Источник

Борьба с помыслами, искушениями, грехом и врагом спасения

Если человек увлечен мирской суетой до забвения о

духовных предметах, то, хотя он и слышит или

читает слово Божие, но не может вместить его (в таком

случае сердце его бывает подобно наполненному сосуду,

который, пока не освободится от того, что

содержит в себе, не может вместить ничего нового),

а поэтому и остается без плода.

Глинский патерик

Борьба с помыслами

Согласно определению преподобного Симеона Нового Богослова (†1021), «греховные помыслы – это стена, отделяющая человека от Бога». Общение с Богом становится возможным лишь после разрушения этой преграды (375). Допущение злых – греховных – помыслов ведет к нарушению единения с Богом – Источником Святости, Жизни. Кроме того, мысленный грех обычно «служит импульсом к греховным действиям» (109). Но человек может и согласиться с ним, может и отвергнуть. Исходя из сего, иеромонах Варсонофий (духовник Глинской пустыни в начале двадцатых годов XIX века) указывал: «Последователю Христову необходимо противиться порочным помыслам и не допускать их в свое сердце» (109).

Борьба с греховными помыслами – подвиг трудный, ибо речь идет о противостоянии самой злой силе, внушающей их (109). Старец Макарий (XIX в.) говорил: «Наука наук и искусство искусств состоит в умении управляться со зловредными помыслами» (420).

Глинские старцы раскрывали это «умение» – указывали действенные средства для успешной борьбы с недобрыми помыслами.

На первое место в борьбе становится откровение помыслов – исповедание их. «Постоянная готовность человека решительно пресекать греховные мысли в самом их зародыше, – учит старец Варсонофий (первая половина XIX в.), – чистосердечное их исповедание могут привести к полной победе над искусителем» (109. С: 377).

Представляя систему воспитания новоначальных иеросхимонахом Софронием (†1911), Патерик повествует: «Он приучал их быть откровенными с ним не только в делах, но и в помыслах. Такая откровенность и близость отношений не допускала учеников до грубых погрешностей. Нелегко бывало новоначальному иноку открывать помыслы своему наставнику. Отец Софроний объяснял, что враг часто возбуждает у новоначальных чувство ложного стыда и тем самым препятствует чистосердечному исповеданию своих помыслов старцу. При таком состоянии иноку необходимо приложить усилие к откровенности, после чего она постепенно станет его добрым навыком и раз от раза он будет открывать свои помыслы непринужденно. Старец убеждал, что без откровения помыслов иноку очень трудно будет устроить свою духовную жизнь. Он опытно знал, что иноки, приучившие себя к откровению, со временем бывают способны помогать ближним в их смущениях» (541).

Важное значение имеет несогласие с греховным помыслом, невзирая на то, что он может оказаться, на первый взгляд, невинным и как будто даже нужным нам. Останавливая на нем внимание человека, «злая сила начинает действовать еще сильнее: внушает ему помыслы уже с более конкретными и очевидными признаками греховности и, наконец, ввергает его в бездну порока» (109). Поэтому тот, кто желает и стремится получить вечное спасение, – по слову иеросхимонаха Паисия († после 1961), последние годы проведшего в обители преподобного и богоносного отца нашего Сергия, – должен не только «бороться с грехом, но обязан не соглашаться с порочными мыслями и пожеланиями, которые нарушают спокойствие его совести» (653–654).

Рекомендуется также для прогнания злых помыслов чтение Священного Писания, осенение себя крестным знамением, частое повторение молитвы Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» (451).

Вот то, что должно знать о греховных помыслах и как восстать против них, чтобы они «не породили злого желания и греховного дела» (451).

Борьба с искушениями

Искушения бывают двоякого рода: одни идут от Бога, другие – от духа зла, и поэтому по самому существу они бывают диаметрально противоположные.

Искушения от Бога – это испытание добродетелей человека. От злой силы – это прельщение на грех.

Бог испытывает человека в терпении, послушании, чистоте сердца, в боголюбии (примеры: терпеливый Иов, послушный Авраам, целомудренный Иосиф, боголюбивые израильтяне). Цель сего искушения – «яснее показать добродетель для большего увенчания славой на небесах и для пользы ближних» (94). – Злой дух, искушая, предлагает человеку временную сладость греха, чтобы уловить его, поработить и увлечь в вечную гибель.

Бог испытывает добрых – «сердца избранных праведников», – любя их. – Темная тварь искушает человека, ненавидя и его, и совершаемое им добро.

Бог, испытывая любимого Им, желает очистить его, уподобить его золоту, прошедшему сквозь огнь. – Злая сила искушает, чтобы ввергнуть в большие скверны.

Бог хочет спасения испытываемому и готовит ему венец славы. – Супротивник хочет гибели и готовит муки.

Искушение от Бога сначала бывает скорбным, трудным, но потом и здесь, на земле, приносит благодатное утешение, и там, в жизни будущей, доставляет вечные блага. – Искушение же супостата сначала бывает сладким, но затем неминуемо влечет за собой горечь, угрызения совести и, наконец, нескончаемые муки.

«Итак, одно есть искушение (испытание) Божие, другое искушение диавольское» (94–95).

Патерик говорит и о причинах, по которым Господь попускает человеку искушения. На основании святоотеческих указаний он отмечает пять причин. Вот они: «1) чтобы, борясь, боримые навыкали различать истинное добро от зла, которое умеет прикрываться мнимой добродетелью, 2) чтобы добродетель, стяжанная трудом в борьбе, была тверже и неприкосновеннее, 3) чтобы, преуспевая в добродетели, мы не возносились, но укреплялись в смирении, 4) чтобы за терпение и труд в борьбе сподобиться большей награды, 5) чтобы достигшие бесстрастия, мы не забывали о своей немощи и о силе Божией, или благодати, помогшей нам» (103–104).

Боятся искушений не следует, ибо они полезны. Поэтому должно «всегда ожидать» их и быть готовыми встретить их, чтобы, когда придут – не смущаться, не изумляться. (94). «Кто боится искушений, тот или добра не делает, или, сделав добро, совершает большее зло и разрушает прежде сделанное. Св. Антоний Великий говорит, что без искушения никто не спасется. То же утверждает и св. Лествичник в 26-м слове» (103). Без искушений – бед, скорбей – человек легко забывается и все сделанное им добро начинает «приписывать себе, а не благодати Божией». Но как только он «засмотрится на себя», так тут же и падает (104).

Спокойно встретив искушения, надо их в том же спокойствии перенести и победить. «Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, примет венец жизни, его же обеща Бог любящим Его», – восклицает св. ап. Иаков (Иак.1:12). «Напротив, не искушенный муж не искусен, а кто всем будет искушен, может и искушаемым помочь» (94). Потому и преподобный Марк Подвижник считает истинной добродетелью то, «когда после совершения добра человек победит искушение и не впадет в грех» (103).

В деле борьбы «с диавольскими искушениями» (104) важно смириться, не забываться, не превозноситься (104). Старец Иосиф считает, что в сем деле «наиболее ценным средством» является исповедь, и призывает «всех как можно чаще исповедоваться». «Христианская исповедь, – по его слову, – это лекарство. Исповедь – действеннейшее средство в деле духовного совершенствования» (696).

Образ борьбы с искушениями и славный конец ее явил в своем подвиге старец Феодот (†1859). Много зол он перенес и от людей, и от темной силы, но все победил – «остался непоколебим в своем стремлении к добродетельной жизни, и Господь возвеличил его. В нем видимо для всех проявился благодатный дар прозорливости, и он стал пользоваться глубоким уважением и благоговением братии и всех знавших его» (186).

Много искушений испытал и старец Илиодор (†1896) – на заре своего иночества по клевете был даже удален из Глинской пустыни, – но не потерял надежды на помощь Божию и усердно просил Царицу Небесную заступиться. И вот как он рассказывает о конце своих горестей: «Слышу: на колокольне пробило 12 часов; в это время отворилась калитка, ко мне вышел монастырский духовник, и он объявил мне, что настоятель принимает меня снова в обитель, а послушание назначает на братской кухне. Какова же была моя радость! Я не находил слова, как отблагодарить Царицу Небесную»! (329).

Обозрение наставления Патерика о борьбе с искушениями можно завершить словами Премудрого Сираха: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи. Не скор буди во время наведения: прилепися Ему, и не отступи, да возрастеши напоследок твой» (Сир.2:1–3).

Борьба с грехом

Как необходимо бороться с искушениями, так необходимо решительно выступать и против греха.

Глинский патерик мало говорит о самом грехе. Назвав его «самым ужасным злом в мире», от которого «человек терпит всякие бедствия здесь, на земле, и лишается вечного блаженства» (696), он обращает внимание на главное – на предупреждение греха, на его отстранение, изгнание.

Неверно делить грехи на малые и большие и, разделив их, сторониться больших и не придавать значения малым. – Любой грех опасен. «Берегись малого греха, – учит Патерик, – то никогда великого греха не будет» (501). И опасен грех в равной мере и в юности, и в старости. В старости он особенно опасен, если с ним не было борьбы в юности – «трудно бороться в старости, когда мы себя к этому не подготовили» (316).

Для борьбы с грехом, по учению старцев, последователю Христову должно мобилизовать все силы – и духовные, и телесные. «Только при таком сочетании и направлении сил духа и тела возможна полная победа христианина над его ветхим человеком» (106).

В борьбу с грехом, со страстями надо вступать смело и, если в этой борьбе встретятся неудачи, не расслабляться, не поддаваться унынию. «А что страсти нас борют, – учит старец Илиодор (†1879), – от сего унывать не должно, это наша брань, против которой мы должны всегда быть готовы. Нужно только усиленно противиться их требованию. А чтобы успешнее против них действовать, надо повнимательнее рассматривать, которая сильнее в нас действует страсть, против этой одной следует вооружаться всей крепостью» (349).

Оружием «сильнодействующим», сокрушающим грех, служит молитва (640). «Она не позволяет коснеть во грехах, приносит истинное утешение, наполняет сердце радостью и миром. От упражнения в непрестанной молитве человек приобретает молитвенный опыт, опыт борьбы с врагом и его искушениями» (700). Конкретно рекомендуется: читать «ежедневно Псалтирь, Каноник и молитву: Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Прочитывай ее несколько раз в день: она весьма утешительна» (501).

Монах Николай (†1870), чтобы победить одолевший его грех, прибег к особому средству – стал ежедневно, при любой погоде, ходить на кладбище. «Там, среди могил и крестов, вместо телесной красоты, он представлял себе бренность естества человеческого и тление во всем его безобразии; вместо минутного услаждения – вечную муку» (316). С помощью благодати Божией отец Николай устоял (316).

Завершением к теме о борьбе с грехом может служить рассуждение старца Василия Серебренникова (†1996): «Возненавидеть грех сердцем это большое дело, дело благодати. Самим же нам нужно хотя умом (волей) его отражать и затем молитвой (по епископу Феофану)»6.

Борьба с врагом спасения

Патерик, призывая к неослабной борьбе с помыслами, искушениями, грехом, одновременно настойчиво увещает укрощать воздвигаемую против спасающегося «брань духа злобы» (138).

Какие ухищрения применяет злая сила, как она действует? – Ухищрения искусные, действия различные: умаляет грех, оправдывает уже совершенный, внушает отложить мысли о спасении ко времени старости. Но лучше послушать ответ на эти вопросы самого Патерика: «Когда видит диавол, что кто-нибудь не хочет согрешить, то он не настолько неискусен в деянии зла, чтобы внушить ему делать явные грехи, но умаляет их. Не говорит: “Иди сотвори блуд или поди укради”, знает, что не хотим этого, и не считает нужным внушить нам нежелаемое, но находит в нас одно пожелание или самооправдание и под видом доброго вредит нам» (92). «У врага спасения всегда находятся предлоги к нашему самооправданию. То он указывает на других, небрегущих спасением, то ложно толкует, что мы же не святые, чтобы ни в чем не сделать себе послабления, и т. д.» (102). Патерик отмечает, что этими ухищрениями «многие уловляются», забывая обращенный ко всем призыв св. ап. Петра, того апостола, который сам на себе испытал силу действия темного духа (Мф.16:23; Мк.8:33). «Бодрствуйте, – призывает св. апостол, – уповайте на благодать Божию и, как послушные дети, не сообразуясь с прежними похотями,... но, по примеру призвавшего вас Святого (Бога), сами будьте святы во всех поступках или во всем житии. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И, если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего: зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни,... но драгоценною Кровию Христа» (1Пет.1:13–19) (102).

В Патерике приводится весьма поучительный рассказ старца Мартирия (†1865) (имеющий прямое отношение к нашей теме) о том, что однажды случилось с ним. Какая-то добрая, благоговейная женщина, приехав в обитель, раздавала более почитаемым старцам карманные платочки. Такой платочек был подан и отцу Мартирию. Дальше цитирую его слова: «Я взял поданный платочек и придя в келлию, развернул его, а в нем оказалось пятьдесят копеек денег, я подумал куда их деть? Да пусть полежат, я отдам кому-либо нуждающемуся. Вечером после келейного правила, когда затушил огонь, чтобы успокоиться, замечаю, подходит мысленный прилог и говорит: “А вот что хорошо бы тебе сделать: человек ты уже старый и слаб, надо себя поддержать, а то, пожалуй, можно совсем ослабеть, вот теперь деньги есть, хорошо бы купить водочки и перед обедом пить по маленькой чарочке для аппетита, пообедал бы лучше, вот бы и здоровье подкрепилось, а то от воздержания и аппетит прекращается”. Вначале я не придавал ему значения, а враг нашептывал, нахально все лезет со своим лукавым советом и мешает псаломским словам, а далее пристал так неотвязно, что мне стало противно его нахальство. “Э! – думаю, – да тебе, нечистый враже, лишь бы к чему привязаться, то ты сейчас и здесь! Надо с тобой поскорей разделаться!” Я взял платочек с деньгами и, выйдя из келлии, отыскал кирпич и привязал к нему платок с деньгами и пошел к речке, где самое глубокое место (около бани). Стал спиной к речке, чтобы не видеть, где упадет кирпич, и забросил его через голову в воду, не оглядываясь назад, и пошел обратно в свою келлию. Придя в келлию, почувствовал спокойствие» (275).

Иногда враг спасения принимал образ благожелателя, раскрывая перед подвижником неудобства, трудности монастырской жизни и внушая ему вернуться в мир (185). Если это не колебало душевную твердость спасающегося, то враг приступал к нему со всевозможными устрашениями – принимал образы разных чудовищ и зверей (185), привидений (185). Когда однажды спросили монаха Федора (†1859), видел ли он наяву бесов и если да, то каковы они, старец сказал: «Они мерзкие... Видели вы медведя?.. Ну, вот он в таком виде может явиться» (186). Тот же старец в ответ на просьбы рассказать, какие усилия употребляет враг спасения человека, когда желает на него воздействовать, воскликнул: «Ох! Если бы вы увидели, с каким усилием враг увивается около искушаемого человека и старается быть как можно ближе к нему, то вы изумились бы. Когда человек идет, ступая по земле ногами, и еще не успеет поднять ногу с места, на котором она стояла, а преследующий его диавол уже старается на его след поставить свою гнусную лапу. Как хитрые птицы, как лукавые лисицы окружают нас богомерзкие демоны и жадно похищают в душе нашей всякое добро и расположение и ослепляют наши духовные очи» (186).

Особенно сильно нападает враг на спасающегося в начале подвижнической жизни. Но не оставляет он в покое и того, «от которого видел себя попираемого незлобивым терпением и другими подвигами самоотвержения» (185).

Бороться со злой силой нелегко.

В житии монаха Мартирия (†1865) рассказывается, что когда угрозы бесовских полчищ не поколебали его, бесы, по попущению Божию, нанесли ему удары, и настолько сильные, «что от них образовались на теле кровавые подтеки в виде синих полос. А особенно пострадала его правая рука, на ней были следы ударов палкой. От таковых побоев старец не мог свободно владеть рукой и после довольно долгое время носил перевязанную руку на полотенце на шее» (278). – Чтобы читатель не усомнился в действительности сообщаемого, описатель подвигов старца заявляет: «Это случилось в 1863 году в летнее время. Пишущий эти строки сам видел отца Мартирия, болящего от таких бесовских побоев» (278). О том же старце повествуется, что враги спасения не давали ему возможности уснуть после больших трудов и поэтому он приходил в псалтирню, туда, где совершается неусыпаемое чтение Псалтири. Братиям, не знавшим причины сего и поэтому упрекавшим его, старец говорил: «В келлии враги не дают уснуть, а в псалтирне читается слово Божие, вот здесь врагу той свободы нет, здесь я немного и сосну» (278–279).

То, что происходило со старцем Мартирием, не было чем-то новым в борьбе со злой силой. В Древнем Патерике египетских подвижников рассказывается, что враг так нападал на первых анахоретов, что они совсем не могли спать. И вот чтобы избавится от действия злой силы, они собирались по несколько человек в одно место – «один из них читал псалмы, а прочие покоились сном» (283).

Монах Досифей (†1874), прозванный за святость жизни Благоговейным, вынужден был в течение пяти лет вести беспрерывную брань с врагом спасения, пытавшимся увести его из святой обители (318).

Упоминается в Патерике и о борьбе с врагом преподобного Серафима Саровского (†1833): борясь с ним, преподобный «стоял тысячу суток на камне, когда отказался два раза от предлагаемого настоятельства в сане архимандрита» (290).

Для борьбы с врагом спасения в Патерике указываются и средства. Самым действенным средством считается молитва и Крест Господень. Об известнейшем глинском старце монахе Феодоте (†1859) читаем: «Неустрашимый подвижник прогонял врага и разрушал его наветы молитвой и силой животворящего Креста Господня» (185). Когда же один инок в брани с духом злобы готов был пасть, игумен Евстратий (†1885) вместе «с братией возносили горячие молитвы к Господу, чтоб Господь облегчил брань страждущего. И инок стал преодолевать искушения, спокойствие и мир водворились в его сердце, и он безропотно решил остаться в обители» (138). Аналогичное было и с монахом Досифеем (†1874). После усиленной церковной молитвы об укреплении его в борьбе, монах Досифей «сделал крутой поворот в своей жизни: из разговорчивого сделался совершенно молчаливым; если что требовалось объяснить, показывал знаком и лишь в крайней необходимости отверзал уста свои для двух-трех слов. С целью успешнее вести борьбу с врагом спасения отец Досифей, любя чистоту, опрятность и удобства жизни, теперь показывал полное пренебрежение ко всему этому» (318).

Победоносным духовным оружием является также смирение. О нем читаем: «Только полное смиренномудрие старца (Досифея Благоговейного. – К.С.) могло без вреда для души сносить все козни врага рода человеческого, который в лице некоторых братий обители также находил себе усердных помощников – досадить подвижнику» (318).

Враг спасения не любит наставления старцев, особенно тех, которые оказывают сильные влияния на духовных чад. «Он сейчас же поднимает вопль: “Где вам все так исполнить, вы немощны и слабы; это можно было требовать в прежнее время, а не теперь! Это стеснение!” и т. д. И рада этому воплю грехолюбивая изнеженная плоть, противница духа: она ни о какой строгости знать не хочет; но кто ищет спасения – иначе судит... “Слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемым сила Божия есть” (1Кор.1:18)» (459).

Лукавый не только ненавидит наставления старцев, но и самый их голос; «ненавидит даже самые вопросы у опытных людей, ибо знает, что при открывании немощей и при исполнении полезных советов обнаруживается его злодейство» (93).

Наконец, не страшны все нападения злой силы, все ее козни, тем, кто, с Божьей помощью, достиг бесстрастия. О подвижнике Феодосии (потом монах Феодот) говорится так: «В последующее время видно было, что подвижник Феодосий за свои неутомимые подвиги и незлобивое терпение, по благодати Божией, достиг высоты бесстрастия и принял от Бога дарование не страшиться духов злобы» (186).

***

Вывод лучше всего сделать словами того же многополезного Глинского патерика: «Если бы и каждый день пришлось тебе тысячу ран принять, и тогда не слушайся врага твоего, не отступай от подвига и не впадай в отчаяние, но знай, что враг вооружается на тебя, завидуя твоему доброму намерению. Итак, не унывай при вражеских искушениях: Господь вскоре посетит тебя тайным благодатным утешением; ибо Он через пророка говорит: “Аще бы и жена забыла исчадие свое, Аз же не забуду тебе” (ср.: Ис.49:15). Веруй слову Господню и со смирением жди милости» (86).

* * *

6

Свеча Богу..., М., 1999. С. 47.


Источник: Лампада глинская : Старчество в современном мире / К.Е. Скурат. - Москва : Русскiй Хронографъ, 2005. - 223 с.

Комментарии для сайта Cackle