Св. равноапостольная царица Елена

Св. царица Елена, мать Константина Великого, была дочерью содержателя гостиницы. За ее красивую наружность и еще более за высшие душевные качества император Констанций Хлор, будучи еще военачальником, избрал ее себе в супруги. Долго они жили счастливо, но потом политические обстоятельства империи стали причиною семейного несчастья Елены. Император Диоклетиан и соправитель его Максимиан Геркул, оставив престол, разделили империю между четырьмя соправителями, которых они желали соединить друг с другом родственными узами. Вследствие этого Констанцию Хлору, одному из новых правителей, несмотря на то, что он уже был женат, предложена была новая супруга из царского рода, падчерица оставившего царство императора Максимиана. Из опасения потерять власть Констанций не противился, и Елена была принесена в жертву расчетам политики и удалена от двора. С потерею любимого супруга она должна была разлучиться и с единственным своим сыном, 11-летним Константином, который был взят ко двору Диоклетиана на Восток. После этого 15 лет провела Елена в удалении от двора, в глубоком уединении. Несчастие быть лишенной радостей семейных и расположило ее душу к принятию Христова учения, столь отрадного для всех несчастных и обремененных тяжким горем.

С воцарением сына своего Елена снова является при дворе. Здесь она пользуется императорскими почестями и приобретает влияние на сына. Не вмешиваясь в дела политические, она всецело посвящает себя добрым делам. Она проявила себя, как усердная покровительница Церкви, горячая ревнительница христианской святыни, и блюдительница неимущих и страждущих.

Уже в глубокой старости св. Елена по просьбе сына своего Константина отправилась из Константинополя в Иерусалим с целью найти Святой Крест, на котором был распят Господь. С усердием поспешила она на Восток и с царской заботливостью обозревала святую землю и другие восточные провинции, города и селения. Трудно представить себе что-нибудь печальнее и безотраднее того состояния, в котором последнее римское завоевание оставило страны, дарованные некогда как земной рай Аврааму и его потомкам. На развалинах города Давидова был построен новый город, повсюду украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. На том самом месте, где прежде находился Храм Соломона, теперь возвышался языческий храм; места, освященные рождением и смертью Спасителя, были также осквернены языческими капищами. Блаженная Елена ревностно озаботилась очищением святых мест от осквернения неверными и приведением их в надлежащее устройство. Бывший в то время в Иерусалиме епископ Макарий принял царицу с надлежащей ей честью и много помогал ей в ее благочестивой деятельности. Первым желанием царицы, по прибытии в Иерусалим, было посетить место погребения Спасителя. «Пойдем, – говорила она, – почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать». Но, к великому ее удивлению, никто не мог с точностью указать ей это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Христос, чтобы лишить ее того почитания, какое воздавали ей христиане. Мало-помалу и сами христиане перестали посещать ее из опасения оказать какое-либо почтение предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Кроме того, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, а также бывших вместе с тем пожаров и опустошений, даже самое расположение города много изменилось. Но Елена не отступала перед такими препятствиями. По ее приглашению к ней собрались образованнейшие из христиан и иудеев, и в ее личном присутствии произвели расследование о месте страданий Иисуса Христа. Рассказывают, что в этом случае оказал большие услуги один иудей, наследовавший от своих предков тайну о святых местах христианских. Этот иудей и сказал, где можно найти Крест Господень. Когда таким образом определено было место страдания Христа, Елена во главе работников и воинов поспешила на указанное иудеем место и приказала копать почву. Работа представляла большие затруднения, так как нужно было разрушить немалое количество построек, возвышавшихся на Голгофском холме и его окрестностях. Но Елена имела повеление от Константина не отступать ни пред какими затруднениями и не щадить никаких издержек. Наконец в глубине холма найдены были три деревянных креста, сохранившиеся совершенно невредимыми. Никто не сомневался, что эти кресты были орудиями казни Господа и двух разбойников, с Ним распятых, но все недоумевали, на котором из них пострадал Христос Спаситель. Для определения подлинного креста Христова нужно было верное средство, и это средство не усомнился указать епископ Макарий, исполненный твердой веры в силу Креста Христова. В это время случилось, несли мимо одного человека на погребение. Епископ Макарий тотчас же велел несшим остановиться и положить тело умершего около найденных крестов. Тогда все присутствовавшие, царица и сам епископ пали на колени; Макарий, возведя очи к небу, произнес: «Господи, совершивший спасение рода человеческого чрез страдания Единородного Сына Своего на кресте и внушивший смиренной рабе Твоей искать священное древо, орудие нашего спасения, ныне Сам, Господи, укажи нам тот крест, который послужил к вечной славе Единородного Твоего Сына: подай, милосердый Господи, жизнь сему рабу твоему, когда его коснется священное и спасительное древо!» После этого начали поочередно возлагать на мертвеца кресты, и как только возложили на него истинный Крест Христов, мертвый тотчас же встал силою спасительного Креста. Когда Господь этим чудом засвидетельствовал Крест Христов, св. Елена, с сердцем, наполненный радости и вместе страха, поспешно приблизилась к священному древу. Она и желала и вместе с тем считала себя недостойною прикоснуться к нему и облобызать столь великую святыню. С чувством глубочайшего благоговения преклонилась она пред Крестом Христовым. Тоже сделал весь двор царский, бывший с нею. И всем присутствовавшим там хотелось видеть Святой Крест и поклониться ему, но вследствие большой тесноты очень многие не могли подойти ко Кресту; они стали просить, чтобы им дозволено было хотя издалека видеть крест Христов. Тогда епископ Макарий стал на самом высоком месте, воздвиг перед народом честный Крест, поднимая и опуская его, чтобы всякий мог его видеть и поклониться ему. Весь народ в это время благоговейно воскликнул: «Господи, помилуй!» В память этого события установлено было потом Церковью празднество Воздвижения Честного Креста, совершаемое 14 сентября. Между тем Константин, которого св. Елена немедленно известила об открытии Креста Господня, с неописанною радостью принял это известие. В чувствах благоговения и благодарности ко Господу он возымел мысль отличить святые места каким-либо памятником, достойным их священных воспоминаний. Тотчас он написал письмо к иерусалимскому епископу, прося его озаботиться об устройстве церкви на том месте, где найден был Животворящий Крест, и представляя для этого в его распоряжение все сокровища империи. Вместе с епископом и сама св. Елена начала заботиться о приведении в исполнение распоряжений Константина. Прежде всего она велела устроить храм во имя Воскресения Христа на том месте, где найден был Святой Крест. Кроме того, она начала еще строить храмы под пещерой Вифлеемской, где родился Спаситель, на горе Елеонской, откуда Он вознесся на небо, и у Гефсимании, где было успение Богородицы. Устроив после того по разным местам Палестины еще до 18 церквей, снабдив их священными принадлежностями и значительно украсив, св. Елена возвратилась в Константинополь, взяв с собою часть Животворящего Креста и найденные вместе с ним гвозди, которыми пригвождено было тело Господа. Любовь, которую Константин всегда чувствовал к матери своей, казалось, еще более усилилась. Войскам и всем гражданам империи повелено было называть Елену самыми почетными именами, какими принято было тогда именовать только царствующих особ. Ее изображение было выбито на монетах. Но недолго после этого прожила еще св. Елена. Почувствовав приближение смерти, она стала давать Константину и сыну его, своему внуку, Констанцию, советы и благословения, увещевала их управлять народом справедливо, делать добро, не превозноситься и служить Господу со страхом и трепетом. Она умерла, имея около 80 лет от рождения, на руках своего сына и внука, окруженная любовью и уважением всех христиан. Погребение ее совершено было с великою пышностью. Константин повелел перенести тело св. Елены в Рим, где оно положено было в могиле, украшенной порфиром, при церкви, которая ныне называется церковью свв. Петра и Марцелина и находится на пути из Рима в Неаполь, где и до сих пор существует кладбище с именем Елены. Чрез два года после того мощи св. Елены были перенесены в Константинополь. Св. Церковь причла царицу Елену к лику святых и наименовала ее равноапостольною.

Празднование в честь ее установлено в один день с празднованием в честь св. Константина, 21 мая.



Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс