митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в пятую неделю св. Великого поста73

Не веста, чесо просита (Мк. 10, 38).

Ныне чтенное Евангелие представляет нам, братие, три особенно замечательные предмета для размышления: прошение двух учеников Иакова и Иоанна о посаждении их на первых местах в Царстве славы, ответ Иисуса Христа на прошение и наставление, чем должен быть, кто желает быть выше других. Размыслим.

Первый предмет: это прошение: Они же реста Ему: даждь нам, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядет во славе Твоей.

Это прошение, по-видимому, не представляет ничего, о чем бы просители прежде не были предуведомлены. Оно принесено в следствие данного повеления: просите, и в следствие возбужденной надежды на получение, – и дастся вам, – принесено по поводу обещанных им престолов (Мф. 19, 28). Но из ответа Христова видно, что прошение было нечистое и земное. Чего просили они? Первых мест у престола Учителя своего; и для чего? Дабы иметь преимущество пред прочими учениками. Сообразно ли было такое прошение с учением их Учителя? Он учил смирению и нищете духовной, а они хотели превозноситься. Не оскорбительно ли для прочих учеников? Благовременно ли? Наступало время страданий и смерти, а не радостей и славы. Се восходит, говорил Христос, во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет Архиереом и книжником, и осудят Его на смерть, и предадят Его языком, и поругаются Ему. – А ученики Его... Но не станем осуждать учеников, которых не осудил и Сам Божественный учитель, а только упрекнул в неведении: не веста, чесо просита. Посудим о своих прошениях, которыми испрашиваем себе высших степеней в наших званиях.

Что побуждает нас искать и просить высоких и славных мест? Что дышет и говорит в наших прошениях? Не честолюбие ли? Если оно, то изъясните, что такое честь? Есть ли она вещь какая? Или свойство вещи и принадлежность? Или должность? Честь есть выгодное понятие других о наших способностях, познаниях, действиях и поступках. Когда это мнение выражается в словах и действиях, называется почтением. Итак честь существует вне нас, во мнении других. Но всегда ли бывает постоянно это мнение? Не часто ли по непостоянству наших суждений вращается туда и сюда, как флюгер на здании? Не часто ли почтение, оказываемое нам другими, заключается только в одном звуке громких слов – без мысли, в уверении – без чувства, в преданности – без сознания? Во всем этом удостоверяет опыт. Стоит ли же какого внимания честь? Искать ее не тоже ли значит, что домогаться тени, не имеющей существенности, ловить дым в воздухе, увлекаться минутным блеском метеора?

Не спорю, что честь имеет и хорошую сторону. Она может удерживать от многих безпорядков в жизни, и побуждать к великим делам, подкреплять нас в исполнении важных предприятий и поощрять к ревностному исполнению своих обязанностей. Но скажите, удерживает ли нас честь от безпорядочных движений в сердце? Действует ли на очищение нашей совести от тайных грехов? Напротив, самое желание чести не обращается ли иногда в страсть, увлекающую к несправедливости, к пренебрежению истинных достоинств в других? А это уже тяжкие грехи. Можно употреблять честь в средство к добрым делам; но не должно употреблять добрые дела в средство к достижению чести. Фарисеи непрестанно искали себе чести в народе строгим постом, протяжными молитвами и щедрою милостынею. Но чем оказались эти добродетели в глазах Иисуса Христа? Блестящею позолотою тщеславия и гордости. А они сами? Гробами повапленными.

Христианин! Тебе не возбраняется желать высших степеней в твоем звании. Апостол Павел говорит о Епископстве: аще кто Епископства хощет, добра дела желает. Тоже можно сказать и о всяком высшем достоинстве в гражданской и военной службе. Но желай не для угождения себе – своему честолюбию, а для служения благу ближнего твоего. Честь придет к тебе сама без твоего зова и требования, – придет за появлением света твоих добрых и полезных дел для ближнего; почтение будет предшествовать тебе и сопровождать тебя, когда истинное благородство души твоей, безкорыстная честность поступков твоих будут дознаны и испытаны.

Второй предмет: это ответ Иисуса Христа на прошение учеников: не веста, чесо просита. Можета ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, им же Аз крещаюся, креститися? Под именем чаши означалась совокупность страданий на кресте, а под словом крещения – крещение кровию, пролиянною на кресте, и погружение в смерть и гроб. Вопрос ясно показывал, какою ценою приобретается престол славы. Ученики сказали: можева. Но на деле, когда Иисус испивал чашу страданий и принимал крестное крещение, показали другое. Вместо того, чтобы разделять со Христом бдение и молитву, они погружены были в сон, и вместо того, чтобы сострадать распятому на кресте, оставльше Его, бежаша. Где же обещание: можева?

Христианин! Прежде нежели спросят тебя, можешь ли проходить исправно, деятельно, честно ту должность, которой домогаешься, спроси сам себя, имеешь ли к тому силы и способность, и спроси в ту минуту, когда молчит самолюбие, а говорит одно чистое сознание. Итак, хочешь ли быть начальником? Добра дела желаешь; но вникни: имеешь ли столько умственных и нравственных сил, сколько нужно для управления другими в духе истинно христианском? Хочешь ли быть судьею? Добра дела желаешь; но испытай себя, умеешь ли держать весы правосудия прямо и верно, не кривя ни совестию, ни законом. Чем более кто познает себя, тем более находит недостатков. Чем более видит в себе слабостей и немощей, тем менее желает почестей. Чем более смиряет себя, тем более возносится, по реченному: смиряяй себе, вознесется.

Третий предмет: это наставление Христово: как должно вести себя в отношении к тем, над которыми хотим начальствовать. Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга; и иже аще хощет в вас быти старей, да будет всем раб. Смотрите: Не к труду ли только служения обязываются здесь высшие и старшие, то есть, все начальствующие над другими? Так и должно быть. Ибо естественно ли, чтобы немощное служило сильному, а высшее поддерживалось низшим? Посмотрите на царство природы: и там – солнце освещает и согревает землю, не требуя от неё воздаяния, а земля питает миллионы тварей, не ожидая от них вознаграждения. Посмотрите на Царство благодати, и там – Господь славы сходит на землю послужити и дати душу свою избавление за многих. Посмотрите в мир нравственный – и там мы сильнии, говорит Апостол, должни немощи немощных носити, и не себе угождати. Посмотрите в мир гражданский, – и там тот же закон существует.

Высшие степени достоинств суть не что иное, как высшие тяжкие обязанности в служении ближним. Всмотритесь, кто обязан непрерывно пещись о сохранении порядка, тишины и спокойствия в обществе? Вникать в нужды общественные, ходатайствовать о вспомоществовании, изыскивать способы к улучшению благосостояния, обуздывать наглость и буйство порока, узнавать и открывать пагубные замыслы людей мятежных, преследовать зло и искоренять? Кто? Высшие и старшие. К кому прибегают угнетенные, обиженные и невинно осужденные с прошением защиты и покровительства? К высшим и старшим. Пред кем проливают горькие слезы вдовы и сироты, прося пищи, одеяния, покрова? Пред высшими и старшими. С другой стороны, кого злоба и зависть наиболее чернит, поносит и осуждает? Их же. И кому старается вредить и противодействовать? Им же. Видите, какова обязанность начальствующих. Если они исполняют ее, как должно, то суть истинно слуги для ближних, и если кто пьет наиболее горькую чашу неприятностей и огорчений за себя и других, то они. Кто же, видя их безкорыстие и чистоту в намерениях и действиях, мудрость и справедливость в суждении и решении дел, благость и кротость в обхождении со всеми, не возлюбит их истинною любовию, и не почтит истинным почтением? Так, честь и слава, любовь и уважение придут к ним без просьбы и требования, и никогда не оставят истинных благодетелей и друзей человечества.

Судите же после сего, разумно ли поступаем, когда ищем и просим себе высших степеней, без испытания себя самих и без знания высших обязанностей? Не скажет ли нам Господь, что сказал ученикам: не веста, чесо просита? Он скажет и подтвердит: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга; и иже аще хощет в вас быти старей, да будет всем раб. Аминь.

* * *

73

Произнесено марта 12, 1844 года, в Варшавск. Кафедр. Соборе.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

2. Слова и речи. Том II – Слово в день Успения Божией Матери митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

4. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

5. Sermons – Confession Антоний, митрополит Су́рожский

6. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

7. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) Стефан Григорьевич Рункевич

8. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 148. Содержание 3-го и 4-го слова о богословии. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

9. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том I епископ Виталий (Гречулевич)

10. Еще пятнадцать лет служения церкви борьбой с расколом – 1881-й год профессор Николай Иванович Субботин

Комментарии для сайта Cackle