С
Сава
Сава (евр. изобилие) – страна в Аравии, лежавшая на юг от Иудеи. Упоминается, как представительница богатства.
Саваоф
Саваоф (евр. силы или воинства). В Ис.6:3 в выражении Господь Саваоф – Господь Сил, как и переведено в Пс.23:10; под силами разумеются ангелы, которые окружают престол Царя Небесного, охраняя его, как воины.
Сандалия
Сандалия – кожаная обувь в роде башмаков.
Сатана
Сатана – противник, враг всему доброму.
Свиток книжный
Свиток книжный – древнее наименование книги, состоявшей обычно из листов, приклеиваемых один к другому в длину и свертываемых в трубочку на палку. В таком виде у евреев и доселе хранятся в синагогах книги св. Писания. Отсюда свиток книжный означает в частности св. Писание, Слово Божие, Божие определение. Главизна книжная значит тоже самое.
Святый Израилев
Святый Израилев. Этим именем в писаниях пророческих (Ис.1:4 и мн. др.) называется Бог для обозначения бесконечного совершенства Его всесвятой воли, всегда неизменной в Своих обетованиях о Спасителе и законах, данных Им народу израильскому.
Святый Святых
Святый Святых – евр. форма выражения превосходной степени. В Дан.9:27 так назвав Христос в том смысле, что Он и Сам будет свят, и, как такой, будет источником освящения людей.
Се
Се – вот, теперь.
Седален
Седален – песнь, во время которой в древности христиане в церкви сидели, и после седальна, сидя же, слушали поучения или историю празднуемого события или лица.
Седекия
Седекия – последний (20) царь иудейский, переименованный так из Ватфания Навуходоносором. При нем совершалось великое переселение иудеев в Вавилонское царство 11 лет. Ослепленный (597 г. до Р. Хр.), умер в Вавилове.
Седмица
Седмица – семь дней, неделя.
Седрах
Седрах (халд. царево вдохновение) – имя данное при дворе Навуходоносора отроку Анании (см. Азария).
Селитва
Селитва – поселение, местопребывание, обиталище (Ис.35:7).
Селмон
Селмон (евр. тень, мрак) – название одной из гор Ливанских, мрачной и унылой вследствие отсутствия на ней всякой растительности. Вершина ее покрыта вечным снегом (Пс.67:15).
Село
Село – поле.
Село белильниче
Село белильниче – поле белильничье. Так называлась долина при источниках Иерусалимских, где валяльщики сукон занимались отбелкою своих произведений (Ис.7:8).
Семидал
Семидал – лучшая пшеничная мука, крупичатая, о принесении которой в различных ее видах в жертву говорится в Лев. 2 и 6 гл.; Ис.1:13.
Семо
Семо – сюда.
Сень
Сень – тень, шатер, шалаш. Тень же значит и стень.
Серафим
Серафим (евр. пламенеющий, огненный) – общее имя первого ангельского чина, как горящего неизреченною любовью к Богу. Окружая престол Его, они непрестанно славословят Бога (Ис. 6 гл.).
Си
Си – себе, свой.
Сикера
Сикера – хмельный напиток.
Символ
Символ (греч.) – знак, примета. На церковном языке Символом Веры, называется краткое изложение православного учения о вере которое должны содержать и исповедывать православные христиане.
Синай
Синай (евр. куст) – гора на Синайском полуострове, отрог которой составляет гоpa Хорив. В писании она нередко называется горою Божиею вследствие явления на ней Бога Моисею, который здесь получил закон (Исх. 20 и др. Пс.67:8).
Синагога
Синагога – еврейская молельня.
Синедрион
Синедрион – верховное судилище у евреев.
Сион
Сион (евр. знак, место стражи) – один из четырех холмов (южный), на котором расположен был Иерусалим. На этом холме построен был дом Давидов (2Цар.5:7), и на нем лежал так называемый верхний город. Как резиденция Давида, царя по сердцу Божию, бывшего прообразом Христа, Царя всемирного царства Божия, Сион называется горою святою (Пс.2:2), от которой как от центра должно начаться распространение этого царства, и откуда (из Сионской горницы) действительно апостолы разошлись на проповедь Евангелия по всему миру (Деян.1:8).
Сипл
Сипл, мн. сиплеве – вредоносное для хлеба насекомое из рода жуков (Иоил.2:25).
Сиречь
Сиречь – то есть.
Сирски
Сирски – по-сирийски. Сирийским или арамейским наречием назывался язык смешанный из еврейского и халдейского (Дан.2:4).
Сице
Сице – так, таким образом.
Сицевый
Сицевый – таковый.
Сказание
Сказание – объяснение, толкование чего-нибудь чрез сравнение (Дан.2:3 и др.).
Скимен
Скимен – львенок, молодой лев (Ос.13:18).
Скиния
Скиния – палатка, шатер. У древних евреев подвижной или походный храм Божий. Имела три отделения: первое называлось Двором, второе – Святилищем, третье – Святая Святых. Сооружена Моисеем в пустыне на пожертвование евреев, которые давали золото, серебро, драгоценные камни и др. вещи. Освящена священным елеем. Для служения в Скинии были первосвященник, священники и левиты.
Сковник
Сковник – сообщник, соучастник в заговоре, в бунте.
Скорпий
Скорпий – скорпион, ядовитое насекомое. В Иез.2:7 слово это употреблено как образ злобы людской.
Скудель
Скудель – глина, сосуд глиняный, черепок. В Пс.21:15 слово это употреблено, как образ немощи, бессилия. В таком же значении употребляются и происходящие от этого слова прилагательные: скудельный (Дан.2:33), и скудельничий (Пс.2:9). Скудельник же значит горшечник.
Слякохса
Слякохса – я согнулся.
Слячен
Слячен – сгорбившийся, скорченный.
Смирна
Смирна – благовонная смола аравийского мирта, имеющая силу предохранять тело от гниения, вкусом горькая, одуряющая (Пс.44:9).
Смоковь
Смоковь – смоковница, фиговое дерево, большое, широколиственное и обильное плодами (Авв.3:17). Иногда этим же словом обозначаются и плоды этого дерева – смоквы, известные у нас под названием винных ягод.
Снесть
Снесть – съест, вкусит.
Содом
Содом (евр. их тайна) – название одного из четырех городов, которые за ужасающее беззаконие их жителей еще во времена Авраама пожрены были небесным огнем и на месте которых появилось Мертвое море (Быт.18). В пророческих книгах писания название это встречается и в собственном смысле – в угрозах беззаконникам, и в переносном для обозначения в высшей степени беззакония. В последнем смысле пр. Исаия своих современников называл князьями содомскими – первыми из содомлян (Ис.1:10).
Солило
Солило – блюдо (Мф.26:23).
Соломон
Соломон (евр. мир) – сын Давида от Вирсавии, третий царь еврейский, свое 40-калетнее царствование прославивший водворением мира в стране, обогащением ее, постройкой храма иерусалимского и своею благодатною мудростью. Памятниками этой мудрости служат Псалмы 71 и 126, книги Притчей, Екклесиаст и Песнь Песней. Умер около 1009 г. до Р. Хр.
Соморон
Соморон (евр. страж) – название горы и стоявшего на ней города, в колене Ефремовом, бывшего некоторое время столицею израильского царства, то же, что Самария (Ис.7:9).
Сон
Сон – сновидение, т. е. откровение Божие, полученное во время сна, в форме сновидения (Иез.1:1; Дан.2:1; Иол.2:28).
Сонм
Сонм – собрание, общество.
Сопец
Сопец – трубач-музыкант.
Софония
Софония (евр. тайна Господня) – один из малых пророков. Пророчествовал при Иосии, царе иудейском. Поводом к пророческой деятельности Софония была нравственная распущенность иудеев и глубокое погружение их в идолопоклонство.
Спира
Спира – отряд войска, рота.
Спод
Спод – ряд, куча (на споды, на споды, – Мк.6:39, – отделениями, кучками).
Срачица
Срачица, или, вернее, сарчица – сорочка, рубашка.
Сребренник
Сребренник – евр. монета. Ценность сребренника определяют приблизительно в 50 копеек серебром.
Срящ
Срящ – неприятная встреча, нападение.
Ссати
Ссати – сосать.
Стакти
Стакти – благовонное миртовое масло, текущее каплями, – тончайший вид смирны, от которой оно отделяется в виде капель (Пс.44:9).
Стамна
Стамна – ящик, сосуд.
Стезя
Стезя – тропинка.
Стих
Стих – краткая песнь из пророческих псалмов.
Стихира
Стихира – пространная песнь по поводу новозаветного события, приспособленная к ветхозаветному стиху.
Стицатися
Стицатися – стекаться, сбегаться.
Стогн
Стогн – широкая улица, дорога, площадь (Дан.9:25).
Стогны путий
Стогны путий – углы улиц.
Столпописание
Столпописание – писание, достойное быть начертанным на столпе на память всем потомкам. С евр. золотая песнь (Пс. 15, в надписании).
Стояти на стражи
Стояти на стражи – оборот речи, взятый из обычая укрепленных городов иметь на сторожевых башнях воинов, которые наблюдали бы и извещали бы жителей о приближающемся неприятеле. В переносном смысле он означает особенную внимательность пророка к возвещаемому ему Богом откровению (Авв.2:1).
Стража
Стража. 1) караул; 2) время без сна проводимое; три часа дня или ночи – называются стражею.
Страна и сень смертная
Страна и сень смертная – в русском переводе с евр.: страна тени смертной. В Ис.9:2 галилеяне названы живущими в такой стране, как люди не имеющие истинного богопознания, погрязшие в идолопоклонстве и нравственных пороках и потому духовно как бы умершие.
Студ
Студ – стыд, срам.
Студенец
Студенец – колодезь.
Стужати
Стужати – докучать, теснить, беспокоить.
Суббота
Суббота (евр. покой) седьмой день недели, который по заповеди Божией (Исх.20:8–11), в память окончания Богом творения к седьмому дню и избавление евреев от рабства египетского, должен быть посвящен на служению Богу и на отдохновение от недельных трудов.
Сударь
Сударь – платок, полотенце.
Суетный
Суетный – пустой, ничтожный; в Ион.2:9 в ср. р. мн. ч. обозначает ложных языческих богов.
Суровый
Суровый – сырой, сочный (Лк.23:31).
Сын Тавеилев
Сын Тавеилев, которого Расип, царь сирийский, и Факей, царь израильский, хотели воцарить в Иудее на место Ахаза, вероятно, был какой-нибудь сирийский вельможа; ибо Расин в замышляемой войне был главным союзником (Ис.7:6).
Сыны Кореовы
Сыны Кореовы – потомок Корея, внука Каафова при Моисее (Числ. 16), левиты, состоявшие стражами порогов Скинии; со времен же Давида, вместе с другими, как Асаф, Идифум, образовавшие хор певцов при богослужении, на обязанности которых лежало между прочим и переложение псалмов на музыку. Упоминание этого имени в надписании псалмов 41–49 и 54 не может означать того, что псалмы эти ими написаны; по крайней мере этого нельзя сказать о Пс. 41, 44 и 47, а лишь то, что им псалмы эти назначены были для пения. Замечательнейшим из сынов Кореовы был Эман.
Ся
Ся – себя.
