Библиотеке требуются волонтёры
Азбука веры Православная библиотека Иван Михайлович Андреевский Краткий обзор истории русской Церкви от революции до наших дней

Краткий обзор истории русской Церкви от революции до наших дней

Источник

Часть I. Церковь в России.

Положение Церкви после смерти патриарха Тихона.

Скончавшийся 25 марта (в день Благовещения) 1925 г. патриарх Тихон оставил завещание (от 25/XII-1924 г. – 7/I-1925 г. н. ст.), которым он назначил себе трех преемников: митрополита Кирилла, митрополита Агафангела и митрополита Петра, в зависимости от того, кто из них окажется на свободе, чтобы стать местоблюстителем патриаршего престола.

Так как по св. канонам Православной Церкви (Антиохийское 23) «епископу не дозволяется вместо себя поставлять другого в преемники себе, хотя бы он был и при конце жизни», а полагается «поставлять не иначе разве с собором и по суду епископов, имеющих власть призвати достойного», – и т. к. по Установлению Русской Поместной Церкви, местоблюститель патриаршего престола д. б. избран соединенным присутствием Синода и Совета и обязательно из среды членов Синода (Опред. 28/VII – 10/VIII-1918 г.) – то завещание патриарха с назначением себе преемником одного из трех вышеуказанных кандидатов – вызвало вполне законное смущение Епископата.

Членом Синода был, по избранию Собора, только один митрополит Кирилл. Но он был в ссылке. Отсутствовали и оба учреждения (Синод и Совет), которые могли бы избрать местоблюстителя.

Ввиду отсутствия и митрополита Агафангела (также находившегося в ссылке) и наличия на свободе только одного митрополита Петра (третий кандидат, указанный патриархом) – последний и стал местоблюстителем патриаршего престола. Чтобы не нарушить св. каноны, требовавшие назначения местоблюстителя собором Епископов, назначение м. Петра было утверждено особым актом (12/IV 1925 г.), подписанным более, чем 50-тью епископами, заявившими, что «почивший Патриарх при данных условиях не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемственной власти».

Митрополит Петр вступил в Управление Церковью 12 апреля 1925 г.

Несмотря на давление Сов. власти, м. Петр категорически отказался подписать какую-либо Декларацию, угодную правительству.

10 декабря того же 1925 г. м. Петр был арестован и сослан в ссылку, где и скончался чрез 11 лет, в 1936 г.

Согласно завещания митрополита Петра, заместителем своим он назначил: 1) митроп. Сергия Нижегородского (по фамилии Страгородский), а если он не сможет, то митроп. Михаила (экзарха Украины) или архиепископа Ростовского (позднее митрополита Петроградского) Иосифа.

Митрополит Сергий не смог сразу выехать из Нижнего Новгорода в Москву. Этим воспользовался архиепископ Екатеринбургский Григорий для захвата власти. 1-го февраля 1926 г. он посетил митр. Петра в тюрьме и просил поручить управление Церковью Коллегии, под председательством самого архиепископа Григория, т. к. якобы, все заместители, назначенные митр. Петром, лишены возможности управлять Церковью. Обманув м. Петра, он получил от него полномочия и основал свой церковный совет.

Вышедший из тюрьмы митр. Агафангел (назначенный патр. Тихоном 2-м кандидатом на пост местоблюстителя) – тоже предъявил свои права на местоблюстительство.

Митрополит Сергий, после своего особого обращения к епископату от 11/24 мая 1926 г., получил его поддержку и утверждение. После этого митроп. Агафангел сам подчинился митроп. Сергию и отказался от своих прав. Архиеп. Григорию тоже пришлось прекратить свою авантюру пред лицом канонически правильно утвержденного заместителя местоблюстителя патриаршего престола.

27-го ноября 1926 г. митроп. Сергий был арестован и временным заместителем местоблюстителя патриаршего престола стал архиепископ Серафим Угличский (Самойлович).

Архиепископ Серафим категорически отказался написать требуемую Сов. правительством Декларацию и принять условия легализации церковного управления. Свой отказ архиеп. Серафим мотивировал тем, что он «не считает себя полномочным решать основные вопросы принципиального характера без находящихся в заключении иерархов».

В предвидении тяжелого будущего положения Русской православной Церкви, св. Патриарх Тихон, еще 7/20 ноября 1920 г. издал «Постановление св. патриарха Тихона, священного Синода и Высшего Церковного Совета Правосл. Российской Церкви» за № 362. В этом «постановлении» говорилось следующее: «В случае, если священный Синод и Высший Церковный Совет по каким-либо причинам прекратят свою церковно-административную деятельность, епархиальный архиерей за разрешением дел обращается непосредственно к святейшему патриарху или к тому лицу или учреждению, какое будет св. Патриархом указано»...

«В случае, если епархия окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление, во главе со св. Патриархом, почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти... В случае невозможности этого, епархиальный архиерей воспринимает на себя всю полноту власти».

Гонения на церковь заставили проводить в жизнь это постановление.

В свое время, после ареста патр. Тихона, м. Агафангел 5/18 июня 1922 г. обратился к епископам так: «Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри! Лишенные на время высшего руководства, вы управляйте теперь своими епархиями самостоятельно, сообразуясь с Писанием, священными канонами, впредь до возстановления Высшей Церковной власти, окончательно решайте дела, по которым прежде испрашивали разрешения священного синода, а в сомнительных случаях обращайтесь к нашему смирению».

После ареста митроп. Сергия, архиеп. Серафим Угличский, обратился 16/29 декабря 1926 г. к епископату: «Умоляю собратьев епископов помочь мне нести тяжкий и ответственный крест управления Русской Церковью; я прошу сократить переписку и сношения со мной до минимума, предоставляя все дела, кроме принципиальных и обще-церковных, как напр. избрание и хиротония во епископы, решать окончательно на месте».

После смерти патр. Тихона, ради облегчения страданий Церкви шедшего на ряд уступок и компромиссов с Сов. властью, но не уступавшего духовную свободу Церкви, – Сов. Правительство начало еще более усиленно принуждать иерархов, возглавлявших Церковь, идти на соглашение с безбожной властью и отдать ей свободу Церкви. Взамен, Сов. власть обещала дать легализацию Церкви, с предоставлениемь права издания журнала. Понимая, что для православного населения авторитетом могут быть только строго-канонически правильно поставленные иерархи, Сов. власть решила во чтобы то ни стало принудить кого-либо из высоко-авторитетных иерархов издать желательную власти Декларацию.

Св. Патриарх такой вполне удовлетворяющей Сов. власть Декларации не издал. Митроп. Петр также отказался от этого, за что и пошел в ссылку, где и скончался (в 1936 г.). Митроп. Сергий в 1926 г. издал приемлемую для правосл. населения, но не удовлетворяющую Сов. власть Декларацию, за что и был арестован. Архиеп. Серафим Угличский также от издания Декларации отказался. Имеются сведения, что и митроп. Кирилл и митроп. Иосиф имели предложения написать необходимую Сов. власти Декларацию, но также отказались.

Но вот, выпущенный из тюрьмы (17/30 III 1927 г.) митроп. Сергий 16/29 июля 1927 г. выпустил Декларацию необходимую Сов. власти.

Вступительная статья в газете «Известия» (официоз Сов. власти), предваряющая эту Декларацию митроп. Сергия и характеризующая ее, гласит: «Дальновидная часть духовенства (т. е. обновленцы) еще в 1922 г. вступили на этот путь».

В «Декларации» требовалось показать, что «Церковные деятели» – «с нашим народом и нашим правительством»; требовалось «не на словах, а на деле показать», что «верными» гражданами советского союза» могут быть и «самые ревностные приверженцы православия»; требовалось «сознавать Сов. союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи».

В Декларации предлагалось выразить «всенародную благодарность Сов. правительству за внимание к духовным нуждам православного населения».

Декларация эта вызвала глубочайшее потрясение всего православного мира.

Со всех концов русской земли раздались голоса протеста духовенства и мирян.

На имя митроп. Сергия посыпалась масса «Посланий», в копиях распространяемых по всей стране. Авторы «Посланий» умоляли м. Сергия отказаться от выбранного им гибельного лути.

Послания были написаны из разных епархий: Петроградской, Московской, Киевской, Черниговской, Ярославской, Костромской, Вятской и мн. др., из Сибири, из Соловецкого концлагеря и т. п.

По количеству и по духовному удельному весу протестующих можно было судить об объеме, глубине и нравственной силе протеста.

В числе протестующих были самые замечательные церковные деятели России: митроп. Петр, арестованный и сосланный, но не отказавшийся от своих прав законный первосвятитель Русской православной церкви, местоблюститель патриаршего престола; митрополит Агафангел, старший иерарх Рус. Церкви, бывший заместитель Патриарха; митрополит Кирилл Казанский, первый кандидат на местоблюстительство, намеченный св. патр. Тихоном; митроп. Иосиф Петроградский, кандидат в заместители митроп. Петра; архиепископ Серафим Угличский, бывший заместитель патриаршего местоблюстителя; архиеп. Иларион (Троицкий) знаменитый сподвижник патриарха Тихона; архиеп. Пахомий Черниговский, архиеп. Прокопий Херсонский; еп. Виктор Глазовский, еп. Варлаам Пермский; еп. Евгений Ростовский; еп. Дамаскин Глуховский, еп. Василий Прилукский; еп. Алексий Воронежский; еп. Иерофей Никольский; еп. Иларион викарий Смоленский; еп. Димитрий Гдовский; еп. Сергий Нарвский; еп. Максим Серпуховской; еп. Павел Новомосковский; епископы: Гавриил, Аверкий, Нектарий, Феодор, Филипп, Стефан, Петр и друг. епископы, находившиеся в ссылках и концлагерях.

Среди протестующих были и замечательные представители священства, богословы-профессора и церковно-общественные деятели: знаменитый богослов и философ проф. Моск. Дух. Акад. о. Павел Флоренский, проф. Моск. Дух. Акад. о. Феодор Андреев, бывш. президент Петербург. Религиозно-Философского О-ва, знаменитый рус. философ проф. С. А. Аскольдов, философ А. А. Мейер, проф. Петербургск. Дух. Акад. А. И. Бриллиантов, известн. изд. Религиозно-Нравствен. б-ки проф. М. А. Новоселов; проф. Моск. Консерват. философ А. Ф. Лосев; проф.-психиатр В. Н. Финне, диакон-доцент Петерб. Университета В. В. Финне, проф. Петрогр. Универ-та Д. И. Абрамович и В. Л. Комарович; профессора Военно-Юридическ. Акад. С. С. Абрамович-Барановский и А. Н. Колосов, философ доктор М. Н. Маржецкий, о. Василий Верюжский, о. Сергий Тихомиров, о. Валентин Свентицкий, о. Александр Сидоров, о. С. Мечов, о. Викторин Добронравов, о. Никифор Стрельников, о. Николай Прозоров, о. Александр Кремышанский, о. Николай Пискановский, о. Сергий Алексеев, о. Анатолий Жураковский, игум. Варсонофий (Юрченко), протоиерей Григорий Селецкий, протоиер. Антоний Котович и мн. др.

После целого потока таких «посланий»-протестов, начались нескончаемые вереницы делегаций с мест, со всех концов России, к митроп. Сергию в Москву.

Одной из таких безчисленных делегаций была и историческая Делегация Петроград. епархии, возглавляемая еп. Димитрием Гдовским, прибывшая в Москву 27 ноября 1927 г. Делегация привезла письма от епископата (подписанное 7 епископами), от священства (подписанное лучшими представителями Петр. духовенства) и от мирян (подписанное многими научными работниками Ак. Наук, Университета, Военно-Медицинск. Ак. и др. научных и учебных заведений).

Представители разных епархий со всех сторон России, приезжая к митроп. Сергию, часто на коленях, рыдая, умоляли его исправить роковую ошибку. Из тюрем, ссылок и концлагерей дошел до митроп. Сергия протестующий голос исповедников и мучеников.

Митроп. Сергий, нарушив основной православный церковный закон, основу основ св. православных канонов (34-е апостольское правило, по которому первый епископ ничего не должен творить без разсуждения всех прочих епископов), отказался, устно, письменно и печатно, внять голосу протестующих и обрушился на несогласное с ним духовенство с самыми страшными прещениями, квалифицируя всех несогласных с его «новой церковной политикой» – «контр-революционерами»; предавая их тем самым на растерзание органам Г. П. У.

Петроградская делегация 27/XI-1927 г. (епископ Димитрий Гдовский, протоиерей Викторин Добронравов, проф. И. М. А. и С. А. А) привезла из Москвы письменный ответ от митроп. Сергия, где последний категорически отказывался от перемены курса «новой религиозной политики» и настаивал на необходимость сотрудничества Рус. Правосл. Церкви с Сов. властью.

После этого начался раскол церкви 1927 г. Ряд епархий, возглавляемых своими архипастырями, стал отходить от митр. Сергия и его «Синода», учинивших новый обновленческий раскол созданием Советской Церкви, служащей интересам богоборческ. Сов. Государства.

Первыми отложились Петроградцы – еп. Димитрий Гдовский и еп. Сергий Нарвский со своими паствами, написав 14–16 дек. 1927 г. специально мотивированное послание митроп. Сергию.

Затем подобное же послание с мотивами своего отхода написали: митроп. Агафангел, архиеп. Серафим Угличский, митроп. Иосиф Петроградский, архиеп. Варлаам бывш. Пермский, еп. Евгений Ростовский (6/II 1928 г.).

22/XI 1927 г. отложилась Глазовская епархия, возглавляемая еп. Виктором.

9/I 1928 г. отложился Управляющий Воронежской Епархией еп. Козловский Алексий со своей паствой.

12/I отложился Иерофей, еп. Никольский со своей паствой.

30/XII 1927 г. отложились Серпуховское духовенство и миряне.

В разное время отложились и прервали общение с митроп. Сергием: митроп. Кирилл, архиеп. Пахомий; епископы: Дамаскин, Василий, Иларион (Викарий Смоленский), Максим (Серпуховской), Аверкий, Нектарий (Трезвинский) и мног. друг., со своими паствами, написав митроп. Сергию мотивированные послания.


Источник: Краткий обзор истории Русской церкви от революции до наших дней / И.М. Андреев. - Jordanville (N.J.) : Holy Trinity monastery, 1951. - 180, [2] с. : ил., портр. / Положение Церкви после смерти патриарха Тихона. 47-52 с.

Комментарии для сайта Cackle