протоиерей Иоанн Бухарев

Беседа на Евангелие двенадцатой недели по Пятидесятнице

О богатом юноше (О необходимости исполнения заповедей для получения спасения)

Сегодня слышали мы, братие, из Евангелия чтение о том, как Иисус Христос показал богатому юноше всеобщий путь к вечному блаженству в исполнении заповедей Божиих, а для ревнующих о высшем совершенстве – в совершенном нестяжании и последовании Христу, ученикам же своим показал опасности от богатства по поводу удаления от него сего юноши (Мф. 19:16–26. Зач. 79).

...

Некоторый юноша подошел к Иисусу, кланяясь Ему, и говоря: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорить Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего своего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово cие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно».

...

В Евангелие говорится, что когда некоторый юноша, спрашивая Иисуса Христа, что ему сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную, назвал Его учителем благим, то Иисус Христос прежде, нежели дал ответ, заметил: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог».

Как понимать эти слова Иисуса Христа?

Юноша подошел к Иисусу Христу с вопросом не как к Богу, а как просто к Иудейскому учителю, между тем назвал Его благим, т. е. именем, свойственным только Богу. Посему Господь и сказал ему как бы так: Зачем ты веровать не веруешь в Меня как в Бога, а называешь Меня таким именем, какое приличествует одному только Богу?

Когда Иисус Христос сказал юноше, что для спасения ему следует исполнять данные Богом 10 заповедей закона, и тот возразил, что «все это я сохранил от юности моей; чего еще не достаете мне?», то Иисус Христос сказал: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною»

Как понимать эти слова Христовы?

Следующим образом: ты исполнил 10 заповедей по-Иудейски, или по-фарисейски, т. е. только наружно, без полной любви к Богу и ближнему, а их нужно исполнять по-христиански, т. е. из любви к Богу и ближнему. Иметь такое самоотвержение и быть так свободным от всякой страсти земной, чтобы даже быть, например, готовым отказаться от имения, раздать его бедным и идти за Иисусом Христом, т. е. вести такую жизнь, какую Он заповедует. Что так именно, по-Иудейски или фарисейски, исполнял юноша заповеди, это видно из того, что он не послушал Иисуса Христа. Указанные слова Иисуса Xриста подобны следующим словам Его: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). С другой стороны, здесь Господь призывал юношу к апостольскому служению.

Слыша слова Иисуса Христа «продай имение свое и раздай нищим», иной из нас, пожалуй, подумает, не есть ли непременная обязанность всякого христианина – расточать все свое имение на нищих?

Расточать все имение предоставляется воле каждого, потому что сказано «если хочешь» расточать для получения вечного сокровища на Небе за то, т. е. большей степени, блаженство там. Так делали и делают иные, например, так сделал св. Антоний Печерский. Услышав однажды в Церкви слова Христовы о расточении имения, он раздал все свое имение и поступил в монастырь. Отказаться от имения было долгом апостолов, чтобы беспрепятственно следовать за Иисусом Христом и потом идти на проповедь. Господь к апостольскому званию призывал и юношу, когда предлагал ему раздать имение.

Можно спастись, и не расточая богатства. Жития святых показывают, что многие спаслись и при богатстве. Например, Авраам, царь Давид, Иов, Иосиф Аримафейский и Никодим. Но не иметь пристрастия и привязанности, которые мешают помогать сколько возможно нуждающимся – есть непременная обязанность всякого из христиан, потому что такое пристрастие пагубно.

В конце Евангелия говорится, что богатый юноша, услышав, что для спасения ему должно расточить свое богатство на бедных, отошел от Иисуса Христа. Тогда Иисус Христос заметил своим ученикам о богатых: «трудно богатому войти в Царcтвиe Небесное... удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Услышав эти слова о богатых, ученики изумились и спросили: «так кто же может спастись?» Иисус Христос отвечал на это им: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно».

Что высказал Иисус Христос во всех этих своих словах?

В первых словах Иисуса Христа выражается трудность привязанному всею душею к богатству принять христианскую веру и, приняв, исполнять её правила и войти в Царство Небесное. Под верблюдом одни разумеют животное верблюда, другие – толстый канат, употребляемый при бросании якорей для укрепления корабля. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши». Это – народное присловие, употребляемое для того, чтобы показать, что известное дело невозможно или чрезвычайно трудно исполнимо. В словах же «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» Иисус Христос показывает апостолам, которые, судя по-человечески, думали, что отречение от богатства есть дело невозможное и потому из богатых никто не спасается, что, действительно, для человека без помощи Божией это дело невозможное. Но при помощи Божией все возможно: человек и совершенно может отрешиться от богатства; и при богатстве, не имея к нему привязанности, может быть истинным христианином и получить вечное спасение. Так и при богатстве спаслись, как мы сказали, Авраам, Иов, царь Давид, Иосиф Аримафейский, Никодим и др.

Спросит ли кто при этом: «Отчего же и каким образом богатство препятствует быть истинным христианином и получить Царство Небесное?»

Оттого и таким образом, что оно отвлекает человека от добродетелей христианских, которые ведут в Царство Небесное, какова любовь к Богу и ближнему, и располагает к порокам, влекущим к вечной погибели, каковы: гордость, скупость, жизнь роскошная, рассеянная и пр.

Чему особенно поучает нынешнее евангельское чтение?

Сегодняшнее евангельское чтение учит, что кто желает получить вечное блаженство, тот должен исполнять заповеди Божьи, но если бы кто пожелал получить высшую степень блаженства (так как степени блаженства различны: есть и большие, есть и меньшие), то должен быть совершенно не стяжательным, т. е. ничего не беречь, всё раздавать.

Мы, братие, живущие в мире, правящие хозяйством и имеющие семейства, мы для своего спасения должны исполнять вообще закон Христов, мы не можем быть не стяжательными.

Но есть между нами люди, которые принимают на себя обет нестяжательности. Это так называемые иноки, или монахи. Они не должны иметь своего, у них по большей части все общее: и жилище – монастырь, и одежда, и пища. К этому обету нестяжательности монахи присоединяют еще два обета, для нас, мирских людей, необязательные, как-то: безбрачия и безусловного повиновения своему настоятелю.

Итак, братие, для вечного своего спасения нам, мирским людям, необходимо исполнять закон Христов, а монахам сверх того необходимо выполнять три свои обета: нестяжательности, безбрачия и послушания. Так что всякий, кто задумывался бы и спрашивал у других, как ему спастись, может знать, что для сего единственно нужно исполнять свой христианский закон, свои христианские обязанности.

Конечно, нелегко это, нелегко, трудно исполнять весь христианский закон. Нелегки, очень трудны монастырские обеты. Но что же и земное дается нам легко, без труда? Вечное ли блаженство нам хотелось бы получить легко, без труда? «Бог милостив, простит!» Как часто говорим эти слова мы сами и слышим, как говорят их другие, легко и свободно нарушая свой христианский закон, свои христианские обязанности. Как смотреть на это? Справедливо, не лживо ли это мнение?

Правда, Бог очень милостив! Милости Его несть конца! Но не должно забывать и того, что Он вместе и правосуден! У Него никакое, даже малейшее, зло не останется без наказания. Милосердие Его свело с Неба на землю Сына Божия для спасения нас грешных, а правосудие потребовало непременно, иначе никак не могло и быть, чтобы сей Сын Божий, воплотившийся для спасения нас грешных, был казнён за наши грехи ужасною крестною смертью.

Заглянемте еще в жития Святых. И Святые, живя на земле, падали в те и другие грехи. Но как они падали? И как получали прощение от милостивого Бога? Падали не так как мы, легко и свободно, а после великой борьбы с собою, когда и удерживались, но не могли удержатся от греха. Получали прощение, но не так легко и скоро, как нам думается, а после долгих слез, скорби и раскаяния. Иные из них только через несколько лет получали очищение своего греха.

Нет, братие! Будемте бояться этих слов «Бог милостив, простит!», когда они слышатся нами от других или думаются в нашей собственной душе перед тем, как хотим так или иначе согрешить. А лучше думать и говорить: «Бог правосуден, строго взыскивает за грехи!» Это будет не располагать нас ко греху, а удерживать от него и, таким образом, поведет не к погибели, а ко спасению.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle