Филарет (Гумилевский)
Филарет, до пострижения Димитрий Григорьевич Гумилевский, архиепископ черниговский, род. 23 окт. 1805 г. в селе Конобееве шацкого уезда, тамбовской губернии, где отец его Григорий Афанасьевич был священником; ум. 9 авг. 1866 г. Первоначальная фамилия Гумилевского, как и отца его, была, по селу, Конобеевский; но когда он учился в семинарии, тамбовский преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание и малорослость и смирение его, переменил ее на «Гумилевекий» (humilis).
Haчальное воспитание и образование Гумилевский получил в семье благочестивых родителей своих, а затем в Вышинской пустыни под руководством иеромонаха (впоследствии архимандрита) Никона и в шацком духовном училище, откуда переведен был в тамбовскую духовную семинарию, и здесь окончил курс одним из лучших студентов.
В 1826 г. поступил, для получения высшего образования, в Московскую духовную академию, где 19 янв. 1830 г. пострижен в монашество с именем Филарета, данным ему в честь Филарета, митроп. московского. В том же 1830 г., по окончании академического курса вторым магистром, Филарет был определен в самую академию бакалавром церковной истории, с званием соборного иеромонаха, а в январе 1832 г. занял кафедру св. писания; с назначением же на должность инспектора академии (1 мая 1833 г.) перемещен на кафедру нравственного и пастырского богословия. В январе 1835 г. Филарет возведен в сан архимандрита и 14 дек. определен на должность ректора академии и профессора догматического богословия, с назначением в настоятели московского Богоявленского монастыря. Находясь на службе при академии, он, и как профессор, и как начальник, обнаружил, несмотря на слабость телосложения, необычайную энергию, талантливость и трудолюбие, при строго-иноческой келейной жизни. Обладая обширною начитанностью, он всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку, заинтересовывая слушателей историческими, филологическими и другими исследованиями в их области и сильною, остроумною, подчас даже резкою критикою противуположных взглядов. Как начальник, он всею силою своего влияния поощрял научную деятельность в академии, особенно строго следя за сочинениями студентов; он же основал академический журнал: «Творения св. Отцев в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания». По истечении 11-ти лет академической службы, для Филарета настала пора деятельности епархиальной. 21 декабря 1841 г. он, на 37-м году от рождения, был рукоположен во епископа рижского; затем (1848) переведен в Харьков, где 7 апреля 1857 г. был возведен в сан архиепископа, и, наконец, в 1859 г. перемещен на кафедру черниговскую, где и скончался от холеры, при посещении епархии, в г. Конотопе. В сане архиерейском он так же неутомимо трудился на пользу епархий, ему преемственно вверяемых; особенно много труда, забот и скорбей доставила ему Рижская епархия, незадолго пред тем (1836) открытая, с ее разноплеменным населением. Его труды здесь однако остались не бесплодны; в 1847 г. Филарета, приглашая воспитанников Московской духовной академии на службу в Лифляндию, писал профессору этой академии А. В. Горскому: «теперь обстоятельства здесь уже не прежние; Русь начинает иметь простор; теперь в одной Лифляндии до 70 православных священников, а прежде не было и семи». Точно так же Филарет заботился об обращении в православие и проживавших в его епархии раскольников. А в Харькове и Чернигове деятельному архипастырю предлежали другие заботы. Устройство женских духовно-учебных заведений в той и другой епархии исключительно на местные средства, основание духовного повременного издания в Чернигове: «Черниговские епархиальные известия», и многие другие дела останутся вечными памятниками его неутомимой деятельности в тех епархиях.
Но более всего Филарет ознаменовал себя учено-литературною деятельностью. Он был одним из наиболее видных представителей богословской науки своего времени и за учено-литературные труды свои, с одной стороны, стяжал высшую ученую степень доктора богословия (от Киевской духовной академии, в 1860 г.), а с другой, – был избираем в действительные и почетные члены многих ученых обществ и учреждений. Так, он еще в 1847 г. был избран в действительные члены Имп. Общества истории и древностей Российских и в члены-корреспонденты, а в 1856 г. и в почетные члены Императорского Русского археологического общества, в 1852 г. в действительные члены Имп. Русского географического общества и в почетные члены Харьковского университета. Он состоял также почетным членом Московского университета, духовных академий Киевской и Московской и др.
Некоторые из сочинений его или введены были как руководства в духовно-учебных заведениях (напр., «История русс. церкви», «Патрология»), или служат до настоящего времени справочными для всякого ученого книгами (напр., «Обзор русской дух. литературы», «Обзор песнопевцев» и др.). Обозревая учено-литературную деятельность Филарета в хронологическом порядке выхода в свет его сочинений (хотя и написанных иногда за несколько лет до выхода в печать), мы не будем упоминать всех его сочинений и статей, которых насчитывают до 159-ти, а перечислим только важнейшие. 1) Самостоятельные издания: «История русской церкви », период I, Москва, 1848, Харьков, 1849, Москва, 1857 и 1859; период II, Москва, 1848 и 1852; период III, Москва, 1847 и 1851; период IV, Рига, 1847 и Харьков, 1853; период V, Москва, 1848 и 1859; третье издание первых четырех периодов, Москва, 1857; четвертое издание всех периодов, Чернигов, 1862–1863. – «Черниев Николаевский монастырь», Харьков, 1849. – «Слова и беседы, говоренные в Риге», Москва, 1850. – «Историко-статистическое описание Харьковской епархии », в 5 отделениях, Москва и Харьков, 1852–1859. – «Обзор русской духовной литературы», книга I, с 862 по 1720 г., напечатана сначала в «Ученых зап. Акад. наук» за 1856 г., т. 3.; потом отдельно, Харьков, 1859; книга II, с 1720 по 1858 г., СПб., 1861; издание 2-е, дополненное, Чернигов, 1863; дополнения печатались, к той и другой книге, в «Черниговских епарх. извест.» за 1863–1866 гг.; обе книги, с дополнениями, вышли третьим изданием, СПб., 1884 г. – «Черноморская Николаевская обитель при Лебяжьем лимане», Харьков, 1856. – «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа», в 2-х частях, Москва, 1857; изд. 2-ое, СПб., 1859; изд. 3-е, СПб., 1884. – «Глас Божий к грешнику», поучения, Чугуев, 1857; изд. 3-е, Чернигов, 1860; изд. 4-е, СПб., 1882. – «История русской церкви» (в сокращенном виде), СПб., 1859, и потом, как учебник, издаваема была много раз, по определению Св. Синода (напр., СПб., 1877). – «Историческое учение об отцах церкви» (Патрология), в 3 томах, СПб., 1859; новое издание, СПб., 1882. – «Слова и беседы», в 3-х частях, СПб., 1859; издание 2-е, дополненное, в 4-х частях, Чернигов, 1863; изд. 3-е, в 4-х частях, СПб., 1883; издания 2-е и 3-е озаглавливаются: «Слова, беседы и речи». – «Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви», в 3-х томах, СПб., 1860; изд. 2-ое, Чернигов, 1864. – «Общий обзор Черниговской епархии», Чернигов, 1861. – «Черниговские монастыри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский», Чернигов, 1861. – «Крупецкий Батуринский монастырь», Чернигов, 1861. – «Козелецкий Георгиевский монастырь», Чернигов, 1862. – «Русские святые, чтимые всею церковию или местно»; опыт описания жизни их, 12 месяцев; в 4-х частях, Чернигов, 1861–1865; изд. 3-е, СПб., 1881; другое издание, с изображениями святых и праздников, исполненными академиком Ф. Г. Солнцевым, и с приложением портрета преосв. Филарета, в 12 книгах, СПб., 1885. – «Опыт объяснения на послание апостола Павла к Галатам», Чернигов, 1862. – «Историческое учение об отцах церкви» (в сокращении), Чернигов, 1864. – «Православное догматическое богословие», в 2-х частях, Чернигов, 1864; изд. 2-е, Чернигов, 1865: изд. 3-е, СПб., 1882. – «Святые южных славян», в 2-х отделениях, Чернигов, 1865. – «Учение Евангелиста Иоанна о слове», Москва, 1869. – «Святые подвижницы восточной церкви», СПб., 1871; особое (2-е) издание, с изображениями святых подвижниц, исполненными академиком Ф. Г. Солнцевым, СПб., 1885. – «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», в 7-ми книгах, Чернигов, 1873. – 2) Статьи, помещенные в различных повременных изданиях: «Максим Грек» («Москвитянин», 1842). – «Изыскание о проповеднике XIII столетия, епископе владимирском Серапионе» («Прибавл. к Твор. св. Отцев», 1843 г., ч. I). – «Свидетельство времен апостольских о том, как должно писать имя Иисус и изображать крест» (там же). – «Откуда коронные жители Лифляндии получили христианство: с востока или с запада?» («Москвитянин», 1843 г.). – «Несколько слов о книге: «Стоглав» (там же, 1845). – «Содержание рукописи: «Златая Чепь», принадлежащей началу ХIV века, («Чтения Моск. общ. истории и древн. росс.», 1846–1847, кн. II). – «Кирилл и Мефодий, славянские просветители» (там же, кн. IV и V). – «Послание Льва, митроп. русского, к латинянам об опресноках, с сведениями о сочинителе послания» («Временник Моск. общества истории и древн.», кн. V). – «Св. великомученик Димитрий Солунский и солунские славяне» («Чтения Моск. общ. истор. и древн.», 1847–1848, кн. VI). – «Житие преподобного Феодосия Печерского, в переводе на русский язык» («Учен. зап. 2 отделения Импер.акад наук», 1856, кн. 2). – «Исследование о смерти царевича Димитрия» («Чтения Моск. общ. ист. и древн.», 1858, кн. I), магистерская диссертация автора. – «Рязанские иерархи» («Христиан. чтение», 1859, т. I.) – «Библейские книги 1507 г.» («Изв. Акад. наук», т. VIII, вып. 2). – «Геннадий, патриарх константинопольский» («Православн. обозрен.», 1860, апрель). – «Когда должно начинать воспитание человека в вере? » («Черниг. епарх. извест.», 1861, № 1). – «Новое вино в ветхих мехах» («Душепол. чтен.», 1861, март). – Описания монастырей гамалеевского Харлампиева и каменского Успенского («Черниг. епарх. изв.», 1862 и 1863).
Все исчисленные и другие труды преосв. Филарета имеют свои несомненные достоинства, но не свободны и от недостатков. В них повсюду видны далеко не заурядные дарования его, вооруженные глубокою ученостью и обширною начитанностью, всегдашний, проникнутый увлечением, труд и жажда кипучей научной деятельности, стремительная отвага во все проникнуть духовным взором, живое и неослабное внимание к движению современной мысли и нескрываемое желание приобрести себе известность в науке. Но в то же время, частиювследствие обстоятельств времени, частию вследствие жизненной обстановки самого Филарета, частию вследствие спешности и множества его работ, в трудах его нельзя не видеть по местам недоконченности, поспешности и неосновательности выводов, резкости суждений, недостатка планосообразности в построении исследования и т. п.
Его труды чаще всего являются материалами, наскоро собранными и поспешно организованными. При всем том, даже как материалы, они поражают обилием сведений, часто меткими отзывами и неожиданными выводами и по многим отраслям знания остаются и еще надолго останутся незаменимыми справочными книгами. Поэтому-то так высоко и ценилась всегда и всеми, без различия духовных и светских писателей и ученых, учено-литературная деятельность Филарет. При Высочайшем пожаловании его орденом св. Александра Невского в 1866 г., в Высочайшем рескрипте засвидетельствовано и об ученых трудах награждаемого, как «составляющих украшение духовной отечественной письменности».