Азбука веры Православная библиотека протоиерей Василий Верюжский

протоиерей Василий Верюжский

История Поместных Православных Церквей

История Русской Православной Церкви

Слова

протоиерей Василий Верюжский

протоиерей Василий Верюжский (30.07.1874–28.02.1955)

Биография

Протоиерей, профессор, доктор церковной истории.

Родился в селе Чекуево Мардинской волости Онежского уезда Архангельской губернии, в семье священника.

Окончил Архангельское духовное училище и в 1894 году Архангельскую духовную семинарию.

В 1894 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где с особенным интересом занимался у профессора Ивана Саввича Пальмова (1856-1920), специализируясь по кафедре истории славянских Церквей.

В 1898 году окончил Академию со степенью кандидата богословия.

Научный интерес В.М. Верюжского определился ещё во время обучения в Академии, но кроме приобретения чисто теоретических знаний необходимо было самому исследовать интересующий вопрос, лично познакомиться со славянским миром. Так поступали все корифеи русской богословской и церковно-исторической науки. И.С. Пальмов, учитель и научный руководитель Верюжского, объехал многие страны Европы, побывал на Афоне и в Константинополе, где исследовал библиотеки и архивы.

С 1898 по 1900 год В.М. Верюжский преподавал в Самоковском духовном училище (Болгария) сравнительное богословие, логику, психологию и историю философии.

Интересно то, что город Самоков был центром протестантской проповеди в Болгарии. Американские методисты имели там мужскую и женскую гимназии для обучение болгар, естественно, преследуя цели прозелитического характера. Им в противодействие и было создано православное богословское училище. За время работы в Болгарии М.В. Верюжский, изучая римо-католическую и протестантскую пропаганду, написал статью на русском и болгарском языках «Очерки из истории римо-католической и протестантской пропаганды в Болгарии», которая была опубликована как в болгарском «Церковном вестнике» за 1901 год, так и в русском «Церковном вестнике» за 1903 год.

Вернувшись в Россию, М.В. Верюжский углубился в научную работу, плодом которой стал ряд интересных статей по истории Холмогорской епархии и истории церковного раскола на русском севере в XVII веке. Свои статьи он публикует в академическом богословском журнале «Христианское чтение». Ряд своих статей о современном положении Поместных Православных Церквей он поместил в «Церковных ведомостях».

28 мая 1908 года после успешной защиты диссертации на тему «Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые двадцать лет её существования и вообще Русской Церкви в конце XVII века» он был утвержден в степени магистра богословия. Сама диссертация вышла в 1908 году в Санкт-Петербурге отдельным изданием. В том же году работа молодого ученого была удостоена Макарьевской премии. Отзыв на соискание премии дал профессор, академик Академии Наук Н.К. Никольский.

С 1901 по 1903 год - помощник инспектора Санкт-Петербургской духовной семинарии, с 1903 по 1913 год - преподает в Санкт-Петербургской духовной семинарии сравнительное богословие и историю и обличение русского раскола. Одновременно он являлся библиотекарем фундаментальной семинарской библиотеки. За свои труды в области духовного образования В.М. Верюжский был награжден орденом святой Анны III степени.

13 октября 1909 года он принимает сан священника и становится иереем церкви Воскресения Христова на Екатерининском канале Петербурга («Спаса на крови»).

Несмотря на сложную пастырскую деятельность и дополнительную загруженность, молодой иерей не оставляет научной и педагогической работы. В 1913-1918 годы занимал кафедру истории славянских Церквей в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1913 году он становится доцентом этой кафедры.

В 1915 г. удостаивается звания экстраординарного профессора. Высокому научному и преподавательскому уровню профессора способствовало знание им греческого, латинского, французского и немецкого языков.

Особым событием в научной деятельности профессора-протоиерея Верюжского стало его участие в работе Комиссии по научному изданию славянской Библии (Библейской Комиссии) при Петроградской духовной академии в 1915 - 1918 годах.

29 апреля 1916 года он возведен в сан протоиерея.

В 1920-1923 гг. является профессором в Богословском институте Петрограда по кафедре Истории славянских Церквей. Он также работал старшим архивистом в Главархиве.

В 1923 году протоиерей Василий Верюжский отказался перейти в обновленчество. За «нежелание быть в единение с Петроградским ЕУ» он был в июне 1923 года указом обновленческого епископа Лужского Артемия (Ильинского) уволен с должности священника Воскресенского собора. В том же 1923 году за «распространение контрреволюционных листовок» он был приговорен к одному году заключения. После недолгого ареста, а также возвращения Воскресенского собора в ведение Православной Церкви и присвоении ему статуса кафедрального, протоиерей Верюжский с 9 августа 1923 года становится его настоятелем.

После издания митрополитом Сергием (Страгородским) и Временным Патриаршим Синодом в 1927 году «Декларации» о лояльности к Советской власти, а также отказа митрополита Иосифа (Петровых) от перевода из Ленинграда на Одесскую кафедру Верюжский стал играть заметную роль в формировании иосифлянского движения.

В начале декабря 1927 года протоиерей Верюжский подготовил обращение к митрополиту Сергию от лица сторонников митрополита Иосифа с целым рядом требований, в том числе дать отпор богоборческой власти в ее стремлении поработить Церковь, не перемещать епископов, возвратить в Ленинград митрополита Иосифа, поминать ссыльных епископов, отменить поминовение властей и другие.

14 декабря митрополит Сергий дал вопрошающим соответствующий ответ и призвал к церковной дисциплине.

26 декабря на квартире Гдовского епископа Димитрия (Любимова) состоялось собрание иосифлян, на котором был провозглашен «Акт о разрыве с митрополитом Сергием».

30 декабря священнослужители, подписавшие данный «Акт», в том числе и протоиерей Верюжский, были запрещены в священнослужении временно управляющим Ленинградской епархией Петергофским епископом Николаем (Ярушевичем).

3 декабря 1929 года по обвинению в том, что «состоял в группе защиты истинного православия, распространял контрреволюционную литературу, направленную на подрыв и свержение Советской власти, принимал приезжающее из различных мест СССР духовенство, исповедывал и давал инструкции по борьбе с Советской властью», он был арестован.

Постановлением Коллегии ОГПУ от 8 августа 1930 года ему было определено содержание в исправительно-трудовом лагере на 10 лет. Срок отбывал в лагере в Сан-Городок близ Лодейного Поля Ленинградской области.

Постановлением Коллегии ОГПУ от 7 апреля 1932 года исправительно-трудовой лагерь был ему заменен ссылкой на оставшийся срок. Ссылку отбывал в Архангельске до августа 1936 года, а затем в г. Каргополе Архангельской области. Освобожден 3 декабря 1939 года.

В 1946 году принес покаяние и был принят в общение.

Особым Совещанием при Министерстве Государственной безопасности от 15 марта 1947 года с В.М. Верюжского судимость была снята.

Перерыв в преподавательской работе ни сказался на научных изысканиях пастыря-богослова. В самые тяжелые годы гонений и войны он продолжал трудиться и разрабатывал историю Болгарской Церкви.

5 июня 1947 году был удостоен степени доктора церковной истории за диссертацию «Болгарский народ под греческой церковной властью, преимущественно в XIX веке. Происхождение греко-болгарского вопроса и болгарской схизмы».

Назначение в тяжелые годы контроля и давление на Церковь на преподавательскую работу в возрожденную богословскую школу Ленинграда не могло пройти гладко. Тем более это касалось специалиста ещё дореволюционной закалки, человека независимого и твердого в своих убеждениях, каким и был протоиерей Василий Верюжский. Церковному священноначалию пришлось употребить не мало терпения и дипломатии, чтобы включить его в корпорацию Ленинградской духовной академии.

Сначала были открыты кафедры византологии и истории славянских Церквей в Московской и Ленинградской духовных академиях, а затем на заседании учебного комитета стели подыскивать способ привлечения протоиерея Верюжского на преподавательскую работу, чтобы власти это проглядели и пропустили. Выход был найден в том, чтобы сначала назначить профессора Верюжского временно, что и было сделано и утверждено Святейшим Патриархом.

Только в 1953 году особым постановлением Святейшего Патриарха Алексия I ему была предоставлена полная профессорская ставка как доктору церковной истории и старейшему профессору.

По этому случаю, уполномоченный по делам Русской Православной Церкви по Ленинградской области Кушнарев отмечает:

«Кафедра византологии интересна тем, что в ней ставятся непрерывно вопросы взаимоотношения церкви и государства, затрагиваются общественно-философские проблемы… При желании она может быть обращена в острое оружие идеологического и политического характера. Здесь все зависит от того, какого рода человек будет её вести. Специалистов византологов при этом исключительно мало, их в Союзе буквально единицы, а Верюжский является несомненной величиной первого разряда, но несомненны также его настроения, не только далекого от современности, но и враждебного всему прогрессивному человека».

Скончался 28 февраля 1955 года, в 10 часов утра, после продолжительной болезни, на 81 году жизни. После облачения тела в положенные священнические одежды была отслужена панихида. Вечером того же дня его гроб был доставлен в Академию и установлен в актовом зале, где была совершена соборная панихида. Отпевание приснопамятного пастыря-богослова прошло 3 марта в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Чин отпевания возглавил Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Протоиерей Василий был похоронен на Большеохтинском кладбище Ленинграда.

Искренне любя Священное Писание, протоиерей Василий Верюжский сам постоянно обращался к нему и старался в своих проповедях донести его глубочайший смысл людям, особенно будущим пастырям. Протоиерей Василий Верюжский стал неотъемлемой частью научного преемства от школы дореволюционной к школе возрожденной, его трудами русская богословская школа сумела не только выжить, но и приносить благодатный плод, казалось бы, в самое тяжелое время. Его педагогическая деятельность позволила подготовить новые пастырские и богословские кадры, которые вводят русское Православие в XXI век.

«Человек больших знаний в области церковной истории, а особенно в области истории Славянских Церквей, патрологии, филологии и лингвистики, о. Василий был одновременно человеком исключительной скромности, честности и принципиальности, – отмечает современник приснопамятного профессора-протоиерея, - Науку он любил самозабвенно, забывая во имя её самого себя, свою семью и материальные выгоды. До последних дней жизни он не только учил, но постоянно учился сам и с присущей ему скромностью повторял о своих недочетах. В лице о. Василия Верюжского ученая деятельность органически соединялась с пастырской и одна от другой была не отделима. Как пастырь, он обладал глубочайшей верой в Господа, любовью к своим ближним и строгой требовательностью к себе».

Открыта запись на православный интернет-курс