь не оставались без правителей.

Ввиду всего вышеизложенного, Архиерейский Синод определяет: 1) Признать совершенную над Владимиром Томащиком хиротонию во епископа незаконнной и недействительной;

2) Предостеречь паству от всякого общения с самочинным сборищем, возглавляемым Сергием Охотенко и Владимиром Томащиком, для чего опубликовать настоящее определение во всеобщее сведение.

Православная Русь. 1950. №4. С. 13–14

II. Болгария

Указ Временного Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. О юрисдикции православных церквей в Западной Европе

5/18 октября 1922 г. №29 и 30

Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Митрополиту Евлогию278, Управляющему русскими православными церквами в З. Европе, и настоятелю Русской Православной Церкви в Копенгагене, протоиерею Н. ПОПОВУ

Постановили: 1. Разъяснить Протоиерею Попову, что

1) русские православные церкви в Западной Европе, в том числе и в Копенгагене, подчинены Управляющему русскими православными церквами в Западной Европе Высокопреосвященнейшему Митрополиту Евлогию, в исключительной юрисдикции которого и находятся эти церкви, а через него – Российского Заграничного Синода и Св. Патриарха Всероссийского;

2) с Болгарской Церкви схизма не снята, но, принимая во внимание, что во время войны балканских христиан с турками в 1912 г. греческие духовные лица не уклонялись от служения с болгарскими клириками в надежде на скорое соединение, Собором русских православных архиереев, съехавшихся в ноябре 1921 г. на Русский Все заграничный Собор, ввиду исключительных условий, связанных с пребыванием множества русских в Болгарии, разрешено русским православным священникам принимать участие в со служении с болгарскими православными епископами в болгарских церквах, а болгарским епископам служить в русских православных церквах, равно как и православным русским епископам разрешено служить в со служении с болгарскими православными священниками, но не дозволено еще русским епископам служение с болгарскими епископами.

2. Уведомить Вселенского Патриарха о получении от Протоиерея Попова запроса касательно юрисдикции назначенного Вселенской Патриархией Митрополита православных церквей в Западной и Центральной Европе и о последовавшем по сему разъяснении Заграничного Синода.

О чем сделать надлежащее сношение и послать Управляющему русскими православными церквами в Западной Европе Митрополиту Евлогию укав для сведения, а также непосредственно протоиерею Попову в виду срочности запроса279.

Сербия, Сремские Карловцы

Председательствующий Синода Митрополит Антоний

Секретарь Е. Махароблидзе Церковные Ведомости. 1922. № 16–17. С. 2–3

III. Православная церковь в Америке

Резолюция Архиерейского Синода. О клириках, перешедших из Православной Церкви в Америке

5/18 апреля 2007г. за №4

Слушали: Сообщение прот. Александра Лебедева, Секретаря Комиссии по переговорам с Московским Патриархатом о том, что согласно решениям Подкомиссии по клирикам, перешедшим из одной юрисдикции в другую без отпускных грамат, или находящихся под запрещением, или лишенных сана, была обращена просьба к Блаженнейшему Митрополиту Герману280, Первоиерарху Православной Церкви в Америке о снятии прещений, наложенных на клириков ПЦА перешедших в Русскую Православную Церковь Заграницей. Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр также отправил личное ходатайство по делам этих клириков Митрополиту Герману.

4/17 апреля состоялась встреча Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, протоиерея Александра Лебедева и священника Серафима Ган с протоиереем Леонидом Кишковским, представляющим Православную Церковь в Америке, который передал письмо от Митрополита Германа Митрополиту Лавру. В письме подробно излагается позиция Синода ПЦА, который в марте 2007 г. имел суждение по этому вопросу и ознакомился с письмом Митрополита Лавра.

Синод Православной Церкви в Америке готов, принимая во внимание процесс примирения между Русской Православной Церковью Заграницей и Русской Православной Церковью Московского Патриархата, в том же примирительном духе, проявить крайнюю икономию по отношению к своим бывшим клирикам, и снять с них запрещения или восстановить в сане, если означенные клирики лично направят письмо к своему бывшему правящему архиерею или его преемнику, с просьбой снять с них прещения. В случае снятия сана необходимо обратиться прямо в Синод ПЦА, т. к. именно Синод утвердил снятие сана. Митрополит Герман заявил, что в таком случае последует благосклонное решение вопроса.

Постановили:

1. Принять к сведению доклад прот. Александра Лебедева.

2. Просить правящих архиереев тех клириков, которые подпали под прещения ПЦА за самовольный уход в Русскую Православную Церковь Заграницей, поручить означенным клирикам направить письма своим бывшим правящим архиереям или их преемникам, или в случае лишения сана, в Синод ПЦА с просьбой о снятии прещения.

Архив Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей

IV. Сербия

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. О невмешательстве в дела Сербской Церкви

28 июля/10 августа 1965 г.

Архиерейский Синод с тревогой и братским сочувствием наблюдает разгоревшуюся церковную смуту среди православных братьев сербов, представители которых обращаются к Архиерейскому Синоду с просьбой об оказании помощи и содействия в этом церковном деле.

Русская Зарубежная Церковь всегда с братским сочувствием и любовью относилась к Сербской Православной Церкви и к сербам патриотам и молитвенно желает сохранения Св. Савского Православия в современных условиях жизни, порабощенной коммунистическим безбожием, и исполнения национальных чаяний Сербской патриотической эмиграции.

Имея в виду, что в церковную смуту вовлечена значительная часть патриотической сербской эмиграции и невозможность для Русской Зарубежной Церкви вмешиваться во внутренние дела Сербской Православной Церкви, Архиерейский Синод определяет:

1. В развитие решения Архиерейского Собора от 22 мая/4 июня 1964 года воздерживаться от вмешательства во внутренние дела Сербской Православной Церкви.

2. Во всех тех случаях, когда православные сербы или сербские приходы будут обращаться к представителям Русской Зарубежной Церкви с просьбой о духовной помощи, совершать для них священнодействия и таинства по усмотрению Епархиального Архиерея с поминовением священноначалия Русской Зарубежной Церкви, в случае затруднений с поминовением иерархии Сербской281.

Церковная Жизнь. 1965. № 7–12. С. 44–45

V. Сирийцы

Определение Общего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. О каноническом положении Сирийской миссии в Северной Америке

2/15 по 16/29 сентября 1936 г.

10/23 сентября 1936 г. постановлено: Заслушав переписку Блаженнейшего Председателя Архиерейского Синода Митрополита Антония с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Александром III282 о каноническом положении Сирийской Православной Миссии в Северной Америке, а также ознакомившись с предшествующей по сему вопросу перепиской и, в частности, перепиской почившего Патриарха Григория IV283 со Святейшим Патриархом Тихоном и осведомившись из докладов Архиепископа Виталия284 и Епископа Макария о положении Сирийской Миссии в данный момент, Архиерейский Собор находит, что вопрос о каноническом положении названной Миссии до сих пор не был окончательно решен. Грамота Патриарха Тихона от 17/30 января 1922 г. если и намечает некоторое решение, то лишь принципиально, относительно известной части сирийских приходов и при том сопровождает это решение рядом условий. Если Св. Патриарх Тихон не считал неосуществимым переход при известных условиях некоторой части православных сирийцев в юрисдикцию Антиохийской Церкви, то это касалось лишь той части, которая того пожелает, а между тем значительная часть православных сирийцев формально не заявила о желании выйти из состава Русской Церкви. Окончательный отказ от юрисдикции над этой частью православных сирийцев превышал бы компетенцию заграничной церковной власти, ибо сделать это вправе лишь всероссийская церковная власть. Но вместе с тем желание Антиохийского Патриарха, чтобы все православные сирийцы подчинялись одной церковной власти, дабы различие юрисдикции не давало поводов к раздорам, нельзя не признать оправданным. Ввиду вышеизложенных соображений и принимая во внимание фактическое положение, Архиерейский Собор определяет: Предложить Северо-Американскому митрополичьему округу не препятствовать переходу сирийских православных приходов в Северной Америке в ведение Антиохийской Церкви, с тем чтобы впоследствии акт этот поступил на утверждение законной Всероссийской Церковной Власти285.

Сремские Карловци

Церковная Жизнь. 1985. № 3–4. С. 56–57

VI. Старообрядцы

Определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей. О старом обряде

12/25 сентября 1974 г.

Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей рассмотрел вопрос об отношении Русской Церкви к держащимся ею некогда церковным обычаям и обрядам, известным под общим названием старого обряда, содержащихся в богослужебных книгах, изданных до середины XVII столетия, а также о запрещениях и клятвах, которые были наложены московскими соборами 1656 и 1667 года и отдельными лицами на соблюдающих эти обычаи.

Ввиду того, что:

1) Православная Христова Церковь издревле допускала разнообразие местных обычаев при условии единства в истинах веры;

2) что старые обряды не выражают какого-либо не православного мудрования, в котором их обвиняли участники помянутых соборов;

3) что наложенные этими соборам клятвы были причиной многих бедствий для Русской Церкви, и привели не к умиротворению Церкви, чего хотели их составители, а к церковному расколу и отпадению от Церкви многих приверженцев старых обрядов, к бесплодной полемике по обрядовым вопросам, в пылу которых обеими сторонами применялись недопустимые «поносительные выражения», а также к гонениям на инакомыслящих, отчего пострадали многие ревнители старых обрядов;

4) что старые обряды составляют часть нашего общего церковно-исторического наследия, которое не следует искоренять;

5) что с тех пор, как в 1800 году Русской Церковью было позволено употребление старых обрядов, запрещение их перестало быть действующим и подлежит отмене;

6) что в прошлом веке Русской Церковью, во главе с митрополитом Филаретом Московским, предпринимались шаги для отмены клятв на старые обряды, что не осуществилось лишь по недоразумению;

7) что Предсоборное Присутствие 1906 года, при деятельном участии митрополита Антония286, постановило ходатайствовать перед будущим Поместным Собором «отложить клятвы на двуперсто молящихся, как положенные по недоброму разумению» и «разрушить их подобно тому, как собор 1667 года разрушил клятву Стоглавого Собора на не молящихся двуперстно»;

8) что Собор 1917–1918 годов, хотя и не оставил по этому вопросу соборного деяния (так как не имел возможности спокойно закончить свои занятия), однако решил, по свидетельству митрополита Антония, отменить эти клятвы, принимать в нашу Церковь старообрядческих епископов в сущем сане и поставить старообрядческих епископов для единоверцев, а патриарх Тихон, вскоре по своем восшествии на престол, поставил первого православного старообрядческого епископа (умученного впоследствии), епископа Охтенского Симона (Шлеева), защитника старых обрядов и сторонника отмены клятв;

9) что блаженнейшие митрополиты Антоний и Анастасий сами неоднократно служили по старым книгам в единоверческих церквах;

10) что Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей указом от 26 августа/8 сентября 1964 года признал старые обряды православными и благословил употребление их для желающих;

11) что 3-й Всезарубежный Собор с участием клира и мирян настоятельно просил Собор Епископов отменить эти клятвы:

Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей определяет:

1. Почитать древние богослужебные обычаи и обряды, содержащиеся в богослужебных книгах Русской Церкви до середины XVII столетия, православными и спасительными.

2. Запрещения и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как положенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать недействительными, отмененными и яко не бывшими.

3. Разрешить употребление старых обрядов для желающих соблюдать их и находящихся в общении с Православной Церковью, с тем, однако, чтобы от этого не происходило замешательства в церковной жизни существующих приходов Русской Православной Церкви Заграницей.

4. От желающих быть принятыми в церковное общение старообрядцев не требовать отречения от старых обрядов и принятия ими современных. Поставлять им священников, а если нужно, и епископов, которых обязать в точности исполнять древний чин.

5. Призывать старообрядцев с их стороны почитать наши обряды равночестными со старыми.

6. Скорбя о происшедшем разделении, в особенности о бывших гонениях на приверженцев старых обрядов, Собор Епископов, однако, не считает себя в праве судить об ответственности отдельных лиц за происшедшее, т. к. участники этих событий все давно предстали пред судом Божиим, которому и должны дать ответ за свои дела. Русская Православная Церковь Заграницей никогда не участвовала во враждебных действиях против старообрядцев. Поэтому Собор Епископов обращается к старообрядцам с призывом забыть прежние обиды и несправедливости, и вместо того, чтобы помнить зло, подумать о том, как устроить наилучшим образом свою церковную жизнь в изгнании, для спасения христианских душ.

7. Собор епископов призывает всех православных христиан не возобновлять, по мнимой ревности о Православии, ненужных обрядовых споров, а в особенности не повторять недопустимых порицательных выражений, так, как и те и другие обряды священны. Такие выражения, где бы и кем бы они не были употреблены в прошлом, Собор Епископов отметает и вменяет, яко не бывшие.

г. Нью-Йорк

Председатель Собора Митрополит Филарет

Церковная Жизнь. 1974. № 7–12. С. 38–40

VII. Украина

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. О так называемой Украинской Автокефальной Церкви

27 апреля/10 мая 1944 г.

Слушали: Доклад Преосвященного Архиепископа Херсонского и Николаевского Антония287 от 27 апреля/10 мая 1944 г. о состоянии церковной жизни на Украине и, в частности, о борьбе Автономной Украинской Церкви с так называемой «самосвятчиной» или украинскими «неолипковцами-автокефалистами».

Исходя из всего вышеизложенного и имея в виду, что в числе многотысячной массы людей, эвакуированных из восточных областей, могут оказаться и принадлежащие к так называемой Украинской Автокефальной Церкви клирики, Архиерейский Синод определяет:

1. Не допускать именующих себя епископами и клириками так называемой Украинской Автокефальной Церкви к священнодействию в русских церквах и предупредить Преосвященных Русской Православной Церкви Заграницей, чтобы они ни в коем случае не вступали с ними в молитвенное общение до принесения ими чистосердечного покаяния.

2. В случае обращения клириков вышеуказанной группы с просьбой о принятии их в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви, разъяснить им, что полученная ими от иерархии этой Церкви хиротония недействительна и что поэтому рукоположенные ею лица могут приниматься в общение только как миряне. Лишь в исключительных случаях такие лица могут получать священнические и диаконские должности после совершения над ними нового рукоположения.

3. Предупредить прочие Православные Церкви об истинной сущности так называемой Автокефальной Украинской Церкви, а также подать Германскому Министерству Церковных Дел меморандум по этому вопросу.

4. Оказывать всякое содействие иерархии Автономной Украинской Церкви, как возникшей на точном основании Постановления Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 г. за № 362 и стремящейся соблюсти не только в чистоте православную веру, но и держаться строгого канонического порядка в устроении своей внутренней жизни, и в своих отношениях к так называемым автокефалистам и липковцам, с которыми она ведет настойчивую, достойную похвал и одобрения, борьбу.

Председатель Архиерейского Синода (п. п.) Митрополит Анастасий

Члены:

Подписан: Скрепил: Член Синода – Секретарь Епископ Василий288

7/20 июня 1944 г. в Белграде

Церковная Жизнь. 1984. № 3–4. С. 55–62

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. О так называемой Украинской Автокефальной Церкви

2/15 декабря 1950 г.

Заслушав доклад Архиепископа Венедикта289, Собор постановил: Считать т. н. Украинскую Автокефальную Церковь с ее иерархией и клиром болезненным образованием на общем теле Св. Православной Русской Церкви, имеющим все признаки раскола, способствующего разложению церковной жизни не только украинского православного населения, но и других православных народностей. Православная Русская Церковь Заграницей ни в каком церковном и молитвенном общении с этой иерархией и духовенством быть не может, а мирян, принадлежащих к этой раскольнической организации по неведению, должно всячески вразумлять и наставлять на путь правды, призывая их к покаянию и оставлению раскола. Если бы кто из принадлежащего к этой раскольнической организации духовенства, получивший в свое время законное правильное посвящение от православных епископов, пожелал присоединиться к Православной Русской Зарубежной Церкви, то принятие их возможно лишь после установленного соответствующим епископом покаяния в грехе раскола и большем или меньшем испытании совести присоединяющегося священнослужителя.

Церковная Жизнь. 1951. № 2. С. 5

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. О так называемой Украинской Автокефальной Церкви

1 7/30 сентября 1954 г.

Постановлено: Над детьми, крещенными духовенством т. н. Украинской Автокефальной Церкви, как безблагодатными, надлежит совершать чин навершения крещения, совершенного мирянами.

Церковная Жизнь. 1955. № 1–6. С. 5

* * *

268

Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский (+ 1966).

269

Григорий (Граббе), еп. Вашингтонский и Флоридский (+ 1995).

270

Николаев Константин Николаевич, председатель Общества русских юристов (+ 1965).

271

К сожалению, п. 1 сегодня продолжает сохранять актуальность в связи с действиями Константинопольского Патриархата в Эстонии и на Украине.

272

В источнике дата отсутствует.

273

Выделено автором.

274

Томащик Владимир, «еп. Виленский» (+ 1970).

275

Сергий (Охотенко) (+ 1971).

276

См. приложение № 28.

277

Пантелеймон (Рожновский), митр. Минский и Белорусский (+ 1950).

278

Евлогий (Георгиевский), митр. управляющий русскими православными приходами в Западной Европе (+1946).

279

22 февраля 1945 г. болгарская схизма была прекращена. С этого момента Болгарская Православная Церковь находится в полном общении с другими Православными Церквами, а с 2007 г. – и с Русской Православной Церковью Заграницей.

280

Герман (Свайко), митр. Всея Америки и Канады.

281

Имеется в виду раскол епископа Американо-Канадского Дионисия (Миливоевича) 1963 г. В настоящее время раскол прекратился, и каноническое общение восстановлено.

282

Александр III (Тахан), Патриарх Антиохийский (+ 1958).

283

Григорий IV (Гантос), Патриарх Антиохийский (+ 1928).

284

Виталий (Максименко), архиеп. Восточно-Американский и Джерзийский (+ 1960).

285

Появление приходов Антиохийской Церкви в Северной Америке. Пример отношения Архиерейского Синода к национальным церковным юрисдикциям.

286

Антоний (Храповицкий), митр. Киевский и Галицкий, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви (+1936).

287

Антоний (Марценко), архиеп. Херсонский и Николаевский (+ 1952).

288

Василий (Павловский), еп. Венский, викарий Берлинской епархии (+ 1945).

289

Венедикт (Бобковский), архиеп. Берлинский и Германский (+ 1951).


Источник: Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей (1921-2007) / Сост. Д.П. Анашкин. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013. — 619 с.

Комментарии для сайта Cackle