святитель Иустин (Полянский)

Поучения в Святую Пятидесятницу

Содержание

Поучение VIII. В третий день святой Пасхи, на литургии. Поучение XVII. В пяток Светлой седмицы, на Литургии. Поучение XXVIII. В неделю о разслабленном, на утрени. Поучение XXXI. В Преполовение Пятидесятницы.

Поучение VIII. В третий день святой Пасхи, на литургии.

Христос воскресе!

И воскресение Его служит знамением нашего избавления от грехов и оправдания пред Богом. Об этом свидетельствует Апостол, когда говорит, что Христос «предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наше» (Рим. 4, 25).

Что Иисус Христос «предан бысть за прегрешения наша», – это такая истина, которую не нужно доказывать христианам. Ее предсказали пророки, когда предызображали страдания Спасителя. – «Той язвен бысть за грехи наша», говорили они, «и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем» (Ис. 53, 5). Ее проповедывали Апостолы, когда говорили: «Христос умре грех ради наших; Христос о гресех наших пострада» (1Кор. 15, 3; 1Петр. 3, 18). Ее возвестил и Сам Иисус Христос, когда говорил иудеям: «Я душу Мою полагаю за овцы»; плоть Мою «дам за живот мира» (Иоан. 10:55, 6:51).

И мы несомненно веруем, что Иисус Христос умер за грехи наши. Но почему веруем? Потому что Он «и воста за оправдание наше». А веровали ли бы мы этому, если бы Он не востал из мертвых, и какова была бы тогда наша вера? Если бы Иисус Христос не воскрес из мертвых, то вероятно никто не признал бы Его своим Искупителем; ибо никто не мог бы твердо убедиться, что жертва, принесенная Им за грехи наши, угодна Господу и удовлетворила правосудию Божию. Тогда всякий справедливо мог бы сказать верующим: «Аще Христос не воста, – суетна вера ваша, – вы еще во гресех ваших» (1Кор. 15, 17).

Но вот Он воскрес; да умолкнет неверие, да исчезнет всякое сомнение о нашем чрез Него спасении! Воскрес Христос; значит, правосудие Божие удовлетворилось Его жертвою за грехи наши. Воскрес Христос; значит, лежавшие на Нем грехи наши прощены теперь и уничтожены. Воскрес Христос; значит, Он Своею смертию попрал смерть, служившую наказанием за грехи наши, и сделал ее переходом к безсмертию. Итак, верно слово Апостола, что Христос «предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наше», – воскрес, между прочим, для того, дабы показать нам, что Он точно искупил нас от грехов и оправдал пред Богом.

Таким образом, всякое неверие в истину оправдания нашего смертию и воскресением Сына Божия делается безответным и безсмысленным, – всякое колебание и сомнение в этой истине является неразумным и неосновательным; а наша вера в сию истину становится неопровержимою и непоколебимою.

Возблагодарим же Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Который Своею смертию примирил нас с Царем небесным, исходатайствовал нам у Отца небеснаго отпущение безчисленных грехов наших, избавил нас от вечных мучений за оные; а воскресением Своим пролил свет на веру нашу в истину искупления нашего Его заслугами, укрепил и утвердил ее в душах и сердцах наших навеки непоколебимо. Аминь.

Поучение XVII. В пяток Светлой седмицы, на Литургии.

Христос воскресе!

Видели мы, возлюбленные, что и при свете Воскресения можно оставаться во тьме, – и при источнике жизни можно оставаться мертвым. Поэтому св. Церковь предлагает нам ныне новый живоносный источник, в надежде, что мы, не воспользовавшис источником жизни, исходящим из гроба Господня, воспользуемся хотя сим живым и независтным источником.

Сей источник благодати открывается от лица преблагословенной Матери воскресшаго Господа. Никто в такой мере не причастен благодати, исходящей от креста и гроба Христова, как Она – Матерь живота, и никому не дано изливать в таком обилии токи благодати на всю Церковь Христову и чад ея, как Ей, облагодатствованной паче всех.

Итак приидите, возлюбленные, почерпем с веселием от сего живоноснаго источника спасения. Быть может, этот источник будет для нас доступнее, чем живоносный крест и гробъ – источники нашего воскресения.

Что же мы почерпем из этого живаго и независтнаго источника? О чем, будем молиться и чего просить у Матери Божией? Будем просить у Нея и благ земныхъ – телеснаго здоровья, довольства во всем необходнмом для жизни, избавления от бед и скорбей, от нужд и обстояний, успеха в частных полезных делах и предприятиях, благопоспешества в трудах и занятиях наших. Но прежде и паче всего будем просить у Нея благ духовных и вечныхъ – прощения грехов наших, благословения и помощи в делах добрых и богоугодных, благодатных даров Духа Божия – духа молитвы и благоговения, духа чистоты и святыни, духа премудрости и разума духовнаго, духа совета и крепости в добродетеди, духа благочестия и страха Божия. Такого прошения и молитвы нашей Матерь Божия никогда не отринет; и как живый и независтный источник всякой благодати Божией всегда будет подавать на сие дары, необходимые для нашей жизни и спасения.

Когда и в каких случаях нужно нам притекать к живоносному источнику благодати – Матери Божией? Всегда и во всех случаях жизни – печальных и радостных, утешительных и скорбных. Никто, после Господа Бога, не являет такой всесовершенной любви к земнородным, как Она – небесная Матерь наша, по благодати усыновления. Будьте к Ней так же близки сердцем своим, доверчивы, откровенны, как дети к своей матери; и будьте уверены, что никакая добрая мысль ваша, никакое чистое чувство, никакое благожелание и прошение не будут отвергнуты Ею, а будут приняты с материнскою любовию и сочувствием, и будут исполнены с материнским снисхождением и состраданием. Но знайте и то, что и недобрыя мысли, нечистыя чуства и желания ваши не утаятся пред взором Ея и не избегнут праведнаго гнева Его. Блюдите же, всяцем хранением блюдите сердце свое, чтобы оно было всегда право пред очами Пречистой и Пренепорочной Девы.

Как почерпать от источника благодати – Матери Божией? Как, то есть, молиться и просить Ее? Должно молиться и просить Матерь Божию с верою истинною, твердою, непоколебимою, с искренним желанием употреблять все подаваемое Ею, по воле Божией, во благо и спасение души своей, с искренним желанием быть истинными чадами Ея, подражать Ей в благоугождении Сыну Ея и Богу. Пресвятая Матерь Божия любит и приемлет, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол только благонравных и богобоящихся рабов Своих. Ей угоден и приятен только тот, кто возлюбил Сына Ея и Господа любовию крепкою и николиже отпадающею, повинуется св. слову Его, исполняет животворныя и спасительныя заповеди Его. Но кто не любит Господа, не повинуется Его воле, а творит только свою волю, тот, во всяком случае, противен Ей, и ему нельзя ожидать от Богоматери никакой помощи.

Будем же, возлюбленные, как добрыя, кроткия и послушныя дети, притекать к Матери Господа нашего, со страхом Божиим и благоговением. Будем и просить Ее с верою и упованием, и принимать ниспосылаемыя нам благодеяния и дары с благодарением, и употреблять их во славу Божию и на дела благия.

«Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди в Божественной Твоей славе, венцев славы сподоби». Аминь.

Поучение XXVIII. В неделю о разслабленном, на утрени.

Христос воскресе!

«Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаемь: Слава, Христе, державе Твоей!» (Кондак).

Такую молитву св. Церковь предлагает нам ныне, для размышления и назидания нашего! Она коротка, но глубока по своему содержанию.

Стоит пред лицем Господа грешник; покаянныя слезы у него льются неудержимо; он сознает себя люте разслабленным от грехов и безместныхъ – неподобных деяний; и пламенно молится, чтобы Сам Господь воздвиг его, как некогда разслабленнаго, ибо сам он не может сделать этого. Вот содержание сей весьма важной молитвы! Кто сознает себя крайне разслабленным греховною жизнию и беззаконными деяниями, тот не может не обратить своего внимания на сию молитву, если желает себе спасения.

Здесь, конечно, разумеется разслабление не телесное, а душевное. Но знаем ли мы, что такое разслабление душевное?

Известно, что разслабленный телом имеет все члены свои безсильными: ни руки поднять, ни ногой ступить, ни головы повернуть, ни телом движения сделать он не может. Это живой гроб, в котором лежит душа. Точно так же и разслабленный душею все силы и способности свои имеет обезсиленными: вся душа его в унынии, ум в неразумии, воля в нерадении, сердце в скверных, лукавых и хульных помыслах. Это – живой мертвец для Бога, благодати Божией и жизни блаженной. Положение ужасное! Положение такое, из котораго никак нельзя выйти самому по себе. Где же взять сил, чтобы выйти из этого положения? При помощи благодати Божией, сила сия заключается в одушевленной ревности о богоугождении. Купец, воин, судия, ученый проходят службу многозаботливую и многотрудную. Чем они поддерживают себя в трудах своих? Воодушевлением и любовию к своему делу. Не иным чем можно поддерживать себя и на пути благочестия. А без сего мы будем находить в служении Богу одну томность, тяготу, скуку, вялость. И тихоход идет, но с болезнию, тогда как для быстрой серны или проворной белки движение и переход составляют удовольствие. Ревностное и живое богоугождение есть отрадное, окрыляющее дух шествие к Богу. Без ревности и одушевления в благочестии можно испортить все дело богоугождения. В богоугождении надо все делать во славу Божию, наперекор живущему в нас греху; а без сего мы будем все исполнять только по привычке, по требованию приличия, потому что так издавна делалось и так делают другие. Надо делать все; а в противном случае мы иное сделаем, а иное нет, и притом без всякаго сокрушения и даже памяти о проступках. Надо все делать со вниманием и осмотрительностию, как «главное дело»; а иначе мы будем делать, как попало.

Итак, теперь ясно, что без одушевления и ревности христианинъ – плохой христианин, – вялый, разслабленный, безжизненный, ни тепел, ни холоден, – и жизнь такая – не жизнь. Эта жизнь, по выражению слова Божия, «обуморенная», никуда негодная.

Зная сие, возлюбленные, позаботимся явить себя истинными ревнителями добрых дел, чтобы быть истинно угодными Богу, не имея скверны, или порока, или нечто от таковых.

Но да не подумает кто-нибудь из нас, что все это мы можем сделать сами по себе. Нет, возлюбленные, сами собой мы ничего хорошаго не можем сделать в деле благочестия и богоугождения. Сам Спаситель предупредил нас в этом, когда сказал: «без Мене не можете творити ничесоже». Потому-то св. Церковь и влагает ныне в уста наши эту трогательную молитву: «Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаемь: Слава, Христе, державе Твоей». Аминь.

Поучение XXXI. В Преполовение Пятидесятницы.

Христос воскресе!

Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе! (Тропарь).

По милости Божией, мы достигли самой средины св. Пятидесятницы. Ныне как бы полдень светоносных праздников Господних, начавшихся утром преславнаго Воскресения Христова и кончающихся в вечер св. Пятидесятницы. Нас со всех сторон окружает безпредельное море света и благодати Божией. Живоносныя волны сего света и благодати бьют на нас отвсюду, – в церковных службах, песнопениях и таинствах. И многие из христиан, без сомнения, с наслаждением упиваются от тука Дома Божия. Но вероятно есть и такие между нами жалкие христиане, которые, среди самаго моря благодатнаго, томятся жаждою. Сердобольная мать наша, св. Церковь, всегда заботящаяся о нашем спасении, предвидела такое печальное положение, и вот вложила в уста наши помянутую молитву: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами...»

Умилительная молитва сия имеет сходство с трогательною молитвою, которую мы слышали в неделю о разслабленном. Да и самыя Евангельския события – тогдашния и нынешния – подобны одно другому. Там Господь вопрошал: «Хощеши ли здрав быть?» – и даровал исцеление; здесь торжественно взывает: «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет»... и говорит сие о даровании Духа Святаго. Там и здесь Спаситель наш ясно показал и доказал Свое Божественное достоинство, власть и силу.

Итак, с живою верою и крепким упованием пойдемте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал, – говорит один из учителей нашей Церкви, – только бы то не противно было духу Господа, – непременно найдете удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу; ибо Он есть единственный свет, просвещающий всякаго человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестнаго жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечнаго, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать им единым. Сила кому нужна, – у Него всякая сила. Слава ли, – у Него слава премирная. Свобода ли, – Он дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага; а главное – Он дарует нам Духа Святаго и уровняет путь нашей жизни духовной» (Еп. Феофан).

Веруете ли сему, мои возлюбленные? Если веруете, то пойдемте все ко Господу, непрестанно взывая к Нему: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе!» – А кто не верует, того положение ужасное! Он уподобляется тому, кто стоял по самое горло в воде и никак не мог утолить своей жажды, только более и более возбуждал ее до безконечности. Такая жажда, конечно, в конце концов должна превратиться в паление вечнаго огня геенскаго. От чего да сохранит всех нас Господь Бог! Аминь.


Источник: Сочинения Иустина, епископа Рязанского и Зарайского : в 12 т. / Том X. - М. : Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерева и К° / 1895. 356 с. / Поучения в Святую Пятидесятницу. 205-356 с.

Комментарии для сайта Cackle