Источник

Владимирская церковь, что у Никольских ворот

Издревле существовавшая часовня на том месте, где ныне церковь Владимирския Божия Матери, указывала путь, по коему несена была 1395 года из Владимира в Москву чудотворная икона; толпы народа встречали ее на коленях и со слезами. Путь этот на Москве назван Сретенкою, а в XVII веке Сретенскими слыли проезжие ворота в Никольской башне Китая города. (1) В самый день (Августа 26), когда стольный град встречал с теплою верой Небесную Заступницу Христиан, грозный Тамерлан, устрашенный видением светоносной Жены, внезапно побежал из пределов России. Современник этому чудесному событию, Преподобный Кирилл Белозерский писал к Можайскому Князю: «нам, ныне видевше Пречистыя Госпожи Богородицы преславная Ея и великая чудеса, и о том Ея, господине, радоватися сердцем и душею, устрашитися на всяк час, что сподобил нас Бог Пречистою Своею Материю, в последний сей род, таковыми знаменми и чюдесы избавити крестьянский род от нашествия иноплеменных враг.» (2)

Посвящая храмы имени Богоматери, отечественная Церковь посвящала Ей особенные торжества, или праздники. Таким образом в честь иконы Владимирския Богоматери учрежден праздник и крестный ход; но как на всем пространстве Сретенской улицы, простиравшейся чрез Земляной и Белой города, до конца XVII века, еще не было церкви в прославление чудотворной иконы: то мать Петра Великаго, Царица Наталия Кирилловна дала обет соорудить церковь во имя Богоматери. День сего Богородичнаго праздника святила эта Царица и потому еще, что с воспоминанием Сретения чудотворной иконы соединялось ея теизоименитство. Сперва часовня, а потом и самая церковь приписаны были к Заиконоспасскому училищному монастырю, который прежде именовался старым Спасским на песках. (3)

Тогда проезжия ворота в Никольской башне были закладены, вместо их, проделаны в стене Никольские ворота, осеняемые образом Владимирския Богоматери, который прежде стоял над воротами Никольской башни.

Владимирская церковь, что у Никольских ворот в Москве

По обещанию Царицы Наталии Кирилловны и по указу Петра I, церковь сия начата строиться 1691 года Июня 30, и окончена 1692 года Августа 18, на иждивение Стрелецкого Приказа, под заведыванием Боярина Князя Ивана Троекурова и освящена Октября 28, того же года. В то же время поставлена колокольня с двумя келлиями. (4) Земских дел Приказ снабдил cию церковь колоколами и утварью. Потом в 1694 году пристроена к ней трапеза.

О времени построения сего обетного храма, кроме дел монастырского Приказа, засвидетельствует следующая надпись, высеченная на каменной деке над западными дверьми трапезы:

«Сия святая церковь во имя Пресвятыя Владычицы Богородицы и приснодевы Марии чудотворныя ея иконы Владимирския повелением Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея великия и малыя России самодержцев, по обещанию матери Государской, благоверныя и великия Государыни Царицы и Великия Княгини Наталии Кирилловны и их Государских супруг и Наследника их Государскаго, благороднаго Государя Царевича и Великаго Князя Алексея Петровича всея великия и малыя и белыя Poссии, и благородных Царевен и сродников их, а строена Государскою казною из доходов Стрелецкаго приказу, при сиденьи Боярина Князя Ивана Борисовича Троекурова; зачата бысть в лето 7199 (1691) Июня в 30 день, совершена 2 году, Августа в 18 день, а трапеза в той церкви сделана в 202 (1694) году Сентября в 22 день; освящена Октября в 28 день.»

Царица Наталия Кирилловна не дожила до окончания сей церкви; она скончалась в 1694 году, Января 25. Из выручки же денег за приклады к храмовому образу с 1692 по 1702 год, крестов, серег, перстней, запан золотых с алмазами, яхонтами и изумрудами, золотых ефимков, построена при игумене Палладие исподняя церковь в Заиконоспасском монастыре.

В Мичуриновом чертеже Москвы 1739 года церковь Владимирския Богоматери показана в числе приходских, а потом ружною и монастырскою. В приходе ее был дом графов Шереметевых. В делах Коллегии Економии 1737 и 1750 годов упоминается богадельни Владимирская, на которую ежемесячно отпускалось из Коллегии по 17 и 18 рублей. (5) По имени церкви и сделанные в стене Китай-города ворота называются Владимирскими, а по улице Новоникольскими.

Как описываемая нами церковь строилась в одно время с Сретенскими воротами Земляного города, или Сухаревой башней: то в зодчестве ее, особливо деталях и орнаментах, много сходного с первою, как-будто она была произведением одного зодчего.

Осмигранное здание на квадрате, примкнутое к башне, представляет нам подобие древних крестильниц; она увенчивается фонарем с главою, имеющею вид ананаса; наверху ее водружен четвероконечный крест с полумесяцем при подножии и с крестиками на трех концах его. На углах здания выказываются тройные полуколонки, из коих одна с гранью витая, а прочие гладкие, те и другие с кудреватыми капителями; над окнами такие же разрывные сандрики, и такие ж на них наличники, как и на Сухаревой башне. Аттик нижнего яруса опоясан балюстрадами во вкусе рококо, или барокко.

К этому ярусу примыкает трапеза одинакого стиля с главным храмом. В нее один вход с запада, а северные и южные двери закладены. Придел в трапезе, посвященный празднику Благовещения Божией Матери, недавно упразднен для простора.

Принадлежащая к церкви осмигранная колокольня стоит на южной стороне среди церковных домов. Прежние колокола на ней перелиты.

Во внутренности храма осмигранный свод покоится на тройных пазухах в углах. Окна в три света обнаруживают великолепие святилища, на своде и стенах коего изображены Дванадесятые праздники, чудеса от иконы Владимирския Божия Матери и следующая летопись, заимствованная из Русского Временника: «В лето 1512, 21 Маия, на память Равноапостольнаго Царя Константина не под многими денъми нападения Крымскаго Хана Мегмет-Гирея с Татары, егда Варлаам Митрополит и вси людие вскорбеша и во святых церквах обще и по домам Бога моляху и Пречистую Богородицу, бысть видение великое и дивное: се идяху из града во Фроловские врата собор святолепных мужей, в них же познаваеми бяху св. Петр, и Алексий, и Иона и Ростовский Леонтий и мнози Иереи и диакони, чудотворные образы несуще, с ними же и Пречистыя Богоматери Икону Bлaдимиpcкyю, и вся по чину; и aбие во сретение им скоро течаше Сергий Чудотворец с Варлаамом Хутынским, и припадше к ногам Святителей, моляху не оставити града, ниже износити чудотворную икону Богоматери, но усугубить молитвы своя к Ней. И абие вся на молитву подвигошася и молебный канон сотворше, со всеми Святителями возвратишася паки во град». (6)

Прежде храм этот был теснее. Но когда, при поставлении нового иконостаса в 1849 году Архитектором Козловским, с уменьшением алтаря, храм сделался просторнее. Этот иконостас с искусною резьбой Миронова и богатою позолотой, устроенный купцем Медведевым в древнем вкусе, состоит из четырех поясов, в коих образа писаны в иконном пошибе. В числе местных икон особенно замечательны две: 1) Спаса Нерукотвореннаго, писанная в XVIII столетии опытною кистью во Фряжском стиле и украшенная серебряною вызолоченною ризой и венцом с финифтью, и 2) точный список с чудотворного образа Владимирския Богоматери в золотой ризе, устроенной на нее Графом Николаем Петровичем Шереметевым; убрус на ней низан крупным жемчугом; на гривне, или цате, короне и венце, кроме жемчуга, блистают топазы, изумруды, рубины и лалы. На полях ризы в клеймах изображены финифтью разные святые, осыпанные розами.

В алтаре свод коробовой. На горнем месте до 1818 года стояла древняя чудотворная икона Владимирския Богоматери, мерою шестилистовая, богато украшенная золотом, жемчугом и драгоценными каменьями. По преданию, она была комнатная Царицы Наталии Кирилловны. Теперь сия икона заменена точным с нее списком, принесенным в дар сему храму от г. Колычева.

Возобновленный храм этот в самый день празднования чудотворной иконы, 1849 г. Августа 26, освящен Митрополитом Московским Филаретом.

Каменная часовня на северной стороне, с иконою Владимирския Богоматери перестроена при Ректоре Академии Моисее, которого имя напоминает изображенный на стене Боговидец Моисей пред несгараемою купиною.

В ризнице из старинных утварей сохранилось напрестольное Евангелие, в десть на Александрийской бумаге. Верхняя и исподняя его доска в серебряном окладе и с прекрасною чеканкой, с финифтяными наугольниками и середником; местами оно украшено самоцветными каменьями; закладка в нем вся низана жемчугом с крупными изумрудами. Внизу на исподней деке вырезана следующая надпись: «В церковь Владимирския Богородицы соорудися сиe святое Евангелие подаянием боголюбивых вкладчиков, любящих благолепие дому Господня при Архимандрите Порфирий Крайском, 1745 году, серебра в нем 13 Фунт. 8 зол.» На серебряной водосвятной чаше с поддоном и кольцами читаете следующие слова, начертанные вязью: «дал сию водосвятную чашу в церковь Владимирския Богородицы, что у Никольских ворот Китая города, боярин Петр Васильевич Шереметев лета 7202, месяца Октоврия в 20 день.» Императрица Mapия Феодоровна пожаловала в сию церковь драгоценные воздухи собственной работы.

Прихожанами бесприходного этого храма, вся Москва; редкий из ее православных жителей, проходя Никольскою улицей, не зайдет помолиться Заступнице рода Христианского. Святый ея Дом ежедневно отверст от утрени до самого вечера. Для отправления Божественной службы и молебнов пребывают в церковной палатке два Иеромонаха с причетом из Заиконоспасского монастыря.

Известно, что 21 мая, в день праздника Св. Равноапостольных Константина и Елены, в церковь Владимирския Богоматери из Успенского собора совершается крестное хождение, которое до 1722 года отправлялось в Сретенский монастырь. (7) В этом году оно было прекращено; но в последствии возобновлено с назначением совершать его в церковь Владимирския Божия Матери у Никольских ворот. Этот третий крестный ход и праздник в честь сего явления Богоматери получил свое начало 1514 года, в память возобновления чудотворной Ея иконы Митрополитом Варлаамом и подтвержден 1525 года, в 21 день мая, по случаю избавления Москвы, от нашествия Крымского Хана Махмет-Гирея, как видели из вышеприведенной надписи. Празднество сие ознаменовано красноречивыми словами Митрополитов Платона и Филарета, проповедников бывшей Московской Славено-Греко-Латинской Академии, Ректоров Амвросия Протасова и Владимира Третьякова, которые здесь в этот день проповедывали Слово Божие.


Источник: Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества / Сост. А. Мартыновым ; текст Н. М. Снегирева. - Изд. 2-е с доп. - Москва : В типографии Ведом. Моск. Гор. Полиции, 1848-. / Год 4. - 1853. - 140 с., [18] л. факс.

Комментарии для сайта Cackle