Источник

Беседа на Евангелие Недели о мироносицах

Явление Иисуса Христа мироносицам (Пример нашим женщинам в мироносицах)

Какое сегодня было Евангелие?

О погребении Господа Иисуса Христа Иосифом Аримафейским, путешествии жен-мироносиц на гроб Христов и ангельском благовестии сим женам о Воскресении Христовом (Мк. 15:43–47, 16:1–8. Зач. 69).

...

«Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Сaломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, вошедши во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, вышедши, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись».

...

В Евангелии говорится, что погребавший Иисуса Христа Иосиф Аримафейский был членом совета. Что это был за совет?

"Совет» – то же, что синедрион. «Синедрион» – это было верховное судилище Иудеев в г. Иерусалиме. Он состоял из 72 членов: первосвященник был председателем в нем, членами были избранные из священников, старцев народных и книжников. Судилище, называвшееся синедрином, занималось самыми важными народными делами.

Почему это Пилат удивился, что Иисус Христос скоро умер, когда Иосиф Аримафейский просил у него дозволения похоронить тело Христово?

Потому что распятые иногда по нескольку дней оставались в живых. Иисус Христос скоро умер и потому, что был очень измучен до распятия, и потому, что истек кровью.

Как понимать слова Евангелия о погребении Христовом: "Иосиф, купив плащаницу, обвил ею тело Христово и положил, во гроб, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба»? Разве у евреев погребали не так, как погребают у нас?

Действительно, у евреев погребали умерших не так, как у нас – не в могилах, а в горах, в пещерах. Место, где тогда жили евреи, было каменистое и гористое, и потому неудобно было хоронить умерших по нашему – в могилах. Там в горах было много пещер. В этих-то пещерах и хоронили тела умерших. Умерших обвивали «плащаницею», т. е. полотном, пеленали как детей, относили в пещеры на особых носилках и клали там на каменных выступах вроде лавок. Вход в эти пещеры обыкновенно состоял из узкого отверстия, которое по положению тела умершего, заваливали камнем и замазывали известью. Так был погребен, как известно, и Лазарь, которого Иисус Христос воскресил из мертвых. Такие погребальные пещеры обыкновенно назывались у Евреев «гробами».

В Евангелии говорится, что когда Иосиф (у другого евангелиста (Ин. 19:39) говорится, что хоронить Иисуса Христа помогал Иосифу тоже член синедриона Никодим) хоронил Иисуса Христа, то некоторые женщины смотрели, где хоронят Иисуса. Затем по прошествии субботы эти женщины с ароматами ходили ко гробу Христову и услышали от Ангела о воскресении Его.

Кто были эти женщины? Почему же они не принимали участие в погребении Христовом, а только смотрели, где схоронят Его? Для чего они с ароматами ходили на гроб Христов и отчего они ходили не в субботу, а на следующий день?

Женщины, ходившие на гроб Спасителя – это были некоторые из Его учениц. Эти женщины не принимали участие в погребении Иисуса, вероятно, оттого, что дело погребения совершали знаменитые и незнакомые им начальники иудейские: Иосиф и Никодим, и они не осмелились присоединиться к ним, но положили почтить тело Христово помазанием миром после. У евреев было в обычае помазывать тела умерших так называемым «миром», т. е. ароматическом маслом, мазью. Это делалось и с целью несколько предохранять тела от гниения, заглушить гнилой от них запах, и с целью отдать как бы последнюю почесть телу умершего. У евангелиста Иоанна говорится, что Никодим, пришедший на помощь погребения Христова Иосифу, принес много душистой мази «из смирны и алоя, литр около ста» (Ин. 19:39). Женщины – ученицы Иисуса Христа не осмелились принять участие в погребении Христовом вместе с Иосифом и Никодимом, но положили сделать это после, а тут лишь смотрели, где схоронят тело Христово. Но вот, по прошествии субботы, в первый день после неё, они пошли с купленным ими миром на гроб Христов, отчего и получили название «мироносиц». Почему же в субботу не ходили на гроб мироносицы, так это потому, что в субботу позволяется евреям делать только не более 1000 шагов – большее путешествие, как телесный труд, считается у них грехом.

Еще вопрос: когда Ангел повелевал мироносицам сказать о воскресении Христовом апостолам, то об апостоле Петре говорил особо. Для чего это особо сказано об апостоле Петре?

Это для того, чтобы показать, что Иисус Христос за его раскаяние простил ему грех отречения от Себя и по-прежнему считает его в числе Своих учеников.

Что же особенно поучительного для себя, братие, мы могли бы вывести из сегодняшнего Евангелия о мироносицах?

Святые мироносицы подают собою преимущественный пример женщинам, а именно: пример внимать более божественному учению Христову, чем пустословию мирскому; избытки имений своих более употреблять на дела благотворения, чем на суетные украшения себя; иметь твердую и неизменную любовь и преданность ко Спасителю, подобные тем, которые увлекали мироносиц вслед Христа страждущего, удерживали при Кресте Его, побуждали рано утром идти на гроб Его.

Нельзя не сказать, как женщины нашего времени в жизни и делах своих далеко не похожи на святых жен-мироносиц. Кто не знает, как многие из наших женщин любят заниматься пересудами, сплетнями, пустыми разговорами и чтением пустых, часто душевредных книг, ссорами друг с другом? Кто не скажет, как почти все вообще наши женщины любят заниматься нарядами, модами и увеселениями и этим очень часто разорять своих мужей? Но при этом многие из них жалеют лишний рубль на образование детей. И, понятное дело, где же уже таким из наших женщин помогать нуждающимся? Есть, нельзя отвергать того, между нашими женщинами и добрые. Но при этом нельзя не сознаться, что таких не очень много. Кто не поймет, как многие из наших женщин мало любят Христа Спасителя? Если бы любили Его, то у них было бы меньше ссор с их мужьями, меньше было бы с их стороны измен своим мужьям, разлада и развода с ними, меньше было бы разврата. Тогда они были бы и смиреннее, и покорнее своей женской судьбе.

Однажды святой Макарий услышал голос с неба: «Макарий! Ты по cие время еще не уподобился двум женщинам, которые живут в ближайшем городе». – «Что такие за женщины?» – сказал Maкарий и пошел отыскивать этих женщин. Он скоро нашел. «Чем вы угождаете Богу?» – спросил женщин Макарий. Женщины отвечали: «Мы две снохи, супруги родных братьев, 15 лет живем вместе и в это время ни одного досадного слова не слыхали друг от друга, не имеем детей, а если Господь даст их, то первая наша забота – молить Его, чтобы помог нам воспитать их в вере и благочестии. С рабами мы поступаем ласково. Желали бы поступить в монастырь, но мужья не позволяют, и мы живем с ними, любя и служа им, но чтобы жизнь наша была хотя несколько похожа на жизнь святых пустынниц, мы положили в своем сердце убегать шумных бесед, чаще быть дома и заниматься хозяйством» (Житие св. Макария 19 янв.).

Нельзя от души не посоветовать и нашим женщинам, как можно чаще воспоминать и святых мироносиц и этих двух женщин и стараться хотя несколько подражать им.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle