Св. священномученик Игнатий Богоносец

Св. Игнатий родился в Антиохии, главном городе Сирии. Предание говорит, что он был тем ребенком, которого принимал на Свои пречистые руки Иисус Христос и на которого указывая Своим ученикам, сказал: Аминь глаголю вам, аще не обратитеся и будете, яко дети, не внидите в Царство Небесное и: Аще приимет отроча таково во имя Мое, Мене приемлет (Мф.18:2–5;Мк.9:37). Св. Игнатий назван Богоносцем потому, что он был носим руками Бога воплощенного, и более потому, что он, как и сам объясняет в своей беседе с императором Траяном, всегда носил Бога в сердце своем по вере и любви своей к Иисусу Христу и по благодати Духа Святого, которой исполнено было его сердце.

Св. Игнатий долгое время был учеником апп. Петра и Иоанна, к которым в особенности питал пламенную любовь и уважение. Как неразлучный спутник свв. апостолов, св. Игнатий, без всякого сомнения, принимал участие в распространении Церкви Христовой на земле и в проповедании Евангелия между язычниками и иудеями.

Около 67 г. по Рождестве Христовом в Антиохии скончался первый епископ Антиохийской Церкви Евдокий. Советом апостолов на епископскую кафедру был избран Игнатий, которого потом рукоположил сам апостол Петр, как о том свидетельствует св. Златоуст. Поставленный во епископа, Игнатий всецело предался делу пастырского служения. Он с неутомимой ревностью и усердием исполнял все лежащие на нем обязанности, не щадил ни сил, ни трудов, явив в своем лице все достоинства епископа.

Но успех, каким Господь благословил труды Своего верного служителя в обращении язычников, не раз подвергал его паству сильным гонениям, особенно при Домициане (в 81 г.). Несмотря на все свои достоинства, Игнатий почитал себя недостойным даже имени ученика Христова. Главное достоинство последователя Иисуса Христа и высшее совершенство любви к Нему он полагал в мученической кончине за имя Спасителя. Когда прекратилось гонение на христиан при Домициане, Игнатий радовался миру, обретенному Церковью, сам же скорбел о том, что не удостоился пролить кровь свою за имя Христово, печалился, что не достиг еще совершенной любви ко Христу и пламенно желал мученически умереть за Него. Господь услышал молитву Своего верного раба, и св. Игнатий украсился славой не только проповедника, но и мученика за имя Христово.

Недолго Церковь Христова наслаждалась покоем. Император Траян в 104 и 105 гг., ослепленный победами над скифами, даками и другими народами, думал, что теперь ему недостает только победы над христианами. Траян отыскивал только повод к их преследованию. Повод этот представился скоро. Желая выразить благодарность мнимым богам за свои победы, он повелел всем своим подданным без исключения приносить жертвы идолам, грозя в противном случае лютой смертью. Опасаясь, чтобы кто-либо из антиохийской паствы ввиду открывшегося гонения не отрекся от Христа, Игнатий неутомимым учением противостал волнению среди христиан.

Он обходил темницы, укреплял в вере страждущих, ободрял мучимых, убеждая твердо стоять в вере и, несмотря на мучения и самую смерть, не отрекаться от Господа и не поклоняться идолам. Святитель представлял все невыгоды земной жизни в сравнении с небесной; говорил, что никакие страдания не могут побороть истинно верующего во Христа, что все эти пытки, терзания и мучения ничтожны в сравнении с той жизнью, которая ожидает мученика за Христа на небе.

Слух о такой деятельности Антиохийского епископа скоро дошел до Траяна. Он сильно вознегодовал на Игнатия и в начале 107 г. прибыл в Антиохию, где велел призвать святителя к себе на суд.

– Ты ли, – спросил у него Траян, – называешься Богоносцем и, противясь нашим повелениям, стараешься всю Антиохию вести вослед Христа?

– Я, – твердо ответил епископ.

– Да что это за название – Богоносец? – спросил царь.

– Богоносец – тот, – отвечал Игнатий, – кто носит Христа Бога в душе своей.

– Так ты носишь своего Христа в себе самом? – опять спросил Траян.

– Поистине, ношу, – сказал святой Богоносец, – ибо во Слове Божием написано: вселюся в них и похожду (2Кор.6:16).

Траян долго старался склонить Игнатия к отречению от Христа, осмеивая его веру и обещая за отречение почести и богатства; но на все его увещания Богоносец отвечал, что ему лучше страдать за Христа, умершего на кресте, нежели, отрекшись от Него, жить в величии и славе. Судья, думая обличить его собственными словами, сказал ему:

– Ты сам говоришь, что Бог твой умер: может ли мертвый спасти и даровать жизнь? Наших богов мы считаем бессмертными.

– Господь мой и Бог мой для нас сделался человеком, – ответил Игнатий, – и для нашего спасения, по собственному благоизволению, принял крест, смерть и погребение, потом воскрес в третий день, низложив силу вражию, и взошел опять на небеса, откуда сходил восстановить нас от падения и вновь ввести в рай, из которого мы так злополучно были извержены, и даровал нам больше благ, нежели сколько мы имели прежде. Который же из ваших богов сотворил подобное?

Далее св. Игнатий стал раскрывать из самой языческой мифологии о богах всю нелепость язычества. Тогда Траян осудил его на смерть. Епископа отвезли в темницу с тем, чтобы потом предать его на съедение зверям, но, рассуждая, что часто твердость мучеников среди тяжких страданий приводила язычников к вере во Христа, решили послать Игнатия на казнь в Рим, где народ, не зная, что он умирает за веру, увидит в нем обыкновенного преступника, осужденного на смерть за свои преступления.

Так и было сделано. Траян отправился в поход, а Игнатия, связанного узами, повели в Рим на казнь, но ни утомление от дальнего пути, ни близость смерти не могли победить в нем твердости духа. Он шел радостно на казнь за имя возлюбленного Христа, утешая и увещевая христиан, которые с плачем сходились к нему из городов, через которые он шел: из Селевкии, Смирны и других городов Малой Азии. В Смирне он провел некоторое время со св. Поликарпом, тоже учеником св. Иоанна Богослова, и оттуда написал послания к Церквам: Ефесской, Магнезийской, Траллийской и Римской. Эти письма, дошедшие до нас, заключают в себе истинно христианское учение: в них выражается пламенная любовь к Богу и ближним.

Видя, какое участие христиане принимают в его судьбе и как они огорчены смертным приговором, Игнатий стал опасаться, как бы римские христиане не попытались спасти его, потому из Смирны он написал письмо, в котором старался убедить их, что умирает охотно, и умолял их ничем не препятствовать его казни.

«Исполняя молитву мою, – пишет он между прочим, – Господь дарует мне увидеть вас, чего я давно желаю. Узник за Иисуса Христа, я надеюсь приветствовать вас, если угодно будет Богу, чтобы исполнилось до конца намерение мое. Начало доброе положено, да подаст мне Божия милость восприять и до конца жребий мой, но боюсь любви вашей, боюсь, как бы она не обидела меня… Мне удобно пройти к Богу, не мешайте мне любовью вашей. Теперь представляется мне возможность пройти к Богу, и если вы не помешаете тому, то лучшего дела сделать не можете: я тогда соединюсь с Господом, если же пожалеете о теле моем, то вновь предстоит мне труд. Лучше дайте мне быть жертвою Богу, когда жертвенник уже готов, и воспойте хвалу Господу… О том только молитесь, да даст мне Господь силы внутренние и внешние, да не только назовусь христианином, но и окажусь таковым на деле… Я пишу ко всем церквам и всем говорю, что добровольно умираю за Христа, если только не воспрепятствуете мне. Умоляю вас не удерживайте меня безвременною любовию: оставьте меня быть снедию зверей: через то я достигну Бога. Я пшеница Божия, да измолот буду зубами зверей, чтобы мне быть чистым хлебом для Бога… Я ныне раб, но если пострадаю, буду свободным человеком Иисуса Христа и воскресну в Нем свободным… Ныне начинаю быть Христовым учеником, ныне, когда не желаю ничего ни из видимого, ни из невидимого, а чтобы только достигнуть Христа. Огнь, крест, собрание зверей, рассечение, раздирание, сокрушение костей, раздробление членов, сотрясение всего тела и все диавольские мучения пусть придут на меня – только бы мне получить Иисуса Христа… Господа желаю, Сына истинного Бога и Отца, Того ищу, Кто за нас умер и воскрес… Простите мне, братия, и не мешайте мне получить жизнь, ибо Иисус есть Жизнь вечная, не желайте мне смерти, ибо жизнь без Христа есть смерть… Дайте мне увидеть чистый свет, дайте мне быть подражателем страданий Христа Бога моего… Кто здесь имеет Христа, тот должен знать, чего я хочу, и тот да помилосердует обо мне, зная сам, чем я одержим. Князь мира сего хочет меня растерзать, и мою душу и желание мое к Богу растлить. Не помогайте ему, но со мною будьте Божьими… Не слушайте и меня, если бы я, увидясь с вами, стал просить об ином (об избавлении моем от смерти); поверьте и повинуйтесь тому, что я теперь пишу к вам. Теперь пишу я полный жизни, объятый желанием любви умереть за Христа: моя любовь пригвождена ко кресту и нет во мне огня любви к миру, но вода живая течет во мне и говорит внутри меня: иди к Отцу. Не услаждаюсь я пищей тленной и радостями жизни сей, хлеба Божия хочу, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть тело Христа Сына Божия, рожденного после от семени Давидова и Авраамова; желаю пития Божия – крови Того, кто есть Любовь негибнущая и Жизнь вечная… Кратким письмом умоляю вас, не мешайте мне и верьте, что люблю Иисуса, Который за меня предан был… Сам Бог и Отец, и Господь Иисус Христос да явит вам, что я говорю правду. Вы же молитесь со мною, чтобы я получил желаемое Духом Святым. Не по плоти вам пишу, но по Божию изволению, если пострадаю, возлюбите меня, если же отвержен буду, то возненавидите меня. Поминайте в молитвах ваших Церковь Смирнскую, которая имеет, кроме меня, другого Пастыря, сказавшего: «Аз есмь пастырь добрый». Тот попечется о ней».

Оставив Смирну, Игнатий отправился в Рим. В дороге он написал еще три послания и, между прочим, одно к Поликарпу, которому дает наставление об обязанностях епископа.

В виду Пухиола он хотел сойти на берег, чтобы следовать по пути, которым шел св. апостол Павел, но сильный ветер помешал кораблю пристать и через некоторое время, вышли на берег в Остии и оттуда продолжали путь в Рим. Спутники скорбели о нем, и римские христиане сильно желали спасти его, но он повторил просьбу свою и предан был в руки епарха. Епарх, известившись о воле императора, велел приготовить зверей, и в праздничный день перед многочисленным народом святой был приведен на казнь. Его сопровождали христиане и вместе с ними он помолился, да прекратит Господь гонение, даст мир Церкви Своей и внушит всем верующим взаимную любовь.

Слыша, что он беспрестанно повторял имя Иисуса Христа, язычники, которые вели его, спросили, почему он так часто повторяет это имя. Св. Игнатий отвечал, что в его сердце написано имя Иисуса Христа и потому уста исповедуют Того, Кого он в сердце всегда носит.

Бог даровал Игнатию безбоязненно встретить ужасную смерть. Представ на казнь и обратившись к народу, он громко сказал: «Знайте, граждане римские, что не за злодеяние и преступление осужден я на смерть, но за единого Бога моего, Которого любовью я одержим и Которого ненасытно желаю. Я – пшеница Его и зубами звериными измалываюсь, чтобы мне быть для Него чистым хлебом!» Едва святитель успел выговорить эти слова, как львы устремились на него, в одну минуту растерзали и пожрали его, оставив от его тела одни только твердые части. Так скончался истинный светильник Божий, светивший Антиохийской Церкви светом Христовой веры и евангельского учения в продолжение сорока лет. Это совершилось в 107 году по Рождестве Христовом в 20-й день декабря.

После казни священномученика Игнатия, христиане собрали в полотно останки его, как неоцененное сокровище, оставленное Святой Церкви. Останки святого впоследствии с благоговением перенесены были из Рима в Антиохию.

Св. Игнатий Богоносец оставил нам семь посланий своих, из которых шесть написаны к верующим Церквам, именно: к Смирнянам, к Ефесянам, к Магнезийцам, к Филадельфийцам, а седьмое послание писано им к Поликарпу, епископу Смирнскому.

Память св. Игнатия Богоносца празднуется два раза в году: 29 января, перенесение мощей его учениками из Рима в Антиохию, и 20 декабря.



Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Вам может быть интересно:

1. Краткий очерк церковного права Михаил Егорович Красножен 2,9K 

2. Мои дневники. Выпуск 4 архимандрит Никон (Рождественский) 1,9K 

3. Простые и краткие поучения. Том 9 протоиерей Василий Бандаков 3,2K 

4. Слова в Великий пост святитель Илия Минятий 9,3K 

5. Письма священномученик Киприан Карфагенский 22,6K 

6. Охридский пролог – 1. Память появления Честного Креста в Иерусалиме святитель Николай Сербский 139K 

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Домнин профессор Александр Павлович Лопухин 102,3K 

8. The City of God – The City of God (Book V) блаженный Аврелий Августин 20K 

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Аврелиан профессор Александр Павлович Лопухин 163,1K 

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Адраммелех профессор Александр Павлович Лопухин 163,1K 

Комментарии для сайта Cackle