Он между ними

Источник

(Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония)1

Молитвенно и легко перешел в другой мир Блаженнейший Митрополит Антоний. Принадлежа весь другому миру, он в этом мире жил миром другим. Ходил по земле, а жизнь его вся была сокрыта со Христом в Боге. Размышлял о том, что вверху, и небесным измерял земное, и временное оценивал по сравнению с вечным. Смерть вскрыла сосуд его тела, и блаженный радостно переселился в свою небесную обитель, нерукотворную и вечную. А он только об этом и мечтал. Ибо жил в теле как путник, который проходя через этот мир, спешит к своему вечному отечеству, на небе которого незаходимо светится неугасимое солнце Христовой истины, любви и правды.

Если кто-нибудь, то именно Блаженнейший Митрополит в этом мире всегда жил в единении «со всеми святыми» (Евр. 3, 18), всегда во святой соборности, которая питается молитвой, любовью и верою. Вот его святое содружество. Святые Отцы – кто с таким благочестивым умилением и молитвенным подъемом общался с ними, думал о них, говорил о них. Всею душою и всем сердцем он принадлежал им: их глазами взирал на этот мир, ими жил в этом мире, поэтому был по-святоотечески мощным и крепким в вере, в делах, в жизни. И теперь он с ними и между ними. Нет сомнения, его восхищенная душа теперь радостно совершает поклоны пред святым Златоустом, пред святым Василием, пред святым Григорием и остальными святителям. Совершает поклоны и рыдает, молясь за себя и за всех нас, его чад.

Мученик, он смертью приобщился к мученикам. Разве не мученик он, который мучил себя суровыми подвигами? который еще на заре своего монашества истязал себя Христовыми муками, налагая на себя днем и ночью подвиги поста, молитвы, слез, кротости, милосердия, любви, братолюбия, боголюбия? Мученик, воистину мученик, ибо изнурял тело свое и мучил душу свою, воздерживаясь от всего, чтобы как-нибудь достигнуть дивное царство незаменимого Господа Иисуса Христа.

Исповедник, он смертью приобщился к исповедникам. Редко кто в наше время так исповеднически неустрашимо и смело указывал и благовествовал истины Евангелия. Его богомудрая речь звучала не только по обширной Руси, но и по всем православным странам, звучала и своею животворящей силою воскрешала мертвые души, воздвигая падших, поддерживая колеблющихся, утешала скорбящих, ободряла слабеющих, низлагала христоборцев, заставляла умолкнуть злобствующих. Неустрашимый, он кратчайшим путем шел ко Христовой истине и с апостольской смелостью защищал Православную Церковь перед сильными века сего. И это – ценой тяжких страданий. Но всегда во всех страданиях он был благим и тихим. По апостолу: «Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда я силен» (2Кор. 12, 10). Ничто не могло заставить умолкнуть, а тем более уничтожить его по-павловски красноречивую ревность о Православии.

Бессребреник, он чрез смерть присоединился к святым бессребреникам. Ибо кто был щедр, как не он? Кто, как он, нежно милосерден? Кто, как он, по-евангельски сострадателен? Воистину редко кто так решительно, так искренно и так твердо возлюбил нищету Христа ради. Все, что он имел, принадлежало всем. Я уверен, что он не оставил после смерти никаких денег и никаких вещей, кроме нескольких книг и дареных ряс. Бессребреник, он насыщал голодных душою и голодных телом. Кто провел с ним несколько мгновений и не ушел от него утешенным, окрыленным, ободренным? Из него излучалась благодать и незаметно переливалась в души его собеседников. Говорил ли он, или молчал, или улыбался, он чудотворно действовал на вас, а иногда вызывал в вас целое сотрясение.

Подвижник, он через смерть присоединялся к святым подвижникам. Вместе со святыми подвижниками он воспринимал и понимал Христианство, как подвиг. Подвиг, которым человек претворяется в существо вечное и богоречное. В этом нам блаженнейший авва Антоний вождь и руководитель. Ничего нет мертвого, ничего схоластического в его восприятии и понимании христианства. А кругом, в рационалистической и схоластической Европе, мертвецы хоронят своих мертвецов. Облагодатствованный авва воспринимал всякую заповедь Спасителя как подвиг, а все заповеди вместе – как богочеловеческое подвижничество. Действительно, ни одно слово Спасителя, ни одна заповедь Спасителя не может быть исполнена без усилия, без труда, без подвига. Поэтому и сказано: «Царство небесное нудится и нудницы восхищают е» (Мф. 11, 12). А Блаженный Митрополит всегда был в подвиге евангельского труда. И свою подвижническую жизнь превращал в проповедь: Евангелие есть подвиг, Христианство есть подвиг. Этим Православие отличается от европейских мертвечин, которые выдают себя за христианство, а в действительности все это погребение мертвецов мертвецами. Великий Митрополит от начала до конца – неустанный подвижник, исполненный молитвы, умиления, слез, любви, прощения, всеобъемлющей любви.

Молитвенник, он через смерть приобщился к молитвенникам. Воистину блаженный Владыка молитвою жил на земле. Иначе и быть не могло. Самый верный Евангелию человек на земле есть в то же время и самый молитвенный. Потому что он чувствителен к безмерной трагике жизни, которая происходит от вселения в этот мир греха и зла. И евангельский человек всем существом ощущает, что только всемогущий Господь может стереть зло и диавола в роде людском. В евангельской душе блаженного Митрополита всякий человек вызывал молитву. Ко всему он относился молитвенно. Тысячи и миллионы человеческих существ гибнут в житейском море, взбушевавшемся от бури зла. Как же было прозорливому Митрополиту не возопить непрерывной молитвой и не призывать на помощь Того, Кто один может спасти от зла, от греха, от диавола? Истинный христианин неминуемо истинный молитвенник. Если есть у него какое-либо звание, то вот его звание и на этом и на том свете.

Теперь? – Теперь над нашим печальным миром еще одним мучеником больше между святыми Мучениками, еще одним бессребреником больше между святыми бессребрениками, еще один подвижник между святыми подвижниками, еще одним молитвенником больше между святыми молитвенниками. А это значит: увеличилось число вечно бдящих и неустанных молитвенников за наш горький мир. Поэтому наша печаль о блаженнопочившем Митрополите превращается в радость: ибо теперь он нас будет еще крепче любить, еще больше нам помогать, еще сердечнее поддерживать на евангельском пути, еще проницательнее вести через тьму этого мира в лазурь Спасовой чудесной вечности.

Господи Всемилостивый, помилуй нас молитвами блаженного Владыки и отца нашего Митрополита Антония.

* * *

1

«Церковная Жизнь», 1936 г., № 10–11.


Источник: Догмат искупления / Митрополит Антоний (Храповицкий). – Москва: 2002. - 245 с. / Иустин (Попович), Челийский. Он между ними. 119-123 с.

Комментарии для сайта Cackle