Источник

Лобное место

Один из памятников древнего быта Москвы, замечательных не столько по своему изяществу и огромности; сколько по религиозному и политическому значению, есть Лобное место, которое называлось и Краниевым и Царевым. Это взорное место, т. е. открытое, всем видимое,1114 возвышается в Китае городе, на перекрестке Красной площади, где пересекаются четыре улицы в Кремль, к Москворецким, Ильинским и Курятным или Воскресенским воротам. От Спасских ворот прямо к нему вел бывший Спасский мост, а от других, также соименных им, мосты, которые напоминают нам Комициальные мосты, смежные с оградою и трибуном (Septum) в древнем Риме, где между Капитолией и Палатинскою горой простирался forum.1115 К Лобному месту через сии мосты некогда стекались, по призыву набата, жители из посадов, из Московского Загородья и Заречья. История юридических древностей открывает нам, какое имели значение у Иудеев, Греков, Римлян и Франков городские ворота, мосты, площади и подобные Лобному места; последние обыкновенно бывали круглые, огороженные или тыном, или решеткою; здесь торжественно производился суд и расправа. Если такое сходство не случайное: то весьма вероятно, что Фряжские зодчие, строившие Кремль и Китай, могли переносить и осуществлять воспоминания городов Святого и Вечного в Москве, которую называли третьим Римом.

Лобным и Крайневым назван был холм, находившийся близь Западных врат Иерусалима, где распят был Спаситель мира, и где, по общему преданию всего Востока, погребен первый человек; об нем упоминает Евангелист Матвей XXVII, 33, Марко XV, 22, Лука XXIII, 33 и Иоанн XIX, 17. В подражание сему, как выше замечено, и Спасские ворота в Москве прежде именовались не только Флоровскими, но также Иерусалимскими1116 но имени близкой к Лобному месту церкви Вход во Иерусалим. От лба, по Еврейски Golgotha, Голголас, чело, череп, и место сие названо Лобным, Налобным, Краниевым, по объяснению Памвы Берынды, Лысою горою1117 от сходства холма в Иерусалиме с человеческим черепом, или от лежавших черепов на сем позорище казни, или, как мы сказали, от головы Адамовой, там погребенной.1118 От сего слова произошло и средне-Латинское lobium, Iobia, значущее открытый портик, возвышенное место, амвон, кафедру,1119 что вполне соответствует и назначению Московского Лобного места, как увидим из исторических свидетельств. На Миланском наречии lobbiæ, беседки или галереи, где собирались граждане для совещания о делах. На плане Москвы, сочиненном в царствование Михаила Феодоровича, приложено следующее описание онаго:1120 «Налобное место, или возвышенный помост; вышка, конклав, построенный из кирпича; на нем Патриарх в торжественные дни читает некоторые молитвы; на нем также объявляются указы». Олеарий, передавший нам изображение сего городского памятника, называет его theatrum proclamationum, а Мейерберг позорищем (Schauplatz), сценою, где «совершались торжественные обряды, обнародываемы были указы; оно служило трибуном, с коего Царь, или его Сановники, говорили народу».1121 «Подле сего здания», замечает Олеарий, лежали на земле две огромныя пушки, обращенныя против большой улицы, коею обыкновенно Татары делывали свои нападения».1122 В донесении Польских послов Королю своему 1671 года оно так описано: «приближаясь к Кремлю, мы увидели место каменем белым построено на восмьграней, на 30 локоть, к видению широко, велико, с решеткою вместо дверей железных, колико от земли выведены, Лобное названо, на котором одиножды в год Царское Величество народу оказывается, там же и сына, его же хочет имети наследником, когда доростет 16 лет, объявляет». Из сего открывается несправедливость объяснения в Академическом Словаре, согласного впрочем с народным мнением, будто на Лобном месте казнены были смертию преступники.1123

Древнее сказание, ходящее в рукописях, относит начало Лобного места к чудесному явлению Преподобных Сергия и Варлаама пред Флоровскими воротами, при нашествии Магмет-Гирея на Москву в 1521 году. В память этой встречи Святых ревнителей о благе России устроено Лобное место.

В отечественной Истории первый раз говорится о Лобном месте тогда, как Царь Иоанн Васильевич, 1549 г., после ужасного пожара и бунта в Москве, отслушав на нем молебен, в присутствии Всероссийского Митрополита, говорил собравшемуся народу о причинах бедствий в Государстве и торжественно обещал охранять народ от притеснений и грабительства, быть его судиею и защитником.1124 Этот факт уже свидетельствует нам о существовании и назначении сего места, названного Царевым. Летописи наши молчат о том, где именно в Москве сбиралось вече, среди безначалия, при нашествии Тохтамыша и Улу-Ахмета, когда Донский и Святитель оставили столицу и когда Василий Темный взят был в плен;1125но, вероятно, такое место находилось в большом посаде, нынешнем Китае, пред главными воротами Кремника. Неизвестно также, было ли оно тогда деревянным помостом со степенями, как вече в Новгороде и Пскове, или состояло из больших камней, какие доныне существуют в Англии, Ирландии, Вестфалии, Брауншвейге, Мекленбурге, где Славяне оставили следы своего быта и бытия. На реке Сосне, по указанию книги Большого чертежа, были каменные суды. Весьма вероятно, что Лобное место из кирпича построено на главной Московской площади в одно время с башнями и воротами Китая Италианскими зодчими. В юридических актах XVII века упоминается, что оно было «кирпичное с деревянною решеткою, которая запиралась железным засовом,»1126 потом имело навес, или шатер на столбах. Когда же впоследствии оно обветшало; то в 1786 г., по прежнему плану, построено из дикого тесаного камня и в таком виде дошло до наших времен. Оно состоит из круглого возвышенного помоста с каменными перилами; на верхнюю его площадку с малым амвоном от запада ведет каменная ступенчатая лестница. В прошлом столетии оно обставлено было мелочными лавочками и к нему примыкало кружало, тогда называвшееся под Пушкою. Московское купечество представляло было городскому Начальству проект: сделать над Лобным местом купол и поставить там огромный резной крест с изображением страстей Христовых и самого Иерусалима, ныне находящийся в Московском Сретенском монастыре; но этот проект не состоялся.1127

От внешности сего памятника перейдем к его религиозному и политическому значению, какое он имел в прежнем быте Московского Государства. Доныне еще место сие освящается молебным пением, во время крестных хождений через Спасские ворота; Архиерей восходит на него и, по прочтении Евангелия, осеняет народ и город животворящим крестом. На этом месте поставлены были для чествования народу св. мощи Димитрия Царевича, принесенные из Углича.

По освобождении Москвы от Поляко-Литовцев, воеводы Князь Пожарский и Трубецкий двинулись из Белого города с хоругвями, крестами и св. иконами в Китай к Лобному месту, где их встречали осадные сидельцы из Кремля, Архиепископ Галасунский Арсений с св. клиром и чудотворною иконой Владимирской Богоматери, с другими св. образами и крестами. Освобожденные с освободителями на этом месте совершив благодарственное молебствие со слезами, вступили в свободный Кремль.1128 Здесь Патриарх Никон, встретив 1654 года принесенный из Царьграда образ Влахернския Богоматери вместе с главою Св. Григория Богослова, осенял ими Богоспасаемый град.1129 Всероссийские Митрополиты и Патриархи, в день своего вступление на паству, с Лобного места преподавали ей благословение.1130 Здесь Никон Патриарх напутствовал благословением Царя Алексия Михайловича, ополчившегося в поход для возвращения от Польши древних Русских городов: Вязьмы, Дорогобужа и Смоленска. Здесь Патриарх Иоаким благословлял Русское ополчение, собранное на защиту Киева и Литовской Украины от Турок и возложил на военачальников Князей Черкасского и Долгорукова животворящий крест и икону Преподобного Сергия.

Но из всех церковных обрядов, какие совершались на Московской Голгофе, самый торжественный и великолепный был: шествие Патриарха на осляти в цветоносную неделю.1131 Тогда все протяжение от Успенского собора до Лобного места на 234 сажени устилали красным сукном сто отроков; по обе стороны Спасского моста расставлены были шесть верб с листами и шумихою; у Лобного же места приготовлялись два стола, покрытые красным сукном; а на них две писаные кадочки с ручною вербою, около них 14 возов ветвей для Стрельцов и народа; там же ставили для Царя место Государево, обитое серебром с золотою бахромою.1132 Нарядную вербу, украшенную всякими цветами, овощами, искусственными птицами и медною шумихою, везли к этому месту Царские кони на санях, покрытых алым сукном и полосами; ее сопровождало Духовенство с св. иконами, крестами, хоругвями и свечами, с колокольным звоном. Когда крестный ход, в сопутствии Царя и бояр достигал Лобного места: тогда Патриарх там подносил Государю ваию и вербу. По прочтении Евангелия, приводили осля к ступеням места; Святитель, благословив Царя животворящим крестом, сходил с амвона и садился на осля с крестом в одной руке и с ходовым Евангелием в другой. Царь вел за повод осля до самого Успенского Собора. Между тем нарядная верба ехала пред ними и как скоро останавливалась на мосту против Грановитой Палаты: тогда Стрельцы бросались на вербные сани, обдирали с них сукно и расхватывали с вербы листья, цветы и овощи.1133 Тем обыкновенно и оканчивалось сие торжественное действо. С прекращением Патриаршества уничтожено было совершение этого обряда и наконец самое существование Стрелецкого войска: следы же сего торжества остались в гулянье по Лобной площади в Вербную субботу.

Когда Москву покрывал еще свежий пепел и когда еще не остыли следы врагов ее в 1812 году, оставивших после себя разрушение древности и осквернение Святыни Московской: тогда Преосв. Августин, отслужив на Лобном месте молебен с водосвятием, крестообразно окропил град на все четыре стороны с возглашением следующих слов:«Вседействующая благодать Божия кроплением воды сея освящает древний благочестивый град сей, богоненавистным в нем пребыванием врага нечестиваго, врага Бога и человеков оскверненный, во имя Отца и Сына и святаго Духа».1134 Во дни смертного ужаса, какой в 1830 году, распространила в Москве убийственная холера, Митрополит Филарет, на память преподобного Сергия, 23 Сентября, совершая крестное хождение, общественною церковною молитвой с Лобного места преподал унылому и устрашенному народу утешение и подкрепление св. Веры, которое водворило в сердцах отраду и спокойствие. Это место было также позорищем прений о догматах и обрядах Церкви в 1682 году, когда раскольники, под предводительством Никиты пустосвята, требовали собора на Лобном месте в присутствии Царицы Наталии Кириловны, обоих Царей и Патриарха; после тщетных состязаний с Патриархом Иоакимом и Царевною Софиею в Грановитой палате, они самовольно вошли на этот городской амвон с своими иконами, книгами и свечами, и там торжественно читали народу защищение своего верования и возражение на Никоновы нововведения в Православную Церковь.

Как Религия издревле составляла в Русском мире тесный союз с государственною жизнию; то и место сие, ознаменованное не только священными обрядами, но и правительственными действиями, соединяло в себе религиозное значение с политическим. Оно служило как бы вечевым помостом, Государственным амвоном, Царским трибуналом. Здесь некогда чины Государственные торжественно провозглашали Царя сиротевшему Царству. В бурные дни Московского Государства, посланцы от Гришки Отрепьева здесь прочли народу письма, исполненные лести и коварства; ослепленная чернь им поверила и, провозгласив Царем Лжедмитрия, как истинного сына Иоанна IV, целовала ему крест, забыв свою присягу Годунову. В 1605 году здесь встречен был Расстрига Святителями и всем клиром Московским при пении молебна, заглушаемом игрою Польских музыкантов; здесь Богдан Бельский, сняв с груди своей образ Св. Николая, поцеловал его с клятвою, что новый Государь есть действительно сын Иоаннов. Когда ж обман обличился, заблуждение открылось: тогда истязанный и изувеченный Димитрий просил у судей своих, как милости, нести его на Лобное место; там, говорил он, «там я объявлю истину всем людям!» Но яростная чернь повлекла к городской Голгофе уже бездушный и обезображенный труп Отрепьева с любимцем его Басмановым, и там положила его на стол с маскою, волынкою и дудкой. Смятенное и осиротевшее Государство осталось без души – без Царя. «Нельзя быть Русской земле – повторял глас народный – ни на малое время без Государя». Собрав чинов Государственных из всех областей Российских, народ поспешил избрать Царем Василия Шуйского, и при звуке литавр и труб, со звоном колоколов, Бояре и знатнейшие Дворяне и Духовные повели Василия из Кремля на Лобное место, пред коим не задолго пред тем, по воле Лжедмитрия, лежала на плахе голова Шуйского, и где еще тогда валялось искаженное тело Самозванца. Там наречен был Царем вскоре потом объявлен лишенным царства Шуйский, которому судьба обрекла временную могилу на распутии под Варшавою.1135 Насильно приведенный на сие место крамольниками Патриарх Гермоген для суждения Царя Василия Шуйского, смело обличал их пред народом в измене и клятвопреступлении; но правдивый голос Архипастыря заглушен был буйным криком народа.1136 Печальные сии воспоминания сменяются утешительными для отечества, коих свидетелем было Лобное место, когда на нем провозглашен был Царем Михаил Романов. После совещаний освященного собора и Царского Синклита на Кремлевском Троицком подворье, они послали на Лобное место Рязанского Архиепископа Феодорита и боярина Василия Морозова возвестить народу о избрании в Цари Благоверного и Великого Государя Михаила Феодоровича. При этом известии народ единогласно воскликнул: «да будет Царь и Государь Московскому Государству и всей Московской Державе!1137» На древней картине избрания Царя Лобное место изображено таким точно, как оно ныне есть: на нем виден Архиепископ со свитком в руке и два монаха, бояре без шапок. Со всех сторон оно окружено толпами народа. На нем написано: боярин, Архиепископ, лобное место.

Приведенный выше пример речи Царя Иоанна Васильевича к народу служит вероятным свидетельством о существовании издавна обычая говорить к народу с Лобного места в чрезвычайных случаях Государства. В эпоху казней 1570 г., Иоанн IV, собрав на Красную площадь разбежавшихся от страха граждан Московских, громогласно вопросил их: «Народ увидит муки и гибель, покараю изменников; ответствуйте, прав ли суд мой ?» – Народ воскликнул: «Да живет многие лета. Государь Великий! Да погибнут изменники!»1138

Висевший на стенной башенке у Спасских ворот всполошный колокол сзывал жителей Москвы для выслушания Государя; с этого места и Царь Алексий Михайлович, во время народного восстания на ближних бояр, успокаивал крамольных словом своим. По возвращении своем из Польского похода, 1655 г., он имел торжественное шествие на Лобное место, куда предшествовало ему Духовенство в крестном хождении, и многие отроки, держа в руках листы, пели хвалебные песни.1139

До XVIII века около сего места издревле бывали два замечательные сходбища одно называлось Крестцом, на который сбирались безместные Крестовые попы, а другое – городская стоянка, на которую стекались по праздничным дням после обедни Московские жители судить и рядить о разных делах, семейных и государственных; туда нередко, как гласит предание, высылал и Царь своего боярина выслушивать общественное мнение, как глас народа, который Русская пословица называет гласом Божиим.

Это место заменяло и трибунал; ибо с него во всеуслышание народу объявлялись Царские указы и смертные приговоры преступникам, которых казнили на Красной площади, называвшейся в начале XVII века Торгом, Пожаром, а от Лобного места Лобным рынком.1140 При Иоанне IV площадь была позорищем ужасных казней.1141 Там обыкновенно выставлялись на позорище тела казненных; туда труп Дмитрия Самозванца, подобно дяде Царя Иоанна Васильевича Юрию Глинскому, вытащен был чернью на Лобную площадь. Из застенков преступник, как выше объяснено, приводим был к Лобному месту, с которого объявляли ему приговор. Около этого трибуна стояли виселицы и столбы; там жгли в срубах еретиков и колдунов, зарывали живых в землю жен за мужеубийство, там сажали на кол, колесовали, четвертовали1142 и т. п. При Петре I, на этой площади представлялось ужасное позорище Стрелецких казней: Лобное место обставлено было виселицами, колесами, железными тычинами, на коих воткнуты были головы; на Красной площади лежали плахи с топорами. По делу Царевича Алексия и Царицы Евдокии 1718 г., Марта там боярин Стефан Глебов посажен был на кол, Епископ Досифей, Кикин, ризничий Суздальского монастыря и один еще Русский колесованы, тела их сожжены, а головы воткнуты на шесты.1143 В 1727 г. Июня 10 Император Петр II велел снять оттуда столбы и виселицы; с тех пор Красная площадь не обагрялась уже кровию преступников – и Лобное место теперь оглашается не смертными приговорами, не предсмертными криками и стенаниями казнимых, но молебными песнопениями Священнослужителей. Вокруг его открыто свободное и мирное приволье торговле и промышленности. В Лазарево воскресенье его окружают узорочные вербы и цветы искусственные, кои доселе покупают жители Москвы, сбирающиеся в этот день сюда на гулянье, а в последние дни Страстной недели расставляются столы с куличами, пасхами, крашеными и расписными яйцами. Летом по площади раскидывается подвижный сад с разными деревьями, кустарниками и цветами. Итак, Лобное место, запечатленное торжественными событиями, теперь навсегда утратило свое политическое назначение, данное ему прежним бытом Москвы, но сохранило религиозное, как место священное, с коего преподается Пастырями Церкви мир и благословение Богоспасаемому граду.

* * *

1114

Пролог 19 Июня и Церковный Словарь Петра Алексеева, ч. I. М. 1815, в 8.

1115

Reisen im Inneren von Russland und Polen, von I. S. Kobl. Th. Dresden, 1841, in 12.

1116

Сказания современников о Димитрии Самозванце, ч. I. СПБ. 1831, в 8.

1117

Лексикон Славено-Русский Пампы Берынды в Кушеинском монастыре, 1853, в 4.

1118

Dictionnaire histor. crit. chronol. géogr. et litt, de la Bible, par A. Calmet, t. II à Toulouse 1783, in 8.

1119

Glossarium manuale ad scriptores mediae et infimæ Latinitatis, t. IV. Halae, 1773, in 8.

1120

Nalobne messt, conclave seu coenaculum, c latere exlruclum ia quo Patriarcha diebus supplicationum nonnullos canit cantus, etiam, seruit publicis promulgationibus.

1121

Meyerberg iter Moscicum.

1122

A. Olearii Colligirte und viel vermehrte Reise – Beschreibungen nach Moslau und Persien. Hamburg, 1696. f.

1123

A. Olearii Colligirte und viel vermehrte Reise – Beschreibungen nach Moslau und Persien. Hamburg, 1696. f.

1124

Словарь Росс. Академии ч. III СПБ. 1772, в 4.

1125

Карамз. И. Г. Р. VIII.

1126

Акты юридич. ч. I. № 227. СпБ. 1843.

1127

Статистическое описание Москвы, соч. Гастева ч. I. М. 1841, в 8.

1128

Сказание А. Палицына об осаде Троицы Сергиева монастыря, рукоп, скороп. конца XVII века, в. 4.

1129

Древ Рос. Вивлиофика, изд. 2. ч. XI.

1130

Полное собрание Зак. Росс. Империи, в. 4.

1131

Древн. Рос. Вивлиофики, изд. 2. ч. XI.

1132

Алфавитный реестр разным Царским древним вещам, с 1614 по 1764 год, рук. в л. в Моск. Архиве М. И. Д.

1133

Книга расходн. по Патриаршему приказу 7138 г. Кн. расх. II. 7182, № 670.

1134

Очерки жизни Московского Архиепископа Августина, соч. И. Снегирева, М. 1841, в 8.

1135

Карамз. И. Г. Р. т. Х и ХI. На Крестах (krzygowa droga) в Польше и Литве обыкновенно хоронят душегубцев и самоубийц.

1136

Древн. Росс. Вивлиофика XI, 347.

1137

Книга о избрании на превысочайший престол Великого Российского Царства Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Великие России, 1613 г. в лист № 10. В главном Архиве Мин. Ин. дел.

1138

Карамз. И. Г. Р. IX. 159.

1139

Собр. Госуд. грамот, ч. III, 540.

1140

Подлинныt сведения о взаимных отношениях России и Польши, преимущественно во время Самозванцев, изд. П. Муханова, М. 1814, в 8.

1141

Но так же Красная площадь была в самом Кремле, где, как увидим из указа 1665 года, совершались казни преступников. Вероятно до того, та и другая была позорищем казней.

1142

Карамз. И. 2 р. IX. 158.

1143

Das veränderte Rußland, Th. I, 251


Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы / Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с.

Комментарии для сайта Cackle