протоиерей Климент Фоменко

Древо тернового венца Спасителя

(Из заметок путешественника в Святую землю).

Воины сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, говорит о терновом венце Спасителя нашего тот Евангелист, который стоял при кресте Иисусове вместе с Пресвятой Богородицей и был очевидным свидетелем предсмертных истязаний страждущого Господа нашего (Иоан. 19, 2. 25).

Мучителен был терновый венец! Он имел такие острые шипы, как острие иглы.

О терниях и драчии Палестины часто упоминается в книгах Ветхого и Нового Завета. Хотя святая земля была землей «кипящей медом и млеком», но вместе с сим она в изобилии произращала терния и драчие. «Палестина страна шипов по преимуществу», говорит один очень опытный путешественник в Святую землю 1. На первых же страницах Библии говорит Бог Адаму: терние и волчцы произрастит она тебе… (Быт. 3, 18). По местным преданиямь, Адам, по изгнании из рая, жил в Святой Земле, которая считается средоточием земли. Спасение соделал еси по среде земли

Терния Святой Земли имеют несколько разновидностей. По терновникам нашей земли мы не можем составить себе верного представления о терниях Палестины.

Цветущая и всегда зеленая долина Иордана, долина никогда не покрывавшаяся белым саваном снега, долина, вода которой никогда не знала холодных оков льда и русских морозов, есть вместе с сим и долина обильного произрастания в Святой Земле терния и драчии. О струях вод сей долины прорицательно взывал Исаия: «жаждущие! идите все к водам (Иордана...)». У берегов его вместо драчия выйдет кипарис… (Ис. 55, 1. 13).

У берегов Иордана, среди вербий, о которых упоминает благочестивый паломник XII в. в святую землю игумен Даниил, в изобилии произрастают рожковое дерево, ягодичия смоковниц, (на такую смоковницу у Иерихона возлез Закхей), и дерево с именем нубк. Некоторые из новейших толкователей Евангельской истории предполагают, что это дерево нубк и есть древо тернового венца Спасителя 2. Предположение это не верно. Нубк не растет ни в Святом граде, ни в ближайших его окрестностях. Нубк скорее есть тот вид терния, о котором Спаситель вопросил своих слушателей в нагорной беседе: еда обемлют от терния грозды, или от репия смоквы (Матф. 7, 16)?!

В Палестине в большом изобилии произрастает разновидность терновника, употребляемого по преимуществу на изгороди для полей, садов и виноградников. Никакой дикий зверь и хищный вор уже не проникнут чрез эту, усеянную тонкими шипами, изгородь. Попутно не лишнее будет заметить о том, что в Палестине существуют трех родов изгороди для полей и виноградников: из местного песчано-известкового камня, кактусных растений и терновника. Первого рода изгороди делаются без всякого связывающого цемента. Просто складывается в невысокую стену камень, который добывают при вспахивании каменистых полей. Я видел такия изгороди на полях за г. Вильною. Палестинския каменныя изгороди, как не связанныя никаким цементом, разползаются при всяком толчке. Таким устройством каменных изгородей в Палестине вполне объясняются слова притчи Господа о злых виноградарях. Хозяин виноградника послал к тяжетелем своего раба. Тяжетели же, камением бивше, пробиша главу этому рабу (Мар. 12, 4). Очевидно, что эти тяжетели, увидев идущого по тропе раба своего хозяина, подбежали к каменной изгороди виноградника, без затруднения брали из этой изгороди камни и бросали ими на раба. В Святой Земле эта черта притчи наглядно понятна. Конечно, не к такой стене прижала ослица ногу Валаама (Числ. 22, 25). Есть другой род изгороди в Палестине. Это изгороди живыя.

У нас на Руси кактусы растут в горшках и служат украшением светлиц – лучших комнат в доме. У нас кактусы едва ли достигают роста и двух аршин. В Палестине кактусныя растения – самая обыкновенная живая изгородь. Там эти кактусы растут выше сажени высоты. Наши паломники удивляются, увидев в Яффе, и по дороге в Иерусалим, и в самом Святом граде, изобилие живой изгороди из тех растений, которыя у себя на родине они видели только на окнах светлиц. В Палестине на кактусах растут живые плоды, на подобие наших желтых слив. Это даровая пища бедным. Припоминается мне следующий случай: раз, утром, я навестил в Иерусалиме духовника нашей миссии о. Вениамина (уже скончавшагося). Он осторожно чистил ножем желтые плоды, покрытые чрезвычайно тонкими остями. Это были плоды кактуса. Я отведал их. Они приторно-сладки. Начальник миссии о. архимандрит Антонин и вся братия миссии, как оказаюсь, кушали эти плоды натощак, как тонирующее средство. На плодах кактусов ости тонкия. На стволах кактусов шипы, как острые гвозди. Не к этим ли гвоздям была прижата ослицей нога Валаама? И теперь наши паломники по опыту знают, как ослик норовит прижать всадника к колючкам кактуса... Ствол кактуса очень жирный. С его шипов не возможно сделать тернового венца.

Прежде, чем перейдем к описанию терновника – Spina Christi, скажем еще несколько слов о разностях терновников и драчий Святой Земли. Есть там самый распространенный вид терновников для живых изгородей. Об этом виде терновника в притчах Соломона говорится: «путь ленивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий» (Прит. 15, 19). Терновый плетень на Востоке служит символом убожества, малости. Этим объясняется горделивый ответ царя Иоаса царю Амасии: «и послал Иоас, царь Израильский, Амасии, царю Иудейскому, сказать – терн, который на Ливане, послал к кедру, который на Ливане же, сказать: отдай дочь свою в жену сыну моему. Но пришли дикие звери, что на Ливане, и истоптали этот терн (4Цар. 14, 9).

Есть в Палестине вид тернистого дерева, известного под именем «Содомского яблока». Когда это яблоко созреет, то внутри плода заключается только горько-соленая пыль. Ветки этого терновника не могли быть употреблены для тернового венца. «Содомское яблоко» служить в Палестине символом обманутых ожиданий. Да и растет это дерево по преимуществу около Мертвого моря.

В истории защиты Троицкой лавры от ляхов, в период лихолетья, упоминается о так называемом «Троицком чесноке», т. е. о той железной колючке, которую как ни бросай на землю, всегда один шип будет кверху. Это прибор на подобие греческого τρίβολος. Русские ополченцы бросали ляхам по дороге к обители преподобного Сергия эти треконечники с тремя остриями. На эти треконечники натыкался противник. В Палестине растет звездовидный терновник, с именем cantaurea, который напоминает Троицкий треконечник. Но и не из звездовидного терния был сделан римскими воинами терновый венец.

В ближайших окрестностях Иерусалима произрастает терновник Spina Christi. Это и есть древо, или точнее, кустовидное растение тернового венца нашего Спасителя. Этот терновник, с острыми остями, был здесь же, под руками воинов игемона. Им недосуже было ходить вдаль за иглистым терном. Воини игемоновы могли срезать своим отточеным мечом ветвь терна и на дворе игемона. Тогда, говорит евангелист Матфей, воини игемоновы, приемше Иисуса на судище, собраша нань все множество воин: и совлекше Его, одеяша Его хламидою червленою и сплетше венец от терния, возложиша на главу Его (Матф. 27, 27–28). Кровь обагрила лик Спасителя, когда острыя ости этого венца вонзились в главу Искупителя мира. Острая боль должна была поразить Его сердце. И все сие – за спасение мира...

Когда второй раз посетил Святый град пишущий эти строки, в руках одного араба-христианина заметил он терновый венец из Spina Christi. Араб приготовил его для продажи русским паломникам. Я приобрел этот вепец.

О древе тернового венца один из путешественников в Святую Землю замечает, что «гибкия ветки его с острыми шипами как бы нарочно приспособлены для ужасной пытки Господа нашего Иисуса Христа». Ветки этого терновника наливаются с декабря. Листья его светло-зеленого цвета, овальной формы. Шипы очень остры. Цветы мелки, белого отлиза. Плод похож на наш крыжовник. Арабы называют плоды этого терна «грудной ягодой».

Spina Christi резко отличается от всех разновидностей терновников и драчия Святой Земли. Наши паломники знают это растение.

* * *

1

Святая Земля и Библия, соч. д-ра Гейки.

2

Жизни Иисуса Христа, соч. д-ра богословия Фаррара, стр. 415, прим. 538.


Источник: Прот. Климент Фоменко. Древо тернового венца Спасителя. (Из заметок путешественника в Святую землю). // Церковныя ведомости, издаваемыя при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 29 Октября 1905 года. № 44. — СПб.: Синодальная Типография, 1905. — С. 1874-1876.

Вам может быть интересно:

1. Корабли Фарсийские протоиерей Климент Фоменко

2. О ризе Христовой Иван Васильевич Баженов

3. Пособие к изучению и преподаванию второй части православно-христианского Катехизиса протоиерей Сергий Соллертинский

4. Тысячелетнее Царство Христово иеросхимонах Сергий (Четвериков)

5. Простые и краткие поучения. Том 9 протоиерей Василий Бандаков

6. Слова к тобольской пастве, говоренные в продолжении 1852-1856 гг. Том I архиепископ Евлампий (Пятницкий)

7. Архиепископ Димитрий (Муретов), как церковный проповедник протоиерей Николай Гроссу

8. Непогрешимость римского папы в учении веры и нравственности христианской пред судом Священного Писания и Предания, церковной истории, самих епископов римских, латинских богословов, западных соборов и здравого смысла протоиерей Тарасий Серединский

9. Слово любви духовному юношеству митрополит Иосиф (Петровых)

10. Морское сообщение между Тяньцзинем и Шанхаем архимандрит Палладий (Кафаров)

Комментарии для сайта Cackle