Образование духовное
I. Духовно-просветительная работа
Доклад Просветительного Отдела
Принят в Заседании Собора 16/29 ноября 1921 г.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Считая, что духовное и государственное возрождение России возможно лишь при наличии соответствующей этой великой задаче школы, Отдел признает необходимым реформу русской школы в духе религиозно-национальном.
Отсюда:
1) необходимо создать как в России, так и заграницей под покровом и руководительством Церкви, национальные школы для образования кадров учителей и учительниц, способных вести дело образования и воспитания юношества в указанном духе.
2) Положение законоучителя в школе, как духовного руководителя юношества, должно быть поставлено на должную высоту.
3) Во всех школах – низших, средних, а также и высших, Закон Божий должен занимать подобающее ему место среди других предметов.
4) Обучение церковно-славянскому языку, как языку церковному и как основе русского языка и всех славянских наречий, должно быть поставлено на надлежащую высоту.
5) Другие предметы: история, русская литература, география, родиноведение, природоведение, а также эстетическое и физическое воспитание должно вестись в национальном духе.
6) Следует озаботиться о лучшей постановке в школе церковного пения, как одного из весьма ценных орудий в деле религиозного воспитания.
7) Желательно неукоснительное посещение учащимися богослужений, участие их в церковном хоре, чтение и прислуживание в алтаре.
II. ДЛЯ РУССКИХ БЕЖЕНЦЕВ ЗАГРАНИЦЕЙ
1) Признать необходимым возможно широкое распространение русских просветительных органов, в целях сохранения и развития среди подрастающего русского поколения на чужбине познаний в православной вере и родных заветов.
2) Для этой цели возложить на настоятелей православных церквей заграницей и приходские советы организацию при церквах по мере возможности классов обучения Закону Божию, церковных школ, воскресных и четверговых уроков, религиозных собеседований и прочих способов воздействия на юношество в духе Церкви.
3) В тех местах разселения русских беженцев, где нет священника или законоучителя с богословским образованием, привлечь к духовно-просветительной работе родителей и сведущих в этом деле и преданных Церкви мирян.
4) Общее наблюдение за преподаванием Закона Божия и религиозно-нравственным воспитанием учащихся в русских учебных заведениях возлагается на епархиальное начальство и местное русское православное духовенство.
5) Преподаватели Закона Божия, приглашаемые местными школьными организациями, утверждаются и увольняются епархиальной властью.
6) В русских войсковых частях заграницей духовно-просветительная деятельность и, в частности, устройство воскресных школ и обучение Закону Божию возлагается на военное духовенство.
7) Признать необходимым учреждение заграницей русской пастырской школы для подготовки достойных кандидатов на место священников, – особенно ввиду закрытия духовных академий и семинарий в России и уменьшения числа достаточно подготовленных кандидатов в священство. Просить Высшее Церковное Управление выработать на основании существующих правил и личного опыта членов Управления тип такой пастырской школы, по возможности с четырехлетним курсом. Наиболее желательным местом для этой школы в данное время являятся Сербия, и потому надлежит просить Высшее Церковное Управление обратиться к Сербскому Святейшему Патриарху и к сербским властям с просьбой отвести под школу один из монастырей и оказать ей материальную поддержку. Кроме того, пастырская школа могла бы быть устроена в Болгарии, в местечке Шипка, где имеется русская церковь и здание, построенное для духовной семинарии. При пастырской школе желательно было бы учредить школу иконописания449.
8) Желательно образование при Высшем Церковном Управлении Отдела, который взял бы на себя собирание, разсмотрение и издание книг Св. Писания, книг богослужебных и религиозно-нравственных, учебников и учебных пособий и устройство книжного склада. Для этой цели просить все издательства присылать свои издания по религиозным и церковным вопросам и учебники в этот отдел Высшего Церковного Управления; по мере возможности издавать известия с указанием книг, имеющихся в продаже и рекомендуемых для распространения.
Примечание 1: В случае невозможности напечатания Библии синодального издания дозволить к распространению среди беженцев Библию в издании Лондонского Библейского Общества.
Примечание 2: Одобрить к распространению учебники по Закону Божию, издаваемые протоиереем Н. Сахаровым450 в Париже.
9) При высшем Церковном Управлении желательно иметь несколько священников, по возможности с высшим образованием и миссионерской подготовкой в целях совершения на местах разселения беженцев богослужений, произнесения проповедей, посещения больных и вообще устройства духовной жизни. Для упорядочения указанной деятельности просить Высшее Церковное Управление дать соответствующий наказ.
10) Желательно возможно широкая организация православных религиозно – философских обществ, лекций и собеседований и устройство духовных концертов в целях удовлетворения общего интереса к религиозным вопросам и национальному искусству, при непосредственном участии местного православного духовенства и под общим наблюдением епархиального начальства.
11) Желательно издание русского духовного издания в целях теоретической разработки религиозных и церковных вопросов, выдвинутх за последнее время богословской наукой и жизнью, и удовлетворения различных запросов в области церковно-общественной деятельности и церковно-хозяйственных интересов.
12) В целях более широкого распространения религиозных и учебных изданий и удешевления их признать необходимым устройство в ведении Высшего Церковного Управления собственной типографии.
Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора. 1922. С. 72–75
II. Закон Божий
Определение Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей. О преподавании Закона Божия в русских учебных заведениях за границей
16/29 июня за №6
Архиерейский Собор имели суждение по вопросу о преподавании Закона Божия в русских учебных заведениях заграницей.
На основании бывших суждений, постановили:
1) По вопросу сокращения уроков Закона Божия и изъятия из программы преподавания катехизиса сделать письменное сношение с центральными органами управления русскими учебными заведениями в Королевстве С. X. С. и Чехии от имени Архиерейского Собора и просить о восстановлении по Закону Божию программы с 16-часовым уроком и катихизисом и командировать в Министерство Просвещения Королевства С. X. С. и в Державную Комиссию по делам русских беженцев в Королевстве С. X. С. Преосвященных Епископов Гермогена451 и Дамиана452 для переговоров по сему предмету.
2) Обратиться от имени Собора к родителям с посланием, призывая их к содействию в деле возстановления полной программы Закона Божия453.
Церковные Ведомости. 1926. № 15–16. С. 3
Резолюции Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян. О преподавании Закона Божия
ИЗ ПРОТОКОЛА № 6 (заседание от 10–23 августа 1938 г.)
Резолюция по докладу Протопресвитера П. Беловидова454 «О преподавании Закона Божия».
1) Религиозно-нравственное воспитание детей в дошкольный период жизни – прежде всего долг христианской семьи.
2) Так как семья, при условиях беженской жизни, лишена возможности выполнять надлежащим образом свою обязанность религиозно-нравственного воспитания детей, то на помощь ей в этом отношении должна придти церковная Община или приход и школа устройством детских садов, яслей и других подобных учреждений, где дети до пятилетнего возраста находятся под постоянным воспитательным воздействием учительницы, при непременном участии священника, а с пятилетнего возраста под постоянным руководством духовного отца, при содействии воспитательницы.
3) Распорядком жизни и взаимными отношениями детей к духовному отцу и учительнице и взаимными отношениями детей ведает названное выше учреждение, которое в отношении религиозно-нравственного воспитания детей должно заменить детям семью – отца и мать, братьев и сестер.
4) Праздники и посты должны отличаться детьми от остальных дней, как время, посвященное Богу, чтобы приучать их к сосредоточенности и самособранности духа.
5) Желательно, чтобы каждый вновь формирующийся класс средней школы по своему выбору имел Небесного Покровителя, икона которого сопутствует классу до окончания ими курса школы, а потом передается школьной церкви. Свой классный праздник совершают в день памяти своего Небесного Покровителя, а если к исполнению этого священного обычая встретятся непреодолимые препятствия, то в ближайший воскресный день.
6) Церковным праздником всей школы является престольный праздник школьного храма, а где нет школьного храма, таковым является день памяти нарочито избранного святого или праздника, икона которого пребывает в школьной зале. Установить общешкольный праздник в память Святого Владимира, перенеся его на осень.
7) Каждый оканчивающий школу получает от нее в напутствие и благословение шейный образок Небесного Покровителя школы.
8) Каждый урок Закона Божия начинается и оканчивается молитвой.
9) Где окажется то возможным, для преподавания Закона Божия отводится отдельное помещение, обстановка которого напоминала бы учащимся, что урок Закона Божия – не обычный классный урок.
10) Перед началом уроков в школьном храме, а если его нет, то в зале для учащихся всех классов, читаются утренние молитвы в сокращеннном чине, с общим пением употребительных молитв, как «Царю Небесный», «Отче наш», а также тропаря школьного праздника. Желательно чтение св. Евангелия, хотя бы одного-двух стихов для назидания, но такое чтение в храме входит в круг обязанностей священника-законоучителя.
11) Посещение учащимися и их наставниками богослужения обязательно с привлечением детей к активному участию в совершении богослужения прислуживанием в алтаре.
12) В целях более глубокого и сильного воздействия на душу учащихся Таинств, Покаяния и Св. Причащения, желательно ввести в школе классное говение (говение одного или Двух смежных классов), для чего надлежит каждую группу учащихся освобождать на 3 последних дня седмицы Великого поста: при неудобстве такого порядка необходимо установить говение учащихся тремя группами (младший, средний и старший возраст) на первой, четвертой и седьмой неделе Великого поста. Общее говение учащихся не исключает возможности для ученика второй раз говеть с родителями, что следует поощрять. Классное говение способствует общению класса в таком знаменательном акте, сродняя духовно детей между собою, с родителями, наставниками и воспитателями.
13) Безусловное воспрещение устройства школьных праздников, игр и развлечений, а также внешкольных занятий в часы богослужений.
14) Приучение детей к христианской благотворительности участием в помощи нуждающимя личным трудом.
15) Организация, где это по местным условиям окажется возможным, кружков ревнителей христианского просвещения и жизни, под руководством и при содействии лиц педагогического персонала, соответствующего настроения и жизни.
16) Издание периодических журналов и книг, посвященных характеристике происходящей в России борьбы с верой и с указанием фактов религиозной самозащиты со стороны детей.
17) Закон Божий в ряду предметов школьного преподавания должен занимать высокое по своей важности и ответственное по серьезности задач положение, – потому никакому попустительству со стороны законоучителя и учебного начальства в отношении предъявления требований к учащимся не должно иметь места. Наблюдаемый теперь некоторый индеферентизм со стороны одних и простая ленивая холодность к усвоению учения Христова со стороны других – болезненная ненормальность отживающего либерализма и еще более тревожный симптом нравственного отупения.
18) В каждом классе должно быть не менее двух уроков в неделю, а то 2 и 3, если это окажется возможным по три урока Закона Божия в учебных заведениях, где меры эти для проверки знаний, учащихся существуют, обязательны по Закону Божию.
19) В первом классе изучается Священная История Ветхого Завета с целью выявить историческое усвоение мессианской идеи, так ярко изложенной у Пророков, с ознакомлением учащихся с учением о богослужении, когда исторические ветхозаветные события были основой для установления богослужебных обрядов и послужили содержанием гимнов церковных (связь обучения с жизнью).. Во втором классе Священная История Нового Завета в связи с богослужением и христианскими праздниками, приучение детей к передаче Евангельской Истории с сохранением духа языка Св. Евангелия.. В третьем классе а) как продолжение евангельской истории, история Церкви апостольского периода по книге Деяний Апостольских и Жития Святых, которые были отражением и проявлением Апостольской деятельности, и б) систематическое изложение христианского богослужения.. В четвертом классе – краткий христианский Православный Катехизис в объеме переработанного прот. Н. Вознесенским (ныне Епископом Димитрием455) учебника.. В пятом классе – История Христианской Церкви, как осуществление заветов Основателя Христианской Церкви и Его Святых Апостолов в усвоении истин христианской веры и жизни путем установления христианских обычаев в жизни личной, семейной, общественной и государственной.. В шестом классе – История Русской Церкви и краткая История Славянских Церквей.. В седьмом классе – Христианское вероучение, с целью создания в душе учащихся христианского мировоззрения (в объеме учебника Н. Вознесенского – Епископа Димитрия).. В восьмом классе – Христианское нравоучение, как средство для указания учащимся близких их душе путей христианской жизни (в объеме учебника Н. Вознесенского – Епископа Димитрия).
20) Имея в виду великое значение для школьного обучения и церковной жизни священных изображений и иконы, с другой стороны учитывая, какие отступления современные фирмы допускают в своих изданиях от догматического содержания и традиции церковной и русской иконописной школы, Собор выражает пожелание, чтобы Синод взял руководство и контроль над производством священных изображений для школьного употребления и икон для церкви и христианского дома.
21) Принять к сведению и одобрить прекрасный обычай, существующий в некоторых местах, общего говения учеников, кроме Великого поста, еще в Рождественском посту и перед окончанием учебного года или же ко дню святого Владимира.
22) Обратиться к учемым корпорациям и персоналу учебных заведений с указанием на первостепенную важность преподавания Закона Божия с призывом всячески содействовать, как возвышению авторитета законоучителей, так и поднятию религиозного воспитания на должную высоту.
Церковная Жизнь. 1938. № 8–9. С. 132–134
Резолюции Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян. О преподавании Закона Божия о преподавании Закона Божия русским детям в неправославных странах
Резолюция по докладу Игумена Филиппа456 «К вопросу преподавания Закона Божия русским детям в неправославных странах».
1) Необходимо создать новые учебники, обнимающие собой как изложение самого предмета, так и приучающие учеников к пониманию православного церковного искусства, как проявления православного духа. Для этого должна быть создана особая комиссия, составленная из законоучителей, работающих в неправославных странах. Само осуществление издания может быть проведено по частям отдельными выпусками обязательно с методическим аппаратом.
2) Установить возможно живой обмен мнений, опытом наблюдения на страницах такого типа периодического общественно-церковного органа, что позволило бы не останавливаться на выработанном методе, а развивать его и усовершенствовать.
3) Учредить должность окружного инспектора по преподаванию Закона Божия, который бы не только контролировал деятельность законоучителей, но и помогал в их работе, знакомился бы с нуждами и т. д.
4) Периодически собирать съезды для законоучителей в целях, изложенных в пункте втором.
5) Издать или лучше издавать периодически специальные руководства для преподавания Закона Божия.
Церковная Жизнь. 1938. № 8–9. С. 132–134
Циркуляр № 4 Архиепископа Буэнос-Айресского и Аргентинского Афанасия. Об учебниках Закона Божия, русской истории и языка
Сообщаю для сведения и исполнения нижеследующее:
На нашем Епархиальном собрании, состоявшемся 9 июля с. г., раcсматривался вопрос об учебниках Закона Божия и русского языка, употребляемых в субботних школах при храмах и разных организациях. Епархиальное собрание единодушно осудило допущение советских учебников русского языка в этих школах и избрало специальную комиссию в составе: Прот. Н Масича457, Прот. Г. Романова458 и гр. Уварова для составления списка учебников, изданных в русском зарубежье. Комиссия составила этот список и представила мне, который ниже подается:
По Закону Божию:
1. Агафодор459, архиепископ Ставропольский: «Наставление в Законе Божием».
2. Свящ. С. Слободской, изд. Св. Троицкого монастыря в Джорданвилле «Закон Божий»
По русскому языку:
1. Вахтеров460. Букварь (в книжном магазине Лашкевичей, цена 16 пезо).
2. «Родное слово», часть I, II и III.
3. «Родная школа». Книга для обучения русскому языку в американских школах.
4. Хрестоматия для III класса.
5. Географическую карту России можно приобрести у гр. Уварова.
6. Учебники Русской истории Платонова, Сергиевского и Юрьевой.
Все рекомендуемые учебники можно выписать в неограниченном количестве через прот. Г. Романова или своих настоятелей приходов.
О. о. Настоятелям поручают следить, чтобы в прицерковных школах не употреблялись учебники советского издания.
Афанасий, Архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский461
Церковный Вестник. 1958. № 5–7. С. 4–5
III. Издательство
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. О церковном книгопечатании
26 ноября/9 декабря 1950 г.
1) Принести глубокую благодарность Преосвященному Архиепископу Виталию462, Св. Троицкому монастырю и всем типографским и издательским труженникам Троицкого монастыря за их неустанные труды в церковном издательстве, приносящем неоценимую пользу для Русской Православной Церкви Заграницей.
2) Разъяснить Св.-Троицкому монастырю, что из всех его трудов главное его значение заключается в церковно-просветительной и миссионерской деятельности, осуществляемой преимущественно через церковное издательство и посему кадры труженников в этом св. деле должны быть увеличены, и самое дело для пользы Св. Церкви должно быть расширено до возможных пределов.
3) Признать желательным в первую очередь переход журнала «Православная Русь» на еженедельное издание с сохранением его характера, как церковно-информационного издания и с расширением его информационного отдела. В случае надобности переход на еженедельное издание может быть сделан за счет приложения к журналу. Журнал «Православная Русь» должен сохранить исключительно русский текст ввиду того, что журнал этот распространяется не только в Соединенных Штатах, но и по всему миру.
4) Признать желательным улучшение английского издания «Православная Жизнь» с установлением сроков регулярного издания его по мере возможности и с привлечением к работе в нем игумена Лазаря.
5) Признать желательным издание, после напечатания «Апостола», богослужебной книги «Октоиха».
6) Признать необходимым издание официального органа Архиерейского Синода «Церковная Жизнь».
7) Поручить Преосвященному Архиепископу Иоанну463 представить для одобрения Архиерейскому Синоду службу Святителю Иоасафу Белгородскому, составленную Преосвященным Архиепископом Иоасафом464.
8) Признать желательным, чтобы ежегодный журнал «Православный Путь» носил не исключительно философский, но богословско-философский церковный характер.
Церковная Жизнь. 1951. № 1. С. 4
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей о необходимости обмена сведениями между церковными издательствами
11/24 января 1963 года слушали: Доклад Преосященного Архиепископа Виталия465 о необходимости всем церковным типографиям осведомлять одна другую о том, что предполагается ими печатать в ближайшее время для того, чтобы в этом отношении существовала некоторая координация.
Церковная Жизнь. 1963. № 1–12. С. 1–2
Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Об ошибках в церковных изданиях
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей 10/23 марта 1982 г. имели суждение о том, что ревность о распространении св. Православия вызвала к существованию ряда изданий церковного содержания, очень часто ценных по своему материалу и преданности делу их сотрудников. В этих изданиях естественным образом печатаются статьи, имеющие целью представить читателю православное понимание тех или иных вопросов. Поскольку никто не непогрешим, при этом нередко допускаются ошибки, а между тем, читатели иногда полагают, что раз что-то напечатано в органе, издаваемом в лоне нашей Церкви, то это непременно выражает взгляды ее иерархии, упуская из виду, что у нас не может быть никакой предварительной цензуры и, следовательно, Церковная власть не может заранее знать о том, что будет напечатано и поэтому не может остановить ошибки заблаговременно. Иногда такая ошибка даже не сразу становится известной. Поэтому никакой ответственности за всякое мнение, высказанное в неофициальных органах православной печати, Архиерейский Синод на себя брать не может.
Постановили: Архиерейский Синод высоко ценит ревность и труд, влагаемый в разные церковные издания Русской Православной Церкви Заграницей. Архиерейский Синод знает, что их сотрудники направляют все свои силы к тому, чтобы излагать подлинно православные взгляды для назидания своих читателей. Однако, никто не бывает непогрешимым, и каждый человек может свое ошибочное мнение представить, как якобы православное. Архиерейский Синод не имеет предварительной цензуры и полагается на разум и чувство ответственности чад нашей Церкви, трудящихся в области церковной печати. Во избежание соблазна, когда ошибочному частному мнению приписывается значение мнения всей нашей Церкви или же Архиерейского Синода, во всех органах нашей печати должно быть опубликовано следующее разъяснение.
«Наш журнал (или бюллетень) не является официальным органом Русской Православной Церкви Заграницей. Принадлежа к ней, редакторы и издатели стараются по совести высказывать мысли, согласные с учением Православной Церкви и нашей иерархии. Однако, при всем старании авторов, иногда могут допускаться ошибки, ответственность за такие ошибки ложится только на авторов статей и издателей данного журнала, но ни в коем случае не на Архиерейский Синод, который не ведет предварительной цензуры и не может заранее знать, где и что будет напечатано».
Настоящее разъяснение должно быть разослано для напечатания на видном месте во всех православных органах нашей Церкви.
С подлинным верно:
Секретарь Архиерейского Синода Епископ Григорий466
Православная Русь. 1982. № 11. С. 5
Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. О духовной литературе для новых эмигрантов
14/27 октября 2000 г.
Слушали: Сообщение Преосвященного Епископа Александра467 о том, что новые эмигранты из России не имеют достаточного знания о православной вере и находятся без духовного руководства. В связи с сим, Архиерейский Собор определил издать от Собора указания нашим приходам о том, что они всегда могут получить для раздачи (по низкой цене или даже бесплатно) катехизаторскую литературу для духовного просвещения интересующихся людей.
Постановили: Просить Еп. Александра составить обращение к приходам о необходимости предоставлять бесплатно или за малую цену духовную литературу для жаждущих пополнить свои знания о православной вере.
Церковная Жизнь. 2000. № 5–6. С. 18–19
IV. Пастырско-богословские курсы
Деяния Русского Всезарубежного Собора с участием представителей клира и мирян.. Резолюция о пополнении клира и восстановлении за границей духовного образования
1. По вопросу о пополнении иерархии и клира, 9/22 августа с. г. постановлено: 1) Желательно возсоздать высшую богословскую школу типа Российской Духовной Академии. 2) Ввиду необходимости иметь кадры пастырей с средним образованием; открыть с наступающего учебного года пастырско-богословское училище, которое бы находилось под непосредственным наблюдением высшей церковной власти, в котором бы было обращено особое внимание на усвоение русской богослужебной пастырской традиции. 3) При составлении программы школы принять во внимание особые условия, существующие в России, исключающие возможность простого использования программы подобного рода школ дореволюционного времени.
Церковное обозрение. 1938. № 11–12. С. 13
Положение о Пастырско-богословских курсах при Типографии Братства прп. Иова Почаевского во Владимировой
Утверждено Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей
10/23 сентября 1940 г.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1) Пастырско-богословские курсы при Братстве преподобного Иова Почаевского во Владимировой учреждаются при названном Братстве, которое является их основателем, попечителем и руководителем.
2) Курсы имеют целью подготовку приходских священников и монахов – миссионеров для церковной работы как в эмиграции, так и в будущей освобожденной России.
3) Срок обучения на курсах двухлетний. Для лиц, не имеющих образования в объеме 4 классов средней школы, при наличии достаточного числа кандидатов, открывается предварительное общеобразовательное одногодичное отделение.
4) Окончившие курсы приравниваются в правах к окончившим подобные курсы в России. В частности, они могут быть настоятелями приходов, разъездными миссионерами, законоучителями в народных школах и в младших классах средне-учебных заведений.
II. УПРАВЛЕНИЕ КУРСОВ
1) Во главе курсов стоит Начальник курсов в сане архимандрита или игумена с высшим богословским образованием, назначаемый Архиерейским Синодом из числа членов Братства преподобного Иова Почаевского по представлению Собора Братства. Круг прав и обязанностей Начальника курсов регламентируется особой инструкцией Архиерейского Синода.
2) С развитием курсов учреждается должность инспектора. Инспектором должно быть лицо с высшим богословским образованием, назначаемое Архиерейским Синодом из числа преподавателей курсов, по представлению Начальника курсов, возбуждаемому им по соглашению с Педагогическим Советом и Духовным Собором Братства.
3) Преподаватели богословских предметов на курсах назначаются Архиерейским Синодом из числа кандидатов, представляемых Начальником курсов по соглашению с Духовным Собором Братства преподобного Иова Почаевского.
4) Преподаватели общеобразовательных предметов назначаются Начальником курсов по соглашению с Духовным Собором Братства преп. Иова.
5) Педагогический Совет курсов состоит из всех преподавателей и возглавляется Начальником курсов. Совет вырабатывает план учебных занятий, принимает и исключает учащихся, распределяет уроки между преподавателями, ведет общий надзор за преподаванием, назначает экзаменационные комиссии и вообще управляет всей учебной частью. Решения, принятые Педагогическим Советом, проводятся в жизнь Начальником курсов.
6) Секретарь курсов назначается Начальником курсов из числа преподавателей. На секретаре лежит вся канцелярская и делопроизводственная работа. В помощь секретарю по канцелярской части Начальник курсов может назначить одного из слушателей курсов, вместо назначения его на работы по типографии.
III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КУРСОВ С БРАТСТВОМ ПРП. ИОВА ПОЧАЕВСКОГО
1) Преподавательский персонал и слушатели курсов, живя в монастырских стенах, обязаны соблюдать установленный для них монастырский распорядок жизни.
2) Братство представляет курсам помещение для классов, преподавательского персонала и курсистов, а также предоставляет возможность пользоваться монастырской библиотекой.
3) Братство берет на себя содержание курсов, бюджет которых составляется согласно ст. 1 раздела VII сего Положения. В случае же недостатка средств, поступающих на нужды курсов, Братство покрывает дефицит из собственных сумм.
4) В случае возникновения недоразумений между слушателями курсов и монашествующими, дело разрешается совместно Настоятелем Братства и Начальником курсов.
IV. УСЛОВИЯ ПРИЕМА
1) На общеобразовательное отделение принимаются лица православного вероисповедания не старше 25 лет, выдержавшие предварительное испытание по Закону Божию и русскому языку, согласно установленной Советом курсов программе.
2) На первый курс богословского отделения принимаются лица православного вероисповедания, не старше 50 лет, окончившие по крайней мере 4 класса средне-учебного заведения и выдержавшие предварительное испытание по священной истории, катехизису и богослужению в объеме программы первых 4 классов средней школы.
V. ПРОГРАММА КУРСОВ
1) Программа курсов утверждается Архиерейским Синодом. На курсах изучаются следующие предметы:
а) Общеобразовательное отделение: | Число уроков в неделю | |
Русский язык и история литературы………………………………... | 5 | |
Церковно-славянский язык………………………………………….. | 2 | |
Общая история……………………………………………………….. | 3 | |
География и космография…………………………………………… | 2 | |
Естествознание………………………………………………………. | 2 | |
Математика (арифметика, начало алгебры и геометрии)…………. | 4 | |
Пение…………………………………………………………………. | 2 | |
Катехизис……………………………………………………………... | 2 |
б) Богословское отделение 1-й курс: | |
Священное Писание Нового Завета………………………………. | 3 |
Священное Писание Ветхого Завета……………………………... | 3 |
Общая история Церкви с патрологией…………………………… | 3 |
История Русской Церкви………………………………………….. | 3 |
Догматическое богословие……………………………………….. | 2 |
Апологетика с краткой историей религий……………………….. | 3 |
Литургика и устав…………………………………………………. | 3 |
Церковно-славянский язык……………………………………….. | 2 |
Пение………………………………………………………………. | 2 |
2-й курс: | |
Св. Писание Нового Завета……………………………………….. | 4 |
Св. Писание Ветхого Завета………………………………………. | 2 |
Догматической богословие……………………………………….. | 3 |
Полемическое богословие с сектоведением…………………….. | 2 |
Общая история Церкви и история Славянских Церквей……….. | 2 |
Пастырское богословие с гомилетикой………………………….. | 2 |
Каноническое право………………………………………………. | 2 |
Педагогика с катехитикой………………………………………… | 1 |
Греческий язык……………………………………………………. | 2 |
Литургика………………………………………………………….. | 1 |
Пение………………………………………………………………. | 1 |
VI. СЛУШАТЕЛИ КУРСОВ
1) Слушатели курсов подразделяются на своекоштных и казеннокоштных.
2) Своекоштные вносят на свое содержание плату в размере, назначаемом Советом курсов. Своекоштные могут быть принимаемы на курсы и сверх имеющихся вакансий, по решению в каждом отдельном случае Совета курсов.
3) Казеннокоштные обязаны ежедневно работать по 4 часа в типографии Братства прп. Иова или на других работах, по указанию Начальника курсов. Казеннокоштными могут быть лица, представившие солидные рекомендации от своего Архиерея, по конкурсу, на котором отдается предпочтение потрудившимся на церковной работе, имеющим более высокое образование, лицам до 30-летнего возраста. Принятые казеннокоштными должны дать подписку, что по окончании курсов они предоставят себя в распоряжение Русской Православной Церкви для служения ей в качестве псаломщиков, диаконов, священников или иноков-миссионеров.
4) Лица, не удовлетворяющие указанным выше условиям, могут быть принимаемы в качестве вольнослушателей, по-особому каждый раз решению Совета курсов и исключительно в качестве своекоштных, за исключением членов Братства прп. Иова Почаевского.
5) Число вакансий на каждом курсе, вследствие существующих жилищных условий, в данное время определяется минимум в 5 человек и максимум в 12.
6) Слушатели курсов обязаны оказывать полное послушание начальствующим лицам и всецело подчиняться внутреннему порядку жизни на курсах, установленному Педагогическим Советом курсов.
Примечания: 1) Слушатели курсов в праздничные дни обязаны присутствовать на богослужениях и принимать участие в них в качестве чтецов, певцов, пономарей и проч. В будничные дни они присутствуют на богослужении по особому назначению Начальника курсов.
2) В случае нужды, помимо обязательных 4-часовых трудов, слушатели курсов несут работы по уборке и отоплению помещений курсов, по дежурству на кухне и проч.
7) Провинившиеся могут быть наказываемы: выговором, назначением на внеочередные работы, лишением стипендий, исключением. Исключенные обязаны в двухнедельный срок оставить интернат курсов и никакого денежного пособия на дорогу не получают.
8) При оставлении на второй год по малоуспешности, казеннокоштные лишаются стипендии.
VII. БЮДЖЕТ КУРСОВ
1) Приходная смета курсов составляется из следующих поступлений: а) платы за право учения своекоштных слушателей, б) систематических кружечных сборов в русских православных храмах, в) пожертвований и иных случайных источников и г) из средств Братства прп. Иова Почаевского, отпускаемых согласно ст. 3, раздела III, сего Положения.
2) Означенные суммы расходуются на: а) содержание курсов (отопление, освещение, мебель и другой инвентарь, ремонт и проч.), б) покупку учебных пособий, канцелярские расходы, в) ремонт одежды слушателей курсов, г) оплату гонорара преподавателей и д) питание преподавательского персонала и слушателей курсов.
Примечание: Преподаватели и учащиеся питаются за общей монастырской трапезой468.
Церковная Жизнь. 1940. № 9. С. 129–132
V. Ученые комитеты
Положение об Ученом Комитете при Архиерейском Синоде
Утверждено Синодальным определением 16/29 сентября 1938 г.
1. Ученый Комитет состоит из Председателя, избираемого Архиерейским Собором, и 3–4 членов, избираемых Архиерейским Синодом. Председатель Комитета получает жалование в размере 10ОО динар в месяц, а члены Комитета получают вознаграждение за рецензируемые ими сочинения.
2. Обязанности Секретаря Комитета исполняет один из членов Комитета по назначению Председателя безвозмездно, а канцелярские работы возлагаются на Канцелярию Синода без особого за то вознаграждения.
3. Ученый Комитет выполняет следующие функции: а) наблюдает за всеми существующими церковными школами всех трех степеней (низшими, средними и высшими) и организует новыя школы, где является к тому возможность; б) присуждает ученые степени кандидата, магистра и доктора богословия и в) наблюдает за ученой и литературной деятельностью лиц духовного сана и светских, работающих в приходских и др. церковных организациях, в области богословской, церковно-исторической и религиозно-нравственной.
4. Организацию церковных школ и наблюдение за ними Архиерейский Синод осуществляет через Епархиальных Преосвященных, каковые обязаны ежегодно представлять в Синод отчеты по всем сторонам жизни этих школ в их епархии. В случае нужды назначить ревизию этих школ, Синод производит ее через Комитет, а последний представляет свое заключение по произведенной ревизии на решение Синода.
5. Ученые степени Комитет присуждает за сочинения на темы, рекомедованные или одобренные Комитетом. Сочинения эти поступают в Комитет через Синод для соискания степени кандидата богословия в двух экземплярах, изготовленных на пищущей машинке, а на степень магистра и доктора богословия – в печатном виде в пяти экземплярах. Председатель Комитета назначает двух рецензентов из состава Комитета. Могут быть приглашены к этой работе в особых случаях и ученые, не состоящие в Комитете, соответственно своей специальности. Рецензии заслушиваются в Комитете и вместе с постановлением Комитета, каковое выносится простым большинством голосов (при равенстве голосов голос Председателя решает вопрос) представляется на утверждение Синода. Рецензии потом обязательно печатаются в Синодальном органе.
6. Степень кандидата богословия присуждается тем авторам, которые прослушали и удовлетворительно сдали экзамены в соответствующих высших учебных заведениях по всем предметам, преподававшимся в русских духовных академиях. Если по каким-либо предметам имеется неудовлетворительных балл, то автор обязан держать там же или при Ученом Комитете экзамен вторично по этим предметам, если его сочинение признано Комитетом удовлетворительным для получения искомой степени.
7. Степень магистра богословия присуждаетя авторам, уже имеющим степень магистра богословия или получившим на богословском факультете или в другом высшем учебном заведении баллы не ниже 4-х (по пятибалльной системе) по всем предметам, преподававшимся в русских духовных академиях. Если по каким-либо предметам имеется балл ниже 4-х, то автор обязан вновь держать экзамен по этим предметам там, где он учился, или при Ученом Комитете, дабы получить соответствующий балл. Если сочинение признано удовлетворительным, Комитет назначает коллоквиум для защиты диссертации на степень магистра богословия. Обязательными оппонентами являются оффициальные рецензенты. Могут быть допущены, как оппоненты, и посторонние лица по предварительному разрешению Председателя Комитета. Авторы в епископском сане освобождаются от коллоквиума.
8. Степень доктора богословия присуждается авторам, уже имеющим степень магистра богословия. Публичной защиты диссертации на эту ученую степень не требуется. В исключительных случаях степень доктора богословия может быть присуждена вообще за ученые труды.
9. Получившие искомую ученую степень имеют право носить соответствующие этим степеням значки, каковые давались русскими духовными академиями.
10. Все авторы, имеющие духовный сан, а также работающие в приходах и других церковных организациях, печатающие свои сочинения и статьи богословского, церковно- исторического и религиозно-нравственного содержания обязаны по одному экземпляру этих произведений немедленно по напечатании представить Архиерейскому Синоду на регистрацию, хранение и в потребных случаях на отзыв о них Ученого Комитета. Этот отзыв дает Председатель Комитета или поручает это за особой ответственностью члену Комитета. В сомнительных случаях по предложению Председателя вопрос решается в заседании Ученого Комитета.
11. Все авторы, желающие иметь на своих произведениях богословского, церковно- исторического и религиозно-нравственного содержания отзывы и благословение Архиерейского Синода, подают эти произведения Ученому Комитету, через Архиерейский Синод, на заключение.
12. Все авторы, подающие свои произведения на соискание ученых степеней, на отзыв и благословение Синода или регистрацию, хранение и заключение Ученого Комитета, вносят Синоду пошлину в размере на соискание степени кандидата богословия и на регистрацию и заключение: Ученого Комитета по 1 (одному) динару с печатной страницы; на соискание степени магистра богословия и на отзыв и благословение Синода – по 2 динара со страницы и на соискание степени доктора богословия – по 3 динара со страницы.
13. Суммы, поступающие согласно параграфу 12, образуют особый фонд Ученого Комитета, из которого уплачивается жалование Председателю Комитета, вознаграждение рецензентам, в размере половины полученного за рецензированное ими произведение и на прочие расходы Ученого Комитета.
Церковная Жизнь. 1939. № 1–2. С. 13–15
Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Об изменениях в Положении об Ученом Комитете при Архиерейском Синоде
9/22 октября 1940 г. по докладу Высокопреосвященного Председателя Синода о желательных изменениях в Положении об Ученом Комитете при Архиерейском Синоде постановлено: Следующим образом редактировать ст. 3,4 и 12 «Положения об Ученом Комитете при Архиерейском Синоде».
Ст. 3: Ученый Комитет выполняет следующие функции: а) присуждает ученые степени кандидата и магистра богословия; б) наблюдает за ученой и литературной деятельностью лиц духовного сана и светских, работающих в приходских и др. церковных организациях, в области богословской, церковно-исторической и религиозно-нравственной и г) дает свои заключения по всем делам, направляемым ему на сей предмет Архиерейским Синодом.
Ст. 4: В случае надобности назначить ревизию какой-либо церковной школы Ариерейский Синод производит таковую там, где он признает это нужным, через одного из Членов Комитета. Отчет о произведенной ревизии представляется Архиерейскому Синоду с заключеним Комитета.
Ст. 12: Все авторы, подающие свои произведения на соискание ученых степеней, на отзыв Комитета и на отзывы и благословение Синода, вносят Синоду пошлину в размере: на соискание степени кандидата богословия и на отзыв Ученого Комитета по 1 (одному) динару с печатной страницы; на соискание степени магистра богословия и на отзыв и благословение Архиерейского Синода – по 2 (два) динара со страницы и на соискание степени доктора богословия – по 3 (три) динара со страницы.
Церковная Жизнь. 1940. № 11. С. 162–163
Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Об образовании Учебно-Педагогического Комитета
25 мая (7 июня) 1946 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей слушали: Доклад делегата 1-го съезда педагогов русских средних учебных заведений Американской зоны оккупации Германии, директора гимназии «Милосердный Самарянин» П.Д. Ильинского о том, что съезд педагогов, имевший место в Фюссене 24, 25 и 26 мая с. г. признал необходимым создать в Мюнхене специальный орган для руководства работой всех русских учебных заведений общеобразовательного типа, находящихся в Американской зоне оккупации Германии. Все организационные дела, касающиеся вышеуказанных учебных заведений, решает Постоянный Совет, состоящий из директоров зарегистрированных учебных заведений, представителя от Общества Русской Профессуры и представителя от руководства внешкольной работой среди молодежи. П.Д. Ильинский далее докладывает, что съезд постановил просить Священный Синод принять дело руководства учебными заведениями общеобразовательного типа под свое покровительство, выражая пожелание, чтобы форму этого покровительства Священный Синод решил сам.
Постановили:1) Видя в решении Педагогического съезда проявление преданности членов его Св. Православной Церкви и искреннего желания их вести дело воспитания юношества под покровительством и руководством Церкви, Архиерейский Синод не может не сочувствовать такому решению. Обращаясь же к вопросу о наиболее целесообразной форме, в которой могло бы практически выразиться отношение его к Педагогическому Центру для осуществления вышеуказанной цели, Архиерейский Синод находит желательным образование при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви Заграницей Учебно- Педагогического Комитета в составе, указанном в докладной записке П. Д. Ильинского, с тем, чтобы в состав Правления Комитета входил с решающим голосом и представитель Архиерейского Синода и чтобы все принципиальные решения Комитета проводились в жизнь с одобрения Синода.
2) Представителем Архиерейского Синода в Учебно-Педагогическом Комитете назначить Правителя Дел Синодальной Канцелярии священника Георгия Граббе469.
Церковная Жизнь. 1947. № 2. С. 3
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. Об Учебном Комитете
29 ноября/12 декабря 1950 г.
При Архиерейском Синоде учреждается Учебный Комитет под председательством Архиепископа Виталия470 при участии протоиерея Василия Бощановского471, игумена Константина472 и протоиерея Михаила Помазанского473.
Церковная Жизнь. 1951. № 2. С. 1
Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. О создании при приходах Религиозно-просветительных Комитетов
29 июля/11 августа 1952 г.
Слушали: Докладную записку проф. А. Колесникова474 по вопросу о создании при приходах Религиозно-просветительных Комитетов во исполнение возлагаемой на приходы Приходским Уставом задачи вести «просветиельную деятельность в духе Православной Церкви», а также Проект положения о Религиозно-Просветительных Комитетах при приходах Русской Православной Церкви Заграницей.
Постановили: 1. Утвердить проект Положения о Религиозно-Просветительных Комитетах при Приходах Русской Православной Церкви заграницей.
Предложить епархиальным Преосвященным побуждать ввереные им приходы к созданию приходских Религиозно-Просветительных Комитетов.
Общее попечение об этом деле поручить Учебно-Просветительному Комитету при Архиерейском Синоде, предложив ему обратиться к приходам и церковным деятелям через печать и другими способами, побуждая их к открытию Религиозно-Просветительных Комитетов на местах.
Церковная Жизнь. 1953. № 1–2. С. 4
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. Об Ученом Комитете при Архиерейском Синоде
11/24 октября 1953 г.
Постановили: 1. Возстановить при Архиерейском Синоде Ученый Комитет, назначив Председателем оного Преосвященного Епископа Аверкия475 и предоставить Архиерейскому Синоду по его представлению, назначить остальных членов Комитета.
2. Архиерейскому же Синоду предложить переработать Положение об Ученом Комитете применительно к нынешним условиям.
Церковная Жизнь. 1953. № 9–12. С. 53
Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.. Положение об Ученом Комитете при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви Заграницей
17/30 сентября 1954 г.
Утвержденное определением Архиерейского Синода от 19 марта/1 апреля 1954 года.
1. Ученый Комитет состоит из Председателя, избираемого Архиерейским Собором, и 3–4 членов, избираемых Архиерейским Синодом.
2. Обязанности Секретаря Комитета исполняет один из членов Комитета.
3. Ученый Комитет выполняет следующие функции:
а) наблюдает за всеми существующими церковными школами всех трех степеней – низшими, средними и высшими и организует новыя школы, где является к тому возможность;
б) наблюдает за всеми церковно-просветительными учреждениями, пастырскими и миссионерскими курсами;
в) наблюдает за ученой и литературной деятельностью лиц духовного звания и светских, работающих в приходских и других церковных организациях, в области богословской, религиозно-нравственной и церковно-исторической;
г) присуждает ученые степени кандидата и магистра богословия.
4. Организацию церковных школ, пастырских и миссионерских курсов и всякого рода иных церковно-просветительных учреждений и наблюдение за ними Ученый Комитет при Архиерейском Синоде осуществляет через Епархиальных Епископов, каковые обязаны ежегодно представлять в Синод отчеты по всем сторонам жизни этих школ и учреждений в их епархии. В случае нужды, Ученый Комитет производит ревизию этих школ и учреждений, представляя свое заключение по произведенной ревизии на решение Синода.
5. Все авторы, духовного звания и светские, работающие в приходских и других церковных организациях, печатающие свои сочинения и статьи богословского, религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания, обязаны по два экземпляра этих произведений немедленно по напечатании представить Архиерейскому Синоду на регистрацию, хранение и, в потребных случаях, на отзыв о них Ученого Комитета. Этот отзыв дает Председатель Комитета или поручает это за особой ответственностью члену Комитета. В сомнительных случаях по предложению Председателя вопрос решается в заседании Ученого Комитета.
6. Все авторы, желающие иметь на своих произведениях богословского, религиозно- нравственного или церковно-исторического содержания, отзывы и благословение Архиерейского Синода, подают эти произведения Ученому Комитету через Архиерейский Синод на заключение.
7. Ученый Комитет присуждает за сочинения, рекомендованные или одобренные им ученые степени. Сочинения эти поступают в Комитет через Синод для соискания степени кандидата богословия в двух экземплярах, изготовленных на пищущей машинке, а на степень Магистра Богословия в печатном виде в пяти экземплярах. Председатель Комитета назначает двух рецензентов из состава Комитета. Могут быть приглашены к этой работе в особых случаях и ученые, не состоящие в Комитете, соответственно своей специальности. Рецензии заслушиваются в Комитете и вместе с постановлением Комитета, каковое выносится простым большинством голосов (при равенстве голосов голос Председателя решает вопрос), представляется на решение Синода. Рецензии потом обязательно печатаются в синодальном органе.
8. Степень Кандидата Богословия присуждается тем авторам, которые прослушали и удовлетворительно сдали экзамены в соответствующих высших учебных заведениях православных стран. Если по каким-либо предметам имеется неудовлетворительный балл, то автор обязан держать там же или при Ученом Комитете экзамен вторично по этим предметам, если его сочинение признано Комитетом удовлетворительным для получения искомой степени.
9. Степень Магистра Богословия присуждаетя авторам, уже имеющим степень Магистра Богословия или получившим на Богословском Факультете или в другом высшем учебном заведении баллы не ниже 4-х по пятибалльной системе по всем предметам, преподававшимся в Русских Духовных Академиях. Если по каким-либо предметам имеется балл ниже 4-х, то автор обязан вновь держать экзамен по этим предметам там, где он учился, или при Ученом Комитете, дабы получить соответствующий балл. Если сочинение признано удовлетворительным, Комитет назначает коллоквиум для защиты диссертации на степень Магистра Богословия. Обязательными оппонентами являются официальные рецензенты. Могут быть допущены, как оппоненты, и посторонние лица по предварительному разрешению Председателя Комитета. Авторы в епископском сане освобождаются от коллоквиума.
10. Получившие искомую ученую степень имеют право носить соответствующие этим степеням значки, каковые давались русскими Духовными Академиями.
11. Все авторы, подающие свои произведения на соискание ученых степеней, на отзыв и благословение Синода или на регистрацию, хранение и заключение Ученого Комитета, вносят Синоду пошлину в размере: на соискание степени Кандидата Богословия и на регистрацию и заключение Ученого Комитета по 15 центов с печатной страницы; на соискание степени Магистра Богословия и на отзыв и благословение Синода – по 25 центов со страницы.
12. Суммы, поступающие согласно параграфу 11, образуют особый фонд Ученого Комитета, из которого уплачивается вознаграждение Председателю и членам Ученого Комитета, согласно постановлению Синода.
Церковная Жизнь. 1955. № 1– 6. С. 8–10
Положение о Религиозно-Просветительных Комитетах при приходах Русской Православной Церкви Заграницей
Утверждено определением Архиерейского Синода 29 июля/11 августа 1952 г.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОМИТЕТОВ
1. С целью осуществления религиозно-просветительной деятельности в духе православной Церкви среди прихожан, а также предоставления русским образованным людям заграницей возможности послужить Православной Вере и Церкви – при приходах Русской Православной Церкви Заграницей, в помощь настоятелям их, создаются Религиозно- Просветительные Комитеты.
2. В задачи Религиозно-Просветительных Комитетов входит:
а) распространение и продажа книг, журналов и газет религиозно-нравственного содержания,
б) организация обучения Закону Божьему детей и взрослых через священника или другого сведущего лица; в последнем случае – с утверждения правящего Архиерея.
в) создание библиотеки при приходе,
г) создание при приходе воскресной или вечерней русской школы и организация преподавания в ней,
д) организация и проведение собственными силами или через приглашаемых со стороны лиц лекций и докладов на религиозно-нравственные темы,
е) организация и проведение под руководством священника или лица, утвержденного правящим Архиереем, чтений Священного Писания, творений Отцов и Учителей Церкви и собеседований на религиозно-нравственные темы,
ж) создание при приходе Св.-Владимирских Кружков молодежи и содействие им,
з) издание книг, журналов, газет и листовок религиозно-нравственного содержания,
и) содействие русским культурным организациям в их работе,
к) забота о создании денежного и материального фонда для обеспечения религиозно- просветительной работы в приходе.
3. Вся деятельность Религиозно-Просветительных Комитетов носит строго аполитичный характер.
4. Религиозно-Просветительные Комитеты могут распространять свою деятельность и на инославных, но при условии воздержания от публичных дискуссий.
II. СОСТАВ РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ
5. Личный состав Религиозно-Просветительного Комитета избирается Церковноприходским Советом из числа членов прихода, с согласия на то каждого из них.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ
6. Религиозно-Просветительный Комитет все вопросы, касающиеся его деятельности, решает на собрании своих членов.
7. Религиозно-Просветительный Комитет работает под руководством настоятеля прихода, который является председателем Комитета. В помощь председателю Комитет избирает заместителя председателя, утверждаемого правящим Архиереем, и секретаря.
IV. СРЕДСТВА РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ
8. Председатель, его заместитель и секретарь составляют Правление Комитета, которое проводит в жизнь решения Собрания членов Комитета и решает текущие вопросы деятельности Комитета.
9. Собрание членов Комитета распределяет выполнение функций Комитета между своими членами.
10. Лицам, выполняющим функции и задания Комитета, при наличии в Комитете денежных средств, может быть выплачиваемо вознаграждение по постановлениям собрания Комитета.
11. На каждое полугодие Комитет составляет план своей религиозно-просветительной работы и направляет его в Епархиальное Управление, а копию – в Миссионерский Комитет при Архиерейском Синоде. Одновременно с планом работы на предстоящее полугодие Комитет направляет в названные инстанции отчет о своей работе за истекшее плугодие.
12. Руководство деятельностью Комитетов осуществляют: правящий Архиерей через состоящий при нем Епархиальный Совет или епархиальный Миссионерский Комитет, где таковой есть, а Архиерейский Синод – через состоящий при нем Учебно-Просветительный Комитет.
13. Денежные средства Комитета составляются:
а) из доходов от операций Комитета,
б) пожертвований,
в) других источников.
14. Два раза в году Комитет может, каждый раз с разрешения настоятеля прихода, производить тарелочный сбор на Богослужении.
15. Материальные и денежные средства Религиозно-Просветительного Комитета являются собственностью прихода, но в приходском имуществе составляют особый фонд, расходуемый по постановлениям Комитета.
16. Денежные средства Комитета хранятся у старосты или казначея прихода.
V. ЛИКВИДАЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ
17. Религиозно-Просветительный Комитет объявляется распущенным и прекращает свою деятельность по распоряжению Правящего Архиерея или по постановлению Церковно-Приходского Совета.
Церковная Жизнь. 1955. № 1–6. С. 10–12
VI. Ученые степени
Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Об ученых степенях, даваемых неправославными и малоавторитетными учреждениями
17/30 апреля 1985 г.
Слушали: Вопрос одного из членов Синода о том, как надо относиться к разным научным степеням, даваемым некоторыми и малоавторитетными и часто неправославными учреждениями, претендующими на то, что они являются учеными.
Постановили: Разъяснить нашему клиру, что Архиерейским Синодом могут признаваться ученые степени, даваемые только регулярными высшими православными учебными заведениями. Православные клирики Русской Церкви Заграницей не должны присоединять к своему имени докторские и иные ученые звания, если они им присвоены неправославными богословскими заведениями, учреждениями или же именующиеся православными раскольническими или сектантскими группами. В каждом отдельном случае необходимо признание и разрешение Архиерейского Синода на пользование этими званиями. О чем во всеобщее сведение опубликовать в журнале «Церковная Жизнь».
Церковная Жизнь. 1985. № 5–6. С. 113–114
VII. Школы церковные
Распоряжение Архиепископа Берлинского и Германского Венедикта. Об организации Воскресных школ
О. о Настоятелям православных церквей в Германии Напоминаю о. о. настоятелям Германской Епархии мое требование на бывшем Епархиальном собрании, чтобы во всех приходах по возможности устраивались «Воскресные школы» и для взрослых, и для детей отдельно. В Великом Посту, прежде чем давать детям (в возрасте после 7 лет) св. Причастие, надо еще перед исповедью опросить их, знают ли они молитвы, а кто не знает, прежде помочь им их выучить и объяснить, а потом уже исповедывать (с особым вниманием) и приобщать св. Тайн. Воскресные школы (собеседования) особенно нужны для беженцев после второй войны, в большинстве не имеющих должного понятия о вере и Боге. К делу воскресных школ надо привлечь во всех лагерях, имеющихся благочестивых мужчин и женщин, кои будут помогать священнику в преподавании истин веры.
Архиепископ Венедикт476
Церковные Ведомости Православной Церкви в Германии. 1951. № 3. С. 4
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. Об организации церковно-школьного дела
Заслушав ряд докладов о церковных школах и о религиозно-просветительном воспитании молодежи, Архиерейский Собор признает нужным обратить самое серьезное внимание на правильную постановку и организацию школьного дела и воспитания подрастающего поколения в религиозно-нравственном духе.
Для достижения положительных результатов в этой области Собор находит необходимым:
1. В целях экономии сил, средств и времени объединить все школьное дело и воспитание подрастающего поколения во всем зарубежьи под руководством Учебно-Просветительного Совета при Архиерейском Синоде.
2. В качестве такого центра учредить при Архиерейском Синоде Учебно-Просветительный Совет, поручив ему общее наблюдение за деятельностью церковных школ и направление и согласование миссионерско-просветительной работы во всем Зарубежьи.
3. Для непосредственного наблюдения за ходом преподавания в церковных школах учредить при Учебно-Просветительном Совете должность Наблюдающего за преподаванием в церковных школах.
4. Предложить Епархиальным Преосвященным такие же Советы с наблюдающими за преподаванием в церковных школах учредить и при каждом Епархиальном Управлении.
5. Выработку Положения об Учебно-Просветительных Советах и согласования их компетенции с компетенцией Ученого Комитета поручить Архиерейскому Синоду, предоставить последнему внести соответствующие изменения в Положение об Ученом Комитете.
6. Признать нужным созывы Учебно-Педагогических съездов из деятелей русского церковного просвещения в разных местах для обмена опытом в этом святом деле и объединения работы в разных районах.
7. Предложить редакции «Православной Руси» открыть в журнале отдел: «Образование и воспитание молодежи» по образцу отдела «Вопросы и ответы», относящегося к области богослужебной практики и принесшего большую пользу.
Церковная Жизнь. 1959. № 11–12. С. 207
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. О церковно-приходских школах
7/20 сентября 1973 г.
10/23 августа 1973 года имели суждение о церковно-приходских школах и о воспитании пордрастающего поколения в церковно-православном духе. С прискорбием было отмечено, что не при всех приходах имеются церковные школы и это является причиной того, что наша молодежь отходит от Церкви и теряет свое национальное лицо. Поэтому было подчеркнуто о необходимости при каждом приходе Русской Православной Церкви Заграницей создать приходскую школу.
Постановили: Напомнить всем Епархиальным Преосвященным и о. о. Настоятелям церквей, непосредственно Председателю Архиерейского Синода подчиненных, что при каждом приходе должна быть организована церковно-приходская школа. В случае, если таковую невозможно создать, то священник обязан создать небольшие группы детей и преподавать им еженедельно Закон Божий и русский язык.
О чем для зависящих распоряжений дать указ Епархиальным Преосвященным и о. о. Настоятелям церквей, непосредственно Председателю Архиерейского Синода подчиненных.. г. Нью-Йорк
Церковная Жизнь. 1973. № 8–12. С. 76
Резолюция о церковных школах, принятая 3-м Всезарубежным Собором и утвержденная Архиерейским Собором
Третий Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей, имея в виду первостепенное значение наших церковных школ в зарубежьи в деле сохранения подрастающих поколений православными и русскими, призывает Божие благословение на всех трудящихся на ниве просвещения: пастырей и педагогов, родителей, направляющих своих детей в русские церковные школы, и на самих учащихся.
Собор призывает создавать новые церковные школы при приходах.
Собор признает весьма желательной координацию всей школьной работы в зарубежье с существующим Учебно-Просветительным Отделом при Архиерейском Синоде, а также создание, где это окажется возможным, Епархиальных Учебных Советов, согласующих свою деятельность с Учебно-Просветительным Отделом при Архиерейском Синоде. При этом Собор находит желательным, чтобы Епархиальные Преосвященные назначили специальных лиц, которые с их благословения вели бы необходимую переписку с школьным Инспектором, состоящим при Учебно-Просветительном Отделе Архиерейского Синода.
Желательно установление должности наблюдающего за преподаванием Закона Божия, лица находящегося в священном сане, которое по положению входило бы в состав Учебно-Просветительного Отдела при Архиерейском Синоде.
Собор рекомендует лицам, заведующим церковными школами, иметь тесный контакт с родителями по вопросам учебно-просветительной деятельности и административных начинаний в школе.
Для повышения уровня, получаемого в наших школах образования, Собор рекомендует, где это оказывается возможным, переходить с системы одного учебного дня в неделю, на двухдневную, чтобы во второй учебный день дети могли учиться в русской школе после окончания уроков в местной школе, которую они посещают.
Собор считает особо важным дело составления и издания программы и учебников, со- ответсвующих нашим церковным школам.
Собор также рекомендует созывать учительские и общепедагогические съезды, которые могли бы быть, где позволят обстоятельства, объединены и в более обширные.
Собор призывает откликнуться на призыв Высокопреосвященнейшего Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей об оказании срочно-необходимой помощи Свято-Сергиевской Гимназии, находящейся в крайне тяжелом материальном положении, которую необходимо поддержать и направить в нее учащихся.
Церковная Жизнь. 1974. № 6–12. С. 48–49
Распоряжение правящего Архиерея по Епархиальному Управлению Австралийско-Новозеландской епархии.. ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ КОМИССИИ УПРАВЛЕНИЯ АВСТРАЛИЙСКО-НОВОЗЕЛАНДСКОЙ ЕПАРXIИ
В соответствии с постановлением Епархиального Совета от 28 марта 1979 года, вводится в жизнь нижеприводимое
Настоящее Положение составлено в развитие моего Указа № 6/77 от 3 мая 1977 года и моего письма Директорам прицерковных школ от 1 июля 1977 года.
Школьная Комиссия учреждена мною в соответствии с постановлением Епархиального Собрания, состоявшегося в Сиднее в 1976 году.
В задачу Школьной Комиссии входит составление программы по всем предметам, преподаваемым в прицерковных школах, кроме Закона Божия, программа по которому составляется преподавателями Закона Божия.
Кроме того, в задачу Школьной Комиссии входит и подбор учебников по всем предметам.
На Школьную Комиссию возлагается обязанность оказания помощи прицерковным школам по разъяснению учебной программы, практическому ее применению и составлению преподавателями календарных планов, дабы во всех прицерковных школах учебная работа протекала единообразно.
Школьная Комиссия обязана контролировать учебную работу в прицерковных школах, выясняя, в какой степени школа выполняет учебную программу и какие ее возможности для ее выполнения.
Школьная Комиссия может рекомендовать Директору прицерковной школы об отстранении того или иного преподавателя, если последний отказывается следовать учебной программе, выработанной Школьной Комиссией.
В случае, если Директор отклонит рекомендацию Школьной Комиссии, она обращается для решения возникшего вопроса к Попечителю всех прицерковных школ – Правящему Архиерею.
Персональный состав Школьной Комиссии утверждается Попечителем прицерковных школ – Правящим Архиереем.
Феодосии477,. Архиепископ Сиднейский и. Австралийско-Новозеландский
Церковное Слово. 1979. № 5. С. 15–16
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. О церковно-приходских школах
23 июля/5 августа 1983 г.
Резолюция по докладу Г.Лукьянова478 о церковно-приходских школах
Определили:
1. Обучение детей Закону Божию является одной из главнейших пастырских задач на всех уровнях – епархиальном, приходском и семейном.
2. Отцы настоятели должны наставлять родителей, внушая им, что матери должны во время беременности особенно усердствовать в молитвах и часто приступать к исповеди и причастию, а по рождении и крещении своих детей часто подносить их к причастию. Родители должны заботиться о том, чтобы детские комнаты имели св. иконы и украшались не бессмысленными картинками, а изображениями православно-религиозными. Родители должны возможно раньше приучать детей к вечерней, и утренней молитве и осенения себя крестным знамением. Для детей школьного возраста важно, чтобы родители их водили в церковь, где они наблюдали бы их собственное благоговение. Полезно выписывать для детей журнал церковного направления.
3. Настоятелям вменяется в обязанность организация русского церковного обучения детей и юношей в их приходах. Если число детей в приходе слишком мало для образования формальной школы, то они должны договориться относительно наиболее удобной формы обучения детей русскому языку, молитвам и Закону Божию. Маленькие школы, от 3 до 6 человек, все-таки могут полностью проходить весь круг обучения по Закону Божию, Русскому языку и Истории с Географией, пользуясь имеющимися программами и учебными пособиями даже при отсутствии специалистов преподавателей. В этих случаях рекомендуется связь с ближайшей, хорошо поставленной церковной школой и обучение в соответствии с ее программой со сдачей экзаменов. Есть примеры одиночек, приезжающих в школу два раза в год для сдачи экзаменов. Обычно их успехи выше среднего школьного уровня.
4. Как показал опыт больших приходов, постройка школьных зданий с залами способствует и всей приходской жизни. Школы становятся центром приходской жизни и объединяют молодежь и взрослых. Обучение в таких школах надо ставить возможно строже, с точным исполнением расписания. Тогда и молодежь относится к своему обучению более серьезно.
5. Кроме Школьного Управления при Синоде, желательно образование подобных Управлений и при епархиях. Через них можно способствовать работе школ и находить для них учебный материал. Настоятели через них могут получать примерные программы, адреса, по которым выписывать учебники, темы для конкурсных сочинений. Епархиальные Управления могут созывать педагогические совещания представителей разных школ. Таковые показали свою полезность в Восточно-Американской епархии.
6. На обязанности Инспектора Школ при Синоде лежит организация дальнейшей работы по выработке лучших программ и учебников, для чего прежде всего надо собрать образцы всех существующих учебников и составить комиссии для их изучения и отбора тех, кои могут быть рекомендованы для напечатания.
Православная Русь. 1983. N° 16. С. 5
Праздники церковных школ
Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. О праздничных днях, в которых нет занятий в духовных учебных заведениях
18 сентября (1 октября) 1946 г.
Определением по докладу священника Георгия Граббе479, представителя Архиерйского Синода при Учебно-Педагогическом Комитете, о том, что названный Комитет просит дать ему указания относительно церковных праздников, в которые не должно быть занятий в учебных заведениях, постановлено: Уведомить Учебно-Педагогический Комитет, что неучебными должны быть, кроме воскресных дней, дни следующих церковных праздников (по старому стилю): 1). 6 августа – Преображение Господне, 2). 15 августа – Успение Пресвятыя Богородицы, 3). 29 августа – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 4). 8 сентября – Рождество Пресвятыя Богородицы, 5). 14 сентября – Воздвижение Креста Господня, 6). 1 октября – Покров Пресвятыя Богородицы, 7). 22 октября – празднование Казанской иконы Богоматери, 8). 21 ноября – Введение во храм Пресвятыя Богородицы, 9). 6 декабря – Святителя Николая Чудотворца, 10). 23 дек. – 6 января – Рождественские ваканции, 11). 2 февраля – Сретение Господне, 12). 25 марта – Благовещение Пресвятыя Богородицы, 13). Страстная и Пасхальная седмицы и Вознесение Господне, 14). 9 мая перенесение мощей Свят. Николая Чудотворца, 15). Дни Св. Троицы и Св. Духа, 16). 29 июня – свв. апп. Петра и Павла, 17). 15 июля – св. кн. Владимира, о чем и послать Учебно-Педагогическому Комитету указ.
Церковная Жизнь. 1948. № 1. С. 4–5
Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. О приурочивании праздника приходских школ ко дню Введения во Храм Пресвятой Богородицы
9/22 октября 1965 г.
Постановил и: Ко дню Введения во Храм Пресвятой Богородицы приурочивать школьный праздник, привлекая в этот день родителей и детей на богослужение и к приобщению Св. Тайн.
Церковная Жизнь. 1965. № 7–12. С. 48
* * *
В настоящее время пп. 6 и 7 в связи с исчезновением в Русской Зарубежной Церкви военного Духовенства, а также в связи с отсутствием приходов РПЦЗ в Сербии и Болгарии представляют исключительно исторический интерес.
Сахаров Николай, протопр., настоятель Александро-Невского собора в Париже (+ 1951).
Гермоген (Максимов), архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, управляющий русскими общинами в Греции, Африке и на Кипре (+ 1045).
Дамиан (Говоров), архиеп. Царицынский (+ 1936).
В настоящее время определение представляет исключительно исторический интерес, показывает заботу Архиерейского Синода о преподавании русским детям катехизиса и Закона Божия.
Беловидов Петр, протопр., законоучитель 1-й русско-сербской гимназии в Белграде (+ 1940).
Димитрий (Вознесенский), архиеп. Хайларский (+ 1947).
Гарднер Иван Алексеевич (+ 1984).
Масич Николай, прот., настоятель храма Всех Святых в земле Российской просиявших в Бурлин- гейме (+1974).
Романов Георгий, прот., настоятель храма Всех Святых в земле Российской просиявших в Аргентине (+1968).
Агафодор (Преображенский), митр. Ставропольский и Кавказский (+ 1888).
Вахтеров Василий Порфирьевич, русский педагог, методист начальной школы (+1924).
Афанасий (Мартос), архиеп. Буэнос-Айресский и Аргентинско-Парагвайский (+ 1983).
Виталий (Максименко), архиеп. Восточно-Американский и Джерзийский (+ 1960).
Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский (+ 1966).
Иоасаф (Скородумов), архиеп. Буэнос-Айресский и Аргентинский (+ 1955).
Виталий (Устинов), митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский (+ 2006).
Григорий (Граббе), еп. Вашингтонский и Флоридский (+ 1995).
Александр (Милеант), еп. Буэнос-Айресский и Аргентино-Южно-Американский (+ 2005).
Программа курсов так никогда и не была реализована из-за начавшейся вскоре Второй мировой войны.
Григорий (Граббе), еп. Вашингтонский и Флоридский (+ 1995).
Виталий (Максименко), архиеп. Восточно-Американский и Джерзийский (+ 1960).
Бощановский Василий, прот., настоятель Александро-Невской Церкви в Лейквуде (+ 1961).
Константин (Зайцев), архим. Свято-Троицкого монастыря (+ 1975).
Помазанский Михаил, протопр., преподаватель догмат, богословия в Свято-Троицкой духовной семинарии (+ 1988).
Колесников Александр, свящ. (+ 1958).
Аверкий (Таушев), архиеп. Сиракузский и Троицкий (+ 1976).
Венедикт (Бобковский), архиеп. Берлинский и Германский (+ 1951).
Феодосий (Путилин), архиеп. Сиднейский и Австралийско-Новозеландский (+ 1980).
Лукьянов Георгий.
Григорий (Граббе), еп. Вашингтонский и Флоридский (+ 1995).