Заключение
«Едино же есть на потребу – послушание слова Божия» (1:403)
Всю многогранность суждений Задонского Затворника инока Георгия, разносторонность его наставлений, глубину духовных размышлений можно свести к его же четверостишию:
«Едино на потребу:
Горети духом к Небу,
О земных же не радеть,
Ради Господа – терпеть!» (2:149).
Нам нужно одно: послушание слову Божию и неразрывно с ним связанные – будущая блаженная жизнь, вечное спасение, что избрала Мария и «что Сам Христос объявил Марфе, пекущейся и молвящей о многом» (3:508, 518, 617...). Все, что при нас, возле нас – временное, сегодня есть, а завтра нет, но что избрала Мария, то никогда «не отьимется от нея» (1:403).
Временное, земное «мимо идет», протечет, как водичка в реке. Здесь нет на чем остановиться – все непостоянно скоро похищаемо – тает даже в наших руках, как тает снег, «и в глазах наших исчезает, как дым; и невольно лишаемся всего. Кто не видит, как на свете все превратно и подобно колесу, которое на одном часу сколько раз и вверх и вниз оборачивается!» (3:508).
Сказав о непостоянстве всего временного, мимолетности всего земного, Старец тут же напоминает, что это же временное, мимолетное принесет нам неоценимую пользу, если мы правильно его проведем – будем жить по заповедям Божиим и искать единого вечного спасения. «А что вечно, то без конца! Здесь же хотя бы кто тысячу лет наслаждался всякими утехами, всякими забавами, но последняя минута жизни все то разом пресечет! И настанет мука и горесть адская – за сладости временные. Так лучше же здесь нам произвольно скорби и горести терпеть и всякие неприятности сносить: ибо они, там же, как и удовольствия, пройдут; но последняя минута освобождения от них и преселения души в вечную жизнь будет уже началом бесконечной радости о Господе. О радость неизреченная! Там нет печали и оскорбления; нет опасности, ни лишения; нет никакой зависти, ни злобы; нет враждующих, ни злословящих; там все покойно! Все свет! Все радость и любовь бесконечная!» (3:509). Там во всех и во вся Христос Господь, а где Он, там нет ни печали, ни воздыхания; там нет и таких речей, «какие здесь бывают. Там друг о друге радуются и говорят не языком, но любовью, и все славословят Господа и пребывают, как Ангелы: там гласы без звуков, от любви произносимые: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! И Аллилуиа без конца! Как же здесь нам уклоняться от скорбей и прискорбного пути, которым идя можем, милостью Божией, достигнуть в покой и радость вечную!» (3:518–519). «Дай нам Господи, здесь терпение до конца, чтобы удостоиться милости Твоей и внити в радость вечную, в радость всех радостей, в радость Божию, неизреченную! Но, – останавливает Старец внимание христианина, – покуда еще время есть, читайте, молитесь, трудитесь, всегда занимайтесь делом спасения и храните в себе память Божию» (3:509).
Инок Георгий паки и снова подымает глас увещания задуматься, осмотреться, не отступать от учения Спасителя – или искать Его, делать все с любовью – избрать единое на потребу. Старец просит умножить благодеяния, усилить молитву – даже о нем самом. Наконец, Подвижник призывает благоволение Божие, покров Божией Матери, заступничество Ангела Хранителя и всех прославленных Богом Святых; призывает отделиться от всего временного, оторваться от скоропреходящего «и духом горе возноситься».
Старец увещает: «Осмотрись убо, возлюбленный христианин, пока время не ушло, и воздыхай ко Христу, чтобы Сам Он исправил сердце твое и наставил на путь Свой. Будьте свободны навсегда от земных пристрастных мудрований; сердце ваше да не отступит никогда от учения Христова. Ежели что и имеете для временной жизни, то пусть это не занимает вас много; имейте, как будто бы не имели. Печаль свою возлагайте на Господа: Он вас пропитает» (1:356, 357). «Взыскающие Господа не лишаться всякого блага! О чем же вы грустите? Где бы вы ни были и где бы вы ни жили, повсюду нужно, ради вечного спасения, – и жить и делать все с любовью по воле Господней: в этом ваше утешение!» (3:566–567) «Живите, как научает Иисус Христос: иного пути нет к вечному спасению. Марфа заботилась и молвила о многом; Мария же избрала себе одно; и Господь одобрил ее выбор. «Едино есть на потребу! Мария же благую часть избра, яже не отьимется от нея». Поистине едино есть на потребу – вечное спасение, а словом: «избрала» означается самовластное произволение Марии ко благому – быть в послушании слова Божия» (2:339). Как Мария, «оставивши многомолвящую Марфу, внимала единому Господу, так и вы не другого чего ищите, не человеческих похвал и удовольствия, но только разума слова Божия, да воз- радуетесь о Господе» (3:442–443). Старец делает очень важную оговорку: «Господь похвалил Марию пред Марфой, которая много трудилась и заботилась о телесных вещах, однако Господь приемлет и телесную добродетель; Он у них в то время остался кушать, чтобы и Марфины труды не тщетны были; ибо она с великим усердием готовилась угостить Его» (2:11–12). И еще: «Покойтесь в Господе! Утешайтесь чаянием радостной жизни в будущем веке за претерпеваемые здесь скорби» (2:359).
Просит: «Прошу вас умножайте повседневные благодеянии ваши – и вы самим делом дознаете великую к вам милость Божию» (1:247). «Прошу и меня многогрешного поминайте в молитвах ваших» (1:254).
Призывает Небесное благоволение:
«Буди вам благоволение Божие, упокоивающее ваше сердце и напояющее душу благодарными струями во псалмопении и молитве» (3:511). «Да поможет вам Господь Бог, мирно проведши все дни жизни сей, достигнуть жизни вечной – для которой мы и сотворены и призываемся Спасителем нашим» (1:248).
«Покров вам – Матерь Божия» (2:359). «Мое и ваше покровительство одно – истинное, всемилостивое, спасающее нас от неприязни – Матерь Божия, Заступнице беззаступных и всех скорбящих радость» (3:512). «Прошу смиренным поклоном покровительства Божией Матери, да сохранит нас до конца под Своим материнским покровом» (2:332).
«Данный при святом Крещении вам святой Ангел Хранитель да пребудет до самого исшествия души от тела, охраняя вас от всякой неприязни» (2:332); «да внушает вам мысль благую – проходить мимо временных в блаженство вечное» (3:606).
«Себя и вас поручаю молитвам Святой Православной Церкви и всех Святых, прославленных Богом» (2:332).
«Мир вам милостью Божией, – как будто мы сейчас видим благословляющую руку Великого Подвижника и слышим его святой глас, – когда мысль сердца не ищет иного утешения и покоя ни в чем другом, как только в приискренном внимании слову Божию!» (2:348).
Выводом ко всему да будут слова святого Григория Богослова, славнейшего отца Церкви Ѵ века, которые составляют целое письмо Подвижника к одному из адресатов: «Ничто так для меня вожделенно не было, как чтобы, закрыв чувства, вне плоти и мира быть, и в единого себя углубившись, ни к чему из человеческих не прикасаться (не все бо есть на потребу); но с самим собой и с Богом разглагольствуя, презирать видимая и носить в себе Божественный образ, всегда чистый и не примешанный к блудящим изображениям, чтоб. еще здесь питаться надеждами блаженства будущего века, жить с Ангелами и, еще на земле пребывая, оставлять землю и духом горе возноситься» (3:446–447).
«Блажени подвизающиеся о Господе. Радость вечная приимет вас. Прошу смиренных молитв ваших и о моем недостоинстве. Христос посреди нас!» (1:264).
* * *
Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Закончен труд, а вместе с ним и мимолетные дни моего земного пути. Вижу Врата Вечности. Господи! Открой мне их и прими меня как последнего, но в числе спасающихся!
Всем низко кланяюсь, у всех искренне прошу прощения и святых молитв.
Да пребудет со всеми нами Господь!