Азбука веры Православная библиотека История Церкви Занимательная история Древней Церкви. На пути к расколу



Владимир Соколов

Занимательная история Древней Церкви. На пути к расколу

Содержание

Предисловие

Часть I. Церковь земная и Церковь небесная. Глава первая. Внутреннее устройство Церкви. Клирики и миряне Младший клир Диаконы Пресвитеры Епископы Фактор цезаря Обучение духовенства Безбрачие и двубрачие Двоеженство Синисакты и субинтродукты Критика духовенства Глава вторая. Дела административные. Структура Правило 38 Пентархия Рим Соборы Имущество Церкви Плата за рукоположение Глава третья. Церковь и государство. Свобода и совесть На рубеже Конец язычества От веротерпимости к насилию Симфония Нехристианские христиане Положение Церкви в государстве Часть II. Духовные атлеты. Глава первая. Монашество на Востоке. Причины Начало монашества Антоний Великий Отшельники и киновиты Пахомий и его устав Глава вторая. Монашеский кодекс. Кто такие монахи Борьба с едой и сном Борьба с чувственностью Тысячи искушений Приглашение на обед Уединение и молчание Неосуждение Смирение Продавец Чудеса Разнообразие монахов Монахи и епископы Темные стороны монашества Распространение монашества Студийский монастырь Столпничество Переход к киновиям Глава третья. Монашество на Западе. Первые монастыри Бенедиктинцы Из монашеских правил Распорядок дня Постель Болезнь, смерть и добрые дела Книги Образование Ноты Остров монахов Примеры наказаний по Колумбану Ученые и путешественники И снова обмирщение Часть III. Монофизиты. Глава первая. Схизма монофизитов. Причины нового раскола Против Феодора Борьба продолжается Разбойничий собор Смена власти Четвертый Вселенский собор Орос Завершение собора Глава вторая. После Халкидона. Неискоренимые монофизиты Восстания и бунты Продолжение смут Энотикон Течения монофизитства Примирение с Римом Глава третья. Три главы и V Вселенксий собор. Юстиниан и монофизиты Три главы Схватка с Вигилием Пятый Вселенский собор Итоги собора После Юстиниана Часть IV. Торжество православия. Глава первая. Ираклий и монофелитство. Маврикий и Фока Война с Персией Погромы Еретические церкви Зарождение монофелитства Монофелиты торжествуют Распад империи Максим Исповедник и папа Мартин Погонат Шестой Вселенский собор Второй Юстиниан и Пятошестой собор Фундамент православия Безносый басилевс Реванш монофелитства Глава вторая. Иконоборство. Иконодулы и иконокпасты Павликиане и евхиты Упрямый исаврянин Константин Дерьмовый Гонения на иконолатров Седьмой Вселенский собор После собора Письмо к папе Торжество православия Феофил Глава третья. Положение на Западе. Франки Святой Бонифаций Карл Великий После Карла Часть V. Как произошел раскол Церквей. Глава первая. Римский вопрос. Петр и камень Все больше папы Первые конфликты Лев Великий Схизма Акакия Вселенские патриархи и императоры – иконоборцы Кто такие вселенские патриархи Михаил Пьяница и Варда Игнатий и Фотий Первовторой собор Переписка Николая с Фотием и Михаилом Болгары и филиокве Вопросы болгарского царя Бориса римскому папе Василий Македонянин, друг Рима Рим доволен «Римский» собор в Константинополе Епитимия Ссора с Римом Возвращение Фотия Восьмой Вселенский собор Глава вторая. Между двумя расколами. 1. На Западе. Плохие папы Германия на троне Суеверия Церковные различия Монахи Божий мир и Божье перемирие Паломничество 2. На Востоке. Как жили византийцы Варварство Ученость 3. Императоры. Василий I Лев VI Мудрый Александр Роман Лакапин и Константин VII Роман II и Никифор Фока Эпитафия Иоанна Геометра Никифору Фоке Иоанн Цимисхий Болгаробойца и святой Владимир Зоя и ее мужья Секрет вечной молодости Глава третья. Окончательный разрыв. Церкви перед расколом Накануне Кируларий и его переписка с папой Об обычаях латинян Восточная папесса Гумберт в Константинополе Заключение Приложение. Часть II. Миссия на север, или Как крестили англов Часть III. Монофизитские диспуты Часть IV. Диспут Максима с Пирром Психология иконоборчества Часть V. Дело Лотаря Подделка тысячелетия – «Дар Константина» Грамота отлучения  

 
Предисловие

В анналах мировой истории церковная летопись стоит особняком. Все мы слышали о крестовых походах и гугенотских войнах, о римских папах и испанской инквизиции, но, за исключением небольшого набора хрестоматийных фактов, церковное прошлое остается для нас почти полностью terra incognita. На широком полотне общечеловеческой истории, где духовным институтам отводится только внешняя и косвенная роль, церковные хроники выглядят чем – то обособленным и исторически малозначительным. В них видят скорее внутреннее дело самой Церкви, продолжение ее вероучения и религиозной проповеди, в лучшем случае – поприще для работы узких специалистов, которым в силу выбранной профессии приходится изучать хитроумные тонкости догматического богословия и вникать в бесконечные распри и раздоры давно забытых иереев. У человека несведущего может сложиться впечатление, что история Церкви – это скучная семинарская наука, которая интересна только некоторым просвещенным верующим и профессорам духовных академий.

Однако достаточно взять любой известный первоисточник по этой теме – например, труды Евсевия Кесарийского или Сократа Схоластика, – чтобы убедиться, насколько ошибочны эти представления. Церковная история, которую мы чаще всего знаем непосредственно из рассказов ее очевидцев (а порой и прямых участников), – это увлекательное повествование, вызывающее интерес у любого непредвзятого читателя, независимо от его взглядов и вероисповедания. Так же, как книги великих античных историков – Фукидида, Тацита или Плутарха, – она написана живой и прекрасной прозой, доставляющей не меньше удовольствия, чем пользы. Но дело не только в познавательности и развлекательности этих книг. Летопись христианства несет в себе свод важных и глубоких знаний, показывая, как на протяжении веков строилось и формировалось грандиозное и многосложное строение Вселенской Церкви, как оно пронизывало и изменяло человеческую и общественную жизнь, в какие сложные и подчас причудливые отношения вступало с государством и властями, какое отражение все это нашло в ее внутренней структуре, правилах, традициях и укладе повседневной жизни. Не зная церковного прошлого, мы не сможем до конца понять, что Церковь представляет собой сегодня и почему занимает такое необычное и порой противоречивое положение в современном обществе, которое во многих отношениях ушло очень далеко от христианства.

Историю Церкви нужно знать прежде всего самим христианам. Многие из них смутно представляют себе смысл и значение церковных догматов и канонов, которые часто не столько сознательно принимаются и осмысливаются, сколько подразумеваются сами собой. Если спросить современного среднего прихожанина, что тот думает, например, о двух природах и волях во Христе, вряд ли он сможет дать достаточно ясный и вразумительный ответ. Все эти знания христианин сегодня получает – если вообще получает – в готовом виде, как непререкаемый факт, освященный властью и авторитетом традиции: он верит в то, во что верит Церковь, прежде всего потому, что верит в саму Церковь. Это характерно не только для православия, но и для других вероучений и церквей. Поэтому живущие в православной стране автоматически становятся православными, в католической – католиками, в мусульманской – мусульманами и т. д.

Здесь заключается большая проблема для христианства. Многие, поворачивающиеся спиной к христианской вере и активно ее отрицающие, отказываются не от Христа и Его учения, которое они плохо знают и понимают, а именно от Церкви. Церкви, слишком сильно скомпрометировавшей себя в истории, совершившей много ошибок, в которых она к тому же не особенно склонна раскаиваться. Для таких людей, стоит им только усомниться в Церкви, рушится сразу и вся традиция, и весь авторитет столетий, и, следовательно, вся христианская догматика. Даже продолжая верить в Бога, они становятся легкой жертвой любой секты, эксплуатирующей давно известные еретические идеи, противоядия против которых они не имеют, потому что не понимают истоки и корни, которые эти идеи сформировали. Многие и вовсе отворачиваются от христианства и ищут истины где угодно: в ярких и аляповатых культах восточного толка, в полупротестантских «харизматических» церквях, в сибирских землянках и скитах новоявленных духоборов и хлыстовцев, – только не в своей «домашней» Церкви.

Но тот, кто знает церковную историю, никогда не станет слепой добычей полубезумных фанатиков или изощренных демагогов. Знание того, как формировались догматы, как и почему боролась за них Церковь (боролась чаще всего с самой собой), – это надежная прививка против шарлатанства и религиозной истерии, откуда бы они ни исходили. Разумеется, здесь есть и обратная опасность: «многое знание порождает многую скорбь», а в нашем случае может легко смутить и сбить с толку. В церковной истории, по словам одного русского философа, заключен большой соблазн: слишком уж «человеческой» она выглядит, слишком много в ней темных и некрасивых сторон, компрометирующих, по естественной логике, и само учение Христа. Если так вели себя Его последователи, то не бросает ли это тень на самого Учителя? Не удивительно, что и в самой Церкви отношение к собственной истории не слишком благосклонное. Большинство наших выдающихся церковных историков: Болотов, Лебедев, Карташев, Афанасьев – хотя формально и находятся в почете, но принимаются не без оговорок о «неблагоприятном влиянии на них протестантской исторической науки». Порой складывается впечатление, что изучение истории – это вообще явление чисто протестантское и поэтому сомнительное, что идут в нее только те, у кого внутри есть особая «протестантская» жилка, и что большинству простых верующих лучше вообще о ней не знать и держаться от нее подальше, получая необходимый минимум в безопасно отфильтрованном и рафинированном виде. Церковь тысячу раз предпочтет для чтения назидательные и душеспасительные жития святых, полные потрясающих подвигов и чудес, чем суровую и безжалостную правду реально прожитого ею прошлого. И уж тем более вряд ли она станет рекомендовать такое чтение неопытным неофитам.

Возможно, с чисто педагогической точки зрения все это оправдано. Выражаясь военным языком, история действительно вредна и опасна новобранцам, она годится только для сильных и испытанных бойцов. После чтения церковной истории шаткая вера может пошатнуться еще больше, а крепкая – еще больше укрепиться. С другой стороны, истина всегда лучше умолчаний и неведения. Выше мы назвали историю прививкой, и это в самом деле так: она помогает переболеть болезнью в более легкой, безопасной форме, чтобы потом справиться с тяжелым недугом. Понимая историю, зная прошлое Церкви со всеми ее слабостями, падениями, страстями и умопомрачениями, можно не только оставаться православным – об этом свидетельствует опыт многих историков Церкви, – но и крепче и надежней держаться за ее фундамент, заложенный под временной и преходящей шелухой.

Разумеется, представленный здесь труд адресован не только христианам. Эта книга была написана для людей самых разных представлений и воззрений, включая тех, кто возьмет ее в руки просто из любопытства. Она не является ни апологией, ни критикой христианства и представляет собой только свод фактических событий, который каждый может понимать и толковать по – своему. Найдется немало убежденных атеистов, для которых сама постановка вопроса о вере, если она предпринимается всерьез, кажется заведомым жульничеством и шарлатанством. Несмотря на это, возможно, и они смогут почерпнуть что – то полезное из этой работы. Задача автора заключалась в том, чтобы в самой простой, популярной, почти «школьной» форме подать такую сложную вещь, как церковная история, сделать ее по возможности легкой, компактной и доступной для чтения, постаравшись растворить в прозрачном слоге все темноты богословия, нагромождения ересей и витиеватости византинизма. Следовало перенести огромное полотно церковных хроник в книжную миниатюру, не утратив при этом глубины и полноты картины, нигде не солгав и ничего не упростив, но сохранив в предельно сжатой форме все основные краски и смыслы оригинала. О том, насколько удалась эта попытка, мы предоставляем судить читателю.

Добавим, что настоящий том является продолжением предыдущей части – «От гонений к триумфу», где говорилось о первых пятистах лет существования христианства. Вторая книга рассказывает о дальнейшем пути древней неразделенной Церкви с V по XI век, когда произошел фундаментальный раскол западных и восточных христиан и на месте единой христианской ойкумены появились две самостоятельных конфессии: православие и католицизм. Как и почему произошло это событие, что ему предшествовало и каким в те времена было устройство Церкви, что такое монофизитство и монофелитство, откуда появились монахи, как проходили вселенские соборы, почему началась и чем закончилась борьба с иконами – обо всем этом и о многом другом мы попытались рассказать в этой книге.


Источник: Занимательная история Древней Церкви [Текст]: на пути к расколу / Владимир Соколов. - Москва: Ломоносовъ, 2016. - 296, [1] с.: ил.; 22 см. - (История/ География/ Этнография).

Комментарии для сайта Cackle