Источник

Беседа 8. Заповедь всепрощения: о немилосердном заимодавце

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. Цикл «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов» мы окончим в следующей передаче, так как данный цикл опубликован в виде книги и стали доступными видеокассеты цикла, который читался мною в Троице-Сергиевой Лавре. Спрашивайте книгу и диски в православных магазинах. Завтра в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках возобновляется цикл бесед по Книге Исход, они будут проводится после Божественной Литургии. Также по понедельникам в храме святителя Николая в Котельниках (метро «Таганская», Первый Котельнический переулок, д. 8) мною читается цикл бесед по 1-й Книге Царств, начало лекций – в 19.00. Каждый понедельник до Нового Года в это же время лекции будут проходить в этом же храме и в это же время. Справки по телефону: (495) 915–05–06.

Итак, сегодня: Евангелие от Матфея, и тема сегодняшней беседы – Заповедь всепрощения: о немилосердном заимодавце. Мы будем читать 18-ю главу Евангелия от Матфея с 21-го по 35-й стих. И мы читаем 21-й стих:

Мф.18:21. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?».

Падшая природа человека устроена так, что прощение ей не свойственно. Грешник может простить из чувства презрения своего противника, усиливая таким образом собственное чувство презрения, но простить искренне, от всего сердца не способен. Король Франции Луи XII однажды сказал: «Ничто не пахнет так приятно, как мертвое тело твоего врага». Этими словами он выразил позицию многих и многих людей, которые злорадствуют по поводу гибели или падения (неудач) своих, как им кажется, врагов.

Однажды я получил по почте анонимку, в которой мой недоброжелатель сообщал мне, что само мое существование портит всё. То есть мой недоброжелатель не только не искал прощения для меня, но видел для себя счастье в моем полном уничтожении. Хотя мы всего-навсего расходились с ним по некоторым богословским вопросам. Тогда я подумал: а что бы он пожелал мне, если бы я нечаянно наступил ему на ногу. Наверное, он захотел бы лично расправиться со мною.

Так что вопрос, задаваемый Господу апостолом Петром: «сколько раз прощать брату моему», не праздный, но актуальный не только для неверующих, но и для верующих людей.

Недавно все мы сделались свидетелями ужасного поступка, когда в храм апостола Фомы на Кантемировской ворвался вооруженный человек и расстрелял настоятеля храма отца Даниила Сысоева из-за своего несогласия с его (отца Даниила) религиозным вероубеждением. Сказано: «даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин.16:2). Но совместимо ли такое поведение с религиозным чувством? Скорее, такое поведение свойственно служителям сатаны, но никак не Бога, именем какой бы религии ни прикрывались подобные злодеи.

Вернемся все же к вопросу апостола Петра, он спрашивает: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?»

Евфимий Зигабен так истолковал этот стих: «Так как Господь учил о любви и прощении обид, то любознательнейший Петр опять предлагает вопрос, не зная, что всегда должно прощать согрешающих»80. Не удивляйтесь! Ведь апостол Петр еще не получил Духа Святого и не научается им. Он еще живет в ветхозаветной парадигме (рамках понятий), в ветхозаветных представлениях, где говориться: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать» (Лев.24:19–20).

Впрочем, эта заповедь, в ее правильном прочтении, не чужда была любви. Она научала человека в оке ближнего любить свое око, в зубе ближнего – свой зуб. Но! Как часто я вам объясняю, истины Ветхого Завета находят свое раскрытие и усовершенствование в Новом Завете. И теперь Петр должен услышать из уст Сына Божия именно правильное понимание, до каких границ может распространяться прощение или есть ли предел, где мы должны сказать: «А вот этого я тебе никогда не прощу».

Блаженный Феофилакт пишет: «Это есть то, о чем спрашивает Петр: если брат согрешит, потом придет и, раскаявшись, будет просить прощения, то сколько раз я должен простить его? Он присовокупил: если согрешит против меня»81.

Здесь Феофилакт присовокупляет: «если согрешит против меня», впрочем, как апостол и спрашивает. Ведь если кто согрешит против другого человека или даже против Бога, как мы можем простить его, если не облечены в соответственный сан, позволяющий отпускать любые грехи («Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» – Ин.20:21–23)? Далее блаженный Феофилакт пишет: «Ибо в том случае, когда кто-либо согрешит против Бога, я, простой человек, не могу простить его, если только я не священник, имеющий божественный чин. Если же брат согрешит против меня, затем я прощу его, то он будет прощен, хотя бы я и был частный человек, а не священник»82.

Но суть проблемы заключена именно в том, что, хотя согрешили лично против нас и мы вправе простить, нам этого почему-то не хочется делать. Как говорится: «задел за живое». Давайте посмотрим, как поступал Сам Господь, и потом Его ученики, в таких случаях:

На Кресте, пробитый гвоздями, Сын Божий молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34); архидиакон Стефан побиваемый камнями, молился «громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян.7:60).

Здесь мы видим не просто прощение, но деятельную любовь, которая желает Божьего прощения и собственным убийцам.

А ведь нас не побивают камнями, а всего-навсего поливают грязью, не распинают, а вредят. Но почему и при таком соотношении мы горим злобой даже на того, кто, как нам могло показаться, косо посмотрел на нас. Проблема не в других, а в нас самих. Сказано: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе… потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?» (1Кор.3:1, 3).

Но вернемся к апостолу Петру; задав вопрос «сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?», он ждет ответа от своего Божественного Учителя.

И далее мы читаем:

Мф.18:22. «Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».

Что могут означать эти слова: «до седмижды семидесяти раз»? Сколько это?

Блаженный Феофилакт, предлагает нам следующее объяснение: «Сказал: “до седмижды семидесяти раз” не для того, чтобы числом ограничить прощение, – странно было бы, если бы кто-нибудь сидел, высчитывая, пока не составится четыреста девяносто (ибо столь велико (число. – О.С.) седмижды семьдесят), но обозначает здесь бесконечное число. Господь как бы так говорил: сколько бы раз кто-либо согрешая ни каялся, прощай ему»83.

Зигабен пишет: «Седмижды семьдесят раз, говорит Златоуст, не означает здесь определенного числа, а неопределенное, постоянно, всегда. Как тысяча раз (μυριακις) у греков значит часто, так и у евреев семь раз, – а тем более семьдесят раз; но еще более составленное из этих слов седмижды семьдесят раз. Так как мы бесконечно грешим против Бога, то Он повелел бесконечное число раз прощать согрешающим и против нас»84.

Самое таинственное истолкование числа седмижды семь, дает нам блаженный Августин. Он пишет: «Итак, что же значит до седмижды семидесяти раз? Слушайте, друзья мои, эту великую тайну, это удивительное таинство. Когда Господь крестился, святой евангелист Лука привел Его родословную: в каком порядке, какой последовательности и из какой ветви пришло поколение, в котором родился Иисус. Матфей начал с Авраама и дошел до Иосифа по нисходящей линии происхождения. Лука же начинает отсчет в обратном направлении по восходящей. Почему один идет по нисходящей, а другой по восходящей? Потому что Матфей выбрал то поколение, из которого Христос пришел к нам: он начинает считать с момента рождения Христа в нисходящем порядке. Лука начинает считать в обратном порядке, с момента крещения Христа. Это – момент начала восхождения, потому что он начинает отсчет по восходящей. Заметьте, он насчитал семьдесят семь поколений! С кого он начал считать? Будьте внимательны! Он начал считать от Христа до самого Адама, который согрешил первым и нас родил с узами греха. Лука дошел до Адама и насчитал семьдесят семь поколений всего – от Христа до Адама и от Адама до Христа. И если ни одно поколение не пропущено, то нет и никакой вины, которая осталась бы непрощенной. Итак, он насчитал семьдесят семь поколений – такое число упоминает Господь, повелевая нам прощать грехи; а считать надо с момента крещения, когда все грехи отпускаются»85.

То есть если Господь Иисус Христос искупил грехи всех живших до Его Боговоплощения, то Он силен, искупить и простить грехи всех живших, и живущих, и тех, кто будет жить после Его 1-го Пришествия в этот мир. О силе божественного искупления знал и допотопный каинит Ламех, сказавший после совершения им двойного убийства: «послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт.4:23–24). То есть он сказал своим женам: «Да, я убил своего предка Каина и сына Тувалкаина, но в семьдесят седьмом поколении от Адама произойдет искупление всех грехов, и я, сожалея о содеянном, уповаю на грядущее спасение». Ламех мог быть посвящен в эту тайну допотопным пророком Енохом.

То есть, призывая нас прощать до седмижды семи раз, Христос как бы говорит нам: «Я искупил грехи всех живших до Меня людей и простил их в их поколениях – как же вы не прощаете людям, вашим современникам, их грехи?!»

Итак, нет предела или границы для прощения и милосердия! Границы должны быть положены для собственной злости, злопамятства и коварства…

Антоний Великий рассказал нам следующее о злопамятных: «Целый год молился я, чтобы мне были показаны места праведных и грешных. И вот увидел я огромного черного великана, который поднимался до облаков и доставал руками до неба, под ним было озеро величиной с море. Потом увидел я человеческие души, они летали, как птицы. Те, которые перелетали через руки и голову великана, были охраняемы Ангелами. А те, которых он ударял своими руками, падали в озеро. Дошел до меня голос: “Те, которых ты видишь перелетающими через голову и руки великана, – это души праведников: Ангелы охраняют их в Раю. А те, которых черный великан ударяет руками, погружаются в ад, потому что увлеклись пожеланиями плоти и предались памятозлобию”»86.

Даже в Ветхом Завете мы находим примеры деятельному прощению. Сказано: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх.23:4–5); в Псалтири мы находим такие слова царя Давида: «Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом» (Пс.7:4–5). Царь Давид прославлял Бога, благодаря женщину Авигею, остановившую его от акта мести. Сказано: «И сказал Давид Авигее: благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне, и благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя» (1Цар.25:32–33).

Пока мы не начнем благодарить Бога за то, что Он не допустил нас до акта мести, мы будем оставаться за порогом не только новозаветной но и ветхозаветной морали. И лишь когда мы научимся деятельно прощать своим обидчикам, мы сможем приблизиться к праву называть себя христианами, а вне этого – чем мы лучше язычников и безбожников? Сказано: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф.5:45–47).

Христианин – это человек для других людей, а не вещь, замкнутая сама в себе и на себя!

Преподобный Ефрем Сирин учил: «От всего сердца станем прощать друг другу, потому что мы рабы нелживого Бога, Который сказал: аминь, аминь говорю вам, если не будете от всего сердца отпускать друг другу прегрешений, то и Отец ваш Небесный не отпустит вам прегрешений ваших (ср. Мф.18:35). И через самих святых апостолов указал нам, сколько раз надобно прощать брату. Ибо когда Петр спросил: “Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?”  Ответствовал ему Господь: “не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз”. А мы иногда и трех раз в день не прощаем друг друга»87. Также святой Ефрем учил: «Не воздавай злом за зло, но если кто сделает тебе зло, прости его, чтобы и тебя Бог простил. Если борет тебя злопамятство, от всей души помолись о том брате, злопамятство отступит от тебя»88. То есть прощение не есть только забытие нами содеянного против нас – в этом случае злопамятство настигнет нас. Прощение должно быть деятельным – то есть не просто прости, но и пожелай блага, а если сможешь, и сотвори благо обидчику своему.

Далее Господь предлагает притчу, которая поможет нам лучше усвоить данный урок. Эта притча показывает нам, что до седмижды семидесяти раз на дню мы готовы прощать и находить извинения себе самим, но никак – другим людям.

И далее мы читаем:

Мф.18:23–26. «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу».

Действительно! Когда мы согрешаем, мы продаем в рабство дьяволу не только себя самих, но и жен и детей наших. Ибо грех, содеянный одним членом семьи, тенью ложиться на всех остальных. Сказано: «…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов…» (Исх.20:5).

Притча показывает нам человека в совершенно безвыходном положении. Он теряет из-за своих преступлений и себя самого, и всех своих близких, и ему остается только умолять. Он восклицает: «государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». И государь его внемлет ему.

Мы читаем далее:

Мф.18:27. «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему».

Так и Бог, простивший нам все наши грехи, вправе ждать от нас изменения наших злых обычаев и нравов. Да и как может быть иначе? Он (Создатель) преподал нам урок милосердия и деятельного прощения, а мы начинаем подражать тому, кто никому и ничего не прощает, то есть дьяволу. Это означает, что Божье прощение так и не смогло проникнуть в суть нашей личности, изменить ее, так как мы законсервировали себя для злопамятства и злости. Мы сами не дали божественному прощению проникнуть в наше сердце и оживить его для новой жизни в Боге и с Богом. Такое состояние не может не привлечь на нас гнев Божий. Да и слова из Молитвы Господней: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:12), окажутся самопроклятием для произносящих ее в состоянии собственного злопамятства. Иными словами, человек, пребывающий в озлоблении на других людей и читающий молитву «Отче наш», будет как бы умолять Бога, чтобы Он (Бог) обошелся бы с ним так, «яко же и мы» обращаемся с другими. Безумие!

Но именно так и поступает прощенный из рассматриваемой притчи. Блаженный Феофилакт пишет: «Кто стоит в зле твердо, тот не получает прощения»89.

И далее мы читаем:

Мф.18:28–30. «Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга».

Блаженный Феофилакт пишет: «Получивший прощение, выйдя, давит сораба. Никто из тех, кто пребывает в Боге, не бывает несострадательным, но только тот, кто удаляется от Бога и делается чуждым Ему. Столь велико бесчеловечие в том, что получивший прощение в большем (десять тысяч талантов) не только не прощает совершенно меньшего (ста динариев), но и не дает отсрочки, хотя сораб говорит его же словами, напоминая ему, благодаря чему он сам спасся: “потерпи на мне, и все отдам тебе”»90.

Человек, которому простили всё, не хочет простить и некоей малости, злопамятство душит его злостью, и он хочет давить и гнобить всех, кто хоть что-то задолжал ему. Вкусивший милости не хочет сам становиться милосердным. Таковые рискуют оказаться в полной власти дьявола.

Некто Исаак-монах рассказывал следующий случай из своей жизни. «Однажды, – говорил он, – я поссорился с братом и стал гневаться на него. Между тем, сидя как-то за своим рукоделием, я вспомнил о своей ссоре, раскаялся и, движимый страхом ответственности перед Богом, думал: “Что мне делать?” В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не сотворив, как следовало, крестного знамения, сказал: “Ты согрешил и тревожишься, доверься мне, и будешь спокоен”. Я же, поняв, что это диавол, отвечал: “Уйди, ибо ты не от Бога”. Он же говорит: “Жаль мне тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой”. “Нет, – говорю, – не твой я, диавол, а Божий”. Он сказал: “Гнев держащих и зло помнящих Бог передал нам. Ты же три недели гневаешься на своего брата”. Я отвечал: “Лжешь”. А он: “Ты зло имеешь на него, а держащих злопамятство ожидает геенский огонь, и я к таким людям приставлен, и ты – мой”. Услышав это, я тотчас же пошел к брату, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидел, что диавол, не потерпев моего примирения, из злобы сжег мое рукоделие и рогожу, которую я обыкновенно подстилал, когда молился»91.

Далее мы читаем:

Мф.18:31. «Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее».

Истолковывая данный стих, святой Кирилл Александрийский пишет: «Поскольку Бог всяческих отпускает нам тягчайшие согрешения, это обозначается многими талантами. Если же мы не оставляем товарищам ста динариев, то есть незначительные мирские прегрешения… тогда приставленные к нам Ангелы, которые находятся под одним с нами ярмом владычества, обличают нас пред Богом (причем сообщают Ему не как незнающему, ибо Он все знает как Бог), по справедливости требуя, чтобы замеченные в презрении и непочитании законов взаимной любви были наказаны»92. То есть Ангелы не потерпят такой несправедливости когда увидят человека, которому прощены все его преступления и грехи, но сам он не хочет ничего прощать. Они вмешаются в эту ситуацию, и правда восторжествует.

Когда Ангелы видят согрешающих они всегда плачут о них, подавая и нам пример сострадания, и только бесы радуются падению того или иного человека.

«“Что ты стоишь здесь и плачешь?” – спросил однажды преподобный Нифонт юношу, который стоял в дверях одного дома и плакал. “Я, – отвечал юноша, – Ангел, посланный Господом на сохранение человека, который пребывает уже несколько дней в этом непотребном доме. Стою здесь потому, что не могу приблизиться к грешнику, плачу оттого, что теряю надежду привести его на путь покаяния”»93.

И далее мы читаем:

Мф.18:32–34. «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга».

То есть Господь вправе не только сменить гнев на милость, но и милость сменить на гнев, и этого мы должны опасаться. Ведь любое проявление Божественной милости имеет целью и нас самих сделать милосердными, и если этого не происходит, то гнев Божий вновь обрушивается на нас там, где мы считали всё уже улаженным. Ведь милость – это дар, который именно предполагает наше исправление, и, если оно не наступает, милость Божия и прощение отходит от нас, и мы вновь оказываемся во власти греха, смерти и дьявола.

И, завершая притчу, Сын Божий говорит:

Мф.18:35. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Действительно, мера того, как мы относимся к другим, может оказаться тем мерилом, как Бог отнесется к нам. И мы должны всегда об этом помнить в наших взаимоотношениях с людьми, которых на нашем жизненном пути посылает нам Господь Бог.

Спаси вас Христос!

* * *

80

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.18:21.

81

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.18:21.

82

Там же. (?)

83

Там же. Толкование на Мф.18:22.

84

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.18:22.

85

Свт. Августин, архиеп. Иппонский. Толкование на Мф.18:22.

86

Лавсаик. С. 89.

87

Ефрем Сирин, прп. Толкование на Мф.18:22.

88

Там же. (?)

89

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.18:27.

90

Там же. Толкование на Мф.18:28–30.

91

Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 11.

92

Свт. Кирилл Александрийский, архиеп. Толкование на Мф.18:31.

93

Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 692.


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle