Источник

Вознесенский девичий монастырь

Если достоверно, что Спасский монастырь на Бору составлял общину чернецов и черниц: то Вознесенский девичий был в Кремле первым особым монастырем для женского пола. Девичьим он назван потому, что все женские монастыри, где пребывали и вдовы и девы, именовались девичьими, как видно из истории Российской Иерархии и также потому, что целомудренное вдовство, посвященное на дела благочестия,равняется с девством. Хотя основательницею сей обители почитается Великая Княгиня Евдокия, супруга Донского, в 1393 году; но о Вознесенском монастыре в Москве летописцы упоминают в 1387 году;765 посему он существовал еще при жизни Вел. Кн. Димитрия Иоанновича. Как в Степенной книге сказано, что В. К. Евдокия «монастырь честен возгради»: то вероятно, не она первая его основала; но возградила, вновь устроила, обнесла оградою, после Тохтамышева нашествия 1389 г., превратившего Москву в пожарище, а пред смертию своей, поставила каменную церковь, о коей скажем в последствии. Обитель сия предназначена была для усыпальницы Великих Княгинь, Цариц и Царевен, между тем как до основания Вознесенского монастыря, Великие Княгини и Княжны погребались у Спаса на Бору и в других церквах. Как Архангельский собор служил усыпальницей Русских Государей, так Вознесенский монастырь усыпальницей Государынь. Когда основан был Новодевичий монастырь, тогда Вознесенский стал именоваться старым девичьим. Здесь назначила себе место для погребения Великая Княгиня Евдокия, во инокинях Евфросиния. После рановременной кончины Великого Князя Димитрия Донского, оставшись еще в зрелых летах, она изнуряла тело свое постом и веригами, но являлась миру в богатой одежде, украшенной драгоценными бисерами. Злословие представило сомнительным ее целомудрие и коснулось слуха сыновей ее.766 Оскорбленные бесславием своей матери, они не могли этого скрыть от нее. Вместо всех доказательств, Евдокие сняла перед ними часть одежды своей – и дети ужаснулись, увидев худобу ее тела и кожу, совершенно иссохшую, и тяжкие вериги. Не желая освобождать себя от бремени злоречия, ради имени Божия, она запретила им разглашать это другим; но от истории не утаился сей подвиг самоотвержения Великой Княгини.

Вероятно, после этого, Евдокия решилась удалиться от мира и устроить себе в монастыре место покоя в сей жизни и по смерти. Самый переход ее из Великокняжеских теремов в иноческую обитель ознаменован был исцелением слепого и 30 недужных.767 Новое устроение монастыря начато, как увидим далее, сооружением каменной церкви Вознесение Господня; оно продолжалось супругою Великого Князя Василия Димитриевича Софиею и не прежде окончено, как в 1467 году; здание сия стояло несовершенным шестьдесят лет.768 Тогда же, вероятно, вокруг церкви поставлены келлии для Игумении и монашествующих. После пожара в 1483 году, обитель сия возобновлена в 1519 году Великим Князем Василием Иоанновичем. Вместе с Кремлем 1547 года сгорела и она; в ней погибло тогда 10 стариц; из церкви вынесен Протопопом только образ Богоматери, вероятно Одигитрии.769 В нашествие Крымского Хана Девлет Гирея 1571 года, когда вся Москва сгорела: тогда и обитель сия испытала одинакую с нею участь. В Синодике монастырском записано, что тогда сгорела Игуменья Вознесенская Венедикта с сестрами. Хотя о возобновлении сего монастыря не говорят нам летописи; но вероятно, Иоанн IV, как ревнитель иноческого жития, и набожный сын его Феодор не оставили этой обители в запустении. Девятнадцатимесячное пребывание в Москве Поляков и Литовцев запечатлело следы свои разрушением, поруганием Святыни, грабительствами в Вознесенском монастыре. В 1612 году ему отдано во владение место Петра Головина с старыми палатами и погребами, где поставлена была трапеза монастырская.770 Хотя в царствование Михаила Феодоровича сия Государская усыпальница была устроена и украшена новыми приделами и св. иконами, обогащена вотчинами и вкладами Государя и Бояр; но в Кремлевский пожар 1626 года вся выгорела и опять возобновлена щедротами Царскими. В Архивских документах нам не открылось, в каком состоянии находился сей монастырь до конца XVII века. Рядом с ним стояло подворье Новоспасское; от случившегося на нем пожара 1701 года потерпел и монастырь; потом земля сего подворья, по указу Петра I, присоединена была к Вознесенскому монастырю.771 Ученый путешественник, Ганноверский резидент Вебер в 1716 году сообщает нам описание сего монастыря, который он называет Чудовым (Nonnen=Kloster Tschude monastere):772 упомянув о чудесах от св. мощей Евфросинии, он говорит о рукодельях монахинь, о замужних женах и девицах, заключенных сюда своими мужьями и родителями, или добровольно удалившихся по неудовольствию, о многих юных прекрасных и знатных черницах.773

В 1721 году Петр I-й, уважавший сию обитель, где хранился прах его матери и бабки, указом своим повелел Гвардии капитану Баскакову перестроить оную. Тогда переделаны и вновь поставлены келлии и службы монастырские, возобновлены церкви. – В таком состоянии оставалась сия обитель до Троицкого пожара 1737 года, когда в соборной церкви сгорели многие иконы, ризница, кровли на церквах, кельи властительские и монахинские, хлебная палата и конюшня; от сильного огня даже растопились два колокола на колокольне.774 Все это, по указу Императрицы Анны Иоанновны, было восстановлено, церкви приведены в прежнее благолепие при Игуменье Елене Ржевской; начатое Анною довершила Императрица Елисавета Петровна. В память сего пожара установлен крестный ход во второе Воскресенье после Троицына дня.

Обитель сия, украшенная богатыми вкладами Государей и доброхотных жителей, процветала до 1812 года. Пред нашествием врагов в Москву Игумения Трифена отправилась с драгоценными утварями в Вологду; остальное все разграбили неприятели, которые выслали вон из монастыря оставшихся немногих стариц. – Хотя он и уцелел от разрушение, какому подверглись некоторые Кремлевские здание; но, по выходе Наполеоновых войск, найден заваленным всякою нечистотою. Место святое не осталось в запустении и скоро было возобновлено и украшено.

В сей кладбищенской Царской обители, еще в 1486 году, был для служения Протопоп с священниками.775 Кроме Игумений и Наместниц, в нем находились Келари, Стряпчие, Степенные ключники и Приказные,776 для управление хозяйственною частью; ибо, по сказкам Генерального двора, в 1701 году за этим монастырем числилось 2125 дворов, а по ведомости 1744 года, 15,582 души крестьян в разных губерниях.777 Ему принадлежали в Москве три подворья: 1) в Китае, в Егорьевском переулке, 2) по Земляному городу, в Хамовниках и 3) на Покровской улице.778

В следствие указа Петра I, Вознесенский монастырь подобно другим монастырям, служил местом и пропитания для отставных штаб и обер-офицеров и солдат. В делах Архивских половины XVIII века монастырь сей именуется соборным, ставропигиальным. – Но и учреждении Штатов, он поставлен первым в числе первоклассных женских монастырей.

Здания сего монастыря ныне состоят из каменных в два этажа корпусов келлий, образующих скобу, или покой; на южную площадь выступает церковь во имя Святой Екатерины, выстроенная в готическом стиле на месте прежней, и другая старинная одноглавая подле самой Спасской башни, над задними воротами монастыря, ныне заделанными. Посреди двора соборный храм Вознесение. Осмотрим сии здание в историческом и археологическом отношении.

1. Соборная Вознесенская церковь

Главную церковь Вознесения некоторые почитают первою, которую соорудила В. К. Евдокия в 1393 году. По существование монастыря в 1387 году, когда в нем погребен Симеон Яма, предполагает другую церковь до построение новой каменной и до вступления в него вдовствовавшей В. Княгини. Летопись сказывает, что в 1518 году разобрали в Кремле старую церковь Вознесения,779 которая должна быть прежняя в монастыре, существовавшая до построения другой при Евдокии; ибо, по истечении пятидесяти лет, едва ли можно было назвать старою каменную церковь, отстроенную в 1467 году, и за чем говорить о старой церкви, когда не было новой. Если б действительно Великий Князь Василий Иоаннович заложил новую церковь в Вознесенском монастыре: то сия вероятно было бы замечено у летописцев, которые постоянно упоминают о построении новых и даже о возобновлении старых церквей. По соображении с обстоятельствами, едва ли справедливо, что в 1393 году В. К. Евдокия начала сооружение Вознесенской церкви в одно время с храмом во имя Рождества Богородицы на Царском дворе.780 Степенная книга описывает нам избавление Москвы от Темир-Аксака в 1395 году, прежде нежели обнаружились подвиги самоотвержения Евдокии пред ее сыновьями. Посему вероятнее отнести можно строение церкви в монастыре к последнему году жизни храмоздательницы, 1407 г. Но Евфросинии не суждено было видеть окончание сeгo дома Божия,781 который принял для хранения в недра свои ее тело, 1407 г. Июля 7. Начатое ею продолжала Великая Княгиня София Витовтовна, которая совершила церковь «по кольцо верха». Но как пожар повредил ее стены и своды, то она 60 лет стояла недостроенною. Когда ж супруга Великого Князя Василия Темного, Мария, по обету своему, в 1463 году предприняла разобрать и вновь соорудить этот храм: тогда некто Василий Ермолин придумал с мастерами каменщиками: «изгорелое каменье обломаша, и своды (подвигшиеся) разбиша, и оделаша около ее всея новым камением, да кирпичем новым зженым и своды сведоша и вся совершиша, яко всем дивитися необычному делу их».782

В 1468 году церковь сия была окончена, снабжена всем потребным для богослужения и освящена Всероссийским Митрополитом Филиппом I. Чрез 16 лет после того, опять она сделалась жертвою пламени; тогда же в ней сгорела чудная икона Одигитрия Богородицы Греческого письма; но иконник Дионисий на уцелевшей от нея доске вновь написал сей образ. Вместо ветхой обгорелой церкви, Великий Князь Василий Иоаннович 1519 года заложил новую. В вышеупомянутые пожары она горела снаружи и внутри, потом была возобновлена. – Квадратное, массивное ее здание увенчано пятью главами, коих верхи не грушеобразные, как на других древних церквах и не луковицей, но похожи на шапку, или опрокинутую чашу, опоясанную карнизом. Церковь сия с трех сторон, кроме восточной, в два света; но окна, вновь разделанные, с прямыми перемычками. На внешних стенах вверху по три мешени с кружалами, а к низу по три глухие арки, несколько вдавшиеся внутрь; над цоколем вставлены в стенах многие каменныя надгробные доски с надписями, относящиеся более к ХVII и ХVIII векам. К северной стене этого храма пристроен придел во имя Успения Богоматери; судя по стилю, здание сия конца XVI, или начала XVII века.

Во внутреннем расположении храма заметно сходство с Архангельским собором; дуговые своды его опираются на четыре четырехгранные столпа, соединенные один с другим перемычками и поддугами; два из них по средине храма, а другие два составляют средостение его и служат опорою иконостаса. Кроме окон, он освещается сверху из трибуна средней главы. – Великолепный алтарный иконостас резной и вызолоченной, не старее начала ХVIII века, занимает все пространство от верху до низа; он в шесть поясов. В верхних тяблах, лики Праотцев, Пророков и Апостолов Греческого стиля, размещенные по чиноположению и отделенные колонками витыми и резными. Царские двери обложены вызолоченным чеканным серебром. В числе пяти местных образов достопримечателен приписываемою ему древностью, но поновленный образ Одигитрия Смоленской Богоматери в серебряной чеканной ризе с позолотою, устроенной 1814 года; но древний венец с городами и убрус, богато украшенные жемчугом и драгоценными камнями, так как и гривна или цата. На затворах сего образа, обложенных серебром, изображены деяние в стиле ХVII века. Вышитое на бархатной пелене изображение Смоленской Богоматери 7138 года Княгинею Мстиславскою выставлено на левом столпе. – Старинные образа: Спасителя, Благовещения Божия Матери, Святителя Николая и храмовый Вознесения Господня, писанный в новом стиле, украшены серебряными вызолоченными ризами, а на венцах жемчугом и драгоценными камнями. Лампады пред ними серебряные. Фрески на стенах, сводах и столпах подновленные. – Троечастный алтарь сохранил еще древний тип своего зодчества; горнее, или степенное место в восточной стене нишью или углублением, в коем написан образ Печерской Богоматери. За престолом стоит четверочастный большой крест с 14 прорезными клеймами, в коих вставлены малые кресты с мощами разных Святых. На нем следующая надпись: «Устройся сей крест в соборную Вознесения Господня церковь в лето 1816, в благополучное царствование Благочестивейшаго Государя Императора Александра Павловича, после нашествие Галлов, помощию Христолюбивых дателей, из монастырского серебра весу 7 Фунт. 83 зол. Сей крест, так как и на Царские врата и на местные в иконостасах иконы ризы, устроены тщанием сей обители бывшей Игумении Трифены».

В южном предалтарии придел в честь Всех Скорбящия Богоматери, сооружен в 1732 году Императрицею Анною Иоанновной в память сестры своей Параскевии, которой каменная надгробница стоит против Царских дверей. Алтарный иконостас остался прежний, похожий стилем своим и живописью, на другие иконостасы начала XVIII века.

Ризница довольно богата священными утварями, значительными по ценности своей и по знаменитости вкладчиков.783. В ней два напрестольные Евангелия, обложенные позолоченным серебром и украшенные жемчугом и дорогими каменьями. Два золотые осеняльные креста с частицами разных св. мощей; они также усеяны жемчугом и драгоценными камнями. На подножии первого следующая надпись: «Повелѣнїемъ Великого Госдарѧ, Царѧ и Великаго Князѧ Михаила Федоровича всеѧ Россїи, и Его Благородныѧ Царицы и Великїѧ Кнѧгини Евдоїи, нхъ благородныхъ чадъ, сдѣланъ сей крестъ въ Вознесенскїй дѣвичїй монастырь въ Соборную и Апостольскую церковь по дѱерѣ своей Царевнѣ и Великой Княгинѣ Софїи Михайловнѣ въ вѣчное поминовене лѣта 7170, вѣк въ ономъ крестѣ 81 зол» На другом кресте надписана: «Божїею милостїю повелѣниемъ Благовернаго и Благочестиваго Госдарѧ, Царѧ и Великаго Кнѧзѧ Михаила Федоровича Всеѧ Россїи сдѣланъ сей крестъ в Вознесенскїй дѣвичїй монастырь, въ церковь Боголѣпнаго Вознесенїѧ, что въ Кремлѣ городѣ  Флоровскихъ воротъ лѣта 7139 вѣсу 65 зол». Золотой потир, к нему дискос, звезда и лзица, весом 5 Фун. и 49 золотников, вклад Царя Алексея Михайловича в 7167 году, по дщере его Анне; а серебряный к ним ковшик пожалован Царевною Анною Иоанновною, как значится в надписи. – Другой потир серебряный вызолоченный, весом 1 ф. 39 зол. дан 1711 года в церковь Св. Афанасия и. Кирилла у Спасских ворот. – Серебряная водосвятная чаша, весом 14 ф. 68 золот., с надписью: «вклад Царя Алексия Михайловича». Здесь также хранится шесть серебряных блюд, какие ставились на гробницы; все они Царское жалованье. На седьмом восьмиугольном, в 93 золотн, вырезаны следующие слова: «Государю Ц. челом ударили Голландские торговые Немцы: Давид Николаев с товарищи 7156 г Февраля в 21 день». Из священных облачений замечательны ризы и стихарь серебряного глазета, сшитые из одежды Великой Княжны Наталии Алексеевны; их оплечья и крест обнизаны жемчугом. В ризнице также есть покровы на Царские гроба с жемчугом, шитьем и надписями XVII века.784

После обозрение церкви и ее утварей, осмотрим и гробницы Руских Великих Княгинь, Княжен, Цариц и Царевен, кои размещены точно так, как Государские гробницы в Архангельском соборе. Они начинаются от южных входных врат и оканчиваются у северных, занимая место по стенам южной, западной и северной, в один и два ряда. И здесь также есть гробницы у северных и южных дверей алтаря.

Все они складены из кирпичей, а некоторые из белого камня; не многие с высеченными на камне надписями.

Первая и древнейшая здесь гробница, основательницы сего монастыря Преподобной Евфросинии, коей память празднуется церковию 7 Июля. Мощи ее опочивают под спудом; над ними в 1822 году устроена серебряная риза на образе Преподобной и медная посеребреная рака.

На правой стороне в церкви, со входа от святых ворот, подле стены Гроб Государыни, Царицы и Великой Княжны Евдокии Лукиановны, супруги Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, от роду Стрешневых; преставися в 7153 (1645) году, Августа в 18 день.785

Подле ее гроб Государыни, Царицы Марии Ильиничны, супруги Государя Царя Алексия Михайловича, преставися в 7177 году, Марта в 3 день, роду Милославских.

Подле сего гроб Государыни, Царицы Натальи Кирилловны, супруги Государя Царя Алексия Михайловича, преставися в 7202 году, Генваря 25 дня, роду Нарышкиных.

Подле тех же дверей на левую сторону у стены гроб Царицы инокини Елены, бывшие супруги Государя, Царя Василия Иоанновича Шуйского, преставившегося в Литве.

Подле ее гроб Государыни, Царицы Агафии Семионовны, супруги Государя, Царя Феодора Алексеевича, роду Грушецких, преставися в 7189 году, Июля 14 дня.

В главах Великие Княгини Ефросинии, гроб Великой Княгини Софии Витовтовны, снохи Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского.

В углу гроб Великой Княгини Марии, в инокинях Марфы, бывшия супруги Великого Князя Василья Васильевича Темного; преставилась в 1484 г. Июля 4.

Подле нея гроб Великие Княгини Марии, супруги Великого Князя Иоанна Васильевича всея России, дщери Великого Князя Бориса Александровича Тверского.

Подле нея гроб Великие Княгини Софии Фомичны Палеологовой, Римлянки,786 супруги Великого Князя Иоанна Васильевича всея России.

Подле нее гроб Великия Княгини Елены, бывшие супруги Великого Князя Василия Иоанновича, во иноцех Варлаама, матери Великого Государя, Царя Иоанна Васильевича всея России; скончалась 1503 г. Апреля 7.787

Подле ее гроб благоверной Государыни, Царицы Анастасии Романовны, супруги Государя Царя Иоанна Васильевича, преставися в лето 7071 (1563) Августа в 7 день.788

Подле нее гроб благоверной Государыни, Царицы Марии Темрюковны, урожденной Княжны Черкасской, второй супруги Великого Государя, Царя Иоанна Васильевича всея России.

Подле нее гроб благоверной Государыни, Царицы Марфы Васильевны Собакиной, третьей супруги Государя, Царя Иоанна Васильевича, во иноцех Ионы, которая преставилась Ноемрвия в 14 день.

Подле нее гроб благоверной Государыни, Царицы Марии Феодоровны, урожденной Нагих, во инокинях Марфы, пятой супруги Государя, Царя Иоанна Васильевича, во иноцех Ионы, которая преставилась 7176 (1608),Июля в 20 день.789

Подле нея гроб Великой Государыни, Царевны Феодоры Алексеевны, матери Государя, Царя Алексия Михайловича, преставися в 7186 году, Ноября в 28 день (младенец).

Против нея в ногах, с краю гроб Царевны Евдокии Михайловны, дщери Царя Михаила Феодоровича, преставися в 7145(1638) году, Февраля в 10 день (младенец).790

Подле нее гроб Царевны Софии Михайловны, дщери Царя Михаила Феодоровича, которая преставилась в 7144 (1636) году,791 Июня в 20 день.

Подле нее гроб Царевны Марфы Михайловны, дщери Царя Михаила Феодоровича, преставися в 7141 (1633) году, Сентября в 21 день,792 (младенец).

Подле нее гроб Царевны Пелагеи Михайловны, дщери Царя Михаила Феодоровича, преставися в 7137 (1629) году, Генваря в 25 день, (младенец).

Подле нее гроб Царевны Анны Васильевны, дщери Царя Василия Иоанновича всея России, (младенец).

Подле нее гроб Царевны Феодосии Феодоровны, дщери Царя Феодора Иоанновича всея России, (младенец).

Подле нея гроб Царевны Марии Иоанновны, дщери Царя Иоанна Васильевича всея России, (младенец).

Подле нея гроб Царицы Ирины Феодоровны, урожденной Годуновой, во инокинях Александры, бывшей супруги Царя Феодора Иоанновича всея России,793 сконч. 26 Октября, 1603 г.

За левым столпом подле западных дверей на левой стороне у стены гроб Царицы Марии Владимировны, урожденной Княжны Долгорукой, первой супруги Царя Михаила Феодоровича, которая преставися в 7133 (1622) году,794 Генваря в 6 день.

Подле ее гроб великой старицы Улиянии, супруги Боярина Юрьевича Захарьина, матери Царицы Анастасии Романовны.

В углу гроб Царицы Параскевы Михайловны, из роду Соловых, снохи Великого Князя Иоанна Васильевича, постриженной на Беле озере и сконч. 1580 г.795

Гроб Царевны Марии Иоанновны, дщери Царя Иоанна Алексеевича, преставися 7200 (1692) году, Февраля в 13 день, во младенчестве.

Гроб Царевны Феодосии Иоанновны, дщери Царя Иоанна Алексеевича, преставися во младенчестве, 7198 (1691) года, Мая в 12 день.

У южных дверей, в углу гроб Царевны, Схимонахини Аноимы, дщери Государя, Царя Михаила Феодоровича, преставися в 7201 (1693) году.796

По другую сторону дверей гроб Царевны Татианы Михайловны, дщери Царя Михаила Феодоровича, преставися в 1658 году Августа 23 дня.

В головах Царевны Татияны Михайловны, гроб Великой Княжны Наталии Алексеевны, сестры Императора Петра II, преставися 1728 году, Ноября 22 дня.

Подле гроба Царицы Марии Володимеровны гроб Государыни, Царевны Анны Алексеевны, дщери Царя Алексия Михайловича, преставися в 7167 (1655) году, Мая 8 (младенец).

Тут же гроб: 1) Государыни Царевны Евдокии Алексеевны дщери Царя Алексия Михайловича, преставися в 1666 году, Февраля 28 дня, младенец. 2) Царицы Евдокии Феодоровны, во инокинях Елены, из роду Лопухиных, первой супруги Петра I, престав. 1731 года, Августа 27.797

В той же Соборной церкви, в приделе Всех Скорбящих Богоматери гроб благоверной Государыни, Царевны и Великой Княжны Параскевы Иоанновны она дщерь Царя Иоанна Алексеевича и Царицы Параскевы Феодоровны, сконч. 1731 г. Октябрь. 8.

Всех гробниц 35 с 1407 по 1731 год. Может быть, по образцу Архангельского собора, на стенах пред ними были изображения Великих Княгинь, Княжен и Цариц; но теперь не видно следов оным.

2. Церковь св. Михаила Малеина с приделом

В одноглавой церкви, сооруженной в XVII век, в южной части монастыря к Спасским воротам два придела: во имя Святого Михаила Малеина, тезоименитого Царю Михаилу Феодоровичу, и С. Феодора, иже в Пергии Памфилийской. В первом храмовый образ написан, как на нем значится, по приказанию Императрицы Анны Иоанновны, на жалованные ею деньги, при Игуменье Евстолии Ладыгиной 1739 года, Мая 31. Осмилистовый образ Богоматери Троеручицы старинного хорошего письма, в серебряной ризе и местами низан жемчугом. На левой стороне в трапезе, в нише стоит древнее изваяние Св. Великомученика Георгия на коне; всадник юный с кудрявою головой, не покрытою шлемом; на нем досчатая броня по колени; одною рукой он держит повода, а другою поражает простертого у ног своих змия. Этот раскрашенный горельеф, по преданию, стоял на Флоровских воротах, а потом в прежней церкви Георгиевской; он вышиною в три аршина. Из дел о Троицком пожаре 1737 года видно, что в церкви Св. Георгия его резный из камня образ весь обгорел.798 Бывший во имя храм его у Спасских ворот при Вознесенском монастыре, построен в 1527 году Вел. Кн. Василием Иоанновичем.799 Другие и придельные храмы во имя Св. Афанасия и Кирилла, Св. Димитрия Солунского и Казанские Богоматери, упразднены в начале XIX века. Прежняя на месте нынешней церковь в честь С. Великом. Екатерины освящена Патриархом Иоакимом 1686 года, Ноября 24.800 В придельной церкви иконостасе половины XVIII века с старинными образами, из коих замечательны пошибом и украшениями: храмовый и икона Боголюбския Богоматери.

При церкви Св. Михаила Маленна в 1824 году устроена Игуменьею Афанасиею Черкасовой больница на 12 инокинь, освященная тогож года, 17 Августа, Преосвященным Филаретом. На содержание ее пожертвована сумма доброхотными дателями. В 1820 году к Вознесенскому монастырю приписаны Митрополитом Серафимом ружная церковь в Ивановской колокольне Св. Иоанна Списателя Лествицы; а в 1837 г. Митрополитом Филаретом церковь С. Царей Константина и Елены в Кремле.

Наконец остается еще сказать о колокольне, которая стоит на восточной стороне. Стилем своим она составляет противоположность с зданиями готическим и византико-русским и, по видимому, строена, или перестроена вначале XVIII века. На ней остались еще древние памятники литейного искусства, колокола 1) с надписью: «Повелением Государя благовернаго Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея Русии лета 7065 «(1557) году, Июля, слит сей колокол к Вознесению Христову; мастер Нестер Иванов, сын Тковитянов». 2) лета 7196 (1688) «Апреля в 8 день слит сей колокол, повелением благоверных Великих Государей, Царей и Великих Князей: Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Княжны Софии Алексеевны, всероссийские и малыя и белыя России Самодержцев, в Вознесенский Девичь монастырь, что в Кремле городе при Игуменьи Варсонофии Бутурлиной, да при Келаре стариц Евникее Плещеевой, да при Казначее стариц Панфилии Скрыпициной. Весу в нем сто девяносто два пуда, лил сей колокол мастер Михайла Ладыгин». – Другие два колокола литы в дарствование Петра I-го, без означение в надписи мастеров.

3. Достопамятные события сего монастыря

Обитель сия достопамятна, как усыпальница Великих Княгинь, Цариц и Царевен, со времени Великого Князя Василия Димитриевича до начала XVIII века; первая, как мы сказали прежде, здесь погребена его мать Великая Княгиня Евдокия, которая пред смертию своей облеклась в иноческий сан. За ней следовали другие Великие Княгини, вышеупомянутые. Незабвенно в истории не только монастыря, но и Москвы, погребение первой супруги Царя Иоанна Васильевича Анастасии. Когда несли из Архангельского собора ее тело в Вознесенскую обитель, народ не давал пути ни Духовенству, ни вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию матерью своей; им хотели раздавать обыкновенную при таких случаях милостыню, но они не принимали ее. Иоанн шел за гробом с плачем и стенанием; его вели под руки братья, Князья Юрий, Владимир Андреевич и юный Царь Казанский Александр. В сей Государской обители принимали вольное и невольное пострижение некоторые Великие Княгини и Царицы, как то: в 1484 году мать Великого Князя Иоанна III, Великая Княгиня Марфа; а в 1610 году Царица Мария, супруга Царя Василия Шуйского и пр.

В ней занимали место настоятельниц: мать Царя Михаила Феодоровича Великая инокиня Марфа, по вступлении на царство ее сына, и Царица Евдокия Феодоровна, первая супруга Петра I, по восшествии на престол юного внука ее Петра II, которой дал ей прислугу и содержание, приличные Царице. Здесь Евдокия переменила иноческое одеяние на Царское и быв свидетельницею коронования в Москве Петра II и Анны, окончила жизнь на 62 году от рождение.

При Лжедимитрии сюда переведена была из бедного Выксунского монастыря последняя супруга Царя Иоанна Васильевича Мария, во инокинях Марфа; к ней ездил с Патриархом Иовом Царь Борис спрашивать ее, не участвует ли она в заговоре против него; но не узнав от нее ничего, приказал только удвоить за нею присмотр. Между тем вскоре вступивший в Москву Самозванец Лжедмитрий велел приготовить ей лучшие покои в монастыре с особенною прислугой и как бы почтительный сын, ежедневно навещал ее. Но когда обман открылся и обличенный Самозванец был умерщвлен, тогда Москвичи, притащив труп его к воротам Вознесенского монастыря, вызвали инокиню Марфу, прежнюю Царицу, спрашивали ее: «точно ли убит сын ее?» Она отвечала: «об этом надобно было спросить, когда он был жив, а теперь уже он не мой».801 В 1812 году Промыслу угодно было сохранить от поругания врагов в стенах той обители св. мощи порфирородного мученика Димитрия. Священник Иван Яковлев Вениаминов скрыл их за иконостасом соборной церкви, откуда они потом перенесены были в Архангельский собор на прежнее место.

Девичий сей монастырь служил местопребыванием для Государевых невест до вступление их в брак. В 1482 году, в нем жила до венчания обрученная невеста старшего сына Иоаннова Елена, дочь Молдавского господаря Стефана. Когда жена и сын Бориса Годунова преданы были насильственной смерти; тогда в Вознесенский монастырь заключена и дочь его, прекрасная Ксения, по повелению Самозванца; там держали ее до его прибытие, решившего ее судьбу. Супруга Царя Иоанна Васильевича, в 1606 году, приняла к себе в покои Марину Мнишек, невесту мнимого сына своего, как будущую свою невестку; она у ней жила до свадьбы. Во время пребывание Марины там жених навещал ее ежедневно; и стены смиренной и благочестивой обители нередко оглашались песнями и музыкою; там Царь Русский, к соблазну и негодованию своих подданных, забавлял плясками прекрасную Польку. Из Вознесенских келлий она перешла на престол Русский Царицею.

Здесь же коротали век свои в уединении, молитвах и трудах некоторые Царевны Русские. Выше заметили мы, что сюда не редко заключаемы были особы женского пола за преступления, или по какому либо подозрению. Монастырь сей посещали Цари в Сыропустную и Светлую недели для поклонения праху опочивших предков и родственников своих, и на память их слушали панихиды. В праздники здесь служивали обедни Патриархи, а в 1667 году три Патриарха Антиохийский, Александрийский и Московский здесь совершали Божественную литургию и пели панихиду над Царицыными гробами. Великия Князья и Цари издревле жаловали в обитель Вознесенскую на поминовение предков своих вотчины и другие вклады.802 Так еще 1453 года Великая Княгиня Софья Витовтовна отказала в нее село Доренское и двор свой внутри города; Иоанн III, в 1472 году село Петровское с половинным серебром; Князь Михаил Верейский в 1486 году село Вахрутинское и 50 руб. На поминовение Царевны Феодосии Борис Годунов в 1592 году пожаловал село Чертень в Мосальском уезде.803 В сей обители монахини и белицы издревле занимались разными рукодельями: вышивали шелком и золотом, обнизывали образа, митры и облачение жемчугом и дорогими каменьями. К Вербному Воскресенью оне доныне приготовляют нарядную вербу. Пред монастырем на площади тогда бывает народное гулянье. По древнему уставу, во всю первую неделю Великого поста ворота запираются.

* * *

765

Карамз. И. Г. Р. V, пр. 137. «Умер Симеов Яма в Москве и погребен в монастыре Вознесения».

766

Степенная книга и Карамз. И. Г. Р. V.

767

Степен, книга, ст. 513 и 14.

768

Карамз. И. Г. Р. VIII, 183.

769

Софийск. временник, II, 93.

770

Собрание Государств, грамот, II, № 257.

771

Расход, книга Патр, приказа, 1701 г. № 627.

772

Der veränderte Rußland. I Th. Francf. u. Leip. 1744, in-4.

773

Nouveaux mémoires sur Pelai présent de la grande Russie ou Moscovie (sine loco et anno), in 12.

774

Дела о Троицком пожаре в Разрядном Архиве.

775

Собр. Госуд грам. 1304 г. ч. I.

776

Древняя Росс. Вивлиофика, X, 43.

777

История Росс. Иерархии, ч. VI.

778

Описание Императорского столичного города Москвы, изд. В. Рубаном. Спб. 1782, в 12.

779

Карамз. И. Г. Р. VII, пр. 383.

780

Замечания достопочтенного Протоиерея в сем монастыре и Профессора О. А. Голубинского.

781

Софийск. временник, I, 435.

782

Карамз. И, Г. Р. VI, прим. 629.

783

К сожалению, не имев случая сам обозреть ризницу Вознесенского м. я должен заимствовать некоторые сведения об ней из книги: Москва, или исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российскаго, М. 1827, ч. І.

784

Москва, или исторический путеводитель, Ч, 2. М. 1827, в 8.

785

Древней Росс. Вивлиоф. ч. XI, стр. 256: о погребенных в Моск. Вознесенском м. Государынях, Царицах, Великих Княгинях, Царевнах и других высоких Царского рода женских лиц.

786

Слово Римлянка не уместно; ибо София по роду, языку и по вере была Гречанка; из того же не следует назвать ее Римлянкою, что она 17 девических лет провела в Риме.

787

Карамз. И. Г. Р. VI, пр. 556.

788

У Карамз. И. Г. Р. VIII, пр. 585 и 86. в лето 7071 (1560).

789

В Истор. и топогр. описании городов Моск. Губернии, М. 1787 (Профес. X. Чеботарева) неправильно показан год ее кончины 7000 т. е. 1492; но в 1606 году она писала грамоты, грамоты, а, по свидетельству Истории Росс. Иерархии, скончалась 7176 (1608).

790

Собрание записок и сочинений о жизни и деяниях Петра Великаго, изд. Ф. Туманскаго, ч. 2. СПб. 1787, Сент. 8.

791

Там же: 1634 г. Июня 23.

792

Там же; Января 21.

793

Она урожденная Годунова и имела от Царя Феодора Иоанновича дщерь Феодосию во младенчестве скончавшуюся, а Царица Ирина, по смерти супруга своего, приняла в монашестве имя Александры в Новодевичьем Московском монастыре.

794

В Истории Росс. Иерархии, ч. III, не известно, на каком основании, показан год 7130 (1622).

795

Карамаз. И. Г. Р. IX, 208, ир 609.

796

При крещении наречена Анною, скончалась 25 Октября, в 63 лето ее рождение, а в 8 день от восприятия монашества см. Энциклопед. Лексикон II, 319.

797

В Истории Росс. Иерархии т. III, показано, что здесь же погребена дочь Царя Алексия Михайловича Екатерина, по левую сторону дверей церковных подле Евдокии Алексеевны 1718 г. Но в Древней Росс. Вивлиофике, ч. XI значится, что она погребена в Новодевичьем м. под трапезою, а в Вознес, м. гроба ее нет.

798

Связка 25 в Разряд. Архиве.

799

Карамз. И. Г. Р. VII, пр. 383.

800

Древн. Росс. Вивлиофика, ч. XI, 270.

801

Сказание современников о Димитрии Самозванце, ч. IV. Спб. 1834, в 8.

802

«Июля в 7 день. В Вознесенской девичий монастырь к Государыне и Великой старице иноки Марфы Ивановны в хоромы отнес диак Ждан Шипов застенок образ Пречистыя Богородицы Владимерской, по полем святые поясные, оклад басмянной, венец сканной Трифоновской Ступишина, по полем низано жемчугом мелким, дробницы большия, круглыя золочены, басмянныя. Застенок Преч. Одигитрия, риза чеканная гладкая, венцы и короны сканная с финифты, по полем оклад басмянной из церковных, по полем низано жемчугом мелким, меж жемчугу дробницы большия круглыя золочены, другия басмянныя; застенок Преч. Милостивыя оклад и венец басмянной Ионинской Протопопов, что в киоте в железном, по полем низано жемчугом мелким, меж жемчугу дробницы большия круглыя, на них резаны Святые, другие дробницы мелкия басмянныя. Застенок Пречистыя оклад басмянной, венцы чеканные, очелье и ожерелье низано у образа по три рясы, да две сережки, по полем низано жемчугом мелким, меж жемчугу дробницы большия круглыя золочены, на них резаны спятыя, другия дробницы бас-мянныя мелкия».

Книга расходная Оруж. пал, №743, 7129 г.

803

Указатель источников Истории и Географии Москвы М. Хавского. М. 1840, в 8.


Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы / Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с.

Комментарии для сайта Cackle