Св. Дионисии Ареопагит
Св. Дионисий родился в Афинах и благодаря богатству и знатности своего рода получил блестящее образование, превзойдя знаниями всех своих товарищей.
Но не удовлетворяясь образованием, полученным в Афинах, Дионисий удалился в г. Илиополь в Египте, где с усердием занимался астрономией. Как говорит церковное предание, в момент смерти Спасителя, когда омрачилось солнце, Дионисий воскликнул: «Или Бог, Создатель всего мира, страдает, или сей видимый мир кончается».
После возвращения из Египта в Афины св. Дионисий женился. Его происхождение и хорошее образование дали ему возможность сделаться членом верховного совета в Афинах (ареопага).
В это время св. апостол Павел пришел в Афины и, проходя по городу, осматривал памятники и языческие храмы. Между другими надписями на жертвенниках апостол прочитал надпись: «Неведомому Богу». Жители Афин любили проводить время, слушая что-нибудь новое, и охотно выслушивали приходивших в город иностранцев. Апостол Павел, приведенный в ареопаг, начал речь свою с того, что упомянул о жертвеннике, посвященном неведомому Богу, а в дальнейшем своем слове проповедовал о Христе.
Большинство граждан Афин отнеслись к речи апостола недоверчиво, а некоторые уверовали во Христа. Между уверовавшими был и св. Дионисий Ареопагит (Деян.17:19–34).
Перед уходом из Афин апостол Павел исцелил одного слепорожденного, которого послал к св. Дионисию, чтобы этим чудом убедить его к принятию крещения. Увидев исцеленного слепорожденного, св. Дионисий крестился со всей своей семьей от апостола Павла.
После крещения св. Дионисий поставлен был во епископы Афин самим апостолом Павлом. Св. Дионисий много потрудился для проповеди Христовой, устройства и утверждения Церкови Афинской, после чего отправился проповедовать слово Божие в другие страны. Был в Риме, потом отправился в Галлию, нынешнюю Францию, вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием и там многих обратил ко Христу. Первая христианская церковь построена была в Галлии на том месте, где теперь находится город Париж, в ней, по преданию, совершал бескровную жертву сам св. Дионисий.
В царствование императора Дометиана во Францию был послан управитель Сисиний, который по указу императора начал гонение на христиан и приказал схватить и представить на суд Дионисия, Рустика и Елевферия. За твердое исповедание Христа св. Дионисий был предан жестоким мукам: его били веревками, потом положили на раскаленное железо, а затем отдали на съедение зверям, но те не прикоснулись к святому. Еще раз по повелению Сисиния бросили св. Дионисия в сильный огонь, но и из него он вышел невредимым.
После этого святого с другими мучениками заключили в темницу, где св. Дионисий совершал бескровную жертву, как для заключенных, так и для всех приходящих к мученикам христиан. Видя неуспешность мучений, Сисиний хотел склонить св. Дионисия к язычеству прельщениями, но мученики были непреклонны, и Сисиний повелел отсечь им головы.
Есть предание, что св. Дионисий, уже обезглавленный, поднял свою голову и нес некоторое расстояние ее сам; и также есть предание, что он присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.
Св. Дионисию Ареопагиту приписываются сочинения о небесной иерархии, о божественных именах и таинственном богословии. Он же сообщает известия о чудном успении Богоматери 42 .
* * *
В библейской истории митр. Филарета сочинения Дионисия Ареопагита поставлены в числе сомнительных. В учении об отцах у Филарета Черниговского он опущен как писатель (Св. Вост. А. С. Т. 2, стр. 317).