Красные ворота в Москве

Занимая место на красивой возвышенности, по пути к Краснопрудскому дворцу и Красному селу, ворота сии и при Петре I известны были также под именем Красных и потому, что покрыты были красною краскою.
В подражание римским триумфам – высочайшей почести победоносных военачальников – сей Государь первый начал сооружать в честь своих побед триумфальные ворота на главных улицах столицы, на мостах и при въезде в город: он сам придумывал для них планы и эмблематические украшения, сочинял надписи. Первое взятие Азова ознаменовано им первыми триумфальными в Москве вратами, о коих сказано нами при описании Каменного моста. Примеру его следовала и дочь его Императрица Елисавета. К ее коронации, 1742 года, в Москве устроено четверо триумфальных ворот: 1) на Тверской, 2) на Мясницкой, 3) близ Аннингофского зимнего дворца у Яузы и 4) Синодальные в Китае у Казанского собора. В сооружении их участвовали все сословия народа: духовенство, дворянство и купечество. (3) Красные ворота устроены каменные на иждивение Московского купечества архитектором Князем Ухтомским; прочие были деревянные.
После коронации своей, Императрица имела торжественное и великолепное шествие из Кремля в Аннингофский дворец через Мясницкие триумфальные ворота, где Московский Магистрат и знатное Московское купечество приносили всеподданнейшее поздравление и дары (презенты) Ее Величеству и владетельному Герцогу Голштинскому, Петру Феодоровичу. Во время шествия Императрицы музыканты в нишах проезда играми на трубах и литаврах. По всему пути стояли в параде Гвардия и напольные полки; по приближении Императрицы, выходили из домов хозяева с семействами в праздничном платье и приносили Ей всеподданнейшее поздравление.
Тогда ворота сии представляли совсем другой вид, нежели ныне. Живопись, ваяние, лепная работа и витийство, украсив их картинами, статуями, эмблемами и аллегорическими надписями, кои теперь уже не существуют, придали им монументальный характер. По обеим сторонам их стояли по три пирамиды с обрезными арматурами.
Хотя приложенный здесь рисунок сего памятника и представляет нам первобытный его вид; но не дает еще полного понятия о подробностях, кои сообщит нам «обстоятельное описание св. коронования Императрицы Елисаветы Петровны, еже бысть вшествие 28 Февраля, коронование 25 Апреля, 1742 года. Спб. 1744 г. в лист.»
Как теперь, так и в то время, ворота сии имели один главный проезд и два боковые портала с галлереями или парапетом для пешеходцев.
Со входу переднего фасада изображены лепною работой: 1) Императрица Елисавета Петровна, стоящая на троне, 2) четыре государства: Московское, Казанское, Астраханское

Сверх того, менышие картины в пьедесталах, писанные по золоту, изображали:
1) Лавр, к солнцу преклоненный, с надписью; от небеснаго света осияваетея; 2) котву, (якорь) снизпущаемую с небес к обуреваемому кораблю, с словами: от Господа помощь 3) Корону в облаках, до которой летит орел, с надписанием: прожену. 4) Дуб зеленой, на ветвях его птицы и надпись: веселимся. 5) Змия, зияющего огнем на лилию, под охраною щита с неба; надпись: всуе. 6) Камень, источающий источник: всем довольно. 7) Алмаз, светлейший между бисерами и жемчугами, с надписью: яко солнце между прочими светилами. 8) Весы в зодиаке: в пременах непременны. 9) Голубицу, приносящую в устах масличную ветвь, радости провозвестница. 10) Орла, прогоняющего сов и нетопырей от прекрасного сада, с надписью: Не ваше cиe место. 11) Цветы с восхождением солнца распускающиеся: приветствуют восходяща. 12) Пук стрел, связанный лентою: вся содержит едина. 13) Сноп пшеницы связанный: не жнущаго, но сеющаго. 14) Цитронное дерево, обильное плодами: токмо от солнца. 15) Корону на столе, с надписанием: честь и благолепие. 16) Зерцало с словами: всем равно. 17) Рой пчел с маткою: вси следуют. 18) Орла, держащего стрелы с надписью: страх врагам. 19) Жертвенник, устроенный на подобие сердца: – сердца смиренна Бог не уничижит. 20) Корону, а над нею крест с надписью: под сим безопасна. 21) Меч, наверху коего око, с надписью: сила и провидение. 22) Глобус с короною, от коей изливаются лучи с надписью: Царем прилично. 23) Руно золотое – достойны обретает. 24) Лампаду, горящую с надписью: всем светит. 25) Солнце, на колеснице везомое по небу – вся просветит. 26) Столп огненный – предводит люди. 27) Щит – сохраняет и защищает. 28) Камень иакинф, имеющий силу прогонять скорби, с надписью: печали от сердец прогонит. 29) Корону царскую посреди щитов и прочей арматуры–соблюдайте. 30) Руку, держащую крест из облаков – крепость моя. 31) Ключи, крестообразно сложенные, с надписью: удобные отверсти. 32) Часы столовые – Едино зде начало. 33) Глобус земной, поддерживаемый книгою и мечем, с надписью: сими мир стоит. 34) Имя Еммануила, начертанное во свете, с словами: кто на ны? 35) Сноп золотой, связанный порфировидною повязкой, с надписью: драгое украшается благолепием. 37) Сердце, из которого прозябает роза и лилия, с надписью: сердце мое процвете. 38) Царскую порфиру, украшенную драгоценными каменьями, с надписью: порфирородна облечется. 39) Радугу на небе – провещает ведро. 40) Трубу зрительную с надписью: далече видит.
Знаменательные сии картины и надписи сочинены, как полагают, Профессором Штелином при содействии Архиепископа Новгородского Амвросия Юшкевича. Они намекают нам на обстоятельства предшествовавшие и последовавшие вступлению дщери Петровой на родительский престол, на ее права и обеты, на отрадные надежды отечества, на торжество ее над врагами православия, коих надпись и приветственное слово Архиепископа Новгородского называет «тернием, совами и нетопырями;» обращаясь к предшествовавшему Елисавете времени, духовный вития говорит: «у нас не токмо учителей, но и учения и книги их вязали, ковали и в темницы затворяли, и уже к тому приходило, что в своем православном Государстве о вере своей и уст отворить опасно было».
Такими чертами в надписях изображен дух того времени в России! Но обратимся к описанию самого памятника.
Кроме картин, триумфальные ворота украшались аллегорическими резными статуями с позолотою; таковы были: Мужество, Верность, Изобилие, Бодрcтвие, Економия, Постоянство, Mepкурий и Милость.
Верх ворот увенчан стоящею и доныне на своем пьедестале медною вызолоченною статуей Славы, которая в одной руке держит трубу с прапором, а в другой с венком пальмовую ветвь. Притом два Ангела и шесть точеных ваз, над круглыми столпами шестнадцать капителей, восемь кракштейнов, десять раковин с фестонами. Все картины окаймлены были золочеными столярными наличниками, четыре обрезные живописные Ангела поддерживали золоченый балдахин, а четыре предстояли Промыслу Божию и изображению Императрицы; с обеих сторон из балдахинов выходило золотое сияние.
Как на переднем, так и на заднем фасаде ворот изображены два орла с арматурами и четыре щита, или картелли между статуями.
Столь разнообразно и великолепно украшены были сии триумфальные арки, сооруженные, как сказано в описании коронации Императрицы Елисаветы Петровны, «в стиле ордена Композиты.» Так называли архитекторы, изучавшие в XV веке памятники древности, виды ордена Коринфского, в коих капители украшены были завитками ионическими. Такой орден, впрочем отвергаемый художниками, служил более двух веков типом для новейших зодчих, которые приспособляли его к разным родам зданий. (4) Ему следовал и Русский зодчий Князь Дмитрий Ухтомский, основатель архитектурной школы в Москве. Взяв в образец для Московских триумфальных ворот, кроме Римских и Конетантиновых, триумфальные du Tröne, построенные 1670 года Клавдием Перотом (Claude Perrault) в Париже, он увенчал верх их балдахином, коего нет на последних; для большего великолепия придал зданию разные орнаменты. Хотя время и истребило их; но не менее того оправдало прочность кладки здания из белых тесаных камней с железными связями. В стене боковых порталов железные двери ведут в ниши главного входа.
В продолжение стаодиннадцатилетнего существования на Москве, памятник сей счастливого царствования Елисаветы подвергался превратностям. В 1748 году коснулось его пламя пожара, свирепствовавшего в Земляном городе, обгорели снаружи прекрасные произведения живописи, ваяния и лепной работы, коими красовались сии ворота. По указу Правительствующего Сената, в 1753 году, они возобновлены Архитектурии Гезелем Князем Сергеем Ухтомским, сыном их зодчего, Архитектурии учениками Иваном Кутузовым и Дашковым. Резную работу на них производил из белого камня Гофъинтендантской конторы рещик Михайло Зимин. (5) После этого, их опять поправляли и при каждой починке они теряли свой первобытный характер. В течение 63 лет, вензловое имя Елисаветы на них сменялось именами Петра III, Екатерины II, Павла I и Александра I. Теперь они ознаменованы Августейшим именем Николая I, столь ревностно заботящегося о соблюдении и поддержании памятников Русской старины.

Красные ворота в Москве 1850 года
Сии триумфальные ворота, еще и доныне сохраняющие свой монументальный характер, уцелели одни из всех подобных зданий в Москве, коими, начиная с Петра I, Государи Российские ознаменовали свои торжественные шествия в древнюю столицу. С ними соединено еще воспоминание о потехах масличных, в коих участвовал сам Петр I с офицерами, (6) о деревянной комидиальной храмине, о невиданном дотоле подвижном маскараде первого нашего актера Волкова: Торжествующая Минерва, который 1763 г. на Маслянице от Красных ворот шествовал по улицам на двухстах колесницах. (7) Близь Красных ворот был огромный деревянный дом г. Татищева, где Императрица Екатерина II с трона говорила речь собранным депутатам о сочинении нового Уложения. Проезжая чрез сии ворота в 1780 году, на гулянье народное на Красном пруде, (8) Римский Император Иосиф II, останавливался полюбоваться сим памятником завоевательницы Пруссии. В день коронования Императора Павла I от Никольских до Красных ворот поставлены были столы с разными кушаньями и напитками для угощения народа. Самое урочище вокруг сего здания слывет у Красных ворот, близ коих Куракинская богадельня, подобно им, временем своего основания напоминает и год возшествия на престол Елисаветы к отраде России.