святитель Кирилл Александрийский

Беседа на притчу о винограднике

«Подобно... есть Царствие Небесное человеку домовиту, иже изыде купно утро наяти делатели в виноград свой» (Мф. 20,1). Ты слышал, возлюбленный, евангельскую притчу Господа; выслушай и посильное изъяснение наше. Домовладыка великого дома – это Господь Бог, ибо дом – мир; Владыка же, создавший его – Бог. Виноградник Его – это природа человеческая; делатели виноградника – это святые, работающие для спасения людей. Первый час означает время благочестивых при Авеле, Енохе и Ное, ибо они были первыми богопочитателями, т. е. первыми делателями виноградника. Так Ной, – разумей в духовном смысле, ибо духовны (таинственны) слова, – насадил виноградник. Сии работали до 3-го часа. Время после 3-го часа есть период Авраама, Исаака и Иакова, ибо и они делатели спасения нашего, трое почислу, почему и работали до 6-го часа. От 6-го часа – средина дня, когда солнце ярче освещает вселенную, – это время закона, потому что теперь именно озарил человечество заповедями закона истинный свет – Бог наш. Так, действительно «заповедь Господня светла, просвещающая очи» (Пс. 18,9), и еще: «свет – повеления Твоя» (Ис. 26,9).

От 6-го часа – полдень. Действительно, когда преполовились времена от начала миротворения и до скончания времен, тогда в качестве полуденного луча послан был Моисей и Аарон, и вот культ закона до 8-го часа. Девятый же час – время духоносных пророков, ибо и они, как прекрасные делатели, были посылаемы Домовладыкой возделывать виноградник души нашей до 10-го часа. Десятый час – пришествие Единородного; ибо напоследок времен, по исполнении веков, снисшел к нам Сын Божий, Слово Бога; и как с 11-го часа до 12-го остается один уже и последний час (время), так и от пришествия Христова до исполнения (веков) – одна година (время). Слушай, что говорит Иоанн: «дети, последняя година есть» (1Ин. 2,18).

Ты видишь, что Владыка виноградника, вышедши в 11-й час и найдя праздностоящих, нанял их. Кто ж эти праздные? Мы от языков, ибо праздны мы были от боговедения, праздны от добрых дел. И говорит им: «что зде стоите весь день праздны» (Мф. 20,6)? Целым днем Он назвал время от начала творения мира до пришествия Его (Спасителя), ибо доселе язычники были праздны, не ведая Бога, яко никто же нас наят, отвечают. Благорассудительны язычники: действительно, никто их не нанимал – ни закон, ни пророки; последние были посылаемы к Израилю, а не к язычникам. Посему очень разумно отвечают, – яко никто же нас наят. Но благий Домовладыка говорит: «идите и вы работать в виноград мой, и еже будет правда, дам вам» (Мф. 20,4). И вот праздные стали делателями; ибо работает ныне сия Церковь, некогда бывшая праздною: «работает лик апостолов, мучеников, подвижвиков, монашествующих, святых дев, девственников и живущих в честном браке». И заслуженно взяла сия Церковь один динарий. Так быстро работающий способен за один час сделать то же, что и трудившийся с ранняго утра. Вот и разбойник за один час услышал: «Днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23,43).

Но слушай, что говорят те: мы понесли «тяготу дне и вар» (Мф. 20,12). Правду говорят они: «язычники в период закона не несли тоготы ярма закона и однакож были уравнены с первыми в работе». Друже, говорит, Аз не обижаю тебе. Не обижает праведный Судия. А чтобы слова: хощу сему дати, якоже и тебе, ты не счел лицеприязнию, а не делом благодати, думай так: сколько бы мы ни делали, сколько бы ни трудились, мы ничего не делаем достойного цены: «вся правда человека, якоже порт нечистые» (Ис. 64,6). Все есть дело благодати, как говорит Павел: «оправдаеми туне благодатию Его» (Римл. 3,24): и «не от дел, да никтоже похвалится» (Ефес. 2,9). Дар Божий не потому, что мы не трудимся, но потому, что ничего достойного награды не можем сделать. Ибо говорится: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы есмы, яко еже должни бехом сотворити, сотворихом. В самом деле, ты подаешь бедному хлеб, а получаешь в наследие Царство Небесное, – видишь, что значит: хощу дати...

А далее: "аще (ужели) око твое лукаво есть, яко Аз благ есмь» (Мф. 20,15). Не сказал, что святые лукавы; напротив: «не лукавы ли вы, так как Я благ»? Ибо поистине Он благ по благости. Не по работе, следовательно, и плата: труд ничтожен, а награда велика (Ис. 64,4). Ты напоил жаждущего чашею воды, а получаешь «ихже око не виде и ухо не слыша» (1Кор. 2,9). Видишь, как Он благ. А начинает от последних к первым потому, что первые будут последними: и нареку не Мой народ народом Моим (Ос. 2,23) и потом: «дондеже (когда) исполнение (полное число) языков внидет; тогда и весь Израиль спасется» (Рим. 11,25–26) во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.


Источник: Проповеди св. Кирилла Александрийского / [Соч.] А. Миролюбова. - Киев : тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1889. - [2], 300 с. / Беседа на притчу о винограднике. с. 255-258.

Вам может быть интересно:

1. Беседа произнесенная в Ефесе в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова святитель Кирилл Александрийский

2. Слово на евангельское изречение: преподобный Нил Синайский

3. Беседа о расслабленном при купели (Ин.5:2-16) святитель Кирилл Иерусалимский

4. Фрагменты с толкованием на евангельские повествования в саду Гефсиманском священномученик Дионисий Александрийский

5. Беседа на изсохшую смоковницу и притчу о винограде преподобный Иоанн Дамаскин

6. Беседа на слова Евангелия от Матфея «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею» (Мф. 19:3) святитель Астерий Амасийский

7. Беседа на слова: «Какою властью Ты это делаешь?» (Мф.21:23) святитель Иоанн Златоуст

8. О согласии евангелистов блаженный Аврелий Августин

9. Сказание о добродетелях блаженной Павлы преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

10. Книга о похвале мученичеству к Моисею, Максиму и другим исповедникам священномученик Киприан Карфагенский

Комментарии для сайта Cackle