протоиерей Климент Фоменко

Корабли Фарсийские

Духом бурным сокруши корабли Фарсийские (Пс. 47, 8).

<...>Нет достаточного основания утверждать, что под Фарсисом должно разуметь Испанию, и в частности город Тартесс в Андалузии, откуда в древности вывозилось золото и драгоценные камни. И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиииу: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис; отдал плату за провоз, и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа (Иона. 1, 1–2). Полагают, что пророк Иона, скрываясь от лица Господня, поплыл в Испанию! Что общого было в то отдаленное время между Обетованной Землей и Испанией?! Ни религиозных, ни политических, ни даже торговых соотношений между сими двумя противоположными странами не существовало. Корабли Хирама, царя Тирского, и корабли Соломона привозили золото и другия драгоценности и слоновую кость и павлинов из Офира. И прислал Хирам чрез слуг своих корабли и рабов, знающих море, и отправились они с слугами Соломона в Офир, и добыли оттуда четыреста пятьдесят талантов золота и привезли царю Соломону (2Пар. 7, 18). В Испании не могло быть местной слоновой кости и павлинов. Толкователи Библии – Михаэлис, Нибур и другие ищут Офир в счастливой Аравии, другие ищут его в Индии, но не в Испании. Бегство пророка Ионы в Испанию не имеет никаких религиозно-нравственных побуждений. А для пророка<...> другия какия-либо побуждения и не мыслимы. Пророк Божии Иона, скрываясь от лица Господня, вместо того, чтобы сухим путем отправиться на восток, в Ассирию, в главный город сего великого царства – Ниневию, сел в Иоппии на Тарсийский корабль и направился в город Тарс – главный город Киликии, родину (впоследствии) святого апостола Павла-Тарсянина (Деян. 9, 11). На основании 22 стиха X главы 3-й книги Царств можно предполагать, что Тарсийские корабли, т. е. корабли под флагом Киликии и главного ея города Тарса (такие морские флаги были вообще и в то время и об них упоминается в 7 ст. XXVII гл. пророка Иезекииля), представляли из себя морския суда меньших размеров, сравнительно с великими кораблями Тира и Сидона. Пророк Иезекииль прямо говорит о Тире: Фарсийские корабли (надо читать Тарсийские корабли, по Вульгате), были твоими караванами в твоей торговле, и ты сделался богатым и весьма славным среди морей (Иез. 27, 25). Тир, Сидон, Бейрут (древний Вирит), Киликия и Тарсис находятся хотя и в далеком соседстве, но все-же на одном и том-же восточном Мало-Азийском берегу Средиземного моря. Эти уединенные теперь берега и эти места так хорошо известны нашим путешественникам в Святую Землю... Эти корабли прибрежных соседей и составляли, по пророку, морские караваны.

Фарсис не менее 18 раз упоминается в книгах Ветхого Завета. Первый раз упоминается это имя в книге Бытия, гл. X, ст. 4. Фарсис был внук Иафета, сына Ноя. Сия суть бытия сынов Ноевых: Сима, Хама, Иафефа: и родишася им сынове по потопе. Сынове Иафефовы: Гамер и Магог, и Мадай и Иован и др. Сынове же Иовани: Елиса и Фарсис (Быт. 10, 1–4). От сих сыновей, по замечанию книги Бытия, населились острова народов в землях их (Ст. 5 X гл. Бытия). Не дает-ли это место книги Бытия основания для предположения, что город приморской Киликии – Фарсис основан Фарсисом, внуком Ноя? Засим, Фарсис упоминается в псалмах: XLVII и LXXI. В псалме XLVII говорится о кораблях Фарсийских, а в LXXI о дарах, которые принесут Соломону царие Фарсийстии и острови (ст. 10). Засим несколько раз о кораблях Фарсийских времен Соломона упоминается в 3-й книге Царств (гл. X, ст. 22) и в 2-й Паралипоменон (главы II, ст. 16 и VIII, ст. 18). У пророков Исаии и Иезекииля, и именно в пророчествах их на Тир, всегда упомянается и о Фарсисе. Пророчество о Тире. Рыдайте корабли Фарсиса; ибо он (Тир) разрушен; нет домов, и некому входить в домы (Ис. 23, 1). Цитаты из Иезекииля приведены выше. У LXX толковников Фарсис в перечисленных местах пишется Θαρσείς. По замечанию блаженного Иеронина, это чтение неправильное. По еврейски Фарсис читается Tharsis. Здесь, в таком чтении, и разгадка всего вопроса. Корабли Фарсийские есть корабли города Тарсиса или Тарса, родины апостола Павла1. На Тарсийских кораблях пророк Иона мог и направиться в Тарс, мимо Тира, Сидона и Вирита, вблизи Мало-Азийского берега Средиземного моря. И теперь, сколько я помню, с палубы парохода показывают на означенном берегу мраморную колонну, обозначающую якобы то место, где кит изверг Иону на сушу (Ионы 2, 11).

Мне могут возразить, что Тарсис Киликийский стоит не на берегу моря. Он не приморский город, как Тир, Сидон, Яффа и другие города Палестины. Действительно, Тарсис находится на разстоянии около 50 верст от берега. Но он мог иметь приморскую гавань у города Мерсины, известной нашим паломникам в Святую Землю. И Иерусалим не приморский город. Но царь Соломон устроил в Яффе пристань для своих кораблей (2Пар. 11, 16). А Яффа отстоит едва-ли не вдвое дальше от Иерусалима, нежели Мерсина от Тарса. Тарс, издревле и теперь, был и есть замечательный торговый пункт. На сих днях я имел случай разсматривать заграничный план проектируемой германским правительством железной дороги от Константинополя в Багдад. Дорога эта направлена на Тарс. «Tharsis» станция. От нея боковая малая ветвь к морю. Родина апостола Павла оживет вновь!

* * *

1

В подтверждение мнения о. протоиерея Фоменко может служить еще свидетельство Иосифа Флавия, что пророк Иона сел на корабль, чтобы плыть в Киликию (Древн. кн. IX, гл. XL). Некоторые видят в Тарсисе древний Карфаген, но большая часть комментаторов Библии разумеют под Фарсисом именно Тартесс на Гвадалквивире, бывший древнейшим поселением финикиян в Испании, и сие наиболее согласуется с словами пророка, что он бежал от лица Господа, в крайний пункт страны, диаметрально противоположный Ниневии, куда он был послан (Свящ. Летопись Властова, т. IV, стр. 217). – Прим. ред.


Источник: Протоиерей Кл. Фоменко. Корабли Фарсийские. // Церковныя ведомости, издаваемыя при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 9 Ноября 1902 года. № 45. — СПб.: Синодальная Типография, 1902. — С. 1594-1596.

Вам может быть интересно:

1. Древо тернового венца Спасителя протоиерей Климент Фоменко

2. Матренушка-босоножка Иван Васильевич Баженов

3. О воскресении мертвых профессор Василий Федорович Певницкий

4. О Боге Мздовоздаятеле. Частное мздовоздояние профессор Митрофан Филиппович Ястребов

5. Александр Тимофеевич Никольский: приходской священник Входоиерусалимской (Знаменской) церкви в Санкт-Петербурге протоиерей Михаил Горчаков

6. Простые и краткие поучения. Том 11 протоиерей Василий Бандаков

7. Поучение, сказанное при посещении города Волоколамска в соборе 6 июля [1890 года] епископ Христофор (Смирнов)

8. Русская святыня в Парижском саду профессор Сергей Сергеевич Глаголев

9. Индифферентизм и скептицизм в религии: из журнала "Lenseignement Catolique" за 1880 г. профессор Николай Иванович Барсов

10. Собрание слов. Том I митрополит Сергий (Ляпидевский)

Комментарии для сайта Cackle