преподобный Иустин (Попович), Челийский

Толкование на четвертую главу

1Фес.4:1. За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали.

Как в Господе Иисусе Христе, Богочеловеке, заключается весь Бог в человеке, так весь Бог должен быть и в каждом христианине. Ведь если весь мой ум, вся душа, вся совесть находятся в Богочеловеке Христе, то и все, что я знаю и советую вам, исходит от Господа. Ничего вашего не должно быть вне Господа, поскольку иначе оно будет шатким и искусительным. Мы, христиане, призваны жить в Господе всем нашим существом, поскольку тогда мы сможем существовать ради Него, в Нем и для Него.

Он стал человеком и всю Божественную жизнь со всеми ее совершенствами перенес в человеческое существо. С тех пор действительно начинается для человеческого рода совершенно новая жизнь, исходящая от Него, – жизнь в Боге, с Богом и для Бога.

Весь Бог живет в человеке, в христианине на нашей земле. Это то новое, что принес нам Господь Иисус Христос как Богочеловек. И мы, люди, учимся у Богочеловека Христа, как нам следует жить в этом мире, – жить, как жил Богочеловек Христос, жить в Нем, с Ним и ради Него. И если мы живем так, то у нас самая совершенная жизнь, какую только может вообразить человек. Этой жизни ни один человек не может навредить, поскольку она бессмертна, вечна, богочеловечна, исполнена Богом и безмерно сильнее каждого беса и всей диавольской силы.

Став человеком, Богочеловек Господь Иисус Христос, указал нам путь, по которому нам нужно следовать, чтобы достичь Небесного Его Царствия. Становится ясно, каким должен быть человек, живущий для Бога, как должен мыслить, как чувствовать и как действовать человек, у которого весь ум, вся душа, все сердце и все существо устремлено к Богу.

В действительности только христиане знают, как должно жить в этом мире, благодаря Богочеловеку, Который не только научил их этому, но и дает им Божественные силы для исполнения этого, дает Духа Святаго посредством Святых Таинств и добродетелей.

Мы через Святое Крещение стали Христовыми, облеклись во Христа (см.: Гал. 3:27), исполнились Им и живем в Нем. А остальные Таинства и святые добродетели еще больше нас всех укрепляют, чтобы мы непрерывно возрастали возрастом Божиим (Кол. 2:19), доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13), доколе мы станем богами по благодати, доколе не изобразится в нас Христос (ср.: Гал. 4:19), а это значит, доколе мы не станем богочеловеками по благодати.

Коли мы истинные христиане, то живем непрерывно для Христа! Тогда мы в праве сказать: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). И действительно, для нас жизнь есть Христос: ибо для меня жизнь – Христос (Флп. 1:21).

А в чем состоит жизнь Христова? Это жизнь, в которой нет ничего тленного; это и есть вечная жизнь. Да, Христос есть вечная жизнь! И мы, христиане, веря в Него всем нашим существом, начинаем еще отсюда, с земли, жить вечной жизнью как чем-то человеческим, как чем-то, нам принадлежащим. Ведь Вечный Господь не перестает благовествовать: Верующий в Сына имеет жизнь вечную (Ин. 3:36). А поэтому каждый верующий в Него, поскольку имеет вечную жизнь, перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24). И никакая смерть не властна над ним. Но и не только это. Для нас, христиан, смерть – приобретение (Флп. 1:21) и радость, поскольку ведет нас к Сладчайшему Господу Иисусу Христу и мы становимся навеки Его! Господь Иисус Христос имеет жизнь в Себе, является источником жизни, жизнью со всеми ее божественными совершенствами и бесконечностями (см.: Ин. 1:4; Кол. 1:16, 19, 20; Евр. 2:10). Поскольку единственно Он в человеческом роде имеет право сказать о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). И там, где смерть царила и господствовала над людьми, Господь проповедал: Я есмь воскресение и жизнь (Ин. 11:25).

Став человеком, Господь Иисус Христос победил смерть Своим Воскресением и даровал человеческому роду самый бесценный дар – жизнь вечную, ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:23). До пришествия Христа в человеческом роде правил закон смертности, а с тех пор как Он пришел, стал править закон бессмертия и вечной жизни для всех, верующих в Него и живущих в Нем. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим. 8:2).

Чтобы обеспечить себе эту вечную жизнь, человек должен непрестанно бороться со всем смертным и грешным, бороться со всякой смертью и диаволом посредством молитвы, поста, веры, терпения и не отступать ни от одного евангельского подвига. Поскольку наше христианское призвание состоит в том, чтобы подвизаться добрым подвигом веры, держась вечной жизни, к которой мы призваны (ср.: 1Тим. 6:12).

На земле первый раз вечная жизнь явилась в лице Богочеловека Христа, жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам (1Ин. 1:2). И Богочеловек Христос есть вечная жизнь, поскольку есть истинный Бог: Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его, Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1Ин. 5:20). Кто имеет Его, имеет жизнь вечную, а кто не имеет – не имеет и жизни вечной: Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его (1Ин. 5:11).

И мы, христиане, знаем, что перешли от смерти к жизни через веру в Господа Иисуса Христа и любовь к Нему и братьям: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти (1Ин. 3:14). Тот, кто не имеет в себе этой веры и любви, не имеет вечной жизни, поскольку еще не исторг всего тленного и греховного. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1Ин. 3:15).

Жизнью во Христе, жизнью, согласной с Евангелием Христовым, мы угождаем Богу Живому. Только так человек становится угодным Богу. Такой жизнью человек угождает не себе, но только Богу, живет не ради себя, но только для Бога. Так и вы, живя для вечной жизни, угождаете Богу жизни. И что можно жить этой жизнью, вы, христиане Фессалоник, доказываете тем, что уже живете ею.

Богочеловек Господь, став человеком, не требует от нас, людей, ничего противоестественного, но только того, что человек может совершить в пределах своей человеческой сущности. И мы, исполняя заповеди Богочеловека Христа, одновременно исполняемся Божественными силами, источающими вечную жизнь во все наше существо.

Вечная жизнь совершенна, но одновременно и божественно бесконечна, поэтому мы должны непрерывно преуспевать в ней. И чем больше мы ее приобретаем, тем больше алчем и жаждем ее. И в этой сладкой алчбе и чудесной жажде состоит неизреченное наше богатство. Да, поскольку наша душа по причине ее богоподобия ненасытно алчет вечной жизни со всеми ее совершенствами и бесконечностями! Поэтому нам необходимо непрерывно расти и в изобилии приносить плоды доброделания.

1Фес.4:2. Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.

Действительно, к этому непрерывному совершенствованию нас побуждают сами заповеди Святого Евангелия. И вы знаете, какие заповеди мы вам дали через Господа Иисуса Христа или, лучше, от Господа Иисуса Христа. Ни одна из этих заповедей не наша, но все они исходят от Господа, дарующего посредством Своих Божественных заповедей Свою божественную, богочеловеческую жизнь. Божественные заповеди, данные нам от Господа Иисуса, мы не смогли бы выполнить (и не смогли бы жить божественной жизнью, заключенной в них) своими собственными человеческими силами, если бы Господь по Своему беспредельному милосердию не дал нам необходимые божественные силы для выполнения этой цели.

И щедрый Господь дает нам в изобилии эти благодатные силы посредством Святых Таинств. И мы, христиане, призваны эти благодатные божественные силы превращать в святые добродетели. Да, силы Святых Таинств превращать в святые добродетели! В этом состоит весь наш евангельский долг на земле. Крещение, Миропомазание, Божественное Причастие, Исповедь и другие Таинства дают нам благодатные силы, чтобы исполнять заповеди Спасителя с усердием, радостью и любовью! Исполняя Его заповеди о вере, любви, молитве, посте, милостыне, целомудрии, смиренномудрии, терпении и остальные, мы созидаем эти добродетели в самих себе и через них совершенствуем себя всем святым, вечным и богочеловеческим.

1Фес.4:3. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда.

Подвизаясь в святых добродетелях, мы с помощью благодатных сил Святых Таинств постепенно освящаемся, становимся святыми в мыслях, чувствах, намерениях и делах. Таким образом в нас освящается сердце, душа, совесть, желание, тело и все наше существо. Для нас, людей, Божия воля состоит в освящении нашем.

Через Евангелие Богочеловек Христос открыл Свою волю о нас: Он хочет нашей святости. Через исполнение святых заповедей Божиих мы становимся святыми. Святость приходит с постепенным освящением нас святыми добродетелями. Каждая добродетель изгоняет из нас все несвятое, греховное и грехолюбивое до тех пор, пока не совершит полного освящения нашего естества, поскольку в нашей власти дать наши уды на служение греху и его похотям, но одновременно в нашей власти и дать уды наши на служение Богу и правде Его. Рабы греха вследствие грехолюбия приходят к одному концу – смерти, а рабы Божии через святость достигают другого конца, который бесконечен, – вечной жизни (см.: Рим. 6:20–23). Спасение есть не что иное как освящение нашего существа Духом Святым через Святые Таинства и добродетели (см.: 2Фес. 2:13). Божественный пример святости в человеческом существе – это Богочеловек, Господь Иисус Христос! Он есть освящение наше: От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением (1Кор. 1:30). Им совершается освящение всего нашего человеческого существа и через это достигается спасение. Соединенные посредством Святых Таинств и добродетелей с Ним, Единым Святым, мы, христиане, достигаем спасения от смерти, греха и диавола. От этой всегубительной «троицы» нас избавляют только святые богочеловеческие силы Христовы, действующие в нас. И действуют они в нас, поскольку мы являемся членами богочеловеческого Тела Христова, Церкви, в которой непрерывно живет вечно живой и Воскресший Господь и действует посредством Своих божественных всеосвящающих сил.

Богочеловеческая истина и действительность состоит в том, что освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями (Евр. 2:11). Да, наше спасение заключается в благодатной жизни в Едином Святом и с Единым Святым, в восприятии Его божественных сил как творческих сил нашей души, сердца, ума, совести, желания и всего нашего существа. Грех, оскверняющий человеческое существо, не только душу, но и тело, – это блуд, поскольку блуд происходит в душе, хотя творится телом, так что грешит и тело, и душа. Тело есть единственный орган души, а душа есть источник не только добродетелей, но и грехов, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19). И в то время как остальные грехи – зависть, ненависть, злоба, гордость – творятся душой, внося в нее разрушительные силы, блуд совершается телом. Итак, бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1Кор. 6:18) и таким образом оскверняет все человеческое существо: как душу, так и тело. Блуд человек совершает своим телом; как творение Божие тело по природе чисто, свято и безгрешно, поскольку таким оно создано. По неизреченному Своему человеколюбию Господь дал человеку богоподобную душу и безгрешное тело. Не только душа, но и тело даны человеку от Бога, поскольку и то, и другое сотворены для бессмертия, вечности и непорочности, а не для греха, смерти и мучения. Тело не для греха, а для Господа, и Господь для тела (см.: 1Кор. 6:13). Так же и душа. Но когда душа живет грехом, она удаляется от Бога и своим состоянием свидетельствует, что она не для Господа и не хочет Его, но хочет противоположного Ему, хочет греха, зла и диавола. Войдя в душу, грех простирается и на тело, которое есть естественный, богоданный орган души. Грехом оскверняется как тело, так и душа. Как только воплотился Господь и стал человеком, Он как Богочеловек показал, какой должна быть в действительности человеческая душа – безгрешной и святой и каким должно быть тело – столь же безгрешным и святым.

В Богочеловеке Христе мы видим истинную человеческую душу и истинное человеческое тело, а душа и тело любого другого человеческого существа омрачены, искажены, умерщвлены грехом, смертью, злом и диаволом.

Святая человеческая душа, святое человеческое тело в Господе Иисусе Христе, а Он здесь, среди нас, в Церкви Своей, чтобы даровать нам святость тела и души. Действительно, с Него начинает существовать новый человек, святой, богочеловеческий, человек со святой душой и святым телом – человек, который, приобщаясь богочеловеческой жизни Церкви, получает от Господа Иисуса Христа святые благодатные силы посредством Святых Таинств и добродетелей, чтобы смочь с их помощью освятить и тело, и душу и вернуться к первоначальной святости и непорочности.

Каждый христианин должен осознавать, что пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1Кор. 6:13). Поэтому и тело христианина Господь Иисус Христос сделал органической частью Своего богочеловеческого тела, Церкви. И таким образом, соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1Кор. 6:17).

Исторгая из себя всякий грех силой божественной благодати, которая подается в Святых Таинствах и добродетелях, христианин становится храмом Святаго Духа, а его жизнь – непрестанным богослужением, и она вечно остается служением единому истинному Богу и Господу Иисусу Христу в святости и правде (см.: 1Кор. 6:19–20).

1Фес.4:4–5. Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога.

Христианина оскверняет любой грех, особенно блуд, поэтому каждый христианин обязан соблюдать свое тело в чести и святости и не дать похоти возобладать над ним, что происходит с языческими народами, не знающими Бога. Но не зная Бога, безбожники, идолопоклонники не знают и человека! Они не знают, чт!о есть человек и каково его предназначение в этом мире. Они не знают, ради чего существует душа и в чем состоит ее вечная цель. Они не знают, чт!о есть тело и каково его вечное предназначение в этой и будущей жизни.

А христиане, ведающие единого истинного Бога и Господа, отличаются от идолопоклонников (безбожников в широком смысле) тем, что знают, ради чего существует человек, зачем он был создан, в чем состоит вечная цель человеческой жизни. Христианин знает, что его тело создано для бессмертия и вечной жизни и что оно воскреснет в день всеобщего Воскресения и вместе с душой примет свой вечный удел и окажется либо в Царствии Божием и вечном блаженстве, либо в царстве диавола и вечных муках. Поэтому христианин и телом и душой ведет святую жизнь. Его тело становится орудием света и правды. Посредством святых евангельских добродетелей он борется с каждым грехом, и не позволяет греху царствовать ни в душе, ни в теле, но делает все, чтобы в них царила правда Божия, любовь и святость, потому что с нами случается одно из двух: либо мы служим греху и смерти, либо добродетели и бессмертию; или Богу, или диаволу.

Мы знаем очень хорошо, что грехи ведут к смерти, а добродетели к бессмертию, ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:23). Поэтому христиане убивают в себе всякий грех и оживляют всякую добродетель. Они мертвы для греха и живы для Бога посредством божественных сил, которые Господь дает за веру, любовь и молитву.

Тело свое ты соблюдаешь в святости и чести, когда не позволяешь его осквернять нечистым желаниям, лукавым мыслям и блудным похотениям. Стань на страже своего тела и мечом веры отсекай всякий блудный помысл, как только он появится. Огнем молитвы пожигай всякую нечистоту, копьем поста пронзай ее, как только она появится в твоем сердце. Когда бесы блуда нападают на вас со всех сторон, призывайте на помощь все святые силы и Таинства, а прежде всего – Таинства Святой Исповеди и Божественного Причастия. Распните себя постом, потрудитесь в молитве, умойтесь слезами и погасите пламень страстей. Обновите себя богомыслием и бдением, и тогда посетит вас Господь милостью Своею и освободит вас от страстей ради вашей искренней веры и горячего усердия к подвигам. Пусть огонь молитвы горит в душе вашей днем и ночью, и тогда все бесы блуда убегут от нее, а все блудные желания исчезнут. Так было со святым Симеоном, от которого даже во время сна исходило пламя благодатной молитвы, разгоняющее легионы нечистых духов со всеми их искушениями. Христиане по своему званию чисты, а поэтому должны стать настоящими святыми. Итак, блуд и нечистота не должны даже именоваться среди них, как прилично святым (Еф. 5:3).

1Фес.4:6. Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

Кто блудит – грешит против своего тела, но кто прелюбодействует – грешит не только против своего тела, но и против ближнего своего, поскольку оскверняет супругу брата своего. Поэтому прелюбодеяние – это грех более страшный, чем блуд: прелюбодей виновен и перед братом своим. Всеведущий, Всесильный и Милостивый Господь воздает по достоянию за этот большой грех скорбями, болезнями, мучениями, и даже смертью. Евангелие Всеблагого и Всемилостивого Бога есть одновременно и Евангелие Праведного Бога, Который не оставит нераскаянного греха без наказания.

Прелюбодеяние есть злая, сатанинская сила, которая втягивает человека в царство зла, и если он не противостоит ей благодатью покаяния, то эта сила потопит человека во зле. Но до тех пор Господь испытывает прелюбодея посредством мучений, болезней, разных скорбей, напоминая ему о его грехе, который всегда остается человекоубийством, до тех пор пока грешник не покается и не освободится окончательно от этого страшного порока.

Человек наказывается за всякое зло и всяким злом, какое он совершает. И когда это зло велико, как велик грех прелюбодеяния, тогда и наказание бывает большим. Какое же это наказание? Удаление от Бога Живого! Люди, накопившие большие грехи, в действительности следуют путем диавола, если не раскаются, поскольку каждое зло затягивает человека в свое царство, которое есть мука вечная! Если человек не противостоит злу благодатью покаяния, верой, молитвой, постом, самоумерщвлением, тогда это зло приведет его к муке вечной! Зло по своей природе оскверняет человека, и мы, люди, хоть и сотворены по образу Божию, но лишаемся добра по причине греха, который всем своим существом происходит от греха и совершается ради греха.

1Фес.4:7. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

Господь и Бог Иисус Христос, Богочеловек, сошел на землю и жил среди нас, чтобы призвать нас к божественной жизни, к жизни в Боге. И эта жизнь вся состоит из добра и не имеет в себе ни малейшего зла. В личности Богочеловека Христа человеческие глаза впервые увидели, что зло и добро не имеют между собой ничего общего и зло никогда не может стать добром, а добро – злом. Таково божественное добро: вся его природа противна злу и никогда не может сообщиться с ним, как и свет не может сообщиться с тьмой. Вся личность Господа Иисуса Христа, вся Его жизнь и все Его Евангелие есть не что иное как неумолкающее призывание людей в это божественное добро, которое становится их светом и их жизнью. Господь Иисус Христос как Богочеловек учит человека только божественному добру и только к нему всегда призывает, поскольку с водворением божественного добра в себе и окружающем мире человек побеждает зло как в себе, так и вокруг себя.

Богочеловек есть совершенный пример Человека, в Котором в совершенной мере осуществилось божественное добро. И таким образом открылся совершенный пример святости. Он всем Своим существом, всем Своим учением, всей Своей жизнью, Своим Воскресением, Крестом, Вознесением призывает человека к этой святости.

Мы, христиане, если действительно принадлежим Христу, обязаны быть святыми во всей нашей жизни: По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках (1Пет. 1:15). Ради святой жизни нам даруются божественные блага рая: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2:9). Но и более того, нам дарован Сладчайший Господь Иисус Христос, единый истинный Бог, а с Ним все, что Он имеет, чего мы нашим ограниченным умом и постичь не можем. Свидетельством этому – все Его Евангелие, Его Церковь.

1Фес.4:8. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.

Тот, кто отвергает это, не человека отвергает, а Бога, поскольку только Он как истинный Бог мог даровать это людям, – только Он как Богочеловек, и никакой человек, кем бы он ни был. Вы являетесь свидетелями этого, поскольку он вам, христианам Фессалоник, дал Святаго Духа через Святое Крещение и через другие Святые Таинства и добродетели. С Ним и вы спаслись от греха и тирании всякого зла и узнали силу Божественного добра, и сладость Святого Евангелия, и власть Всесвятаго Духа – да, власть Святаго Духа, противную власти духов злобы. Дух Святый наполняет вас святостью, благими помыслами, чувствами и расположениями, посредством которых Он спасает от всякой духовной смерти, от порабощения грехам и сквернам. Ведь грехи сковывают человека в мрачных темницах душевной смерти, так что человек становится бессильным сделать что-либо святое и богоугодное. Только когда человек пробуждается от душевной смерти через покаяние, он начинает жить новой жизнью по Богочеловеку благодатью Духа Святаго и уже не живет своими любогреховными желаниями и наклонностями.

1Фес.4:9. О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга.

Свидетельство святой жизни – святая любовь, ведь святая жизнь становится явной через любовь. В первую очередь любовь, поскольку Бог есть любовь (1Ин. 4:8). Первое, что человек выносит из духовно-благодатного общения с Богом, это Его человеколюбие, которое вызывает в его сердце боголюбие. Любя человека, Бог Своей любовью делает любвеобильным и самого человека, поскольку христианин человеколюбие Божие превращает в любовь к Богу.

Господь Иисус Христос, воплощенный Бог любви, учит нас божественной любви всем Своим существом, всей Своей жизнью и всем Своим Евангелием! Эта божественная любовь сначала открывается как любовь к Богу, а затем вырастает в любовь к ближнему. Бог любви открывает нам, открывает каждому человеку вечное божественное достоинство, существующее в ближнем. Воплощенный через крещение в каждом крещеном Господь Иисус Христос наполняет его существование Своей божественной любовью в первую очередь через Святое Причастие. Обязанность каждого христианина состоит в том, чтобы передать эту божественную любовь своему ближнему.

Каждый христианин должен превратить в человеколюбие, в жертвенную любовь к братьям эту божественную любовь с помощью святых добродетелей: веры, надежды, молитвы, поста, смиренномудрия, целомудрия, терпения. И как для Бога любви естественно любить людей, так и для Его последователей естественна любовь к другим людям! Эта святая богочеловеческая любовь отличает христиан от всех других людей: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой (Ин. 13:34–35). Ведь что есть христианин? Это человек, живущий со Христом и во Христе. И живя так, он, само собой разумеется, любит Бога всем своим сердцем и душой, а ближнего, как самого себя (см.: Мф. 22:37). Любовь ко Христу всегда проявляется как человеколюбие, поскольку как Господь Иисус Христос есть единый Человеколюбец, согласно со словами православных богослужебных книг, так и христианин должен быть праведным и человеколюбивым в человеческом роде! Но почему Христос есть единый Человеколюбец? Потому что Он спас человека от его вечных и главных врагов: греха, смерти и диавола. И, таким образом, христианин ради Христа становится истинным человеколюбцем, поскольку и он посредством любви спасает ближнего от тех же врагов, от всего греховного, смертного и диавольского, ибо это и есть евангельская любовь и святое человеколюбие. Эту любовь дает и этой любви учит только воплощенный Бог любви, Господь Иисус Христос! Ведь несомненна евангельская истина: кто любит Бога, тому дано знание от Него (1Кор. 8:3). Итак, только благочестивый человек может стать праведным человеколюбцем, поскольку от боголюбезного благочестия и боголюбия рождается истинное и святое братолюбие: в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (2Пет. 1:7).

1Фес.4:10. Ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать.

Святое братолюбие – характерная черта христиан. Святое боголюбие приводит их к братолюбию. Человек, любящий воплощенного Бога, не может не любить и брата своего, ради которого Бог воплотился, вочеловечился! Человеколюбивый Бог, Который из любви стал человеком, всегда руководит и направляет людей к этому человеколюбию. Это основное, чему учит Господь христиан.

Но вам, христианам Фессалоник, не надо и писать особо о человеколюбии, поскольку вы научились от Бога иметь любовь между собой. Эту любовь вы проявляете ко всем братьям в Македонии. И действительно, то, что вы научились этой любви от Господа, подтверждается вашим отношением к братьям в Македонии. Эта любовь – проявление христианской жизни, и поскольку любовь по своей природе безгранична и вечна, то христианин должен поучаться в ней непрерывно, хоть полностью он ее никогда не постигнет. Конечно, сколько бы ни имел человек любви, ее всегда будет мало, поскольку она бесконечна, безгранична и совершенна! Христианин должен непрестанно понуждать себя к большей любви, в чем и состоит его духовное преуспеяние. Любовь безмерна, бесконечна, поскольку исходит от Совершенного Бесконечного Бога, Который (Отец, Сын и Святый Дух) есть любовь (1Ин. 4:8). И эта любовь возрастает в нас посредством веры, молитвы, поста, смиренномудрия, терпения и остальных евангельских добродетелей. Кроме того, эти святые добродетели свидетельствуют о возрастании любви: где они есть, там любовь процветает и плодотворит.

1Фес.4:11. И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам.

Первый плод святой любви – это радость и мир Божий, мир с людьми ближними и дальними. Этот мир заключается в святом человеколюбии! Кто любит людей посредством святой любви, старается примириться со всеми. Человек, любящий Христа, всегда горит деятельностью и не порабощается бездельем, поскольку дело доставляет ему радость. Поэтому мы просим вас, братья, усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам. Христиане должны быть неустанными в подвиге и труде, поскольку этим они стяжают вечную жизнь и блаженство! Поэтому и малое действие имеет вечное достоинство, ведь наша вечность пополняется не только телесными делами, но и каждым расположением, взглядом, желанием и намерением нашим.

Все это христианин должен сделать святым, чистым и почтенным, зная, что за каждый помысл, за каждое слово и дело он даст ответ Всеведущему Господу в день Страшного Суда. И через самые незначительные дела, невидимые движения души и совести христианин действует или для вечности или против нее. О, как должны мы быть внимательны к этому подвигу!

1Фес.4:12. Чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.

За нами, христианами, внимательно наблюдают нехристиане. Если мы не будем отличаться от них святостью жизни, то чем привлечем их к христианству? Но более того, мы можем своим непристойным поведением удалить от Господа Иисуса Христа и тогда станем не спасителями человеческих душ, а убийцами. Мы должны вести себя, как подобает христианам, а это значит быть святыми в каждом деле и подвиге и стараться приобрести необходимое как для нашей телесной жизни, так и для душевного спасения. Поэтому мы должны поступать благоговейно, благоприлично и благородно перед теми, кто находится вне Церкви.

1Фес.4:13. Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.

В чем состоит человеческая жизнь? Это знают только те, кому известно, что такое смерть. А что такое смерть, знают только те, кому известно, что такое Воскресение. Они знают о Воскресении Господа Иисуса Христа от гроба, о Его Вознесении на небо, о Его деятельности в Церкви и что Он, как Воскресший Господь, есть Вечный Победитель смерти. Только с Воскресением Христовым стало явным таинство смерти, открылась его природа и исчезло его безобразие. Да, смерть с Воскресением Христовым умерла и теперь мертва; для нас, христиан, смерть мертва. И благодаря Воскресшему Господу Иисусу Христу, мы стали сильнее смерти сейчас, и всегда, и во все века. С Воскресением Спасителя мы очень хорошо узнали таинство смерти и таинство жизни – и не только земной, но и небесной, вечной жизни.

Что такое жизнь, не знают безбожники и неверующие во Христа, поскольку они не знают, что такое смерть и что такое Воскресение. Или, лучше, они не знают, Кто такой Христос. Но только Богочеловек Христос дает человеку совершенное знание о жизни и смерти; Он решает эти неразрешимые проблемы, отвечает на эти два безответных вопроса и раскрывает эти два непостижимых таинства. Воскресение Христово – это один глаз, Вознесение – другой, и этими двумя глазами вы можете увидеть жизнь и смерть, постигнуть, в чем состоят их таинства.

Только мы, христиане, знаем, благодаря Богочеловеку, что такое человек, откуда он, как существует, куда направляется, когда уходит из жизни. В земной жизни, в смерти и после смерти мы твердо держимся за Христа посредством веры, любви, молитвы и всякой добродетели, творимой ради Него.

Тот, кто умирает с верой в Воскресшего Господа, в действительности посылает душу свою в глубокий сон, который продолжится до дня Всеобщего Воскресения, пробуждения от смерти и Страшного Суда, – ведь с Воскресением Христовым смерть стала сном для человеческого тела, и мы, христиане, знаем, что наши мертвые – это в действительности усопшие и по телу, из которого вышла святая душа, чтобы ожидать Дня Судного. Тела спят до Всеобщего Воскресения и восстанут по зову Господа Иисуса Христа, Воскресшего Богочеловека, единственного Победителя смерти, Который и мертвых пробудит от сна смертного, как воскресил, живя на земле, четверодневного Лазаря и дочь Иаира, и сына вдовицы Наинской. Наши мертвые называются усопшими, поскольку восстанут в день Всеобщего Воскресения.

Человек не умирает, но тело его погружается в глубокий сон. В этом состоит наше упование, знание, истина и жизнь. Только для безбожников человек умирает совершенно, после смерти нет жизни, но мрак, тлен и зловоние. Является ли настоящей жизнью такая жизнь, которая заканчивается смертью? Это не жизнь, а непрестанное умирание. Когда умирают нехристиане, то следует скорбеть о них, поскольку они умирают без надежды. А христиане? Христианам не подобает скорбеть о своих усопших, как остальным, не имеющим упования воскресения. Но в некоторой степени естественно скорбеть об умерших даже для христиан, поскольку они расстаются, хоть и временно. Печаль естественно присуща смерти, несмотря на то что Своим Воскресением чудный Господь превратил скорбь в радость, которой никто не может отнять. Бессмертная душа оставляет земное тело на земле: разлучение загадочное и грустное, и она одна попадает в бессмертие, предназначенное ей от Господа. О, как необходимо, чтобы наши молитвы сопровождали душу в ее таинственном шествии в иной мир!

Господь плакал об умершем друге Лазаре и этим освятил наш плач об умерших как плач о таинстве смерти, скорбном по причине греха и смерти, а не как плач потерявших надежду вновь увидеться со своими умершими близкими. Вы можете иметь печаль о смерти, но не такую, как у безбожников, не имеющих упования. Как не скорбеть, когда живое тело становится мертвым, когда ходивший бездвижен, говоривший безгласен, когда глаза не видят, уши не слышат и все члены бездейственны? Разве это не то тело, которое еще так недавно было жилищем невидимого духа? То, что было невидимо, ушло, а осталось лишь видимое. Здесь есть над чем скорбеть, но и для этой скорби есть свое утешение. Какое? Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут (1Фес. 4:16). Да престанет скорбь там, где существует такое утешение!

Почему мы боимся смерти? Может, потому, что она горькая? Но Христос прошел этим путем (блж. Августин). Вспомните апостольские слова и не скорбите о своем умершем друге, как безбожники, не имеющие упования. Ведь если мы верим в Воскресение Христово, то верим и в воскресение тех, ради кого Христос умер и воскрес. Зачем плакать о том, кто вернется? Ведь он не мертв, а лишь путешествует. Вы не можете плакать о том, кто немного раньше ушел от вас и на встречу с кем вы торопитесь.

1Фес.4:14. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

Верой в Воскресшего Господа, Победителя смерти, мы, христиане, становимся сильнее смерти, поскольку наша надежда на Воскресение более сильна, чем смерть.

И смерть, и Воскресение Христово были не ради Него, а ради нас, людей, для нашего спасения. Господь Иисус Христос умер за нас Своей человеческой природой и уничтожил Своей смертью человеческую природу смерти. Ведь Его тело, которое всегда находилось в ипостасном союзе с Божеством, уничтожило смерть посредством Божества, находящегося в нем. Так и Его душа, которая всегда была в ипостасном союзе с Его Божеством, сошедши во ад, уничтожила его посредством Божества, находящегося в ней.

Таким образом, и ад, и смерть были уничтожены Богочеловеком Христом ради нас, людей, и с Него, нового Адама, начался новый человеческий род. Но эту победу над смертью и адом Человеколюбец Спаситель соделал нашей собственностью, основав Церковь Свою, в которой Сам Он пребывает, так, чтобы любой верующий в Распятого и Воскресшего Господа стал сочлененным Его богочеловеческому Телу и причастным всем божественным благам и силам.

Своею смертью Господь соделался Владыкой душ умерших, Властелином душ в вечной жизни. И мы, христиане, если и живем, то для Воскресшего Господа, если умираем, то для Воскресшего Господа (когда Он этого хочет). Так что живем ли мы или умираем, Господни есмы. Поскольку все должно совершаться для Христа: живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем; и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим. 14:8–9). После смерти и Воскресения Богочеловека Христа мы уже не свои, а Божии, поскольку никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя (Рим. 14:7). Когда мы умираем, то знаем, что предаем тело во временный сон до Всеобщего Воскресения мертвых. Умирая на земле, мы умираем с верой в Воскресшего Иисуса, умираем в Иисусе, Который, являясь Воскресением и Жизнью, и наше тело, уснувшее сном смерти, возбудит, воскресит во Всеобщее Воскресение, и дарует нам жизнь вечную в воскрешенном теле и вечной душе, которые соединятся навсегда.

Ведь что есть смерть для тех, кто умирает с твердой верой в Воскресшего Господа Иисуса Христа? Ничто другое, как сон. Действительно, те, кто умирает с этой верой, находятся во временном сне, преставляются верой; находясь во временном сне, они преставляются к Воскресшему Господу, Который есть Глава Церкви, единственной подательницы Воскресения в человеческом роде. Да, Церковь Христова предуготовляет тела христиан к радостному светлому Воскресению во Второе пришествие Христа!

1Фес.4:15. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших.

Это пришествие Господне – святое таинство, открытое нам. Мы сами ничего не знаем, но только то, что говорим. Есть слово Господне, по которому прежде восстанут усопшие, хоть некоторые из нас будут еще живы. Господь придет судить живых и мертвых: живых – тех, кто ко Второму пришествию Его будет еще жив, а мертвых – тех, кто воскреснет из мертвых! Иными словами, Он будет судить всех людей. О дне и часе Второго пришествия не знает никто, кроме Отца Небесного. Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1:7). Несомненно, что наше Евангелие, то есть Евангелие Спасителя и все Его истины достигнут Страшного Суда, и Господь ко Второму пришествию найдет на земле живых христиан.

И мы, христиане, живущие на земле сейчас, живем Его Святым Евангелием, поскольку мы благодатью Господней таинственным образом живем один в другом, каждый во всех и все в каждом, составляя единое богочеловеческое Тело, Церковь Христову. Те, кто окажется живым ко Второму пришествию Господню, увидят то, что мы сейчас принимаем верой: Господь воскресит умерших, и затем все мы примем праведное Его решение на Страшном Судилище Божием.

1Фес.4:16–17. Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

Сам апостол Павел разъясняет: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1Кор. 15:51–52). Те, кто будет жив ко Второму пришествию Спасителя, изменятся, их тела станут нетленными. Иными словами, все, что есть в них тленного, погибнет, и они непостижимым для человеческого ума образом избегут осуждения смерти и станут измененными подобно тем, кого Господь воскресит от мертвых, поскольку все получат нетленные тела, и после Страшного Суда все мы будем восхищены на небо и всегда будем с Господом. Ясно, что мы, христиане, знаем путь от смерти к бессмертию, от временного к вечному. Все на этом пути исходит от Воскресшего Господа Иисуса Христа и от нашего отношения к Нему: от веры в Него и жизни по Его Евангелию.

Верой в Воскресшего Господа и жизнью, происходящей от этой живодательной веры, мы, живя на земле, в действительности находимся на небесах. Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все (Флп. 3:20–21). Поскольку то, что Спаситель как Бог дал Своему воскресшему и вознесшемуся телу, Он даст и нам, даст всему человеческому роду, соделав причастниками Божеского естества (2Пет. 1:4) посредством благодатной евангельской жизни в Господе нашем Иисусе Христе, Воскресшем Спасителе и Единственном Победителе смерти, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9), чтобы и вы имели полноту в Нем (Кол. 2:10).

1Фес.4:18. Итак утешайте друг друга сими словами.

Таково Евангелие Воскресшего Господа Иисуса Христа, не от человека, но все от единого Богочеловека, единого истинного Бога. Поэтому утешайте друг друга этими словами, ведь это не наши человеческие слова, а слова Божии, возвещенные в Его Святом Евангелии для благовествования всему человеческому роду, чтобы спасти его от греха, смерти и диавола. Так, братия, вы имеете в Господе Иисусе Христе утешение на протяжении всей своей жизни, от колыбели до гроба, от гроба до Всеобщего Воскресения, а от Всеобщего Воскресения – во всю вечность в Сладчайшем Господе Иисусе.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на второе послание к Фессалоникийцам – Глава 1 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами – Толкование на Апостол из первого послания Апостола Павла к Коринфянам, читаемый в тридцать четвертую неделю блудного (1Кор.6:12–20) архиепископ Никифор (Феотокис)

3. Толкование на послание к Титу – Послесловие святитель Феофан Затворник

4. Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла преподобный Иустин (Попович), Челийский

5. Толкование на пророка Осию – Глава 14 святитель Кирилл Александрийский

6. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 43 архиепископ Ириней (Клементьевский)

7. Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии – Беседа 5. На слова пророка Исаии: святитель Иоанн Златоуст

8. Толкование на Псалмы – Псалом 61 епископ Палладий (Пьянков)

9. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие – Толкование св. Писания профессор Сергей Леонтьевич Епифанович

10. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол – Третье Послание Апостола Иоанна. профессор Александр Васильевич Иванов

Комментарии для сайта Cackle