Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


святитель Кирилл Александрийский

Толкование на пророка Осию

Глава 7 Глава 8 Глава 9

Глава 8

Ос.7:16—8:1. Сие ругание их в земли Египетстей, в недре их. Яко земля...117, яко орел в дому Господни; понеже преступиша завет мой, и на закон мой нечествоваша.

   Сии слова очень неясны: потому что, как я думаю, еврейский язык представляет большое затруднение для толкователей. Но мы, следуя порядку мыслей, скажем для их понимания, что придет на ум. Итак «сие ругание, — говорит, — их на земли Египетстей»; то есть, поелику Меня, всегда спасающего, руководящего и делающего их неодолимыми для противников (ибо я укреплял их), они нечестиво опозорили, совершая служение демонам, возлагая упование на землю Египетскую и думая, что тамошней помощи достаточно им для благоденствия: то по сей самой причине предприятие их возвратится в недро их и за свое безрассудство они не получат добрых наград, но как бы в недро получат возмездие. Придет, говорит, придет опустошивший их тиран Ассирийский, имеющий неисчислимое множество воинов. Придет к ним как бы вся земля, и страна и отечество, так что можно подумать, что вся страна Персов и Мидян всецело переселилась и пришла в Самарию. Это и значит выражение: «яко земля». Придет же и «яко орел» в дом Господень, то есть, жестокий и страшный устремится и на самый храм Божий и сделает нападение на царство Иудейское и на Иерусалим, без труда расхищая все и унося в свою землю. Первою же опустошена была страна Самарянская и в ней всецело Израиль. На последок же взят был и славный город, о котором и пророк Иеремия плакал, говоря: «како седе един град умноженный людми?... владяй странами бысть под данию?» (Плч.1:1) А что в городе был сожжен и храм, это не подлежит никакому сомнению. Это случится с ними, говорит, потому что они преступили божественный завет и нечествовали против изреченного Богом закона. Всецело пренебрегая изречениями премудрого Моисея, они старались проводить жизнь по своим похотям и каждый из них по своему усмотрению измышлял и образ Богослужения и закон.

Ос.8:2—3. Ко мне воззовут: Боже познахом тя, яко Исраиль отвратися благих, врага прогнаша.

   Делавшие себе нарезы из-за пшеницы и вина, совершавшие праздники нечистым демонам, не вопиявшие к Богу в сердцах своих, ни Подателя им всякого избытка и Защитника не познавшие, ни подобающею Ему благодарностью не почтившие Его — если таковые не познали Его при полноте благоденствия своего, так наверно уж узнают Его, подвергшись заслуженному наказанию и за свое безрассудство пришедши к горькому и страшному концу, воззовут к Нему и будут наконец призывать Его, подвергшись ужасным и невыносимым бедствиям. Но получивши вразумление от действительных своих бедствий, они будут обвинять себя за свое неразумие, говоря так: «Израиль отвратися благих». Ибо когда можно было иметь их и притом в изобилии, утвердивши союз с Богом и стараясь весьма усердно исполнять угодное Ему, они «врага прогнаша», то есть сами добровольно побежали ко врагам и подчинились возненавидевшим Бога, всегда спасающего и делающего их победителями над их противниками, оскорбивши Его такими изменами. — Итак весьма разумно и поистине полезно не дожидаться наступления действительных бедствий, напротив предотвращать их наступление и прежде них стараться предусматривать полезное.

Ос.8:4. Сами себе царя поставиша, а не мною начальствоваша, и и не явиша ми: от сребра своего и от злата своего сотвориша себе кумиры, яко да потребятся.

   Отрицается от царства Иеровоамова и от царствовавших после него над Израилем в Самарии, хотя Сам ясно сказал: «яко от мене бысть глагол сей» (3Цар.12:24), и самому Соломону, последовавшему заблуждениям иноземных жен и посвятившему капища и жертвенники их божествам, угрожал, говоря: «раздеру царство твое из руку твоею, и дам е рабу твоему» (3Цар.11:11). Что скажем? Ужели Бог всяческих говорил ложь? Да не будет! Напротив, постараемся правильно понять это, размышляя так. Написано: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори?» (Ам.3:6) Злом называет бедствие, ибо одни события Он совершает по своей воле, другим же попускает быть для наказания некоторых людей, хотя они совершаются как бы против Его воли. Поелику же Он, имея возможность воспрепятствовать этому, однако же допускает этому быть часто в видах домостроительства, то называется главным виновником и этих событий. Так (обратимся опять к самому Соломону) Бог позволил ему построить во Иерусалиме храм из камней, сделал его мудрым и славным по несравненному уму. Это было делом Его воли. По Он попустил и расторжение его царства, не сам, по Своей воле, направляя к этому события, но как бы умалчивая о том, что совершалось против Его воли, вследствие негодования на него (Соломона). Итак, хотя и воцарился Иеровоам и его преемники, но на это не было полного соизволения Божия, ибо что случается вследствие гнева (божественного), как бы для наказания некоторых, то имеет другой характер, и не может быть понимаемо так, как будто оно совершилось истинно по воле Его. Итак сами собою, а не чрез Меня они воцарились. Поелику же они начальствовали как бы без ведения об этом Бога (ибо что случается вопреки Его воле, о том, по-видимому, Он не знает): то власть их была слаба и немощна и не имела достаточно силы для сопротивления (врагам) и для защиты подчиненных. «Мною царие царствуют... и властители... держат землю» (Притч.8:15—16). А что они сверх этого страдали великим безумием и дарами Бога пользовались для оскорбления Его, в особенности же для погибели собственных душ, этому научил, говоря: «от сребра своего и от злата своего сотвориша себе кумиры, яко да потребятся». Чем могли приобрести себе доброе имя, оказывая сострадание к братьям, тем они оскорбляют Бога и средство ко спасению безумно превращают в орудие своей погибели.

Ос.8:5—6. Сокруши телца твоего, Самарие, разгневася ярость моя на ня: доколе не могут очиститися, иже во Израили? И то древодель сотвори, и несть Бог: зане льстяй бяше телец твой, Самарие.

   Как прекрасно говорит: «ототри»118, как бы грязь и скверну, и крайнюю нечистоту! Поистине таково идолослужение: оно делает душу нечистою, отвратительною, зловонною и постыдною в очах Божиих. Итак будучи милосердым и благим, Он убеждает, чтоб они, хотя поздно отрезвившись, обратились к лучшему, предотвратили гнев Его, удалили причины имеющих постигнуть их несчастий и покаянием преградили бедствия. Говорит, что Он прогневался на них, очевидно, по причине самого тельца, показывая тем, что будучи человеколюбив, Он не обращает внимания на их прегрешения, совершенные по немощи человеческой, но непременно подвергает наказанию отступление от Него. Наклонность оскорбителей Бога к поклонению, говорю, демонам невыносима для Него. Вы, предавшиеся нечистоте, доколе будете оставаться неизменными? Какое же время вам достаточно будет для отложения вашего безумия? Ведь то, что сделал плотник, вы считаете богом, и что не приносит никакой пользы, напротив причиняет вред и погибель, то вы считаете достойным благоговения и приятия: ибо телец вводит вас в заблуждение, и ничто другое.

Ос.8:7. Яко ветром истлено всеяша, и разрушение их приимет я: рукоять не имущая силы еже сотворити муку, аще же и сотворит, то чуждии поядят ю.

   Подобием напрасно трудящихся земледельцев указывает на бесплодие присущего им безрассудства и старания о суетном. Если некоторые решились полагать труд на это, иногда прилежно служа идолам и воздавая им почтение приношениями и жертвами; то это ведь было не что иное как собирание испорченного ветром семени, которое не может принести никакой пользы тому, кто трудится. И подлинно: какое воздаяние за усердие в идолослужении? Или какая польза от изваянных? и каким образом может доставить кому-либо радость то, что должно прийти в совершенное разрушение? Итак те, которые привыкли делать таковое и прилагать старание к чествованию идолов, уподобились сеющим испорченное ветром и горсти колосьев, не имеющих зерен и не могущих дать муки. Но если бы что-нибудь и было сделано ими, то есть, хотя бы они и показались ревностными и усердными в делах заблуждения; то и это будет сделано ими для чуждых и никак не может доставить радости Богу. Чуждыми же называет лжеименных богов. Так усердие наше в отношении к тому, что оскорбляет Бога, остается без всякой награды, и приличные нравы, если они не направлены к достижению добра, совершенно и всецело подвергнутся осуждению от Него.

Ос.8:8—10. Поглощен бысть Израиль, ныне бысть во языцех яко сосуд непотребен: понеже тии взыдоша ко Ассирианом: процвете о себе Ефрем, дары возлюби: сего ради предадутся в языки.

   Говорит, что Израиль поглощен, как потерпевший страшное кораблекрушение и утонувший в волнах собственных грехов и разбитый как бы о некоторую скалу движениями гнева божественного. Или можно понимать это и иным способом: поглощен он (Израиль) был, говорит, Навуходоносором, как бы страшным и ненасытным драконом. Так и другой из святых пророков, представляя себе Израиля уже пленным и находящимся в рабстве у своих победителей, от лица его так говорит: «снеде мя, раздроби мя, прият мя тма тонка, Навуходоносор царь Вавилонский пожре мя, яко змий наполни чрево свое сладостию моею» (Иер.51:34). Но истинно и иное объяснение: отпадающих от любви Божией некоторым образом поглощает и делает собственною пищей многоглавый дракон, о котором Псалмопевец говорит, что он отдан в пищу народам эфиопским. «Ты, — говорит, — сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским» (Пс.73:14). Под Эфиопами по справедливости могут быть подразумеваемы и этим именем называемы как нами самими, так и Богом те, которые в себе самих имеют самый черный и темный ум. Они доставляют пищу многоглавому дракону, но и сами в свою очередь питаются им. Итак «поглощен бысть Израиль и бысть в языцех яко сосуд не потребен». Отведенный к Ассириянам и Мидянам он сделался совершенно бесполезным, принужденный подчиняться тому, что угодно им. Или потому и поглощен был и, оставивши родную землю, переселился в среду язычников, что сделался непотребным сосудом. Подобное Владыка всяческих говорит и устами Иеремии об одном из царствовавших в Самарии над Израилем: «обезчестися Иехониа, аки сосуд непотребен, яко отриновен бысть той, и извержен в землю, еяже не ведяше. Земле, земле, земле слыши слово Господне, напиши мужа сего отвержена» (Иер.22:28—30). Итак Израиль сделался непотребным и бесчестился; ибо какая польза Богу от души заблуждающейся и грехолюбивой и удобопреклонной ко всему постыдному и, что хуже всех зол, — к удалению от служения Богу? Какая же была причина таких страданий Израиля? «Понеже тии взыдоша», они, говорит, как перебежчики, сами убежали ко крагам. Как, или каким образом? Убоявшись нападения их, они не искали, путем раскаяния, помощи у Бога, но дарами старались склонить их к чему-нибудь другому, немного успокоить их. Потом некоторым образом осмеивает такой замысел, как имеющий быть для них тщетным и бесполезным, говоря об одном из царей колена Ефремова, которые и дары посылали тиранам ассирийским: «процвете о себе Ефрем». Как бы так говорит: Царь из колена Ефремова, предназначенный к посечению наподобие засохшего дерева и как бы готовый увянуть от огня божественного гнева, «процвете о себе», то есть, без Меня, не имея Моего изволения, вообразил, говорит, что он будет жить, и пустит корень в глубину, и не лишится своего престола. Возлюбив не принимать дары, но давать, он купил тем только кратковременную и малую отсрочку бедствия. Но что же произошло от этого? Никакой пользы; напротив «предадутся в языки» и благодаря имеющему случиться с ними узнают, что никто сам по себе не процветет и что оскорбляющим Бога не послужат на пользу раздаяние даров врагам: ибо в непродолжительном времени они подвергнутся наказанию.

Ос.8:10. Ныне восприиму их, и почиют мало еже помазати царя и князя.

   Цари из колена Ефремова были, говоря кратко, виновниками всякого нечестия Израиля. Проклятый Иеровоам был первым изобретателем отступления: он устроил им золотых телиц и на так называемых высотах, то есть, в капищах на горах и холмах, поставил жрецов не из колена Левина, но из тех, «иже исполняху руку свою» (3Цар.13:33), по написанному. Затем после этого, когда ожидали нашествия Ассириян, во время царствования Манаима, они послали им деньги, убеждая их воздержаться от разорения земли. Посему справедлив был божественный гнев против царства, бывшего из колена Ефремова, над Израилем. «Ныне восприиму их», говорит, не за то, что они имеют добрую нравственность, ни за то, что решились проводить превосходную жизнь, ни за то, что возжелали жизни по закону, но как пестун, и как требующий наказания для них и уже призывающий их к суду. В прошедшее время Я по милосердию откладывал наказания, требуемые гневом божественным: «но ныне восприиму их», говорит, чтоб опытом бедствий наконец узнали, что и они находятся под Моим владычеством и не избавлены от Моей десницы. А что наказания уже не будут откладываться, в этом удостоверил, говоря: «ныне». Итак воспринятые Богом для вразумления, они перестанут наконец помазывать царя и князей: так как находясь в рабстве у Ассириян и Мидян они хотя и имели весьма удобное время для совершения дел отступления, но они постоянно скорбели и оплакивали неожиданное бедствие. Надобно знать, что после того, как Кир, сын Камбиза, освободил Израиля из плена, в Самарии уже не помазывали царей из колена Ефремова, но все находились под одним игом, под властью царей во Иерусалиме из колена Иудина: ибо они не жили еще разрозненно, но все принадлежали к Иерусалиму. Первым же после времен плена начальствовал над обоими царствами, говорю, над Израилем и Иудою, или, говоря одним словом, над двенадцатью коленами, Зоровавель, сын Салафииля, из колена Иудова (1Ездр.3:8), в то время, как делами левитского служения управлял и служение первосвященническое исполнял Иисус, сын Иоседека, первосвященник великий.

Ос.8:11—12. Яко умножи Ефрем требища в грехи, быша ему требища возлюбленная. Впишу ему множество и законная их в чуждая вменишася требища возлюбленная.

   Указывает причину, по которой справедливо налагает наконец отнятие власти у царей, ибо весьма многие жертвенники вменяются в грех Ефрему. Слово пророка касается первого Иеровоама, царя из колена Ефрема, и царей после него бывших, которые построив жертвенники демонам на всякой горе и на всяком холме, склоняли Израильтян приносить жертвы. Потом когда им следовало бы скорбеть при виде столь бесстыдных предприятий (ибо «умножиша требища в грехи»), — они, говорит, сделали их возлюбленными и сверх того «в чуждая вменишася ему (очевидно, что Ефрему) требища возлюбленная». Несомненно указывает на жертвенники, поставленные в древней скинии или во Иерусалиме, в божественном храме. А их было два. Один жертвенник для принесения плодов, в первой скинии; другой же для воскурения фимиама, золотой, во второй или внутренней скинии. Итак преступления царей из колена Ефремова многочисленны. Первое состоит в том, что умножили жертвенники во грех: второе в том, что сделали возлюбленными такие жертвенники, о которых следовало бы сетовать и плакать, как оскорбительных для Бога, и, еще важнее, как бы предавшись безумию, чуждыми сделали жертвенники возлюбленные, которые следовало бы любить и держать во всяком почтении. В средине же объясняемых слов вставлено: «впишу ему множество и законная их». Что это означает? Под множеством разумеет множество построенных для них жертвенников, вводящих в грехи, а «законная их» опять указывает на предписанные им законом жертвы, или времена и способы принесения жертв, сообразно с которыми они совершали мерзостные обряды (ибо они «сечахуся о пшенице и вине» и старались делать многое другое тому подобное). Эти-то преступления впишу им в грехи.
   Итак спасительное дело — иметь привязанность к божественным жертвенникам и заботиться об установленных Богом и не искать других, которые вводят в грех. Это делают и неистинно христианствующие, но после спасительного крещения соблюдающие эллинские нравы и обычаи. Им следует сказать словами Павла: «не можете трапезе Господней причащатися и трапезе бесовстей» (1Кор.10:21). А у тех, которые присоединяются к нечестивым еретикам и принимают участие в их жертвенниках, поистине жертвенники возлюбленные превратились в чужие: ибо они умножили себе алтари во грех, принося в жертву агнца вне священного и божественного двора, то есть, церкви.

Ос.8:13. Темже аще и пожрут жертву, и снедят мяса, Господь неприимет их: ныне помянет неправды их, и отмстит грехи их.

   И сими словами ясно указывает на то, что были сделаны и умножились у Ефрема жертвенники во грех. Что они приносят в жертву, говорит, то приносится ими не Богу, но в идольские капища. И хотя бы они совершали праздник при жертвоприношениях, имея в избытке пищу и питье; но это не имеет никакого отношения к Богу: ибо не в честь Его совершают они собрание, и что делается во славу демонов, того никоим образом не может принять божественная и чистейшая природа. Напротив она сильно прогневляется, будучи оскорбляема и как бы невольно вынуждается к тому, чтоб посылать наказания на тех, которые вызывали Ее на то, и так сказать, приводит на память оскорбителям все их беззакония. Когда же это бывает, то сильный гнев и наказание постигает их быстро и никто не может избавить их. Итак «страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» (Евр.10:31). Напротив для решившихся вести праведную жизнь и старающихся удаляться от всякого грехопадения приличнее, несравненно лучше и служит причиною всякого для нас благоденствия — приносить Богу жертвы, очевидно духовные, и совершать Ему праздники.

Ос.8:13. Тии во Египет возвратишася, и во Ассирии нечистая снедят.

   Опять обличает их в том, что они желают проводить жизнь весьма неразумно и нечестиво и совсем не знают пути, ведущего к пользе. Дошедших, говорит, до такого настроения я угрожал подвергнуть Своему гневу и наказать за грехи их и воспомянуть все беззакония их. И ожидаемое начинало исполняться, когда Израилю угрожала и как бы готова была вторгнуться в страну война. Потом, когда им следовало бы умилостивлять Бога молитвами и раскаянием, исполнять угодное Ему и обращением к лучшему смягчать гнев Его как бы на нечто полезнейшее, что могло освободить их (от бедствий), — они обратились во Египет, призывая на помощь человека, Египтянина, — а не Бога, мяса коней, по написанному (Иез.39:17—20). «Но не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея; ложь конь во спасение» (Пс.32:16—17): «благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека» (Пс.117:8). А что такие безрассудные замыслы их не принесли им никакой пользы, об этом они узнают из самого опыта; так как переселенные к Ассириянам и Мидянам, «тамо нечистыя снедят», то есть, будут проводить жизнь, отбросив остаток уважения к закону и без всякой осторожности употребляя в пищу что случится. Но может быть кто-нибудь спросит: как это могло послужить печалью для Израильтян, когда они решились служить идолам? На это мы отвечаем, что все они одинаково заблуждались, но у них в душе все еще сохранялось небольшое уважение к закону и от Иудейских обычаев они не совсем еще отступили, хотя и покланялись в идольских храмах. Посему и блаженный пророк Илия некогда обвинял их в том, что они хромали на оба колена и не хотели ни Ваалу всецело, ни Богу совершенно предаться. Но сделавшись пленником, Израиль всецело отбросил уважение к закону и по необходимости подчинялся обычаям и законам властителей своих. Это, думаю, и есть то, о чем сказал Христос: «яко всякому имущему дастся: а от неимущаго, и еже имать, отнимется от него» (Лк.19:26). Итак нам никак не следует пренебрегать божественными дарованиями: но то, что имеем от Бога, мы должны ценить выше всего: ибо у заботливых дарование будет возрастать. Если же мы бываем ленивы и небрежны в отношении к нему, то и оно совсем исчезнет.

Ос.8:14. И забы Израиль сотворшаго и, и возгради требища: и Иуда умножи грады утверждены: но послю огнь на грады его, и потребит основания его.

   Порицает оба царства, говорю, и находившееся в Самарии, и Иудейское, то есть, находившееся во Иерусалиме. Что они оба сделали, — на это надобно обратить внимание и рассказать об этом. Когда ожидалась грядущая война и страх ее уже был как бы при самых дверях, тогда как самим обитателям Самарии, так и царям из колена Иуды надлежало искать помощи у спасающего Бога, если бы они отвратились от нечестивых и бесполезных мыслей, — и обязанные почтить (Бога) покаянием, раздражили всем управляющего Бога. Так Израиль, то есть, десять колен и достигшие власти над ними, чтоб отвратить от пострадавших плен и отряды неприятелей, прибегали к еще большей услужливости: желая как бы смягчить неприятелей и приобрести их благоволение, строили капища, сооружали в них жертвенники и выражали почтение к ним как можно большими жертвами. Иуда же сильнее укреплял свои города, уповая больше на камни, чем на Бога, хотя Он ясно говорил о Иерусалиме: «и аз буду ему, глаголет Господь, стена огненна окрест, и в славу буду посреде» (Зах.2:5). Но это не принесло никакой пользы Израилю. Наконец Бог стал угрожать, что пошлет огонь на города Иуды, очевидно когда жгли их Вавилоняне, которые были исполнителями (божественного) гнева на них.

117   В Слав. прибавлено: непроходима, ἄβατος, как у Феодор. и Альд. изд. У Феодорита, кроме того, читается далее ὡς ἀλώπηξ, в других: ρἁλπιγξ.
118   Слав. сокруши.

Глава 7 Глава 8 Глава 9


Источник: Перевод П.И. Казанского и А.А. Жданова, под ред. М.Д. Муретова. Опубликовано: Кирилл Александрийский, свт. Творения. Ч. 9. М., 1892.