Толкование на пророка Малахию
Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4
Предисловие
И о пророчестве Малахии необходимо сделать несколько предварительных замечаний, для научения читателей относительно того, как понимать им каждое его изречение. По окончании времен плена, Израиль стал переселяться из Вавилона в Иудею и пришел обратно в святой город, сложив с себя иго рабства. Воздвигнут был также и святой храм, когда настоятельствовали делами Зоровавель и Салафииль, который был колена Иудина, и Иисус, сын Иоседека, священник великий. В то время пророчествовали освобожденным из плена Аггей и Захария, когда Ездра и Неемия были у них священнослужителями. Современником упомянутым святым пророкам или же очень немного после них был и божественный Малахия, который называется также Ангелом, ибо это означает имя Малахии. Не следует принимать мнения о нем некоторых, кои всуе баснословят, думая и утверждая, что это был ангел по природе, что он воплотился по изволению Божию и был для израильтян в должности пророка. Но ангелом, как сказал я, назван он прежде всего потому, что его имя имеет такое значение. Потом: не без основания мог называться ангелом (вестником) и тот, кто возвещал израильтянам слова Божии. Так и сам пророк Малахия в изложении своего пророчества говорит, что «устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко ангел (вестник) Господа вседержителя есть» (Мал.2:7). Об Еммануиле же пророк Исаия говорит: «и восхотят, да быша огнем сожжены были, яко Отроча родися, Сын, и дадеся нам, и нарицается имя Его: велика совета Ангел» (Ис.9:5–6). Видишь, что «возвещение» другим воли Верховной Природы усвояет некоторым и наименование «ангелов-вестников», хотя по природе они и не ангелы; ибо изъясняющие божественный закон, то есть священники, суть люди, а Сын есть Бог и от Бога по естеству. Так и пророк Малахия был подобным нам человеком1.
Вся цель пророчества у него направляется как бы к следующим двум обвинениям. Когда, с построением божественного храма, время призывало предстоятелей народа к священнодействию, и израильтян, если пожелают, к исполнению обетов по закону, они, однако же, пользовались заповедями Моисеевыми не беспорочно и не как должно. Так, народ хотя и приносил в жертву обычное, но не очень заботливо, а напротив, лениво и нерадиво, – приводили к жертвеннику наихудшее в стадах, болезненное и негодное. А священники принимали (животных), уже не рассматривая, по закону, пороков, как то: слепых, с обрезанными ушами, обрубленным носом или хвостом, больных коростой, имеющих лишаи, одноятрых. Все такое закон отвергал (Лев. 22:21–25, 21, 18–19), и потому это было дерзостью и ничем иным. И иначе еще священники не радели о подчиненном им народе, не давая правильных объяснений закона и не руководя к благоугождению Бога, но позволяя увлекаться к беззаконному и суетному и уклоняться от прямой стези. Это – один род обвинения. Другой же, кроме того, относится к израильтянам по следующим причинам. Утрачивая любовь к своим женам и потом бросая им разводную запись (Втор.24:1 ср. Мф.5:31–32), хотя бы и никогда ни в чем беззаконном не повинным, они соединялись с другими и думали, что, решаясь на такое дело, никоим образом не оскорбляют Бога. Другие же питали страсть к дочерям иноплеменников, хотя закон ясно возвещает: «дщери своя не даси сыну его, и дщери его да не поймеши сыну твоему; отвратит бо сына твоего от мене, и послужит богом инем» (Втор.7:3–4). Есть об этом пространная речь и в книгах Ездры (1Ездр.9:1, 2Ездр.8:65), почему некоторые предполагают, что он (Ездра) есть Малахия, хотя в действительности это и не так2. В этом разделе содержатся обвинения. А в конце пророчества речь идет о явлении Спасителя нашего, когда будет приносится Богу чистая и бескровная жертва и, с уничтожением греха и преобразованием жителей земли к обновлению жизни (Рим.6:4), прекратятся обвинения всех, ибо «нова тварь» (есть тот), «кто во Христе», когда «древняя мимоидоша» (2Кор.5:17), по написанному.
* * *
Еврейское имя Малахия в переводе означает «вестник Божий» или просто «вестник». По некоторым, пророк получил имя Ангела также и за свой ангелоподобный образ жизни и за свою ангелоподобную красоту (Ефрем Сирин In Malach. praef. Ed. Assemani, Opp. Syr. t. 2. p. 312). Мнение, что пророк был воплотившимся ангелом (о сем мнении упоминают также Кирилл Алекс. и Иероним), свойственно Оригену, учившему, что души пророков и святых суть ангелы (In Matth. t. XIV. cap. 7. Migne, Graec. XIII. 1201. A; In Iohann. XIII. 49. Migne XIV. 489 A), что Предтеча был одним из воплотившихся ангелов (In Iohann. II. 24. Migne XIV. 164. C-D, -ib. cap. 25. Migne 169. C, 165. B, –108. C и др.).
О тождестве Ездры и Малахии имеется древне-иудейское предание, записанное уже в Таргуме на Малахию 1 гл., 1 ст.; «тяжесть (или: пророчество, изречение) слова Иеговы на Израиля рукою «Малеахи, который назван именем Езра-писец», – которое разделяют: Иероним, Абен-Езра, Кимхи, – упоминает Августин (De Civ. D. 20, 25. Migne, 41, 699).