О покаянии
Покаяние – есть первая
новозаветная заповедь; покаяние – есть
начальная новозаветная добродетель,
вводящая во все прочие христианские добродетели.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Какое чудо Божие – покаяние! Вот жизнь уже прожита. Ни слова не выбросишь. Один поступок – другим не заменишь. И если бы не было покаяния, это, как в граните резцом – на веки. Все помыслы мерзкие, бесчеловечие, слова разящие, гордость неисцельная... Но пришел Христос – и высшим чудом Милосердия – дал человеку возможность – покаяться. И все эти гранитные бесовские скалы греха – оказываются, как паутина бессильная. Ужаснулась, содрогнулась от содеянного душа, заплакал человек, как дитя беспомощное перед матерью – и Господь – одним дуновением – сметает незыблемую броню его грехов. Из лютой темницы – выпускает на свободу. Боже, как нам Тебя благодарить?! Как в прах пасть пред стопами Твоими. Благодари, благодари! Чем труднее тебе, тем больше благодари. Что такое «трудно», «плохо», «искушения»... – это враг усиливается поколебать твою веру, твою верность Господу. Это Бог попускает (по силам, всегда – по силам), ибо Он хочет видеть, как ты будешь сражаться. Как будешь побеждать, чтобы тебя наградить за верность Себе. А если ты будешь побежден – благодари еще больше. Потому что Бог надеется, что теперь ты сделаешь новое усилие. Обретешь с Его помощью – новые силы. Так как, потерпев поражение, ты, наконец, приблизишься к тому, чтобы начать смиряться. А смирение – всех добродетелей появление. А без него ни одной добродетели нет. Без смирения вообще Богу угодить невозможно. Все подвиги – ничего не стоят, если нет в них искренней покорности воле Божией – а она приходит из осознания собственного ничтожества. Осознания – всерьез, безо всякого лицемерства. Подлинное благоговение, преклонение перед Творцом, когда ты по-настоящему довел до своего сознания, сердца, души – Кто – Он и кто – ты сам: бездна – между Божией Святостью и человеческой греховностью. Букашка любая чище и достойнее меня – она волю Божию не нарушает. И вот я – такое ничтожество – могу обратиться к Творцу всех звезд, всех святых, я могу попросить Создателя Вселенной простить мне мои гадкие грехи, сделать черное – белым, безобразное заменить красивым. Ты всего лишь от всего сердца говоришь: «Господи Премилостивый, пощади – пожалей! Я ненавижу свои грехи, которые причиняют Тебе боль, и меня – с Тобой разлучают. И хотят разлучить – навечно! Смилуйся – прости мои мерзости...»
И таким легким способом избавления от вечных мук – человек не пользуется!!! Это же жуть – какое легкомыслие. Какая скорбь!
«...Оставь себе на память: чем хуже тебе – тем глубже благодари Бога. Потому что за каждым испытанием обязательно следует духовное приобретение. Величайшее приобретение – познать, какое ты барахло и что вся эта жизнь с ее калейдоскопом утех – одна мишура, и все ее удовольствия – не сладость, а горький яд. Это все подделки и миражи дьявола, когда человеку кажется что-то пустое, грязное – прекрасным, притягательным, достойным любви. Все прекрасное и достойное Любви – у Господа. Поэтому даруй Бог оторвать себя от всех мирских привязанностей и всеми силами начать сближение с Богом. Господи сил – с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы. Господи сил, помилуй нас.
Кайтесь! Считайте себя, как мытарь, грешниками. Считайте себя негодными для Царствия Божия. Умоляйте о Милости Божией. И жалейте друг друга» (Игумен Никон (Воробьев)).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, значит сознавать, что оскорбили ими Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, – значит всею душою желать исправления и заглаждения их».
Молитва покаянная
Господи! Даждь мне зрети мои прегрешения, чтобы я не презирал грешников, мне подобных, и не питал к ним зла в сердце за грехи их, и сам бы себя презирал по достоинству, как грешника первого, сам к себе – к своему плотскому человеку – всегда питал непримиримую злобу.
О Святом Причастии
«Самое на свете дорогое и важное, – говорила матушка, – достойно принятое Святое Причастие...»
И с тех пор, как жила у нас матушка Надежда, в главные минуты Литургии, когда слышу: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов... и Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов... – с великим страхом Божиим и благоговением душа произносит: «Господи, дай мне понять, что Ты сделал для меня, – для всех нас. Дай мне принять Твою Любовь – прости, очисти, освяти – чтобы и мне любить всех – Твоей Любовью...» Когда, сложив руки на груди, иду к Святой Чаше – повторяю: «Господи, отними от меня все мое: гордость, тщеславие, осуждение, нелюбовь, уныние, нечистоту, ложь, привязанность к земному... Даруй все Твое: Правду, преданность, терпение, целомудрие, безгневие, братолюбие, смирение...»
Спрос у Бога – с лучших
Одна знакомая принесла нам газету: Матушка, почитайте, тут в подробностях описано такое жуткое преступление, «Зачем мне нужно знать, как ведут себя отринувшие Бога люди? Вникать в то, как распоясалось в мире зло? Каждый из нас глубиной души без газет все это чувствует и знает. Внешних – судит Бог. Давай с тобой подумаем о своих душах.
Помнишь, как Фросе в Обители перед революцией явилась Божия Матерь? Вокруг уже был накал демонических страстей, все предчувствовали страшное. Миллионы тех, кто представляется нам конкретными носителями зла. Но разве к ним обратилась со словом о покаянии Царица Небесная: «Покайтесь. Строго накажу!» Фрося говорила: «Алые буквы полыхали на Ее омофоре». К кому же были обращены эти слова, к тем, кто поспешно готовили революцию? Нет, к душам, которые оставили мир и Бога предпочли – всем и всему. О чем это говорит? О том, что во все времена у Бога спрос отнюдь не с худших (они имеют оправдание, как рабы, не познавшие волю Господина). Спрос у Бога – с лучших. С тех, кто пользуется высшей Милостью Владыки – знать Его, любить, быть Ему верными! Вспомни, с первых страниц Библии мы узнаем, благодаря Аврааму, что Бог не попускает гневу Своему справедливо пролиться на род человеческий из-за того, что в мире существует определенное число праведников. Церковь Православная должна быть тем остатком праведников, который удерживает темные силы. Поэтому вместо того, чтобы проклинать и осуждать творящих зло, и по слабости духовной нередко самим – заражаться злобой, – обернемся к себе и рассмотрим, что лично в нас – достойно осуждения Господня. Может быть, Божия Матерь опять готова произнести те же слова: «Покайтесь. Строго накажу!» А мы, занятые разборкой чужих грехов, не разглядим как следует – грехов собственных. Боже, милостив буди нам, грешным. Я совсем не о том, чтобы в упор не видеть, как погибают люди, избравшие блуд, гордость, ненависть ко всему святому. За них надо молиться, не углубляясь в трясину их падений, чтобы самим не заразиться. Не будем считать себя праведниками столь высокого уровня, которым углубление в помойку – не способно повредить. Нас заботит спасение человечества. Но помочь другим можно только собственной возросшей верой. Когда вера твоя станет – выше, молитва – чище, служение Богу – жертвеннее, когда – неложным станет твое смирение –тогда сможешь людям серьезно помочь».
О спасении
Наша соседка однажды сказала: «Да у меня грехи, как у всех, простые, человеческие». Матушка в ответ: «А что, нужно, чтобы были – бесовские?..» Другой она говорила: «Один человек шел мимо кладбища и увидел женщину, которая проливала слезы на дорогой могиле. Он сказал своему спутнику: “Видишь, как горюет эта несчастная подле своего мертвеца... Так и нам надо страдать о душе своей и проливать о ней слезы, так как мы убили ее грехами своими: служили миру и своим похотям – вместо Господа”».
Основные матушкины мысли были о покаянии. Навсегда во мне будет звучать, как глубоко она произносила: «Хочу спастися! Главное, что должно во мне быть: хочу – спастися!!!»
Молитва перед исповедью преподобного Симеона Нового Богослова
Боже и Господи всех, всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив, потреби; и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к Милосердию, еже Миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя; веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.
Когда Святого Исаака Сирина спросили о покаянии, он отвечал: «Если мы все грешны и ни один из нас не встал выше искушений, то нет ни одной добродетели, – высшей покаяния. Делание его никогда не может достигнуть совершенства... и потому покаяние не может быть ограничиваемо ни временем, ни делами – до смерти» (Слово 71).
...От постоянного и тщательного очищения покаянием... ясными становятся для человека – неизреченное Величие Божие, ничтожность человека и тяжесть его падения... Аще речем, яко греха не имамы, себя прельщаем, – и истины нет в нас (1Ин.1:8–10).
«...Царство Небесное и Царь Небесный несказанно близки к нам – несравненно ближе, нежели мы полагаем. Се стою при дверех сердца человеческого, – возвещает (наш) Царь, – и стучусь в них Моим всесвятым и всесильным Словом: Аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним и той со Мною (Апок.3:20). Совершается отверзение дверей сердца для Небесного Царя – покаянием. Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное. Аминь». (Святитель Игнатий Брянчанинов).
О необходимости и силе покаяния
Спаситель, исцеляя расслабленного, сказал: Чадо, отпущаются ти греси твои. Отпущение грехов есть источник здравия и спасения, награда покаянию; а покаяние есть врачевство, уничтожающее грех. Оно дар небесный, чудесная сила, по благодати Божией побеждающая – могущество и строгость законов справедливости. Оно не отвергает блудника, не гонит от себя любодея, не отвращается пьяницы, не гнушается идолопоклонников, не пренебрегает злоречивыми, не преследует ни хульника, ни гордеца: оно всех пересозидает, ибо оно есть – горнило для очищения грехов.
Рана и лекарство – грех и покаяние. В ране гнилость, в лекарстве очищение от гнилости; во грехе смрад, во грехе бесчестие, во грехе посмеяние; в покаянии надежда, в покаянии свобода, в покаянии очищение греха.
Не говори мне: «Много согрешил я и как могу спастися?» Ты не можешь, но Господь твой может, и так может, что истребит все согрешения твои. Слушай со вниманием слово мое: Господь твой так истребляет грехи, что не оставляет ни пятна от них, ни следа, но с возвращением здравия дарует тебе благообразие, с освобождением от казни – сообщает праведность и согрешившего делает равным – несогрешившему. Ибо Он уничтожает грех и производит так, что греха и нет и не было, – так всецело уничтожает Он его. Не остается ни пятна, ни следа, ни вида, ни признака грехов (если ты искренно каешься)...
Жили мы по плоти, станем же, наконец, жить – и по духу; жили в удовольствиях, решимся пожитъ – и в добродетелях; жили в нерадении, поживем теперь – и в покаянии. Что гордишься, – земля и пепел? Что надмеваешься ты, о человек? Что высоко поднимаешь чело свое? Что надеешься на славу света, на богатство твое? Пойдем мы с тобой на могилы, прошу тебя, и посмотрим, что там за таинства. Посмотрим, природа наша рассыпалась, кости обнажены, тела сгнили. Если ты мудрец, вникни; если разумный человек, скажи мне, ради Бога, – кто там царь и кто простолюдин, кто благородный и кто раб, кто мудрец и кто невежа. Где там красота юности, где приятный взор, где миловидные очи, где изящный нос, где огнистые губы, где красивые ланиты, где светлое чело? Не все ли пепел? Не все ли прах? Не дым ли один остался? Не все ли червь и зловоние? Не все ли смрад?
Помыслим о сем, братья, представим себе последний день и, пока есть время, обратимся от пути, на коем доселе блуждали...
Предупреди исход души твоей – покаянием и обращением, дабы все врачевство покаяния не осталось бесполезным для тебя, когда наступит смерть. Ибо покаяние имеет силу только на земле – в аду оно бессильно (Из творений святителя Иоанна Златоустого).
Душа принадлежит Богу
Душа твоя принадлежит Богу, и мы все время должны следить, кому мы душу посвящаем. Если мы неприятность какую причинили, грех какой, мы не стараемся исправиться покаянием, а все мимо, так это тихо крадемся мимо своих преступлений или идем спокойно: «Что я сделала такого?» Но копим только одних мыслей черный воз. Кому они принадлежат, эти мысли? От мыслей идут дела. Христианская настоящая жизнь – мы и понятия о ней не имеем. «Ах, какой человек хороший, настоящий христианин!» А на самом деле, какой он должен быть и какой есть? Надо иметь такие очки, чтобы видеть, что ты думаешь, что ты делаешь. Господь Воскрес и Воскресил наши души. Мы всегда должны хранить это таинство Воскресения Христова.
Общая исповедь
Великая Княгиня Елисавета Феодоровна говорила: «Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность». Елисавета Феодоровна желала воспитать сестер Милосердия, которые были бы способны оказать духовную помощь уходящим в иной мир. Привести их к раскаянию и желанию приобщиться святых Христовых Таин.
Одна знакомая матушки Надежды рассказала ей, что часто лежит в больнице и постоянно встречает людей на пороге смерти. «Как невероятно хочется помочь им покаяться. А записывать за каждым отдельную исповедь – непосильно. И захотелось мне написать общую исповедь, чтобы ее использовать в качестве шпаргалки в случае острой необходимости: если на более глубокую исповедь человек уже не способен. Матушка, благословите попробовать несколько листиков написать...» «Попробуй».
Грехи
Прости, Милостивый Господи, бесчисленные мои преступления. Грехи против всех святых Твоих заповедей.
Прости маловерие, суеверие, принятие помыслов, от врага всеваемых, против веры и Святой Церкви. Прости отвержение Бога, нехождение в Церковь, непочитание праздников. Прости богохульство (или молчаливое присутствие при кощунственных разговорах). Надеюсь на себя и на людей больше, чем на Бога. Не молюсь, (мало молюсь), молитвослова и Святого Евангелия не имею. Посты и постные дни не соблюдаю (и в супружеской жизни). Не ношу креста. Неблагоговейно стою в церкви. Не исповедуюсь и не причащаюсь. Имя Божие призываю без нужды – всуе. Небрежно изображаю на себе крестное знамение. Прости пребывание в пионерах, комсомоле, партии, веру в идеи марксизма-ленинизма и работу на их благо. Прости, что поддалась страшным идеям вероотступничества. Все прости, Милостивый Господи.
Место Бога (первое место) занимают в моей жизни – родные, работа, бытовая суета, угождение чреву и плоти. Прости, Милостивый Господи, нерадение о спасении своей души. Привязанность к вещам, людям, твари.
Прости зависть, тщеславие, превозношение, самолюбие, самооправдание, самохваление и прочие дела гордости. Не считаю себя хуже других. Прости, Милостивый Господи.
Прости, Господи, мои страшные преступления: сделала... абортов. Прости, Господи, советы к сему. Даруй мне плакать о моих лютых грехах – до смерти.
Прости, Господи, драки, ударения, нанесение вреда, тем более увечья, другому человеку. Прости и помилуй, Господи.
Прости неблагодарность Богу за все Его неизреченные Милости и также за скорби и болезни (так как в благополучии мы часто окончательно забываем Бога). Прости нетерпение, ропот, недовольство, уныние, отчаяние, мысли прервать свою жизнь, попытки к самоубийству (смертный грех). Прости, Милостивый Господи.
Прости все ссоры, скандалы, ненависть, злом за зло воздаяние, гнев, ярость, крик, оскорбление, непрощение обид. (Не будем забывать, что можно убить человека – словом). Прости осуждение, оклеветание, раздражение, грубость, сплетни, пересуды, презрение, унижение других. Обижал (а) животных. Прости непочитание родителей, начальников, старших. Невоспитание детей и внуков в вере. Умири нашу жизнь, Господи.
Прости ложь, лжесвидетельство, лукавство, лень, недобросовестное исполнение дел по долгу службы, лесть, лицемерие, человекоугодие.
Прости все слова, которыми я Тебя в жизни оскорбил (а). Слова непристойные, ругань, мат, упоминание нечистой силы, слова блудные, шутки, остроты, анекдоты, неприличные песни, смех, пляски, разгульные застолья. Невоздержание слов, чувств. Греховные и праздные беседы. Все без числа прости, Милостивый Господи.
Прости все возможные кражи. В детстве, в чужом саду, огороде, у родителей что-нибудь вкусное. Прости любое тайноядение. Брал (а) что-нибудь с работы. Делал (а) ремонт, – доставал (а) стройматериалы, краски и прочее «слева», то есть участвовал (а) в воровстве. Не оплачивал (а) долги. Применял (а) неверный вес (обмеривал (а), обсчитывал (а)). Прости любое неправедное приобретение, Милостивый Господи.
Прости любой обман, нечестность, жадность, корысть. Не делюсь, как должно христианину, с нуждающимися.
Прости нечистые помыслы всех видов.
Прости любое нецеломудренное поведение: кокетство, флирт, нечистое воззрение, осязание, объятия, поцелуи, однократный (многократный) блуд, прелюбодеяние (измена супругу), сладострастие, воспоминание прежних грехов, чтение развратных книг, рассматривание соблазнительных картин, непристойные передачи по телевизору. Участие (и молчаливое) в развратных разговорах. Любовь к развлечениям. Любое соблазнительное поведение. Невенчанные браки. Прости и помилуй, Господи, даруй чистоту душевную и телесную.
Прости многоядение, сластолюбие, чрезмерные заботы о еде, питие вина до опьянения. Любое недостойное христианина поведение в состоянии опьянения. Не молюсь перед едой. Любое плотоугодие. Все прости, Милостивый Господи.
Прости, Господи, обращение за помощью к бабкам, колдунам, гадалкам, астрологам, экстрасенсам и прочим лжецелителям. Смотрел (а) передачи с выступлениями Кашпировского, Джуны, Чумака... Прости игру в карты, гадание, занятие спиритизмом, йогой, экстрасенсорикой, оккультизмом, хождение в секты, чтение еретических книг и другие увлечения демонической духовностью. Господи, прости, пощади от праведного возмездия, освободи от повышенного влияния на Меня темных сил в результате моих смертных грехов.
Прости, Господи, не поил (а), не кормил (а), не одевал (а) нуждающихся, не посещал (а) больных и в темнице заключенных. Прости любое немилосердие, жестокосердие, черствость, невнимание, равнодушие. Всякое проявление бездушия и зла. Не воспользовался (ась) и малой частью возможностей к совершению добра.
Прости сребролюбие, вещелюбие, расточительность, скупость, имею больше одежды и вещей, чем мне нужно. Прости раболепство духу времени, пристрастие к материальным гибнущим благам. Сребролюбие названо корнем всех зол. Страсть к материальному – противостоит духовным стремлениям человека. Мы ничего не принесли в этот мир – ничего не унесем с собой. Единственное наше достояние – добрые дела, если они сделаны не для славы и корысти – ради Бога, с Божией помощью. Все остальное станет нашим осуждением, отлучит от Добра, Света, – Бога навеки (ничего не исчезает: мал грех, но он силен увести нас – на дно ада, если мы не изгладим его глубоким церковным покаянием). Евангелие предупреждает: Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное.
Согрешил (а) делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием. Прости не упомянутое по забвению.
Прости бездну грехов моих, помоги мне жить по-христиански.
«Боже, Милостив буди мне, грешной (му)».77
Никто не идет к врачу, чтобы похвалиться своим здоровьем, но чтобы показать свои язвы. Никто не идет к духовнику, чтобы похвалиться своей праведностью, но чтобы показать опасную трещину на своей праведности (Святитель Николай Велемирович).
От жизни до смерти – один миг
– Матушка, покаянием можно покрыть все грехи, даже страшные?
– Да, абсолютно все. К одному старцу пришел тяжко согрешивший. И исповедав свой грех, просил назначить ему какую-нибудь серьезную епитимию на несколько лет. «Это слишком много», – сказал духовник. «Ну, тогда хотя бы на год», – просил страждущий муками совести. «И это много», – прозвучал ответ. «Но месяц...» «Тебе достаточно – того страдания, которое ты сейчас испытываешь всем сердцем».
От великого до смешного – один шаг.
От высокого до низкого – одна ступень.
От счастия до бедствия – один час.
От жизни до смерти – один миг.
От человека до скота – один грех.
От земли до неба – один вздох.
От греха до спасения – одна слеза.
От зла до добра – одно желание.
От времени до вечности – одна жизнь.
Милосердие Божие – без края и предела
Одна посетительница жаловалась на свои тяжелые обстоятельства: ее бороло уныние, чувство безнадежности. Матушка с большой любовью ей говорила: «Если искра попадет в море – неужели уцелеет? Так и наши грехи в сравнении – с Милосердием Божиим. И даже все они – еще ничтожнее и меньше. Самое великое море – имеет пределы, а Милосердие Божие, Его Любовь к человеку – без края и предела.
Не расстраивайся, что у тебя столь тяжелое душевное состояние. Таким способом Господь хочет привести тебя – к более серьезной исповеди. Один подвижник беседовал с братьями о душеспасительных вещах. К ним с поклоном подошел крестьянин. «Что тебе нужно?» – спросил старец. «Хочу исповедаться» – «Тогда называй свои грехи – перед всеми нами». И человек этот, упав на колени, со слезами стал выговаривать грехи, среди них – и очень тяжкие, которые срамно и глаголати. После этой исповеди старец – постриг его в ангельский образ. Монахи были поражены: «За такие грехи – и никакой епитимии?!» Подвижник ответил: «Я видел Ангела, лицо которого блистало, как молния, и ризы были белы, как снег; кающийся называл грех – и Ангел немедленно изглаживал запись о нем в пергаменте, который держал в руках. Если так помиловал его Бог, я ли буду накладывать на него епитимию?» Так-то, милая моя, Господь дает тяжкое, чтобы потом – глубже утешить. Тебе просто нужно бегом бежать на исповедь».
После этих слов матушка осталась вдвоем с женщиной, которая о чем-то говорила ей и плакала навзрыд. В следующий раз она приехала, к нашей общей радости, после исповеди и причастия, совершенно неузнаваемая.
Сие верно знай, что не один человеческий грех не победит Божьего Человеколюбия, если только кто покаянием загладит зло, каким согрешил раньше (Древний Патерик).
(Тебя гнетет уныние), тебе тоскливо – поищи в душе своей, нет ли в ней какого греха, покайся искренно во всем, что найдешь за собою худого, омерзи всякий грех, страсть, всякое пристрастие, – тогда душа твоя умирится и возвеселится (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).
О любви к врагам
– А если напрасно человека обижают?..
– Ну, напрасно – это редкость. Как отец наш учил: высшее наше исповедание перед самыми тяжкими испытаниями: достойное по грехам моим получаю! А напрасно – это святые терпели – вослед Господу... Так что – напрасно что-нибудь несладкое получить – это великая честь, венцы Небесные. С этим только поздравить можно.
А вообще, зная нашу немощь, Господь жалеет всех, кому больно. Скорее будем каяться и – исцеляться. А еще – просить любви к обидчикам. Скажу тебе по секрету – Господь и дает обиды и все это горькое, чтобы подвигнуть нас на усилие – полюбить тех, кто нас не любит. Он может это непосильное для нашего естества – нам подарить. Хочет дать нам эту великую силу – любовь к врагам – а это самое на свете – сладкое.
Многие годы спустя прочла, в подтверждение недосягаемых тогда слов матушки:
...Все зло, которое люди творят под Небом – это исповедь немощи и бессилия (Святитель Николай Сербский).
Кто тебя или словом, или делом обидит, ты на него не гневайся, но прости ему от сердца и, отошедши, памолися о нем, глаголя: Господи, остави ему (или ей) (Святитель Тихон Задонский).
Преподобный Силуан Афонский о молитве за оскорбляющих нас
Душа не может иметь мира, если не будет молиться за врагов. Душа, наученная молиться от благодати Божией, любит и жалеет всякую тварь, и особенно человека, за которого страдал Господь на кресте и болел душою за всех нас.
Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает Любви, и тогда будет жалко даже и бесов: потеряли смирение и любовь к Богу.
Молю вас, испытайте. Кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: «Господи. Мы все – создание Твое; пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние», – и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Сначала принудь сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем, и сам опыт покажет тебе. А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога.
Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая, но не говорю еще – совершенная, но достаточная ко спасению. А если ты поносишь врагов своих, то это значит, что злой дух живет в тебе и приносит в сердце твое злые помыслы, ибо, как сказал Господь, от сердца исходят помышления злые или добрые.
Добрый человек думает: всякий, заблудившийся от истины, погибает, и потому его жалко... Если ты не имеешь любви, то хотя бы не поноси и не кляни их; и это уже лучше будет; а если кто клянет и ругает, в том ясно живет злой дух, и если не покается, то по смерти пойдет туда, где прибывают злые духи. Да избавит Господь всякую душу от такой беды.
Поймите. Это так просто. Жалко тех людей, которые не знают Бога или идут против Бога; сердце болит за них, и слезы льются из очей. Нам ясно видно и рай, и муку: мы познали это Духом Святым. Вот и Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Так отсюда еще начинается вечная жизнь; и мука вечная отсюда начинается.
О перенесении лишений
На самые незначительные мысли собеседников матушка отвечала серьезно.
– Матушка, у нас дома такой холодильник, совсем не топят, – сетовала одна.
– Нам так тяжело жить, потому что – не с чем свои трудности сравнить. Ведь не 5° у тебя в квартире? – Нет, конечно! – Ну вот, а Государыня пишет письма из ссылки при 5° в своей комнате и без единой жалобы. Если бы мы всерьез читали жития святых, понимали бы, в сравнении с их, часто – добровольными лишениями, – что мы живем в неописуемой роскоши. Говори себе, претерпевая трудности: Слава Тебе, Боже! вот я, никчемная, хоть краешком приобщусь подвижнической жизни. И утешишься. Знаешь, как святые говорили: «Если имеешь келью, где можешь стоять на молитве, упираясь согбенной головой в потолок – считай это великим даром Милости Божией». Потому что другие не имеют и этого.
О гонениях
Терпение – это главное действие, терпение. Мы живем: «не тронь меня, завяну я». Мы живем, пока у нас все благополучно. Но чуть это только против головки погладить – сразу себя покажем. Посмотреть на нашу равнодушную жизнь – нас, христиан! Да, гонения еще будут, еще впереди могут спросить нас: «Как веришь?»
В другой раз матушка говорила:«Гонения еще будут, – говорила матушка. – Но ...не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне. (Мф.10:28) У нас вера сейчас какая? Человек стесняется перекреститься на храм. А вот если его спросят, как он верит? Нас спрашивали – были такие времена, и подписываться заставляли... Время это еще вернется. И тогда воля твоя: отказывайся или твердо отвечай... Не знаем, когда это время придет. Так что всегда должен быть готов ответ... Душе, конечно, ничего не могут сделать. Душу нашу в рабство никто взять не может. Какой-никакой, а хлеб ты имеешь право получать, хоть арестуют тебя, хоть что... Прав тебя каких лишат?! Так тебе наплевать на их права. Так что крепко держись за руку Божию.
Господь даст тебе такую сытость... тебе дадут (показывает кончик пальца) кусочек хлеба, и ты будешь сытой, а другому столько дадут, что он лопается, а толку нет.
При всяких переменах можно жить. Разве что голову оторвут. Нет, это дело нестрашное. Это все «юринда», как Фрося говорила. Держись крепко за руку Божию – больше тебе ничего не надо... Главное, хлебушек был бы. И живи себе спокойно: ешь, пей водичку.
Жизнь какую-нибудь особую? Какие-нибудь удобства? Я – не нуждаюсь!»
«Диавол обладает не силой, а злобой и ненавистью. Всесильна любовь Божия. Сатана корчит из себя всесильного, но не справляется с этой ролью. Многие из его разрушительных планов разваливаются, еще не начав осуществляться...
Враг обладает силой только тогда, когда мы сами складываем наше духовное оружие. После Распятия Христа дьявол – словно змея, лишенная яда, словно пес с вырванными зубами. У дьявола отнята его ядовитая сила, а у псов – то есть бесов – вырваны зубы. Они сейчас безоружны, а мы вооружены Крестом. Бесы не могут сделать созданию Божию ровным счетом ничего, если мы сами не дадим им на это права. Они только и могут что дебоширить – власти-то у них нет» (Паисий Афонский).
«Святитель Василий Великий, когда у него собирались отнять имущество, грозили сослать в ссылку и в конце концов – обещали мучения и смерть, отвечал: Отнять у меня нечего, – кроме бедной одежды и нескольких книг; заточение мне не грозит – ибо, куда ни заточат – везде земля Господня; смерть же для меня – благодеяние: она соединит меня с моим Господом. Так и Елисавета Феодоровна думала... – медленно и незабываемо глубоко произнесла матушка. – Теми же мыслями и нам надо к любым испытаниям готовиться. Христос Единый – достоин Любви. Служи всем, дорожи всеми, люби всех – ради Господа. И Господь тебя не бросит. Никогда не бросит...»
Молитва преподобного Нектария Оптинского
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего.
Однажды я спросила матушку: «Как прежние люди терпели гонения, изгнания?.. Святые такие пытки выносили – страшно читать... Но ведь человек так слаб. Быть может, и нам предстоит перенести что-то тяжкое? Но не чувствую в себе никакого мужества... и душа ужасается вспоминая, как били и истязали святых. Как понести подобное слабым современным людям?» Матушка отвечала: «Главное, не скорби и не унывай. Наше пребывание в благополучии очень сильно отличается от состояния человеческой души в испытаниях. Мы знаем, как мученики претерпевали воистину – невыносимое. Это уже помощь Самого Господа – неизреченная Божественная Благодать...» Годы спустя я прочла житие святых мучениц: Евдокии, Дарии, Дарии и Марии – из села Суворов под Дивеевом. Привожу маленький отрывок:
...Подъехал к келье (Евдокии) мужик на лошади, и стали страдалицы выходить. И до того у них были прекрасные лица, что невозможно было смотреть. Они вышли все с четками, церковь напротив, они на нее помолились. Тут их всех опять бить стали. Когда Евдокию бить начали, хожалки бросились защищать, кто – на ноги, кто – на тело. Затем сели они на подводу, перекрестились... Как лошадь тронулась, стали опять креститься. А на углу дома стоял мужик неверующий, Иван Анисимов. И вот увидел он, что на плечах у них голубь белый сидит, и куда бы ни ударяли, туда он и садился. Так и били по голубю. Тут же он уверовал и говорит:
– Теперь бы я последнюю корову отдал, только бы не убивали их.
Голубя этого, а кто и белые крылья, видели и другие жители села.
Трое мужиков из тех, кто постоянно ходили к Дуне, попытались за нее вступиться.
– Она наша селичка, никаких дезертир не пускала!
Так солдаты избили их плетьми. Евдокия увидела это и говорит:
– Смотри, как с них грехи сыплются. Смотри, сейчас с Макара грехи летят, как от веника листья в бане, когда его за меня бьют.
Петр Карасев впоследствии рассказывал, что он никакой боли от ударов не чувствовал:
– Я бы счастлив был, если бы меня еще раз избили за Дунюшку.
Их привезли на могилу. Посадили под крестами. Евдокию и Дашу – у одного. Дашу другую у креста рядом. И Марию тоже у креста. Так и сидели они все вместе.
А потом их стали расстреливать. Сначала хотел стрелять татарин, но бросил и сказал:
– Нет, не буду, у меня рука не поднимается.
Его стали принуждать, но он отказался. Поставили другого, и тот стал расстреливать. Два выстрела дал специально для страха. На третий расстрелял первой Евдокию. Как ее убили, кверху пошла как бы чаша или как просфора, кто как видел. Это много народу видело. А одна женщина увидела, как в это время Евдокия над своей кельей по воздуху пошла. Место это благословила крестом и сказала:
– Жалко, что здесь остается один золотой, ну пускай остается.
И тут женщина не выдержала и закричала:
– Миленькая, Дунюшка, как же мы теперь без тебя жить-то будем...78
Молитва за гонителей и презрителей веры
Господи, обрати к Тебе сердца врагов наших, если же невозможно ожесточенным обратиться, то положи преграду зла их и защити от них избранных Твоих. Аминь.
Еще раз я делилась с матушкой своими страхами перед возможными испытаниями. И она отвечала, что немощь современных мирских и монахов не случайна – это предопределение Божие. Из-за особенной гордости христиан последних времен им посланы сугубые скорби и болезни. Унывать из-за этого не нужно – а усиленно благодарить Бога. И Он поможет спастись в самых безысходных обстояниях.
... Когда суетишься, теряешь свой крест,
И вновь тебе его не обрести
Ни в этом мире, ни в другом, а только здесь
Он дан тебе, чтоб пострадать за Бога.
Мы в лучшем мире ревностнее будем
Служить Ему, любить Его, трудиться
И приближаться с нежностью к Нему,
Но больше уж Он нас не призовет
Страдать, ведь это только здесь дается
Давайте ж на земле страдать за Бога
В смирении приучим наши души
Сносить все терпеливо, ведь страданья
Знак Божьей Милости особой,
Оставим же мы их, покинув землю!
Потери в жизни значат больше, чем удачи.
Хоть жаждет человек, а сам не пьет.
Любви могущество в самоотдаче,
Кто страждет больше, больше отдает...
Из дневников Императрицы Александры Феодоровны
Матушка говорила: «Если какой-то серьезный духовный вопрос, и ты не знаешь, как поступить, – обязательно подумай: а как в этом случае сделали бы наши святые?! И поступай – соответственно... В трудном случае обязательно исследуй исток того, что тебе предлагают: откуда исходит это предложение – от Бога ли? Даже если оно очень заманчиво и обещает видимые удобства – исследуй его трезвым умом. И если это начало не совсем понятное (как бывает: нежный росток вышел на поверхность, и сразу не разберешь – чертополох или роза), – исследуй цель этого предприятия и что оно обещает в будущем – представь его готовящийся конечный результат. И нередко увидишь, что вроде бы абсолютно безобидное начало – имеет целью откровенно бесовский итог. И тут уже – явно все откроется. Мудрец отличается от глупца – тем, что видит все до конца. Беда многих христиан, что они вступают на якобы нестрашную тропинку, не потрудившись разглядеть, куда она ведет. А ведет – в сатанинское логово».
Преподобному Пахомию Великому была открыта судьба будущего монашества, и братия спрашивала у него об этом. «О нас, отцы святые и братия, Господь сказал, что мы все монашеское исполняем так, как следует, и Он благословляет пути наши, но за нами имеющие житъ монахи хуже нашего будут жить, ибо вполовину противу нас будут угождать Господу.
Далее все хуже и хуже будет, так что последние монахи уже ничего нашего, монашеского, делать не будут, а будут жить, как нынешние мирские христиане живут!» На вопрос о мирских христианах Пахомий ответил: «А мирские будут жить хуже скотов». «Как же спасутся они?» – вопросили старцы. «Придут скорби на них, и обрящутся выше отец своих». «Почему же?» – опять вопросили старцы.
«Вот почему, – отвечал Пахомий. – В настоящее время по преизбыточествующей в нас благодати Божией и по усердию нашему к делу спасения между нами находятся многие Богодохновенные, прозорливые рабы Божии. Если падет кто-нибудь из нас – брат или сестра, то, как бы ни было тяжко его падение, никто из нас, по преизобилующей в нас Божественной любви к ближнему не поленится и на четырехверстное путешествие, и на все великие трудности пойти, чтобы воздвигнуть падшего или падшую. Нам, следовательно, и много лучше, и много легче теперь, ибо брат от брата помогаем, удобь побеждает грех. А в те лютые и многобедственные времена монахи и монахини не только не станут помогать друг другу, но еще и сами друг друга станут повергать в гибель, и тогда придется всякому из любящих Бога, спасать свою душу и пещись о ней, как пустыннику или пустыннице»79.
«Если предстоит перенести трудное испытание, – советовала матушка, – вспомни, что и оно имеет конец, скажи себе: и это – пройдет. За все тяжкое, пережитое ради Бога, – обязательно ищет награда, и чем труднее, тем светлее венец. Представь себе это – и возрадуешься. Поэтому – благодари. Благодари – всегда. И чем труднее, тем больше – благодари».
Молитва во время бедствия и при нападении врагов
Господи, Всемогущий Боже, Царь всех царствующих и Господь всех господствующих, сказавший, что и волос с головы не упадет у нас без воли Твоей, прекращающий брани до края земли, сокрушающий лук, преломляющий копье, сожигающий огнем колесницы! Будь помощию нашею, защитою и крепостию, каменною горою и оградою от врагов. Не оставь наследия Твоего, называющегося святым именем Христовым. Да возвеличится слава Твоя в вышних и во всем мире, да будет на земле мир и благоволение. Не попусти разорять и опустошать церкви и училища, земли и народы, где обитает слава Твоя. Даруй всем христианским властям и подданным постоянный мир и согласие. Вооружи нас могуществом Твоим, потому что Тобою можем мы сокрушить полчища. Облеки нас силою Твоею и соделай, чтоб укрепились мы Тобою и могуществом силы Твоей. Аминь.
Покаяние спасает даже в последний час
«Главное, не предаваться отчаянию ни в каком случае, – говорила матушка. – Был один человек, который всю жизнь предавался разгулу страстей. Мысль о покаянии ни разу его не посетила. Но в преддверии смерти нередко отверзаются духовные очи. И в тяжкой болезни Бог открыл разбойнику видение бездны его грехов. В оставшиеся дни – он только плакал, называл свои срамные грехи и несвязными словами просил Господа о помиловании. После его смерти некому и не за что было помянуть его добрым словом. На кровати остался лишь платок, мокрый от слез. Когда Ангелы ужаснулись количеству злых дел умершего и в недоумении не знали, что им противопоставить, один из них положил на пустую чашу весов – платок – полный слез. И он перетянул гору бессчетных грехов...
Перед лицом Божией святости нет ни единого, кого нельзя было бы назвать разбойником. Только мы не любим называть вещи своими именами. Сжалься, Боже наш, над нашими равнодушием и бесчувствием. И сегодня Милость Божия способна перевесить грехи всего человечества, если бы люди пришли к покаянию. Боже, сжалься над нами и – помилуй! Ими же веси судьбами спаси всех, кого только можно спасти...»
* * *
Матушка нередко советовала в помощь к исповеди использовать «Мытарства Феодоры» – замечательный текст X века.
Новомученики и исповедники Российские. Святые мученицы Пузовские Евдокия, Дария, Дария, Мария. Мурманск. 2002.
Серафимово послушание. Жизнь и труды Н.А.Мотовилова. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1996.