Памяти заслуженного ординарного профессора Ивана Егоровича Троицкого
2-го августа скончался на 68 году жизни заслуженный ординарный профессор С.-Петербургской духовной академии и С.-Петербургского университета Иван Егорович Троицкий. Почивший профессор – уроженец нашей Олонецкой епархии, сын причетника, родился в селе Красном Пудожского уезда: воспитывался в Каргопольском духовном училище, потом в родной Олонецкой семинарии и затем в С.-Петербургской духовной академии, где и окончил курс в 1859 г. со степенью магистра богословия. По окончании академического курса Иван Егорович был назначен преподавателем логики, психологии, патристики и латинского языка в родную Олонецкую семинарию. Но недолго суждено ему было служить родному краю в должности преподавателя семинарии. 21 июня 1861 года он занял в С.-Петербургской академии должность бакалавра по кафедре греческого языка, 18 ноября 1863 года – по кафедре новой общей церковной истории, а 17 октября 1866 г. возведен в звание экстраординарного профессора. 27 апреля 1875 года Иван Егорович публично защитил свою диссертацию на степень доктора богословия, а 10 июня того же года он получил звание ординарного профессора. Со времени преобразования академии по ныне действующему уставу 1884 г.) он занял в ней кафедру истории и разбора западных исповеданий, на каковой кафедре и оставался до самого выхода в отставку (в 1899 г.). Одновременно с академией Иван Егорович читал (с 1874 г.) лекции по церковной истории в С.-Петербургском университете, сначала в звании доцента, потом экстраординарного и наконец (с 1884 г.) ординарного профессора.
Покойный профессор пользовался глубоким уважением, как авторитетный ученый, не только со стороны всех своих учеников, но и среди ученых специалистов и в высших правительственных сферах. Такое глубокое уважение он вполне заслужил своей громадной эрудицией, долгим, упорным научным трудом, простотой своего чисто русского обращения и всегдашнею готовностью помочь своими советами и наставлениями всякому недоумевающему в научной области. Как профессор, Иван Егорович никогда не стремился производить на своих слушателей эффект; более всего он был «занят мыслью сообщить своим слушателям разумение сущности прошедшей исторической жизни». А сколь сильное действие и сколь плодотворное влияние производили его лекции на слушателей, об этом вот что говорит один из них, ныне тоже профессор С.-Петербургской академии: «Широкая научно-историческая постановка лекций окрыляла мысли и чувства избранной аудитории, зажигала в ней священный огонь науки, неудержимо влекла – стать поближе, в непосредственную близость к тому, кто зажег в душе этот огонь. Какая-то своеобразная прелесть была в том, что все столь великое и высокое сообщалось без всякого эффекта, так просто и удобопонятно» (Проф. П. Жукович. Церковн. Вестн. № 32). Рано оставшись вдовцом и не имея детей, Иван Егорович весь отдался служению науке; за то ему дано счастье оставить после себя целое научное потомство. «Вокруг Ивана Егоровича создалась своеобразная академия в академии, в которую, впрочем, свободен был доступ всякому, имевшему такой или иной научный интерес, особенно в области православного востока» (проф. П. Жукович, там же). Целый ряд вышедших из С.-Петербургской академии на ученых деятелей гордился и гордится честью называться его непосредственными учениками и в числе их «такой гигант мысли и такой высокий нравственный характер», каким был знаменитый профессор Василий Васильевич Болотов, сошедший в могилу не много раньше своего учителя.
Иван Егорович оставил много ученых трудов. Начиная с первых лет академической службы, он напечатал в Христианском Чтении непрерывный ряд своих статей, исторических исследований, материалов и переводов. Преобладающее большинство этих трудов посвящено истории христианского востока. В «Христианском Чтении» им же напечатаны важные исторические материалы об Аркадии, Архиепископе Олонецком. С 1880–1890 г. Иван Егорович состоял редактором «Христианского Чтения». В «Церковном Вестнике», с самого основания журнала (1871–1891), Иван Егорович печатал свои замечательные ежегодные исторические обозрения под заглавием: «Православный Восток» и «Инославный Запад в минувшем году».
Иван Егорович несомненно был человеком очень доброй души: он искренно любил своих учеников и любовь его была деловая. Он всегда готов был помочь ученикам в решении тех или иных недоумений в области науки, всегда готов был ободрить их и вселить в них уверенность, что и каждый из них может достигнуть учености под условием неустанного регулярного труда. «Сколько раз», говорит другой его ученик, ныне тоже профессор С.-Петербургской академии о. Т. А. Налимов, «случалось в минуты неудач в работе, когда по-видимому терялась всякая надежда на возможность успешного движения ее вперед, приходишь в твой кабинет, где едва ли не потолок один свободен был от книг, с тяжелым сознанием, что, сам не умея свое дело делать, идешь нарушать строго упорядоченный ход твоей непрерывной работы – и через 15–20 минут беседы с тобою (ты знал ценность времени и умел беречь его), уходишь как будто обновленным совершенно, с спокойною уверенностью, что и работа не так уж плоха, есть и пути для дальнейшего ее раскрытия, достаточно сил и средств наличных для ее продолжения, и эта уверенность не была обольстительным только призраком, а переходила и в реальную действительность» (надгробн. речь. Церк. Вестн. № 32). Любовь Ивана Егоровича к воспитанникам академии не ограничивалась только научными советами и наставлениями, она ярко проявилась и в материальной помощи им: Иван Егорович был одним из учредителей «Общества вспомоществования недостаточным студентам С.-Петербургской академии», в пользу которого он оставил по завещанию и капитал. Пишущему эти строки лично привелось воспользоваться материальною помощью от щедрот Ивана Егоровича. Поступив в 1878 г. в С.-Петербургскую академию, я пользовался ежемесячным денежным пособием на содержание от Общества вспомоществования недостаточным студентам академии. По предложению академического начальства в числе многих других студентов и я подал в Общество заявление о том, в чем я нуждался тогда из одежды. Всех остальных, подавших заявления, удовлетворило, насколько могло, Общество, а мне велено было явиться к Ивану Егоровичу, который по фамилии моей догадался, что я ему земляк. По слухам, я знал Ивана Егоровича раньше своего поступления в академию. Как сейчас помню, с каким увлечением и с какою гордостью мы, воспитанники 5-го класса семинарии, читали брошюру о блестящей его защите докторской диссертации. Из уст в уста переходили у нас заключительные слова, брошенные Иваном Егоровичем неофициальному оппоненту, недостаточно знакомому с делом и, должно быть, своими легковесными возражениями до крайности надоевшему защитнику: «У меня что слово, то факт, а все Ваши возражения висят на воздухе»!.. Итак, в один вечер являюсь в квартиру профессора земляка, признаться со страхом и трепетом. В юношеском уме моем рядом с мыслью об ученом профессоре почему-то составилось представление о высокой мощной фигуре этого профессора с величественной гордой осанкой. Вхожу в кабинет, сплошь уставленный шкафами, полными книг. И что же? Мое представление о высокой мощной фигуре с величественной осанкой разом рассеялось: предо мною сидел на диване небольшого роста, довольно кругленький человек, с бритым лицом и с небольшою проседью в темных волосах, и читал какую-то латинскую древность. Это и был Иван Егорович. А после того, как он попросту поздоровался со мной, назвал меня земляком, предложил сесть и стал расспрашивать о моем покойном отце, о дяде, о моей жизни в Петербурге и пр., тогда и страх мой совершенно прошел. Потом, вручив мне визитку, жилет и брюки, деланные на самого его, а на сапоги и галоши 10 рублей, Иван Егорович проводил меня до передней и при прощанье сказал, чтобы я заходил к нему, «когда будут скудны финансы». Тут я узнал, насколько добр, прост, приветлив и благожелателен был Иван Егорович и в частной своей жизни. Без сомнения, этот случай помощи бедному из студентов был только одним из многих.
Иван Егорович всегда относился весьма благожелательно и с живым участием к родной Олонецкой семинарии. Обязанный ей первыми прочными основаниями образования в качестве ее воспитанника и первыми опытами педагогической деятельности в качестве ее преподавателя, он хранил самое живое, самое благодарное об ней воспоминание. «Годы», писал он ко дню 50-летнего юбилея Олонецкой семинарии, «проведенные мной на ее скамьях и на ее кафедре, принадлежат к счастливейшим в моей жизни. Принадлежа к числу юнейших между своими сестрами – семинариями, Олонецкая духовная семинария успела однако ж приобрести себе добрую и прочно установившуюся репутацию и занять между ними одно из почетных мест. Множество ее воспитанников, составивших себе доброе имя и безупречную репутацию на всех поприщах служения Церкви и Отечеству, служат тому доказательством. При этом мне, как профессору академии, приятно заявить, что все поступавшие в нее воспитанники Олонецкой семинарии и своими успехами и своим поведением поддерживали добрую славу своей alma mater». Затем самый задушевный привет и благопожелания своим прежним сослуживцам, он от души желает родной семинарии, при вступлении в новое 50-летие ее жизни, сохранить, укрепить и развить все лучшие предания минувшего 50-летия. (Пятидесят. юбилей Олонец. дух. семинарии. Особое приложение к Олонец. Губ. Ведом. 1879 г.). Благопожелания Ивана Егоровича родной семинарии не ограничивались только словами; в разное время им пожертвовано много ценных книг в семинарскую библиотеку; в самое последнее время пожертвовано сто (100) рублей в пользу Попечительства о бедных учениках Олонецкой семинарии, где И. Е. состоял почетным членом.
Иван Егорович был гордостью и украшением С.-Петербургской академии; в его лице академия и русская богословская историческая наука лишилась ученого, обогатившего ее своими ценными трудами и поставившего на научный путь целый сонм других работников. Помолиться об упокоении души его и проводить бренные останки его на место вечного упокоения собралось множество лиц, как из высшей церковной иерархии, так и из почитателей, друзей и родственников покойного. Заупокойную литургию 4 августа совершал ректор академии пр. Сергий в сослужении духовника Их Императорских Величеств, протопресвитера И. Л. Янышева, ректора Олонецкой духовной семинарии Архимандрита Нафанаила, инспектора академии Архимандрита Феофана, проф. о. А. Т. Налимова и др. Погребение совершал сам владыка Митрополит Высокопреосвященнейший Антоний, (бывш. ректор академии), в соучастии Высокопросвещенного Николая Архиепископа Финляндского и Выборгского, Преосвященного Никандра, епископа Симбирского и Сызранского, пр. Сергия, еп. Ямбургского, Никона, еп. Нарвского, протопресвитера И. Л. Янышева и сонма столичного и академического духовенства. Тем более Н. Е. был гордостью нашего Олонецкого края, как его уроженец, как воспитанник и преподаватель нашей семинарии, занявший потом столь видное положение, составивший себе такое известное имя и по праву пользовавшийся таким редким уважением среди всего ученого мира. Утрата столь великой, родной нам, личности должна чувствоваться всеми богословски-просвещенными людьми нашего края. Поэтому надеемся, что вся родная Ивану Егоровичу Олонецкая Церковь, все ее пастыри единѣми усты и единѣмъ сердцемъ вознесут свои горячие молитвы ко Господу, дабы Он душу болярина Иоанна, столь много, столь славно и столь плодотворно потрудившегося на пользу и славу Святой Православной Его Церкви, вселил в царство славы, идѣже присѣщаетъ светь лица Его. Мир праху твоему, славный профессор! Вечный покой душе твоей, добрый человек!
И. Машезерский
