блаженный Феодорит Кирский

Изъяснение псалма 134-го.

«Аллилуиа». Песнь степеней. Это другая хвалебная песнь, и она вознесена Богу получившими освобождение. Слово: «аллилуия» было уже нами истолковано.

Пс.134:1.   Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни.

«Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа». поелику естество Божие невидимо, повелевается же песнословить оное; то справедливо сказал Пророк: «хвалите имя Господне». Довольствуйтесь, говорит он, именованием Бога, и не домогайтесь видеть, что не дозволено видеть.

Пс.134:2.   Стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего.

«Стоящие во храме Господни, во дворех дому Бога нашего». Избавившись от рабства вавилонскаго, и наслаждаясь благолепием дворов Божиих, говорит Пророк, воспойте Подателя сих благ.

Пс.134:3.   Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно.

«Хвалите Господа, яко благ Господь». Предметом песнопения изберите благость Воспеваемаго.

«Пойте имени Его, яко добро». И от сего произойдет много для вас пользы. Потом Пророк напоминает об оказанных Им благодеяниях.

Пс.134:4.   Ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою.

«Яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе». Симмах перевел так: и Израиля в избранники Себе, то есть сподобил его великаго попечения, назвал собственным Своим народом, и хотя печется о всех людях, однако же преимущественно заботится о нем. Сие сказал и блаженный Моисей: «егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих. И бысть часть Господня, людие Его Иаков: ýже наследия Его Израиль» (Втор. 32, 8–9).

Пс.134:5.   Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов.

«Яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги». Из самых дел, говорит Пророк, узнали мы силу Бога нашего, дознали, что никак не могут сравняться с Ним покланяемые другими народами боги; потому что с Сущим и Сущим вечно никто не сравнивает вовсе несуществующаго. Потом могущество Божие доказывает Пророк делом творения.

Пс.134:6.   Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах.

«Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах». Приведенное в бытие соразмерно не силе, но воле; потому что мог создать во много крат большее число и гораздо больших тварей, но восхотел сотворить именно столько и таких тварей. Впрочем Ему принадлежат все твари, небо и все небесное, земля и все земное, море и все, что́ в нем. «Безднами» же называет Пророк безпредельное множество вод. Слово: "моря" употребил во множественном числе, потому что одно море делится на многия. Так есть Атлантический залив, океан, моря: Тирренское; Иопийское, Эгейское, Аравийское, Индийское, понт Евксинский, Пропонтида, Геллеспонт и другия моря многочисленнейшия сказанных.

Пс.134:7.   Возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих.

«Возводя облаки от последних земли»; потому что водное естество, стремящееся вниз, словом Божиим возводится вверх, носится в превыспренних и орошает сушу. Сказал же Пророк, что оно возводится «от последних земли»; потому что составляется из морских вод, а морские заливы суть пределы земли.

«Молнии в дождь сотвори». Молниями предвещает ниспослание дождей, и являет в том чудо, которое всего необычайнее; потому что молниеносный огонь, пробегая по водам, и вод не согревает, и сам не угасает.

«Изводяй ветры от сокровищ своих». Под «сокровищами» ветров не разумеет какие-либо влагалища. Но поелику Божие изволение часто восхотев без труда приводит в движение воздух, сам по себе безветренный; то Пророк и назвал сие сокровищами ветров; потому что, едва даст Свое манование Бог, повсюду являются ветры. Так, указав на дело творения вообще и на Промысл, Пророк описывает потом благодеяния, оказанныя Иудеям.

Пс.134:8.   Он поразил первенцев Египта, от человека до скота.

«Иже порази первенцы египетския, от человека до скота». Последнюю казнь Пророк поставил на первом месте, потому что после нея Иудеи получили свободу.

Пс.134:9.   Послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его.

«Посла знамения и чудеса посреде тебе Египте». Сим обозначил многоразличныя чудеса и наказания.

«На фараона и на вся рабы его». Ибо и царское достоинство не могло избавить его от ниспосылаемых Богом наказаний, но и подданные и царь подпадали одним и тем же бедствиям. Так и великому Моисею изрек Бог всяческих: вот поражу всякаго первенца египетскаго, «от первенца фараонова, иже седит на престоле, даже до первенца рабыни, яже у жернов» (Исх. 11, 4–5).

Пс.134:10.   Поразил народы многие и истребил царей сильных.

Пс.134:11.   Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские.

«Иже порази языки многи» – народы, населявшие древле Палестину.

«И изби цари крепки». «Сиона, царя амморейска, и Ога, царя васанска». Царства их сокрушил божественный Моисей.

«И вся царствия ханаанска». Сих покорил блаженный Иисус, и страны и города, ими занимаемые, разделил Божию народу. О сем и здесь говорит Пророк.

Пс.134:12.   И отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему.

«И даде землю их достояние, достояние Израилю людем Своим»; потому что землю, бывшую издревле во владении оных злочестивых царей, как некое отеческое наследие, дал Израилю Бог их.

Пс.134:13.   Господи! имя Твое вовек; Господи! память о Тебе в род и род.

«Господи имя Твое в век, и память Твоя вь род и род». Величие совершенных Тобою чудес для всех соделало ведомым имя Твое, и память о Твоих благодеяниях сохранится в будущие роды.

Пс.134:14.   Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится.

«Яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится». Ибо не презришь, видя, что неприязненные нападают на нас, и не наложишь наказаний, каких достойны грехи наши; но будешь милостив и снисходителен. Так, показав силу Сущаго Бога, Пророк осмеивает немощь богов, так именуемых, но не существующих. И поелику наименовал их богами, то показывает, что не принадлежит им, как действительность, так и самое название.

Пс.134:15.   Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих:

«Идоли язык сребро, и злато, дела рук человеческих». Бог наш, говорит Пророк, есть Творец всего; а они не только не имеют творческой силы, но и сами вид свой получили от искусства человеческаго; потому что для состава их нужны вещество и искусство.

Пс.134:16.   Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят.

Пс.134:17.   Есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.

«Уста имут, и не возглаголют, очи имут и не узрят». «Уши имут, и не услышат». Имеют они у себя, говорит Пророк, изображения чувственных орудий, но лишены их деятельности.

«Ниже бо есть дух во устех их». А сего причастно и естество безсловесных; потому что каждое животное дышет; идолы же непричастны сего даже наравне с безсловесными.

Пс.134:18.   Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них.

«Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня». Достойны этой безчувственности и делающие идолов, и покланяющиеся им. Ибо тем, которые одарены словом и признают богами лишенное жизни и дара слова, справедливо быть причастниками безсловесия богов своих.

Пс.134:19.   Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов! благословите Господа.

«Доме Израилев благословите Господа». Они, говорит Пророк, удостоивают такого служения неодушевленных идолов: а вы песнословьте Творца всех.

«Доме Ааронь благословите Господа». Пророк отличает иереев от народа, и повелевает песнословить особо, показывая их отличие.

«Доме Левиин благословите Господа». Здесь опять иное отличие; потому что Левиты досточестнее других, но ниже иереев. Посему, чтобы и они не восхищали священническаго достоинства (а древле еще при жизни божественнаго Моисея отважились на это); то по необходимости отличил и их от иереев.

Пс.134:20.   Дом Левиин! благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа.

«Боящиися Господа благословите Господа». И это иной чин, – люди, не от Иакова ведущие род свой, но возлюбившие его благочестие. Наименовал же так Пророк благочестивых пришельцев. Достаточно же и сего для вразумления Иудеев, что Бог всяческих сродство нравам предпочитает сродству телесному.

Пс.134:21.   Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуия!

«Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме». Благословляемый Бог благословляет; но благославляет Он делом, а благословляется словом: и песнословящие приносят в дар слова, а Он воздает благословение делами. Пророк сказал, что Бог живет во Иерусалиме, не описуя естества Божия пребыванием там, но зная, что там открывалось тогда Божие присутствие.



Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского

Вам может быть интересно:

1. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 130-го. блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на Псалтирь – Псалом 134 профессор Александр Павлович Лопухин

3. Толковая Псалтирь – Псалом 138 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

4. Толкование на Псалмы – Псалом 134 епископ Палладий (Пьянков)

5. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 128 архиепископ Ириней (Клементьевский)

6. Книга пророка Иеремии – Глава 14 преподобный Ефрем Сирин

7. Толкование на пророка Исайю – Глава 26 святитель Иоанн Златоуст

8. Объяснение священной книги псалмов – Аллилуиа, 134 протоиерей Григорий Разумовский

9. Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи – ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Кумранское толкование на книгу пророка Аввакума протоиерей Геннадий Фаст

10. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ святитель Игнатий (Брянчанинов)

Комментарии для сайта Cackle