Беседа на Евангелие Недели Ваий, или Вербного воскресенья
О распинании Иисуса Христа нами
Какое Евангелие читалось сегодня?
О входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим. А вместе с тем, прежде повествования о входе повествуется о Вечери накануне входа, уготованной в доме Лазаря для Иисуса Христа, где Мария, сестра Лазаря, помазала Его миром.(Ин. 12:1–18. Зач 41.).
...
«За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус жe, нашедши молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. (Зах. 9:9). Ученики Его сперва не поняли сего; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и cиe сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо».
...
В Евангелие говорится, что «за шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь быль один из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира».
Что эта была за вечеря? Для чего употреблялось помазывание миром на вечерях? И что это было за миро?
"Вечеря» – это вечерний обед. Вечеря эта была устроена в дому Лазаря в знак признательности к Иисусу Христу за его воскрешение. Миром помазывали голову гостя в знак особенного уважения и любви к нему. Мария, сестра Лазарева, помазала не одну голову Иисуса Христа, но и ноги и вместо полотенца «отерла ноги своими волосами» из особенного благоговения и признательности к Нему за воскрешение брата. «Mиpо» – драгоценная благовонная жидкость, составлявшаяся обыкновенно из масел и пахучих веществ, например: оливкового масла, нарда или смирны и разных цветов.
Далее в Евангелие говорится, что когда Иуда Искариот при помазании Иисуса Христа миром заметил: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?», то Иисус Христос между прочим сказал тут: «оставьте ее; она сберегла это на день погpeбения Моего».
Что это была за сумма 300 динариев, которая, как высказал Иуда, была заплачена за миро, употребленное для помазания Иисус Христа, и что значат слова Иисуса Христа при этом: «она сберегла это на день погребения Моего»?
«300 динариев» – это 60 руб., потому что динарий, или иначе «пенязь», была монета в 20 коп. Слова же Иисуса Христа о Марии значат, что через помазание Мария приготовила Его к погребению, которое скоро последует и при котором не удастся помазать Его ни ей, ни вам (т. е. апостолам), потому что с мыслью Иуды согласны были и прочие апостолы, как повествует евангелист Матфей, так как в ней не подозревали они худого смысла (Мф. 26:8, 9). Обычай мазать тела умерших благовонными мазями, даже бальзамировать, был общий у древних народов, равно и у Иудеев. Это делалось для того, чтобы долее предохранить тело от разложения и худого запаха. Вместе с тем, помазанием, выражалась честь к телу умершего.
Дальше в Евангелие говорится, как Иисус Христос торжественным образом вошел в Иерусалим. Шествие это, как описывается, совершил Он следующим образом. Он возсел на осла, народ встречал Его с пальмовыми ветвями в руках и восклицаниями: «осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Апостолы и народ, как повествует евангелист Матфей, «постилали свои одежды», иные бросали «ветви по дороге» (Мф. 21:8).
Что значили все эти действия при входе Иисуса Христа в Иерусалим?
В земле Иудейской было мало коней. Кони употреблялись там почти только для войны. Таким образом, вход Иисус Христа «на осле» был знаком мира. Торжественные въезды в город употреблялись царями и победителями. «Бросать цветы и ветви древесные по пути», равно и держать ветви в руках и восклицать, было обычаем при въезде в город победителей. «Осанна» – значит спаси, даруй спасение. «Сыну Давидову», т. е. Мессии. «Мессия» – слово еврейское и значит то же, что по-гречески «Христос» (помазанник, царь). Благословен грядущий во имя Господне. Придти «во имя Господне» – значит быть особенным посланником Божиим, заменяющим или представляющим Самого Господа. Постилать «одежды по дороге» – это выражение особенного почтения.
Таким образом, все, совершавшееся при въезде Иисуса Христа в Иерусалим, означало, что на Него стали смотреть, особенно после воскрешения Лазаря, как на обещанного Мессию, который по ошибочным понятиям Евреев сядет на престоле и будет их царем. «Осанна», восклицаемое евреями, и значило: «Спаси нас от иноплеменного (римского) ига», которое в то время тяготело над ними, «Воцарись над нами». «Сион» – это гора, на которой построена была верхняя часть города Иерусалима. «Дщерь Сионова» – это то же, что граждане Иерусалимские и весь народ Израильский.
Чему особенно поучает нас, братие, сегодняшнее Евангелие?
В Евангелие повествуется о праздновании сегодняшнего дня – о торжественном входе Христа Спасителя в Иерусалим.
В настоящие дни поста не было ли и к нам, братие, входа Господа Иисуса, хотя Он и не пребывает уже на земле видимыми образом? Не сретали ли или не готовимся ли и мы сретить Его входящим к нам? Входил Иисус к одним из нас, а к другим – войдет Своими Телом и Кровью! Входил, войдет в нас самих! Восклицали Ему одни из нас слова радости и благодарения, что удостоил Он войти в них! Воскликнут эти слова другие из нас, когда удостоит Он их Своего посещения! И как некогда лучшие из Евреев одеждами и древесными ветвями устилали, так и мы: одни из нас – уже украшали, другие – готовы украсить, Ему путь в свои души, говением, молитвою, добрыми делами, покаянием.
Дай, Господи Боже, чтобы Ты вошел в нас не за тем, как вошел в Иерусалим – на распятие! Дай, Боже, Спаситель наш, чтобы мы приняли Тебя не так, как Иудеи в Иерусалиме – приняли и распяли!
Как? Неужели и мы можем распинать Иисуса Христа, как некогда Иудеи? Можем и часто распинаем, к стыду и осуждению нашему, должно сознаться, только это бывает невидимо. Как же это? Так же, как некогда распяли Иисуса Христа видимо. Грехи рода человеческого распяли Его тогда, грехами и теперь распинаем мы Господа. И это – не человеческое мудрование. Апостол пишет к Евреям, что христианин, впадающий во грех, "второе распинают Христа» (Евр. 6:6). «Преступая закон Божий, согрешая, – говорит один проповедник, – мы повторяем преступление нашего праотца, а, повторяя, сим самым заставляем страдать нашего Спасителя. Пред совершением каждого беззакония, Он предстает на суд нашей совести, как стоял некогда на суде Пилата, и ожидает от нас приговора: в нашей воле пустить и распять Его. Оставаясь твердыми в правде и верными в истине (т. е. не согрешая), мы освобождаем Иисуса, а предаваясь греху и погружаясь в беззаконие – осуждаем Его на смерть» (Иннокен. Херсон.). Да и не мука ли для любящего сердца Христа Спасителя, когда видит Он нас, что мы дерзко предпочитаем Ему Его врага – дьявола, добру – зло, cпасению – погибель, мы – Его ученики, Его нежно любимые дети?!
Братие христиане! Иудеи распяли Христа, потому что не узнали. А мы?.. Мы знаем Его, нашего Спасителя, мы веруем в Него. Ужаснемся же того, что делаем мы грехом. Ужаснемся и казни знающими Господа и распинающими Его, которая в тысячи раз жесточе казни Иудеев, распинавших Господа по незнанию.
Будемте, братие, всякий раз, как нам представляется случай сделать грех, будемте думать, что если сделаем его, то тем распнем Господа. О! Если бы мы всегда поступали так, то сколько бы худых дел не существовало в нашей жизни, сколько бы грехов спало с нашей совести!