протоиерей Иоанн Бухарев

Беседа на Евангелие девятнадцатой недели по Пятидесятнице3

Учение о любви ко врагам

Какое евангельское чтение предложено было нам, братие, сегодня?

Учение Иисуса Христа о любви ко врагам (Лк. 6:31–36. Зач. 26).

...

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

...

В начале Евангелия учению Иисуса Христа о любви ко врагам предшествуют следующие слова: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Разъяснимте их.

Это превосходное правило для наших отношений друг к другу, чтобы между нами сохранялись любовь и мир и не было вражды. Как желаем, чтобы поступали с нами другие – так должно поступать и нам с другими. Например, желаем, чтобы нас ничем не обижали – сами ничем не должны обижать других. Желаем, чтобы не препятствовали нам приобретать какие выгоды – не должны и мы препятствовать в этом другим. Не желаем, чтобы у нас похищали нашу собственность – не должно делать сего и в отношении других. Желаем внимательности к себе со стороны других, желаем, чтобы помогали нам в нужде – должны быть внимательными и сами к другим, должны сами помогать другим в их нуждах. В этих именно словах содержится разъяснение заповеди Христовой любить других, как любим самих себя (Мф. 22:39).

В сегодняшнем Евангелие Господь учит нас любить врагов своих. Кто называется нашими врагами? Почему и как должно любить их по учению Христову?

"Враги наши» – это люди, которые не имеют любви к нам, ненавидят нас, не доброжелательствуют нам и делают зло и обиды. Так, например, врагами Иисуса Христа были ненавидевшие и распявшие Его Иудейские начальники, врагами всех христиан – Иудеи, язычники и магометане, которые их ненавидели, обижали всячески и даже умерщвляли.

Почему же и как Господь заповедует нам любить врагов наших, это видно из дальнейших слов Евангелия, которыми Он заповедует нам любовь к ним. Если вы любите только любящих вас, также если делаете добро только тем, которые вам делают добро, и если взаймы даете только тем, от которых надеетесь получить обратно: то какая вам за то благодарность? Т. е. какая награда вам за все это, что тут делаете вы особенного? Это делать очень легко. Когда делаете так, то делаете не бескорыстно, а из-за собственной пользы, и такая любовь нисколько не отличает последователей Христовых от язычников и грешников, потому что и те «любящих их любят». Но, вот, будет высокая, заслуживающая великой награды, любовь, когда вы будете любить не только любящих вас, но и «врагов ваших» и не только любить, например: прощать им обиды, не воздавать злом за зло, но и «благотворить», т. е. за зло воздавать добром, будете «давать взаймы, не ожидая ничего». Это будет любовь бескорыстная, любовь, соединенная с трудом, с принуждением над собой – это будет любовь, которая отличит вас от язычников и грешников и покажет, что вы – дети истинного Бога, который благ и милостив и к неблагодарными и злым, который печется и о добрых и о злых, например, «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).

Что такое особенно поучительно было в нынешнем Евангелие?

Все учение о любви ко врагам. Любить своих врагов – о, как это трудно! Кто из нас, братие, не сознает и не скажет этого? Любить того, кто меня ненавидит, желать и делать добро тому, кто не желает и не делает мне ничего другого кроме зла – как это неестественно, как это, по-видимому, неразумно! А между тем Господь повелевает это. Отчего повелевает? От того, что это очень полезно, как для того, кто любит врага, так и для самого врага. Каким же это образом? Каким образом полезна любовь ко врагу для самого любящего? Когда я люблю своего врага, тогда я развиваю в себе истинную христианскую любовь, потому что, как сказано и Самим Иисусом Христом, любить только тех, которые нас любят – это не христианская, а языческая любовь. Любовь ко врагу развивает в нас христианское терпение и христианское смирение. Ненависть к нам и козни нам со стороны врага – есть кара Божия нам за грехи мира, могущая очищать нас от грехов и привлекать к нам милость Божию.

Однажды некто из врагов царя Давида Семей при виде сего царя начал проклинать его и даже бросать в него каменьями. Военачальник Давида хотел умертвить дерзкого, но что же Давид? Он остановил его, говоря: «Пусть проклинает. Быть может, Господь умилосердится надо мною и воздаст мне добром за его проклятия».

Одна из новообращенных первых христиан просила себе у крестившего ее епископа женщины, которая могла бы научить ее вере и благочестию. Он дал ей кроткую и смиренную женщину и после спрашивал, какова ей кажется сия женщина. «Я нахожу ее очень смиренною, но я не много успею с нею, потому что она очень добра, все позволяет мне и ни в чем не упрекает меня». Епископ заменил для неё эту женщину другою, строгою и жестокою, которая часто ссорилась с нею, и после спрашивал об сей последней. «Я не могу желать лучшей. Я достигла с нею большого смирения и терпения» (Воскр. чт. 1842г. №3).

Какая же польза самим нашим врагам от нашей любви к ним? «Любящий своего врага, – говорит премудрый, – собирает уголья огненные на его голову» (Притч. 25:22), т. е. как бы обжигает его своею любовью, принуждает оставить свою вражду против него и полюбить его и, таким образом, исправляет его.

Некто из древних язычников, злой враг христиан, узнав слова христианского Евангелия: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39), при встрече с одним христианином ударил его по щеке. Этот христианин был истинный последователь Христа, он безмолвно подставил язычнику и другую свою щеку. И что же тогда язычник? Это так подействовало на язычника, что он сам захотел сделаться христианином.

Вот, братие, как полезна любовь ко врагам как для тех, которые любят их, так и для самих врагов. Для сей то пользы и мы будем стараться не ненавидеть, а любить своих врагов и недругов, недоброжелателей и вредителей.

* * *

3

В 19 неделю приходится иногда Неделя седьмого Вселенск.Собора. См. ниже в конце книги.



Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Вам может быть интересно:

1. Ватопедские оглашения. Беседы о монашеской жизни – БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. О самоуглублении схимонах Иосиф Ватопедский

2. Об отличительном характере Евангелия св. апостола Иоанна Богослова профессор Михаил Измайлович Богословский

3. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Евангелие святитель Григорий Богослов

4. Толкование на паримии из новозаветных книг – В сей паримии (1Ин. 4:11–16) предлагается учение о любви Божией в связи с христианскою любовью к ближним. епископ Виссарион (Нечаев)

5. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Евангелие преподобный Исаак Сирин Ниневийский

6. О праздниках Православной Церкви – Приложение протоиерей Иоанн Бухарев

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Исидора профессор Александр Павлович Лопухин

8. Sermons – Prodigal Son Антоний, митрополит Су́рожский

9. Библейская энциклопедия – Шимрон-Мерон архимандрит Никифор (Бажанов)

10. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Каллист, Епископ Полоцкий митрополит Евгений (Болховитинов)

Комментарии для сайта Cackle