Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

О лицах, совершающих богослужения

Для совершения церковного богослужения Сам Господь Бог установил особых лиц. Лица, назначенные к совершению богослужения, были для сего посвящаемы, в Ветхом Завете, по повелению Божию, церковное богослужение совершали первосвященник, священник и левиты. Господь Бог указал Моисею, каким образом должно быть совершаемо посвящение левитов (Чис. 8:5 и след.), священников (Исх. 29:1 и др.), первосвященника (Лев. гл. 8; Исх. гл. 29). Когда же люди, которые не были призваны и не были посвящены к тому, чтобы совершать церковное богослужение, решались сами отправлять его, тогда они тем прогневляли Бога и были наказываемы. Так, когда двести пятьдесят иудеев возмутились вместе с Кореем, Дафаном и Авироном и, не быв посвящены во священники, взяли кадильницы и пред скиниею пожелали совершать богослужение, тогда они за это были поражены огнем, упавшим с неба (Чис. гл. 16). Также и царь Озия, пожелавший во храме исполнять дело священников, за то наказан был проказою, в которой потом и умер (2Пар. 26:16–21). В Новом Завете Господом были избраны апостолы и получили от Него повеление учить народ, совершать таинства, управлять Церковью (Мф. 28:18, 19; Ин. 20:21 и др.) и потом были посвящены на это дело служения, в пятидесятый день по воскресении Господа, излиянием на них благодати Святого Духа в виде огненных языков (Деян. 2:1–4). Апостолы полученную ими благодать Святого Духа сообщили чрез рукоположение лицам, ими избранным, и заповедали этим своим преемникам передавать чрез таинственное рукоположение полученную ими благодать последующим избранным лицам (Тит. 1:5; 1Тим. 5:22). Так исполняется и будет исполняться до скончания века воля Господа нашего Иисуса Христа. Господь сказал апостолам: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа... и се Аз с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:19:20). Апостол Павел писал к коринфянам: «Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет» (1Кор. 11:26) – и внушал лицам, которые не посвящены к совершению церковного богослужения, не осмеливаться отправлять его. Апостол писал: «Еда вси апостолы, еда вси пророки, еда вси учители (1Кор. 12:29). Никто же сам себе приемлет честь, но званый от Бога, якоже и Аарон (Евр. 5:4)». И со времен апостольских существует для совершения церковного богослужения три степени священства – архиерей (епископ), иерей (священник, пресвитер), диакон. Посвящение во все эти степени со времен апостольских совершается чрез архиерейское рукоположение (хиротонию). Апостолы чрез возложение рук поставили диаконов (Деян. 6:6), рукоположили пресвитеров (Деян. 14:23) и архиереев (епископов) (1Тим. 4:14; 2Тим. 1:6).

Архиерей есть главный священнодействователь и совершитель таинств. Только он имеет власть совершать таинство священства, освящать миро и антиминс. Священник совершает таинства и вообще церковное богослужение в зависимости от епископа, который дозволяет и может запретить священнослужение иерею. Священник помазывает миром, уже освященным архиереем, при освящении церкви, совершаемом священником, он полагает на престол антиминс, уже освященный архиереем. Архиерей и священник суть сообщители даров благодати, поэтому они благословляют людей. Архиерей благословляет одною рукою, двумя руками, дикирием и трикирием, имея в руке жезл. Священник благословляет одною рукою. Диакону не дано права совершать таинства и потому – благословлять народ. Он служит при таинствах. Между всеми архиереями, всеми священниками, всеми диаконами есть старшие и младшие, есть особые, которые почтены особой честью, званием пред другими, есть имеющие особую обязанность, особое право, особую должность при управлении, есть начальствующие и есть подчиненные. Отсюда в степени архиерея есть звание епископа, викария, архиепископа, экзарха, митрополита, а на востоке патриарха; в степени священника есть звание иерея, протоиерея, протопресвитера, игумена, архимандрита; в степени диакона есть звание протодиакона, архидиакона. В монашестве есть звание иеромонаха, иеродиакона. Но по священству, по сообщению Божией благодати все патриархи, все митрополиты, так и экзархи, архиепископы, епископы равны между собою. Подобным образом по благодати равны между собою протопресвитеры, протоиереи, иереи и т.д.

При богослужении церковном участвуют так называемые церковнослужители – свещеносец, чтец, певец. Все их обязанности может исполнять одно лицо. При архиерейском служении в звании церковнослужителя состоит иподиакон. Церковнослужители тоже посвящаются архиереем.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle