Св. равноапостольный князь Константин

Св. Константин, получивший в истории наименование Великого, родился в III в. по Р.Х. от Констанция Хлора, императора римского, и жены его Елены. Констанций, отец Константина, следовал обрядам государственной римской религии и считался идолопоклонником, но вместе с тем он не был привержен к языческой религии подобно прочим, а, напротив, стремился познать истинного Бога. Благочестиво настроенный, он хорошо воспитывал и сына своего Константина, учил его обращаться к Богу и искать помощи свыше, а не от идолов. Будучи милосердным, он с состраданием относился к христианам, которых тогда предавали мучениям другие неверующие цари, и сам не только не преследовал христиан, но и старался защищать их от гонений. Христиане западных стран, которыми владел Констанций, были поэтому спокойны, тогда как на востоке Диоклетиан и Галерий всячески преследовали их.

По смерти Констанция войско провозгласило царем сына его Константина, и таким образом он сделался обладателем Британии, Галлии и Испании. Когда узнал об этом Максентий, усыновленный Максимиамом Геркулом, который раньше был царем, но добровольно отказался от царской власти, то воспылал завистью к Константину и задумал во что бы то ни стало получить власть. Максентий обольстил многих римских сенаторов посредством богатых подарков и обещаний подарков еще бóльших впереди и при их помощи незаконно вступил на римский престол, хотя ни войско ни народ не были к нему расположены. Узнав о таком поступке Максентия Константин не только не оскорбился тем, что тот похищал его права, но и изъявил полное согласие на принятие Максентием царской власти. Он послал с примирительной целью послов к Максентию, а сам удовольствовался быть владетелем Британии и областей, близ нее лежащих. Но Максентий не был расположен к миру с Константином: он думал о безраздельном, исключительном господстве и втайне решился присвоить себе власть над всеми частями римского царства. Укрепив за собою власть над Римом, Максентий начал делать много зла для подчиненных, не только преследуя христиан, но простирая свою жестокость и на язычников. Своими жестокими преследованиями подчиненных и безнравственной жизнью он вскоре сделался весьма неприятен и даже несносен для своих подданных. Тогда римляне тайно послали к Константину, жившему вместе с матерью в Британии, прося его прийти и избавить их от тирана. Константин тотчас же написал к Максентию, дружески убеждая его оставить жестокости. Но Максентий не слушал Константина и не только не исправился от его внушений, но сделался еще хуже, а против самого Константина стал готовить даже злой умысел, не желая признать его равным себе царем. Видя совершенную бесплодность своих увещаний и узнав, что Максентий собирает против него войско, Константин решился сам объявить войну Максентию. Тогда он мысленно обратился к истинному Богу, Которого почитают христиане, и, размышляя о помощи Божией, неоднократно раньше явленной отцу его и ему, молил Бога даровать ему победу над врагом. И вот, однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, Константин увидел на небе изображение Креста Господня, составившееся из звезд, а на нем надпись: «Сим побеждай». Знамение это видел не один Константин, но и все войско. Явление креста произвело всеобщее изумление, а в некоторых и испуг; сам Константин пришел в немалое недоумение. Но на следующую ночь явился ему Сам Христос и, показав то же знамение Креста, сказал: «Сделай подобное этому изображение креста и прикажи носить его перед полками для защиты от нападения врагов». С наступлением дня Константин рассказал друзьям своим о бывшем ему ночью видении. Потом призвал искусных мастеров и, описав им образ знамени, приказал сделать такое же из золота и драгоценных камней. Знамя это имело такой вид: на длинном, покрытом золотом копье был поперечник, образовывавший с копьем зрак креста; вверху, на конце копья, неподвижно лежал золотой венок, украшенный драгоценными камнями, а на нем символ спасительного наименования; на прибитом к копью поперечнике висела тонкая белая ткань, покрытая драгоценными камнями; под знаком креста, при самой верхней части этой ткани, висело сделанное из золота изображение царя с детьми. Кроме того, Константин распорядился, чтобы крест изображен был в его войске на всех оружиях, щитах и шлемах. Произошло, наконец, сражение. Максентий был побежден силой божественного Креста. Большая часть войска погибла. Сам Максентий, преследуемый Константином, обратился в бегство, и, когда бежал мостом чрез реку Тибр, мост этот разрушился и царь погиб в реке вместе с лошадьми, всадниками и оружием. Поразив Максентия, Константин Великий торжественно вошел в Рим и был радостно приветствован жителями. Здесь он возблагодарил Бога, даровавшего ему победу силою Честного Креста. В память этой достославной победы он приказал поставить посреди города на высоком каменном столбе крест и сделать на нем надпись: «Этим спасительным знамением освобожден город этот от ига мучителя».

Все жители города торжествовали, чувствуя себя освобожденными от жестокого владычества. В этом торжестве принимали участие и пограничные народы. Освободившись от прежних бедствий, они прославляли доблестного победителя и общего благодетеля; все единодушно сознавали, что Константин по благости Божией, сияет для всех общим благом. С невыразимой радостью читали везде царскую грамоту, которой отнятые прежде имущества возвращались к владельцам, невинно потерпевшие вызывались на родину и вообще все страдавшие прежде теперь освободились от всякой опасности. Константин, выражая усердие в утверждении христианства, оказывал уважение служителям его. Своим богатством помогал он и церквам, украшая различными приношениями святые храмы. Кроме того, он щедро раздавал деньги бедным; был человеколюбив; оказывал благодеяния приходившим к нему иноверцам; нищих приказывал снабжать не только деньгами и пищей, но и приличной одеждой. О детях, подвергавшихся несчастию сиротства, заботился вместо отца; участь вдов облегчал собственным покровительством, а осиротевших девиц выдавал замуж за известных ему и даже богатых людей. Вообще не было человека, который, обращаясь к нему, не получал бы какого-либо блага; не было также и таких, которые, ожидая от него помощи, обманулись бы в надежде.

Заботясь об устроении городов и церквей, Константин решился устроить большой город. По особенному указанию Божию, он построил такой город в Византии, на берегу моря, украсил его большими строениями и назвал Константинополем. В новоустроенный город он перенес свой престол, велел назвать город этот «новым Римом» и поручил его под защиту Божию.

В то время христианская вера много терпела от лжеучения Ария. Константин решился торжественно утвердить догматы веры против этого лжеучения и для того созвал в городе Никее вселенский собор. На соборе присутствовали 318 свв. отцов. Вместе с епископами, собравшимися из разных стран, заседал на этом соборе и сам Константин. Он обратился к присутствовавшим с речью, в которой сильно и убедительно просил их обратить особенное внимание на внутренние несогласия Церкви и употребить всевозможные средства к прекращению их. Речь Константина произвела живое впечатление и возбудила в собрании общее движение. Одни начали обвинять других, обвиняемые защищались – возник спор. Царь всех кротко, с вниманием выслушивал и разбирал в частности сказанное тою или другою из состязавшихся в споре сторон. Одних убеждая, других увещевал, а иных, высказывавших здравые суждения, и хваля, вообще же каждого склоняя к единомыслию, он, наконец, согласил мнения всех относительно спорных предметов. На Никейском соборе арианское учение было осуждено, как еретическое, а сам лжеучитель Арий и его последователи были отлучены от Церкви. В утверждение же православного учения свв. отцы, бывшие на этом соборе, составили Символ веры , в котором изложили, в кратких, ясных и точных выражениях, основные истины христианского вероучения.

Ревнуя о христианской святыне, Константин просил мать свою Елену отправиться в Иерусалим для отыскания там Святого Креста, на котором был распят Господь, и снабдил ее для этой цели значительными средствами. Блаженная Елена с усердием поспешила на Восток; при помощи Божией она нашла Крест Христа Спасителя и, взяв с собою часть Животворящего Креста, а также гвозди, которыми пригвождено было к нему пречистое тело Господа, возвратились в Константинополь. Немного времени спустя после этого, св. Елена скончалась и была погребена с честью.

После смерти матери своей Константин прожил только 10 лет. Приближаясь к концу жизни, он задумал устроить в Константинополе храм в честь свв. апостолов. Когда начатое для этого здание было доведено до огромной высоты, царь обложил все его стены разноцветно блистающими каменьями, а купол весь покрыл золотом. В этом храме Константин приготовил себе могилу. Но уже приближалось и время его кончины. Он почувствовал болезненное расстройство и оставив свой город, отправился для излечения в другой. Здесь он проводил много времени в усердных молитвах к Богу в храме свв. мучеников. Там же чувствуя, что уже недолго ему еще жить, он решил, что пора очиститься от прежних грехов, веруя, что все они будут изглажены силою спасительных молитв и спасительною водою крещения. Размышляя таким образом, он исповедал в своем храме свои грехи и здесь в первый раз удостоился молитвенного возложения рук. После этого он переехал в предместье города Никомидии. Собрав там епископов, Константин стал говорить им: «Пришло то желанное время, которого я жажду и о котором молюсь, как о времени спасения в Боге. Пора мне принять печать бессмертия приобщиться спасительной благодати. Я думал принять крещение в Иордане, но Бог удостаивает меня этого здесь. Итак, не стану более колебаться. Если Господу угодно продлить мое существование, то приняв святое крещение, я подчиню себя правилам жизни, сообразным с божественною волею». Видя его решимость, епископы преподали ему таинство крещения. После принятия им спасительного таинства, он радостно ликовал духом, как обновленный человек, от преизбытка веры исполнился света Божия и живо поражался действию силы Божией. Облекшись по совершении священнодействия в торжественную царскую одежду, Константин вознес благодарственную молитву Богу и в умилении воскликнул: «Теперь я сознаю тебя истинно блаженным, теперь я могу быть достойным жизни бессмертной, теперь я верую, что сделался участником божественного света!»…

Но приблизилось и самое время кончины Константина; он скончался в праздник Пятидесятницы, около полудня. Кончина произвела тяжкое горестное ощущение не только в приближенных его, но и в войсках и во всем народе, который считал это несчастие собственным и оплакивал его так, как бы у всех было отнято общее дорогое благо. Тело Константина положено было в дорогой гроб, перенесено в Константинополь и поставлено там на высоком месте в царском дворце, где все вельможи и народ прощались с ним со слезами. Затем тело царя перенесено было в созданный им храм свв. апостолов и там с великой честью было предано погребению.

Св. Константин Великий своею благочестивой жизнью и высокими заслугами, оказанными им Церкви, стяжал честь и православие не только от ближайших ему поколений, но и от всех последующих родов. И действительно, он способствовал укреплению и распространению христианской веры, смело и неутомимо проповедовал учение Христово, и словом, и еще более делом ниспровергал заблуждения многобожия и обличал лжеучения. За эти труды и подвиги св. Церковь причла Константина к лику апостольскому и наименовала его равноапостольным.

В память его и одновременно матери его, св. царицы Елены, Церковь установила празднование 21 мая.



Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс