О благодарности Богу и исполнении Его Святой воли
– Слава Тебе, Боже! Всего три слова, а какая великая в них – сила, – говорила матушка. – В любом несчастии – от сердца возблагодари и увидишь, как покатятся бесы. Ведь, что такое благодарность при несчастии? Это исповедание: достойное, Господи, по делам моим приемлю! Это лучшая форма смирения. Моя знакомая поскользнулась зимой и, падая, успела мысленно только: «Слава Тебе, Боже!» произнести – и, представь, – встала, как ни в чем не бывало. В народе говорят: до трех лет ребенок падает – словно на перинку. Ангел-Хранитель, оберегая дитя, подстилает ему свое крыло. Вспомни, как упал с колокольни, будучи ребенком, преподобный Серафим. И в наши дни подобные чудеса, Милостью Божией, происходят. Зови Бога – всем существом, благодари – от всей души – и сразу увидишь: как радостно станет жить. Радостно, потому что бесы будут разбегаться, Ангелы – приближаться! Где глубокая Любовь и Славословие Богу – там и Небо. Попробуй – узнаешь».
Поразительно, что уже через несколько дней Господь удостоверил меня в истинности матушкиных слов. Я подъехала к метро на машине, типа сегодняшней маршрутки. И, закрывая неподатливую дверь, – захлопнула ее – вместе со своими пальцами. Доли секунды – но, понимая, что сейчас произойдет что-то страшное, успела мысленно крикнуть: «Слава Тебе, Боже!» – «Достойное по делам своим принимаю!» – я говорила уже осмысленно и – от всего потрясенного сердца, потому что боли – не было! (Хотя каждый знает, какая в таком случае должна быть боль!) Пальцы лишь онемели на короткое время. Я потрясла бесчувственной рукой, которая тут же стала отходить, и поняла, что боль – буквально, отпрыгнула от меня (точнее выразиться не умею) в момент страшного удара – отброшенная мысленным криком: «Слава Тебе, Боже!» Представила перед собой матушкино лицо: «Вспомнишь еще меня, как станешь учиться благодарить – во всех случаях жизни. Только – всем сердцем – с живой верой и Любовью». Через пару минут я уже забыла о своей руке. Никаких последствий так и не было: ни боли, ни синяков. Называя вещи своими именами: таким ударом можно было, по меньшей мере, разбить руку – до крови.
Молитва благодарственная
Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящаго, в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея Любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию Милость.
Песнь хвалебная по подобию псалмов Давидовых
(из творений святого Иоанна Кронштадтского)
Господь – бытие мое; Господь – избавление от вечной смерти; Господь – вечный живот мой; Господь – очищение и избавление от множества прегрешений и освящение мое; Господь – сила в немощи моей, пространство в тесноте моей, упование в малодушии и унынии моем; Господь – свет во тьме моей, мир в смятении моем; Господь – заступник в искушениях моих. Он – мышление мое, желание мое, деятельность моя; Он – свет души и тела, пища, питие, одеяние мое, щит мой, оружие мое. Все для меня Господь!
Молитва ко Пресвятой Троице
О Троице! Ты, как мать, носишь всех нас на руках Своих и всех нас питаешь из рук Своих, как нежнейшая мать! Ты никогда не забудешь нас, ибо Ты Сам сказал: аще и забудет жена отроча свое, Аз не забуду тебе – питать, сохранять, защищать, избавлять и спасать.
О благодарности за потери
– Вот горе-то, – поделилась с матушкой знакомая, – украли у меня сумку: и деньги, и ключи, и документы...
– Не последнее забрали? – Да нет, Слава Богу!
– Вот и хорошо. У одного украли сбережения всей его жизни. Он так убивался, что заболел. Ему явился Ангел Господень и говорит: «Если бы ты вместо печали поблагодарил Бога за утрату, Христос бы вменил это тебе, как Милостыню, поданную лично Ему». Тот опамятовался. Стал благодарить и поднялся со смертного одра. Знаю одну душу, у которой, когда что пропадет, она себя укоряет: это я скудно милостыню бедным подаю, своих родителей мало поминаю... Прими, Господи, эти деньги – о упокоении моих усопших... за мою дочь заблудшую... мои забытые, нераскаянные грехи. И душа ее чувствует облегчение и исцеление. Давно сказано: кто об украденных деньгах не жалеет, это вменится ему более произвольной милостыни. Так что все у тебя хорошо.
Самое слово «Милостыня» показывает, что она должна быть делом и жертвою сердца, и подаваема с умилением или сожалением о бедственном состоянии нищего, и с умилением и сожалением о своих грехах, в очищение которых подается Милостыня. Ибо Милостыня, по Писанию (Тов.12:9), очищает всяк грех. Кто подает Милостыню неохотно и с досадою, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя. Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее подает.
Радуйся, когда тебе предстоит случай оказать любовь. Оказывай любовь просто, без всякого уклонения в помышления лукавства, без мелочных, житейских корыстных расчетов, памятуя, что Любовь есть – Сам Бог, Существо простое. Помни, что Он все пути твои назирает, видит все помышления и движения сердца твоего (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Оружие благодарения
Матушка предлагала пользоваться оружием благодарения во всех самых сложных ситуациях. «Даже при богохульных помыслах не отчаивайся, не унывай и благодари от всей души: “Слава Тебе, Господи, что Ты мне напоминаешь о существовании ада! а значит, и о будущем возмездии за мои грехи. Если бесы так нападают на меня сегодня, то если не покаюсь всерьез, какую смелость они обретут – после моей смерти?! Слава Тебе, Боже! что Ты напоминаешь мне о недалеком аде, о близости конца и ответа перед Неподкупным Судией – а то я и совсем – о них не думаю. Как Тебя благодарить, Господи?! Твою неизреченную Милость. Годы я понуждаю себя каяться, но Ты, попуская приближение ко мне преисподней – мощно призываешь меня к подлинному покаянию. Слава Тебе, Боже мой! Слава Тебе!” Исповедуйся, наивозможно серьезно, – во всех своих грехах с детства, и тогда уже можешь богохульные помыслы, по совету старцев, вменять – ни во что!».
Молитва на студные помыслы
Владыко Господи Боже мой, егоже в руках жребий мой, заступи мя по Милости Твоей и не остави мя погибнути со беззаконии моими, ниже воли последовати похотствующия плоти на дух. Создание Твое есмь, не презри дело руку Твоею, не отвратися, ущедри, но не уничижи; не презри мя, Господи, яко немощен есмь, яко к Тебе прибегох, покровителю моему Богу, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Спаси мя ради милости Твоея, яко к Тебе привержен есмь от юности моея, да посрамятся ищущие отринути от Тебе деяньми нечистыми, помышленьми нелепыми, воспоминаньми неполезными. Отгони от мене всякую скверну, злобы излишество; яко Ты еси един Свят, един Крепкий, един Безсмертный, во всех имеяй могущество безприкладное, и Тобою дается всем яже на диавола и его воинство крепость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва от врагов
Господи! Спасение мое от врагов моих принадлежит Тебе, самому мне без помощи Твоей невозможно избежать рук их. Господи! Весь я пред Тобою. Удостой меня быть в воле Твоей, потому что я не знаю, что полезно мне, Ты сотвори брань с врагами моими, потому что я не способен вязать всей злобы их и всех ухищрений.
«Благодари Бога – на каждом шагу, – учила меня матушка. – А когда тебе плохо благодари – втрое!» Если теперь при мне люди недоумевают: «Как можно – благодарить, да еще и радоваться в испытаниях – это же полностью невозможно?» – нередко отвечаю любимыми стихами Александра Солодовникова, замечательного неканонизированного святого нашего времени. В тридцатые годы он работал в Москве юристом. Один из сослуживцев пожаловался ему, что не может послать в концлагерь посылку с сухарями родному брату, так как, используя обратный адрес, его немедленно посадят. Истинно христианское сердце подсказало Солодовникову ответ. «Но напишите в качестве обратного – мой адрес. Я ведь не знаком с вашим братом – мне это ничем не грозит». Через считанные дни он был арестован и отправлен в тюрьму, а потом в концлагерь на Колыму. Уникальны его тюремные стихи, способные поддержать падающего и унывающего – в самой отчаянной ситуации.
Решетка ржавая, спасибо,
Спасибо, старая тюрьма!
Такую волю дать могли бы
Мне только посох да сума.
Мной не владеют больше вещи,
Все затемняя и глуша.
Но солнце, солнце, солнце блещет
И громко говорит душа.
Запоры крепкие, спасибо!
Спасибо, лезвие штыка!
Такую мудрость дать могли бы
Мне только долгие века.
Не напрягая больше слуха,
Чтоб уцелеть в тревоге дня,
Я слышу все томленье духа
С Еклезиаста до меня.
Спасибо, свет коптилки слабой,
Спасибо, жесткая постель.
Такую радость датъ могла бы
Мне только детства колыбель.
Уж я не бьюсь в сетях словесных
Ища причин добру и злу,
Но чую близость тайн чудесных,
И только верю и люблю.
* * *
Дорожу я воспоминаньем,
Как отец меня плавать учил:
Покидал средь реки на купанье,
Но рядом со мною плыл.
И когда я в испуге и муке
Задыхался и шел ко дну,
Отцовские сильные руки
Поднимали меня в вышину.
И теперь, когда я утопаю
И воочию вижу конец,
Я, как мальчик тот, – уповаю,
Что рядом со мной – Отец!
Он вернет – из любой разлуки
Вознесет из любой глубины...
Предаюсь в Его – сильные руки –
И спокойные вижу сны.
О благодарности Богу и – людской похвале
Еще один завет матушки: «Если будет у тебя что-то доброе получаться, и люди начнут тебя хвалить, скажи себе: за чьи-то святые молитвы обо мне, никчемной, – Бог ни за что, ни про что – дает эту Милость; я к этому – никакого отношения не имею.
Люди добрые говорят, что на Том Свете милостыня, которой человек возгордился, – превращается в золу и пепел. Блюди себя – ничего себе не присваивай. Делай доброе и забывай, что делала. И мыслью не задерживайся на своих добрых делах».
О Судьбах Божиих
– Матушка, в соседнем подъезде квартиру на днях ограбили. Что за жизнь пошла – на улицу страшно вечером выйти. Только и слышишь: то обокрали, то убили... И хоть бы негодяев грабили – было бы понятно, а то добрые люди вечно страдают.
– Ты прямо, как Антоний Великий, который вопрошал Бога: «Почему нечестивые богаты, а благочестивые бедны? Почему праведники страдают, а порочные – благоденствуют? Почему одни умирают безвременно – в раннем возрасте, а другие – в глубокой старости?..» И услышал в ответ от Господа: «Антоний! Внимай – себе. А то – Суды Божии».
Есть рассказ об одном подвижнике, который тоже без конца размышлял: почему это – так, и другое, по справедливости – должно быть иначе... Вскоре он услышал о прозорливом старце и решил идти к нему со своими сомнениями. В начале пути он повстречал человека, который пошел вместе с ним. Первую ночь они провели в странноприимном доме. Утром верующий хозяин угощал странников. Каково же было удивление подвижника, когда его спутник, покинув дом, стремительно подвел его к берегу реки и бросил в поток – серебряное блюдо, которое только что украшало стол хозяина. Приученный к внутренней молитве – он удержался от вопроса.
Второй вечер застал их в лесу. Уже поздней ночью они набрели на хижину, которая стала их кровом. Едва рассвело, подвижник проснулся от шума. Его товарищ уже снял крышу и быстро ломал стены, являя недюжинную силу. Он разобрал дом до основания, и также быстро построил его заново. Уйма вопросов одолевала пустынника. С большим трудом он промолчал и на этот раз.
Следующую ночь они коротали в придорожном трактире. Днем за столом им прислуживал отрок – сын хозяина. После обеда знакомый старца поднялся и без видимого усилия – задушил мальчика. Оба бегом покинули дом. Когда они были на значительном расстоянии, подвижник воскликнул: кто ты – человек или преступник?! Объясни свои действия! Сопровождавший его остановился и глянул ему в лицо спокойными глазами: «Слушай внимательно. Хозяин первого дома – благочестивый человек, но на его совести лежало украденное им серебряное блюдо. Теперь, когда он его утратил – из его хартии изглажено темное пятно греха». – «Что же было на второе утро?» – «В лесной сторожке, в которой мы ночевали, был спрятан клад. Вслед за нами в ней должен был остановиться на ночлег добрый человек. Найденное сокровище послужило бы – к погибели его души. Поэтому я вовремя – изъял его». – «Но как ты мог лишить жизни отрока?!» – уже испытывая страх Божий, спросил старец. «Этот мальчик, сейчас еще столь юный и чистый, в ближайшем будущем должен был стать – главарем шайки разбойников, душа его была обречена на неминуемую гибель. И у него нет благочестивых близких, которые смогли бы вымолить его из ада – поэтому мне было поведено забрать его душу – сейчас... Ты понял, что Судьбы Божии неисповедимы?!» – произнес Ангел и скрылся из глаз подвижника. Тот постоял на месте, помолился, поблагодарил Бога и повернул восвояси.
Так вот и мы не будем испытывать совершаемое Господом. Нам достаточно знать, что все, что делает Бог – «добро зело». А явное зло – есть попущение Божие – ради благих целей, сокрытых для наших слабых умов. Я знаю человека, который дошел до страшного падения. Не было людей, способных его удержать. Но за него молились его усопшие в Царствии Небесном – и Бог остановил его и привел к покаянию – на самом краю... Почему Господь не сделал этого раньше? По-видимому, более легким путем этот человек не смог бы обрести чего-то очень важного для своего спасения. Так что мы с тобой – ничего не знаем...
О воле Божией
– Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем. А если у человека ни то, ни другое не получается?
– Это дары. Проси у Него. Всем дан дар – просить. А ты до тех пор учись, пока получится. А может, кому и не полагается кротким быть – Господь Сам знает, что дает. Наше дело исполнять волю Его. Кто-то скажет: а я не знаю, в чем воля. Как? Знаем: воля Его в Любви, все соединяются в Любви. Он Сам знает, что нам нужно. Сказано: надо быть довольным. У тебя печаль и неприятности, горит – а ты будь доволен. Он всем дает, но каждому – что полагается. Одному полагается кротость, тихость, другому – слово дерзновенное и твердое. Дан дар – возгревай.
Как жить? Господь дал нам все средства, чтобы с Ним быть, Ему угодить, а мы все брыкаемся: то люди мешают, то место не подходит – все что-нибудь нам посреди дороги. А нужно посмотреть, не стоит ли нам самим измениться. Быть может, что-то в тебе не так, раз люди рядом становятся плохими.
– Все это люди мешают мне спасаться! – продолжала матушка, как бы от лица двоих. – Да ты сама себе мешаешь, матушка ты моя. Господь требует все, что есть хорошее, Ему отдать, а мы все припрятываем... Господи, только меня не бросай! Я, правда, негодный человек, не творю, чего Ты хочешь, но подожди, помоги! Просто! Надо на все смотреть – просто. Вот тебе путь, иди по этой дорожке, не свертывай. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду! Он не скажет, если мы не спрашиваем. Одни чуть не живые лезут на небо, а другие потихонечку-потихонечку, а там и встретились – здравствуйте!
Сердце-то наше хочет одного – угождать Богу, а мы им ворочаем. Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего! Ты угождаешь, кто тебе угождает, а ты угоди, кто тебе досаждает, гляди, он и обернется и другим станет.
– Как это, я буду любить того, кто досаждает?
– Это-то и полагается. Если бы мы попробовали, мы бы увидели, как надо жить. Мало того, что ты не делаешь зла – ты делай добро, тебя Господь на добро создал. Господь всем хочет спасения, так что, человек, не обижайся, ты сам бываешь виноват, если что не так в твоей жизни творится.
Без Бога – нам никуда не деться
Жизнь насколько проста, настолько и мудра. Старайся найти, понять волю Божию, постигнуть правду, запечатленную в Новом завете, понять, что без нее тебе никуда не деться! Исполнять всеми силами души. А мы не больно-то стараемся, горячимся: «Господи, что я могу сделать для Тебя? Господи, что мне надо, чтобы успокоилась душа моя? Я все время чувствую, что волю Твою не творю, а должна знать, что Тебе надо». Господь говорит: «Тебе все дано, не вылезай, делай из того, что тебе дано». Господь говорит: «Я подожду, подожду, старайся». Господи, Ты все знаешь, знаешь, что без Тебя мы – никто и ничто, от Тебя зависит помощь нам. Без Тебя мы вроде – без рук, без ног, без головы, а с Тобой – все у нас есть. Так что только с Тобой нам надо быть.
Дай мне то, что Тебе угодно
Как долго не молишься, чувствуешь, что уже черствеешь, что-то не то:
– Матушка, ничего у меня не получается.
– Ты думай, что ничего не можешь, тогда все само сделается. А ты думаешь: «Как это я – и ничего не могу». Надо только не выдумывать, а просить у Господа: «Дай мне то, что Тебе угодно», а не так: «Дай мне то-то и то-то». Как Ты хочешь, чтобы я спаслась, так и пусть, только чтобы мне Тебе послужить. А кто я? – Никто и ничто, пуст и наг пред Тобой предстою и лютых помышлений не отступаю. Лютых!.. С ними как на тот свет прийти? Господи, спаси, как хочешь, только не дай погибнуть, а то я выберу что-нибудь такое неподходящее.
Много надо выдрать из себя чтобы по-настоящему любить друг друга. Как мало от нас требует Господь, как много мы от Него получаем! Прости нас, Господи, но все-таки мы Тебя любим. Веруем, любим. Хотим Тебе угодить хоть чем-нибудь. Хоть то, что есть, приими. Господи, Господи, спаси всех! Нет ничего страшнее – не знать Бога. Это такая страшная пустыня, такие дебри, в которых человек путается, путается...
Всегда радуйся
– Как хорошо горит огонек у лампадки! Как хорошо, если бы душа так Господу горела – тихо, спокойно! Не всем пламенем дано гореть, но хотя бы неизменным огоньком. Всегда радуйся – нельзя грехами своими затмить весь свет. Ты со мной, Господи, все Ты мне даешь. А если даже болезни и скорби?! Не скорби. Ведь не так много Богу потрудились. Будешь за горькое благодарить, Господь тебе вменит за труд, для Него подъятый. От своих добрых дел, от подвигов – порой и потщеславишься. А в болезни, слава Богу, любоваться на себя не приходится. Великий дар Божий – болезнь. Перенесешь терпеливо – в будущей жизни получишь награду великую, радость несказанную.
Радоваться, быть всегда – довольным, – нет, мы так не умеем! Господи, как хорошо жить на свете! Господи, благодарю Тебя за жизнь, которую Ты дал мне, и все потребное для жизни! Господь мой – я Его люблю и в немощи и впечали моей. Он меня помнит, любит – у меня есть все для радости!
Как это мы не знаем, чего хотят от нас наши папа и мама? Нет, мы должны знать, должны! Так и остаемся должны... А Он все ждет, ждет до конца – может быть, все-таки, совесть найдется. Господи, только помоги, чтобы не очень Тебя оскорблять! Мало-мальски жить, чтобы Тебя не огорчать – а нам все хочется, чтобы не было никаких бедствий и препятствий, никаких огорчений. Это-то и плохо. Забудемся, заплутаемся, так что потом испугаемся самих себя. Только дай нам волю – эх ты, так и покатили, не остановишь, народ такой. За нами гляди в оба, а то, пожалуй, натворим. Но все-таки, Ты, Господи, знаешь, что мы Тебя любим. Без тебя – ни до порога. Священное Писание – зеркало наше, жития святых. Как один священник девушке сказал: поменьше гляди в зеркало, побольше – в Евангелие.
Истинный счастливец74
Один монах, знаменитый своими знаниями, долго и усердно молил Бога показать ему такого человека, от которого бы он мог узнать прямейший путь, удобно ведущий к Небу. Однажды, когда он, проникнутый сим желанием, усерднее обыкновенного воссылал молитвы, ему показалось, что слышит глас свыше, повелевающий ему выйти из кельи к притвору церковному. «Там, – говорил голос, – найдешь ты человека, которого ищешь».
Вышел подвижник и нашел у дверей церковных нищего старца, всего покрытого язвами и ранами, в самом жалком рубище. Проходя мимо, монах сказал ему обычное приветствие: «Добрый день тебе, старец!»
А тот отвечал: «Не помню, чтобы для меня был какой-нибудь день – недобрым!»
Монах остановился, и как бы исправляя свое первое приветствие, промолвил: «Я желаю, чтобы Бог дал тебе счастие».
А старец отвечал: «Я несчастливым – никогда не бывал».
Удивился монах и, подумав, что не вслушался или не понял его ответа, присовокупил: «Что ты говоришь? Я желаю, чтобы ты был благополучен».
«А я отвечаю тебе, – что злополучным не бывал», – сказал старец. Тогда подвижник, желая испытать его ум, сказал: «Желаю тебе того, чего ты сам себе желаешь».
«Я ни в чем не нуждаюсь и имею все, что желаю, хотя и не ищу временного благополучия... что имею, мне Бог дал, за то благодарю, а счастие мое в том и состоит, что я – не желаю счастия. Боязнь счастия и несчастия опасна только тому, кто их боится; но я не забочусь о счастии и никогда не молюсь о нем к Небесному Отцу, всем управляющему, и, таким образом, я никогда не был несчастливым, подобно тому, желания которого всегда исполняются. Голоден ли я? Благодарю за то Бога, как Отца, ведущаго вся, ихже требуем (Мф.6:8). Холодно ли мне? Страдаю ли от непогоды? Также – хвалю Бога. Смеются ли все надо мною? Равно хвалю Его, потому что знаю, что все это делает Бог и невозможно, чтобы то, что делает Он, было худо. Таким образом, все, приятное и противное, сладкое и горькое, принимаю радостно, как от руки доброго Отца, желаю только того, что желает Бог, и потому все случается по моему желанию. Злополучен тот, кто ищет счастия в мире, потому что нет здесь другого счастия, как только полагаться во всем на волю Божию. Воля Господня и совершенно добра, и совершенно правосудна; она ни лучшею сделаться, ни худою быть не может. Она судит всех, – ее никто. Я стараюсь совершенно ее держаться и забочусь только о том, чтобы хотеть того, чего хочет Бог... у меня одно хотение или нехотение: чего хочет или не хочет Бог».
Удивился монах и понял, что кратчайший путь к Богу – быть во всем согласным с Его волей. «Откуда ты пришел сюда?» – спросил он.
– От Бога, – отвечал старец.
– Где ты нашел Бога?
– Там, где оставил все мирское.
– А где оставил ты мирское?
– В чистоте мыслей и доброй совести.
– Кто ты сам? – спросил монах. «Кто бы я ни был, – отвечал старец, – но я так доволен моим положением, которое ты видишь, что поистине не поменялся бы им на богатства всех царей земных. Каждый человек, умеющий владеть собою и повелевающий своими мыслями, есть царь».
«Кто тебя научил этому? И кто дал тебе эту премудрость?» – спросил наконец монах.
«Скажу тебе, – отвечал старец, – что я целые дни провожу в молчании и, молюсь ли, упражняюсь ли в благочестивых мыслях, всегда забочусь об одном: чтобы крепко бытъ соединенным с Богом; а соединение с Богом и согласие с Его волею – всему научает.
Так монах, научившись беседою с нищим, и преподавши ему мир, возвратился к себе, хваля и славя Бога, утаившаго сия от премудрых и разумных, и открывшего убогому старцу, младенчествующему злобою (Мф.11:25).
Молитва просительная святого Иоанна Кронштадтского
Господи! Ты пришел спасти нас верою яже в Тя, и верую, яко Ты еси Спаситель мой, – спаси мя! Ты пришел обновить растленное грехом естество мое, – обнови мя, растлившего себя страстями и похотями, обнови душевно и телесно, да буду чист сердцем и крепок телом для славы Твоего Имени. Ты пришел избавить нас от работы вражия, – избавь меня от работы врагу всезлобному, нечистому, скверному и омерзенному, воюющему в членах моих, насилием влекущему меня ко греху. Ты пришел просветить нас, – просвети омраченное страстями сердце мое. Ты пришел собрать расточенное, – собери мысли мои, расточенные врагом. Ты пришел укрепить нас в немощи нашей и сказал: сила Моя в немощи совершается, и апостол Твой говорит: сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова; се, я крайне немощен и не могу без Тебя творить ничего доброго; не могу без Тебя ни мыслить, ни чувствовать хорошего, ни желать хорошего, ни говорить, ни делать; я решительно немощен для всякого добра без Тебя; дай же мне благодать, дай свет и силу мыслить и чувствовать добро и удобно совершать его, говорить и делать, что Тебе благоугодно. Се весь живот мой предаю Тебе, Христу Богу, Спасителю моему, Обновителю моему; очисти, освяти и спаси мя. Помоги мне: близка и скора без Тебя погибель моя на всякий час.
Как найти счастие? (Из Цветника Духовного)
Голубица, выпущенная из Ноева ковчега, не могла в волнах потопных найти себе места, где бы успокоилась нога ее; так и душа наша во всех земных вещах не может найти ничего такого, что доставило бы ей полное счастие. Бессмертной души нельзя напоить водою земных удовольствий; такая вода только усилит жажду в бедной душе. Всякое земное счастие непостоянно... Оно проходит, как тень, пробегает, как волна, увядает, как цветок... А всякое счастие, которое можно потерять, есть счастие ложное. Для истинного счастия нужно то, что везде и всегда может быть с нами и чего никто из смертных не может ни дать, ни отнять. В страхе Божием, в исполнении воли Божией, в чистой совести, в любви к Богу и ближнему – вот в чем истинное счастие человека. Где нет страха Божия и благочестия, там нет и не может быть истинного счастия. Посему, чтобы быть счастливым, надо быть – благочестивым. Совершенное счастие в том и состоит, чтобы других делать счастливыми. Из всех удовольствий самое приятное есть то, какое испытывает человек после – доброго дела. Любовь есть неисчерпаемое сокровище: кто этим сокровищем обладает, тот богат и счастлив; кто его не имеет, тот беден и несчастен. Посему стяжи любовь, чтобы стяжать себе возможное на земле счастие. – На сем свете истинно счастлив только тот, кто счастия не желает, а несчастия не боится. – За счастие ездят за моря, рыщут кругом света, а оно – в нас, в нашем сердце, куда мы совсем почти не заглядываем. – Счастие помогает тому, кто сам себе помогает умом и трудом. – Ищи счастия в собственном своем сердце: если там его нет, то и нигде не найдешь.
Не перестану славословить Тебя...75
...Прошли уже годы, как я лежу (прикован к постели)... Меня окружили со всех сторон, меня давят зловещие мысли, отвратительные: Бог совсем меня оставил... Язва на ноге, экзема в сгибах ее... И в этом море скорбей, в тупике, вижу самого себя, одинокого, отчаявшегося бороться с горестными и захлестывающими волнами. Ко мне приблизилось и меня захватило отчаяние... Еще и сейчас, если вспоминаю это, – меня всего бросает в дрожь, охватывает ужас...
Затем я пошел, скорее мертвый, чем живой, к лампадке у иконы нашей Пресвятой Богородицы, взял немного маслица и помазал больные места два-три раза – и исцелился... Однако годы проходят, и я не переставая болею. Очень часто сжимаю зубы и мычу, чтобы выдержать боль. Остаюсь без сна. Но думаю, что эти испытания – от Бога...
Прошло уже семь-восемь месяцев, как ко мне приблизился одесную Бог. Он открыл мне очи души, и я увидел, сколько пользы приобретаю от этих болезней, как много я зарабатываю и какая награда меня ожидает. «Миллион раз благодарю Тебя, Боже мой. И не перестану славословить Тебя, покуда живу в этом мире. Тебе пою, Тебе поклоняюсь за эту самую болезнь мою, которую Ты мне дал.
Безмерна и непостижима по глубине и высоте Любовь Твоя. Так Ты мне ее явил, так Ты мне ее указал. Слава Славе Твоей, слава Любви Твоей, слава Милосердию Твоему. Слава бесконечной Милости Твоей. Слава Тебе, Слава Тебе, Слава Тебе»...
Такое понимание – есть основа, фундамент в различных скорбях, в многочисленных мучениях этой ложной, земной жизни. Поверь мне, что теперь, когда болит, в глубине души скорее радуюсь. И когда боли мои уменьшаются, – возможно, печалюсь. Однако же не пренебрегаю и лечением.
Итак, сейчас понимаю из опыта, почему святые радовались в скорбях своих. И первоверховный Апостол хвалился в скорбях своих, в болезнях своих – крестом своим.
Вот почему святой Иоанн Златоуст восхваляет многострадального Иова, в большей степени за то терпение, которое он явил в болезнях своих, чем за то, что в предшествующее время был он и праведен, и милостив, и гостеприимен.
Сейчас понимаю из опыта, почему святые скорбями были испытуемы, любят ли Бога, и почему Сам Бог говорит: Узок и скорбен путь, ведущий в Царство Небесное (Мф.7:14).
Я думаю (такое имею извещение), что Бог оказал мне великую честь, ниспосылая мне эту рану, эти боли. Потому что радость – награды не имеет, тогда как скорбь – имеет. Ты получил уже доброе в жизни своей (Лк.16:25).
С надеждой на эту награду и терплю, с Божией помощью. Это правда, что внешне, телесно болезную, переношу страдания, мучаюсь, но в глубине души – радуюсь.
Если ты говоришь, что любишь Бога, – приими и знак Любви Его, который есть крест Его. Ты получишь его в этой жизни, этот дар, который и есть Любовь Его.
Если мы хотим быть Его учениками по существу, не только на словах, но и в делах, то подобно нашему Первоначальнику, взошедшему на Крест, должны взойти и мы.
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф.16:24). Имеется в виду крест скорбей, мук и слез.
В день Судный кто что имеет из того, что претерпел в этой жизни за Христа, – то и представит. И блажен будет тот, кто претерпел тяжелый крест многих страданий... Скорби рождают смирение. От смирения сокрушается внутренний человек, сокрушается гордыня человека.
Слава Богу76
Слава Богу! Слава Богу! Слава Богу! За все, что вижу в себе, во всех, во всем, – слава Богу!
Что же вижу я в себе? Вижу грех, грех непрестанный: вижу непрестанное нарушение святейших заповедей Бога, Создателя и Искупителя моего. И Бог мой видит грехи мои, видит их все, видит бесчисленность их. Когда я, человек, существо ограниченное, немощию подобное траве и цвету полевому, чище взгляну на грехи мои, то они наводят на меня ужас и количеством и качеством своим. Каковы же они пред очами Бога, всесвятого, всесовершенного?
И доселе долготерпеливо взирает Бог на мои преткновения! Доселе не предает меня пагубе, давно заслуженной и призываемой! Не расступается подо мною земля, не поглощает преступника, ее тяготящего! Небо не низвергает своего пламени, не попаляет им нарушителя велений небесных! Не выступают воды из своих хранилищ, не устремляются на грешника, грешащего явно пред всею тварию, не похищают, не погребают его в глубинах темных пропастей! Ад удерживается: не отдается ему жертва, которой он требует справедливо, на которую имеет неоспоримое право!
Благоговейно и со страхом смотрю на Бога, смотрящего на грехи мои, видящего их яснее, нежели как видит их совесть моя. Его чудное долготерпение приводит меня в удивление, в недоумение: благодарю, славословлю эту непостижимую Благость. Теряются во мне мысли; весь объемлюсь благодарением и славословием: благодарение и славословие вполне обладают мною, налагают благоговейное молчание на ум и сердце. Чувствовать, мыслить, произносить языком могу только одно: слава Богу!..
Слава Тебе, Создатель несуществовавших! Слава Тебе, Искупитель и Спаситель падших и погибших! Слава Тебе, Бог и Господь наш! Даруй нам и на земле и на Небе славословить, благословлять, восхвалять благость Твою! Даруй нам откровенным лицом зреть страшную, неприступную, великолепную Славу Твою, вечно зреть Ее, поклоняться Ей и блаженствовать в Ней. Аминь.
Господи! Бесконечно, безмерно я одолжаю Тебе за каждое дыхание воздухом, Тобою разлитым для нашего существования, каждым глотком питья и каждой коркой хлеба, каждым древесным и кустарным плодом... каждою мыслию доброю, чистою, святою, возвышающею от земли к Небу, каждым чувствам добрым, каждым добрым делом, и за все, за все благодарю Тебя, непотребный раб Твой! (Из дневников Святого праведного Иоанна Кронштадтского).
* * *
Из сочинений святителя Димитрия Ростовского. Издание Сретенского монастыря. 1996.
Старец Ефрем Катунакский. Русский хронограф. М., 2002.
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические Опыты. Т. 1.