Иван Михайлович Снегирев

Архангельский собор в Московском Кремле


На южном хребте кремлевских гор, в конце XIII, или в начале XIV века уже стояла деревянная церковь во имя Чиноначальника небесных сил, Архангела Михаила. Вместе с ним православною Церковью, 8 ноября, празднуется день всех ангелов, хранителей душ и телес. Этому Архистратигу силы Господней, Князю Великому, «блюстителю людей от всякого обстояния диавольского» греческие цари посвящали и города и храмы; его же святым ликом украшается герб матери градов русских, Киева; в честь его великий князь московский Иоанн Калита в своей столице, соорудил собор, а в нем усыпальницу себе и своим преемникам, как бы для того, чтобы первый хранитель душ человеческих при жизни их, был блюстителем и тел их по смерти. Свидетельством же особенного чествования этому Архангелу в Москве служат три храма во имя его и притом все три надгробные: в Архангельском соборе над гробницами великих князей и царей, у Спаса на Бору над могилами князей и княгинь в Чудове монастыре над св. мощами Святителя Алексия, некогда опочивавшими в соборной церкви Архангела Михаила.
Великий князь Иоанн Калита, утвердивший право великого княжения за своим родом, в 1332 году соорудил, на месте прежней деревянной, каменную церковь Св. Михаила Архангела, в благодарность Богу за избавление России от голода, названного в отечественных летописях рослою рожью. Вновь воздвигнутая церковь эта освящена сентября 20 всероссийским Митрополитом Феогностом. В летописях и грамотах она называется преименитою, Архангелом на Москве и на площади; близ нее в 1462 году стоял двор князя Ярослава Владимировича. В княжение Симеона гордого, памятное черною смертью, в 1344 и 1346 годах, расписали этот собор великокняжеские росписники Захарий, Иосиф и Николай с товарищами, а в 1399 году мастер Феофан Греченин с учениками своими.
Этому святилищу суждено было испытать разные бедствия: в 1450 году его повредил гром и сильный вихорь, а через 25 лет после того, пожар; тогда разметаны были два застенка собора, где помещались обетные приделы Св. Апостола Акилы и Воскресения Христова; приделы сии возобновлены в 1472 году на память Шелонской битвы, на которой Иоанн III с воеводами одержал славную победу над крамольными новгородцами.
Храм этот в XIV веке бывший преименитым, в начале XVI оказался ветхим и тесным. Собиратель русской земли Иоанн III велел его разобрать до подошвы и в 1505 году, по образцу сооруженного им московского Успенского собора, заложил новый, обширнейший. Строение этого храма поручено было Миланцу Алевизу новому, под надзором государевых бояр, как тогда бывало. Оконченный незадолго до кончины храмоздателя, он украшен был всякою церковною утварию в царствование сына Иоаннова Василия; тогда помещенные в церкви Св. Иоанна Списателя Лествицы на время строения гробы великих князей перенесены 1508 г. и поставлены на уготованных местах в соборе, вновь сооруженном; над ними устроены каменные надгробницы с покровами. Среди своих предков назначил себе могилу сам Василий против образа Св. Симеона Летопроводца. В день храмового праздника 1509 года, в присутствии великого князя торжественно освящен этот собор всероссийским Митрополитом Симоном. После великого пожара 1547 года, коснувшегося и к Архангельскому собору, царь Иван Васильевич поставил там святые иконы, писанные новгородскими и псковскими мастерами. Между тем в усыпальнице собора царские гробы занимали место до последней отрасли Рюрикова дома, приявшей мученический венец, а гробы новой чуждой отрасли, привившейся к царственному древу, испытали превратность судьбы: один извергнут был из святилища через пробитое в стене отверстие, а другой нашел себе могилу на распутии в Польше, где покоился до тех пор, как, через 23 года, возвращен был в царскую усыпальницу. Мы хотим сказать о Годунове и Василии Шуйском.

Фрагмент


Данный труд Ивана Михайловича Снегирева пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Архангельский собор в Московском Кремле / Соч. И.М. Снегирева. - М., : А. Мартынов, 1865. - [2], 46 с., [2] л. ил.; 23 см. - (Русские достопамятности ; Вып. 12-13).

Вам может быть интересно:

1. Церковь Иоанна Богослова в Ростовском кремле Андрей Александрович Титов

2. Новоспасский монастырь: с видами сего монастыря в царствование Петра I и в настоящем его положении Иван Михайлович Снегирев

3. Историческое описание Красногорского монастыря архиепископ Макарий (Миролюбов)

4. Закон о месте еврейского богослужения в Ветхом Завете епископ Исидор (Богоявленский)

5. Рядная запись с печатью XIII в. Измаил Иванович Срезневский

6. Вифанская духовная семинария: собрание, XVI-XIX вв. протоиерей Сергей Муретов

7. Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии. Том 4 Николай Иванович Теодорович

8. Новозаветное учение о Церкви профессор Иван Данилович Мансветов

9. Историческая переписка о судьбах Православной Церкви профессор Константин Петрович Победоносцев

10. Рассказ о киевской старине Николай Васильевич Елагин

Комментарии для сайта Cackle