профессор Константин Ефимович Скурат

Б. На святую Пасху

1. ЗНАЧЕНИЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДА

Христос Воскресе! Какой глубокий смысл и какая светлая радость заключена в этих св. словах, часто и многократно повторяемых в дни св. Пасхи! Ими упраздняются все печали, невзгоды и даруется жизнь и утешение. В них вся сущность нашей веры и упования, вся полнота вечного блаженства.

Через воскресение Господь во всей силе «открылся Сыном Божиим» (Рим. 1, 4), Богом во плоти, единым имеющим жизнь в Себе Самом. Восстать из гроба мог только Всемогущий. Чудесно и то, что это воскресение было заранее предсказано и предсказано Им Самим.

Воскресший Жизнодавец исполнил света саму преисподнюю. Своим явлением Он озарил ее пленников, возвестил им наступление Царства Божия и вывел из мрака духовной темницы всех ветхозаветных праведников. Теперь даже многие грешники, хотя после смерти и нисходят душой во ад, но если они перед своей кончиной уверовали во Христа и раскаялись в своих заблуждениях, то могут надеяться на милость Божию по молитвам Церкви и особенно в силу приносимой за них Евхаристической (литургической) жертвы.

Воскрес Христос – значит, принята принесенная Им на кресте жертва за грехи мира, значит, с человечества снята клятва законная, которой были наказаны за непослушание прародители. Весь человеческий род со времен падения Адама и Евы был заражён ядом греха и умирал. Но Господь создал человека не для смерти, а для вечной жизни. Поэтому Спаситель по Своей вечной любви к людям взял на Себя их грехи и наказание за них и распял их на кресте. Та же Правда Божия, которая наложила на людей клятву за грех, сама и сняла ее.

Воскресением Спасителя смерть побеждена, разрушена ее грозная держава: иначе тело Христово осталось бы в ее оковах. Значит, и все верующие в Него оживут и вместе с Ним будут. Он – «Первенец из умерших» (1Кор. 15, 20). Нет больше мертвых, во Христе воскресшем все живы. Никакие наши невзгоды, горе, недуги и даже смерть дорогих и близких нашему сердцу не могут и не должны затмить этой нашей веры и нашего упования.

«Воскрес Христос – всех воскресение, – рассуждает св. Епифаний Кипрский. – Воскрес, и даровал радость всей твари; воскрес, и темницы ада опустели... и тление естества изменил в нетление... Вся новая во Христе тварь обновляется Воскресением. Весь мир соделывается новым через Христа»119.

Полагается для человечества иное – вечное житие. Началось оно в лице ветхозаветных праведников, которых Господь ввел в царство славы, и продолжается оно в том смысле, что воскресший Жизнодавец открыл для всех людей врата в вечные обители Отца Небесного. Нет больше преград на пути к древу жизни, нет такого оружия, которое бы устояло перед крестом и воскресением. «Да не смущается сердце ваше, – обращается Сам Господь к Своим верным последователям, – веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много... Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14, 1–3). Господь обещал Своим верным ученикам уготовать им место, а Его обещание непреложно. Знамением того, что крестом и воскресением для всех верующих открыты двери рая, служит то, что всю светлую седмицу богослужение совершается при отверстых царских вратах: алтарь является образом рая.

Воскресение Сына Божия утвердило истинность Евангельского закона. Воскрес Христос – значит, всё, чему Он учил и что совершал, свято и истинно. Уверенные в этой святости и истинности учения Божественного Наставника св. Апостолы почти все приняли за Него мученическую кончину. Если бы эти благовестники сомневались в достоверности воскресения Христа Спасителя, то как могли бы они отдать свою жизнь за Него?! Без факта воскресения необычный энтузиазм апостольского благовестия не имел бы оснований, и вообще вся история христианства, первоначальная и последующая, представляла бы особый ряд невозможностей и осталась бы непонятной. Эта истина воздвигла сонмы праведников, великих подвижников, Богопросвещенных святителей. Вся Христова Церковь, на протяжении многих веков обуреваемая волнами мира, утверждалась и стоит непоколебимо на истине Христова воскресения. Не будь воскресения Христова – не было бы и самой Церкви. Церковь – это Богочеловеческий организм. В этот организм входит общество верующих. А на чём утверждается вся их вера и всё упование? – На истине воскресения Спасителя, на истине и веры, и разума.

Дорогие отцы, братья и сёстры! Значение воскресения Христа Спасителя простирается на все века – до окончания измерения времени. Тихо, в глубине уединенного сада Иосифа Аримафейского впервые были сказаны Небожителем победоносные слова: «Его нет здесь: Он воскрес» (Мф. 28, 6). И однако же эти слова быстро прошли через Палестину, Афины, Рим, через всю вселенную, достигли всякого колена небесных и земных и преисподних. Прошло более девятнадцати веков со времени события Воскресения Христова, а ангельский глас «Он воскрес» так же нов и теперь, как был нов и тогда, и также сообщает ту же ни с чем несравненную радость, какую разливал и тогда (Мф. 28, 8). Истину воскресения Христова, её величие и спасительность, верующие люди познали и сердцем и разумом, и поэтому так радостен сегодняшний праздник. Это воистину торжество из торжеств, праздник света, истинного утешения и душевной радости, ибо Христос воистину воскрес! Аминь.

2. РАДОСТЬ

Христос Воскресе! Сколько великой радости мы вкладываем с вами в эти св. слова, изменяющие всё вокруг нас и нас самих! С каким душевным подъемом мы произносим, повторяем их бесчисленное количество раз в св. дни Пасхи! "Пасха! – говорит св. Григорий Богослов. – Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды»120. Нет праздника более радостного, чем Светлое Христово Воскресение. Нет и богослужения более торжественного, чем в св. пасхальную ночь. Едва священнослужители запоют в алтаре: «Воскресение Твое Христе Спасе...» как тысячи рук подымаются для крестного знамения и из миллионов сердец несутся радостные благодарения Воскресшему Спасителю: слава Тебе, Господи за то, что сподобил еще раз встретить Твое Светлое Воскресение!

И пасхальное ликование нам хорошо понятно: в событии Воскресения Христова заключены все радости нашей веры и нашего упования.

Что для человека всего страшнее, ужаснее в его земной жизни? Несомненно, смерть. Мысль о смерти всегда ужасала человека. Всякий раз он со страхом представляет, как ему придется испустить последний вздох и умереть, оставить всё и всех. А как скорбят люди, когда видят умирающими своих близких, родных или когда родители видят бездыханными своих детей! Но теперь не нужно скорбеть через меру и не следует страшиться. Христос Спаситель Своею смертью победил нашу смерть и Своим воскресением положил твердое основание нашему воскресению. Для верующего человека смерть не является уничтожением или прекращением жизни. Она не прерывает жизни бессмертной души, а лишь переносит ее в иную сферу бытия – в бесконечную. И самый гроб служит лишь ложем для бренных останков до всеобщего воскресения. Пройдет время, и наступит час, когда всемогущей силой Божией все мертвые, наши деды, прадеды, как один человек, оживут и выйдут из гробов. Своими преображенными телами они соединятся с неумиравшей душой для жизни нескончаемой с Господом. За смертью видна жизнь, небо, общение с миром Горним. Добро победило зло, свет рассеял греховную тьму – и жизнь человека наполнилась смыслом: значит можно и должно верить в силу Божию, следовать за Тем, Кто сущим во гробех живот даровал. Значит можно и другим возвещать Его заповеди, ибо это значит давать им жизнь, указывать путь в вечность.

Поэтому сегодня с таким восторгом и восклицает св. Иоанн Златоуст: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?.. Воскресе Христос, и жизнь жительствует! Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо восстав от мертвых, начаток усопших быстъ». «Никто же да рыдает... Никтоже да плачет... Никто же да убоится смерти». «Внидите вси в радость Господа своего... Вси насладитеся пира веры восприимите богатство благости».

Воскресение Господа озарило человечество светом истины и показало непреложность всех божественных обетований. Оно послужило также убедительным свидетельством, что принесенная Сыном Божиим жертва за грехи мира принята Отцом Небесным, и что Отец Небесный, по Своей бесконечной любви к миру отдавший ради мира Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16), видит нужды людей и готов им подать всё полезное.

Поистине, много радости, утешения принес Господь человечеству Своим славным воскресением. Как исчезает тьма перед лучами восходящего солнца и как бежит перед его теплом ночной холод, так гибнет перед радостной вестью воскресения всякая печаль и всякое уныние. Но кто может по настоящему ощутить сегодня величие радости воскресения Христа Спасителя? Кто может возрадоваться всей своей душой, всем своим существом? "Нет ныне, – учит св. ап. Павел, – никакого осуждения». Но кому? – «Тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу»; которые думают не о плотском, греховном, а о духовном, о жизни в Боге (Рим. 8, 1–13), о святости и благочестии; которые сегодня прощают оскорбившему, не клевещут, не осуждают другого (в чём сами нередко виновны), протягивают братскую руку помощи своему ближнему. Истинно радуется тот, кто твердо верит, что смерть и врата ада разрушены Воскресением Христовым, что он в определенное Богом время воскреснет и этой великой милости Божией ожидает. Радость о Воскресшем Господе обнаруживается и у тех, которые с усердием посещают храм Божий, где она – эта радость – постоянно является в св. таинствах, в величественном богослужении, общей молитве, в священных обрядах.

Однако Церковь призывает сегодня всех к радости: Господь богат Своими милостями – и дверь покаяния и вхождения в радость нынешнего дня отверста для всех. Если кто пришел на дело Божие очень поздно – «во единонадесятый час», стал заботиться о своей душе уже в старости, и тот «да не устрашится замедления», ибо щедрый Домовладыка принимает и «последняго якоже первого», успокаивает искренне пришедшего и в одиннадцатый час, как и трудившегося с утра, воздавая всем должное; и добрые «дела приемлет» и даже благое намерение или расположение целует и хвалит121.

Если же и сегодня нас продолжает что-либо печалить, нужно просить Господа избавить нас от скорби, просить просто – от сердца: Господи, обрадуй меня чем-нибудь для Твоего праздника! – И Он обрадует, Он скажет тебе: «Войди в радость Господина твоего» (Мф. 25, 21). Все мы хорошо знаем, как тяжелы бывают земные невзгоды, страдания даже при улучшающихся земных благах. Но вера в Воскресшего Спасителя сильнее всех скорбей – она дает и крепость, и бодрость, и свет.

Пусть же, дорогие отцы, братья и сёстры, ничто не омрачит нашей радости о Воскресшем Господе!

«Да возвеселится каждый истинный сын Церкви Христовой, как наследник Царства вечного, непоколебимого. Да торжествуют истинные последователи Спасителя, как участники немерцающей, необъятной славы Его. Да воспрянут от уныния и обремененные грехами, потому что Христос воскрес для нашего оправдания. Ни бедствия да не смущают, ни смерть да не тревожит, ибо из гроба Христова струится источник вечной жизни; свободным стал доступ к престолу благодати Божией; отверзлись райские двери; открыт путь в Царствие Небесное: Христос воскрес – веселие вечное»122.

Будем же в духовной радости праздновать «сей нареченный и святый день»; будем благодарить Воскресшего Господа за пасхальную радость; будем молиться и уповать, что удостоимся и вечной радости в невечернем дни Царствия Христова.

Аминь.

3. МИРОНОСИЦЫ

«Мироносицы жены, утру глубоку

представша гробу Живодавца» и

«обретша камень отвален от гроба,

слышаху от ангела: тецыте и миру

проповедите, яко воста Господь,

умертвивый смерть»

(стихира Пасхи и ипакои)

Так Церковь Христова свидетельствует о тех св. женах, которые первыми услышали весть о воскресении Господа, первыми Его встретили и стали благовестниками величайшего чуда для самих Апостолов.

Чтобы удостоиться этой великой чести, нужна была особая заслуга, необходимо было внутреннее просветление, прозрение духовного ока, нужна была способность к созерцанию и готовность принять Воскресшего. Мироносицы и были теми св. женами, сердца которых были достойны величайшей радости. Воскресший Господь явился им первым как бы в знак благодарности за их верное служение.

Мироносицы отличились своей живой и деятельной верой, согретой горячей любовью ко Господу. Они всегда готовы были сидеть у ног Божественного Наставника и впитывать в себя каждое Его слово, забывая даже о еде, о домашних делах, даже о долге гостеприимства, как это было с Марией, нашедшей в беседе с Божественным Гостем утоление своего жаждущего небесной истины сердца.

Не призванные к апостольскому служению, подобно ближайшим ученикам Спасителя, мироносицы, исполненные глубокой преданности Учителю, оставили свои дома, родителей, сродников и пошли за Ним, чтобы и учиться у Него и служить Ему. И даже тогда, когда Господь был предан на крестную смерть, и Его ближайшие ученики скрылись, они продолжали следовать за Ним на Голгофу, с замиранием сердца смотрели они на распятие, страдания, снятие со креста и положение Пречистого Тела в пещеру погребения. Они безбоязненно, безоглядно явили свою любовь к Божественному Наставнику и тогда, когда Тело Его лежало во гробе – они пришли помазать Его ароматами. Во мраке ночи, мимо страшной Голгофы, мимо теней окровавленных крестов они спешат ко гробу Страдальца. Идут, спешат, не озираясь вспять. Вспомним Марию Магдалину, которая одна пришла в уединенный сад, проникла ко гробу и стоит тут в глубокой скорби и недоумении: не только умертвили ее Учителя, но и куда-то унесли. "Господин! – говорит она воображаемому садовнику. – Если ты вынес Его, скажи, мне, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин. 20, 15); отдай мне Его – Он мне дорог.

Мироносицы искали Господа и нашли. Искали среди мертвых – «с мертвыми» «во тли», а нашли воскресшего в нетлении123. Они много явили самоотверженной и чистейшей любви и получили за это высокую награду. Еще во время Своего служения человеческому роду Господь обещал: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21). И теперь, воскресший, Он исполнил это Свое обещание. И с этой минуты и до последних дней земного бытия св. жены явились первыми и всегдашними бесстрашными благовестницами светлой радости восстания Христова.

Дорогие отцы, братья и сёстры! Путь св. жен мироносиц, путь преданной любви к Спасителю – это путь к Нему самый прямой и самый благонадежный. Может ли человек, искренне любящий Христа Спасителя, посвящающий Ему и свои слова, и дела, и даже мысли, уйти от Него? – Нет! Всю свою жизнь он строит и будет строить по христианскому закону, по церковным правилам. Ему не нужны доказательства истинности Евангельских сказаний. У него нет сомнений. Он верит слову Божию, всем сердцем радуется сегодняшнему светлому празднику и с радостной надеждой ждет и своего воскресения после томлений неизбежной смерти.

Так пойдем же и мы путем св. жен мироносиц! Будем подражать их глубокой любви и бесстрашной верности Христу Спасителю, не взирая на окружающее нас безверие. Тогда и мы, как истинно преданные Спасителю люди, не только здесь, на земле, будем иметь всегда в своем сердце радость воскресения Христова, но и после кончины сподобимся «истее» Того «причаститися в невечернем дни царствия» Его124.

«Ищите Господа воскресшего живой верой и деятельной любовью»! Ищите «по подобию мироносиц... И да возлюбит и Он вас, да просветит очеса сердца вашего, и во святем созерцании, в чистой радости, в блаженстве мирной совести да явится вам Сам»!125

Аминь.

4. ЕММАУС

Ранним утром в день воскресения Господня св. жены мироносицы сходили с приготовленными ароматами к живоносному Гробу, но не нашли там тела Господа Иисуса. Явившиеся им Ангелы – «два мужа в одеждах блистающих» (Лк. 24, 4) – и ужаснули и утешили их вестью о воскресении. Вернувшись от Гроба, они возвестили о виденном и слышанном св. Апостолам и бывшим с ними. Двое из них – Петр и Иоанн – также сходили ко Гробу и также обнаружили, что он пуст. Всё это вызвало у Апостолов смущение и недоумение. Они на время как бы забыли о предсказаниях Божественного Учителя и дивились «в себе происшедшему» (Лк. 24, 12).

В таком смятенном состоянии духа пребывали сегодня и два путника – Лука и Клеопа, шедшие из Иерусалима в селение Еммаус.

Лука и Клеопа вышли из города, когда уже стало известно, что тела Господа нет во гробе и что явившиеся св. женам Ангелы возвестили о Его воскресении. Идя, они вели беседу «о всех сих событиях... и рассуждали между собою» (Лк. 24, 14–15). Они не могли еще воспринять весть о воскресении своего Великого Учителя, но духом не отдалялись от Него. Глубокая и искренняя любовь к Распятому светилась и в их печальных взорах, и в их неудержимом желании беседовать о случившемся, о чём и вспоминать было тяжело, и говорить не безопасно. И вот, когда они беседовали, излагали друг перед другом свои недоумения и ставили один другому вопросы, к ним присоединился третий Путник и стал прислушиваться к их разговору. Это был воскресший Господь, но они Его не узнали, ибо, как говорит евангелист Лука, – он же и емаусский путник, – «глаза их были удержаны» (Лк. 24, 16). Их очи сначала были земные, оземленелые, неспособные или бессильные узреть Существо Духоносное. «О чём это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» – спросил их третий Спутник (Лк. 24, 17). Собеседникам показалось странным, что есть хотя бы и один человек, который ничего не знает о совершившемся в городе Иерусалиме в последние дни, о чём все говорили. Как свидетели и очевидцы, они рассказали об Иисусе Назарянине и обо всём случившемся с Ним. "А мы, – с грустью заключили они, – надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить» нас (Лк. 24, 21). Значит, что же? – Остается упасть духом, бросить мысль о несбыточном. И вот именно в этот момент – в минуты растерянности и беспомощности – и раздался ободряющий и одновременно обличающий за неверие божественный голос. Уже первые слова Христа Спасителя показали путникам, что Он не только хорошо знал о всём происшедшем, но и мог раскрыть истинный смысл событий. «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк. 24, 25) – упрекнул Он учеников, смущенных крестной смертью Учителя, и объяснил всё, что было предсказано пророками о Христе, что должно было исполниться и что ныне исполнилось. Смущению и печали был указан верный выход не в земном царстве Мессии, а в Небесном духовном Царстве воскресшего Спасителя – в жизни вечной. Спутники слушали – и сердца их горели. Так они дошли до селения, в которое направлялись, а так как «день уже склонился к вечеру» (Лк. 24, 29), то они просили Собеседника остаться с ними и отдохнуть. Просили они усердно: горящие и всё более разгоравшиеся их сердца подсказывали им такую просьбу. Господь не отказался. В доме была приготовлена трапеза, в которой Он принял участие. «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» (Лк. 24, 30). И в эту чудную минуту, которую богословы готовы понять как евхаристическую вечерю, как время совершения таинства св. Причащения126, у Луки и Клеопы отверзлись очи, и они узнали своего Божественного Учителя. Но теперь для них «Он стал невидим» (Лк. 24, 31).

Прозрев, получив силу свыше, внутренне преобразившись, ученики Христа Спасителя прониклись неодолимым мужеством и по завещанию своего Божественного Учителя пошли в мир со словом благовестия – всем языкам возвещать победу Жизни над смертью, добра над злом. И рыбари преобразовали лицо мира. Христос Господь для того и отверз им ум и просветил их Своим светом, чтобы и они отверзли ум, просветили сердца тысяч, десятков, сотен тысяч людей и помогли им стать через веру, через жизнь сынами света.

Дорогие отцы, братья и сёстры! Каждый из нас есть еммаусский путник. Все мы проходим дорогу жизни. Долго ли мы идем или коротко, много ли мы пережили радостей или испытали скорбей, но предел у всех один – день жизни склоняется к вечеру. По пути с нами идет Господь наш Иисус Христос, если только мы не чуждаемся Его. Идет и слушает наши речи, смотрит на наши дела, испытует наши мысли и желания. Испытует, но не стесняет нашей свободы. И счастлив, блажен тот человек, который узнает своего Божественного Спутника и пригласит Его в свой дом. И Господь войдет к нему, отдохнет и даст возможность отдохнуть и самому хозяину, благословит его, укрепит, утешит; откроет ему внутренние очи к уразумению Таин Божиих, что жив Бог, жива душа, что Христос воистину воскрес!

Аминь.

* * *

119

Воскресение Христово. М., 1914. С. 15.

120

Св. Григорий Богослов. Творения. Ч. IѴ. М., 1889. С. 124.

121

Из слова св. Иоанна Златоуста, читаемого на пасхальной утрени.

122

Из сочинений Анатолия, архиепископа Могилевского. Цит. по: «Воскресение Христово”. М., 1914. С. 34.

123

См. стихиры Пасхи.

124

Пасхальная утреня. П. 9, тр. 2.

125

Св. митрополит Московский Филарет. Слова и речи. Ч. I. М., 1845. С. 143.

126

См.: проф. прот. А. Ветелев. «Еммаусская вечеря». «ЖМП», 1967, №4. С. 76–78; №5. С. 53–56; 1968, №5. С. 64–68.


Источник: Идите и научите : сб. проповедей / К. Е. Скурат. - Сергиев Посад : Моск. Духов. Акад., 1998. - 335 с. ISBN 5-88253-020-2

Комментарии для сайта Cackle