Д.П. Анашкин

Источник

Еретики, большевики, инославные, сектанты

I. Атеисты, большевики

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. По вопросу о создании единого фронта для борьбы с безбожием

13/26 октября 1935 г.

Того же числа слушали: Доклад Преосвященного Димитрия358 о создании единого фронта всего христианского мира для борьбы с коммунизмом и безбожием.

На основании бывших суждений постановили: Сотрудничество с представителями других исповеданий в деле борьбы с безбожием и коммунизмом одобрить в принципе, предоставив осуществление сего усмотрению епархиальных преосвященных.

Церковная Жизнь. 1936. № 2. С. 1

Резолюция Венского совещания епископов по вопросу о том, чем Церковь может содействовать борьбе с большевицким безбожием

8/21 – 13/26 октября 1943 г.

Архиерейское Совещание в Вене, обсудив вопрос о том, чем Церковь может содействовать в борьбе с безбожием, и приняв во внимание, что уже в течение четверти века большевицко-коммунистическая власть ведет борьбу против религии вообще и Православной Церкви в частности, для чего с 1932 года объявляла пятилетки, направленные к окончательному уничтожению всех религиозных верований на территории России, признает желательными нижеследующие меры для борьбы с безбожием и разлагающим влиянием большевизма на жизнь:

1) Свободное развитие и укрепление Православной Церкви в оккупированных областях и объединение всех православных освобожденных от советской власти церковных областей и Зарубежной Православной Церкви под одним общим церковным возглавлением служило бы залогом наибольшего успеха этих частей Русской Церкви в борьбе с безбожным коммунизмом.

2) Духовенство должно проявлять максимальную активность в обличении безбожного коммунизма, ограничиваясь при этом только чисто церковными и апологетическими обличительными выступлениями против безбожия и преступлений коммунистической власти.

3) Необходимо предоставление русским рабочим в Германии свободного удовлетворения своих духовных нужд.

4) Ввиду большого количества разнообразных русских воинских частей в составе Германской Армии, необходимо учреждение института военных священников, имеющихся уже при некоторых частях, и предоставление назначения их и наблюдения за ними Зарубежному Русскому Церковному Центру.

5) Установление молений о помощи Божией для освобождения Родины от большевицко-коммунистического ига.

6) Более энергичная проповедь православного религиозно-нравственного мировозрения.

7) Для просвещения лиц, подвергавшихся растлевающему действию большевицкого влияния, необходимо широкое издание научной и популярно просветительной апологетической литературы и разрешение на ввоз и распространение такой литературы из стран вне Германии, в частности свободное распространение журнала «Православная Русь» и других изданий братства преподобного Иова Почаевского во Владимировой.

8) Организация специального миссионерского комитета по борьбе с большевицким безбожием.

9) Возбудить ходатайство о введении апологетических передач по радио.

10) Организация духовных библиотек при приходах и устройство специальных собраний для заслушания религиозно-нравственных докладов анти-большевицкого характера.

11) Издание специального, духовного, научного и популярного антибольшевицкого журнала.

12) Сбор денежных средств на организацию духовной борьбы против большевицкого безбожия.

13) Предоставление православной церковной власти возможности открытия духовных школ и организация пастырских и религиозно-нравственных курсов359.

Православная Русь. 1943. № 11–12. С. 11;

Церковное обозрение. 1943. № 10–11. С. 3–4

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей . Анафема Ленину

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей 19 декабря 1969 г./ 1 января 1970 г. имел суждение о заявлении протеста против празднования юбилея по случаю столетия со дня рождения Ленина. Председателем Архиерейского Синода было уже направлено соответствующее письмо Президенту США с просьбой заявить решительный протест против этого празднования. Русские православные люди не могут согласиться с тем, чтобы величайший преступник Ленин мог быть назван великим гуманистом, и чтобы свободный мир отмечал день его рождения.

Постановили: Русская Зарубежная Церковь, выражая заветные чаяния своих архипастырей, клира и паствы, с особой материнской заботой всегда призывает всех соединиться в молитве о спасении нашего страждущего народа от насажденного Лениным кровавого ига безбожного коммунизма, вследствие чего Архиерейский Синод

Определяет:

1. В воскресенье 16/29 марта 1970 года, в Крестопоклонную неделю, после Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей надлежит отслужить молебное пение с предварительным оглашением Послания Святейшего Патриарха Тихона 1918 г. об отлучении большевиков и с соответствующей проповедью – О спасении державы Российской и умиротворении страстей людских (последование это прилагается на отдельных листах).

2. После отпуста молебна возгласить анафему Ленину и всем гонителям Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святейшим Патриархом Всероссийским Тихоном в 1918 году, по следующей форме:

Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовой Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязующим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема.

Хор поет трижды анафема.

3. Возгласить Вечную Память:

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, убиенному Благочестивейшему Царю-Мученику Николаю Александровичу и всем с ним убиенным, Святейшему Патриарху Тихону, убиенным митрополитам, архиепископам, епископам, священнослужителям, монахам и монахиням, воинам и всем православным людям от безбожной власти убиенным и умученным и сотвори им вечную память.

Хор трижды: Вечная память.

и 4. Возгласить Многолетие:

Православному Епископству гонимыя Церкве Российския и господину нашему Высокопреосвященнейшему Филарету, Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому, Первоиерарху Русския Зарубежныя Церкве, и господину нашему (имя рек Епархиального Архиерея ), страждущей стране нашей Российстей, всем подвизающимся за Православную Веру и Отечество и всем русским людям в порабощенном безбожниками Отечестве и в разсеянии сущим, подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие и спасение, на враги же победу и одоление и многая лета.

Хор трижды: Многая лета.

О чем с приложение текста вышеозначенного молебна, а также и текста послания Святейш. Патриарха Тихона, послать циркулярный указ всем Преосвященным и настоятелям церквей, непосредственно Председателю Архиерейского Синда подчиненных.

Церковная Жизнь. 1970. № 1 –4. С. 13–14

II. Инославные

1. Браки с инославными

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. По вопросу о допустимости приобщения Свв. Тайн лиц, повенчанных в инославной церкви или живущих вне брака.

29 марта/11 апреля 1930 г.

См. Раздел IV «Браки с инославными».

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. О браках с инославными.

28 июля/10 августа 1965 г.

См. Раздел IV «Браки с инославными».

Резолюция XII Епархиального съезда Западно-Европейской епархии360

Браки с инославными. Православная Церковь никак не приветствует женитьбу православной стороны с инославной. Но если такой брак имеет место, никак не следует отказывать, а тем более отговаривать, в православном церковном Таинстве – лицам, намеревающимся венчаться и в инославном храме. Инославный брак для нас недействителен, а потому это не является повторением Таинства. Вполне понятно, что каждая сторона венчающихся имеет полное право получить благословение на семейную жизнь во своем вероисповедании.

Вестник Западно-Европейской Епархии Русской Церкви за Рубежом. 1978. № 12. С. 20–21

2. Восприемники инославные

Наставления, указы и распоряжения святителя Иоанна. Указ № 490 о невозможности инославным быть восприемниками

8 октября 1955 г.

Поскольку восприемники при крещении суть поручители, что крещаемый пребудет в православной вере и приемлет на себя обязанность утверждать своих крестников в таковой, явилось бы бессмыслицей допущение иноверца быть восприемником, каковым может быть лишь лицо православное. Запись восприемниками лиц инославных является недействительной, а допускающий то подлежит ответственности.

Святитель русского Зарубежья Вселенский чудотворец Иоанн. М., 1998. С. 604

3. Контакты с инославными

Резолюция XII Епархиального съезда Западно-Европейской епархии361

О контактах с инославными. Православным, а в особенности священникам, приходится иметь какой-то контакт с инославными. В таких случаях совершенно нет причин скрывать учение Православия о Единой Церкви, – то есть как-то стараться смягчить нашу точку зрения по отношению к неправославным в смысле учения; точка зрения, которая, как известно, весьма ясна и определенна. Что, конечно, вовсе не мешает и возможности, и желательности добрых человеческих отношений друг к другу.

Честность и откровенность с неправославными упрощает наши взаимоотношения и освобождает нас от необходимости как-то «из вежливости» – увиливать, замалчивать и тем себя связывать (совершенно не нужно), когда имеется честный и открытый путь, который при твердости инославными почти всегда не только понимается, но и легко воспринимается и даже уважается, – как показывает опыт.

Вестник Западно-Европейской Епархии Русской Церкви за Рубежом. 1978. № 12. С. 21

4. Похороны инославных

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. Об отпевании иноверцев

20 августа – 2 сентября 1932 г.

См. Раздел XI Отпевание, панихиды, похороны.

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. О погребении армян православным духовенством

10/23 октября 1946 г.

См. Раздел XI Отпевание, панихиды, похороны.Подраздел «Похороны инославных».

Наставления, указы и распоряжения святителя иоанна362. Указ №39 о поминовении неправославных

23 сентября 1951 г.

Напоминаем священнослужителям, что за Божественной Литургией совершается поминовение только лиц, принадлежащих к Православной Церкви, так как такое поминовение делает поминаемое лицо участником богослужения, в коем могут участвовать только православные христиане. Также не могут быть поминаемы сознательные самоубийцы, как своевольно оставившие Церковь.

То же должно сказать об отпеваниях, панихидах и прочих богослужениях, предназначенных для совершения о православно верующих, что явствует из самих выражений, употребляемых в них. Как исключение в отношении лиц, при жизни показывающих свое расположение к православной вере и Церкви и принимавших посильное участие в ее жизни, может быть совершаемо заупокойное моление, состоящее из пения или чтения 17 кафизмы (118 псалом) с добавлением краткой ектении о упокоении усопшего и «Вечная память».

В частных же своих молитвах православные христиане могут молиться Богу о всех, уповая на милосердие Божие.

Святитель русского Зарубежья Вселенский чудотворец Иоанн. М., 1998. С. 591–592

Резолюция Пастырского совещания на юге Франции

О поминовении усопших инославных

См. Раздел XI Отпевание, панихиды, похороны. Подраздел «Похороны инославных».

Резолюция Пастырского совещания духовенства западной части Канадской епархии о недопустимости поминовения иноверных и инославных на проскомидиях и молебнах и о запрещении совершать их отпевания и служить по ним панихиды

См. Раздел XI Отпевание, панихиды, похороны. Подраздел «Похороны инославных».

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. О поведении православного священника в отношении инославных

Доверительно. Не для печати. Циркулярно

13/26 сентября 1974 г. за № 889

Православный священник и инославные

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 13/26 сентября 1974 года постановлено: Поручить Архиерейскому Синоду разослать для руководства указания, содержащиеся в Соборном определении от 13/26 октября 1953 года.

Определение от вышеуказанного числа 1953 г.:

Постановили: Принять следующие указания для духовенства, каковые должны для его руководства, но не опубликовываться в печати.

1. Ни в коем случае не только не допускать инославных священников к сослужению в какой бы то ни было форме, но и самим не стоять за их службами в облачении. Если инославный священник, прибывший по добрососедским отношениям на торжество в Православную церковь, наденет на себя облачение, то настоятель через старосту или кого-нибудь другого должен предложить ему занять почетное место где-нибудь в стороне, подальше от служащего духовенства, чтобы ни у кого не могло создаться впечатления, будто имеет место сослужение.

2. Присутствуя на каком-нибудь инославном собрании, при чтении молитвы кем-либо из инославных, православный священник должен встать, но не должен в ней участвовать и креститься.

3. Если на таковом собрании просят православного священника благословить трапезу, то он должен это сделать, ибо прочитать молитву перед трапезой и благословить ее он должен был бы и для себя лично.

4. На соединенных заседаниях православных и инославных благотворительных комитетов можно читать молитву перед началом доброго дела.

5. При разных государственных событиях можно служить молебен о здравии и спасении Главы Государства, если он называет себя христианином, но в случае его смерти нельзя служить по нем панихиды, как вообще по инославным. Надо в таком случае ограничиться какой-либо формой выражения сочувствия (посылкой телеграммы, личным визитом к кому следует, устройством коммеморативного собрания вне храма и т. п.).

6. Ни в коем случае ни священники, ни приходы не должны вступать членами в местные т. н. Советы Церквей.

7. Если местное протестантское духовенство по временам собирается для суждения о вопросах догматической или пастырской практики, то участие в таких собраниях допустимо только для священников, имеющих достаточную богословскую подготовку, чтобы убедительно раскрыть Православное учение. Однако это допустимо только для священников, которые, имея указанную выше подготовку, получат нарочитое для того благословение от своего епархиального Преосвященного.

8. Надо избегать устройства каких-либо собраний в помещении УМСА (ИМКА363) и ограждать свою паству от всякого влияния этой организации. Равным образом пастыри должны наблюдать за тем, кто вступит в оныя, увещевать о выходе из них хотя бы ценою разных испытаний. Упорствующих не следует допускать к Св. Причастию, указывая им на то, что участие в масонских ложах воспрещается не только Русской Церковью, но и Греческими Церквами и, что даже епископы Американской Церкви, возглавляемой ныне Митрополитом Леонтием364, вообще либеральные, выносили подобные же постановления.

9. Пастыри должны всячески увещевать своих пасомых не вступать в смешанные браки. Они должны разъяснять им, что венчание в одной инославной церкви не признается действительным Православной Церковью. Последняя допускает смешанные браки только в том случае, когда инославный брачующийся предполагает в будущем присоединиться к Церкви или, по крайней мере, обещать письменно воспитывать детей от своего брака православными в Православии. При отказе от такого обстоятельства священник должен отказать в венчании. В таком случае он не должен и присутствовать на инославном браке или брачном пире и не должен соглашаться и на служение молебна.

10. Ни в коем случае нельзя допускать инославных в качестве восприемников при крещении, указывая при этом, что на обязанности восприемников лежит воспитание крестников в Православии, чего невозможно ожидать от лица неправославного.

11. Допустимо сотрудничество с неправославными организациями в практических вопросах вроде переселения или благотворительности, но православные приходы никак не могут входить в состав таких организаций.

12. Надо избегать получения от неправославных религиозных организаций денежных пособий. Тем церковным организациям, которые до сих пор получали такую помощь, надо стараться постепенно изыскивать другие средства для своего содержания, чтобы не быть ни в какой зависимости от инославных. Однако делать это надо постепенно и тактично, чтобы не нанести никакой обиды своим благотворителям.

1/14 ноября 1974 г.

г. Нью-Йорк

Председатель Архиерейского Синода Митрополит Филарет

Секретарь Епископ Лавр365Архив СТДС

5. Прием инославных

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Относительно чиноприема лиц, получивших законное крещение, но воспитанных вне Православной Церкви

Определением Архиерейского Синода от 17/30 ноября, 1954 года, постановлено: Относительно чиноприема лиц, получивших законное крещение, но воспитанных вне Православной Церкви, вопрос должен решаться особо в каждом отдельном случае, дабы излишней строгостью не оттолкнуть от Церкви. В большинстве случаев можно ограничиться прочтением разрешительной молитвы после исповеди за всю жизнь, а над теми, кто сознательно отвергался Христа, должно совершаться последование Мефодия Патриарха Константинопольского366.

Церковная Жизнь. 1955. № 1–6. С. 5

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. О смешанных браках и о приеме в Православную Церковь лиц неправославного исповедания

28 июля/10 августа 1965 г.

См. Раздел «IV Браки с инославными».

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. По вопросу о крещении принимающих Православие еретиков

15/28 сентября 1971 г.

См. Раздел «Таинства» подраздел «Крещение».

Резолюция Пастырского Совещания духовенства западной части Канадской Епархии. Относительно таинства крещения

См. Раздел «Таинства» подраздел «Крещение».

6. Участие инославных в богослужении

Резолюция Пастырского совещания на юге Франции367. О желательности допущения инославных к пению на клиросе

Могут ли петь на клиросе инославные?

Если нет певчих православных, то участие неправославных или создание вообще хора из неправославных за нашими богослужениями следует допускать. По нынешним временам это даже может оказаться нашей миссионерской работой, как уже показал опыт во многих приходах. Следует, однако, не допускать католиков-униатов, ввиду особого характера самого униатства. Как известно, в СССР сплошь и рядом в храмах поют артисты из театров. Среди них – даже неверующие. Но часто бывает, что они потом делаются через участие в церковных хорах и верующими и принимают св. крещение. Значит, и в этом может проявиться наша миссионерская работа.

Вестник Западно-Европейской епархии Русской Церкви за Рубежом. 1980. № 16. С. 39

7. Восточный обряд

Резолюция Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян

ИЗ ПРОТОКОЛА № 7. (заседание от 11–12 августа 1938 г.)

Резолюция по докладу К. Н. Николаева368 «Восточный Обряд».

1. Просить Собор опубликовать пастырское воззвание по вопросу о Восточном обряде, обратив внимание православных людей в рассеянии сущих на соблазнительность этого обряда и на то, что и при соблюдении Восточного Обряда, носящего по внешности православный характер, православные люди, исполняя его, перестают принадлежать к лону Православной Церкви. То уважение, которое на словах высказывает Римско-католическая Церковь к Восточному Обряду, является неискренним и льстивым. С одной стороны, Рим свидетельствует свое уважение и любовь к «несоединенным» братьям и к Восточному Обряду, а с другой стороны, организует и поддерживает действия насильственного характера в отношении Православной Церкви и православного народа, являющиеся по существу гонением Православной Церкви.

2. В послании надлежит с особой силой указать, что даже простое посещение храма по Восточному Обряду православными христианами является недопустимым и греховным. Надлежит предостеречь русских людей против помещения своих детей в учебные заведения, которые ведут лица, принадлежащие к католическому клиру. Надлежит также с особой осторожностью относиться к заключению смешанных браков, которые в условиях эмигрантской жизни являются источником ослабления православной веры в семье.

3. Необходимо разъяснить русскому обществу, что христианство и православие суть понятия равноценные. Нужно разъяснить, что истинное христианство заключается только в Православии, и там, где нет Православия – нет и истинного христианства, а только ересь и секта.

4. Образовать при Священном Синоде специальный отдел для собирания, изучения и разработки сведений и узаконений о Восточном Обряде, издаваемым папским престолом.

Церковная Жизнь. 1938. № 10. С. 160

Указ Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. О священниках Восточного Обряда

13/26 декабря 1958 г.

Циркулярно

Епархиальным Преосвященным и настоятелям церквей, непосредственно Председателю Архиерейского Синода подчиненных Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей 12/25 ноября 1958 года слушали: Разные сообщения о том, какое смущение вносят в умы православных католические священники-миссионеры Восточного Обряда, старающиеся приобретать внешний облик православных священников присваивающие себе даже ношение наперстных крестов, установленных в России для священников Русской Православной Церкви. Бывали случаи, когда такие католические священники Восточного Обряда, при посещении ими богослужений в православных храмах, по недоразумению допускались до участия в чтении и пении, чем еще увеличивалось вносимое ими смущение.

Постановили: Священные правила ограждают православных христиан от церковного общения с теми, кто не принадлежит к Православной Церкви. Члены Церкви и особенно священнослужители поэтому должны внимательно следить за тем, чтобы под видом православного священника к ним не проникали лица, ничего общего с Православной Церковью не имеющие и стремящиеся увлечь Стадо Христово на «иныя пажити», отравленные чуждым Православию учением. Православные пастыри должны предупреждать своих пасомых против лиц, наряжающихся в одеяние православных пастырей, надевающих наперстные кресты, какие были установлены только для священников Русской Православной Церкви, и в общении с православными часто старающихся скрыть, насколько возможно, свою принадлежность к Римо-Католической Церкви. Православные пастыри, на которых лежит долг охранять свою паству от расхищения, должны предупреждать ее, – когда появляются в ее среде такие проповедники и особенно следить за тем, чтобы ни в коем случае последние не допускались к какому-либо участию в православном богослужении.

О чем для руководства послать циркулярный Указ Епархиальным Преосвященным для зависящих от них распоряжений и настоятелям церквей, непосредственно Председателю Синода подчиненных.

г. Нью-Йорк

Председатель Архиерейского Синода Митрополит Анастасий Правитель Дел Синодальн. Канцелярии Протоиерей Георгий Граббе369

Православная Русь. 1959. № 8. С. 15

8. Римо-католики

Определение Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей Об участии представителей Православной Русской Церкви в подготовительной комиссии по созыву Римско-Католического Собора

23 мая – 5 июня 1923 г.

Заслушав определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, от 1/16 мая 1923 г., по вопросу о возможном приглашении католиками представителей православного духовенства для участия в Подготовительной Комиссии по вопросу о созыве их Вселенского Собора, Архиерейский Собор не встречает препятствий к участию представителей Православной Русской Церкви в означенной Подготовительной Комиссии, если в нее войдут представители других Автокефальных Церквей и притом исключительно в целях осведомления370.

Церковные Ведомости. 1923. № 19–20. С. 2

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. О запрещении преподавать причастие римо-католикам

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей 18/31 марта 1970 г. слушали: Доклад Заведующего Отделом Внешних Сношений, протопресвитера Георгия Граббе о сообщениях прессы, согласно коим Синод Московской Патриархии вынес постановление, разрешающее русскому православному духовенству совершать все таинства для старообрядцев и римо-католиков.

Постановили:

1. Признать постановление Московской Патриархии о допущении римо-католиков ко всем таинствам Православной Церкви нарушающим священные каноны и противным православному догматическому учению. Вступая таким образом в общение с инославными, Московская Патриархия отрывается от единства со Св. отцами и учителями церкви.

Она не освящает своими действиями еретиков, которым преподает таинства, а сама приобщается к их ереси.

2. Предупредить о. о. настоятелей церквей о том, чтобы они внимательно следили за тем, чтобы не преподать причастия римо-католикам, которые на основании ложного понимания сообщений прессы попытались бы принять у них таковое.

3. Копию сего определения послать для сведения Главам Св. Автокефальных Церквей, циркулярным указом объявить о. о. настоятелям церквей через их Епархиальных Преосвященных и опубликовать в печати для руководства паствы.

С подлинным верно Епископ Лавр371, Секретарь Архиерейского Синода Вестник Западно-Европейской епархии. 1970. № 2–3. С. 1,4

III. Масонство

Окружное послание Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, в разсеянии сущим. С осуждением масонства

Священный Собор определил:

1) Осудить масонство, как учение и организацию, враждебную христианству и революционную, направленную к разрушению основ национальной государственности.

2) Осудить также и все сродные с масонством учения и организации, теософию, антропософию, «Христианское Знание» и ИМКА.

3) Поручить Епархиальным Преосвященным и Начальникам Миссий преподать подведомому им духовенству указания, необходимые для борьбы с названными вредными учениями и организациями и для предупреждения православной русской паствы от увлечения ими или от участия в их вредной деятельности, через посредство духовной проповеди, внебогослужебных бесед, печати, преподавания Закона Божия в учебных заведениях и особенно через исповедь.

4) Вменить в обязанность пастырям Церкви спрашивать приступающих к исповеди – не состоят ли они в масонских организациях и не разделяют ли этих учений и, если окажется, что состоят или разделяют, то разъяснять таковым, что участие в указанных организациях несовместимо со званием христианина – члена Христовой Церкви, что таковые должны или решительно отказаться от масонства и сродных с ним учений или, если они этого не исполнят, не будут удостоиваться Св. Причащения, а при дальнейшей нераскаянности будут отлучаться от Св. Церкви.

Преподав вам наши архипастырские указания относительно врагов Божиих и врагов вашего спасения, мы хотим напомнить вам апостольские увещания: «Возлюбленные. Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещевание – подвизаться за веру, однажды преданную святым... Назидая себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни (Иуд.1:3, 19–21).

Всякий рожденный от Бога побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий... Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1Ин.5:4, 5 и 19–20). Аминь.

Председатель Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Антоний

Югославия, Срвмские Карловцы

Церковная Жизнь. 1935. № 2. С. 30

Резолюция Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян об осуждении масонства

Резолюция по вопросу об осуждении масонства принята поименным голосованием единогласно.

Собор Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян в заседании своем 10/23 августа 1938 года, имея в виду постановление «Архиерейского Собора 1932 года, вынесшего осуждение франк-масонству, как сообществу противо-христианскому, с грустью устанавливает, что, несмотря на такое явное осуждение Высшей Церковной Властью противохристианской сущности франк – масонства, некоторое число русских людей, почитающих себя православными, продолжает состоять и вновь вступает в это тайное общество, а также, принимая во внимание, что несомненно существует связь, мирового масонства с воинствующим безбожным движением, тождественным с III интеранационалом, поработившим Россию, и что, следовательно, члены этого тайного сообщества суть союзники врагов России, – определяет:

Всех, именующих себя православными, русских людей, состоящих членами противо-христианского и враждебного Святой Руси сообщества франк-масонов, буде они не принесут в своем заблуждении установленного раскаяния при таинстве исповеди, почитать извергнутыми из лона Святой Православной Церкви со всеми вытекающими из сего последствиями».

Церковная Жизнь. 1938. № 8–9. С. 131

IV. Обновленцы

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. О порядке принятия в церковное общение кающихся «живоцерковников» из клира

22 февраля – 6 марта 1924 г.

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей слушали:

1. Представление Высокопреосвященного Мефодия, Архиепископа Харбинского и Маньчжурского372 от 3 января с. г. за № 5 следующего содержания: «На ст. Маньчжурия прибежал из советской России диакон Антоний Галушко, страха ради признавший «живую церковь» и участвовавший в сослужении с «живым» архиереем. Хотя диакон Галушко выразил письменно искреннее раскаяние в своем поступке, но в виду наложенного отлучения Архиерейским Синодом на «живую церковь», я не разрешил ему священнослужения и даже причащения Св. Тайн, за исключением смертных случаев.

Представляя о вышеизложенном прошу Архиерейский Синод дать указания, как в данном и подобных случаях нужно будет поступать. Возможно ли священнослужителя, осквернившегося служением в «живой церкви», при искреннем раскаянии разрешить в священники или по крайней мере не возбранять приобщения святых Тайн Христовых».

2. Прошение диакона Антония Галушко от 26 декабря 1923 г. с принесением раскаяния в переходе в «живую церковь» и с ходатайством принять его в церковное общение с разрешением ему священнослужения.

Справка I: О порядке принятия в церковное общение кающихся «живоцерковников» из клириков и разрешения им священнослужения по принесении раскаяния просили дать указания и Начальник Российской Духовной Миссии Высокопреосвященный Архиепископ Иннокентий373 и Преосвященный Иона374, Епископ Тяньцзиньский.

Справка II: Определением Высшего Русского Церковного Управления от 17/30 мая 1922 г. между прочим постановлено: «Лишить всякого церковного общения Епископа Антонина375 и прочих Епископов, клириков и мирян, возставших в угоду большевикам против своего Святейшего Отца и Патриарха, и осудить их действия, дав верным православным характеристику этих изменников, и призвать православных чад Русской Православной Церкви теснее сплотиться вокруг своих Архипастырей и пастырей, оставшихся верными своему Патриарху – Святейшему Тихону, о чем и уведомить главенствующих иерархов Православной Церкви.

Справка III: В определении Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей от 23 мая – 5 июня 1923 г. по вопросу о деятельности «живой церкви» и отношении к церковным событиям, происходящим в советской России, в частности к состоявшемуся в мае 1923 г. живоцерковническому сборищу, дерзнувшему осудить Св. Тихона, Патриарха Московского и всея России, между прочим, сказано: «отвергаем и анафематствуем его (нечестивый собор «живой церкви»), всех участников его и всех приемлющих его, и объявляем ничтожными все его деяния. Сами же остаемся в непоколебимой верности Свят. Патриарху Тихону и его одного признаем законным нашим Первосвятителем и Главой Русской Православной Церкви».

Справка IV: По имеющимся в Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви Заграницей точным сведениям, кающихся «живоцерковников» из клириков и епископов Св. Патриарх Тихон принимает в церковное общение, с разрешением им священнослужения, через покаяние, приносимое Его Святейшеству и публично перед всею Церковью. Таким же порядком возсоединяются местными Преосвященными кающиеся клирики из живоцерковников в провинциях России.

На основании бывших суждений, Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей определяет: Принятие кающихся обновленцев и «живоцерковников» из клириков в церковное общение при искреннем их покаянии пред Епископом и Церковью и разрешение кающимся священнослужения предоставить усмотрению местных Преосвященных – управляющих русскими православными заграничными епархиями, церквами, общинами и Начальников Российских Духовных Миссий в Китае и Японии, прося их о каждом подобном случае доносить Архиерейскому Синоду.

О чем начальнику Российской Духовной Миссии в Китае Высокопреосвященному Иннокентию и Преосвященным Харбинскому и Тянцзиньскому, возбудившим также о сем вопрос, послать указы, объявив о таковом порядке принятия в церковное общение клириков «живой церкви» в журнале «Церковные Ведомости», для чего в редакцию онаго передать выписку из сего определения.

Церковные Ведомости. 1924. № 11–12. С. 2–3

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей о живоцерковных браках

13/26 октября 1936 г.

См. Блок «Брак и семья», Подраздел «I Вступление в брак». «Определение Ахриерейского собора Руской Православной Церкви Заграницей о живоцерковных браках».

V. Секты

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. О наблюдаемом распространении снимков лжемессии Матерейя376и др. под видом изображения Иисуса Христа

22 февраля – 6 марта 1924 г.

Арихерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей слушали: Словесный доклад Управляющего Синодальной Канцелярией Е.И. Махароблидзе377 о наблюдаемом распространении снимков лжемессии Матерейя и др. под видом изображения Иисуса Христа.

Ознакомившись с представленной Управляющим Синодальной Канцелярии одной из открыток, изображающих под видом Иисуса Христа лжемессию и во множестве пущенных в продажу в разных городах мира, а также имея в виду, что 1/14 мая 1922 г., по сообщению Высокопреосвященного Иннокентия378, Начальника Российской Духовной Миссии в Китае (см. вход. № 645/1922 г.), в Шанхайскую русскую православную церковь неким Картером – англичанином, оказавшимся теософом, был доставлен для помещения в оной образ Спасителя, оказавшийся точной копией помещенного в книжке С. Нилуса379 «Близ при дверех» портрета лжемессии Матерейя, Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей, на основании бывших суждений, определяет: Широко оповестить об изложенном, через печать, в целях предостережения православных русских от покупки под видом изображения Иисуса Христа снимков лжемессии, широко распространяемых и на открытках, а также сообщить об изложенном для сведения и на благоусмотрения Святейшему Димитрию, Патриарху Сербскому ввиду продажи таковых открыток в магазинах церковных вещей в Белграде.

О чем во всеобщее сведение напечатать в журнале «Церковные Ведомости» и сделать надлежащее сношение с Св. Патриархом Сербским, передав в печать для опубликования соответствующее сообщение, а в редакцию «Церковных Ведомостей» и выписку из сего определения.

Церковные Ведомости. 1924. № 5–6. С. 2

Резолюция XII Епархиального съезда православного духовенства. Западно-Европейской епархии380. О появлении новых сект, маскирующихся под православие

На Съезде было обращено внимание, что за последние два года появилось множество различных новых фантастических сект, особенно во Франции. Новое в этом явлении то, что некоторые из них себя именуют «православными» или же дают умышленно повод незнающим предполагать, что главари этих религиозных сект действительно православные «архиепископы» и «митрополиты»; известен даже такой самозванный «патриарх»!

Почти всегда последователей у таких сект – ничтожное количество, но «архиереев», наоборот, – множество; к тому же они умеют привлекать к себе внимание, создавая себе различными путями рекламу. С этим явлением может неизбежно столкнуться любой приходской священник. Поэтому нужно быть весьма осторожным, никак не поддаваться – ни внешнему облику таких самозванцев, ни пышным титулам, которые при внимательном изучении, оказываются к тому же фантастичны...

Нужно стараться, чтобы и рядовые православные, по наивности, не попались бы на такую приманку...

Приходским священникам напоминается, что они должны требовать от незнакомого духовенства, которое выразит желание принять какое-то участие в священнодействии в их храме (тем более в богослужении) – официальный документ, удостоверяющий принадлежность к Православной Церкви.

При путешествиях полезно и священникам нашей епархии иметь при себе такое же удостоверение от нашего Архиепископа, по которому не только будет видно о принадлежности к Св. Православной Церкви, но и указание, что данный священник – в настоящий момент «в священнослужении не запрещен и под судом или следствием не находится»381.

Вестник Западно-Европейской Епархии Русской Церкви за Рубежом. 1978. № 12. С. 21–22

Определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей382 . О протестантском учении о «новом рождении»

По докладу епископа Илариона принята следующая резолюция: «Прослушав доклад епископа Илариона383 о современном протестантском учении о «новом рождении», распространенном особенно в так называемых евангелических сектах США, Канады и ряда других стран, Архиерейский Собор признает опасность проникновения подобного искаженного учения о спасении в православную среду, не обладающую достаточными богословскими знаниями для того, чтобы различать православное учение от учения протестантского. Замечается, что иногда приверженцы евангелического протестантства задают свои стандартные вопросы: «спасены ли вы», или «рождены ли вы свыше», то чада Православной Церкви находятся в затруднении, что им ответить.

Архиерейский Собор предлагает пастырям наших приходов следить за распространением подобного лжеучения и противопоставлять ему здравое учение Православной Церкви».

Православная Русь. 1985. № 18. С. 4

VI. Софианство

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. О новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией

17/30 октября 1935 г. слушали: Доклад выделенной из состава Собора Комиссии для разсмотрения нового учения протоиерея Сергия Булгакова384 о Софии Премудрости Божией.

По выслушании вышеприведенного доклада Комиссии и после бывших суждений, постановили:

1) Признать учение протоиерея Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией еретическим.

2) Сообщить о настоящем определении Собора Митрополиту Евлогию385, с просьбой сделать увещание протоиерею Булгакову на предмет побуждения последнего к публичному отречению от своего еретического учения о Софии и о последующем сообщить Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей.

3) В случае нераскаяния протоиерея Булгакова, состоявшееся определение Собора об осуждении софийной ереси довести до сведения Глав всех Автокефальных Церквей.

4) Поручить Архиерейскому Синоду дальнейшее ведение дела по борьбе с софийной ересью прот. Булгакова и другими подобными заблуждениями.

5) Дальнейшее опровержение лжеучений прот. Булгакова поручить Преосвященному Берлинскому Тихону386, Преосвященному Шанхайскому Иоанну387, Преосвященному Хайлар- скому Димитрию388 и члену Всероссийского Собора графу Павлу Михайловичу Граббе389.

6) Выразить Высокопреосвященному Серафиму, Архиепископу Богучарскому, благодарность за его ценный и полезный труд по изследованию и обличению заблуждений протоиерея Булгакова390.

Церковная Жизнь. 1936. № 1. С. 1; 14–15

Определение Общего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшегося в Сремских Карловцах с 2/15 по 16/29 сентября 1936 г. . По делу о лжеучении протоиерея Сергия Булгакова

Того же числа (13/26 сент 1936 г. – А. Д.) по васлушании доклада Соборной комиссии по делу о лжеучении протоиерея С. Булгакова, постановлено: 1) Принимая во внимание, что учение прот. Булгакова о Софии не оправдывается Словом Божием, противоречит Отеческому учению и колеблет многие основные догматы христианства и что прот. Булгаков проявляет крайнее упорство в отстаивании своих заблуждений, пренебрегая не только критикой его учения в печати, но и увещеваниями Собора Архиереев заграницей, в чем обнаруживается такое самоутверждение гордости, которое характеризует обыкновенно настроение еретиков, признать его находящимся в духовной прелести, а учение его еретическим, вредным и опасным для Церкви. 2) Уведомить об этом митрополита Евлогия и просить его принять необходимые меры к предотвращению дальнейшего распространения лжеучения о. Булгакова путем печати и лекций. 3) Согласно Соборному определению, вынесенному в минувшем году, довести о настоящем определении Архиерейского Собора до сведения других Автокефальных Церквей.

Церковная Жизнь. 1936. № 12. С. 187

Постановление Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян. О нравственной основе софианства

ИЗ ПРОТОКОЛА № 6 (заседание от 10–23 августа 1938 г.)

Постановление по докладу Архиепископа Серафима Богучарского391 «Нравственная основа софианства» с нижеследующими выводами:

1. Основой софианства является гордость, которая, как еретическая по преимуществу, является богоборческой, так как направлена к ниспровержению церковного авторитета.

2. Современные богословы, не разделяя за немногими исключениями самого софианского учения, тем не менее укрепляют эту основу своим богословием, направленным также к ниспровержению церковного авторитета вследствии мнения, что Церковь будто может изменять формулировки прежних догматов на новые. Это мнение ошибочное. Оно исходит из преувеличенного взгляда на богословскую науку, как на какой-то высший авторитет в отношении к самим догматам, ибо не Церковь требует такого гибельного догматического развития, расшатывающего церковный авторитет, а современные богословы, не желающие верить вместе с Православной Церковью, что наши догматы Боговдохновенны, как исшедшие от Самого Святого Духа и составлены по принципу: «изволися бо Духу и нам» и потому не могут быть, как и Св. Писание, изменены и в словах своих.

3. Крайняя необходимость для нашей Церкви обратить свое внимание на эту основу софианства, как на богоборчество, ввиду того, что в общем вся наша русская интеллигенция глубоко восприняла это богоборчество, как богоборческий гуманизм, а в самое последнее время, как социалистическое «освободительное движение», считавшее человека, его разум и науку самым высшим авторитетом, ниспровергавшее церковный и царский авторитет и желавшее «устроиться» на земле без Бога, а в конце концов погубившее Россию.

Постановили: Разделяя выводы Архиепископа Серафима и осуждая обличенные в его докладе уклонения от православных нравственных основ и в частности русское гуманистическое освободительное движение, Собор признает необходимым, чтобы пастыри внимательно следили за появлением в их пастве не только осужденного Архиерейским Собором догматического лжеучения протоиерея Сергия Булгакова в чистом виде, но и сродных ему уклонений от Православия в области общего мировоззрения, исправляя такие уклонения всеми доступными им мерами.

Церковная Жизнь. 1938. № 8–9. С. 130–131

VII. Экуменизм

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. По вопросу о так называемой Октаве

13/26 октября имели суждение по поводу обращения некоторых инославных духовных лиц относительно введения в Русской Зарубежной Церкви т. н. Октавы, т. е. восьмидневных молитв о соединении Церквей.

Постановили: Допущение особых восьмидневных молитв о соединении всех в Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви предоставить усмотрению епархиальных преосвященных.

Церковная Жизнь. 1936. № 2. С. 1

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. О запрещении архиереям РПЦЗ участия в Октаве

17/30 декабря 1937 г.

Того же числа имели суждение по вопросу об октаве и после бывших суждений постановили: Выпущенное «Советом Октавы Церковного Единения» в сем году обращение исходит из ясно выраженного желания «возсоединения с Папским престолом» и утверждает, что желающие церковного единения, выражением какового желания признается участие в «октаве», т. е. в восьмидневных молитвах о возсоединении, должны «аксиоматично и фундаментально признать нижеследующие факты: 1. Христианизация мира зависит от видимого единства Церкви Божией, как наш Господь молился: «так и они да будут от нас едино; да уверует мир...» 2. Господь указывает и способ, как поддержать единство, назначением видимого главы Видимого Тела: «Ты еси Петр и на сем камне я создам Мою Церковь». История показала, какое толкование Церковь придала этому тексту, так как никто иной не был утвержден главою Церкви на земле, кроме того, кто возседает на троне Петра». Далее Совет церковного единения заявляет, что догматические стороны, которые содержатся в первенстве наследника Св. Петра и его непогрешимости в Вере и Морали (не подлежащие изменению даже самим Папой) – подтверждают и объясняют дальнейшие определения, что приемлемость таковых для католически мыслящих является делом неизбежным». Совет полагает, что является безполезным стремиться к единству без положения в основу указанных выше пунктов. И в последнее время тем же советом рассылается обращение с приложением предлагаемой им «молитвы осмодневной, предписанной Святейшим Отцом Папою Бенедиктом XV392», чисто римо-католического содержания.

Определением Архиерейского Собора от 13/26 октября 1935 года предоставлялось усмотрению Епархиальных Преосвященных допущение «особых восмидневных молитв о соединении всех в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви», т. е. в Церкви Православной. Не изменяя направления, даваемого сим определением восьмидневным молитвам, называемым «октавою», Архиерейский Собор 1936 г., определением от 15/28 сентября по докладу Преосвященного Архиепископа Берлинского и Германского Тихона393, разрешил Братству Св. Венедикта разослать обращение к другим Православным Церквам с просьбой осуществить т. наз. «октаву». В представленном Собору проекте обращения октаве не придавалось того, чисто римо-католического направления, какое получило свое выражение в обращении Совета Октавы Церковного Единения и в том факте, что октава приурочивается к католическому празднику Престола Св. Петра в Риме. Ввиду же определившегося направления т. наз. Октавы, как начинания несовместимого с Православным вероучением, а проникнутого папистской римо-католической тенденцией, Архиерейский Собор определяет: Предложить всем Преосвященным Русской Православной Церкви Заграницей впредь воздерживаться от допущения так называемой «октавы» и от участия в ней.

Церковная Жизнь. 1938. № 1. С. 6

Резолюция Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян. О дальнейшей эволюции экуменического движения

Резолюция по докладу Н.Ф. Степанова о дальнейшей эволюции экуменического движения.

Организация под общим названием «Содружество Веры» угрожает Православным Церквам и особенно Русской. Принципы: раса, нация, патриотизм, а равно монархия, осуждаемые Ватиканом и подрываемые этим Содружеством, не только не противоречат учению Православной Церкви, и Церковной жизни и потому не являются греховными, но напротив, будучи одухотворены евангельским учением, способствуют духовному преуспеянию народов. Русская Православная Церковь воспрещает своим чадам какое-либо участие в каких бы то ни было Содружествах Веры, кроме общества духовно окормляемого Ею, так как для православных единственным Союзом является Церковь.

Церковная Жизнь. 1938. № 10. С. 159–160

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. Об экуменическом движении

16/29 ноября 1950 г.

Православные христиане должны сознавать Святую Вселенскую Православную Церковь единой и единственной Церковью Христовой.

1) В силу сего недопустимо их участие в каких бы то ни было неправославных религиозных движениях, обществах и организациях.

2) Сотрудничество с иноверцами в области общественной и благотворительной возможно при сохранении полной независимости в делах веры и исповедания.

3) Православные христиане, следуя учению Христову, должны проявлять любовь и благожелательство ко всем, без различия веры и народности, стараться помогать им в их нуждах и быть благодарными благотворящим им.

Церковная Жизнь. 1951. № 1. С. 2

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей

Об участии представителей Православной Церкви в организуемом Мировым Советом Церквей Православном Комитете

Того же числа (29 марта/11 апреля 1952 г. – А. Д.) слушали: Рапорт Преосвященного Александра394 от 5/18 марта по вопросу о возможности участия в организуемом Мировым Советом Церквей Православном Комитете, в состав которого приглашены и религиозные группы совершенно неканонического характера.

Постановили: Разъяснить Преосвященному Александру, что посколько проэктируемый Комитет не полномочен обсуждать вопросы канонические и юрисдикционные, препятствий к участию в нем представителей Германской епархии не усматривается395.

Церковная Жизнь. 1952. № 9–12. С. 161

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Анафематствование экуменизма

18/31 января 1984 г.

Слушали: Постановление Архиерейского Собора от 31 июля/13 августа 1983 г. о принятии текста анафематствования экуменической ереси.

Постановили: Во исполнение Соборного определения дополнить чин Торжества Православия следующим текстом:

«Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви и утверждающим яко Церковь видимо не существует, но от ветвей, расколов, инославия и иноверия соединитися имать во едино тело: и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкве от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения; и тем, иже имут общение с сими еретики или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мнящею братскую любовь и единение разрозненных христиан быти; Анафема».

О чем послать всем Епархиальным Преосвященным указ.

Церковная Жизнь. 1984. № 5–6. С. 97

Определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей. Об экуменизме

По докладу епископа Григория396 об экуменизме была следующая резолюция:

Ознакомившись с ходом современных взаимоотношений и переговоров между представителями Православных церквей, особенно Вселенского Патриарха Димитрия397, выступающего от их имени в сношениях с Папой Римским и протестантами в Мировом Совете Церквей, – Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей прежде всего заявляет, что он не признает Русскую Православную Церковь в целом как-либо связанной теми или иными соглашениями там достигнутыми. В делах веры могут приниматься как имеющие силу только заявления, сделанные в условиях полной свободы. Этого никак нельзя сказать об иерархии, связанной подчинением власти, проводящей в жизнь начала воинстующего атеизма и навязывающей свою политику всем религиозным организациям.

Поэтому, мы считаем, что Русская Православная Церковь не представлена в современных интерконфессиональных переговорах и голоса ее в них не слышно.

Независимо от этого, те заявления, какие опубликовываются о разных соглашениях между православными и инославными, римо-католиками и протестантами для достижения объединения, – явно противоречат принципу единства истины, высказанному в 1-м правиле 6-го Вселенского Собора398.

Самый метод переговоров с инославными, направленный не к подлинному и полному единомыслию, а к составлению согласительных формул, обходящих или замалчивающих несогласия в догматическом учении, может быть применим в дипломатических переговорах, но никак не в делах Веры. В них Православие требует подлинного и безусловного единомыслия в Вере, ибо догматы наши не суть просто домыслы человеческие, но богопреданные истины и «добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2Тим.1:14).

Ниоткуда не видно, чтобы представители православных в Мировом Совете Церквей опротестовали и отвергли опубликованный от их имени экуменический призыв «пересмотреть традиционные убеждения и практику» (экуменические тексты: одно крещение, одна евхаристия, одно признаваемое служительство. Женева, 1975 г., с. 4). Или, что «в результате экуменических и общих библейских учений, осуществилось содружество, которое преодолевает все конфессиональные границы и при котором давнишние религии видятся в ином свете» (там же).

Не значит ли это, что православные участники экуменического движения тоже становятся на путь приспособления своей веры к принципам оторванной от Отеческого Предания современности?

Мы же исповедуем, что истина Христовой Церкви со дня апостолов и до конца мира остается той же, а меняются только приемы и соблазны лжеименного разума, разбиваемого о краеугольный камень Святой Церкви Христа Спасителя. Только в Его свете, выраженном святыми Отцами и только в границах православного учения хотим мы и должны рассматривать современные религиозные проблемы.

Между тем, протестантское отрицание существования в мире единой истинной Церкви и замена веры в нее, как Тела Христова, объединением человечества на началах компромисса без веры в абсолютную истину – является подменой учения Христова и заблуждением, которое ныне проповедуется от имени Православной Церкви.

В приветственной речи Патриарха Димитрия кардиналу Виллебрандс, напечатанной в ватиканском информационном бюллетене и в бюллетене Эпискепсис за декабрь 1984 г., Патриарх указывает три стадии желаемого объединения. Первая стадия – это соединение православных с римо-католиками. Вторая стадия – объединение со всеми протестантами. Конечной же целью является другое: через такое объединение со всеми сектантами Патриарх надеется объединиться со всеми религиями в мире, уже не только христианскими, но и всеми другими. «Так, говорил он, мы сделаем, чтобы мир был преображен и включен в Церковь Христову, чтобы Царство Его было установлено на земле».

Так, увлеченные духом современности, некоторые православные склоняются к соединению с другими исповеданиями на началах, несогласных с учением и правилами Вселенских Соборов, тем самым отделяясь от единой, святой, соборной и апостольской Церкви.

В прошлые века враг нашего спасения отвлекал людей от Церкви путем христологических и других подобных ересей, но теперь, в лице экуменизма он делает это через опаснейшее экклезиологическое новое учение, противоречащее учению Спасителя о Самой Церкви. Вместо исповедания догматов, основанных на общей единомысленной вере всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами миру и их богопреданному учению, – они стараются построить новый мир, основанный на смешении всех, от века существовавших заблуждений.

Мы же призываем своих чад устраняться от этого соблазна, а встречаясь с ним, брать, по слову апостола, щит веры, которым можно отразить «все раскаленные стрелы лукавого». (Ефес.5:10), и утверждаться в том, что «един Господь, едина вера, едино крещение» (Ефес.4:5).

Определение – это разослать православным епископам, а копию его опубликовать во всеобщее сведение вместе с докладом Собору преосвященного епископа Григория.

Православная Русь. 1985. № 18. С. 3–4

Документы, выработанные на встречах церковных комиссий и одобренные Священноначалием Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям

Русская Православная Церковь строго придерживается изложенного в Символе веры учения, что Церковь Христова едина.

Как Тело Христово и единственный ковчег спасения, как столп и утверждение истины, Церковь никогда не разделялась и не исчезала, но всегда на протяжении всей истории христианства преподавала чистое учение Евангелия в изобилии благодатных даров Святого Духа.

Имея повеление от Самого Господа Иисуса Христа, Церковь призвана осуществлять свою апостольскую миссию «проповедовать Евангелие всей твари» (Мк.16:15). Поэтому на протяжении своей тысячелетней истории Русская Церковь просвещала светом Христовой правды как те народы, среди которых она находилась, так и народы окрестных стран. Одновременно она стремилась к возвращению в спасительное лоно Церкви отделившихся христиан других исповеданий и с этой целью еще в XIX веке создавала особые комиссии для диалога с ними, принимая при этом во внимание различие в степени их удаленности от веры и практики Древней Церкви. Вплоть до 60-х годов XX века, в надежде на то, что участие в межконфессиональных встречах может способствовать изучению Православия христианами других исповеданий, Русская Православная Церковь Заграницей посылала своих представителей на такие собрания. Цели такого участия были выражены в определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 18/31 декабря 1931 года:

«Сохраняя веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, Архиерейский Синод исповедует, что Церковь сия никогда не разделялась. Вопрос в том только, кто принадлежит к ней и, кто не принадлежит. Вместе с тем, Архиерейский Синод горячо приветствует все попытки инославных исповеданий изучать Христово учение о Церкви в надежде, что через такое изучение, особенно при участии представителей Святой Православной Церкви, они в конце концов придут к убеждению о том, что Православная Церковь, будучи столпом и утверждением истины (1Тим.3:15), полностью и без каких-либо погрешностей сохранила учение, преподанное Христом Спасителем Своим ученикам».

Тем не менее, значительная часть протестантского мира в ходе своего развития пошла по пути гуманистического либерализма и все более утрачивает связь с Преданием Святой Церкви, видоизменяя по своей прихоти богоустановленные нормы нравственности и догматического учения и ставя себя на службу интересам общества потребления, подчиняясь соображениям житейского комфорта и политическим задачам. Как «соль обуявшая» (Мф.5:13), такие общины утратили силу противостоять человеческим страстям и порокам.

Подобные тенденции вызывают глубокую обеспокоенность и побуждают Православную Церковь к пересмотру своих взаимоотношений как с отдельными конфессиями, так и с межконфессиональными организациями. В частности, этому вопросу была посвящена Межправославная встреча в Салониках (1998). Практика межконфессиональных взаимоотношений была подвергнута пристальному анализу в Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию, принятых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2000). Признано, что, если указанные отрицательные тенденции будут господствовать в межконфессиональных организациях, православные будут вынуждены их покинуть. Поэтому необходимо, чтобы в ближайшее время был решен вопрос о том, насколько существующие формы межхристианского сотрудничества позволяют православным представителям быть свободными от причастности к воззрениям и практике, противоречащим духу Православия. Условием участия Православной Церкви в межконфессиональных организациях, в том числе во Всемирном совете церквей, является исключение религиозного синкретизма. Православные христиане настаивают на своем праве свободно исповедовать веру в Православную Церковь как Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь без каких-либо уступок так называемой «теории ветвей» и решительно отвергают всякие попытки размывания православной экклезиологии.

Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными. В частности, представляется недопустимым участие православных в литургических действиях, связанных с так называемыми экуменическими или межконфессиональными богослужениями. В целом же формы взаимодействия с инославием Церковь должна определять на соборной основе, исходя из своего вероучения, канонической дисциплины и церковной целесообразности.

При этом не отвергается возможность сотрудничества с инославными, например, в деле помощи обездоленным и защиты невинных, в совместном противостоянии безнравственности, в осуществлении благотворительных и образовательных проектов. Уместным может быть и участие в общественно значимых церемониях, в которых представлены и другие конфессии. Кроме того, диалог с инославными остается необходимым для свидетельства им о Православии, для преодоления предрассудков и опровержения ложных мнений. При этом не следует сглаживать и затуманивать реально существующих различий между Православием и иными вероисповеданиями.

* * *

Примечания

358

Димитрий (Вознесенский), архиеп. Хайларский (11947).

359

Резолюция отражает реалии Второй мировой войны.

360

В источнике дата отсутствует.

361

В источнике дата отсутствует.

362

Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский (+ 1966).

363

MCA (Young Men's Christian Association – Христианская Ассоциация Молодых Людей) – одна из крупнейших молодежных религиозных организаций в мире. Стала известна благодаря организации детских лагерей. Основана в Лондоне в 1884 г.

364

Леонтий (Туркевич), митр. Всея Америки и Канады (+ 1965).

365

Лавр (Шкурла), митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви (+ 2008).

366

Последование Мефодия Патриарха Константинопольскаго, о от отвержения различных лиц и ко Православной и истинней вере обращающихся.

367

В источнике дата отсутствует.

368

Николаев Константин Николаевич, видный юрист, публицист, общественный деятель (+ 1965).

369

Григорий (Граббе), еп. Вашингтонский и Флоридский (+ 1995).

370

Важный прецедент. Православные могут участвовать в качестве наблюдателей в инославных Комиссиях.

371

Лавр (Шкурла), митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви (+ 2008).

372

Мефодий (Герасимов), митр. Харбинский и Маньчжурский (+ 1931).

373

Иннокентий (Фигуровский), митр. Пекинский и Китайский (+ 1931).

374

Иона (Покровский), еп. Ханькоусский (+ 1925).

375

Антонин (Грановский), обновленческий епископ, председатель «Союза церковного возрождения» (+ 1927).

376

Сейчас лжемессиями являются Мун в Корее, в России – Виссарион, выдающий себя за Иисуса Христа.

377

Махароблидзе Ексакустодиан Иванович, в 1920–1930 гг. секретарь зарубежного ВЦУ и «правитель дел» канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ; в 1950 г. секретарь Германской епархии (t 1960).

378

Иннокентий (Фигуровский), митр. Пекинский и Китайский (+ 1931).

379

Нилус Сергей Александрович, российский религиозный писатель (+ 1929).

380

В источнике дата отсутствует.

381

Как нельзя более актуальный документ в связи с появлением всевозможных расколов и сект, имеющих вид православия.

382

В источнике дата отсутствует.

383

Иларион (Капрал), митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви.

384

Булгаков Сергий, прот., религиозный мыслитель (+ 1944).

385

Евлогий (Георгиевский), митр., управляющий русскими православными приходами в Западной Европе (+ 1946).

386

Тихон (Лященко), архиеп. Берлинский и Германский (+ 1945).

387

Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский (+ 1966).

388

Димитрий (Вознесенский), архиеп. Хайларский (+ 1947).

389

Граббе Павел Михайлович, граф, участник Первого и Второго Всезарубежных Соборов (+ примерно 1938).

390

Сам доклад в интересах краткости автором опущен.

391

Серафим (Соболев), еп. Богучарский, управляющий русской православной общиной в Болгарии (+ 1950).

392

Бенедикт XVI (Джакомо делла Кьезо 11922), папа Римский.

393

Тихон (Лященко), архиеп. Берлинский и Германский (+ 1945).

394

Александр (Ловчий), архиеп. Берлинский и Германский (+ 1973).

395

Прецедент участия представителей Православной Церкви в экуменических организациях, при условии, если в них не обсуждаются вопросы канонические и юрисдикционные.

396

Григорий (Граббе), еп. Вашингтонский и Флоридский (+ 1995).

397

Димитрий (Пападопулос), патр. Константинопольский (+ 1991).

398

См. приложение №51.


Источник: Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей (1921-2007) / Сост. Д.П. Анашкин. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013. — 619 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle