Архангельский собор в Московском Кремле
Содержание
I. Св. мощи 2. Государские гробницы 3. Изображения Великих и Удельных Князей и Царей 4. Достопамятности ризницы 5. Преимущества и достопамятные события собора
На южном хребте кремлевских гор, в конце XIII, или в начале ХIV века уже стояла деревянная церковь во имя Чиноначальника небесных сил, Архангела Михаила. Вместе с ним православною Церковью, 8 ноября, празднуется день всех ангелов, хранителей душ и телес. Этому Архистратигу силы Господней, Князю Великому, «блюстителю людей от всякого обстояния диавольского» греческие цари посвящали и города и храмы; его же святым ликом украшается герб матери градов русских, Киева; в честь его великий князь московский Иоанн Калита в своей столице, соорудил собор, а в нем усыпальницу себе и своим преемникам, как бы для того, чтобы первый хранитель душ человеческих при жизни их, был блюстителем и тел их по смерти. Свидетельством же особенного чествования этому архангелу в Москве служат три храма во имя его и притом все три надгробные: в архангельском соборе над гробницами великих князей, и царей, у спаса на бору над могилами князей и княгинь, в Чудове монастыре над св. мощами Святителя Алексия, некогда опочивавшими в соборной церкви Архангела Михаила.
Великий князь Иоанн Калита, утвердивший право великого княжения за своим родом, в 1332 году соорудил, на месте прежней деревянной, каменную церковь Св. Михаила Архангела, в благодарность Богу за избавление России от голода, названного в отечественных летописях рослою рожью1. Вновь воздвигнyтая церковь эта освящена сентября 20 всероссийским Митрополитом Феогностом. В летописях и грамотах она называется преименитою, Архангелом на Москве и на площади; близ нее в 1462 году стоял двор князя Ярослава Владимировича. В княжение Симеона гордого, памятное черною смертью, в 1344 и 1346 годах, расписали этот собор великокняжеские росписники Захарий, Иосиф и Николай с товарищами, а в 1399 году мастер Феофан Греченин с учениками своими2.
Этому святилищу суждено было испытать разные бедствия: в 1450 году его повредил гром и сильный вихрь, а через 25 лет после того, пожар; тогда разметаны были два застенка собора, где помещались обетные приделы Св. Апостола Акилы и Воскреоения Христова; приделы сии возобновлены в 1472 году на память Шелонской битвы, на которой Иоанн III с воеводами одержал славную победу над крамольными новгородцами.
Храм этот в XIV веке бывший преименитым, в начале XIV оказался ветхим и тесным. Собиратель русской земли Иоанн III велел его разобрать до подошвы и в 1505 году, по образцу сооруженного им московского Успенского собора, заложил новый, обширнейший. Строение этого храма поручено было Миланцу Алевизу новому, под надзором государевых бояр, как тогда бывало. Оконченный незадолго до кончины храмоздателя, он украшен был всякою церковною утварью в царствование сына Иоаннова Василия; тогда помещенные в церкви Св. Иоанна Списателя Лествицы на время строения гробы великих князей перенесены 1508 г. и поставлены на уготованных местах в соборе, вновь сооруженном; над ними устроены каменные надгробницы с покровами. Среди своих предков назначил себе могилу сам Василий против образа Св. Симеона Летопроводца. В день храмового праздника 1509 года, в присутствии великого князя торжественно освящен этот собор всероссийским Митрополитом Симоном. После великого пожара 1547 года, коснувшегося и к Архангельскому собору, царь Иван Васильевич поставил там святые иконы, писанные новгородскими и псковскими мастерами. Между тем в усыпальнице собора царские гробы занимали место до последней отрасли Рюрикова дома, принявшей мученический венец, а гробы новой чуждой отрасли, привившейся к царственному древу, испытали превратность судьбы: один извергнут был из святилища через пробитое в стене отверстие, а другой нашел себе могилу на распутье в Польше, где покоился до тех пор, как, через 23 года, возвращен был в царскую усыпальницу. Мы хотим сказать о Годунове и Василии Шуйском.
В продолжение 19 месяцев, как поляки гнездились и буйствовали в недрах Кремля, наравне с прочими там святыми местами, предан был грабежу и осквернению и Архангельский собор; он требовал возобновления, на которое не щадили казны своей цари Михаил, Алексий и Феодор, так что этот царственный храм, обогащенный государскими вкладами и украшенный иконописыо и стенописью, приведен был в прежнее благолепие. В 1680 и 81 годах мастерами резной и столярной работы там устроен новый алтарный иконостас с позолоченными столбиками, гзымзами и капителями; стенное и иконное писание поновлено зографом Дорофеем Ермолаевым. После опустошительного Троицкого пожара 1737 года, этот собор был возобновлен. В делах Синодального правления значится, что «блаженныя и вечнодостойныя памяти Великих Государей, Царей и Великих Князей, писанныя на стенах и досках персоны (портреты) и стенное письмо в Архангельском соборе местами повредилось, по донесению Ключаря Петра Алексиева; вследствие того указано было Императрицею Елисаветою Петровной поновить государские портреты»3. Тогда же сделаны на местные образа серебряные чеканные позолоченные ризы, поля и венцы.
Около половины XVIII века обрушились пристроенные к северной стене собора галереи на столбах, откуда иностранные послы сматривали на торжественные церемонии4. Вместо этих галерей, впоследствии сооружен архитектором Казаковым в полуготическим стиле портик, заменивший северное крыльцо.
Екатерина II обратила особенное внимание на эту священную усыпальницу государей российских. По ее повелению, от 30 июня 1772 года, там возобновлено (начато 30 июля и окончено 28 сентября) иконное и стенное писание, под смотрением Святейшего Синода Конторы члена, Преосвященного Самуила, Епископа Крутицкого, с точным сохранением первобытного пошиба; освящен собор 8 ноября. Государыня 1775 года присутствовала в храмовый праздник Св. Архангела Михаила. Священнодействовал Архиепископ московский Платон; в проповеди своей он так отозвался о возобновлении и святолепном украшении этой кафедральной церкви Императрицею: «He мы токмо, но и самыя стены храма сего проповедуют благочестие и благоговение благочестивейшей самодержицы к местам святым: украшение стен сего храма, сей священный ковчег останкам Святых, сии алтарь и служителей его украшающия драгоценныя утвари суть приношения ея к Богу любви»5.
Через два века после литовско-польского нашествия, этот древний достопамятный храм обречен был, подобно другим в Кремле, на разграбление и осквернение. В 1812 году он обнажен был неприятелями от своих древних украшений, ограблен и обезображен во внутренности своей, самые гробы царские и княжеские не были пощажены от гробовых татей, святилище загромождала разная рухлядь и винные бочки; потоки вина покрывали помост храма. Но вскоре, по удалении неприятелей из Москвы, дом Архангела Михаила был возобновлен и украшен, он первый освящен Викарием московской митрополии Августином, и в нем началось богослужение; вместе с тем 1 февраля 1813 года, открыт был дотоле недоступный для народа Кремль. При таком торжественном священнодействии, обнесены были на руках священников вокруг Кремля мощи Благоверного Царевича – Мученика Димитрия, стоявшие в Архангельском соборе неподвижно; на царские гробницы положены были сохранившиеся от неприятельского хищения драгоценные покровы. Время от времени этому храму возвращено прежнее его благолепие, местные св. иконы украшены серебряными с позолотою венцами и ризами, раки со св. ликами Черниговских чудотворцев Михаила и Феодора также Благоверного Царевича Димитрия драгоценными окладами, стены вновь расписаны. Император Николай I пожаловал на позолоту средней главы и на возобновление четырех боковых 50 000 рублей.
От очерка истории сего пятивекового храма перейдем к его внешности и к обозрению в нем памятников его: 1) зодчества главного храма и его приделов, 2) опочивающих в нем св. мощей и находящихся в соборе гробниц великокняжеских, княжеских, царских и одной императорской, 3) портретов российских великих князей и царей, 4) соборной ризницы и 5) достопримечательных событий.
Здание Архангельского собора состоит из продолговатого четырехугольника, которого только восточная часть осеняется пятью главами; но западная часть, по-видимому, пристроенная впоследствии, обнаруживает отсутствие симметрии в здании. Между верхними и нижними окнами вдоль стен вделаны железные кольца, которыми поддерживались зонты вокруг собора. Вышиною храм 16 сажен, длиною, кроме стен, 17 сажен, 2 аршина; шириною 10 сажен; диаметр средней шеи 9 аршин, а большая глава в диаметре 14 аршин. На восточной стене четыре пилястры с капителями и с раковинообразными мешенями, или кокошниками, подобно, как и на горнем престоле алтаря, на северной и южной по шести пилястр с мешенями. Южная стена собора подперта быками, или контрфорсами для его укрепления, когда, при закладке нового огромного дворца 1773 года, на месте Тайницких ворот, оказались в стенах храма трещины. К западной части собора пристроены галереи, или хоры, соединенные переходами со дворцем. На этих хорах, где царицы и царевны слушали заупокойные обедни и панихиды, находились приделы: 1) Обновления храма Христа Спасителя, 2) Св. Андрея Критского, 3) Св. Апостола Акилы и 4) Св. Симеона Столпника, или Летопроводца. Теперь от четырех престолов там остался один в честь Покрова Божией Матери. В южном предалтарии главного храма, где стоят гробницы царей Иоанна Васильевича, Феодора Иоанновича и царевича Иоанна Иоанновича, некогда находился придел Св. Иоанна Лествичника, названный в делах Патриаршего приказа приделом во имя Св. Иоанна Милостивого6. К восточной сторон собора пристроены две небольшие одноглавые церкви: одна во имя Св. Мученика Уара, которого древний чудотворный образ здесь хранится, а другая в память Рождества Св. Иоанна Предтечи, где стоит каменная надгробница доблестного князя Скопина-Шуйского и современный ему портрет, писанный на липовой доске иконным пошибом. У южной стены собора в каменной палатке прежде помещалась судная изба вотчин Архангельского собора; под этою палаткой недавно открыты две храмины, или выходы со сводами, выступающие к берегу Москвы реки, вышиною в три роста человеческих; в западной стене запертая дверь к Благовещенскому собору. Назначение этих подземных храмин нам неизвестно; там ныне устроены печи.
Своды храма, стесненного гробницами, опираются на шести четырехгранных столпах; из них на четырех утверждаются своды храма, или корабль, а два остальные служат преградою алтаря; он освещается из главного трибуна и четырех малых трибунов узкими, в два света, длинными окнами, которых на южной и северной стенах по шести, а на западной два. На стенах по сухой штукатурке изображены в иконном пошибе Символ Веры, Страшный Суд, Чудеса Михаила Архангела, над великокняжескими гробницами портреты во весь рост государей России, начиная с храмоздателя Иоанна Калиты.
Все почти они с непокровенною главою и с венцами Святых вокруг ее, над ними поясные лики соименных им Святых; на князьях ферязи, шубы и охабни с откидными рукавами и ожерельями. Вся стенопись, относящаяся к XVI веку и впоследствии возобновленная, идет горизонтально рядами до самого верха.
Алтарный иконостас стоит на трехступенчатой солее; четыре его пояса простираются до самых сводов в постепенности, усвоенной себе православною греко-восточною Церковью. Пошиб образов в нем греко-pyccкий, подновленный. На поклоне достойны особенного внимания по своеобразности письма и по историческому их значению:
1) Образ Богоматери с Предвечным Младенцем в сиянии, известный под названием Благодатное небо; икона сия, по преданию, принесена в Москву из Смоленска великою княгинею Софией Витовтовной, когда она вступила в замужество с сыном Димитрия Донского Василием.
2) Над северными дверями в киоте образ Тихвинской Божией Матери, комнатный матери Благоверного Царевича Димитрия, Марии Феодоровны; он обложен серебряною позолоченною ризой и украшен жемчугом и драгоценными камнями.
3) Храмовый образ Архангела Михаила, препоясанного на брань; в правой руке его обнаженный меч, в левой – ножны; вокруг – изображены его чудеса.
4) На южной стене, над гробницею великого князя Василия Иоанновича тезоименитый ему образ Св. Василия Великого с предстоящим ему этим соименным ему государем в монашеском одеянии. Над ликом его видна подновленная надпись: «Благоверный Князь Великий Василий Иоаннович, самодержец всея Русии, во иноческом чину инок Варлаам»7. Это один из древнейших памятников портретной живописи.
От алтарного иконостаса перейдем к самому алтарю, который состоит из двух только отделений: престола и жертвенника каменных; над первым устроена из бронзы сень на четырех столпах. Горнее место, или горний престол имеет вид впадины на подобие раковины (concha), знаменующей в древних христианских памятниках Воскресение8, которого алтарь находится на хорах собора; от горнего места идут по обе стороны сопрестолия. В южном предалтарии, или ризниц, как сказано, был некогда придел и три гробницы, с которыми стояла и четвертая, Бориса Годунова, вынесенная отсюда не в двери, но чрез пробитое в восточной стене, потом заделанное отверстие, как мы заметили выше. Над гробницею царя Иоанна Васильевича и сына его царевича Иоанна нет на стене их изображений, ни ликов соименных им Святых, а над гробницею царя Феодора Иоанновича современный ему портрет с венцем вокруг головы, писанный в иконном пошибе на доске. Здесь чествуют древний, чудотворный образ Святителя Николая поясной.
Прежде чем осмотрим гробницы российских государей, остановимся при св. мощах трех Мучеников, одного, последней отрасли Рюрикова дома, другого из дому Олегова с боярином его, запечатлевших кровью своей отечественную веру.
I. Св. мощи
1. С правой стороны у первого столпа, на возвышенном помосте стоит под каменною сению рака со св. мощами Благоверного Царевича Димитрия; над нею вычеканенный на позолоченном серебре старинный образ его во весь рост. На верхней доске старой раки, которая в 1630 году отпущена была в Углич, по просьбе его жителей9, вычеканены были следующие надписи: «Божиею милостию, повелением Благоверного и Благородного и Христолюбивого Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, по совету и по благословению, по плотскому рождению отца его, а в духовном чину отца и богомольца, Великого Государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича, Московского и всея России: при его Государыне матери, Великой Государыне, иноке Марфе и при его Царице и Великой Княгине Евдокие, при их Благородных чадех: Благоверном Государе, Царевиче и Великом Князе Алексие Михайловиче и Благоверной Царевне и Великой Княжне Ирине Михайловне, зделана бысть сия рака Благоверному чудотворцу Царевичу, Князю Димитрию Ивановичу, в седмоенадесять лето государства Государя Царя, в первоенадесять лето Патриаршества, лета 7138 (1630)».
По тому же верхнему краю, в завороте к стене другая надпись: «В лето 1591, месяца Маия в 15 день убиен бысть Благоверный Царевич Князь Димитрий Иоаннович Углицкий, Государя, Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея России сын, повелением Бориса Годунова, от Никитки Качалова, да от Данилки Битяговского с товарищи; и принесены быша мощи его честныя из Углича в царствующий град Москву лета 1606».
В настоящее же время находятся следующие надписи на раке в двух клеймах, в первом: «Святый Царевич Димитрий сын царя Иоанна Васильевича грозного, оставшись после отца своего году и шести месяцов, по завещанию родительскому от старшего брата его, вступившего на престол отчий царя Феодора Иоанновича получил в удел себе град Углич с пределами его, где и пребывал с материею своею Мариею Феодоровною во инокинях Марфою до осми лет возраста своего, по осми же летех убиен был там Никитою Качаловым и Данилом Битяговским со товарищи по повелению Бориса Годунова в лето 1591 маия в 15 день и положено было тело его во граде оном в придворной церкви Преображения Господня». Во втором клейме: «В царствование царя Василия Иоанновича Шуйского посланным во град Углич по совету Патриарха Московского Ермогена Митрополитом Ростовским Филаретом, что после был Патриарх всея великия России с прочим духовенством и от сигклита с боярином князем Иоанном Воротынским обретены были мощи Святого Царевича Димитрия нетленны и принесены в царствующий град Москву в лето 1606 июня в 3 день, по убиении же Его в лето 15 и в соборной церкви Святого Архистратига Михаила по триех днех при излиянии от оных многих чудес положены были в приуготовленную для того раку». В полукружии сени: «При державе благоверного и христолюбивого государя царя и великого князя Василия Ивановича всея Росии, в первое лето государства его».
1. В главах раки, за стеклом хранятся принадлежавшие Царевичу Мученику: деревянная ладонка, платок, кошелек с серебряными копейками, окровавленная сорочка, ожерелье, тафья суконная червчатая с запонкой. В соборной описи 1701 года значится о тафье этой, что «принесена в собор стольником Алексеем Нарышкиным и отдана ключарю от лица императора Петра I; и прислана от него сия тафья, которую носил благоверный Царевич Димитрий».
2. На той же стороне у другого столба стоит рака со св. мощами Черниговских чудотворцев, Благоверного Князя Михаила и Боярина его Феодора, принявших в Орде мученическую смерть за православную веру 1246 года. По вызову царя Ивана Васильевича, мощи сии принесены из Чернигова в Москву 1575 года; на месте их встречи под бором, за Москвою рекою построена церковь Сретения Черниговских чудотворцев; они поставлены в посвященном памяти их соборе у Тайницких ворот. Когда же, при закладке в Кремле огромного дворца по плану Бажанова, в 1770 году собор этот был разобран, а рака со св. останками благоверных страдальцев перемещена в прежде стоявший Сретенский собор на сенях, откуда перенесены в Архангельский собор, где опочивают девяносто первый год.
Лик Св. Благоверного Михаила изображен искусною кистью академика Козлова на верхней доске раки, а с боярином Феодором на медной доске над самою ракою. По свидетельству Н. Н. Бантыш-Каменского , на раке была в круге следующая надпись, сочиненная Архиепископом Амвросием: (?)
«Во славу Триипостасного Бога, в честь приснопамятному Святому Михаилу Черниговскому от корене Равноапостола Владимира Великого в седмой степени произшедшему «За веру и отечество с другом своим Федором болярином в Орде от Батыя в 1246 лето 20 сентября,
«Пострадавшему»,
«Из Чернигова в столичный град Москву принесенному, зде же с державными своими сродниками
«Почивающему10»,
«Благочестивейшая, великая победами и миром превознесенная Императрица Екатерина вторая, всех единоверных, греко-восточных христиан надеждо, покров и избавление, силу Оттоманской Порты
«Низложившая»,
«Неприступную Бендерскую крепость в прах и пепел
«Обратившая»,
«Победоносное свое оружие за Дунай
«Распространившая»,
«Созжением и совершенным турецкого Флота в Архипелаге при Чесме истреблением
«Прославившаяся»,
«Молдавии, Валахии и Архипелажским островам вожделенныя выгоды
«Утвердившая»,
«Народам, обитающим в Крыму, в Кубани и Тамане свободу
«Даровавшая»,
«Одержанием пристаней Керчи, Эникули, города Кинбурна, к новым промыслам и кораблеплаваниям в Черное и Белое море путь
«Отверзшая»,
«Возобновляя древния града Кремля здания новым великолепием,
"Сию раку
«В торжественное изъявление преславно заключенного с Портою Оттоманскою, июля 10 дня, 1774 году мира, и в знак истинного своего благочестия, пламенеющей к Богу благодарности
«В третиенадесят лето
«Благословенного своего царствования, при Наследнике Своем Благоверном Государе, Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче и Супруге Его Благоверной Государыне и Великой Княгине Наталии Алексеевне, от создания мира 7282, от Рождества Христова 1774,
«Воздвигнути благоволила».
Серебряная рака на св. мощи Черниговских чудотворцев, искусно вычеканенная Петром Робертом, похищена в 1812 году неприятелями; вместо ея медная посеребреная.
На ней находится следующая надпись: «Устроися рака сия по благословению Святейшего Правительствующего Синода члена Высокопреосвященнейшего Августина московскою митрополиею управляющего Архиепископа Дмитровского, Свято-Троицкия Сергиевы лавры священно Архимандрита и орденов святого благоверного Великого Князя Александра Невского и Святыя Анны I степени кавалера, на сумму сего собора в 1817 году.
2. Государские гробницы
В этом кладбищенском храме, с основания его, предназначены места для погребения усопших державцев русских. По прежнему обычаю, погребали усопших до захождения солнца, «чтоб – как говорит Св. Нифонт – последнее видит солнце до будущего воскресения»11; только, по приказанию Иоанна III в 1472 году, митрополит Филипп I похоронил здесь брата великому князю Юрия на четвертый день12. Те, которым завещано покойником строить душу его, по принятому обычаю опрятывали его тело и, обвив саваном, клали в деревянный ковчег, или в высеченный из камня, гроб, который закрывали каменною же плитою и обмазывали известью. В гроб клали глиняную чашку, употребляемую при елеосвящении. На гроб полагали загашенные по отпевании свечи в знак погашения всякой вражды. В своих духовных XIV и XV веков великие и удельные князья завещали преемникам и наследникам, чтобы «память родителей не преставала и свеча бы их на гробех родительских не угасла». Над гробами их совершали третины, девятины и сорочины. Над гробом устроивалась каменная, или деревянная надгробница, на которой ставилась выносная икона, свеча и панихидное блюдо с кануном. При княжеских и великокняжеских гробницах поставляемы были также копья и другое оружие. Так бывало прежде; но при новом построении собора, не стало этих принадлежностей, на гробы же полагаются повседневные покровы, а в дни поминовений драгоценные, и ставятся панихидные блюда. На обратной стороне правого и левого столбов над царскими гробницами в иконостасах размещены выносные, комнатные их образа и родимые иконы погребенных здесь государей, написанные в меру их роста при рождении, украшенные золотыми и серебряными ризами и венцами с драгоценными камнями и жемчугами. При перестройке Архангельского собора, 47 великокняжеских гробов, по-видимому, поставлены были в надгробницах на помосте, а не в земле; потом же вновь погребаемые опускались в могилы. 0 погребении храмоздателя в. к. Василия 1534 года, летопись свидетельствует, что «повелеша в Архангели ископати гроб ему подле отца его»13. На северной стороне в столпах вставлены каменные доски с надписями над могилами казанских царей Александра и Петра. Для погребения мощей Димитрия Царевича «сперва выкопали яму, где положен был гроб царя Бориса и камением выклали, потом яму завалили»14.
От южных до северных дверей собора и позади столбов стоят каменные надгробницы из кирпичей, обложенные плитами из камня с узорочною резьбою и надписями. Они означают места и время погребения великих и удельных князей, царей, царевичей и одно императора всероссийского Петра II. Все сии надгробницы одного стиля, относятся к началу XVII века, когда, как видно из расходных книг Оружейной палаты 1636 и 1637 годов, устраивали их каменных дел резцы и павозчики. Кроме высеченных на гробницах надписей поставлены были на них медные доски с означением года, месяца и дня рождения и кончины русских венценосцев. Доски устроены в 1785 году, тогда, когда императрицею Екатериною II поручено было московскому Архиепископу Платону Левшину составить список русских великих и удельных князей, погребенных в Москве, с означением их жен, детей и потомков, также дня их рождения и кончины.
Начиная от южных церковных дверей, идучи к западной стене, находятся три гробницы рядом, на коих следующие надписи вязью:
Первый ряд.
На 1-й гробнице от стены: «В лето 6849 (1341) марта в 31, преставись Благоверный Князь Великий Иван Данилович».
На 2-й гробнице: «В лето 6861 (1353) Апреля в 26, преставись Благоверный Князь Великий Семион Иванович, сын Великого Князя Ивана Даниловича»15.
На 3-й гробнице: «Лета 7072 (1564) Ноября в 25 день, преставися Благоверный Князь Георгий Васильевич Московской, на память Святого Священномученика Климента Папы Римского и Петра Александрийского, во второй час нощи». На боку сей третьей гробницы начертано: «Иже глубинами мудростию человеколюбне вся строя, еже на пользу всем подавая, един Содетелю, покой, Господи, душа усопших».
Второй ряд.
На 4-й гробнице: «В лето 6867 (1359) Ноября в 13, преставись Благоверный и Христолюбивый Князь Великий Иван Иванович, другой сын Ивана Даниловича»16.
На 5-й гробнице: «В лето 6897 (1389) Маия в 19, преставися Благоверный Князь Дмитрий Иванович Донской»17.
На 6-й гробнице: «В лето 7029 (1521) Февраля в 14, преставись Благоверный Князь Дмитрей Иванович Углецкой». На боку сей гробницы следующая надпись: «Мертвым и живым Боже, умерщвлей смерть и жизнь возстанием си всем подая, Христе, покой рабы своя, ихже преставил еси».
Третий ряд.
На 7-й гробнице: «В лето 6933 (1425) году, Февраля в 27 день, преставись Благоверный Князь Великий Василей Димитреевич».
На 8-й гробнице: «В лето 6998 (1490) Марта в 7, преставись Благоверный Князь Великий Иван Иванович, сын Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии»18.
На 9-й гробнице: «В лето 7012 (1504) Февраля в 14, преставись Благоверный Князь Великий Дмитрей Ивановичь, внук Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии»19. На боку сей гробницы вырезано: «Кая житейская пища пребывает печали непричастна? Кая ли слава стоит на земли?»
От южной стены, идучи к западным дверям, в углу, две гробницы рядом.
На 10-й гробнице: «В лето 6861 (1353) Июня в 6, преставись Благоверный Князь Андрей Иванович, третий сын Великого Князя Ивана Даниловича».
На 11-й гробнице: «В лето 6918 (1410) Августа в 12, преставись Благоверный Князь Владимир Андреевич Донской».
Немного отступя, следуют десять гробниц.
На 12-й гробнице: «В лето 6940 (1432) Августа в 19, преставись Благоверный Князь Великий Юрий Дмитреевич»20.
На боку сей гробницы вырезаны на камне две надписи:
1. «В том же гробе положен сын его, Князь Великий Василей Юрьевич Косой; преставись в лето 6956 (1448) Ноября в 10».
2. «В сем же гробе положен другой сын Князь Юрьев, Князь Великий Дмитрей Красной; преставись в лето 6949 (1441) Сентября 24».
На 13-й гробнице: «В лето 6940 (1432) Июля в 10, преставись Благоверный Князь Андрей Дмитриевич Донского».
На 14-й гробнице: «В лето 6936 (1428) Августа в 10, преставись Благоверный Князь Петр Дмитриевич Донского».
На 15-й гробнице: «В лето 6925 (1417) Июля в 10, преставись Благоверный Князь Иван Васильевич, большей брат Великого Князя Василья Васильевича Темного».
На 16-й гробнице: «В лето 7026 (1518) Июня в 26, преставись Благоверный Князь Семион Ивановичь Колужской».
На 17-й гробнице: «В лето 6981 (1473) Сентября в 12, преставись Благоверный Князь Георгий Васильевич Дмитровской, брат Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии».
На 18-й гробнице: «В лето 7002 (1494) Маия в 29, преставись Благоверный Князь Борис Васильевич Волоцкой».
На 19-й гробнице: «В лето 6989 (1481) Июля в 5, преставись Благоверный Князь Андрей Васильевич, меньшей брат Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии».
На 20-й гробнице: «В лето 6931 (1423) Октября в 7, преставись Благоверный Князь Иван Владимирович Донского».
На 21-й гробнице: «В лето 6934 (1426) Августа в 10, преставись Благоверный Князь Афанасей Ярослав Владимирович Донского».
На гробнице этого сына Владимира Храброго, последнего в роде Донского, вырезано: «Помяни Господи, яко благ, рабы своя».
От западных дверей, идучи к северной стене:
На 22-й гробнице: «Лета 7121 (1613) Сентября в 12 день, на память Святого Священномученика Автонома, преставись Благоверный, Христолюбивый Великий Государь, Царь и Великий Князь Василий Ивановичь, всея Русии Самодержец, в Польском Королевстве, в 15 лето живота его; а в Польше лежало тело его в Варшаве 23 года. И 143 (1635) года, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Русии Самодержец, со Владиславом Королем Польским учинился в братстве и в вечном докончании: для того докончанья посылал ко Владиславу Королю послов своих великих, Боярина Князя Алексея Михайловича Львова со товарищи: и о теле Царя и Великого Князя всея Руси, что его отпустити, велел Королю говорить, и Владислав Король тело Царя Василья Ивановича всея России, Царского Величества послом отдал. И в царствующий град Москву принесено тело его в лете 7143 (1635) Июня в 10 день 23 лета государства его»21.
В приспешной палатке у западных дверей собора хранится бывшая на смежной с гробницею Шуйского, расколотая на двое, надгробная плита со следующей надписью: «В лето 7045 (1537), Декабря в II день преставися благоверный Князь Андрей Иванович Старицкой»22.
На 23-й гробнице: «Великого Князя Юрья Данииловича Московского, который был на великом княжении девять лет, убит в Орде от Князя Дмитрия Михайловича Тферского, в 1326 году: тело его, по повелению Царя Азбяка Ординского, привезено в Москву и погребено в церкви Святого Архангела Михаила, Петром Митрополитом и Новгородским Архиепископом Моисеем, в первую субботу великого поста, того же года»23. Но, по сказанию Софийского временника и следованной Псалтыри, при вторичном сооружении Успенского собора в 1479 г., оно положено там в застение Дмитриевского придела; над могилою его тогда устроена надгробница; но в Дмитриевском приделе теперь не осталось никакого знака; между тем, как в Архангельском собор находится Георгиева надгробница, его изображение и лик его ангела Св. Георгия победоносца на стене. Такое разноречие летописцев не предполагает ли неотмеченное письменными памятниками перенесение мощей Благоверного Георгия из усыпальницы Святителей в усыпальницу государей, во вновь сооруженный 1508 г. Архангельский собор, когда переставлены были гробы великих князей из церкви Св. Иоанна Списателя Лествицы; но I Новгородская летопись не упоминает о гробнице Юрия Даниловича в числе перенесенных в Архангельский собор.
На 24-й гробнице: Князя Ивана Ивановича Малого. О сем Князе в письменном Хронографе находится следующее: «В лето 6872 (1364) преставись Князь Иван Иванович, глаголемый Малый, брат Князя Дмитрия Ивановича, и положен бысть на Москве, в церкви Архангела Михаила на площади».
Свидетельство это подтверждается изображением на стене ангела его Св. Иоанна Богослова.
На 25-й гробнице: Как между князьями удельными, погребенными в сем соборе, не находится Галицкого князя Димитрия по свидетельству летописи24, положенного здесь в 1441 году: то, вероятно, крайняя к стене гробница покрывает его тело; пред нею на стене изображен в схиме князь Димитрий Александровичь25.
От западной стены, идучи к северным дверям, подле стены:
На 26-й гробнице: «В лето 7044 (1536) Августа в 3, преставись Благоверный Князь Георгий Иванович Дмитровский».
На 27-й гробнице: «В лето 6934 (1426) Ноября в 5, преставись Благоверный Князь Андрей Владимирович Донского"26.
На 28-й гробнице: «В лето 7002 (1494) Ноября в 6, преставись Благоверный Князь Андрей Васильевич Углецкой большой».
От северных дверей к иконостасу:
На 29-й гробнице: «В лето 6970 (1462) преставися Благоверный Князь Василей Ярославич»27.
На боку сей гробницы вырезано: «Покой, Спасе наш, с праведными рабы своя в селех избранных ти; аще бо и согрешиша вси, но не отступиша от тебе».
От южных алтарных дверей, подле иконостаса, к южной стене , три гробницы рядом:
На 30-й гробнице: «В лето 6970 (1462) Марта в 28 преставись Благоверный и Христолюбивый Князь Великий Василей Васильевич».
На 31-й гробнице: «В лето 7013 (1505) Октября в 28 преставись Благоверный и Христолюбивый Князь Великий Иван Васильевич всея Русии».
На 32-й гробнице: «В лето 7042 (1534) Декабря в 4, преставись Благоверный и Христолюбивый Князь Великий Василей Иванович всея Русии, во иноцех Варлаам».
На боку сей гробницы написано: «В том же гроб положен, Царя и Великого Князя Ивана Васильевича сын, Царевич Димитрий; преставися в лето 7062 (1554) Июня в 6».
В предалтарии с южной стороны, за иконостасом, три гробницы рядом:
На 33-й гробнице: «Лета 7092 (1584) Марта в 19 день, на память Святых Мученик Хрисанфа и Дарии, преставись Благоверный Государь, Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Русии, а во иноцех Иона».
На 34-й гробнице: «В лето 7090 (1582) Ноября в 19 день, преставись Благоверный и Христолюбивый Цесаревич, Князь Иван Иванович всея Русии, на память Святого Пророка Авдея, в день недельный, в 14 час нощи; а погребен бысть того же месяца в 22 день, на память Святых Мученик Архиппа, ученика Павла Апостола, и Филимона воина и Анфии». Он был жертвою гнева родителя своего, которьй после оплакивал и поминал этого несчастного сына. Если верить сказанию Англичанина Горсея в могилу царевича опустили разных драгоценностей на 50 000 фунт. По ночам тело и сокровища были охраняемы сменою 12 граждан28.
На 35-й гробнице: «Лета 7106 (1598) Генваря в 6 день, в нощи, преставись Государь Царь и Великий Князь Федор Иванович всея Русии».
Позади первого столпа, на правой стороне семь гробниц рядом: первая за ракою Царевича Димитрия.
На 36-й гробнице: «Лета 7184 (1676) Генваря в 29 день, на память Святого Священномученика Игнатия Богоносца, с субботы на воскресенье, в четвертом часу нощи, в первой четверти, преставися Благоверный и Христолюбивый Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец и погребен на сем месте Генваря в 30 день».
На 37-й гробнице: «Лета 7178 (1670) Генваря в 17 день, на память Преподобного и Богоносного отца нашего Антония Великого, в понедельник, в 6 часу того дни, преставися раб Божий, Благоверного Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и Благоверныя Государыни Царицы и Великия Княгини Марии Ильиничны сын, Благоверный Государь, Царевич, и Беликий Князь Алексей Алексеевич всея России; и погребен на сем месте Генваря в 18 день».
На 38-й гробнице: «Лета 7153 (1645) июля в 12, на память Преподобнаго отца нашего Михаила Малеина, с субботы на Воскресенье, в третьем часу нощи, преставись Благоверный и Христолюбивый и Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Русии».
На 39-й гробнице: «Лета 7147 (1639) Генваря в 10 день, на память иже во Святых отца нашего Григория Архиепископа Нисскаго, преставись Государя Царя и Великаго Князя Михайла Федоровича всея Русии сын, Благоверный Царевич, Князь Иван Михайлович, всея Русии, в ночи, в 13 часу, со среды на четверг».
На 40-й гробнице: «Лета 7158 (1650) Октября в 6 день, на память Святаго Апостола Фомы, преставися Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Русии сын, Благоверный Царевич, Князь Димитрий Алексеевич всея Русии, в ночи в 11 часу, с пятницы на субботу».
На 41-й гробнице: «Лета 7177 (1669) июня против 19 числа, в 5 часу нощи, на память Святаго Апостола Иуды брата Господня по плоти, преставися раб Божий, Благовернаго Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и Благоверныя Государыни, Царицы и Великия Княгини Марии Ильиничны сын, Благоверный Государь, Царевич и Великий Князь Симеон Алексеевич; и погребен на сем месте того ж числа».
На 42-й гробнице: «Лета 7147 (1639) Марта в 25 день, на праздник Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения, в понедельник, в 9 часу дни, преставися раб Божий, Благовернаго Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца, и Благоверныя Государыни, Царицы и Великия Княгини Евдокии Лукьяновны сын, Благоверный Царевич и Великий Князь Василей Михайлович всея Русии, и погребен на сем месте».
У того ж правого столпа, с южной стороны:
На 43-й гробнице: «Лета 7189 (1681) июля против 21 числа, в 6 часов нощи, в четверток на память Святаго Пророка Иезекииля, преставися раб Божий, Благовернаго Государя, Царя и Великаго Князя Феодора Алексиевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и Благоверныя Государыни, Царицы и Великия Княгини Агафии Симеоновны сын, Благоверный и Великий Государь, Царевич и Великий Князь Илия Феодорович, всея Великия и Малыя и Белыя России, и погребен на сем месте июля в 23 день».
На 44-й гробнице: «Лета 7200 (1692), месяца Маия с 23 числа, в 5 часу нощи во второй четверти, с пятка на субботу, на память Святаго Мученика Исидора, иже во острове Хиосе, преставися раб Божий, Благовернаго и Благочестиваго Государя, Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и Благоверныя и Благочестивыя Великия Государыни, Царицы и Великия Княгини Евдокии Феодоровны сын, Благоверный Государь Царевич и Великий Князь Александр Петрович, всея Великия и Малыя и Белыя России, и погребен на сем месте, того ж месяца Маия в 14 день».
На левой сторон позади первого столпа, две гробницы рядом:
На 45-й гробнице: Над нею на столпе замечателен старинный образ его Ангела Иоанна Предтечи в меру рождения царя и другой такой же, писанный царским иконописцем, на верхнем поле золотая дощечка, на коей наведено чернью Богоявление Господне: Спаситель стоит пред Крестителем без препоясания, в Иордане плавают люди на дельфинах.
«Лета 7204 (1696) Генваря в 29 день, на память Святаго Священномученика Игнатия Богоносца, в среду, в 3 часу дни, в первой четверти, преставися Благоверный и Христолюбивый Государь, Царь и Великий Князь Иоанн Алексиевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, и погребен на сем месте Генваря в 3 день».
На 46-й гробнице: «Лета 7190 (1682) Апреля в 27 день, на память Святаго Священномученика Симеона Сродника Господня, в четверток вторыя недели по Пасце, в 23 часу дня, во второй четверти, преставися Благоверный и Христолюбивый Великий Государь, Царь и Великий Князь Феодор Алексиевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, и погребен на сем месте Апреля в 28 числе».
Против сих двух гробниц, на доске, приставленной ко второму столпу, изображен мягкою и чистою кистью в Фламанском стиле, царь Феодор Алексиевич во весь рост, a по обеим сторонам лика его, в четырех клеймах начертана следующая достопримечательная надпись, несколько подновленная:
1. «Сей его же зде образ и гроб зрите, Благочестивейший Великий Государь, Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, по отце своем великославныя памяти, Благочестивейшем Великом Государе, Царе и Великом Князе Алексии Михайловиче, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержце, восприя скипетродержавство Царства Российскаго в 15 лето: бе от царствующаго всеми Царя Бога небеснаго, яко раб его любезный и по сердцу его избранный, одаренный постоянством царским незыблемым, благоговенством християнским истинным, бодростию по службе Божией, долготерпением и милосердием дивным, и в ресноту рещи можно, яко сей бе престол мудрости, совета сокровищ, царских и гражданских уставов охранение и укрепление, прениям решение, царству Российскому утверждение, сокращение еже реку: то ему любезно бяше, что мать нашу православную церковь увеселяше; мир, тишину и всякое народу благополучение умножаше; и во всем его царском житии не обреташеся таковое время».
2. «В нем же бы ему всему православию памяти достойнаго и церкви полезнаго дела не соделати. К тому же неприятелем Российскаго царствия бесстрашен, в победах щаслив, народу любезен. Сей от многолетных окрестным браней царству Российскому мир достохвальный содела; из тьмы махометанства и идолопоклонства множество не нуждою, но християнским благочестным промыслом во свете православныя веры приведе православных християн, иже бяху Махометаном подданныи, многая села и деревни от их подданства свободи и из бусурманскаго плена много лет тамо страждущих многое число православных христиан искупи. Многи церкви Божия пречудне всяким благолепием украси, а на учении свободных мудростей Российска народа присно промышляше, и монастырь Спаский, иже во град Китаи, на то учение определи, и чудную и весьма похвалы достойную свою царскую утвердителную грамоту, со всяким опасным веры охранением, на то учение написа».
3. «Домы каменныя на пребывание убогим и нищим с довольным препитанием содела и оных упокояше многия тысящы. Царских многолетных долгов народу отдаде, и впредь дани облегчи; Богоненавистныя враждотворных и междоусобныя в местничествах брани преврати; Царский свой дом и грады Кремль и Китай преизрядно обнови и многоубыточныя народу одежды премени; и иная многая и достохвалная и памяти должная соделав, и на вся полезная и народу благопотребная предуготовляше вся».
4. «Пречудне со всяким християнским душеспасительным ко исходу души своея приуготовлением жизнь сию сконча. Царствовал же сей благочестивейший и милосердный Царь 6 лет, и месяца два, а дни 28. А от рождения своего всех лет 21 лето, три месяца, и дней 28. Преставижеся от временнаго царствия во присносущное и вечное блаженство, (всего) сего народа с жалостным рыданием, и со много излиянием слезным, в лето 7190 (1682) месяца Априллия в 27 день; в 13 часа дня, в первой четверти».
У левого же первого столпа, с южной стороны, против раки Святого Царевича Димитрия:
На 47-й гробнице: «Благочестивейший и Самодержавнейший Государь Петр вторый, император Всероссийский, рожден в лето 1715 Октября 12, прародителное владение приемши 1727 года, 7 Маия, венчанный и помазанный 1728 года Февраля 25. Всяких благ чаянием подданных своих вкратце обнадежив, изволением Божиим к вечному царствию преселися, в лето (7238) 1730 Ианнуария 19. Разсыпася радость сердец наших, обратися в плачь лик наш, спаде венец с главы нашея. Горе нам, яко согрешихом. Плач Иеремии, глава 5»29.
У правого второго столба с северной стороны, вставлена каменная доска, на которой вырезана следующая надпись:
48.
«В лето 7074 (1566) июня в 11 день, на память Святых Апостол Варфоломея и Варнавы, преставися Царь Казанский, а во крещении Александр Сафагиреевич, сын Царя Казанского».
У левого второго столба, с полуденной стороны, вставлена каменная доска, на которой изображено следующее:
49. «В лето 7017 (1509) Марта в 13, преставись Царевич Петр, сын Ибреимов, сына Маматякова, Царя Казанского».
Всех надгробниц 47; в некоторых гробницах погребено по двое и даже по трое усопших.
3. Изображения Великих и Удельных Князей и Царей
Благоговение к памяти православных государей земли Русской, сохранило черты их лица там, где опочивают их бренные останки. В царской усыпальнице над гробницами, по примеру церквей Византийской и Грузинской30 они олицетворены на стенах и столбах фресками, как мы заметили выше, в великокняжеских и царских одеждах, только некоторые в схиме, во весь рост, с венцами вокруг голов, с какими изображались Римские и Византийские императоры, Франкские короли как помазанники Божии. Некоторые из них, писанные на досках иконным стилем, составляют драгоценные памятники старинной лицевой (портретной) живописи в России. Таковы лики Великого Князя Василия Иоанновича и Царя Феодора Иоанновича, Царевичей Св. Димитрия, Ивана Михайловича и Василия Михайловича с их Ангелами, и с венцами вокруг голов; без венцов портреты царей Михаила, Алексия и Феодора II, о которых мы еще скажем далее. Фрески, по всей вероятности, относятся к XVI веку, когда собор сей расписан был Греческими и отечественными иконописцами. В 1611 году Самуил Маскевич видел сам «при каждой гробнице изображение умершего частию на стене, частию на самом гробе, вышитое по бархату»31. Об этих портретах в 1716 году упоминает Вебер32. В 1743 и 1773 годах они были поновлены в старинном стиле и в таком виде дошли до наших времен. Исчислим их по порядку, в коем, как выше замечено, не встречается только ликов Иоанна IV и сына его Иоанна, Василия Темного, Иоанна V, Петра II и некоторых из малолетних царевичей.
По южной стене от иконостаса к западу портреты:
Храмоздателя, благоверного великого князя Иоанна Васильевича, заставленный образом.
Великого Князя Василия Иоанновича.
Великого Князя Иоанна Даниловича.
Великого Князя Симеона Иоанновича.
Великого Князя Георгия Васильевича.
Великого Князя Иоанна Иоанновича.
Великого Князя Димитрия Иоанновича.
Великого Князя Василия Димитриевича.
Великого Князя Иоанна Иоанновича.
Великого Князя Димитрия Иоанновича.
Великого Князя Владимира Андреевича.
Великого Князя Андрея Иоанновича.
По задней стене к северу:
Великого Князя Василия Иоанновича.
Великого Князя Георгия Димитриевича.
Великого Князя Димитрия Георгиевича.
Великого Князя Андрея Димитриевича.
Великого Князя Петра Димитриевича.
Великого Князя Иоанна Васильевича.
Великого Князя Симеона Иоанновича Калужского.
Великого Князя Георгия Васильевича Дмитровского.
По той же стене от дверей западных:
Великого князя Бориса Васильевича Волоцкого.
Великого Князя Андрея Васильевича Болгарского.
Великого Князя Иоанна Владимировича Донского.
Пред тремя неизвестными гробницами на западной стене:
Великого Князя Афнасия Ярослава Владимировича Донского.
Великого Князя Афанасия Билиновидос (?).
Великого Князя Димитрия Александровича (в схиме).
По северной стене от угла к иконостасу:
Великого Князя Иоанна Дмитриевича.
Великого Князя Андрея Иоанновича.
Великого Князя Георгия Иоанновича Дмитровского.
Великого Князя Андрея Владимировича Большого.
Великого Князя Андрея Васильевича Углецкого.
Великого Князя Петра Царевича Ростовского.
Великого Князя Василья Ярославича.
На первом столбе, с правой стороны:
Великого Князя Ярослава Всеволодича (с востока).
Великого Князя Дмитрия Всеволодича (с юга).
Благочестивого Царя Греческого Михаила Палеолога (от запада).
Четвертая сторона столба закрыта иконостасом, что над ракою Святого Димитрия.
На втором столбе с той же стороны:
с восточной стороны, на деревянной доске, иконньм художеством изображены Цари и Великие Князья Михаил Феодороврич и Алексей Михайлович против их гробниц.
Доска сих портретов вышиною 3 аршина и 10 вершков, шириною 3 аршина без 2 вершков. На ней изображены во весь рост лики обоих царей в царском сане, с образом Спасителя над ними, Сии портреты писаны в 1677 г., по приказанию боярина Богдана Хитрова, жалованыым иконописцем Федором Евстиевым33; недавно они возобновлены.
Великого князя Георгия Всеволодича (с юга).
Великого Князя Ярослава Всеволодича (с запада).
Великого Князя Александра Ярославича Невского (с севера).
На первом столбе с левой стороны:
Великого Князя Всеволода Ярославича, держащий в руке свиток со следующей надписью:
«Сей святый Великого Архистратига Михаила соборный храм возобновися иконным настенным писанием, повелением Благочестивейшия Великия государыни императрицы Екатерины Вторыя, самодержицы всея России, при наследнике Ея, Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче, в лето от создания мира 7281, а от воплощения Бога Слова 1773 года.
Великого князя Константина Всеволодича (с востока).
Великого Князя Михаила Юрьевича (с севера).
Святителя Саввы и Преподобного Симеона, Сербских Чудотворцев (с запада).
На втором столбе с левой восточиой стороны на деревянной доске изображен Царь и Великий Князь Феодор Алексиевич.
С южной стороны изображение великого князя даниила александровича, у которого в руке свиток со следующею надписыо:
«Сей Святый Великого Аархистратига Михаила храм первоначально создан при Великом Князе Иоанне Данииловиче, от создания мира 6841, а от рождества христова 1333. После, ради тесноты, повелением Великого Князя Иоанна Васильевича всея России, лета от создания мира 7013, а от Рождества Христова 1505, с вящшим пространством новый заложен. Совершися оный храм строением и освятися при Великом Князе Василии Ивановиче всея России, лета от создания мира 7017, а от Рождества Христова 1509, маия в 8 день».
С северной стороны, изображение Царя и Великого Князя Василия Иоанновича.
С западной стороны, изображение Великого Князя Георгия Даниловича.
4. Достопамятности ризницы
Между драгоценностями ее здесь обращает на себя особенное внимание археолога священный памятник древней нашей письменности:
1. Рукописное харатейное Евангелие начала XII века, второе после Остромирова; оно писано уставом, в малый лист, сыном пресвитера Алексою, для внука Всеволодова Мстислава Владимировича, когда он княжил еще в Новгороде, и взято в Москву из Софийского Новгородского собора Царем Иоанном IV. Оно украшено изображениями Евангелистов с их символами, кои писаны корпусными красками. В послесловии встречается, сколько нам известно, в первый раз слово Царь и затруднявшее филологов речение Хамипет (Χαμαπετεω – приклоняюсь до земли), т. е. поклонение: «и возив (Евангелие) Царю городу и оучиних хамипет». Доски сего Евангелия покрыты с лица золотою сканыо с 12 мусивными клеймами, изображающими разных Святых, и середником с ликом Спасителя, окруженного четырьмя Евангелистами, двумя Архангелами и двумя Серафимами, греческой работы и с греческими надписями; по местам оно украшено драгоценными каменьями и жемчугом.
2. Писанный уставом на бумаге в лист 1594 года Псалтирь, с изображением на полях содержания псалмов в миниатюрах, писанных соковыми красками. Первые листы рукописи внизу скреплены собственною рукою вкладчика, конюшего боярина Димитрия Ивановича Годунова.
3. Евангелие, писанное уставом в листе на Александрийской бумаге; Евангелисты, заставицы и наличные прописные слова изображены золотом и твореным серебром. Верхняя доска переплета обложена чеканным золотом и украшена драгоценными каменьями, а на исподней средина и наугольники обложены золотом с золотыми черневьми накладками по трубам.
Из церковной утвари здесь замечательны:
1. Серебряный, чеканный крест, с литым распятием, образами Богоматери, Иоанна Богослова и прочих Святых; длиною 2 четверти 1/4 вершка, по местам украшен жемчугом и драгоценными камнями. В подножии надпись следующая: «В лето 7068 (1560) апреля в 21 день, повелением Благоверного Царя Ивана Васильевича всея Русии, сделан сей крест в 27 лето государства его в преименитый храм в собор Архистратига Божия Михаила, в Богоспасаемом граде Москве». Назади подпись в пяти местах, как сказано в старинной описи, «большими Фряжскими буквами»34, какими начертаны имена св. мощей Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, Иоанна Кущника и пр., заключающихся в этом кресте. Фряжскою подпись сия названа потому, что изображена вязью, которая, вероятно, тогда называлась Фряжскою; в старинных рукописях встречается такая же азбука.
2. На жертвеннике в алтаре стоит на серебряном поддоне деревянный крест, вышиною вершка в два, в серебряной оправе с финифтыо, украшенный изумрудами и винисами. На нем изображены искусною резьбою Господские праздники; на рукояти его следующая надпись: «лета 7177 (1669), милостию Божею смиренный Иоаким Диакович, Серблем Епископ. Славуние».
3. Золотой крест с мощами, данный в Архангельский собор царем Феодором Алексеевичем 1677 г., в вечное поминовение по отце его царь Алексие Михайловиче. Он украшен драгоценными камнями и крупным жемчугом.
4. Золотой потир с дискосом, звездою и двумя золотыми блюдцами, весом 7 фунт. 83 зол., украшенный яхонтами, изумрудами и лалами. На дискосе изображен херувим с кадилом и копием. На поддоне дискоса начертано: «Повелением Благоверныя Великия Государыни, Царицы и Великия Княгини Ирины Феодоровны всея Русии, сделан сей потир по Великом государе, Царе и Великом Князе Феодоре Ивановиче всея Русии Самодержце, в церковь Архангела Михаила к его царскому гробу, 106 (1598) года».
5. Дарохранительница, судя по работе, весьма древняя.
6. Того же года и от той же венценосной вкладчицы золотое кадило с черныо, имеющее вид одноглавого храма; оно украшено драгоценными каменьями, весом 4 фунт. ЗЗ и 1/2 золотника. На ней следующая надпись: «Повелением Благоверныя Великия Государыни Царицы и Великия Княгини Ирины, во иноцех Александры Феодоровыы, всея Руссии, сделано сие кадило по Великом Государе, Царе и великом князе Феодоре Иоанновиче, всея Руссии самодержце, в церковь Архангела Михаила, к его царскому гробу, 106 (1598) году».
Двенадцать бархатных покровов на царские гробницы, на коих кресты, слова и надписи, по большой части, низаны крупным жемчугом, украшены по местам золотыми и серебряными дробницами и дорогими каменьями. Богаче всех покровы на гробницы царей Михаила, Алексия, Феодора и Иоанна V; первый, унизанный 24 368 жемчужинами, оценен 1789 года в 11 087 p., второй в 17 798 p., третий в 23 057 p., четвертый в 25 664 р. Покров царя Феодора Иоанновича замечателен следующей надписыо: «Наг изыдох на плач сей младенец сый, наг и отъиду паки: что труждаюсь и смущаюсь всуе, ведая, кое жития сего дивство? Како шествуем вси равным образом от тьмы на свет, от света же в тьму лютую; от чрева матерня с плачем в мир, от мира печального с плачем горестным: зачало и конец плач. Кая потреба суетным света сего? Сон, сень, мечта, ни красота житейская; вся суета человеческая; елика не пребывают по смерти: не пребывает богатство, низшествует слава сего жития яко сон, яко сень и яко прах преходит. Господи! преставшегося от нас раба своего Благоверного Великого Государя, Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича, всея Русии самодержца, со всеми святыми в царствии твоем упокой!»
Драгоценные покровы сии возлагаются на царские гробницы при торжественнейших случаях, как то: при коронации государей и пр.
В ризнице также хранятся четыре ризы священнические, два стихаря с орарями, эпитрахели, воздухи и покровцы, низанные жемчугом. Между ними замечательна фелонь алтабасная с оплечьями и крестом изумрудными, унизанная 50 705 жемчужинами.
5. Преимущества и достопамятные события собора
Этот собор есть первый в Епархии кафедральный московского митрополита. В конце XVII вtка, упоминаются архиереи, числившиеся при этом соборе; между ними находились епископы и архиепископы, иногда даже митрополиты, для поминовения усопших великих князей и царей, там опочивающих. В записке о царском дворе 1610–1613 годов, значится, что «на Москве безотступно жил у царских гробов у Архангела архиепископ Еласунский из Грек, и служил завсегда по родителех государских»35. Это был Арсений, именовавшийся Архангельским. При царе Алексие Михайловиче в числе чередных архиереев сего собора находились Феодосий митрополит Вешанский, которому в 1665 г., велено было ведать во всем Убогий дом за Сретенскими воротами в Москве; потом вышеупомянутый Сербский епископ Иоаким, затем Стефан Суздальский Владыка и с 1682 года Никита, именовавшийся Архангельским и Звенигородским. В начале царствования Елисаветы Петровны был Архангельским архиереем прежний Воронежский епископ Лев Юрлов, в царствование Анны Иоанновны лишенный сана и претерпевший торговую казнь за вымышленное на него клеветою преступление оскорбления Величества; потом Архангельскими архиереями были Грузинские Владыки.
Впоследствии по кончине государей при гробах их в соборе в продолжении сорока дней, дневали и ночевали бояре, окольничии, думные люди и дьяки из приказов, также стольники до десяти человек в сутки. У гроба царя Иоанна Алексеевича в 1696 году по указу Петра I, они дневали и ночевали во все шесть недель по росписи36.
На поминовение свое и родителей своих великие и удельные князья и княгини давали в Архангельский собор вклады деньгами и вотчинами: в 1366 г. в. к.37 Иоанн Иоаннович дал кости Московския38, в 1462 г. в. к. София село Баню, в I486 в. к. Михайло Верейский село Якимовское с деревнями, в 1504 г. князь Иван Волоцкой село Зубарево39. Царь Иоанн Васильевич пожаловал Архангельского протопопа с братиею и его преемников тем, что дал дядя его князь Юрий Иванович Московский по душе своей, в сорокоустье и в вечный поминок. До учреждения штатов собор в 1700 г., имел 830 крестьянских и бобыльских дворов40, а в последствии до 8 000 душ крестьян. Жалованною грамотой в 1734 г, императрица Анна Иоанновна утвердила его права и преимущества, кои упрочены были императрицею Елисаветою Петровною. Царь Алексей Михайлович за шубу, коею покрыт был при погребении гроб отца его, пожаловал собору 3 000 рублей, да вотчину в Кашинском уезде село Ильинское с деревнями, в коих иаходилась 1 601 душа41.
В 1719 году выдавалось (годовые оклады ружникам) хлебного жалованья по присланной из Каммер-Коллегии промемории из доходов дворцовых волостей «четырех соборов: Успенского, Архангельского, Преображенского, Спаса Рождественского сторожам и звонарям 64 человекам 114 четей ржи, овса тож»42.
Из Расходной книги приказа Тайных дел 1669 года видно что «Апреля в 21 день по указу царя Алексия Михайловича по Благоверной Государыне, Царице и Великой Княгине Марии Ильинишне на сорокоусты роздано у Архангельского собора придела Иоанна Предтечи Священнику, дьякону, дьячку, пономарю, два рубли, с полтиною; взял и росписался Священник Данилов в раздаточной книге».
В 1679 году августа в 14 день по указу Царя Феодора Алексиевича выдана: «Соборныя церкви Архангела Михаила, что на площади Государева жалованья протопопу Феодору, ключарю Андрею, попам: Иосифу, Василию, Василию, Самсону, Ермолаю; дьяконам: Василию, Елисею, Аврааму; псаломщику Савве; пономарям Андрюшке, Мишке, всего 11 человекам годовыя по 2 рубли, а пономарям по 1 рублю сукна человеку, всего по окладу на 24 рубли; анбурских 45 аршин, англинских 7 аршин; при чем летчины 10 аршин, дано из приему Алешки Чулкова»43.
Соборной церкви Архангела Михаила кутейному попу годовое сукно в 2 р. Того же числа по указу великих государей Соборной церкви Архангела Михаила кутейному попу Феодосию 5 ар. сукна анбурского.
Собора Архангела Михаила придельной церкви Иоанна Предтечи попу, дьякону годовыя по 2 р. сукно человеку, всего на 4 р. Того же числа по указу великих государей церкви Иоанна Предтечи попу Феодосию, дьякону Андрею по 5 ар. сукна анбурского, итого 10 ар.
Собору Архангела Михаила придельной церкви Обновления Храма Воскресения Христова попу годовое сукно в 2 рубли.
Собора Архангела Михаила придельной церкви Иоанна Милостивого, попу годовое сукно в 2 рубли.
Собора Архангела Михаила придельной церкви Апостола Акилы попу годовое сукно в 2 рубли.
Собора Архангела Михаила придельной церкви Симеона Столпника попу годовое сукно в 2 рубли.
Собора Архангела Михаила придельной церкви Андрея Критского попу годовое сукно в 2 рубли.
Собора Архангела Михаила придельной церкви Покрова Пресвятой Богородицы попу годовое сукно в 2 рубли.
На иждивение Архангельского протопопа с братиею издавна содержалось в Бронной Богословской богадельне 100 человек нищих; на неё ежегодно выдаваемы ими были кормовые деньги по 300 р. Нищие, сидевшие у сего собора, именовались Архангельскими44.
Из древних обрядов и обычаев, совершавшихся в сем храме, особенно замечательны:
1. Хиротонисание с XIV века некоторых Иерархов. Здесь в 1388 году Митрополит всея России Пимен поставил Иоанна, а Св. Фотий в 1416 году Симеона Архиепископами Великому Новгороду45.
2. Целование креста младшими князьями по любви в правду у отчего гроба в том, чтобы «быти за один до живота и брата своего старейшего имети и чтити во отцово место»46.
3. Издревле, во дни поминовении, на гробы царские просители клали свои челобитные, как бы избирая родителей ходатаями за себя у венценосных детей их. Но Петр 1-й уничтожил такой обычай.
4. Отправляясь куда-либо в поход, великие князья и цари прощались в Архангельском соборе с родителями и предками, просили у них благословения себе в напутствие. На сырной и страстной неделях они имели обыкновение ходить в Архангельский собор прощаться, а в день Светлого Воскресения христосоваться с родителями своими47.
5. В праздники Св. Михаила Архангела и Св. Царевича Димитрия сюда бывали царские выходы.
6. Издревле государи Русские, после торжественного венчания на царство в Успенском соборе, приходили и доныне шествуют сюда для поклонения гробам своих предков и для испрошения их себе благословения на царствование свое. Здесь Лжедимитрий, в 1606 году, после царского венчания, преклонился пред гробом царя Иоанна Васильевича и со слезами сказал: «О родитель любезный! Ты оставил меня в сиротстве и гонении; но святыми твоими молитвами, я цел и державствую»48.
7. После венчания государей, в преддверии Архангельского собора осыпали их золотом и серебром.
Летописи приводят некоторые чудесные события, какими ознаменован этот храм, так напр. о свече, возгоревшейся небесным огнем у гроба великого князя Димитрия Донского49, о шуме и воплях, слышанных там пред нашествием поляко-литовцев в 1610 г. «бысть шум и гласи и плач перед самым разорением царства московского»50.
К достопамятностям Архангельского собора отнести можно еще и то, что в 1681 году перенесены были в него мощи Черниговских Чудотворцев, когда вновь отстраивалась церковь во имя сих Святых у верхних Тайницких ворот на площади, близ приказов. Когда в 1683 году сия церковь была окончена и освящена, тогда и сии мощи ей возвращены. Во время случившегося в Кремле пожара, 1682 года ноября 26 дня, из Успенского собора, поврежденного огнем, вынесены были в Архангельский все образа и св. мощи. Вскоре после того, патриарх и государи с крестньм ходом перенесли туда гроб Господень и мощи Чудотворцев Московских, которые до тех пор там стояли, пока не возобновлен был Успенский собор51.
Наконец, к достопримечательным событиям сего храма присовокупить надобно и четырехдневное пребывание в нем тела императора Александра I, ввезенного из Таганрога в С. Петербург. Об этом свидетельствует на медной доске, утвержденной на левом столбе, следующая надпись:
«Благочестивейший Государь Император Благословенный, Спаситель России в нашествие двадесяти язык, умиротворитель Европы преставися в Таганроге в лето Господне 1825, жития его в 48, царствование 25, ноября в 19 день, тело его на пути перенесения в С. Петербург, почивало среди сего храма, лета 1826, февраля в 3, 4, 5 и 6 дни при непрерывных молитвах служителей Алтаря и верного народа».
В память в Бозе почившего государя, здесь митрополит Филарет почтил надгробным словом.
* * *
Никон лет. V, 29.
Карамз. ИГР. IV, 200–292, V, 66, 275. пр. 3, 137, 146 и пр. VI, 6, 173, 189, пр. 383. Софийск. I. летоп.
В архиве старых дел при сенате 1743 г. № 1443.
Сочинения А. Сумарокова. т. 11, 273.
Проповеди М. Платона.
Дела Патриаршего приказа 7140 (1632) года. Летопись о многих мятежах. Спб. 1771 г., стр. 46.
См. Русский исторический сборник, ч. V, кн. 1, М. 1826 г , в 8.
Diclionnaire des antiquiles chretieunes par I'abbe Martigny. Paris, 186S, in, 8.
Акты археографической экспедиции, т. III, № 189.
До сих пор эта иадпись помещена и иа существующей раке.
Памятники Св. Нифонта Новгор. Епископа.
Карамз. И. Г. Р. X, 272.
Софийский временникъ, 11, 334.
Карамз. ИГР. XII, пp. 27
В другом списке тех же надписей показано апреля 25. Миллерова портф. Надписи, № 7.
В другом списке: ноября 3.
В другом списке: февраля 25.
В другом списке: 6999 г.
В другом списке: февраля 4.
По всем летописям Юрий скончался в 6942 г., a no Арханг. летописцу, июня 6, а не августа 19, как означено в подписи, по-видимому, не древней. Карамз. ИГР. V, пр..276.
«7145 (1637) По Государеву указу Царя Михаила Феодоровича, жалованы были каменных дел резцы и наводчики Ивашка Неверов, Федька Тарасов, Ромашка Иванов сукном по 4 аршина за то, что они на гробнице Царя Василия Ивановнча летопись слова из камени выбивали и золотили». Книга расход. Оруж. Пал. 7144 и 45, № 957.
Сокровище Российских древностей; книга, остановившаяся в Москве печатанием на 160 стр. 1789 г. См. Соф. временник, I, 315.
Но другие свидетельства показывают, что он погребен в Успенском соборе. См. Снегирева Памятники М. Д. тетрадь II, 9.
Софийский временник, II, 44. Русский летописец Воскр. ч. I. Спб. 1795 г. в 4.
Рукопись полууставная, XVII века, в 16, принадл. Т. Ф. Большакову. В ней под 5 днем февраля значится: «Преставление иже во святых отца нашего Благоверного Великого Князя Александра Углецкого, нового чудотворца, в лето 6942 и положено бысть честное и святое тело его в царствующем граде Москве».
Соф. врем. 11, 280, и Никон. лет. Василий Владимирович.
Князь Боровский, ск. Марта 17, см. Карамз. ИГР. т, V, пр. 371.
Сказания англичанина Горсея о России в исходе XVI в. См. Отечеств. Записки 1859 г. № IX.
Петръ II погребен в могиле Казанского Царевича Петра, которого гроб в 1730 г. перенесен был на место у левого столба с южной стороны.
Никифор Толочанов, бывший 1630 года посланником в Грузии, видел там изображения Грузинских царей на образах. На северной стороне верних галерей Киевского СоФийского собора, кром Св. Благоверных Князей Владимира I, Бориса и Глеба, изображены Ярослав, создатель сего базилика России, Всеволод Святославич, Святослав Ярославич и Святослав Изяславич.
Сказания современников о Димитрии Самозванце. Спб. 1834 г., ч. V.
Das veränderte Russland. I Th. Francf. и Leipz. 1744, in-8, p. 139.
Книга приходн. и расходн. Оружейной ІІалаты 1680 г. № 237.
Путеводитель к древностям и достопамятностям московским Максимовича). М. 1792 г. ч. 1, стр. 129.
Акты исторические Археогр. Экспедиции, т. II. Саб. 1841, в 4. История Росс, Иерархии, ч. 1,
Собрание Государств. грамот. 7. IV. №№ 214 221.
Великий(ая) Князь (гиня).
Поземельные доходы в Москве кости бывали великие, средние и мелкие.
Собрание Государств. грамот. ч. 1.
Как видно из ведомости по скаскам Генерального двора 1700 и 1701 годов.
Царствование Алексея Махайловича. Спб. 1832. 2. ч. в 8. и Москва, или истор. путев. по знам. стол. госуд. Росс. ч. 2. стр. 359 пр. 16. М. 1827 г. в 8.
Вязка 56, № дела 44, в арх. мин. юст.
См. Кн. расх. Казенного приказа царя Феодора Алексиевича 7190 (682) года, в арх, моск, Ор, палаты.
Дела Синодального Правления 1740 г, № 1413.
Софийский временник. 1, 382.
Собрание Государств. грамот. ч. 1, 35.
Древняя Рос. Вивлиофика, изд. 2, ч. X. и Выходные книги XVII века.
Карамз. ИГР, т. XI.
Степенная книга, 1, 507.
Псковская летопись изд. М. Погодиным М. 1837 в 4.
Древняя Рос. Вивлиофика, ч. X.