Иван Михайлович Снегирев

Жизнь московского митрополита Платона

Содержание

Предисловие к I изданию – 1831 года

Предисловие II. К изданию 1856 г.

Предисловие к IV изданию

Часть I Приложения объяснительные и дополнительные А. Письмо Архимандрита Гедеона к Петру Егоровичу Левшинову Б В. Письмо г. Вольтера к Императрице Екатерине II Г. Мнение преосвященных Иннокентия и Гавриила и Иepoмонаха Платона о наказе Императрицы Екатерины II Д Е. Надпись на каменной доске в стене Троицкого собора Лавре Ж З. Рескрипт Императрицы Екатерины II И. Рескрипт Императрицы Екатерины II I К Л М. Рескрипт Императрицы Екатерины II Н О. Письма В.К. Павла и В.К. Наталии П. Санкт-Петербургские ведомости № 43, в понедельник, 31 дня Мая, 1731 года Письма Платона к Князю Потемкину и графу Остерману Часть 2 Путешествие Высокопреосвященнейшего Платона,Митрополита Московского, в Киев и по другим Российским городам в 1804 году Путевые Записки Преосвященнейшего Митрополита Платона, Московского и Калужского в Ярославль, Кострому и Владимир, 1792 года Приложения и дополнительные статьи А. Письмо Префекта Верхнеальпийского департамента, Ладусета, Платону, Архиепископу (Митрополиту) Московскому Б 1. Письмо Архиепископа Анастасия 2. Архимандрита, впоследствии Митрополита, Михаила Десницкого В 1. Речь на прибытие Его Императорского Величества в царствующий град Москву при вступлении Его в Успенский собор 2. Речь поздравительная Его Императорскому Величеству, с благополучным в Москву приездом 3. Речь на прибытие Его Императорского Величества в Кремлёвский дворец 4. Речь, по совершении Августейшего Его Величества Коронования 5. По окончании всего действия Августейшего Коронования и св. Миропомазания Г. После Коронации, поздравительная от всего Духовенства, на данной ему аудиенции Д. Надгробное слово, при погребении Московского Митрополита Платона Е. Надгробные слова 1) В Троицком соборе, по отпении Преосвященнейшего Митрополита Платона, говорённое Троицкой Семинарии Префектом Неофитом, в последствии Епископом Архангельским 2) Говорённое по отпетии тела Митрополита Платона, в Вифанской Троицкой Семинарии Риторики учителем, Иеромонахом Никанором Клементьевским, впоследствии Митрополитом Новгородским и С.-Петербургским З) Слово И Описание Перервинского монастыря О начале Перервинского монастыря О древности Перервинского монастыря Записки о жизни Платона, Митрополита Московского, им самим писанные, и оконченные Самуилом Костромским Епископом Характер Митрополита Платона. Телесный и душевный Стихи  

 
Предисловие к I изданию – 1831 года

Восхвалим, убо мужи славны и отцы наши в бытии, и мужи имениты силою, советующе разумом своим, провещавшии во пророчествах: Суть от них, иже оставиша имя, еже поведати хвалы.

Прем. 44:3; Прем. 44:8.

Жизнь великих мужей слита с жизнью народа; сохранение их в памяти у древних греков предписывалось законом и освящаемо было религией. Если знаменитое имя не есть наследие одного семейства или сословия, но целого и отечества и света, то всякий из соотечественников может приносить посильную дань памяти великих людей сохранением достопримечательных их подвигов. Как сие, столь важные для души и сердца, столь близкие к человечеству побуждения, так равно признательность и благоговение к памяти Московского Митрополита Платона внушили мне смелость изобразить жизнь сего отца московского духовенства; его последние годы напоминание мне счастливое время моей юности, когда я сподобился внимать поучительным беседам и принимать благословение от сего Архипастыря – благодетеля покойному моему родителю. В 1812 году я видел Платона в Махрищском монастыре и в Москве, перед вступлением в неё врагов и незадолго до его смерти, и удостоился последнего его привета и благословения. Вид Иерарха, подобно тому времени, глубоко врезался в моё сердце и в признательную память. В 1817 году, имев счастье услышать из уст Августейшей ученицы Платона и его духовной дщери, Императрицы Марии Феодоровны, о желании читать его биографию, я удостоился получить от Её Величества соизволение на посвящение сего труда Её имени и осчастливлен был Её лестным и ободрительным отзывом.

Тогда не имели мы жизнеописания сего Иерарха, кроме, весьма краткого известия в «Московских Ведомостях», в «Словаре Духовных писателей» и «Сыне Отечества». Хотя имя и некоторые сочинения его давно были знакомы чужестранцам и упоминались у французских, немецких и английских писателей; но подвиги его жизни были им неизвестны и даже они нередко смешивали имя его с Платовым. В дополнениях к Иохерову Всеобщему Лексикону1 о Платоне сказано, будто он умер в Екатеринославле 20 октября (старого или нового стиля?) 1812 года. Недостатки у соотечественников в жизнеописании Платона, а у чужестранцев превратные о нём понятия, были, между прочим, для меня новыми побуждениями воспользоваться теми пособиями для сего сочинения, какие доставили мне время, случай, домогательство и доброхотство. Не дождавшись другого, полнейшего в сравнении с первым изданием жизнеописания М. Платона, после 1812 года, ныне я решился напечатать другое издание сей книги, вновь написанной по новым источникам.

Пособиями моими при оном были:

а) Печатные: собственные сочинения Платона; помещённые в журналах и газетах краткие его биографии; «Московские» и «С.-Петербургские Ведомости» и касающиеся до него чужестранные известия;

б) Письменные: Записки С.А. Порошина и И.В. Лопухина; известная мне его переписка, из коей включено здесь несколько писем; с благодушием сообщённые мне замечания Митрополитом Киевским Евгением, и собственные записки Митрополита Платона2, доставленные мне от Архиепископа Тобольского Евгения, который с 1800 года по самую кончину Митрополита Платона, проходя должности учителя, Префекта и Ректора в Вифанской и Троицкой Семинариях, приглашаем был Митрополитом почти ежедневно в числе вечерних собеседников и сохранил слышанные им из уст его обстоятельства жизни. Его Сиятельство князь Александр Николаевич Голицын благоволил сообщить мне некоторые материалы для сего сочинения. Несколько моих тетрадей удостоил своего чтения и замечаний Его Высокопреосвященство Митрополит Московский Филарет. Сим достопочтенным особам долгом почитаю здесь повторить искреннюю благодарность, за их великодушное ко мне доброхотство.

Кроме слышанного мною от покойного моего родителя, Профессора Московского Университета, я пользовался также изустными свидетельствами современников, сослуживцев и подчинённых Митрополита Платона и людей, к нему близких, между прочими его духовника, отца Аарона, который прошлого года, декабря 25 дня, умер схимником в Вифании, на 85 м году мирной и благочестивой жизни своей.

Если труд мой, услаждённый столь приятными для меня воспоминаниями и подкреплённый столь значительными свидетельствами, будет неудовлетворителен для строгих и разносторонних требований, то, по крайней мере, он, как первый, теперь не излишний, и для будущего историка останется не бесполезным материалом, а для меня утешительным исполнением священного долга уважения и признательности к памяти Платона. Сколько возможно, стараясь сохранить беспристрастие в повествовании, при всём уважении моём к знаменитой особе сего Архипастыря, я предпочитал искренность подобострастию и ухищрению. Не вдаваясь в рассуждения, я предоставлял оные благомыслящим читателям, которые могут из жития сего почерпнуть назидание для своей жизни и дополнение к отечественной истории.

Затем, мне ещё остаётся заключить свой отчёт о цели, побуждениях и источниках своего труда, повторением слов древнего летописания нашего: Отцы и братия еже ся где буду переписал, или не дописал, чтите, исправливая Бога для, а не кляните.

Иван Снегирёв

1831 г.

Троицкая улица, в Москве.

***

Предисловие II. К изданию 1856 г.

Повторяя и при новом издании жизнеописания М. Платона приведённое мною в предисловии к прежнему смиренное слово Лаврентия летописца, нахожу необходимым сказать, почему, спустя 25 лет, вновь печатаю эту книгу.

Её прежнее издание всё вышло; но требования на неё не прекратились, так что многие почитатели знаменитого Архипастыря неоднократно убеждали меня вновь её напечатать; один из них даже принял печатание на своё иждивение. Пользуясь и благоприятным случаем и вновь отысканными мною источниками, я, при новом издании, многое дополнил, другое исправил, иное переварил согласно со свидетельством современных Платону особ. Как не всем из его современников привелось постоянно следить за его деятельностью в разные времена, в разных местах, и как не все обстоятельства жизни сего Архипастыря могли быть всем одинаково сведомы, так что известное одному, для другого было скрыто, посему и рассказы об них и мнения не всегда одинаковы. Сколько возможно, я старался поверять сказание одного сказанием другого, и когда большинством голосов подтверждалось событие, тогда я принимал его за достоверное. Насколько я успел в том, предоставляю судить читателям. В течение последних 25 лет, хотя не стало многих людей, близких к Платону, коротко его знавших и мне известных; однако и теперь есть ещё старцы, переступившие на восьмое десятилетие, которые знавали Платона и любят вспоминать о нём, согласно с заповедью Апостольскою: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие; их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. (Евр. 13:7). К числу современников Архипастыря, оставшихся ещё в живых, принадлежат достопочтенные Иерархи, или бывшие при Платоне священнослужители, некоторые из Московских граждан, и, между прочим, восьмидесятилетий старец, его келейник, ныне Колл. Асессор и Кавалер Моисей Петрович Платонов! В дополнение и пояснение жизнеописания приложены собственный записки Платона о жизни и путешествиях его, некоторые его слова, часть переписки и замечания.

Таким образом, из живых ещё преданий о Платоне, равно из самых его деяний и сочинений составился очерк его жизни. Хотя этот эскиз начертан не столько искусною, сколько усердною рукою; однако надеюсь, что он освежит память о том, что могло бы предано быть забвению, и сохранить то, что легко могло бы быть утрачено навсегда. Ревнуя быть верным исторической истине, я не предпоставлял факту свои идеи, а выводил заключения о свойствах и заслугах Архипастыря нашего единственно на основании его дел. Если труд мой, при всей добросовестности его, не удовлетворит всем притязаниям совопросников; то, по крайней мере, может служить материалом для будущего биографа М. Платона, для Истории Церкви и просвещения в отечестве нашем, ибо жизнь сего Архипастыря, учителя и отчизнолюбца, тесно связанная с Историей конца XVIII и начала XIX века, важная во многих отношениях, получила в ней высокое значение; имя его увековечилось в памяти русских людей и сделалось народным3.

В книге «Венок на могилу преосв. Иннокентия Архиепископа Таврического М. 1864 г. на стр. 17 сказано, что он в предсмертные дни – слушал чтение книг, преимущественно проповедей М.М. Филарета и жизни М. Платона, описанной И. Снегирёвым.

Дельною и добросовестною критикой я готов воспользоваться; на притязательную и недоброхотную буду отвечать молчанием, руководствуясь Апостольским словом: Аще кто мнится спорлив быти, мы такового обычая не имамы. (1Кор. 11:16).

***

Предисловие к IV изданию

Настоящее издание печатается с III издания, которое было ещё раз пересмотрено покойным автором, И.М. Снегирёвым, пополнено и исправлено. Примечания г. Рогова, лично знавшего М. Платона и удостоившегося от него стихотворного привета (см. приложения), сообщены нам достопочтенным о. Протоиереем М.С. Боголюбским, коему за сие и приносим глубокую благодарность.

Издатели.

Вифания 1890 года.

* * *

1

 Fortsetzungen und Ergänzungen zu С.G.Iochers ullgem Gelehrten Lericon angesangen von Т.E. Apelunc.und fortgefetzt von R.W. Notermund, VI Th. Bremen, 1819. in 4-o.

2

 Автобиография Митрополита Платона, которая напечатана в Москве 1849 г.

3

 При этом я не могу скрыть своей благодарности О. Наместнику Св.-Тр. С. Лавры Антонию, который почтил, лестным для меня вниманием составленное мною жизнеописание М.Платона: по его распоряжению, оно было читаемо за трапезою, в самом месте погребения Платона, в день кончины сего Архипастыря 11 ноября и в день его тезоименитства 29 июня.


Источник: Жизнь московского митрополита Платона : С портр. его и с его автогр. / [Соч.] И.М. Снегирева. – 4-е издание Спасо-Вифанского монастыря. Москва : Типо-Лит. И Ефимова, 1890. Часть первая. – X, 105, 266 с.

Комментарии для сайта Cackle