Село Измайлово, родовая вотчина Романовых

Этот редкий естамп, принадлежащий древлехранилищу Профессора Погодина, несмотря на недостатки в рисунке и перспективе, драгоценен потому, что представляет нам здания деревянные и каменные, теперь, большею частью, уже не существующие, как то: каменная ограда около собора и каменный мост на арках через речку Серебровку, деревянные хоромы на подклете с крутою четырехскатного кровлей и шатровым крыльцом, деревянный дворец, примыкающий к церкви Св. Иоасафа Царевича, пред ним сад; позади его на западной стороне старый зверинец.
Отданные в учение Петром I Пикару два брата граверы, Алексей и Иван Зубовы оставили нам довольно естампов, отдельных и приложенных к книгам. Влияние иностранное на Ивана Зубова заметно не только в манерах его резца, но даже в надписи латинскими буквами на естампе: Izmälowo.
Сохраняя этот памятник Русского гравирования, передадим и воспоминания о самом предмете его – Измайлове, тем более, что эта древняя родовая вотчина Романовых служила не только летним приютом для Царей и, если верить преданию, колыбелью Петра Великого, но и колыбелью Гвардии и Флота Российского, первым образцовым хутором.
Измайлово, изстари принадлежавшее к Васильцову стану, упоминается в писцовых приправочных книгах 1571 и 74 годов. В Патриарших приходных книгах 1640 г. и в Выходных 1644 г. оно уже называется вотчиною Боярина Ивана Никитича Романова. Сын его Никита Иванович Романов – Юрьев, дед Петра I, по свидетельству современного ему писателя, был «муж к честным искусствам доброохотный.» Потом Измайлово встречается в делах под именем дворцового Царского села, коего приселками были Черкизово, Ивановское и Никольское. Крестьяне Измайловские, по большей части, переселены из Царских вотчин в разных областях России, как показывает самое название слобод, из коих состоит село: Калгановская, Хохловка, Панская, Звериная, Колдомка и Аламовка. В Ландратских книгах 1717 г. значится в Измайлове церковных дворов 13, у стадных конюхов 11, матроских дворов 2, садовничьих 8, сторожевых 8, подьяческих 1, стеклянных заводов учеников 7. В 1782 году, «в этом селе с приселками считалось 842 души, а ныне, кроме двух суконных фабрик, в 146 дворах 720 человек мужеского пола. Это подгородное село, на дороге Остромынке, обильное лесами и водою, славилось в XVII веке своим хозяйством: в нем процветали тогда вместе с земледелием и скотоводством садоводство, хмелеводство, пчеловодство и даже мануфактурность.
Признавая земледелие коренным богатством России, Никита Иванович Романов и венценосные его потомки завели в Измайлове образцовый хутор, где сеялся разного рода хлеб русский и чужестранный. Поселив крестьян, тогда уже прикрепленных к земле, в слободах Измайлова, они отвели для себя собственно пахатной земли в четырех полях по 400 десятин, в пятом поле 293 десятины; сверх того, отведены были особо 34 десятины для посева гречи, 50 десятин для пастбища рогатому скоту, а на продовольствие лошадей поемные луга взяты были к селу Измайлову от пустоши чудотворцевой вотчины Черкизова и вместо их, справлены за Чудовом монастырем пустоши в Клинском уезде. (1) Петр I указом своим 1714 года, Мая 26, запретил «писать в крестьянство и крепость посадских людей, вышедших из слобод в села Покровское, Тонинское и Измайлово».
При Царе Алексие Михайловиче, в Измайлове построен обширный замок на острове, разведены плодовые сады и аптекарские огороды, насажена роща на 115 десятинах, выкопаны двадцать прудов на речках Измайловке и Пехорке, поставлены мельницы. В приходных книгах Измайлова описаны следующие строения, принадлежавшие к сельскому хозяйству: 1) Каменныя риги, за виноградным садом, с пятью садилами, длиною каждое в 5 сажен, шириною 3 сажени; в них 19 печей с каменными по сторонам токами, длиною 36, а шириною 30 сажен; 2) Житный двор, огороженный забором, занимал в длину 46, а поперек 36 сажен; в нем построено было 20 житниц; 3) Льняной двор с амбарами, устроен был для мятия и сбережения льну; 4) Скотный двор, рублен в замок, длиною 45 шириною 24 сажени: в нем 16 денников, 3 избы, 4 амбара и погреб с ледником. Там содержалось быков 903, дойных коров 128, телиц 190, телят 82, баранов 284, свиней и боровов 26; 5) Конюшенный двор в длину 73, в ширину 39 сажен, с семью денниками, где находилось иноходцев, коней, меренов, жеребчиков и кобыл 701; 6). Сенной двор в длину 69, в ширину 66 сажен; 7). Винной завод, пивоварня и медоварня, солодовня и маслобойня; 8) Стеклянный завод, коим управлял Италиянец Франц Карпов Насте; 9) Птичий двор, где находилось 484 лебедя, павлина, гуся, утки и разных охотничьих кур; 10) Запасный двор, занимавший в длину и ширину 56 сажень, с погребами для напитков и припасов, с амбарами для хранения в них разных хозяйственных потребностей; там между прочим на ходились разные земледельческие орудия, как то: 500 заступов, 852 косы, 153 резца для сечки соломы, 50 грабель с железными зубцами, 25 вил, 1130 отрезов, 400 сох, 48 сошников с полицами, 900 серпов и проч. Царскою грамотой на имя Оружейничаго Хитрово 1663 г. повелено было сделать на железных заводах для Измайлова 600 сошников, 100 плугов, 200 косулей, 1000 топоров и 1400 кос. (2) Мукомольных мельниц там было семь: 1) На речке Измайловке с дубовою плотиной, длиною 65, шириною 8, вышиною 2 сажени; 2) Виноградная мельница с каменною плотиной, длиною 87, шириною 12, а вышиною 3 сажени, с каменными перилами, слив на ней каменный же, мост отводной вымощен дубовыми брусьями; при ней два амбара каменных мельничных о пяти жильях; 3) Измайловская, с плотиной и перилами каменными, длиною 71, шириною 11 сажен, вышиною 7 аршин: у ней 6 спусков железных, слив каменный, отводный мост дубовый; над мельничным амбаром палата каменная, в длину и ширину 4 сажени, с каменным крыльцомъ; 4) Просяная с земляною плотиной в длину 290, ширину 11, в вышину 3 сажени; 5) Ивановская с земляною плотиной, длиною 170, шириною 11, вышиною 2 сажени. 6) Пехорская большая, на речке Пехорка, с земляною плотиной, в длину 60, поперек 13, вышиною 2 сажени; 7) Пехорская малая с мельничным двором. Все сии мельницы содержались на вере у целовальников; на Государя мололи хлеб безденежно, а с посторонних за помол брали по 9 копеек за четверть. Всем хозяйством в Измайлове заведывал путный клюшник Иван Протопопов, который отдавал подробный отчет самому Государю – помещику.
Это хозяйственное заведение Русских Царей так описывают в донесении своем послы от Польского Короля Михаила Вишневецкого, Января 27, 1672 года:
«Подъезжая к подмосковному селу Измайлову, мы увидели церковь с дворцовым строением о трех кровлях; против дворца каменное большое гумно царское, весьма хорошо устроенное, и разный хлеб в скирдах, тщательно уровненный. Нас встретил прикащик и зазвав к себе в дом, подчивал разными сластьми и водкой; потом повел нас через каменную плотину к каменной же о четырех поставах мельнице, у коей, вместо сеней, сделан навес, а вместо стен, створчатыя по обеим сторонам решетки, откуда сходят прямо в поле по скату, обведенному поручнями. Нам показали несколько десятков житниц, наполненных разным хлебом: они построены одна подле другой и окопаны канавами; возле тех житниц стояла еще каменная мельница, а несколько подальше, близь рощи виден особый двор для мятья льну; в стороне зверинец. После того заходили мы на стеклянный завод и осматривали делаемую там стеклянную посуду.» Таково было положение Измайлова, по описанию чужестранцев, в год рождения Петра I! На естампе, гравированном И. Зубовым в царствование Петра II, видны еще некоторые из зданий, упоминаемых Польскими послами.
В приходных книгах Измайлова значится, что там в царских житницах хранилось обмолоченного всякого хлеба до 27 тысяч четвертей; но из них невидно, какое было распоряжение с разделенными на пять частей полями и поскольку и в каком именно поле высевалось озимого и ярового хлеба. Годичный же урожай по замолоту состоял из 3628 четвертей ржи, из 180 четвертей гороху грецкого и полевого, из 830 четвертей ячменя, из 3903 четвертей овса. Сверх того, обмолочено пшеницы яровой 735 четвертей, озимой 35, ярицы 55, полбы 35, гречи 370, проса 73, семя конопляного 32, семя льняного Псковского 92, льняного плауну 16 четвертей; а всего в 1676 году уродилось там более 10 тысяч четвертей хлеба; намято 136 пуд пеньки и 41 пуд поскони, вытрепано льну чистого 964. тюка, весом 1224 пуда; льну полубрашного сырцу 11622 пуда, плауну 150 пуд.
Такой урожай доказывает плодоносие Измайловских полей и рачительное их удобрение. Но когда случился там неурожай, тогда Царь пожаловал крестьянам своим на семена ржи 828, овса 1598 четвертей и приказал, собирая с них это количество, ссыпать в построенные для того житницы, «чтобы у них тот семянной хлеб по вся годы был безпереводно.» Царь дозволял брать в заем из этих запасных магазинов зерновой хлеб и приближенным боярам для развода и обмена семян.
В сельское хозяйство Измайлова входило и хмелеводство, как подчиненная его отрасль, коей способствовала и самая почва, составляющая более смесь супеси с суглином. Там едва не прежде, чем в Гуслицах, разводился лучший хмель на косогорах и близь протоков. Хмельники доставляли ежегодно от 500 до 800 пудов хмелю не только для дворцовой пивоварни, но и на продажу.
Цветущие луга, сады и огороды в Измайлове способствовали к размножению пчеловодства. Там за пчельниками имел надзор Феодор Иванов. В 1677 году они доставили 179 пуд меду, почти столько же воску.
Вместе с разведением чужеземных растений там же в XVII веке производимы были опыты разведения тутовых дерев и шелковичных червей для добывания из них шелку. Об этом свидетельствуют бывший Тутов сад и Тутов двор у Лебедевского сада.
Как зверинцы в Измайлове славились многими, тогда еще весьма редкими и диковинными предметами из царства животных, равно и сады и огороды его – аптекарскими и хозяйственными растениями. Вдоль по берегу речки Серебровки, против деревянного дворца, простирался на 33 сажени регулярный сад, от коего и теперь остались еще следы – кустарники шиповника, барбариса, крыжовника и синели. Позади дворца, на северной стороне насажден был Царем Алексием Михайловичем виноградный сад, на пространстве версты, где разводились лозы виноградные, также росли разных сортов яблони, груши, дули, сливы, вишни и другие иностранные деревья. Еще и до сих пор здесь уцелели аллеи лип, саженных, по преданию, Царем Алексием Михайловичем, под тенью коих любил гулять в юности своей Петр I с своими наставниками. В последствии здесь был воксал, где давались блистательные собрания. Теперь этот сад Царя Алексия Михайловича принадлежит Мисс Баринг, которая, по словам статистика Арсеньева, устроила в нем образцовое хозяйство огородное и полевое. (3) В большом зверинце разведены были Колышкинский и Просянский сады с Просянским прудом, известным под именем Лебедевской плотины. Главный надзор за садами поручен был при Петре I Архиатеру Роберту Арескину. (4)
Измайловские сады служили рассадниками для других садов в России; из них плоды доставляемы были для Государева обихода; а врачебные травы и коренья посылались в Аптекарский приказ; остальное поступало в продажу. В 1703 году Петр I из Шлиссельбурга писал к Стрешневу: «Из села Измайлова послать осенью в Азов коренья всяких зелий, а особливо клубнишнаго и двух садовников, дабы там оныя размножить.» В 1704 году Царь повелел ему же: «прислать в С. Петербург, не пропустя времени, всяких цветов из Измайлова, а больше тех, кои пахнут.» Аптекарский сад близ Сухаревой башни, на Балкане, разведен, большею частию, из Измайловского.

Ворота в селе Измайлове
Хотя тогда еще не знали рационального лесоводства; однако умели сберегать леса. Окружающее Измайлово леса и рощи были заповедными; в них никто не смел рубить, без Царского указа, под страхом жестокого наказания. В этом дворцовом поместье сельское хозяйство соединено было и с мануфактурностию. Аптекарь Даниил Гурцын представил Царю проект устроить в Измайлове стеклянный завод и для сего посылал в Малороссию своего поверенного Михаила Евровского. Современный Царю Алексию Михайловичу писатель о России Кильбургер упоминает о стеклянном заводе в Измайлове на стеклянном пруде, при мельнице Стеклянке, где, по словам его, делалось довольно чистое стекло. Управителем завода был Италианец Миньиот, потом Насте. (5) В записной книге 1690 и 97 годов читаем, что Цари Иоанн и Петр, Царица Евдокия Феодоровна нередко осматривали стеклянный завод, брали себе оттуда посуду, которая хранилась в приказной и овощной палатах. Бокалы, кружки и стаканы с Измайловского завода еще уцелели в Оружейной палате и у любителей древности.
Все сии хозяйственные заведения своих предков не только поддержал, но и распространил Царь Феодор Алексевич, как любитель искусств и ремесл, украсив родовое поместье свое благолепными церквами. Вместо деревянной церкви в память Покрова Божией Матери, внесенной в книги Патриаршего приказа еще в 1640 г., он воздвиг

Церковь во имя Св. Николая Чудотворца в селе Измайлове
Дела Патриаршего приказа 1632 года упоминают о Церкви во имя Св. Николая Чудотворца в селе Измайлове; но в настоящей церкви в честь Рождества Христова с двумя приделами, во имя явления Казанской Богоматери и Святителя Николая, не нашлось памятников, свидетельствующих о времени сооружения сего храма о семи главах; но, судя по стилю его, он относится к половине XVII, а строение колокольни к половине XVIII века. Что ж касается до придворных церквей, то в делах Придворного Архива встречаем 1680 г. Января 1 память о сделании в Оружейной Палате гладких деревянных иконостасов в Измайловскую соборную церковь Покрова Богородицы и в дворцовые: Всех Святых и Св. Иоасафа Царевича, писали и золотили Лазарь Иванов сотоварищи; а 1679 г. Царские изографы Иван Мировский, Яков Иванов, Василий Познанский, Карп Золотарев и Автоном Иванов писали в новопостроенную церковь св. иконы с позолоченными венцами. В день храмового праздника Октября 1, 1679 г. собор этот освящен в присутствии Царя храмоздателя и всего Августейшего двора Патриархом Иоакимом.

Покровский собор в селе Измайлове
В плане и фасаде храм этот сходен с Московским Успенским собором, который послужил ему образцем. Толстые его стены (в 3½ аршина) со всех четырех сторон сведены тремя полукружиями, коих тимпаны, или кокошники испещрены разноцветными кахелями. Главы его прежде покрывал чешуйчатый гонт, а теперь железо. У трех главных входов пристроены были три каменные крыльца с теремчатыми верхами на кувшинообразных столпах, об одиннадцати ступенях. Для соединения собора с тремя четырехэтажными флигелями и для укрепления стен его, пожертвовано южным и северным крыльцами; ибо ето огромное здание другой уже век держится более крепостью раствора и железными связями, чем мелким фундаментом, не доходящим до материка. К восточной части собора, состоящей из трех полукружий, примыкает корпус с коридором, обнимающим алтарь. Сии три корпуса, соединенные с храмом, составляют военную богадельню, о коей скажем в последствии.
Внутренность храма отличается простотой и величием размеров, удобством и целесоответственностью в расположении, равно и достаточным освещением из трибуна и стенных окон. Стрельчатые его своды покоятся на четырех четырехгранных столпах, между коими прежде были деревянные хоры; у правого столпа против иконостаса стояло Царское место. Длинные окны собора в два света; прежде в них вставлены были слюдяные оконницы. Помост, или солея алтаря возвышен на три ступени. Пятипоясный иконостас, замечателен старинною простотой своего устройства; он не украшен ни резьбой, ни позолотой, но состоит из расписанных тябл, вместо полок; в верхних тяблах маленькие полуколонки, а в нижнем выносные колонки с капителями и базисами отделяют одну икону от другой. Все почти образа в алтарном иконостасе носят на себе тип одной школы и одного времени. Они писаны на лазури широкою и бойкою кистью в греческом стиле. На правой стороне от Царских врат изображен Спаситель, сидящий на престоле, с надписью: «Архиерей великий, прошедый небеса, Господь Вседержитель,» а на левой стороне Богоматерь, далее храмовый образ; Святитель Николай и преподобный Сергий; Св. Благоверные Князья Владимир, Борис, Глеб и Александр Невский; Святители Московские Петр, Иона и Алексий, Предтеча Иоанн; Св. Великомученики Георгий и Феодор Стратилат, тезоименитый венценосному храмоздателю, потом Собор Архангелов. На полях храмового образа читаем следующую надпись: «лета 7188 (1680) писал сии образ Феодор Eвтихиев с товарищи». Замечательно только, что в поясе Праздников между шестнадцатью иконами находятся четыре другого пошиба, изображающие Распятие и Страсти Иисуса Xpистa, Покров Пресвятыя Богородицы. У правого столпа стоит старинный список с чудотворной иконы Богоматери Иерусалимской, ознаменованный чудотворениями во время мора 1771 года. На этом списке, так как на древнейшей иконе в Пестской восточной церкви, нет ни греческой, ни криптографической надписи, какая находится на Гефсиманской иконе в Московском Успенском соборе. Недавно он украшен богатою серебреною ризою, чеканенною на фабрике Сазикова. Пред алтарным иконостасом висит старинное четырехъярусное медное паникадило о 32 подсвечниках.
Обширный алтарь под коробовыми сводами разделен двумя поперешными стенами с пролетами и арками на три главные его части; на горнем месте прежде стояло Патриаршее кресло. С востока он освещается тремя, а с боков двумя окнами. Из древних утварей от разграбления в 1812 году уцелели здесь в ризнице: 1) Старинная фелонь из палеваго штофа и снуры с кистями от пояса, к коему они привешивались; 2) оловянные сосуды с медною звездицей на оловянном же дискосе и серебряный потир с надписью на поддоне: «Построены сии сосуды в церковь Покрова Пресвятыя Богородицы, что в селе Измайлове, лета 7188 Сентября в 29 день, повелением Великаго Государя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца.»
Соборную колокольню заменяет квадратная башня с проезжими воротами, при подошве холма, на берегу Серебровки, или Серебрихи, на коей прежде была каменная мельница Серебриха о шести поставах. Над тремя воротами башни видны еще места для образов, коими они осенялись. Здание это составляет собственно три яруса, коих аттик опоясан разноцветными кахелями; над третьим по углам выступают четыре печные трубы. В нижнем жилье прежде помещались священно- и церковнослужители собора; в среднем находится под коробовыми сводами палата, где по три окна с провесами, на восточной и северной сторонах и по одному на южной и западной. Палата эта слывет в предании думною и сенатскою, поэтому что, во время пребывания здесь Царей, собиралась в ней боярская дума, а при Императорах Петре I и II, при Императрицах Анне и Елисаветы бывало присутствие Сената. Если верить местному преданию, то здесь будто Царь Алексий Михайлович писал Уложение. В верхнем этаже башни висят колокола, по большей части, времен Императрицы Елисаветы Петровны. Над ним шатер, увенчанный Российским гербом.
От этой башни к собору и дворцу прежде вел каменный мост с парапетами, украшенный узорочными кахелями и резными камнями. Другой башни давно уже не существует; из ее материалов сооружена церковь в соседнем селе Ивановском.
Остатки обширного Царского дворца на острову еще и доныне уцелели; он обнесен был каменной оградой, в коей устроены жилые покои под сводами для придворных служителей, поварни, приспешни, медоварни, пивоварни, винный завод и запасные погреба, где хранились Фряжские вина и разные напитки. На большой двор, длиною и шириною около ста сажен, ведут семь каменных ворот, из коих над восточными и западными, как главными, возвышаются палатки с каменными перилами и шатровыми верхами, где прежде были Голландские часы с курантами. Около ворот стояли каменные гауптвахты на столбах.

Башня в селе Измайлове
На южной стороне двора сооружена каменная двухъярусная церковь, о трех главах: верхняя во имя Св. Иоасафа Царевича, а исподняя в честь Всех Святых. О времени их сооружения свидетельствуют две медные доски, найденные под престолами, с следующими надписями:
1) «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа основася cия церковь в честь и память Преподобнаго Отца Царя Иоасафа Индийскаго, при державе Великаго Государя Царя и великаго Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца, и при Святейшем Иоакиме Патриархе Московском и всея Росии, и положены суть мощи Святых Мучеников: Священномученика Игнатия Богоносца, Святаго мученика Мины, Святаго Мученика Гавриила Египтянина. В лето 7186, месяца Иуния в день.»
2) «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа основася ею церковь в честь и память Всех Святых, при державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца, и при Святейшем Иоакиме Патриархе Московском и всея Росии. И положены суть мощи Св. Мученик в лето 7186, месяца Иуния в день.»
Шатровая колокольня, судя по ее стилю, кажется древнее самой церкви. В начале царствования Екатерины II гром повредил верхнюю церковь, и с тех пор она оставалась без службы.
К церкви Св. Иоасафа Царевича были из царских хором брусяные переходы, кои вели на хоры, доныне существующие у западной стены; здесь слушала божественную службу Царица с большими и меньшими Царевнами.

Церковь св. Иоасафа царевича в селе Измайлове
На южной стороне дворца стояли брусяные хоромы в три жилья; в них вела передняя лестница с верхним крыльцом, коего шатровый верх обит чешуей и украшен орлом из белого железа: крыльце примыкало к передним сеням с двумя двойными окнами. Осмотрим расположение трех житей или жильев дворца, по описанию его в 1680 году, которое дает нам понятие о домашнем обиходе Царей наших в XVII веке. (6)
В среднем житье была: столовая 6 сажен без ½ аршина и в ней восемь окошек двойных: передняя четырех сажен без трех четей аршина; в ней три окошка красных двойных; Крестовая четырех сажен без трех четей; в ней три окошка двойных красных. Четвертая полутретьи сажени; в ней два окна двойных красных. Перед четвертою (комнатою) сени трех сажен без чети; в сенях окно красное двойное. Во всех окнах окончины слюдяные; в хоромах окна красные и двери столярного дела; печи ценинные круглые; полы, мощеные кирпичем дубовым. Далее следуют хоромы Царицы Натальи Кириловны, Царевичей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, где главную принадлежность составляли сени, передняя и крестовая. Кругом всех хором были сени, длиною 34 ½, сажен с 37 красными окошками. Задние же сени Государевы, длиною на 15 сажен, разделялись перегородкою на двое; над Государевой столовою был подклет жилецкий с обширными сенями, под переднею мастерская Государева, под крестовою и другими комнатами были также подклеты с двойными окнами и ценинными печами, коих трубы шли вверх. Подклеты с сенями находились под комнатами Царицы, Царевичей, больших и меньших Царевен.
В верхнее житье вела всходная лестница, и там в передние хоромы сени длиною 6, шириною 4 сажени. Переднее житье простиралось на 6 сажен без чети; в нем было одиннадцать окон красных столярного дела, труба ценинная. Передние, крестовые, третьи и задние сени заключались в этом этаже, где были трубы ценинные проводные. Из середних сеней вели всходы в верхние покои Царицы и Царевичей. У всех верхних житей, вместо подволок, подбито было красным тесом, а двери обтянуты были красным сукном, с лужеными петлями. У хором шанцовые верхи крыты были тесом, в кровлях 39 окон красных, над коими кровля бочками, обитыми чешуей. Кругом хором на кровлях были перила.
Кругом всех нижних хором шли перила на взрубах с точеными балясками. Над нижними, середними и верхними крыльцами верхи были шатровые, «крытые тесом скалою по чешуйчатому обиванью»
В 1701 году этот дворец был перестроен. Корнелий Брёйн, присутствовавший, в 1702 году Января 19 на его новосельи, говорит, что там «первая комната услана была сеном, а на большом столе лежали хлебы разной величины с серебряными солоницами. Стены покоя над дверьми и окнами, по его сказанию, украшены были 17 образами в Греческом стиле». (7) Бергголц, при описании празднования нового 1723 года в Измайлове, (где тогда жили вдовствующая царица, Мекленбургская Герцогиня и Принцесса Параскевия,) упоминает, что во дворце играло с певчими множество литаврщиков, трубачей, гобоистов и барабанщиков. (8)
Весною и летом в Измайлове живали, а осенью и зимою наезжали туда на время Царицы Наталья Кириловна, Евдокия Феодоровна с Царевичем Алексием Петровичем, Марфа Матвеевна и Прасковья Феодоровна; Царевны, дочери Царя Алексия Михайловича: Евдокия, Марфа, Екатерина, Mapия, Феодосия и Наталия. В тамошние храмовые праздники Государь приезжал к обедне со всем домом; стол готовил им путный клюшник Устин Зеленой. (9) Царица Евдокия Феодоровна с Царевнами иногда праздновала в Измайлове дни рождения и тезоименитства своего супруга Петра I. В такие праздники по старинному обычаю, крестьянам выставлялось перед дворцом пиво и вино, а нищим раздавалась щедрая милостыня.
В Измайловских теремах Царевны занимались разными женскими рукодельями: сами пряли лен, ткали холсты, из коих шили своим родителям; рубашки, убрусы и ширинки шелками и золотом узорочили церковные облачения и пелены; по обещанию, списавали Псалтыри и Евангелия для церквей. Почти каждый день царевны хаживали к заутрени и обедни в дворцовую церковь. Обыкновенным местом их прогулок были виноградный, дворцовый и Просянский сады Царевны любили осматривать не только птичий и запасный дворы, но и погреба, как значится в запасной книге. По праздникам к Государевым хоромам сбирались хороводы красных сельских девушек с молодками и толпы ребятишек, которым Царевичи и Царевны раздавали пряники, куски маковой и ореховой избоины, также серебряные копеечки. Зимою там бывали на льду скатные горы для катанья; по преданию, на прудах каталась на коньках Императрица Елисавета Петровка с любимым стремянным Гаврилою Извольским. В Измайловские терема имело свободный доступ и драматическое искуство. Дочь Царя Иоанна Алексеевича сама распоряжала представлениями за кулисами. В антрактах выходили на сцену дураки и дуры, шуты с шутихами и забавляли зрителей пляскою под звуки рожка с припевами и фарсами. (10)
В детстве своем Петр I гащивал в Измайлове у брата своего Феодора Алексеевича. Известно, что основатель Русского Флота, с младенчества очень боялся воды; но попечительный брат старался истребить в нем эту случайную боязнь; заставлял при нем других купаться в Измайловских прудах, сам катался с ним в лодке и, спуская на воду потешные карбусы и шнаки, тем самым, казалось, приготовлял Петра к сооружению Русского Флота. В 4694 году Петр, ходил с учителем своим Тимерманом в Измайлове на льняном дворе; там, между разными вещами деда его, боярина Никиты Ивановича Романова, попался ему на глаза под навесом иностранный ботик, построенный корабельным мастером Брантом. Невиданное дотоле судно, которое было древнее Орла и других строенных вместе с ним судов, возбудило в юном Петре желание починить его и спустить на воду. К счастию, мастер был еще жив; его сыскали в Москве и поручили ему вытащить ботик из сарая, исправить и, оснастив, спустить на Измайловские пруды. Когда починенный ботик спущен был на воду, тогда Петр плавал в нем с Брантом и Тимерманом по ветру и против ветра, на всех всех парусах восхищаясь искусными поворотами судна. (11)
Кто бы мог тогда подумать, что Измайловский ботик, игрушка отрока Петра, сделается родоначальником Русского Флота, а Измайлово – его колыбелью! Потом он стоял в северо-западном углу квадрата Измайловского дворца; после побед своих над Персиянами в 1713 году, Петр I повелел перевезти Измайловский ботик, прозванный дедушкою Российского флота, в новую столицу свою, на берега Невы и встречал его на море уже с 23 кораблями и 200 галерами. Управляемый самим Царем-Адмиралом и Вице-Адмиралом Князем Менщиковым, Сиверсом и Гордоном, ботик с Императорским штандартом обходил весь флот, который приветствовал его выстрелами из пушек, преклонением флагов и торжественными восклицаниями. Указом своим Петр I в 1724. году, Августа 30, повелел: «для торжествования выводить повсягодно на воду этот ботик и иметь при Александроневском монастыре, в С. Петербурге». В 1836 году победоносный Николай I повторил cие торжество, установленное Петром I. Ботик, переживший второе столетие, принят был Адмиральтейств-советом от Комменданта крепости и спущенный на воду, передан на буксир парохода Геркулес; и там поставлен был на возвышенное место, обитое красным сукном. Он обошел всю корабельную линию, протянутую на 9 верст; тогда его приветствовали пушечные выстрелы, барабанный бой и торжественно гремевшее над водами ура. Ботик отвечал на тысячу выстрелов только семью. Сам Государь Император с особами Августейшей фамилии посетил Геркулеса и поклонился родоначальнику Русского Флота, восприявшему свое начало от Измайлова. (12)
По мнению Сенатора Малиновского, «Измайловский ботик, стоявший подле Сухаревой башни, сгорел в 1812 году, во время нашествия Французов»; (13) но он доселе хранится в С. Петербурге, близь Петропавловской крепости, в галлерее, окружающей деревянный домик Петра Великого. В Москве, 1812 года, сгорел маскарадный караблик, названный миротворцем, который, по случаю празднования Нейштадского мира, возили по улицам Московским на колесах в торжественной процессии. Прежде он хранился в Преображенском селе, при парусинной фабрике, потом оттуда перевезен, по принадлежности, к Сухаревой башне. В 1799 году Император Павел I возобновил Петров ботик. Из соседнего Преображенского села Петр I водил свою потешную роту в Измайлово и там на широком дворе дворца делал маневры и «ставил в шатрах под рощею»; после маневров, он угощал сотрудников своих на запасном дворе и на погребах царских. Кому неизвестно, что потешная рота, набранная в смежных с Измайловом селах Преображенском и Семеновском, сделалась родоначальницей Лейб-Гвардии Преображенского и Семеновского полков! Императрица Анна Ивановна, на другой год своей коронации, в Мае месяце, с великою церемонией шествовала в Измайлово, где провела все лето и там принимала Хивинских и Бухарских послов. Под этим селом расположен был Кавалергардский лагерь и убран по воинскому порядку. Гвардии полки Преображенский и Семеновский стояли в лагере по другую сторону дворца и занимались екзерцициями, на коих нередко присутствовала сама Императрица. В память любимого места она назвала вновь набранный ею гвардейский полк Измайловским и себя объявила Полковником оного, а брата Биронова Густава–Подполковником. (14.)
В Измайлове Цари любили охотиться за волками, медведями, оленями и зайцами. Псовая охота с особою командой там уничтожена незадолго пред 1842 годом. Юный Император Петр II, Императрицы Анна и Елисавета тешились ею в селе Измайлове, близь коего при Царе Алексие Михайловиче были бобровые гоны.
Изо всех Русских зверинцев, в XVII веке, самый обширный и славный был Измайловский. Он примыкал к западной стороне дворца: в нем держали лосей, кабанов, волков, медведей, лисиц, дикобразов, ослов, лошаков, сибирских и американских оленей и по свидетельству иностранных писателей, живых львов, тигров, барсов, рысей и соболей. (15) К нему принадлежал птичий двор, где водились Царские лебеди, китайские гуси, павлины, английкие куры, утки и другие редкие птицы. По указу Императрицы Анны Ивановны, в 1734 году заведен новый зверинец на южной стороне от дворца, к Владимирской дороге. Для умножения его, указами 1739 года, Декабря 29 и 31, велено было присылать лосей из Казанской губернии, а в Астраханской ловить разных живых зверей, оленей, штейнбоков, кои водятся в Кабарде, Персии, около Шемахи и Дербента, редких сайгаков, диких коз и кошек, кабанов и серых куропаток. Форшмейстером Царского зверинца назначен был Мильхерт. Но старый зверинец, наполненный оленями и кабанами, существовал еще в 1775 году. (16)
На скотном дворе содержался скот разных пород; там было 903 быка, дойных коров 428, телиц 190, телят 82, баранов 284, свиней и боровов 26. (17)
Рыбу доставляли Царскому двору пруды, коих при Царе Алексие Михайловиче выкопано уже до двадцати; в одном насажены были стерляди, в другом щуки и карши, в третьем караси, окуни и лини. Царевны сами пускали туда щук и стерлядей с золотыми сережками, забавлялись сзыванием рыбы по звону колокольчика к берегу на корм. Каждый из этих прудов имел особенное название, данное Государем: у Тутова сада Лебединский, в Просяном саду Просянский, у дворца Серебровский и Стеклянский, потом Пиявочный, Волчатник и т. д. Сверх того, два Лапетинских, четыре Соболевских, три Новослободских. В 1737 году у прудов сделаны были две каменные плотины. Теперь одни из этих прудов пересохли, другие спущены, или засыпаны, так что нельзя представить себе то изобилие вод, какое там прежде бывало.
В своем родовом поместье Цари являлись расчетливыми и рачительными помещиками и хозяевами, которые поддерживая старое, укоренившееся хозяйство, допускали и нововведения, коль скоро видели в них существенную пользу и удобство в применении. Все сии начатки и опыты предков Петр I с детских лет имел пред своими глазами. Без сомнения, в восприимчивой его душе они пробудили новые мысли, впоследствии им развитые и осуществленные для блага России.
Не повторяя здесь разных воспоминаний, относящихся к старинной вотчине Романовых, не можем пропустить одно любопытнейшее предание, подтверждаемое свидетельством тамошних старожилов и некоторых писателей, что Измайлово было родиной Петра Великого, между тем как Сумароков присвоивает эту честь селу Коломенскому, а Голиков, согласно с Русским историографом Миллером и Туманским, Московскому Кремлевскому Дворцу. Но достовернейшие памятники, кои должны бы уничтожить такое противоречие, молчат о предмете, столь важном и для них современном, именно: История Петра Великого, соч. Феофана Прокоповича и Разрядная записка, составленная в самый день рождения Царевича Петра Алексеевича. В ожидании окончательного и удовлетворительного решения сему спору, мы приведем только свидетельства и доказательства о рождении Петра I в Измайлове, которое оспоривает сию честь у села Коломенского и у Московского Кремля, как некогда оспоривали один у другаго место рождения Гомера семь Греческих городов.
Современный Петру I сочинитель рукописи, находящейся во многих списках (о зачатии и рождении Великого Государя Императора Петра I), прямо утверждает, что «сей Великий Император родился в царствующем граде Москве, в селе Измайлове.» В одном списке этого сочинения первой четверти XVIII века, старожил Измайловский, Коллежский Ассессор Иван Саввичь Брыкин, умерший 1821 году, 115 лет, (18) в полной памяти и рассудке, сделал следующую собственно ручную отметку на этой рукописи: «Сей летописец о рождении Императора Петра I в дворцовом селе Измайлове достался мне от родителя моего, бывшаго в оном селе Измайлове приказной избы подъячаго Саввы Григорьевича Брыкина, который в cиe звание вступил 1712 года, Енваря 28 числа, и продолжал службу до 1735 года; будучи 60 лет, Декабря 25 умре. Родительница же моя Елисавета Варфоломеевна, будучи без малаго 100 лет, в прошлом 1758 году, Сентября 6 дня умре, от которой я слыхал, что Государь Петр Великий родился в упомянутом селе Измайлове.» Таково свидетельство человека, которого предки и он сам служили при Измайловском дворце около двух веков, который в детстве своем застал еще современников рождении Петра I, и за спасение Измайлова и окрестных селений от моровой язвы, 1772 года, наименован в Высочайшем Указе Сената «попечительным и усердным Всемилостивейшей Государыне и прямым сыном Отечества»! Это свидетельство подтверждает во Всемирной истории Князь А. И. Голицын следующими словами: «Рождениe Царя и Самодержца, потом перваго всероссийскаго Императора Петра I Алексеевича, Великаго, близь Москвы, в загородном селе Измайлове; Мая 30, (в четверток пред утром, за два часа с половиною до света). Восприемниками от св. купели были: большой брат его Царь Феодор Алексеевич и тетка Царевна Ирина Михайловна. Крещен в Москве, в Чудове монастыре, Июня, 29, в день тезоименитства своего Всероссийским Патриархом Иоакимом.» (?) (19)
Местное предание еще присовокупляет к этому, что Царь Алексей Михайлович был тогда в селе Коломенском, когда Царица разрешилась от бремени в Измайлове. В другом виде оно повторяется так: Царица была в Коломенском, где услышав, что Царь занемог в Измайлове после охоты, приехала к нему и на другой же день там разрешилась от бремени. Первое обстоятельство, или вероятнее, рождение в Коломенском Императрицы Елисаветы Петровны дало повод Сумарокову приписать этому селу славу рождения в нем Петра Великаго следующими стихами, сочиненными в царствование дщери Петровой, 1759 года:
Российский Вифлееем, Коломенско ceлo,
Которое на свет Петра произвело. (20)
Столько воспоминаний и преданий дает этой родовой вотчине Романовых право гражданства не только в отечественной истории, но и в летописях Русской цивилизации.
На Измайлово, долго остававшееся в забвении, обратил благотворное внимание ныне славно Царствующий Император Николай I. К историческим достопамятностям сего царственного места Он присоединил памятник христианского милосердия основанием Военной Богадельни, назначенной преимущественно для ветеранов Лейб-гвардии Измайловского полка. Мысль Государя, выраженная в рескрипте Его к князю Д. В. Голицыну (21) 1837 г. Ноября 19, наконец приведена в исполнение устроением трех четырехъэтажных корпусов богадельни, примыкающей с трех сторон к храму Покрова Божией Матери. Здание это, воздвигнутое по плану Профессора Тона, 184–9 г Апреля 12 открыто и освящено в присутствии самого Государя Императора, Наследника Престола, Великого Князя Александра Николаевича и Великого Князя Михаила Павловича. В 1850 г. Апреля 8 освящен и возобновленный в древнем вкусе этот Собор.
В Измайловской богадельне, имеющей свой капитал, получают удобнейшее помещение, приличное содержание, сытную и здоровую пищу 150 человек отставных военных, свыше 50 лет, в числе их 10 Штаб и Обер Офицеров. Умножением и улучшением своих средств Измайловское, так равно и другие человеколюбивые заведения в Москве, обязаны ревностному и благотворному попечению Московского Военного Генерал-Губернатора, Графа Арсения Андреевича Закревского.
При заботах о телесном и вещественном, не выпущена из виду и духовная пища. Достойный Протоиерей при этой богадельне, знаменитый подвигами самоотвержения и мужества в Польскую и Венгерскую кампании, Платон Менчиц для богадельников завел небольшую библиотеку из назидательных книг: грамотные там читают, а неграматные слушают. И сам достопочтенный О. Платон, украшенный знаками военных отличий Русского, Австрийского и Прусского Государей, беседует с старцами об истинах веры и благочестия, по воскресным дням объясняя Катихизис или Евангелие к отрадному назиданию заслуженных воинов, между которыми есть и Суворовские.