Источник

С

Сава

Сава (евр. изобилие) – страна в Аравии, лежавшая на юг от Иудеи. Упоминается, как представительница богатства.

Саваоф

Саваоф (евр. силы или воинства). В Ис.6:3 в выражении Господь Саваоф – Господь Сил, как и переведено в Пс.23:10; под силами разумеются ангелы, которые окружают престол Царя Небесного, охраняя его, как воины.

Сандалия

Сандалия – кожаная обувь в роде башмаков.

Сатана

Сатана – противник, враг всему доброму.

Свиток книжный

Свиток книжный – древнее наименование книги, состоявшей обычно из листов, приклеиваемых один к другому в длину и свертываемых в трубочку на палку. В таком виде у евреев и доселе хранятся в синагогах книги св. Писания. Отсюда свиток книжный означает в частности св. Писание, Слово Божие, Божие определение. Главизна книжная значит тоже самое.

Святый Израилев

Святый Израилев. Этим именем в писаниях пророческих (Ис.1:4 и мн. др.) называется Бог для обозначения бесконечного совершенства Его всесвятой воли, всегда неизменной в Своих обетованиях о Спасителе и законах, данных Им народу израильскому.

Святый Святых

Святый Святых – евр. форма выражения превосходной степени. В Дан.9:27 так назвав Христос в том смысле, что Он и Сам будет свят, и, как такой, будет источником освящения людей.

Се

Се – вот, теперь.

Седален

Седален – песнь, во время которой в древности христиане в церкви сидели, и после седальна, сидя же, слушали поучения или историю празднуемого события или лица.

Седекия

Седекия – последний (20) царь иудейский, переименованный так из Ватфания Навуходоносором. При нем совершалось великое переселение иудеев в Вавилонское царство 11 лет. Ослепленный (597 г. до Р. Хр.), умер в Вавилове.

Седмица

Седмица – семь дней, неделя.

Седрах

Седрах (халд. царево вдохновение) – имя данное при дворе Навуходоносора отроку Анании (см. Азария).

Селитва

Селитва – поселение, местопребывание, обиталище (Ис.35:7).

Селмон

Селмон (евр. тень, мрак) – название одной из гор Ливанских, мрачной и унылой вследствие отсутствия на ней всякой растительности. Вершина ее покрыта вечным снегом (Пс.67:15).

Село

Село – поле.

Село белильниче

Село белильниче – поле белильничье. Так называлась долина при источниках Иерусалимских, где валяльщики сукон занимались отбелкою своих произведений (Ис.7:8).

Семидал

Семидал – лучшая пшеничная мука, крупичатая, о принесении которой в различных ее видах в жертву говорится в Лев. 2 и 6 гл.; Ис.1:13.

Семо

Семо – сюда.

Сень

Сень – тень, шатер, шалаш. Тень же значит и стень.

Серафим

Серафим (евр. пламенеющий, огненный) – общее имя первого ангельского чина, как горящего неизреченною любовью к Богу. Окружая престол Его, они непрестанно славословят Бога (Ис. 6 гл.).

Си

Си – себе, свой.

Сикера

Сикера – хмельный напиток.

Символ

Символ (греч.) – знак, примета. На церковном языке Символом Веры, называется краткое изложение православного учения о вере которое должны содержать и исповедывать православные христиане.

Синай

Синай (евр. куст) – гора на Синайском полуострове, отрог которой составляет гоpa Хорив. В писании она нередко называется горою Божиею вследствие явления на ней Бога Моисею, который здесь получил закон (Исх. 20 и др. Пс.67:8).

Синагога

Синагога – еврейская молельня.

Синедрион

Синедрион – верховное судилище у евреев.

Сион

Сион (евр. знак, место стражи) – один из четырех холмов (южный), на котором расположен был Иерусалим. На этом холме построен был дом Давидов (2Цар.5:7), и на нем лежал так называемый верхний город. Как резиденция Давида, царя по сердцу Божию, бывшего прообразом Христа, Царя всемирного царства Божия, Сион называется горою святою (Пс.2:2), от которой как от центра должно начаться распространение этого царства, и откуда (из Сионской горницы) действительно апостолы разошлись на проповедь Евангелия по всему миру (Деян.1:8).

Сипл

Сипл, мн. сиплеве – вредоносное для хлеба насекомое из рода жуков (Иоил.2:25).

Сиречь

Сиречь – то есть.

Сирски

Сирски – по-сирийски. Сирийским или арамейским наречием назывался язык смешанный из еврейского и халдейского (Дан.2:4).

Сице

Сице – так, таким образом.

Сицевый

Сицевый – таковый.

Сказание

Сказание – объяснение, толкование чего-нибудь чрез сравнение (Дан.2:3 и др.).

Скимен

Скимен – львенок, молодой лев (Ос.13:18).

Скиния

Скиния – палатка, шатер. У древних евреев подвижной или походный храм Божий. Имела три отделения: первое называлось Двором, второе – Святилищем, третье – Святая Святых. Сооружена Моисеем в пустыне на пожертвование евреев, которые давали золото, серебро, драгоценные камни и др. вещи. Освящена священным елеем. Для служения в Скинии были первосвященник, священники и левиты.

Сковник

Сковник – сообщник, соучастник в заговоре, в бунте.

Скорпий

Скорпий – скорпион, ядовитое насекомое. В Иез.2:7 слово это употреблено как образ злобы людской.

Скудель

Скудель – глина, сосуд глиняный, черепок. В Пс.21:15 слово это употреблено, как образ немощи, бессилия. В таком же значении употребляются и происходящие от этого слова прилагательные: скудельный (Дан.2:33), и скудельничий (Пс.2:9). Скудельник же значит горшечник.

Слякохса

Слякохса – я согнулся.

Слячен

Слячен – сгорбившийся, скорченный.

Смирна

Смирна – благовонная смола аравийского мирта, имеющая силу предохранять тело от гниения, вкусом горькая, одуряющая (Пс.44:9).

Смоковь

Смоковь – смоковница, фиговое дерево, большое, широколиственное и обильное плодами (Авв.3:17). Иногда этим же словом обозначаются и плоды этого дерева – смоквы, известные у нас под названием винных ягод.

Снесть

Снесть – съест, вкусит.

Содом

Содом (евр. их тайна) – название одного из четырех городов, которые за ужасающее беззаконие их жителей еще во времена Авраама пожрены были небесным огнем и на месте которых появилось Мертвое море (Быт.18). В пророческих книгах писания название это встречается и в собственном смысле – в угрозах беззаконникам, и в переносном для обозначения в высшей степени беззакония. В последнем смысле пр. Исаия своих современников называл князьями содомскими – первыми из содомлян (Ис.1:10).

Солило

Солило – блюдо (Мф.26:23).

Соломон

Соломон (евр. мир) – сын Давида от Вирсавии, третий царь еврейский, свое 40-калетнее царствование прославивший водворением мира в стране, обогащением ее, постройкой храма иерусалимского и своею благодатною мудростью. Памятниками этой мудрости служат Псалмы 71 и 126, книги Притчей, Екклесиаст и Песнь Песней. Умер около 1009 г. до Р. Хр.

Соморон

Соморон (евр. страж) – название горы и стоявшего на ней города, в колене Ефремовом, бывшего некоторое время столицею израильского царства, то же, что Самария (Ис.7:9).

Сон

Сон – сновидение, т. е. откровение Божие, полученное во время сна, в форме сновидения (Иез.1:1; Дан.2:1; Иол.2:28).

Сонм

Сонм – собрание, общество.

Сопец

Сопец – трубач-музыкант.

Софония

Софония (евр. тайна Господня) – один из малых пророков. Пророчествовал при Иосии, царе иудейском. Поводом к пророческой деятельности Софония была нравственная распущенность иудеев и глубокое погружение их в идолопоклонство.

Спира

Спира – отряд войска, рота.

Спод

Спод – ряд, куча (на споды, на споды, – Мк.6:39, – отделениями, кучками).

Срачица

Срачица, или, вернее, сарчица – сорочка, рубашка.

Сребренник

Сребренник – евр. монета. Ценность сребренника определяют приблизительно в 50 копеек серебром.

Срящ

Срящ – неприятная встреча, нападение.

Ссати

Ссати – сосать.

Стакти

Стакти – благовонное миртовое масло, текущее каплями, – тончайший вид смирны, от которой оно отделяется в виде капель (Пс.44:9).

Стамна

Стамна – ящик, сосуд.

Стезя

Стезя – тропинка.

Стих

Стих – краткая песнь из пророческих псалмов.

Стихира

Стихира – пространная песнь по поводу новозаветного события, приспособленная к ветхозаветному стиху.

Стицатися

Стицатися – стекаться, сбегаться.

Стогн

Стогн – широкая улица, дорога, площадь (Дан.9:25).

Стогны путий

Стогны путий – углы улиц.

Столпописание

Столпописание – писание, достойное быть начертанным на столпе на память всем потомкам. С евр. золотая песнь (Пс. 15, в надписании).

Стояти на стражи

Стояти на стражи – оборот речи, взятый из обычая укрепленных городов иметь на сторожевых башнях воинов, которые наблюдали бы и извещали бы жителей о приближающемся неприятеле. В переносном смысле он означает особенную внимательность пророка к возвещаемому ему Богом откровению (Авв.2:1).

Стража

Стража. 1) караул; 2) время без сна проводимое; три часа дня или ночи – называются стражею.

Страна и сень смертная

Страна и сень смертная – в русском переводе с евр.: страна тени смертной. В Ис.9:2 галилеяне названы живущими в такой стране, как люди не имеющие истинного богопознания, погрязшие в идолопоклонстве и нравственных пороках и потому духовно как бы умершие.

Студ

Студ – стыд, срам.

Студенец

Студенец – колодезь.

Стужати

Стужати – докучать, теснить, беспокоить.

Суббота

Суббота (евр. покой) седьмой день недели, который по заповеди Божией (Исх.20:8–11), в память окончания Богом творения к седьмому дню и избавление евреев от рабства египетского, должен быть посвящен на служению Богу и на отдохновение от недельных трудов.

Сударь

Сударь – платок, полотенце.

Суетный

Суетный – пустой, ничтожный; в Ион.2:9 в ср. р. мн. ч. обозначает ложных языческих богов.

Суровый

Суровый – сырой, сочный (Лк.23:31).

Сын Тавеилев

Сын Тавеилев, которого Расип, царь сирийский, и Факей, царь израильский, хотели воцарить в Иудее на место Ахаза, вероятно, был какой-нибудь сирийский вельможа; ибо Расин в замышляемой войне был главным союзником (Ис.7:6).

Сыны Кореовы

Сыны Кореовы – потомок Корея, внука Каафова при Моисее (Числ. 16), левиты, состоявшие стражами порогов Скинии; со времен же Давида, вместе с другими, как Асаф, Идифум, образовавшие хор певцов при богослужении, на обязанности которых лежало между прочим и переложение псалмов на музыку. Упоминание этого имени в надписании псалмов 41–49 и 54 не может означать того, что псалмы эти ими написаны; по крайней мере этого нельзя сказать о Пс. 41, 44 и 47, а лишь то, что им псалмы эти назначены были для пения. Замечательнейшим из сынов Кореовы был Эман.

Ся

Ся – себя.


Источник: Толковый и справочный библейский словарик собственных имен, непереведенных еврейских и греческих слов и более редких славянских речений и оборотов, встречающихся в Псалтири, в пророческих книгах Ветхого Завета, в Четвероевангелии и в православном богослужении / Сост. И.К. Кондратьев. - Попул. изд. - Москва : Изд. книгопрод. И.А. Морозова, 1894. - 63 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle