митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в первую неделю св. Великого поста44

Господи, Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми; дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.

Вот молитва, которую слышали вы, братия, в прошедшие дни много раз, ходя в храм на молитвословие! Ее написал Св. Ефрем Сирин, пастырь и учитель стада Христова, живший в 4 веке по Рождестве Христове, и передал Церкви; а Церковь заповедала произносить ее во дни Св. и великой Четыредесятницы при каждом Богослужении, кроме Субботы и дня воскресного.

Какую мысль имела Св. Церковь, вводя в ежедневное употребление эту, а не другую молитву? Мысль ту, чтобы непрестанно напоминать нам, о чем именно надобно просить и молить Господа на поприще поста и покаяния. Как мать предохраняет своих детей от простуды, так Св. Церковь предостерегает нас ныне от искушений, внушая, с какой стороны они приходят к нам и какими средствами можем отражать их от себя. Чувствуя всю нежность матернего попечения Церкви о нашем спасении, усугубим внимание, войдем в ее благое намерение о нас, и последуем за ее руководством, как дети следуют за наставлениями матери.

Когда Св. Церковь заставляет нас во время поста и покаяния молить Господа об удалении от нас духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, это отчасти не указывает ли, что сей дух более, чем в другое время, обуревает иных во дни говения? В самом деле, какое время более свободно для упражнения в слове Божием, как не время, посвящаемое на приготовление к исповеди и причащению? И в сие-то время искушает нас наиболее дух праздности! Какое время более удобно для духовных размышлений, как не время, посвящаемое на хождение в храм для слушания там душеспасительных молитв, чтения и пения? И в сие-то время входят в наше сердце наиболее нечистые помыслы! Какое время более располагает душу к покою, как не время поста? и в сие-то время мы предаемся наиболее скуке и унынию! Какое время более способствует к упражнению в молчании, как не время покаяния? и в сие-то время занимаемся наиболее празднословием! Не правда ли? Разве тот только не примечает искушений, кто постится и ходит в храм по нужде; но тот, кто постится, как следует, и молится во храме, как должно, тот постигает всю важность молитвы, употребляемой ныне Церковью.

Что же такое есть дух праздности? Это праздность ума в деле нашего исправления. Ум должен упражняться в слове Божием, вникать в чтение молитв, поощрять нас к подвигам поста и молитвы, рассматривать наше поведение, соображать его с заповедями Христовыми, сознаваться в своей ограниченности, в своих недостатках и заблуждениях, и исполнять все требования веры. Но когда он всего этого не делает, не есть ли ум праздный, рассеянный и погруженный в чувственность? Жаль того человека, который постится, имея в себе дух праздности: себя изнурит, а пользы не получит.

Что такое дух уныния? Это скорбь праздного духа. Он тоскует об удовольствиях, коими наслаждался пред временем поста, скорбит, что не может нарушить уставов Церкви без угрызений совести, и воздыхает, смотря на постную пищу. И этот дух уныния и тоски не тяготит ли человека более, нежели самый строгий пост? Не опаснее ли он для здоровья, чем простая, безыскусственная пища? Жаль человека, который тоскует во время поста об удовольствиях чувств. Удовольствия изобрел ум человеческий, а пост учрежден самим Богом.

Что такое дух любоначалия? Это гордость житейская. Кто постится, имея ее, тот постится наружно. А наружный пост угоден ли Богу? Фарисей постился, но пользы не получил; напротив мытарь не постился, но предпочтен постящемуся Фарисею. Очевидно, один исполнен был гордости житейской, другой имел сердце смиренно и дух сокрушен.

Что такое дух празднословия? Это страсть к пусторечию, которая происходит частию от скудости ума, частию от праздности, частию от зависти и злости. Но от чего бы ни происходила эта страсть, только она – страсть самая опаснейшая. Ибо всякое слово праздное, чрез слух проходящее в душу ближнего, – если не будет в ней в скорости подавлено, бывает семенем зла, возрастающим в отраслях и плодах. Не думайте, что слова, пущенные на воздух, исчезнут в воздухе. Нет! всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12, 36), говорит сам Спаситель.

Вот некоторое понятие о духе праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Кого из постящихся ныне не колеблет сей дух искуситель? Если не может вовлечь кого в праздность, подвергает того унынию; а если не может искусить со стороны уныния, искушает гордостию житейскою. Вот почему так часто повторяем молитву сию: Господи, Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Постись, Христианин, и трудись. Труд занимает душевные способности. Душа рассеянная, праздная, преданная чувственности и развлеченная мыслями, гораздо удобнее может быть пленена какою-нибудь страстию, нежели душа, направленная к известным предметам. Постись, и будь весел. Веселие сердца облегчает подвиг поста и молитвы. Постись, и не превозносись своими совершенствами. Смирение есть ключ, коим отверзаются двери Царствия Божия. Постись, и не осуждай ближнего твоего. Осуждать ближнего есть грех, а грех, мал ли, велик ли, есть язва для души.

Трудно обойтись без искушений во время говения; но за то каким удовольствием исполняется душа наша, когда преодолеет их и отразит от себя. Трудно воздержаться от гнева; но за то воздержание от страстей важнее, чем воздержание от сладких снедей! Трудно отстать от дурной привычки осуждать других: но за то обуздание языка спасительнее, нежели изнурение тела.

Нет сомнения, что наше исправление начинает Господь, и что Он же Своею благодатию и совершает оное. Впрочем, что требуется от нас в деле спасения, того никто не может сделать без нашего усилия. Спасение в сем смысле есть дело пашей свободы; посему нам самим надлежит пещись о нем, и пещись постоянно. Не надобно забываться ни на одну минуту; надобно всегда молить Господа, дабы не попустил духу праздности, уныния, гордости житейской и празднословия овладеть нашим сердцем. Враг поста и покаяния день и ночь строит для нас козни и неусыпно заботятся, чтобы поколебать нас в воздержании и молитвах. Менее ли нам нужно принимать трудов и забот для своего спасения, нежели сколько он принимает их для нашей погибели?

Будем, возлюбленнии, по заповеди Христовой, бдеть и молиться на поприще поста и покаяния. Кто бдит, к тому враг близко не подходит; а кто молится, от того убегает. Бдите же и молитесь, да не внидете в напасть. Аминь.

* * *

44

Произнесено в 1837 году.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Рождества Христова митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

3. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

4. Собрание сочинений. Том 3 – РЕЧЬ произнесенная в храме 2-й Харьковской мужской гимназии по случаю празднования ее пятидесятилетнего юбилея 1891г. архиепископ Амвросий (Ключарев)

5. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) Стефан Григорьевич Рункевич

6. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 148. Содержание 3-го и 4-го слова о богословии. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

7. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

8. О покаянии: беседы пред великим постом и в пост, по воскресным дням архиепископ Игнатий (Семенов)

9. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 2 протоиерей Пётр Смирнов

10. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

Комментарии для сайта Cackle