Источник

Благовещенский собор

Благовещенский собор

Первым создателем его был сын и преемник Димитрия Донского Великий Князь Василий 1397–1416 года, а по сомнительному свидетельству одной летописи, Владимирский Князь Андрей Александрович 1291 г., соорудивший первую церковь Благовещения деревянную на мест Кучкова села486. Сперва сей храм назывался церковью Благовещенья на площади, на Великокняжеском, Государевом дворе, потом на Царских стенах, у Царской казны487, а в 1722 и 26 г. у Его Императорскаго Величества на сенях, потому что он на запад соединялся с набережными Государевыми палатами посредством сеней, а с востока стояла подле него кирпичная палата, построенная в 1483 году, или Казенный двор, замененный в 1758 году каменными галереями, в коих помещались Оружейная, Мастерская и Конюшенная палаты, сломанные 1770 года. В грамотах он именуется, подобно соседственному с ним Архангельскому, святою, великою, божественной соборною церковию488. Пресловутый в свой век иконописец Андрей Рублев с Гречином Феофаном и Прохором старцем расписал ее в 1405 году; тогда же у этого храма поставлены были первые в Москве боевые часы (часомерье) Лазарем Сербином. Пришедший в ветхость 1482 или 83 года, при Великом и Князе Иоанне III, он разобран был по казну и подклет Псковскими мастерами и вновь выведен, чрез шесть лет, был окончен, и 9 Августа 1489 года освящен Митрополитом Геронтием489. В 1508 г. Великий Князь Василий велел Феодору Едикееву с братией расписать по золоту стены его, Деисус, Праздники и Пророки иконостаса обложил драгоценными окладами, верх церковный покрыл и позолотил; с того времени церковь сия стала именоваться златоверхою. После великого пожара в Москве 1547 года, когда в златоверхой церкви сгорел Деисус Рублева письма, обложенный золотом и многоценные образа Греческого письма Царских прародителей490, тогда Царь Иоанн Васильевич, при возобновлении сего храма, Новгородским золотом позолотил верхи его491; там, как видно из актов собора 1554 года, устроение жертвенника не у стены, новонаписанные иконы, библейское письмо и притчи были предметом спора и рассмотрения собора492, который утвердил то и другое, основываясь на древних образцах. К Благовещенской церкви в последствии, с южной стороны пристроена была с крыльцом паперть, где, по преданию, слушал божественную литургию Иоанн IV, как оглашенный, со времени вступление своего в четвертый брак; на лестнице с этой паперти, в 1584 году, Царь увидев комету с крестообразным знамением между Благовещенским собором и церковью С. Иоанна Лествичника, предсказал: «вот знамение моей смерти!»493

По свидетельству летописи, 1564 года, Января 27, освящены были у Благовещения на Царевых сенях в папертях придельные храмы Собора Пречистыя и Собора Архангела Гавриила, тезоименитого Великому Князю Василию-Гавриилу, родившемуся в праздник Благовещения Богоматери; тогда же расписаны были и паперти, или преддверие, по примеру Иверского монастыря на Афонской горе494. Разграбленный и обезображенный в нашествие Литовско-Польское, сей молитвенный дворцовый храм Государей Российских возобновлен и украшен был Царем Михаилом Феодоровичем, обогащен вкладами его преемников. Стенное писание в нем поновлено с удержанием старого стиля, при Петре I, 1697 года. В Троицкий пожар, 1737 года, испепеливший Москву, обгорели кровли, три креста на Благовещенском соборе, деревянные его двери и оконницы495; но благочестивое усердие Императриц Анны Иоанновны и Елисаветы Петровны вскоре изгладило все следы повреждений и облекло его в новое благолепие. Между тем, когда от времени стенопись в нем потускнела и попортилась, Екатерина II, в 1770 году, поручила Архиепископу Московскому Амвросию возобновить ее с точным соблюдением древнего стиля; в три месяца окончено поновление стенописи сего собора, который и освящен был сим Архипастырем в присутствии Прусского Принца Генриха, не задолго пред мученическою смертию Амвросия. В 1799 и 1800 годах, повелением Императора Павла оный по внешности был возобновлен и, вместо старого деревянного, на паперти настлан каменный пол. В годину испытание Москвы он потерпел одинакую участь с прочими соборами и церквами в Кремле – был ограблен и поруган; но, вскоре после изгнания неприятелей, возобновлен благолепно и освящен Преосв. Августином 23 Марта, 1813 года. В царствование Николая I, внешность и внутренность собора украшены более в новом вкусе попечением церковных старост.

Сей узорочный храм, стоящий на южном хребте Кремлевской горы, носит на себе тип Афонских церквей и подобие Керченской церкви X века, первообраза Византийского стиля; он состоит из квадратного здания с тремя полукружиями на восток; с южной, западной и северной стороны объемлют его крытые паперти с двумя входами, или крыльцами; над папертями возвышаются примыкающие к четырем углам здания четыре придела, соединяемые от крытыми террасами на кровле, в восточном вкусе. Кровля на соборе из позолоченной меди, сведенная двойными теремками, одни над другими; девять его верхов, или глав служат знамением девяти Чинов ангельских; на средней главе, подобно другим, покрытой золоченою медью, четвероконечный крест с полумесяцем при подножии, по преданию, из Аравийского золота496. В белокаменных споях или подклетях под собором прежде помещался Разрядный Архив, как видно из дел о Троицком пожаре 1737 года, а до того хранилась Государева казна, которая, по обычаю древнего времени, вверялась сбережению церкви. Несмотря на многосложность и разнообразие частей, это массивное здание, запечатленное типом разных веков, представляет какое-то стройное и оригинальное единство, которое несколько нарушается только позднейшими пристройками и поновлениями. Длиною оно до иконостаса 11 саж. 2 арш., ½ вершка, шириною внутри стен 14 саж. 2 арш. и 1 вершк., вышиной внутри от пола до свода 5 сажень.

Самая же внутренность храма, проявляет много предметов, важных по своей древности и драгоценности, досточтимых по святыни и назидательных по знаменованию.

Начнем с притвора, или паперти, который в первенствующей Церкви назывался πϱόναοϛ и υάϱθηξ, и назначенный для кающихся и оглашенных497.

На сводах, стенах и простенках паперти написаны масляными красками лица из Священной истории и из области Эллинского любомудрия. Над входом изображен лик Спаса Нерукотворенного; вокруг его Ангелы и Московские четыре Святителя; на западной стене чудотворный лик Всемилостивого Спаса, к которому прибегавшие во время Московской чумы 1771 г. оставались невредимыми. На сводах родословие И. Христа, изображение семидесяти Апостолов. На стенах и простенках храма и паперти написаны лики во весь рост Великих Князей Российских, с венцами вокруг голов: Даниила Александровича, Димитрия Иоанновича и Василия Иоанновича; Эллинских мудрецов, какие находятся на паперти Афонского Иверского монастыря498: Трисмегиста, стоика Зенона, Анахарсиса, Менандра, Сократа, Платона, Аристотеля, Фукидида, Плутарха с хартиями в руках, содержащими в себе их апофегмы, согласные с Христианским учением. Трисмегиста начертано: «Не создание естества божественна рождения, не имеет ни начала, ни конца;» у Сократа: «Добраго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти, будет добрым награда, а злым наказание». На свитке у Платона начертано: «Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного учителя и наставника людям». У Аристотеля: «Прежде Бог, потом слово и дух с ним едино»499.

Извне над западными и северными входами в соборе каменные сени, с узорочною резьбой, на столпах, расписанные разными красками с позолотою по местам. Самыя двери, похожие на южные Успенского собора, из медных листов, покрывающих железные полотна; на них изображены растворенным золотом, в пяти рамах на каждой половине: Благовещение Богоматери, таинственные и преобразовательная видения ветхозаветных Пророков о воплощении Сына Божия от Девы Марии, Сивиллы с их изречениями, наконец и некоторые мудрецы Эллинского мира, возвестившие в своих книгах истины, близкие к Евангельскому учению, и за то получившие себе доступ в притворах и входах храмов, как-то: Ермий, Омир, Менандр, Деугин (Диоген), Платон, Плутарх, Афродитиан500, Еугоп (Езоп ?). На медных плащах на створах изображены Ростовские Святители. По свидетельству предания, сии древние двери взяты из Ростовскаго собора, Патриархом Филаретом, который из Ростовских Митрополитов возведен был на Патриарший престол в Москве. Над сенью северных дверей написаны на стене подле Праотцев Иосифа и Вениамина Аристотель и Сивилла с хартиями.

Коробовые своды тесного храма опираются на два четырехгранные столпа, к коим примыкают скобою, или покоем хоры на арках с перемычками, обнесенные решеткою. Такими хорами древнее установление восточных церквей отделяло женский пол от мужеского. Подобные им находятся в древних церквах Переславля-Залеского, Владимира, Смоленска, Могилева, Киева и пр. Здесь обыкновенно слушали божественную службу Царицы с Царевнами и Царевичами501. Самый храм освещается из среднего трибуна и с трех сторон, в стенах, тремя широкими окнами, недавно разделанными из прежних узких, косящетых. На внутренних стенах, сводах, арках и столпах написаны масляными красками изображения, недавно подновленные в особенном стиле, лики Святых, таинственные видения из Апокалипсиса, мучения грешников в аду и блаженство праведных в раю. Как некогда Суздальская и Ростовская соборные церкви вымощены были разноцветным красным мрамором502: так и в Благовещенском соборе пол есть лифостротон состоящий из квадратных кусков агатовидных яшм, весьма разнообразных и красивых по своему цветорасписанию. В западной стене за правым столпом ниш, или углубление, где некогда сиживали Цари во время чтение часов и кафизм. Позади столпов стоят два налоя с 107 частицами разных св. мощей, по большей части, привезенных из Греции.

У правого столпа Царское место с шатром, деревянное с резьбою, на двух медных столпцах с такими же яблоками и орлами; на верху его двуглавый орел. В трех его теремках написаны: Св. Троица и Страстотерпцы Борис и Глеб. В описи Благовещенского собора 1680 г. оно названо «местом Царя Феодора Алексеевича». При Петре I, и у левого столпа стояло Царское место503, где теперь устроен киот (порфира), вмещающий в себе: крест из животворящаго древа, 61 литые и резные на цветных камнях, на дереве, кости и перламутре тельные кресты, складни и панагии, какие, большею частию, присылались от Восточных Патриархов и Императоров новорожденным Царевичам; из них некоторые достойны замечания по древности и по искусству работы Греческой и Русской. Над иконостасом обоих столпов в клеймах видны два креста с св. мощами один серебряный, другой медный, присваиваемые преданием В. К. Владимиру Мономаху.

I. Св. иконы

Иконостас, в пяти своих поясах олицетворяющий небесную Иерархию, недавно украшен бронзовыми карнизами, подзорами и колоннами с капителями и базами, они составляют некоторую противоположность с образами в Греческом стиле, искусной кисти Царских иконописцев, достойными художнической ресторировки. В 1680 году, все иконы в иконостасе над местными образами, названные Деисусом504, обложены были сканным серебром с позолотою и с финифтью; пред каждым тяблом были серебряные и медные подсвечники, а в Деисусе, на левой поклонной стороне, стояла чудная икона Спас в белой ризице, привезенная 1397 году из Царьграда от Византийского Императора и Патриарха чернецом Родионом Ослябятем Великому Князю Василию Дмитриевичу505. Во втором тябле или поясе иконостаса образ Спасителя, сидящего на престоле, с разогнутым Евангелием на словах: Δεύτε πρόϛ μεπάντεϛ οί ϰοιϖντεϛ και περορτσμένοι καγω αναπαύσω ύμαζ, т.е. «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии, и аз упокою вы». Матф.11:28. Царские двери, обложенные чеканным серебром, каким украшен и подзор над ними; на двух столпцах по сторонам изображены иконным письмом три Святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, Петр и Алексей, С. Николай Чудотворец и шесть Св. Архидиаконов и Диаконов.

На поклоне, из местных образов три особенно замечательны по своей древности и по чудесам, какими они ознаменованы:

1) По правую сторону от царских дверей: Всемилостивый Спасе, сидящий на престоле с разгнутым Евангелием в руке на следующих словах: «не судите, «да не судими будете» и пр. В сем памятнике иконописи XIV века строгость Византийского рисунка соединена с свойственною ему мрачностью колорита, состоящего преимущественно из темной вохры и черной краски. Об историческом значении сей иконы свидетельствует на ризе следующая черневая надпись и пр.506: «В лето миробытия 6845, от Рождества 1337 (?) сия чудотворная Спасителева икона написася при державе Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты, многогрешным Михаилом: поднесена бысть святому Владыце Моисею, в 1325 году, из Архимандритов Юриева монастыря, что во Архиепископа в великий Новгород рукоположенному от святаго Петра Митрополита Московского». Сей образ, современный началу Митрополии в Москве, прежде украшен был золотыми окладом, венцом и оплечками сканными с финифтью на подзорах; ныне его покрывает серебряная вызолоченная риза; от древних украшений на нем осталась одна гривна, с тремя драгоценными камнями, значительной цепы и величины. В 1680 году на этом месте был в золотом окладе с драгоценными камнями и жемчугом образ Всемилостивого Спаса стоящего, или так называемого Смоленского, с Архангелами Михаилом и Гавриилом у возглавия, у подножия Преподобные Сергий и Варлаам; около образа дванадесять притчей Евангельских. Теперь он занимает место у южных дверей алтаря507. Подле него на правой стране стояла до 1456 году в прежней Благовещенской церкви чудотворная икона Смоленские Богоматери, взятая в плен Юргою; но, по просьбе Смоленского Владыки Мисаила с гражданами, была им возвращена. Поставив на место ее точный список, Великий Князь Василий Темный с чадами своими проводил ее до Дорогомилова и повелел петь ей на каждый день молебен508.

2) Храмовой образ Благовещения Богоматери с предвечным младенцем в персях, памятник XVI века509, в Греческом стиле; на задней стороне деки видны следы пожара, среди коего он уцелел. До 1812 года сия икона была в золотом, а ныне в серебряном позолоченном окладе с драгоценными камнями и крупным жемчугом в венцах и гривнах.

3) На левой стороне от царских врат чудотворный образ Донския Богоматери, в честь коего основан Донский монастырь; на задней стороне сей древней иконы Греческого стиля изображено Успение Божия Матери. Утвержденный на древке, как хоругвь, он сопутствовал Димитрию Донскому на Куликовское поле, а Борису Годунову в битве с Казы-Гиреем, приступившим к Москве. До 1812 года золотой оклад сей достопамятной иконы был весом в 26 фунтов, украшенный изумрудами и 2 фунтами, 75 зол. жемчуга; от нее уцелела золотая рама в 12 фунтов, запечатленная знаками испытания Наполеоновых солдат, которые почли ее за медную. Из переписной книги 1680 и 81 годов видно510, что по золотому окладу, на золотых плащах наведены были чернью двенадцать Господских праздников и что сия икона, стоявшая в затворном киоте, украшена была жемчужным ожерельем, обвешена крестами, панагиями, серьгами и цатами. Теперь окружают ее 18 грудных изображений Праматерей, искусно писанных на дске в Фламандском стиле, около начала ХVIII века, когда он стал вводиться в Россию: Св. Евы, Ревекки, Сарры, Рахили, Раавы, Иоили, Анны, Ависанны, Суматяныни, Есфири, Сусанны, Иудифы, Тарефтянины, Авигеи, Руфи, Деворры, Мариамы, Лии.

Близь северных дверей, вместо древней Новгородской иконы Св. Николая чудотворца, сгоревшей в Москве, поставлена другая, писанная 1509 года, по обещанию Благовещенского собора, что у Великого Князя на сенях, Протопресвитера, духовника Царя Василия Иоанновича Феофила Феофилактовича, сыном его, зоографом Феодотом Феофиловым Ухтомским511, вероятно, предком живописца Феодота Ухтомского, жившего в царствование Петра I.

Рядом с храмовым образом икона Государских Ангелов С. Иоанна Предтечи, С. Апостола Петра и Алексия Божия человека, поставленная в 1683 году, по смерти Царя Феодора Алексеевича, вместо образа Св. Феодора Тирона, который взят был в Архангельский собор к его гробу.

В описи 1680 г. значатся еще местные образа в киотах и в серебряных окладах: Живоначальные Троицы и Пресвят. Богородицы Одигитрии.

В Путеводителе к Московским древностям 1792 года упоминается еще в Благовещенском соборе об иконах Покрова Божия Матери на золотой доске, Боголюбския и Борловския Богоматери, или Блаженное чрево, в золотых окладах, украшенных жемчугом, яхонтами и другими драгоценными камнями. Опись сему собору при Царе Феодоре Алексеевиче показывает нам, какими он блистал сокровищами; сколько было драгоценных камней и разных жемчугов на золотых и серебряных окладах образов; какие бархатные и аксамитные пелены привешены были к местным иконам. Все это были жертвы усердия и обетные дары Государей Российских.

Внутренний алтарь собора состоит из трех отделений; среднее освещается на восток широко разделанным окном; в южном предалтарии, или ризнице был прежде с 1489 г. придел во имя Св. Василия Великого, Ангела В. К. Василия III. Горнее место нишей, или впадиной в стене; половина алтаря устлана также агатовидными яшмами, как и самая церковь; стены и своды его расписаны ликами Святых. Престол и жертвенник каменные; за первым стоят два Корсунские креста, вышиною 1 аршин и 7 верш.; они обложены басменным серебром и дробницами, с ликами разных Святых и по местам с цветными каменьями.

В северной стене лестница ведет на хоры и к верхним четырем придельным храмам: 1) Входа Христова во Иерусалим, сооружен. 1566 г. 2) Собора Архангела Гавриила. 3) Собора Пресвятой Богородицы, обе освященная 1564 г., и 4) придел Св. Великомученика Георгия, основанный в XVI веке, а в царствование Императора Александра I, посвященный Св. Александру Невскому; в иконостасе его помещены образа Ангелов царствующего Дома. Первые три, пощаженные неприятелями в 1812 году, сохранили тип древности своей; полы в них устланы расписною лещадью, иконостасы древнего писания покрыты басменным и сканным серебром. Из дел Придворного Архива 1636 года видно, что у Благовещения на сенях была церковь Государева Ангела Св. Михаила Малеина.

II. Ризница Благовещенского собора

По драгоценности и древности утварей и других священных памятников, достойна внимания археолога и благоговейного чтителя святыни. В 1812 году она вместе с другими сокровищами соборов и церквей увозима была из Москвы в Вологду; ныне помещается в шкафах, сделанных в 1818 году; на них виден вензель Александра с надписью:

Увенчан лаврами, столицу посещает,

Все зиждет, все живит и храмы украшает..

Из памятников древней письменности и художества ризница украшается двумя драгоценными Евангелиями вкладу Царя Иоанна Васильевича.

1. Евангелие, писанное уставом на тряпичной бумаге, в десть, конца XV или XVI века, оболочено аксамитом; верхняя дска золотая, сканная, на коей насажены литые дробницы Спасителя, четырех Евангелистов и разных Святых. По краям его следующая надпись: «в лето. 7076 (1568), Февраля, повелением Благочестиваго Государя, Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии Самодержца сделано бысть се Евангелие.... м Пречистыя Богородицы честнаго ее Благовещения». На другой стороне наугольники и середник золотые, филогранные.

2. Евангелие на тряпичной бумаге, писанное уставом с юсами, в поллиста, с восьмью миниатюрами по золотому полю, кои писаны корпусными красками: четыре Евангелиста и четыре их символа, зачала Евангелий украшены цветными заставками. Верхняя дска накладная, золотая с финифтяными травами, с чеканными серединками и четырьмя Евангелистами, украшена алмазами, яхонтами, лаллами, изумрудами, топазами, винисами в гнездах, по большей части, негранеными, и с черневою надписью на полосках: «лета 7079 (1571) сделано бысь сия Евангелие в храм Пречистыя Богородицы честнаго ее Благовещения на царской двор, на сенех, повелением Благочестиваго Царя, Государя, Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии Самодержца и при его благородных чадех Царевиче, Князе Иване Ивановиче, Царевиче, Князе Федоре Ивановиче; при освященном...». На нижней дске нет плащей золотых с финифтью, и две финифтяные золотые застежки с яхонтами.

Два Евангелия в серебряном позолоченом окладе.

Из потиров особенно замечательны:

1. Сосуд агатовый, названный в описи 1680 г. аспидным красным, оправлен в золоченное серебро, поддон серебряный золоченый украшен по местам сканными каймами, цветными камнями, винисами, бечетами, аметистами, баусом в гнездах. По краям чаши надпись вырезана: в лето зѿлз 6837 (1328) месяца Марта созданы быша суды си Христолюбивым Архиепископом Новгородским Моисеем». Над нею вырезаны изображение Деисуса, Архангелов Михаила и Гавриила и С. Пророка Моисея.

2. Сосуд золотой, гладкий, простой древней работы, с черневою надписью по краям чаши, по-видимому, XV века: «пите от нея и вси се е кровь моя,» и проч. Вырезанный на ней Деисус окружен двумя Ангелами и Херувимом.

Особенную важность составляют здесь для Христианского мира кресты, содержащие в себе части животворящего крестного древа и гроба Господня; таковы:

1. Киот с крестом восьмиконечным из животворящего древа, в два вершка длиною, в золотом сканном окладе с финифтью и с жемчугом и драгоценными каменьями. На задней стороне креста след. надпись:

Ξυον τοῠ τημίου ϰαί ϛοωποιοῠ ϛαυϱοί ϵἰϛ αυτον δε ϊμονγευηζ ὁ ύιόζ ὁ λόγοϛ τοῠ θεού δια τ ημετο (ν) ϛιαν εϛυϱὁ (ω) θη σαϱϰί

Древо честнаго и животворящаго креста, на нем же единородный сын слово Божие ради нашего спасение распяся плотию.

Поля около креста обложены чеканным серебром с изображениями двух Ангелов и Равноапостольных Царей Константина и матери его Елены; при подножии креста золотая панагия Иерусалимского Патриарха Феофила с камнем от гроба Господня; сверх того, на семи серебряных плащах изображены черные праздники Господские.

На верхней серебряной дске киота сего креста следующая надпись. «В сем киоте крест святый и животворящаго древа, на нем же распяся Христос Бог, а сей святый крест сотворен животворящим самосущным древесем, и в нем святое древо от того креста, иже бе прислав от Константинополя в Киев, Великому Князю Владимиру Манамаху, Константина Манамаха единогласно нареченнаго, шапку, и диодиму, и сердоличную чарку, из нея же иногда веселяся Август Кесарь Римский. Еще же и той святый крест тогда прия от Митрополита Неофита Ефескаго, и Митулинскаго, и Милитенскаго и прочих. О сем убо свидетельствует в восьмой глав Степенной книге. В том же киоте скрыжалца имуще камень живописнаго гроба Господня, и отваленный от гроба, их же Феофан Патреарх Иерусолимский на своих персех носив. Да в том же киоте мощи мученицы Гликерии, мощи Прсподобныя Пароскеви во плоти, мощи Матфея новомученнаго во плоти. Украшение его и скание (?) Князя Иоанна Андреевича Хворостинина. Зачато же бысть украшати дело сие, в честь Христа Бога нашего, в лето 7113 (1605), а совершено бысть в лето 7129 (1621) году».

2. Крест золотой, коего верхняя доска с финифтяными прорезными травами, длиною 1 четв. 1/2 дюйма, шириною 3 вершка без дюйма, заключает в себе крестик из животворящаго древа. Он принадлежал Царевичу Алексию Петровичу.

3. Крестообразный кивот, вмещающий в себя Страсти Господни, серебряный, с черневыми изображениями. В четырех плащах его под стеклом содержатся: 1. «ароматы, коими помазано было тело И. Христово, 2. часть нешвенной ризы Господней, 3. губа, которою напояли уста И. Христу, 4. его кровь, 5. часть камени гробного, 6. часть ризы Богородицыной, 7. власы из брады Христовой, 8. камень от столба, к коему привязан был Спаситель, 9. венец терновый, 10. часть ложной багряницы, 11. кровь из ребра Христова, 12. камень от доски, на которую положено было тело Иисусово, снятое со креста, 13. часть от трости, коею били Иисуса, 14. хитон его, 15. камень от яслей, 16. ароматы, принесенные Марфою и Мариею.» По краям кивота надпись: «Бжтвныя страсти Великого Бога Спаса нашего Христа пренесены изо Царяграда смеренымо Архиепископом Дионисъем в святую Архиепископью в Суздаль, в Новъгородо, в Городец, подшаньием, многими подвигоми споспещники святыя богоносныя отца во Цариграде равноангелом житьем суща, при всесвятем Патриарсе Ииле, при Великом Князи Дм…Константиновиче, иже созда раку сию в честь и славу стым отрастем Христовом в лет ѕ нoe ѡчл (891) е нидикта въ ѕ ты.

На четырех полукружиях черневою работою искусно изображены: «Вознесенье Христов, вход в Иеросалим; се место иже б полежено; вскресенье Хрев». По сторонам животворящего древа в четырех местах следующие буквы:

Ф с ф м п п ѕ г

а н – –

Т М п м р В К Б

Х

1 л

Крест Царя Ионна Васильевича Грозного

Святыня сия, приобретенная за большую цену в Царьграде Суздальским Епископом Дионисием, несколько времени скрыта была им в казенной стене Суздальского собора и открыта там в 1401 году; в последствии принесена в Москву512.

4. Крест Корсунский Царя Константина, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, с надписью на рукоятии: «Си крест украси Савва Владыка Арделеский, от Рождества Христова 1639, месяца Мая 29».

5. Крест золотой с финифтью и алмазами, и с надписью:

«Крест Господень со святыми мощами и алмазами, состроися по мощию Божиею, в соборную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы, что у Великого Государя на сенях, тщанием того собора грешнаго ключаря Иоанна, лета 7207 (1699)».

6. Крест серебряный, сканный, с св. мощами, обнизанный жемчугом и по местам украшенный драгоценными негранеными каменьями, на рукоятии черневая надпись: «лета 7061 зделан бысть крест в дом святаго Николы на Вежича при благочестивом Царе, Великом Князе Иване Васильевиче всея Руси и при Архиепископе Пимине Великого Новагорода и Пскова, повелением игумена Никифора яже Хе (?) з братьею».

Замечателен в сей сокровищехранительнице золотой дарохранительный ковчег, богато и со вкусом украшенный; над ним большой лалл, который был в короне Императора Павла I.

Ни в какой ризнице нет столько св. мощей, как в Благовещенской, где 32 серебряных вызолоченных ковчега, на верхней крыше коих вычеканены рельефом лики Святых; они прежде стояли в алтаре у горнего места, и описаны в Путеводителе к Древностям Московским, ч. I, М. 1792 г. Сии ковчеги, как значится из надписей на них, по большей части, устроены Царями Борисом Годуновым и Михаилом Феодоровичем.

Кроме сих сокровищ, здесь находятся вклады Царя Михаила Феодоровича серебряная чаша водосвятная, три ковша его и кадило, с надписями. Из священнических риз богатейшие; аксамитная с оплечьем, низанным жемчугами, и с разрезною епитрахилью, украшенная жемчугом и вышитыми ликами Святых. Здесь хранятся пожалованные Императрицею Екатериной II пять бархатных риз с тремя стихарями; оплечья их низаны жемчугом. Александр принес в дар сему храму парчовые ризы.

В 1787 г. считалось жемчугу на ризах и стихарях 8 фунт. 40 золоти.; на покровах и пеленах 12 фунтов, снятого с обветшалых облачений и утварей 9 фунтов, 21 зол., а серебра в церковной утвари 64 пуда, 33 фун. и 4 зол.513.

III. Достопамятные события и преимущества сего собора

В сем дворцовом соборе Государи Российские крещаемы бывали, говели и, как выше замечено, не редко принимали брачный венец, и пред дверьми его, иногда в самом храме, после коронования своего, осыпаемы были золотыми и серебряными деньгами: этот обряд совершался, начиная от внука Великому Князю Иоанну III Димитрия до Петра I. Здесь сочетался браком и последний Царь Казанский Симеон (Едигер) с дочерью Кутузова-Касонина514. Благовещенский Протопоп Максим с крестом сопутствовал Царю Михаилу Феодоровичу, когда он шел на бракосочетание с Евдокиею Лукьяновной в 1626 году, говорил молитву покровению ее главы, обручал и венчал их по священному преданию, делал им поучение, благословлял их брачную трапезу. Такой же почти обряд, совершал того же собора Протопоп при первом бракосочетании Царя Алексия Михайловича с Марьею Ильиничной515.

С XV века до наших времен Протоиереи сего собора бывали духовниками Государей Российских. Прежде они, для безотлучного пребывание при Дворе, живали при соборе, вверху в покоях с южной стороны; потому что Цари, по принятому обычаю, начинали и оканчивали день с благословение духовника своего. Канцлер Флетчер, описывая образ жизни Царя Феодора Иоанновича, говорит, что «как скоро Государь встанет, умоется и оденется, то является к нему духовник с крестом в руках, коим благословляет его и дает ему приложиться; после сего приносит образ Святого, празднуемого в тот день, и ставит его вместе с прочими иконами в царском покое. Как скоро сия сделает, Царь начинает молиться, и как пред сею, так и пред другими иконами творить земные поклоны; по окончании сего, священник кропит св. водою сперва образа, потом самаго Государя. Отходя ко сну, Царь молится с своим духовником516».

Из Благовещенских Протоиереев, Царских духовников Андрей был Митрополитом Всероссийским с именем Афанасия. Отечественная история нам свидетельствует, сколь великое и благотворное влияние имел на Государство и Государя Благовещенский поп Сильвестр в половине XVI века. Царственная книга так описывает нам сего необыкновенного мужа: «Бысть у Благовещения, иже на сенех, некий священник Сильвестр, родом Новгородец: бысть же у Государя в великом жаловании и совете в духовном и в думном, и бысть яко все моги, и вся его послушаху.... указываше бо и Митрополиту и приказным людем и, воеводам.... и спроста рещи, всякие дела Святительские и Царские правяше, и никто же не смеяше рещи, ни сотворити не по его повелению.... точию имени и образа и седалища не имеяше Святительскаго и Царскаго.... и чтим добре всеми и владеяние всем с своими советники517».

Протопопы Благовещенские с братиею управляли вотчинами, принадлежавшими сему собору, пользуясь тарханными грамотами. В казне его хранились жалованные грамоты Великих Государей, Царей и Великих Князей на вотчинные земли и на рыбные ловли и другие крепости, «для всякаго береженья от пожара и от иных всяких причин крестьянских». Московские триумвиры 1611 года, уставною грамотой утвердив старые вотчины и села, данные в Благовещенский собор, возвратили ему те, которые были розданы. Из грамот 1) Царя Феодора Иоанновича 7094 года, на сельцо Сатино, деревни Шеловку, Климову и Ведерникову в Московском уезде, в Сосенском стану; 2) Царя Василия Иоанновича 7114 г. в Московском уезде на село Кувакино, на село Растопорово, на деревни, пустоши, луга и на все, что к тем селам и деревням изстари потягло, и на мельницу на реке Десне и на рыбные ловли, которыя между мельницею вверх и вниз по Десне и на все угодья. Сии грамоты подтверждены были Царем Михаилом Феодоровичем. Грамотою Царей Иоанна и Петра Алексеевичей 7191 года велено было: «Благовещенскому Протопопу владеть в Владимирском, Касимовском и Рязанском уездах рыбными ловлями, Рубетцкою ватагою, от Добрышина острова вниз Окою рекою до Краснаго острова по Ибердовскую ватагу, по обе стороны Оки реки и с озерами, истоками, заливами, переливами и с малыми глухими озерки, по прежнему, как владели518».

С Благовещенских вотчин, сел и деревень Царь Алексий Михайлович не велел брать ямских, стрелецких, подымных и поворотных денег и в городовое дело и в службу даточных и никаких податей и поборов.

С учреждением Штатов Благовещенский собор лишился своих вотчин, за то наравне с другими соборами получил преимущества: по Штату положено быть при нем Протопопу, который, как выше замечено, духовник Его Императорского Величества, Ключарю, двум священникам и двум диаконам. Подобно Успенскому собору, он подведом Св. Синоду. Император Павел указом своим, 1797 года Декабря 18, повелел учредить при этом соборе шесть священников, которые будут иметь преимущественное право к заступлению знатнейших Протоиерейских мест. Как свидетельство особенного внимание Екатерины II к сему храму, приводим здесь ее указ Св. Синоду519:

«При возобновлении нынешнем Московского Благовещенскаго собора до сведения нашего дошло, что в оном оказалося не только преждебывшее сокровищь церковных небрежение, но и некоторое расхищение; чего ради Синоду чрез сия повелеваем для всех Московских соборов сделать такой распорядок, чтоб церковныя в них сокровища были в книгах записных, для каждаго собора всегда известны на содержании тех людей из священства, которых звание и должность в том есть; и чтоб возобновленных сих храмов чистота и опрятность впредь сохраняемы были непременно с особливым рачением, что самое не токмо в приличныя времена чрез надежных людей осматривать должно, все ли так содержится и сохраняется, как предписано; но и повсягодно о целости онаго Синоду доносить».

Доныне, после своего коронования в Москве, Государи Российские шествуют на поклонение в дворцовый храм Благовещения, где некогда державные их предки принимали брачный венец, так как в Успенском Царский, а в Архангельском соборах смертный. В сих трех храмах, снимках с Византийских, нам представляются три священные символа их первообраза Софии: Вера, Надежда и Любовь. Как в Благовещенском, так и в других двух первенствующих соборах, все проявляет благочестие венценосцев России; здесь хранится столько священных залогов разных веков и стран, напоминающих обеты Царей, сношение Москвы с Грецией, постепенное присоединение к ней удельных Княжеств, судьбы России с XIV по XIX столетие вместе с тем открывается торжественное подтверждение, что Святыня Господня пребывает в долготу дней.

* * *

486

Карамз. И. Г. P. II, пр. 301.

487

Книга первой ревизии 1722 и 23 г. в Госуд. архиве старых дел.

488

Собрание Госуд грамот, т II.

489

Софийский временник, II.

490

Карамз. И. Г. Р. т. VIII.

491

Русский Вестник 1824 г. 24 Феофан Прокопович сказывал, что «Царь Иван Васильевич, добывши Великаго Новгорода, и вывезши оттуда премного злата и серебра, самым этим золотом позолотил собор Благовещенский».

492

Акты археограф. Экспедиции, т. I, 242.

493

Карамз, т. IX, пр. 751.

494

Пешеходца Василия Григорьевича Барского Плаки Албова путешествие к Святым местам. Спб. 1800, ч. 2, стр. 589.

495

Дела о Троицком пожаре, вязка 39, № 1357.

496

Annuntiationis Marix, novem babens turres, quarum lecta, uti et tolius templi ære deaurato cooperta et crux altissimæ turris ex auro purissimo facta est v, Archontologia cosmica J. L. Gotojredi Francf. 1649, t. ⅠⅠ, f.

497

Les Allatius de templis Græcorum. Culo niæ Agrip. CLCLCCXLX, in – 8.

498

Пешеходца Василия Григорьевича Барского Плаки Албова путешествие к Святым местам. Спб. 1800, 2, стр. 589.

499

Максим Грек в своем слове говорит, что «у многих Руских ходило по рукам сочинение Персидскаго Философа Афродитиана о вочеловечении И. Христа». Фабриций в Biblioth. Græca, t. х, р. 489, 1. ѵ, с. 45, между неизданными и по времени не точно известными Греческими писателями приводит и Афродитиана, который находится и на дверях южных Успенского собора.

500

Максим Грек в своем слове говорит, что «у многих Руских ходило по рукам сочинение Персидскаго Философа Афродитиана о вочеловечении И. Христа». Фабриций в Biblioth. Græca, t. х, р. 489, 1. ѵ, с. 45, между неизданными и по времени не точно известными Греческими писателями приводит и Афродитиана, который находится и на дверях южных Успенского собора.

501

Путешествие Платона, Митрополита Московского в Киев, 1804 г. Спб 1813, в 8.

502

Карамз. И. Г. Р. III, пр. 369. Должно полагать, что этот пол взят из Ростова или Суздаля, куда, по преданию, привезен был из Константинополя.

503

Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое привел его Петр 1, соч. И. Кирилова. М. 1831, в 4.

504

Деисусом обыкновенно называют три образа: в средине Спасителев, а по сторонам Богородичен и Предтечев. Название сие произошло от надписания под такими образами молитвы, δέηοιϛ, которое не знавшие Греческаго языка почли за собственное название икон. Но, как видно из описи Благов, собора 1680 г. и из других старинных описей, что Деисусом именовался и весь иконостас под местными образами, состоя иногда из нескольких тябл, так напр.: « а деисус три тябла, на первом 36 образов, в другом тябле 20 праздников, в третьем тябле восемь образов и Пророков».

505

Софийский временник, I, 418.

506

К сожалению, встретилось затруднение снять ризу и поверить надпись, ежели она есть на иконе. Как в Путеводителе к Моск. древностям, так и в Сокровище Росс. древностей она напечатана несогласно с изображенною ныне на ризе; ибо ими снята с прежнего оклада. В годах, очевидный анахронизм.

507

Опись Благовещенского собора 1680 и 81 годов в л. № 119, в Архиве Оруж. палаты.

508

Карамз. И. Г. Р. V, пр. 386.

509

Акты Археограф. Экспедиции, т. I.

510

№ 119, в Архиве Оружейной Палаты.

511

Сокровище Российских древностей. М. 1, 89 г. стр. 63.

512

Карамз, И Г Р V, пр 254.

513

Сокровище Российских древностей, М. 1789, стр. 61.

514

Древняя Росс. Вивлиофика, 2 изд. ч. XIII.

515

Сказание Русского народа о семейной жизни своих предков, собран. Н. Сахаровым, ч. III. Спб. 1837, в 8.

516

G. Fletcher of thè Russinn commun wealth. London, 1592, in 8.

517

Карамз. И. Г. Р. VIII.

518

Опись церкви соборной Благовещения, 7188 и 189 г. №119, в лист, в Архиве Оружейной Палаты.

519

Историческое описание первопрестольнаго в России храма, Москов. большаго Успенскаго собора и о возобновлении первых трех Моск, соборов, соч. А. Левшина. М. 1783 г. в 8.


Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы / Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с.

Комментарии для сайта Cackle