Источник

Православие и неправославие

Чтобы иметь возможность всем и каждому ясно различать свое вероисповедание от других, для сего предлагается краткий очерк православия и неправославия.

А. Православие

Господь наш Иисус Христос, в продолжение последних трех с половиною лет Своей земной жизни – от крещения до вознесения, – проповедывал Свое правое, Божественное учение устно, письмени же Сам Он ничего не предал... Св. Апостолы Его, от сошествия на них Св. Духа до конца дней своих, все также проповедывали слово Христово устно, и большая часть их не предали письмени ничего.

Между тем, многие из первоначальных последователей Христовых начали было чинити и письменные повести о известных тогда вещах относительно дел и учения Господа Иисуса Христа. Но сами же св. Апостолы и ближайшие преемники их – церковные епископы, исследовав все эти первоначальные писания испытно, в канон Свящ. Богодухновенных книг Нового Завета приняли только следующие: четыре канонические Евангелия, книгу Деяний Апостольских, семь Соборных посланий

Апостолов – Иакова, Петра, Иоанна и Иуды, четырнадцать посланий Апостола Павла и Апокалипсис Иоанна Богослова. Сверх сего, Господь и Апостолы Его приняли и предали церкви Христовой книги Ветхого Завета. Все эти свящ. книги, как Ветхого, так и Нового Завета, в своей совокупности, составляют Св. Библию. Сию Св. Библию наша православная всероссийская Церковь приняла от древле-вселенской православной Церкви греко-восточной, вместе с крещением русского народа, и хранит ее до днесь неизменно, избегая всяких лукавых мудрований относительно сего первого источника нашей правой веры.

Совокупность всего того, что проповедали Господь Иисус Христос и Его св. Апостолы, но что не записано в книгах Нового Завета, то есть – совокупность уставов относительно христианского священнодействия, таинств, обрядов, правил, относительно церковного благоустроения и вообще всех священноисторических событий, составляет сокровищницу свящ. Предания Церкви Христовой и Апостольской. Это предание, все в совокупности, хранится в писаниях мужей Апостольских и других древних отцов и учителей Церковных – в несомненно Апостольских Литургиях и других чинопоследованиях совершения таинств, – в несомненно Апостольских символах и канонических правилах, – в разных уставах, касающихся времен и обрядов Богослужения, постов, праздников и т.п., ведущих свое начало несомненно от самих святых Апостолов. Всю эту сокровищницу древнего Апостольского предания наша православная всероссийская церковь как приняла от православной греко-восточной церкви, так и хранит до ныне неизменно.

Несомненно то, что св. Апостолы составили и предали на хранение церкви свой Апостольский Символ веры.

Таких древнейших Апостольских символов веры дошло до наших времен несколько. Все они немного разнятся между собою, только в букве, только в некоторых речениях; в мыслях же, даже в их расстановке и порядке изложения, не разнятся нисколько. Этот Апостольский Символ употреблялся во всех церквях древнего христианского мира до начала 4 века. В начале же этого века оказалось нужным распространить и разъяснить некоторые речения Апостольского Символа относительно лица Богочеловека – Иисуса Христа, в отражение нечестивой ереси Ария, и относительно третьего лица Св. Троицы – Бoгa Духа Святого, в отражение ереси Македония, – что и исполнено на 1 и 2 вселенских Соборах. На этих Соборах наш символ получил окончательное изложение на все века, почему и называется Никео-цареградским. Третий вселенский Собор, утвердив Никео-цареградское изложение Символа веры, заповедал употреблять его по всем церквям неизменно не только в мысли, но и в букве, и изрек анафему на всех, кто дерзнул бы изменить его не только в мысли, но и в речении. Так этот св. Символ и хранится доселе во всей Православной церкви греко-восточной и нашей всероссийской. Подобным же образом и совершаемая в нашей православной Церкви Литургия ведет свое начало несомненно от св. Апостолов. Несомненно, что св. Апостолы, в свое время, сами совершали Литургию с таинством Евхаристии, как совершали и прочие таинства – крещение, миропомазание, священство, покаяние, елеосвящение. Апостольский век свидетельствует, что тогда Литургия совершалась по чину Иерусалимской Церкви, по Литургии св. Ап. Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского Епископа, поставленного в этот чин самим Иисусом Христом. При этом нужно заметить, что Литургия, носящая имя Ап. Иакова, была литургиею не его одного, но и всех св. Апостолов, начавших совершать таинство Евхаристии сряду же по сошествии на них Св. Духа. Сперва все Апостолы жили в Иерусалиме, и ломили по домам Божественный Хлеб – Тела Христова, да и по рассеянии из Иерусалима, часто посещали его, вступали в общение веры и молитвы с Ап. Иаковом, и молились, без сомнения, по Литургии Иакова же. Литургия же Иакова, по отношению к другим Литургиям, есть не что иное, как первоначальный образец их. Была еще Литургия Ап. Марка, употреблявшаяся в церкви Александрийской. Но и эта Литургия и все последующие Литургии сходны с Литургиею Иерусалимской церкви Ап. Иакова не только в распорядке церквей, но и в составе их и даже в изложении. Затем известно, что св. Василий Великий сократил Литургию Ап. Иакова для церкви кесарийской; a св. Иоанн Златоуст еще больше сократил ту же Литургию для церкви константинопольской. Но обе эти Литургии совершенно сходны с Литургиею Ап. Иакова, за исключением не многих прибавок, впрочем, не существенных. Таким образом, в Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустого мы слышим первоначальную Литургию Апостольскую, только несколько сокращенную.

Из той же Литургии Ап. Иакова видно, что и поминовение усопших ведет свое начало также от святых Апостолов. Молитвы об усопших читаются в древних Апостольских Литургиях Ап. Иакова и Марка, как и в наших Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустого. Известно, что поминовение усопших в первенствующей Церкви совершалось над гробами почивших с особенною торжественностью. Туда, во дни поминовений, собирались верующие и совершали всенощные молитвенные бдения – панихиды, с возженными светильниками, с общими вечерями любви и т. д. Отсюда произошли все обряды наших поминок, название поминальных молитв панихидами, возженные свечи, приносы хлеба, меда, кутии, поминальные трапезы, поминальные милостыни и проч. Все это несомненно восходит по своему началу ко временам Апостольским, и хранится в нашей Православной Церкви, в главных чертах, неизменно.

Многие наши праздники, наши посты восходят также ко временам Апостольским, напр. праздники Пасхи, Пятидесятницы и другие. Пасху, Пятидесятницу несомненно праздновали сами св. Апостолы, даже Сам Спаситель. Сами же Апостолы совершали празднование и святых Богоявлений – Рождества Христова и Крещения Его, равно как сами же совершали празднование и Благовещения. Бесспорно также происхождение от св. Апостолов поста св. четыредесятницы, как поста среды и пятка, потому что об этих постах упоминается в правилах Апостольских. Почти с Апостольских же времен известен пост и праздник св. Ап. Петра и Павла. A прочие наши посты и праздники приурочены к первым искони существовавшим. Дни кончины св. Иоанна Богослова, св. первомученика Стефана, св. Марии Магдалины известны были всем христианам со времен Апостольских. Почитание св. Креста, святых мощей, равно как и св. икон возводит нас также не только к первенствующим временам Христианства, но и прямо ко временам Апостольским. Несомненно то, что употребление крестного знамения ведет свое начало от самих св. Апостолов, – что сами Апостолы предали церкви Божией крестное знамение, как внешний символ для освящения и совершения всех св. таинств, об этом свидетельствует пример всей церкви, начиная с Апостольских времен. Поклонение св. местам началось издавна и доселе продолжается. Сомневаться в первоначальном Апостольском происхождении этого поклонения нет никакой возможности. Об этом свидетельствует всеобщее стремление самих св. Апостолов к Иерусалиму, равно как и всех верующих со всех концов земли, начиная с Апостольского века. Об этом свидетельствует благоговение первенствующих христиан к гробам мужей

Апостольских, к разным посмертным их останкам, напр. к веригам св. Ап. Петра, к костям Игнатия Богоносца, к крови, праху, костям, мощам и гробам св. мучеников. Об этом свидетельствует древле – вселенский обычай – созидать жертвенники – алтари на гробах св. Мучеников. О благоговейном же почитании икон Господа и святых Его свидетельствует несомненное предание о нерукотворенном образе Спасителя, и изображение Божией Матери Евангелистом Лукою, о изображении Евангельских событий в катакомбах, об украшении св. храмов изображениями святых, что засвидетельствовал 7-й вселенский Собор, ссылаясь на пример прежних Соборов св. Отцов и всех церквей. Разумность и обязательность всеобщего почтения к св. Кресту, к гробам, останкам и мощам святых, как и к св. иконам подтверждена самим

Промыслом Божиим, проявлениями от них неисчерпаемого множества знамений и чудес, каковые являются в ведомом, совершенно достоверном, и неведомом множестве – до сего дня.

Весь состав нашего Богослужения и церковного устава, в основных чертах, восходит также к Апостольской древности, так как в основу его заложен распорядок Богослужения церкви ветхозаветной, в котором участвовали не только св. Апостолы, но и Сам Иисус Христос. Так распределения сроков годовых и дневных наших служений и праздников расположились во многом сообразно подобному же распределению в церкви Ветхозаветной. Так празднование Новолетия, Пасхи и Пятидесятницы, в Христианской церкви совпадали с временем соответственных праздников в церкви Ветхозаветной; a соответственно этим главным праздникам распределились праздники на всю нашу Четыредесятницу и Пятидесятницу. Распределение дневных сроков Богослужения, о чем упоминается и в книге Деяний Апостольских, прямо заимствовано из практики Ветхозаветной церкви, как то – сроки утрени и вечерни, равно как и часов – первого, третьего, шестого и девятого. Отсюда можно заключить, что и состав этих частей Богослужения в Христианской Церкви сложился, больше или меньше, применительно к составу таких же частей Богослужения y иудеев, современных Иисусу Христу и Апостолам; a между тем и сами они участвовали в отправлении ветхозаветного Богослужения по намеченному уставу в Иерусалимском храме, как и в синагогах иудейских, в Назарете и других местах земли обетованной. Когда св. равноапостольный Князь наш Владимир, приплыв по Днепровским водам в Херсонес Таврический, принял там от православно-кафолической греко-восточной церкви, вместе с преемственною по рукоположению от св. Апостолов, преимущественно же от св. Андрея Первозванного, церковною иерархиею, Святую Православную соборно-кафолическую и Апостольскую веру, то – вместе с верою – принял он от греческой же церкви и св. Библию Ветхого и Нового Завета, и все памятники древле-вселенского предания, и Никеоцареградский Апостольский Символ веры, и божественную Литургию св. Василия Великого и Иоанна Златоустого, и чинопоследование таинств, и посты, и чин поминовения усопших, и устав почитания Честного Креста и гроба Господня, как гробов и посмертных останков, костей, праха и мощей св. Апостолов, мужей Апостольских, мучеников, исповедников, святых Святителей, Преподобных и праведных и всех Святых, как и священные изображения лиц Пресвятые Троицы, Богочеловека Христа, Божией Матери и всех Святых угодников Его. От греческой же церкви наша всероссийская церковь приняла весь церковный чин и устав, как и все церковно-богослужебные и церковноканонические книги. При этом всегда задачею и красотою нашей церкви было – весь этот завет древле-вселенской православной греко-восточной церкви соблюсти в неприкосновенной целости. И соблюдала все это наша церковь во все продолжение тысячелетнего бытия своего в полной неприкосновенности до днесь. От греко-восточной же церкви наша церковь, вместе с крещением, приняла и славянский перевод Библии и церковно-богослужебных книг, учиненный еще до крещения Руси святыми равноапостольными Мефодием и Кириллом, учителями славянскими. Если же наша церковь ко всему этому что-либо и прибавила, то только новосоставленные службы новоявленным в самой России Святым, явленным чудотворным иконам, и некоторым другим празднованиям.

Но и эти службы y нас составлялись не иначе, как по типу и духу древле-греческих церковных чинопоследований. Дух нашей церкви не выносил ничего такого, что отступало бы в церковных чинопоследованиях от типа древле-вселенскаго-православнаго. Самые напевы церковные, во всем необходимом для Богослужения составе, мы получили от древней же церкви грековосточной и восточнославянской. В старинных наших ирмологиях те или другие церковные песни так и надписываются: «Греческого распева, Болгарского распева и т. п.». Вообще, хранимые нашею церковью простые церковные напевы очень древни; некоторые должны быть древнее крещения Руси, особенно же наши распевы на гласы. По всей вероятности, отрадную песнь: Христос воскресе! наша церковь и тысячу лет назад пела тем же распевом, каким поет и ныне. Оттого он, при всей своей простоте, так и умилителен, так и дорог, так и родствен Христолюбивому русскому сердцу. В нем, в этом распеве, дышет на нас своим духом священная древность, которая умилялась им и тогда, когда еще была цветущею юностью

Христовой церкви. Вот наше православие! что же такое –

Б. Неправославие

Первыми протестантами истинно кафолического православия были римские папы, которые, помешавшись на идее духовно-всемирного владычества, усвоили себе якобы непогрешимую власть – сокрушать и учение и правила древле-вселенской Апостольской церкви, и, злоупотребляя этою самовольно восхищенною властью, исказили догматы об исконном кафолическом распределении и взаимном соотношении членов правящей иерархии и правимого народа; исказили догмат об исхождении Святого Духа, – догматы о совершении таинства крещения, миропомазания, Евхаристии, – догмат о покаянии и удовлетворении, – догмат о священстве и священнической юрисдикции, как и о таинстве последнего елеопомазания; исказили, приблизив к пелагианству, догмат о действии спасающей благодати, превратив это действие в какое-то материально-механическое (opus operaturn), откуда естественно связно вытекли учения об индульгенциях, о загробном чистилище, о преизбыточествующих заслугах Святых и о непорочном зачатии Пресвятой Девы Богородицы. Кроме всех этих отклонений римского католичества от древнего истинного православия, в латинской же церкви явилось заблуждение о свободном произволении, которое, с особенною силою отразилось потом в протестанстве. Это не правое право свободного произволения – сочинять догматы и правила веры, в латинской церкви, усвояется, однако же, единственно только главе ее – якобы непогрешимому римскому папе. Во всем же остальном, латинское христианство стоит еще на почве древнего истиннокафолического вероучения, принимая за Богодухновенный источник христианства – всю в целости св. Библию (хотя и тут внесено y Римлян не мало заблуждений относительно механической непогрешимости каждой буквы Латинской Вульгаты и т. п.), – принимая и древнее предание также за источник правого учения, – принимая и древние символы и праздники и посты, и поминовение усопших, и почитание икон и всяческих святых реликвий, хотя и не оставив ничего из этого в чистом непорушенном древле-кафолическом виде, напротив, наложив на все это, на весь строй, на весь как внутренний, так и внешний тип церкви разрушительную руку папского самовластия, вооруженную еретическим принципом, якобы непогрешимого произвольного мнения самозванного главы церкви, который уполномочен свое изрекаемое от кафедры о вере мнение навязать всей церкви как догмат, даже вопреки вселенскому Собору.

Протест Лютера был естественным плодом протеста папского против истинно Апостольского древле-вселенского православия. Протестантизм Лютера отнял y римского папы право обязательного для всей церкви свободного мнения и произволения в делах веры и щедро наделил этим правом свободного мнения всякого верующего, папе же оставив этого произвола не более, как и всякому простому христианину. A вооружив всех верующих этим правом, протестантизм, уже не задумываясь, стал некоторые крайности латинства преувеличивать, другие сокрушать, но сокрушать вместе с тем бсзпощадною рукою и всю цельность древле-Апостольского православия, беспощадно исключая из свящ. канона разные писания, признававшиеся от Апостольских времен каноническими, всецело отвергнув предание как источник веры, устранив обязательноучительный и пастырский авторитет церковной иерархии, – прервав преемственное от Апостолов епископское рукоположение, – отвергнув епископство в принципе, как высшую особо полноправную степень священства, – отвергнув самое священство, как таинство, оставив только пустые наименования древних степеней священства, как церковно-гражданских чинов, – отвергнув вместе с священством целых пять таинств, – исказив и таинство крещения, передачею совершения его исключительно в руки мирян без благодатного посредства уполномоченного на строение таин Божиих Священства, – исказив и таинство Евхаристии не только тем же устранением священства, нарочито освященного благодатью для совершения Таинств, но и новым еще неслыханным в истинно-апостольской церкви учением о проницании, ослабив древнее кафолическое учение об истинном Теле и истинной Крови Христовых в освященных дарах, – исказив учение о воздействии на человека и спасающей благодати, которая будто бы только по вере во Христа механически прикрывает всегда и всецело по естеству скверного человека, безусловно неспособного ни к какому истинному добру, почему наши добрые дела и не спасительны. При едино-спасающей вере во Христа не нужно протестантам и предстательство за нас святых. Не нужно, даже преступно почитание икон, реликвий святых. Бесплодно поминовение усопших, так как более или менее все избранные спасаются непреодолимо – по безусловному предопределению. Излишни и посты, когда не нужны для спасения никакие добрые дела, никакие подвиги покаяния ко спасению. Веруй во Христа, и спасешься. Только и требуется.

Кальвинизм пошел дальше лютеранства, во многих пунктах вероучения и практики церковной, между прочим, превратив таинство Евхаристии уже только в простой символ Тела и Крови Христовой, трапезу Евхаристии – только в назидательное воспоминание, a причащение Тела и Крови Христовых только в причащение духовное символическое. Затем, и нельзя перечислить сотни и тысячи сект, которые шли не назад – к вероучению лютеранскому, латинскому и наконец – к древле-кафолическому, Апостольскому... Напротив, все они, более и более, быстрее и быстрее, стремились к разрушению древнего христианства. И вот, когда они начали переселяться к нам в Россию, – начали, вместе с тем, понемногу, незаметно наводнять ее, в разных местах, в разных лицах, своими лжеучениями, и многих неосторожных увлекли своими бреднями. Скажем о так называемых меннонитах. Эти еретики все в христианстве превратили в символ, в духовность, отвергнув всю христианскую догматику, своеобразно толкуя самое нравственное учение, преувеличивая некоторые намеки первоначального христианства на общинность жизни верующих (на коммунизм), на духовную свободу верных от нечестивых, по их мнению, властей, на несообразность войн с духом Христовым. Почему очень снисходительны к самим себе меннониты и уволили себя от воинской повинности, – превратив крещение в назидательное омытие, Евхаристию в назидательное воспоминание – не более, в трапезу хлеба и чашу взаимного общения, – отвергнув пол-библии (весь Ветхий Завет), – конечно всякий авторитет учащей и правящей Церкви, – отвергнув благодатную силу священства, превратив его в простое пресвитерство, или старейшинство между верными, – отвергнув не только иконы, но и почитание Креста, – отвергнув все древние праздники христианства, все посты, весь Богослужебный чин и устав, – предоставив всякому верующему сочинять для себя и других молитвы, песни, учительные изречения, даже своеобразные пророчества, по свободному вдохновению. Но как подобное разрушительное учение, сокрушавшее в корне обязательность и гражданского долга, не могло быть терпимо даже в Германском отечестве всех таких сумасбродств, то эти секты и кинулись искать простора своему антицерковному и антигосударственному исповеданию в широких степях России. A наши государственные лица, для насаждения здесь Европейской культуры, для просвещения якобы темного русского люда, призвали в широкие здешние степи, обильно утучненные русскою кровью, разных инородцев, привлекая их широкою льготой исповедывать свое антихристианское и антигосударственное вообще, антирусское учение. Они и отблагодарили Россию, пустив в нее злые яды всех возможных раскольнических и еретических сект, из которых штунда играет современную роль...

Вот несколько наших простецов, поучившись y немецких сектантов, почитав с ними немного Евангелия, узнав то, чего до сих пор не знали, a не знали они до сих пор, к несчастью и стыду, почти что ничего, и вообразив, что теперь – они попали в свет Божий, a прежде того ходили во тьме отца своего диавола и похоти его творили, как и все православные люди, по мнению этих сектантов, не ходят во свете Евангелия и похоти отца своего диавола творят, пребывая в диавольской тьме, – вот эти два-три десятка наших простецов, совет сотвориша с несколькими десятками инородцев, которые чуть-чуть поумнее их, и решили отвергнуть всецело все православие, которое проповедывали Иисус Христос и Апостолы, истолковали сотни и тысячи величайших для своего, как и для всякого времени умов – отцов и учителей церковных, которое утвердили вселенский и поместные соборы верховных пастырей церкви – архиереев, просвещенных и научно и просвещаемых Духом Божиим, по преемственной от Апостолов благодати священства, и вместо древле-Апостольской православной решили составить свою собственную веру на основании принципа свободного мнения, по которому всяк волен спасаться, как сам знает и сочинять себе веру, какую кто хочет. И сочинили! Сперва заняли почти все от инородцев. A затем сами эти простецы, попросту говоря, мужички малороссийские, белороссийские, как и российские собираются вот на соборы, по своему разумению толкуют Евангелие, решают вопросы веры. Ломают старую веру, которой не знали, за которую еще деды их, не говоря о прадедах, проливали кровь свою в бранях, в муках гонения от неверных, от туречины. От татарщины, от польщизны. Ломают все старое, святые иконы, посты, все церковные праздники, идущие от Апостолов уставы, все древние молитвы, песни и распевы церковные. Понаделали самозванных пресвитеров, протопресвитеров, апостолов. Делают и христов и богов саваохов, святых дев богородиц, как например, известны такие и подобные чудища и молоканхлыстов Тамбовских, Донских, Кавказских, Закавказских! Главное же, старину христианства ломай, сперва вероисповедную, a затем можно тронуть и социальную... Сто лет тому назад наши политики этой роковой связи не понимали и охотно попускали отсечь одну из двух ног, на которых двигался прочно и стоял крепко общенародный русский строй. Теперь же это стало очевидно всякому...

Вот неправославие!

См. «Православие и штунда» архиепископа Херсонского Никанора, в 3-м т. его поучений.


Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения / [Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

Комментарии для сайта Cackle